Научная статья на тему 'Маркетинг взаимодействия в системе экономических отношений на рынке труда'

Маркетинг взаимодействия в системе экономических отношений на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / РЫНОК ТРУДА / ПРЕДПРИЯТИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / РАБОТОДАТЕЛЬ / MARKETING / LABOR MARKET / ENTERPRISE / DIGITALIZATION / EMPLOYER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кублин Игорь Михайлович

В статье рассматриваются проблемы маркетинга на рынке труда. Обозначается потенциал расширения маркетинга при цифровизации и особенности привлечения высококвалифицированного персонала в производственную деятельность предприятий и специфичность обучения работе с инновационным оборудованием. Для внедрения цифровой автоматизации в производственный процесс и результативного решения вопросов переподготовки работников, способных обеспечить промышленное освоение инновационного оборудования, предлагается акцентировать внимание на образовательную деятельность. Поиск путей развития маркетинговых взаимоотношений должен основываться на интеграции процессов цифровизации производства, повышении качества трудовых отношений и достижении финансовой устойчивости предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of marketing in the labor market. The potential of marketing expansion at digitalization and features of attraction of highly qualifi ed personnel in production activity of the enterprises and specifi city of training to work with the innovative equipment are designated. To introduce digital automation into the production process and effectively address the issues of retraining of workers capable of ensuring the industrial development of innovative equipment, it is proposed to focus on educational activities. According to the author, the search for ways to develop marketing relations should be based on the integration of the processes of digitalization of production, improving the quality of labor relations and achieving financial stability of enterprises.

Текст научной работы на тему «Маркетинг взаимодействия в системе экономических отношений на рынке труда»

68 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № Б (74) -♦

Igor Mikhailovich Kublin,

Doctor of Economics,

professor of the department of marketing,

economics of enterprises and organizations,

Saratov socio-economic institute (branch)

of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 339.138

Игорь Михайлович Кублин,

доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

ikublin@mail.ru <Д»>

МАРКЕТИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА

В статье рассматриваются проблемы маркетинга на рынке труда. Обозначается потенциал расширения маркетинга при цифровизации и особенности привлечения высококвалифицированного персонала в производственную деятельность предприятий и специфичность обучения работе с инновационным оборудованием. Для внедрения цифровой автоматизации в производственный процесс и результативного решения вопросов переподготовки работников, способных обеспечить промышленное освоение инновационного оборудования, предлагается акцентировать внимание на образовательную деятельность. Поиск путей развития маркетинговых взаимоотношений должен основываться на интеграции процессов цифрови-зации производства, повышении качества трудовых отношений и достижении финансовой устойчивости предприятий.

Ключевые слова: маркетинг, рынок труда, предприятие, цифровизация, работодатель.

MARKETING OF INTERACTION IN THE SYSTEM OF ECONOMIC RELATIONS IN THE LABOUR MARKET

The article deals with the problems of marketing in the labor market. The potential of marketing expansion at digitalization and features of attraction of highly qualified personnel in production activity of the enterprises and specificity of training to work with the innovative equipment are designated. To introduce digital automation into the production process and effectively address the issues of retraining of workers capable of ensuring the industrial development of innovative equipment, it is proposed to focus on educational activities. According to the author, the search for ways to develop marketing relations should be based on the integration of the processes of digitalization of production, improving the quality of labor relations and achieving financial stability of enterprises.

Keywords: marketing, labor market, enterprise, digitalization, employer.

В условиях цифрового развития экономики особое значение приобретает маркетинг взаимодействия на рынке трудовых ресурсов.

Маркетинг взаимодействия представляет собой современную концепцию предпринимательской деятельности, направленную на развитие трудового потенциала предприятия. Здесь концепция раскрывается как система подходов и способов представления трудовых процессов на предприятии при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности. Концепция маркетинга взаимодействия на рынке труда может быть рассмотрена как транспарентная система важнейших идей, коллективный замысел, идеология трудовой деятельности на предприятии или отдельного работодателя при привлечении рабочей силы на выполнение разных, но необходимых видов работ.

Организация трудовых процессов на промышленном предприятии тесно увязывается с процессом разделения труда [8, с. 84]. В этой связи с позиций маркетинга содержание трудовых процессов формируется последовательностью выполнения работниками функций в различных производственных подразделениях, связанных с изготовлением конкурентоспособной продукции. Заводские специалисты в сфере маркетинга, технологического отдела и отдела труда и заработной платы должны участвовать в определении рационального содержания трудовых процессов при изготовлении про-

дукции, начиная с отдельных операций, деталей и модулей, заканчивая сборочными единицами с проведением особого мониторинга, направленного на ликвидацию дублирования функций при выпуске продукции [4, с. 181].

