Научная статья на тему 'Маркетинг свободного программного обеспечения: новые технологии и инновационные маркетинговые решения'

Маркетинг свободного программного обеспечения: новые технологии и инновационные маркетинговые решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1853
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / Маркетинг / свободное программное обеспечение / сфера услуг / ТЕХНОЛОГИИ / Innovations / marketing / the free software / sphere of services / technologies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабурин Владимир Александрович, Яненко Михаил Евгеньевич

На основе анализа рынка свободного программного обеспечения, практики деятельности компаний, работающих на рынке СПО, выявлены основные тенденции развития маркетинговой деятельности в области информационных технологий. Показаны инновационные изменения, происходящие в товарной и ценовой политике, продвижении программных продуктов и услуг. Определены направления инновационного развития комплекса маркетинга в условиях перехода на СПО. Сформулированы подходы к формированию маркетинга СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабурин Владимир Александрович, Яненко Михаил Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the market of the free software and practice of activity of the companies working in market SPO is carried out. The basic tendencies of development the marketing activity in the field of information technology are revealed. The innovative changes occurring in the commodity and price policy, and also in advancement of software products and services are shown. Directions of innovative development of a complex marketing in the conditions of transition on SPO are defined. Approaches to formation the marketing SPO are formulated.

Текст научной работы на тему «Маркетинг свободного программного обеспечения: новые технологии и инновационные маркетинговые решения»

УДК 338.462

МАРКЕТИНГ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИОННЫЕ

МАРКЕТИНГОВЫЕ РЕШЕНИЯ

В.А. Бабурин1, М.Е. Яненко2 Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ),

191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7

Аннотация - На основе анализа рынка свободного программного обеспечения, практики деятельности компаний, работающих на рынке СПО, выявлены основные тенденции развития маркетинговой деятельности в области информационных технологий. Показаны инновационные изменения, происходящие в товарной и ценовой политике, продвижении программных продуктов и услуг. Определены направления инновационного развития комплекса маркетинга в условиях перехода на СПО. Сформулированы подходы к формированию маркетинга СПО.

Ключевые слова: инновации; маркетинг; свободное программное обеспечение; сфера услуг; технологии

MARKETING OF THE FREE SOFTWARE: NEW TECHNOLOGIES AND INNOVATIVE MARKETING DECISIONS

V.A.Baburin, M.E.Janenko St.-Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), 191015, St.-Petersburg, streetKavalergardsky, 7

The summary - The analysis of the market of the free software and practice of activity of the companies working in market SPO is carried out. The basic tendencies of development the marketing activity in the field of information technology are revealed. The innovative changes occurring in the commodity and price policy, and also in advancement of software products and services are shown. Directions of innovative development of a complex marketing in the conditions of transition on SPO are defined. Approaches to formation the marketing SPO are formulated.

Keywords: innovations; marketing; the free software; sphere of services; technologies

В последние годы наряду с лицензионными (проприетарными)

компьютерными программами (от англ. proprietary software) все большее распространение получает свободное программное обеспечение (СПО). Основным достоинством СПО является то, что оно не требует затрат на приобретение лицензий и может свободно устанавливаться на

компьютерах в школах, ВУЗах, государственных организациях,

коммерческих фирмах. Поэтому оно очень привлекательно для предприятий сферы услуг, среднего и малого бизнеса, бюджетных организаций.

В настоящее время практически во всех странах (в США, Великобритании, ЕС и др.) приняты решения о переводе на СПО государственных организаций и учреждений. Распоряжением

Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 2299-р утвержен

План перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на

использование свободного программного обеспечения на 2011 - 2015 годы. Он включает мероприятия по обучению и развитию профессиональных навыков федеральных государственных

гражданских служащих, по техническому и организационному обеспечению перехода федеральных органов

исполнительной власти на использование СПО. В нем также отределены сроки, ответственные исполнители и ожидаемые результаты перехода на СПО [8].

В условиях реализации

государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», создания

национальной программной платформы СПО становится весьма интересным и стремительно растущим рынком, развитие которого в значительной

степени будет определять инновационное развитие сферы услуг. При этом влияние СПО не ограничивается только рынком информационных технологий (ИТ) и проблемами технологического

обеспечения бизнеса. Являясь источником инноваций, оно формирует цепочки инновационных изменений, заставляя пересматривать подходы ко всем сторонам маркетинговой

деятельности.

