Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ B2B'

МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ B2B Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
В2В / маркетинг / современные коммуникации / маркетинговые инструменты / маркетинговая политика / малое предприятие / B2B / marketing / modern communications / marketing tools / marketing policy / small enterprise

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ұнасхан Н. Б.

В статье рассмотрена маркетинговая политика для малого предприятия на рынке B2B, а также выявлены основные предпосылки формирования маркетинговой политики компании ТОО «KazNetUniversal».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING POLICY FOR SMALL BUSINESSES IN THE B2B MARKET

The article considers the marketing policy for a small enterprise in the B2B market, and also identifies the main prerequisites for the formation of the marketing policy of the company «KazNetUniversal» LLP.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ B2B»

ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 333.338

¥насхан Н.Б. студент магистратуры Almaty Management University Республика Казахстан, г.Алматы

МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА

РЫНКЕ B2B

Аннотация: В статье рассмотрена маркетинговая политика для малого предприятия на рынке B2B, а также выявлены основные предпосылки формирования маркетинговой политики компании ТОО «KazNetUniversal».

Ключевые слова: В2В, маркетинг, современные коммуникации, маркетинговые инструменты, маркетинговая политика, малое предприятие.

Unashan N.B. master's degree student Almaty Management University Republic of Kazakhstan, Almaty

MARKETING POLICY FOR SMALL BUSINESSES IN THE B2B

MARKET

Annotation: The article considers the marketing policy for a small enterprise in the B2B market, and also identifies the main prerequisites for the formation of the marketing policy of the company «KazNetUniversal» LLP.

Keywords: B2B, marketing, modern communications, marketing tools, marketing policy, small enterprise.

Постановка проблемы. В последнее десятилетие появился рынок с названием «В2В». На самом же деле данный вид рынка зародился в нашей стране вместе со становлением рынка как такового. Рынок «В2В " - это рынок, где в качестве продавца и покупателя выступают юридические лица, а его название происходит от английского выражения «Business to business», что означает «бизнес для бизнеса» или же «юридическое лицо юридическому лицу». Именно поэтому к сфере «В2В» относятся в основном промышленные рынки.

Стратегии В2В - это продукт, который эволюционировал из основ классической торговли, однако приобрел более четкие очертания лишь недавно.

Маркетинг в сегменте B2B представляет собой процесс взаимодействия компании-поставщика с компанией-потребителем. Результат такого взаимодействия - продажа продуктов/услуг бизнеса другому бизнесу.

Изложение основного материала. В современных условиях высокого уровня конкуренции маркетинговая политика предприятия играет одну из основных ролей в формировании конкурентных преимуществ компании, когда на уровень цены и качества невозможно повлиять. Однако проблематика остается в необходимости четкой дифференциации подходов к формированию маркетинговой политики рынка B2B.

Большинство определений, предложенных учеными, сводятся к следующему: В2В (англ. - Business to Business) - это, рынок розничной сети, который нацелен на всех субъектов, которые находятся в цепочке этой сети.

В2В-рынок - это рынок взаимодействия юридических лиц. Товары и услуги покупают для промежуточного потребления, например для обеспечения производственной деятельности с помощью сырья и материалов или последующей перепродажи приобретенных ценностей.

Для любого предприятия очень важно понимать различие поведения и специфики различных потребителей для создания и имплементации наиболее эффективных маркетинговых мероприятий.

Предприятиям, которые работают на рынке В2В, важно понимать специфику поведения, особенности и ключевые отличия целевой аудитории для создания результативной маркетинговой политики, которая будет улучшать количественные и качественные показатели компании.

К основным способам и инструментам маркетинговой политики предприятия относятся: SMM - Social Media Marketing; SEO-оптимизация; реклама (контекстно-медийная, поисковая); етаИ-маркетинг; SMS-маркетинг; контент-маркетинг; видеомаркетинг; ремаркетинг и ретаргетинг; event marketing [4].

В последние годы все более стремительное развитие приобретают каналы интернет-коммуникаций. Интенсивность использования интернет-маркетинга в промышленной и потребительской коммуникационной политике одинаково высока. Конечная цель B2B рынка и контент-маркетинга одна - увеличить узнаваемость бренда и привлечь целевую аудиторию.

Наибольший процент конверсии дает SEO-оптимизация сайтов и контекстно-медийная реклама. Но SMM-маркетинг является одним из самых дешевых способов лидогенерации.

Наиболее релевантными каналами для коммуникации с целевой аудиторией в социальных сетях для B2B-бизнеса является Facebook, Twitter и LinkedI.