Применительно к работнику содержание осуществляемых им трудовых процессов зависит от разделения трудовых функций, формирующих специализацию работника [6]. В производственном процессе разграничиваются функции и задачи, которые определяют специализацию работников на обусловленные виды работ с учетом их сложности и необходимой для этого квалификации работников [3, с. 51].

Типичной чертой современного высокоспециализированного цифрового производства является присутствие маркетинговых компонентов в каждом изготавливаемом товаре [1, с. 73]. При этом маркетинговая работа, знание цифровой экономики и коммуникационное сотрудничество внутри предприятия становятся факторами формирования цены и, как следствие, повышения конкурентоспособности продукции и экономического развития предприятия. Следует отметить, что практически для всех видов продукции производственно-технического и потребительского назначения цена формируется не столько на стадии материального производства, сколько с учетом маркетинговых исследований, процессов продвижения на рынок, научно-

НБЫ1994-5094 ♦-

69 -♦

исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также гарантийного и послегарантийного обслуживания [2, с. 13-14].

В настоящее время цифровизация проникает во все технологические процессы, производственные сферы и стадии экономических процессов. Вместе с тем с применением цифровой автоматизации снижается инновационный цикл производимой продукции, а поток вводимых новаций уплотняется [5]. При этом трансформируется экономическая структура рынка и, как следствие, изменяется система образовательной деятельности, которая должна быть направлена на переподготовку и повышение квалификации работников, освоение ими цифровых технологий, направленных на умение работать в условиях роботизированных систем и комплексов.

В этой связи маркетинг перестает быть автономным объектом экономических отношений и уже не ограничивается сферой продвижения продукции на рынок, поскольку цифровизация, связанная с изготовлением продукции, касается не только средств производства, но и экономической реализации программ развития предприятия и применения инновационных технологий при производстве конкурентоспособной продукции.

Ведущие ученые-экономисты считают, что анализировать рынок труда рационально с учетом социально-экономических аспектов. С их точки зрения, рынок труда призван создавать организацию взаимосвязанных социально-экономических отношений и формировать высокую степень занятости людей трудоспособного возраста с высокими стандартами качества жизни [7; 9; 10; 11].

В условиях рынка в изменениях характера труда должны отражаться количественные соотношения творческих и механических функций при соединении факторов производства [12, с. 42-43]. При этом содержание трудовых процессов должно определяться квалификацией наемных работников, техническими средствами и новшествами, примененными в производственной деятельности, возможностями использования цифровых и информационных технологий с последующей реорганизацией структурных подразделений предприятия. К тому же изменение процесса содержания труда должно осуществляться на основе качественных преобразований с использованием цифровой автоматизации и информационных технологий.

Какую бы цифровую автоматизацию и информационные технологии ни внедряли в технологический или производственный процессы, работники с их квалификацией будет являться основной производительной силой, способные своим трудом создавать качественную инновационную продукцию на новых физических и химических принципах.

Так, в последнее время в результате внедрения цифровой автоматизации и инновационного развития производства ускоряется замена оборудования на более эффективно функционирующее, усиливается автоматизация и роботизация производственных процессов и скоростные характери-

стики работы оборудования; создаются инновационные виды предметов труда с заранее заданными свойствами на новой технологической основе, которые в чистом виде в природе не существуют, создаются материалы, которые прошли апробацию в космическом пространстве, позволяющие серьезно снизить вес оборудования при уменьшении потребляемой энергии, материалоемкости вновь создаваемого оборудования.

С другой стороны, цифровая автоматизация и производственный процесс с использованием инновационного оборудования оказывают значительное влияние на содержание трудовых функций работников. Известно, что внедрение инновационной техники сокращает физически тяжелый труд на устаревшем оборудовании, увеличивает уровень автоматизации и механизации производства, что, в свою очередь, обусловливает необходимость высокой профессиональной подготовки работников современного промышленного предприятия.

Если профессиональная подготовка высококвалифицированного работника, использующего в работе цифровые технологии, применена на практике, то она оказывает значительное воздействие на содержание процесса труда и работники становятся организаторами и руководителями инновационного производства с использованием цифровых технологий. В последнее время на функционирование производства оказывает существенное воздействие применение электронно-коммутационного оборудования, которое автоматизирует производственный процесс и заменяет большое количество специалистов на некоторое количество высококвалифицированных работников.

К тому же снижаются издержки производства и, как следствие, конечная цена изготавливаемой продукции. С применением цифровой автоматизации в технологических и производственных процессах задачами высококвалифицированных работников становятся: подготовка программного обеспечения для работы производственного аппарата; дистанционное управление процессом производства; наладка оборудования под изготовление деталей и узлов с определением оптимального режима труда и другие операции, влияющие на производительность труда.

