3. Noghin V. D. 2001. Relative importance of criteria: A quantitative approach. Journal of Multi-Criteria Decision Analysis 6 (6): 355-363.
4. Podinovski J. Mit den Besten Lerner durch Benchmarking ( Бенчмаркинг - учиться у лучших) // Meilenstein. - 2002. - № 4. - 57-62 р.
Торосян С. В.
Маркетинг саморегулируемой организации, функционирующей в сфере производства и реализации минеральных вод
Отечественные парламентарии (Б .Грызлов,2009; и др.) констатируют, что саморегулируемые организации постепенно становятся еще одной площадкой для диалога власти и бизнеса, а один из идеологов введения в российскую экономику системы саморегулирования в свободном предпринимательстве В.С.Плескачевский (2009) - Председатель Комитета Государственной Думы по собственности - считает, что «передача функций стандартизации профессионалам, объединенным законодательно в саморегулируемые организации, является действенной антикоррупционной мерой, направленной «на замену госрегулирования (в форме лицензирования) на саморегулирование с материальной ответственностью предпринимателей за качество производимых ими товаров и услуг». Принятый в декабре 2007 года Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» (№315-ФЗ от 01.12.2007) определяет термином «саморегулирование» всю осуществляемую субъектами предпринимательства деятельность, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований профессиональных стандартов и правил. Саморегулирование в соответствии с названным Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации. При этом под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами. Согласно ст.3 вышеназванного ФЗ, саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг), или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ). Саморегулируемой организацией признается некоммерческая
организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям. К числу указанных требований, помимо установленных в части 1 настоящей статьи, относятся:
1) объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида;
2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
3) обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг).
Статья 4 вышеназванного ФЗ указывает, что саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Эти стандарты и правила саморегулируемой организации должны соответствовать правилам деловой этики, устранять или уменьшать конфликт интересов членов саморегулируемой организации, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации. Стандарты и правила саморегулируемой организации должны устанавливать запрет на осуществление членами саморегулируемой организации деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, а также должны устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, действий, причиняющих ущерб деловой репутации члена саморегулируемой организации либо деловой репутации саморегулируемой организации. Как отмечает один из авторов Федерального закона «О саморегулируемых организациях» В. С. Плескачевский (2007), «главной целью введения системы саморегулирования в оценочной деятельности было установление негосударственного надзора в данной отрасли экономики, передача функций стандартизации профессионалам. Передача упомянутых функций институтам общественного профессионального регулирования полностью вписывается в административную реформу Одной из основных специфических проблем становления этих институтов является то, что для подавляющего большинства граждан России и, к сожалению, для многих чиновников институт саморегулируемых организаций - это нечто абсолютно новое. Чиновники не могут понять, что часть тех функций, которые всегда выполняли они, может быть передана саморегулируемым организациям бизнеса. Однако на самом деле почти 100% чиновников, которые поставили перед собой задачу разобраться в этом вопросе,
соглашались, что механизмы саморегулирования могут работать в интересах общества. Благодаря СРО бизнес получает дополнительные полномочия по цивилизованному лоббированию своих интересов в системе отношения по защите и от потребителей, и от государства. Однако при этом существует опасность, что уход государства из отношений «производитель-потребитель» компенсируется усилением его надзорных функций. Есть надежда, что восстанавливая историческую справедливость в системе взаимоотношений, производители через свои институты, а потребители - через свои постепенно из данных отношений «будут выдавливать государство», которое сейчас в развитых экономиках принимает участие в споре между производителем и потребителем только тогда, когда институты потребителя и институты производителя не достигли согласия между собой».