Согласно статистическим данным, 94% маркетологов используют LinkedIn как канал распространения контента, 89% - Twitter, Facebook и YouTube - 77%, а Google+ - 61%. Так, половина социального сетевого трафика поступает от В2В-компаний на LinkedIn. 92% маркетологов,

работающих на В2В-рынке, включают LinkedIn в свой Интернет-маркетинг-микс. На втором месте Twitter - 87%, затем Facebook - 76%, YouTube - до 67% и Instagram - 15%. Из всего количества конверсий в социальных сетях 80% приходится на LinkedIn, все другие платформы вместе составляют менее 20%, включая Facebook и Twitter. 61 млн. пользователей LinkedIn являются влиятельными лицами с высокими должностями, 40 млн. занимают руководящие должности. LinkedIn конвертирует более 50% всего социального трафика на веб-сайты и блоги В2В-бизнесов [2].

На потребительском рынке наиболее популярным каналом коммуникации является Facebook. В этой социальной сети зарегистрировано 1,3 млрд. пользователей. Facebook, это самая популярная социальная сеть во всем мире с наибольшим количеством активных пользователей. 97% маркетологов используют Facebook, поскольку сеть предоставляет им большой органический и платный охват. Facebook предлагает множество возможностей для участия, поощряя аудиторию «лайкать», распространять и комментировать сообщения. Компания может воспользоваться различными опциями размещения, например, изображениями, видео, сообщениями в блогах, которые содержат ссылки на необходимый веб-сайт, карусели, опросы и слайд-шоу. Она также позволяет показывать объявления с таргетингом на людей, на основе конкретных демографических данных, местоположения, интересов и т.д.

Наряду с повышением осведомленности о бренде, достижением должности и привлечением Facebook предоставляет статистическую информацию об эффективности рекламной кампании.

Существует много классических инструментов маркетинговых коммуникаций, однако наиболее высоким уровнем развития характеризуется инструмент Интернет-маркетинга.

Одним из наиболее эффективных и экономически выгодных инструментов маркетинга является Интернет-маркетинг. Его интенсивно используют как для промышленного, так и для потребительского рынков. Самыми дешевыми средствами коммуникаций в Интернете являются SMM и контент-маркетинг. Наиболее популярной сетью для B2B-рынка является социальная сеть LinkedIn, для В2С-рынка - Facebook. Среди результативных сетей для двух рынков есть Twitter, YouTube, Google+ [3].

В таких условиях деятельности малому предприятию ТОО «KazNetUniversal» работать становится динамичнее и сложнее. Это связано с тем, что каждое предприятие является составной частью национальной экономики, которая сейчас, как никогда, находится в сложных условиях и ситуации неопределенности.

Компания ТОО «KazNetUniversal» за многолетний опыт работы зарекомендовал себя как надежного партнера в сфере поставки электронного телекоммуникационного оборудования.

Маркетинговая деятельность становится необходимым инструментом ТОО «Ка2КеШшуегва1», и средством выживания предприятия на рынке В2В.

Внедрение маркетинга необходимо в связи с тем, что это может увеличить эффективность деятельности ТОО «KazNetUniversa1». Анализ предприятия ТОО «KazNetUniversa1» позволил выделить экономические предпосылки формирования маркетинговой политики (рис. 1).

Г N Открытие границ и зарождение новых торговых отношений между вновь созданным государством и развитыми странами мира ^ У

Зарубежный опыт широкого и эффективного применения маркетинга

г Стремительное развитие средств коммуникации

Изменение ментальности граждан по отношению к потребителю (раньше потребитель покупал то, что производилось, но постепенно его интересы становились объектом маркетинговой деятельности)

г * Насыщение рынка и обострение конкуренции между предприятиями

Распространение мировой тенденции доминирования эмоциональной сферы над материальной (раньше ценность товара заключалась в удовлетворении им физических и материальных потребностей потребителя, зато сейчас эмоциональная составляющая покупки преобладает над ее материальной ценностью)

Повышение осведомленности потребителей и рост требований к

продукции

Рис. 1. Основные предпосылки формирования маркетинговой политики ТОО «KazNetUniversa1» [1]

Стоит отметить, что на имеющейся ступени развития ТОО «KazNetUniversa1» в области освоения принципов маркетинга в значительной мере отстал от иностранных. Это проявляется прежде всего в недостаточной гибкости и оперативности реагирования производства на требования потребителей, а также в медленном обновлении продукции и внедрении новых технологий, усилении дефицита и несбалансированности развития.

Особенно негативное влияние такая ситуация имеет при выходе предприятия ТОО «KazNetUniversa1» со своей продукцией на зарубежный рынок, который является рынком покупателей, а не продавцов, как внутренний рынок [4]. Указанная проблема является чрезвычайно важной для

маркетологов ТОО «KazNeШmversal» в связи с актуальностью внешнеэкономической деятельности предприятия.

Как показывает практика функционирования ТОО «KazNetUniversal», их маркетинговая деятельность осуществляется традиционными маркетинговыми инструментами (рис. 2).