Таким образом, меняется интенсивность производства, и происходит процесс стирания различий между физическим и умственным трудом, а сам труд принимает творческий интеллектуальный характер.

Например, внедрение цифровизации с плохо организованным производственным процессом и устаревшими методами работы с отсталой технологией не только не даст экономического эффекта, но и приведет к экономическим потерям из-за некомпетентного использования современной техники, увеличению численности работников и другим осложнениям при выпуске продукции.

Инновационная техника становится намного сложнее, подготовка и переподготовка работников усложняются, изменяется характер труда и трудо-

70 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 5 (74) -♦

вых отношений. Это требует общеобразовательной подготовки, чтобы работники соответствовали предъявляемым компетенциям [13, с. 58].

К тому же изменение содержания и характера труда вызывает новые мотивационные аспекты к труду. В этой связи высококвалифицированные работники в своем труде видят не только материальную сторону, но и самое главное - возможность получать большее вознаграждение за труд, за свои способности, трудолюбие и талант.

Так, при увеличении стоимости рабочего места на смену простым работникам приходят инженерно-технические специалисты с хорошим знанием программирования и цифровых технологий. Функциями их труда становится цифровое управление инновационным оборудованием, конвейерными линиями, энергетическими системами и контроль технологических процессов.

Формируемый в России рынок труда требует квалифицированных и хорошо подготовленных работников. В этой связи усиливается роль маркетинга и важность получения услуг образовательного характера по подготовке и переподготовке высококвалифицированных работников.

Умственный труд высококвалифицированного персонала, занятого непосредственно в производстве, дает возможность снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.

С позиций маркетинга рынок трудовых ресурсов следует развивать не только с точки зрения воспроизводства рабочего потенциала, но и с точки зрения принципов воспроизводства интеллектуальных способностей. Активизировать данный процесс возможно через дополнительное финансирование образовательной деятельности по разным направлениям подготовки и переподготовки кадров.

Обобщив маркетинговые исследования, сделаем следующий вывод: рынок трудовых ресурсов представляет собой организацию взаимоотношений с использованием инструментов маркетинга, в том числе и правовых актов, призванных обеспечивать эффективное использование и нормальное воспроизводство труда, подразумевающее получаемое вознаграждение. Также рынок трудовых отношений должен демонстрировать систему организации трудовой деятельности при товарно-денежных отношениях наемного труда.

Анализ применения маркетинговых технологий на рынке трудовых ресурсов даст возможность

раскрыть возможности применения цифровых технологий в современном инновационном производстве, что может быть важно для понимания механизмов перехода предприятий на новые технологии функционирования.

1. Астратова Г.В., Климук В.В., Минин В.В. Качество жизни в созидательном аспекте регионального благополучия // Стандарты и качество. 2015. № 1. С. 72-74.

2. Бурмистрова И.К., Кублин И.М. Проблемы ориентации инновационного развития предприятий в нестабильных экономических условиях // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 2 (06). С. 11-17.

3. Верещагина Л.С., КублинИ.М., Воронин Э.Е. Регулирование процесса управления оплатой труда при производстве конкурентной продукции промышленным предприятием в рыночных условиях хозяйствования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 3 (72). С. 49-54.

4. Волков С.К., Кублин И.М. Диверсификация производства как фактор обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2013. № 4 (40). С. 179-183.

5. ВороновА.А. Конкуренция и конкурентоспособность: количественные методы оценки. Краснодар, 2002.

6.ЖулинаЕ.Г. Экономика труда: учеб. пособие. М., 2010.

7. Гордашникова О.Ю. Маркетинг в системе менеджмента качества предприятия. Саратов, 2010.

8. ЕремеевМ.А., Кублин И.М. Формирование принципов обеспечения эффективности оплаты и стимулирования труда // Современная экономика: проблемы и решения. 2011. № 1 (13). С. 83-92.

9. КиселеваМ.В., МахметоваА.-Ж.Е. Концептуальный подход к организации нормирования труда на предприятии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2013. № 4. С. 67-71.

10. Кузнецова Н.А., Ильина А.В. Совершенствование механизма экономической мотивации сельхозтоваропроизводителей в условиях экономических санкций // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 2 (61). С. 29-33.

11. Наумов С.Ю., Константинова Л.В., Яшин Н.С. Воспроизводство кадров для реального сектора экономики: социально-управленческий контекст // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2 (51). С. 72-76.

12. Ольхова Л.А., Паймук А.Д. Современные проблемы формирования и использования трудового потенциала отечественной экономики // Современные проблемы управления и регулирования. Пенза, 2017. С. 39-49.

13. Яшина М.Н. Повышение качества профессионального образования в современных условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 4 (63). С. 57-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.