Вместе с тем, несмотря на достаточно большое внимание уделяемое техническим аспектам развития СПО, публикаций, посвященных маркетингу СПО практически нет. Вопросы маркетинга СПО не проработаны ни в теоретическом, ни в методологическом плане. Отсутствует также

систематизированный обзор практики маркетинговой деятельности компаний, специализирующихся на СПО.

Цель работы - проанализировать рынок СПО и его влияние на сферу услуг, выявить основные особенности комплекса маркетинга для СПО, изучить практику деятельности компаний, работающих на рынке СПО, сформулировать подходы к

формированию маркетинга СПО.

Согласно Википедии свободное программное обеспечение (англ. free libre open-source software — «свободное ПО»)

— это программное обеспечение, выпущенное под лицензией,

предоставляющей пользователю право на установку, использование, изучение, изменение (совершенствование) и распространение.

Это означает, что у пользователей программ есть четыре основных свободы:

1. Свобода выполнять программу в любых целях (свобода 0).

2. Свобода изучать работу программы и модифицировать программу под свои нужды (свобода 1). Это предполагает доступ к исходному тексту.

3. Свобода передавать копии, чтобы помочь своему ближнему (свобода 2).

4. Свобода передавать копии своих измененных версий другим (свобода 3). Этим вы можете дать всему сообществу возможность получать выгоду от ваших изменений [9].

В отличие от традиционного

авторского права («copyright») в СПО применяется авторское лево (copyleft) -обобщённый метод сделать программу (или другой труд) свободным, а также потребовать, чтобы все последующие изменённые и дополненные версии программы тоже оставались свободными. Конкретные условия распространения для большинства программ

сформулированы в Стандартной

общественной лицензии GNU (GNU General Public License сокращенно GNU GPL. Она гарантирует всем реальную свободу копировать и распространять документацию, с изменениями или без них, в коммерческих или некоммерческих целях.

СПО доступно для коммерческого применения, коммерческой разработки и коммерческого распространения.

Разработано и используется множество бизнес-моделей, исключающих оплату копий программ, но позволяющих получать доход. К ним в певую очередь относятся коммерческая разработка свободных программ, предоставление услуг технической поддержки,

реализация программных продуктов на условиях коммерческой лицензии и др.

В настоящее время объем рынка СПО в России оценивается в 2 млрд руб. При этом прогнозируемый компаниями IDC, Gartner рост рынка СПО составляет от 17 до 21 % в год, что существенно превышает как рост в большинстве отраслей экономики, так и ИТ-отрасли в целом [1]. Особый интерес к рынку СПО определяется тем, что реализация Плана перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на

использование свободного программного обеспечения приведет к

перераспределению госзаказа в пользу

СПО. Так, по оценке специалистов концерна "Сириус" госзаказ на поставку IT-продукции составляет $12 млрд в год. Из них на лицензионные отчисления приходится $1 млрд [7]. Это дает все основания предполагать, что в ближайшее время развитие СПО и

переход (миграция) на СПО станет одним из ключевых трендов развития ИТ в России.

По оценкам участников рынка, активное освоение СПО будет

происходить не только в

государственных структурах, но и корпоративном секторе. Уже сегодня предприятия среднего и малого бизнеса (СМБ), сферы услуг стремятся легализовать используемое ПО, а также резко сократить свои расходы в условиях кризиса и посткризисного периода.

К наиболее востребованным в секторе СМБ относятся пакет офисных приложений OpenOffice.org, открытые для свободного использования

функциональные модули систем класса ERP и CRM, средства интеграции и/или эмуляции работы GNU/Linux-продуктов в смешанных средах. Разработано СПО, позволяющее компаниям СМБ использовать наиболее

распространенные учетные и справочные системы, такие как 1С:Предприятие, Налогоплательщик, Гарант и

Консультант+. Среди разработок следует отметить системы электронного документооборота Синкопа и Open Referent, решения для телефонии и телекоммуникаций.

