Научная статья на тему 'Маркетинг в сфере связи и информатизации'

Маркетинг в сфере связи и информатизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг в сфере связи и информатизации»

Гасанов М.А.

Маркетинг в сфере связи и информатизации

Одним из устойчиво развивающихся секторов экономики Дагестана является инфраструктура связи, оборот которой в 2008 году составил 7,4 млрд. руб., что на 11 % выше уровня 2007 года. Проведенный научно-практический анализ показал, что высокие темпы роста обусловлены прежде всего продолжающимся интенсивным развитием мобильной связи, доля которой в структуре доходов от предоставления услуг связи составляет более 60%. Число абонентов сотой связи в Дагестане превысило 2 млн. единиц, при этом охват территории республики услугами сотовой связи составил 90%. Динамично развиваются в республике передовые технологии. Дагестан стал одним из первой республик в ЮФО, где начато внедрение стандарта сотовой связи третьего поколения 3G. В 2008 году в республике были проведены работы по созданию цифровой локальной спутниковой сети для распространения программ дагестанского радио и телевидения. Средства связи, непосредственно воздействуя на развитие народнохозяйственного комплекса, обеспечивают рост производительности труда, всего материального производства. Это подтверждается опытом деятельности связистов региона, которые изыскивают возможности расширения технической эксплуатации информационных сооружений.

Сравнительный анализ системы информатизации позволил обнаружить существенные различия в обеспеченности этими услугами на уровнях регионов РФ, Южного федерального округа и РД, что свидетельствует о необходимости научного прогнозирования данной отрасли, очень важной для выработки оптимальных вариантов ее формирования.

Маркетинговые исследования информационной инфраструктуры региона необходимо вести комплексно, с учетом развития электрической, телефонной, почтовой, телеграфной, спутниковой, пейджинговой и других видов связи. При этом объемы услуг прогнозируются, исходя из динамики населения, изменения нормы количества услуг на душу населения, оказываемых определенным видом связи. Это очень важный фактор, так как при текущем планировании расчет производится раздельно по видам услуг связи. Автоматизацию и механизацию производственных процессов также следует учитывать в прогнозировании.

В условиях рыночных отношений особое значение имеют не только производственный потенциал средств связи и информатизации, но и объемы инвестиций. Обеспечение наиболее полного удовлетворения экономики и населения в услугах связи, повышение их качества, опережающее развитие местных линий электросвязи, формирование единой автоматизированной сети связи на базе современных цифровых систем передачи информации следует отнести к первоочередным задачам развития отрасли. Это обусловлено необходимостью изыскания дополнительных инвестиций для модернизации линий связи.

Рынок телекоммуникационных услуг маркетинга - один из наиболее перспективных, это одна из самых быстроразвивающихся отраслей экономики. Однако ее развитие осуществляется всё ещё медленными темпами. Причина заключается, к примеру, в том, что окупаемость капиталовложений в эту отрасль происходит за 20-25 лет. Из-за этого не в полной мере удовлетворяются потребности населения. В России в очереди на получение телефонного номеров сегодня стоят более пяти млн. чел., в т.ч. в Дагестане - десятки тысяч.

Говоря о структуре системы электросвязи, можно выделить следующие её элементы: магистральные (для обслуживания крупных зон страны); региональные (внутри региона); локальные (для связи цехов, отделов внутри производственной ячейки). На развитие данной системы влияют состояние социальной инфраструктуры в сельской местности, уровень развития производственной сферы на селе и в городах.

Для нормального функционирования и развития жизненно важных для Дагестана телекоммуникаций и информатизационной сферы за рубежом закупаются передовые технологии, устанавливается современное оборудование, благодаря чему в системе маркетинга отрасли происходят существенные преобразования. С 1999 г. в Дагестане стала функционировать сеть Интернет. На первом этапе ею было охвачено 7 городов республики, стали предоставляться услуги доступа к информации через организованный спутниковый канал. Эта сеть создана на базе оборудования ведущих фирм - производителей коммуникационного оборудования - «dSCO», «Motorola».

Анализ свидетельствует о том, что в нашем регионе формируется единое информационное пространство. Создание новых направлений услуг связи способствует появлению новых рабочих мест, что очень важно для такого трудоизбыточного региона, как Дагестан. Правда, следует отметить, что сегодня этот процесс идет сложно и противоречиво, без четко скоординированной государственной политики.

Однако с превращением информатизации в один из важнейших ресурсов социально-экономического развития роль связи и ее воздействие на экономику региона неизбежно будут возрастать. Таково веление времени. Информационное обеспечение Дагестана уже значительно улучшилось с вводом в действие в Махачкале новой цифровой коммутационной системы южнокорейской фирмы «Самсунг». Это открыло большие возможности для становления рыночной экономики республики, предоставления населению новых видов услуг.

На основе сравнительного анализа можно сделать вывод, что наиболее значимым в структуре услуг связи в нашей республике являются акционерное общество «Дагсвязьинформ», управление федеральной почтовой связи и управление Госсвязьнадзора РД. На их долю приходится более 85% услуг всех предприятий отрасли.