Инструменты для сбора первичной информации о состоянии рынка,

собственного позиционирования и изучения деятельности конкурентов

г > Инструменты формирования товарной политики

' > Инструменты формирования ценовой политики

Инструменты формирования сбытовой политики

Инструменты формирования коммуникационной политики (в том числе рекламная политика и продвижение)

Инструменты высокотехнологичные для послепродажного и сервисного обслуживания

' > Инструменты (например, 3d-маркетинг)

Рис. 2. Группы маркетинговых инструментов, которые используют в ТОО «KazNetUniversal» [1]

Перечисленные инструменты активно внедряются в маркетинговой деятельности ТОО «KazNetUniversal». Определено, что человек воспринимает более 80% информации визуально, что позволяет использовать 3D-маркетинг для получения выгоды для производителей [2].

Исследование средств маркетинговой политики ТОО «KazNetUniversal» должна учитывать то, что предприятие функционирует на рынке В2В, в котором основными потребителями его продукции являются промышленные предприятия, что в свою очередь изготавливают товары для сбыта их конечным потребителям.

Главная особенность потребителей на рынке В2В заключается в том, что решение о покупке принимают менеджеры высшего звена, при этом и другие работники участвуют в принятии этих решений, тогда как саму покупку осуществляет уполномоченное лицо (например, сотрудник отдела

маркетинга, или логистики). Работник может быть не мотивирован или равнодушен к процессу и условиям продажи. Все это вызывает определенные сложности для предприятия.

Одним из путей решения указанной ситуации, по нашему мнению, может стать выбор предприятием ТОО «KazNetUniversal» инновационного пути развития. Актуальным является разработка и продвижение на рынке экологических инноваций, что в современных условиях воспринимается очень положительно как потребителями (в результате получения преимуществ от новых экологических продуктов или услуг), так и производителями (вследствие укрепления их конкурентного статуса на рынке) [1].

Эффективным инструментом ТОО «KazNetUniversal» при работе с юридическими лицами - компаниями-потребителями, является директ-маркетинг, построенный на установлении тесных взаимосвязей с руководящим составом потенциальных компаний-клиентов. Прямые продажи или direct marketing - один из самых эффективных инструментов коммуникаций и продаж на рынке В2В. В ТОО «KazNetUniversal» direct marketing должен осуществляться путем как активных, так и пассивных продаж.

У ТОО «KazNetUniversal» должна быть создана подробная клиентская база, в которой отображается полная информация о постоянных клиентах, начиная от их общей характеристики, заканчивая данными об их личных предпочтениях. Также осуществляется электронная рассылка существующим и потенциальным клиентам коммерческих предложений и информационных сообщений. Одним из приемов директ-маркетинга является работа с инженерно-технологическим и дизайнерским отделами. За каждым конкретным потребителем закреплен персональный менеджер. Это позволит ТОО «KazNetUniversal» досконально изучать клиентов и лучше удовлетворять их потребности в товаре, увеличивая объемы продаж. При поиске новых клиентов менеджеры должны составлять скрипт продаж, так как он помогает эффективно сбывать продукцию с помощью холодных звонков.

Вывод. С целью эффективного продвижения услуг ТОО «KazNetUniversal» предлагаем использовать Интернет как один из самых успешных каналов продвижения.

В связи с этим необходимо дать следующие рекомендации по совершенствованию Интернет - продвижения услуг ТОО «KazNetUniversal»:

1. Необходимо расширить интеграцию сайта и социальных сетей.

2. Для увеличения конверсии сайта и используемых каналов интернет-продвижения, необходимо:

- внедрить модуль системы онлайн - заказа;

- повысить эффективность заказов за счёт качественно нового представления ассортимента услуг и продукции на сайте.

Таким образом, ТОО «KazNetUniversal» функционирует на рынке B2B, поэтому совершенствование маркетинговой деятельности предприятия должно осуществляться с учетом особенностей данного рынка (решение о закупке чаще всего осуществляется коллективно; предварительно проводится исследование цен и поставщиков; имеют место конкурентные торги; распространенные переговоры между производителем и потребителем).

Маркетинговая деятельность предполагает наличие как объективных, так и субъективных предпосылок, к числу которых необходимо отнести формирование нового типа бизнесменов и менеджеров.

Использованные источники:

1. Официальный сайт ТОО «KazNetUniversal», http://www.kaz-net.kz//

2. Садовская И. И. Особенности и основные отличия маркетинговой политики на Ь2Ь-рынке / И. И. Садовская, С. Е. Петропавловская // Экономика и управление предприятиями. 2019. - №3 (20). - С. 327-334.

3. Butler B. Blending the Old and New Schools of B2B Sales // BlueLeadz Magazine. - 2018. - С. 2.

4. Lawrence M., Keith A. How B2B Sales Can Benefit from Social Selling // BlueLeadz Magazine. - 2018. - С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.