Для ЖКХ (например, в ОАО «Омскводоканал») разработано и

используется СПО, выполняющее фукции учета расчетных коэффициентов, начислений и взаиморасчетов. На основе нормативно-справочной информации (по тарифам, категориям договоров, организациям, системам водомеров и др.) программа позволяет формировать счет-фактуру, готовить необходимую отчетность, а также обмениваться данными с 1С:Предприятием. Эти разработки демонстрируют хорошие перспективы СПО в сфере ЖКХ, когда там появится эффективный собственник и заказчик.

В сфере образовательных услуг предлагается СПО для организации, контроля и ведения образовательного процесса. Это решения на базе системы дистанционного образования Moodle, системы электронных журналов Ружель, а также модуль управления процессом обучения Free Dean's Office (Электронный деканат) для системы Moodle, система для дистанционного обучения и проведения веб-конференций Open Meeting.

Наряду с разработкой СПО, большая часть участников рынка предлагает услуги по поставке и внедрению решений на базе СПО:

инфраструктурных серверов (Интернет-сервер, почтовый сервер, сервер баз данных, сервер печати), серверов

"1С:Предприятие", терминальных

серверов, услуги по настройке цифровых АТС, а также по переводу рабочих станций сотрудников на GNU/Linux и свободное офисное ПО [5].

Приведенные данные показывают, что в России формируется рынок СПО, который охватывает все большее

количество ИТ-компаний, предприятий СМБ, государственных организаций. С позиции маркетинга он характеризуется специфическими продуктами и услугами, особенностями ценообразования и ценовой политики и способами

продвижения продуктов и услуг. В результате СПО становится источником инновационных маркетинговых решений, которые определяют успех компании на рынке. А применение теории и методологии маркетинга на рынке СПО приобретает характерные особенности, что позволяет говорить об отдельном направлении в маркетинге — маркетинге СПО.

Рассмотрим какие инновационные изменения происходят в комплексе маркетинга под влиянием СПО.

Формируя товарную стратегию прежде всего необходимо определить, что будет производить компания: программный продукт или оказывать услуги.

В отличие от традиционных товаров (product), рассматриваемых в маркетинге [2, 4], компания предлагает рынку СПО - тексты программ. Этот товар обладает целым рядом особенностей. В первую очередь он, как и любой информационный продукт, нематериален, то есть по образному выражению его нельзя уронить на ногу. Особенность СПО как товара состоит в том, что тексты программ публикуются также как научные статьи и доступны всем потенциальным потребителям, коллегам и конкурентам. Они могут свободно копироваться, дорабатываться и перерабатываться другими компаниями и программистами, передаваться по электронным каналам.

Товарная политика разработчика (поставщика) СПО должна строиться, исходя из требований лицензии GNU GPL, определяющей принадлежность продукта к СПО, особенностей самого

продукта и решаемых им задач. Возможные направления по продукту ограничены лицензионных соглашением

- это разработка новых, доработка, переработка существующих

программных продуктов.

Услуги в области СПО гораздо обширнее и разнообразнее. Это разработка под заказ, миграция на СПО, техническое сопровождение,

модернизация, аренда СПО. К инновационным направлениям развития услуг следует отнести облачные вычисления, SaaS (софт как сервис), IaaS (инфраструктура как сервис), PaaS (платформа как сервис). Расширяется такое направление как предоставление комплекса высокотехнологичных услуг с помощью сложного СПО. К ним можно отнести создание центров обработки данных (ЦОД), развитие системы элетронного предоставления

государственных услуг.

Услуги технического

сопровождения востребованы у компаний СМБ, которые применяют достаточно простые программы, решающие типовые офисные задачи, реализующие не слишком ответственные функции.

Когда речь заходит о сложных аппаратно- программных комплексах, решающих сложные и ответственные задачи, в случаях, когда сбои или некорректная работа программы может привести к значительным потерям или катастрофическим последствиям

требования лицензии должны

дополняться договором о гарантийном и постгарантийном сопровождении и обслуживании с пунктами о необходимой доработке и переработке продукта по результатам эксплуатации. При этом должна быть определена ответственность разработчика и поставщика СПО, выходящая за рамки лицензии с соответствующим вознаграждением за риски и доработку продукта.