В ходе реализации основных направлений развития сельской телефонной связи РД сформирована транспортная телефонная сеть общей протяженностью 1,34 тыс.км емкостью 397 тыс. каналокилометров, установлены цифровые АТС общей монтированной емкостью около 9,0 тыс. номеров с возможностью расширения до нескольких сот тысяч номеров. Большие перспективы использования цифрового оборудования, установленного в сельской местности имеются пока только в Дагестане.

Сегодня на дагестанском телекоммуникационном рынке представлены и востребованы все средства современной связи: стационарная, различные виды мобильной телефонной связи, системы радиовызова, а также Internet-услуги. Дагестанские связисты гордятся тем, что качество сотовой и стационарной связи в нашей республике лучше, чем у многих операторов крупнейших городов России.

В настоящее время основной задачей является замена устаревшего оборудования на современное цифровое. Важно отметить, что в начале 90-х годов дагестанские связисты помогли прийти на российский рынок южнокорейским поставщикам цифрового телекоммуникационного оборудования. Это относится к фирме Самсунг. Время подтвердило правильность выбора поставщика. Смонтированная станция хорошо адаптирована под горные условия Дагестана.

Развитие информационной системы, как показывает изучение этого вопроса, свидетельствует о том, что отставание в оснащении компьютерной техникой и внедрении информационных технологий в маркетинговой сфере региона приводит к быстрому старению, существенному распылению, а следовательно, и к неоправданным усилиям по поиску и восстановлению информации. При этом ослабевают научные, производственно-хозяйственные информационные связи. А некомпьютеризованное представление информации, связанной с экологией, снижает действенность и результативность принимаемых решений, не гарантирует должный уровень эффективности научно-производственных исследований. Таким образом, для решения экологических проблем производства в нашем регионе настало время формировать современные вычислительные мощности, разрабатывать и внедрять новые информационные технологии.

При этом важная роль должна отводиться маркетингу - одной из систем управления и организации деятельности ведущих предприятий и организаций по разработке новой продукции, производству и сбыту товаров или предоставлению услуг на основе комплексного

53

учета процессов, происходящих на рынке. Надо шире использовать возможности маркетинга, особо применимые к сфере связи и информатизации, ведь основными функциями маркетинга являются изучение спроса, вопросов ценообразования, рекламы, стимулирования сбыта, планирование ассортимента товаров и услуг.

Давно назрела и необходимость создания в Южном федеральном округе, куда входит Дагестан, жизнедеятельной информационной маркетинговой системы обработки и систематизации информации о состоянии окружающей среды, природно-ресурсного потенциала и природоохранных мероприятий. В первую очередь надо уделить внимание решению таких задач, как создание банка данных о состоянии природной среды в народнохозяйственном комплексе, ведение кадастров о состоянии окружающей среды, прогноз экологических ситуаций в регионе и на сопредельных территориях.

Наиболее важной является задача повышения эффективности информатизационного обеспечения маркетинговой системы, что позволит избежать потерь продукции, например, аграрного сектора экономики. Анализ подтверждает большие возможности создания системы информатизационно-консультационного обслуживания объектов и крестьянских (фермерских) хозяйств. Такая система, включающая в себя отраслевые центры и соответствующие подразделения в органах управления сельским хозяйством, помогает в освоении достижений науки и техники, а также в обучении кадров по перспективным информационным направлениям.

Сегодня современные системы связи региона могут стать основой управления маркетинга буквально во всех сферах государственной деятельности и экономике, бизнесе и финансовой сфере. Именно поэтому состояние и развитие инфраструктуры связи касается всех отраслей народного хозяйства региона.

Как свидетельствует практика, развитие информатизационных сетей позволяет предпринимателям достигать значительной экономии производственных ресурсов. Так, по данным опросов предпринимателей Дагестана, стоимость передачи и обработки информации в результате использования сетей связи сократилась в 35-40 раз. Это было достигнуто благодаря снижению расходов на рабочую. силу, обслуживающую обмен информацией, более эффективному использованию имеющейся информатизационной техники. В Послании Президента республики парламенту республики отмечено Говорится о необходимости активизации усилий по развитию телефонной связи, по преодолению монополизма в этой отрасли. В республике еще много населенных пунктов, не охваченных телевизионным вещанием, получающих некачественный телевизионный сигнал, указывается в Послании, поэтому предстоит принять меры по укреплению материально-технической базы сферы связи и информатизации.

Информатизация представляет огромную ценность, так как на ее основе принимаются оптимальные управленческие решения. Для того, чтобы собрать информацию, аналитически обработать и выработать предложения по организации функционирования, предприятия и организации используют информатизационные технологии.

Создание и внедрение современной системы обработки и передачи информации в сфере маркетинга для обслуживания рыночной экономики дагестанских связистов, единственный путь перехода к экономическим методам управления.

В нынешних условиях, когда Россия включена в общемировое телекоммуникационное пространство, успешное развитие отрасли возможно лишь при постоянной финансовой поддержке государством усилий региональных АО связи и информатизации. Только такой подход к делу может стать важной составляющей в проведении экономической политики. Информация и связь для общества и каждого из нас - это не просто средство общения, но и насущная потребность, растущий спрос на доступ к мировым информационным ресурсам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.