Нам представляется, что инновационные решения в области товарной политики в ближайшее время будут развиваться в рамках создании СПО для госудаственных организаций, оказания государственных услуг в электронном виде, формирования в России информационного общества.

Формирование ценовой политики СПО определяется особенностями

лицензии GNU GPL. Она предполагает, что разработчик (поставщик) не получает денежного вознаграждения за текст программы. Вместе с тем, он несет расходы на создание, тестирование, сопровождение программного продукта. Естественно, что любая коммерческая компания должна возместить эти расходы и получить определенную прибыль желательно не ниже, а выше среднерыночной. В результате на практике сложились следующие бизнес-модели, позволяющие получить доход на рынке СПО.

1. Разработка СПО по заказу с последующим размещением в местах (на сайте, в репозитарии), обеспечивающих свободный доступ. Примером может быть выполнение госзаказа для школ, органов госвласти и тп. Компания, разработавшая СПО, получает доход в результае выполнения госконтракта, а ПО размещается или распространяется бесплатно для школ, органов, оказывающих госуслуги.

2. Доработка СПО по заказу или по требованию клиента. Как и в предыдущем случае, компания, доработавшая СПО, получает доход в результате выполнения контракта. При этом доработанное ПО может рапространяться как бесплатно, так и за вознаграждение.

3. Техническое сопровождение предполагает, что СПО предоставляется бесплатно, а клиент платит за техническое сопровождение. Стоимость технического сопровождения, как правило, составляет некоторую сумму в неделю, в месяц, в год.

4. Доработка, переработка СПО возможна в условиях технического сопровождения.

При разработке ценовой политики следует обращать внимание на то, что основная причина перехода на СПО у потребителя — стремление легализовать используемое ПО и сократить расходы на приобретение лиценезий. Другими словами ценность СПО для потребителя определяется разницей между стоимостью лицензий и затратами на миграцию и техподдержку СПО.

Нам представляется, что на ценовую политику СПО особое влияние оказывает то, что в развитии СПО особая роль отводится государству. Собственно наибольший эффект от СПО могут дать

именно сферы деятельности,

традиционно связанные с выполнением государственных функций. В этом случае государство через соответствующие органы выступает в качестве заказчика СПО, которое затем размещается в репозитарии и становится доступным для организаций, компаний, граждан и всего бизнес-сообщество.

Поскольку госзаказ размещается на условиях конкурса на электронных торговых площадках этот фактор обязательно необходимо учитывать при формировании ценовой политики.

Поскольку СПО в виде информационного продукта или услуги предоставляется в основном с использованием электронных каналов, сети Интернет элемент комплекса маркетинга «место» следует заменить на киберпространство. Тем самым

подчеркивается одна из главных

особенностей СПО - возможность предоставления его в любом месте и в любое время. Другими словами

формируя маркетинговую стратегию мы должны учесть особенности работы в сетевой, новой, информационной экономике. Здесь также целесообразно обобщить инновационный опыт Интернет-маркетинга, электронной

торговли и услуг.

В простейшем случае

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

киберпространство, где размещается СПО, включает места хранения программных продуктов и сетевую среду обмена данными между поставщиками и потребителями СПО, работ и услуг. Госструктурами, ассоциациями,

коммерческими организациями могут быть созданы репозитарии, в которых размещаются программы, прошедшие тестирование на соответствие определенным требованиям, например, государственным образовательным

стандартам для СПО образовательных учреждений. Доступ к ним осуществляется с использованием Интернет.

Продвижение СПО имеет ряд существенных особенностей. Прежде всего сам продукт, разработанный и предоставляемый бесплатно, может выполнять функцию продвижения компании и ее услуг, а признание СПО-продукта профессиональным

сообществом, его популярность у

пользователей сама по себе является

мощным средством продвижения.

СПО как правило это

инновационный достаточно сложный продукт, ориентированный на

подготовленного, заинтересованного в инновациях потребителя. Для таким продуктов в ИТ уже сложились

определенные подходы к продвижению. Они существенно отличаются от

продвижения товаров массового спроса. В них основной упор делается не на рекламу, а на формирование

востребованности продукта у

потребителя. Этот процесс включает прежде всего обучение и подготовку пользователей к применению продукта для решения собственных задач.

Говоря о маркетинге СПО следует отметить, что традиционного комплекса маркетинга, включающего 4Р в некоторых случаях явно недостаточно. В зависимости от особенностей СПО или услуг, предлагаемых компанией, иногда необходимо выстроить технологическую стратегию, стратегию обучения и подготовки персонала, стратегию обеспечения качества. В некоторых случаях их можно включить в 4Р комплекса маркетинга. Например, технологическую стратегию и стратегию качества включить в товарную стратегию как отдельный раздел или мероприятия. Стратегию подготовки персонала - в

продвижение продукта или услуг. Вместе с тем в ряде руководящих документов встречается требование при разработке стратегических программ включать в них разделы по повышению качества, технологическому развитию, подготовке персонала. Например, такие требования включены в методические указания

Минпромэнерго, корпорации

«Ростехнологии», ОАО «РЖД» и других. Таким образом, разрабатывая

маркетинговую стратегию, мы должны будем расширить модель 4Р комплекса маркетинга до 7-8 Р, или использовать модель 8Р менеджмента услуг, описанную К. Лавлоком [3].

На основе вышеизложенного

можно сформулировать некоторые рекомендации по разработке

маркетинговых стратегий компании на рынке СПО.

1. Формулируем стратегическое видение позиции компании на рынке СПО. При этом необходимо определить

какие именно продукты и услуги компания будет продвигать на рынке СПО в ближайшие 3-5 лет, какую ценность они будут представлять для потребителей.

2. Проводим анализ рынка, выявляем основные тенденции и явления, которые будут влиять на стратегию на протяжении цикла стратегического планирования.

3. Конкретизируем причины, по которым компании необходимо заниматься СПО на выбранном секторе рынка.

4. Формулируем стратегические цели и задачи компании на рынке СПО

5. Формируем товарную и

ценовую стратегии компании на рынке

СПО.

6. Обепечиваем доступностть продукта и услуг компании в киберпространстве в любое время и в любом месте.

7. Разрабатываем комплекс мероприятий по продвижению, делая основной упор на обучение и подготовку пользователей.

8. Определяем необходимость разработки стратегии развития технологии СПО, программ обеспечения качества и подготовки персонала.

9. С учетом целей и задач

компании обеспечиваем

взаимозависимую связь между этими стратегиями, обеспечивая их единство и направленность на достижение целей компании.

9. Разрабатываем комплекс мероприятий по реализации стратегии, систему управления реализацией стратегии.

Таким образом, рынок СПО обладает рядом существенных отличий от рынка традиционных товаров и услуг. Расширяющееся применение ИТ в сфере

услуг заставляет рассматривать СПО как источник инноваций в маркетинговой деятельности и позволяет говорить о формировании нового направления маркетинга - маркетинга СПО. При этом отчетливо прослеживается цепочка инновационного развития от изменений в технологии к совершенствованию маркетинговой деятельности.

Литература

1. Аронова Л. Исследование российского рынка СПО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.opennet.ru/docs/RUS/fss history/, свободный.

2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб: Питер Ком. 2003. - 896с.

3. Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал,

технология, стратегия. - М.: Изд.дом «Вильямс», 2005. - c. 50 -51. - 1008с.

4. Модернизация бизнеса и образования в

условиях инновационного реформирования. Коллективная монография. - СПб.: Изд-во

СПбГУСЭ, 2010.- с.272. - 343с.

5. Научно-технический отчет о выполнении работ

по теме: Разработка предложений по созданию единой технологической платформы для

разработки автоматизированных

информационных систем государственного

управления на базе СПО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.korusconsulting.ru/

userfiles/report-super-final-full.pdf , свободный.

6. Определение свободной программы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gnu.org/philosophy/free-sw.ru.html , свободный.

7. Программисты-максимум. [Электронный

ресурс]. Режим доступа:

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=14099 23&ThemesID=1225 , свободный.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 2299-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

1 Бабурин Владимир Александрович, доктор экономических наук, профессор , заведующий кафедрой «Маркетинг», СПбГУСЭ, тел./факс: +7-812-7865150, моб.: +7921 9576658

2 Яненко Михаил Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг», СПбГУСЭ, тел./факс: +7-812-7865150, моб.: +7 921 9576658, Е-таі!А: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.