Необходимо подчеркнуть, что создание и развитие стандартов оценочной деятельности саморегулируемых организаций, действующих в Российской Федерации в сфере производства и сбыта минеральных вод, безусловно, должно следовать действующему федеральному законодательству по вопросам стандартизации, ориентирующемуся в своей основе на систему государственных стандартов - ГОСТов. В эту систему входят стандарты, обязательные к всеобщему применению и, таким образом, унифицирующие как профессиональную деятельность в различных отраслях хозяйства, так и согласованное взаимодействие отраслей в общегосударственном масштабе. То есть в систему ГОСТов входят, образно говоря, наиболее общие, объективно необходимые, системообразующие стандарты. В этом аспекте, в части оценочной деятельности в сфере производства природных минеральных вод (т. е. при оценке количества выбранных минеральных ресурсов, находящихся в собственности государства), приходится реально рассчитывать на включение в общегосударственную систему стандартов таких маркетинговых материалов, как общие понятия, термины и определения, базисы и принципы оценочной деятельности предприятий, работающих в названной сфере хозяйствования. Соответствующей ветви государственных стандартов, отражающих государственную политику в области высшего образования, должны соответствовать и ее дополнять стандарты образования подобных оценщиков. Более детальные и конкретные документы по стандартизации профессиональной деятельности оценщиков формируются на соответствующем отраслевом уровне -во взаимодействии уполномоченных органов исполнительной власти (в частности Минимущества России) и саморегулируемых организаций оценщиков (например, Российского общества оценщиков - РОО). По свидетельству первого вице-президента Российского Общества оценщиков И. Л. Артеменкова (2008), «до выхода в свет Федерального закона об оценочной деятельности (ФЗО, 1998), согласно которому система стандартов оценки должна быть разработана заново по схеме, предписанной этим законом (т.е. под эгидой уполномоченного органа как ведущего элемента в системе государственного регулирования оценочной деятельности), в 1995-1996 гг. была разработана и действовала система стандартов, подготовленная РОО. Эта система базировалась на концепциях Международных стандартов ГУБС (ТУБ NN1-4) и включала следующие стандарты:
СТО РОО 10-02-95 Декларация Российского общества оценщиков.
СТО РОО 27-01-95 Кодекс профессиональной этики для членов Российского
общества оценщиков. СТО РОО 21-01-95 Стандарты профессиональной деятельности в области оценки.
СТО РОО 20-06-96 Классификация услуг в области оценки.
СТО РОО 10-01-95 Система нормативных документов.
СТО РОО 20-01 -96 Основные концепции и принципы оценки.
СТО РОО 20-02-96 Рыночная стоимость как база оценки.
СТО РОО 20-03-96 Базы оценки, отличные от рыночной стоимости.
СТО РОО 20-04-96 Оценка для финансовой документации и связанных областей.
СТО РОО 20-05-96 Оценка недвижимости как гарантии возврата займов,
кредитов и залога. СТО РОО 24-01 -96 Оценка действующего предприятия. СТО РОО 23-02-96 Оценка лесных ресурсов и земель. СТО РОО 23-01-96 Оценка минеральных ресурсов. СТО РОО 26-02-96 Оценка нематериальных активов. СТО РОО 26-01-95 Оценка интеллектуальной собственности. СТО POO 25-01-96 Учет факторов окружающей среды. СТО РОО 22-01 -96 Оценка машин и оборудования. СТО РОО 21-02-96 Оценка страховых компаний и пенсионных фондов.
Кроме того, в составе государственных стандартов (ГОСТов) в 1998 г. по инициативе РОО были разработаны и утверждены следующие два стандарта (которые в соответствии с вступившим в действие ФЗО, также должны быть переработаны теперь уже под эгидой уполномоченного правительственного органа):
ГОСТ Р 51195.0.01-98 "Основные положения по оценке. Базовые принципы"; ГОСТ Р 51195.0.02-98 "Основные положения по оценке. Термины и определения".
По свидетельству А.М. Беличенко (2008), «производство безалкогольных напитков в России как самостоятельная отрасль пищевой промышленности берет свое начало в 1993-1994 гг. Ранее, еще во времена Советского Союза, практически не было самостоятельных предприятий по производству безалкогольных напитков. Были в основном цеха по розливу безалкогольных напитков при пивоваренных заводах и пище- комбинатах. С началом рыночных отношений производство безалкогольных напитков, природных минеральных и бутилированных питьевых вод в Российской Федерации развивается высокими темпами. Это производство является сегодня одним из наиболее привлекательных рынков для осуществления инвестиционных вложений, который характеризуется быстрыми сроками окупаемости и высокой доходностью». Наши собственные исследования (в ходе контент-анализа открытых профильных источников по маркетингу) позволяют утверждать, что производство безалкогольных напитков с 1997 года по 2011 год в России увеличилось в 2 раза, минеральных и питьевых бутилированных вод в 3,4 раза. Специалисты склонны оценивать данный феномен, с одной стороны, крайне
низким уровнем душевого потребления безалкогольных напитков и минеральных вод в России по сравнению с европейскими странами, а с другой стороны, становящимся все более популярным стремлением к здоровому образу жизни. Пятая часть вложений в российскую пищевую промышленность в эпоху рыночного становления (с 1992 г. по настоящее время) пришлась на инвестиции мировых лидеров безалкогольного рынка - Coca-Cola и Pepsi Co. Совокупно их инвестиции составили 1,3 млрд. долларов. В связи с тем, что указанные американские компании уже давно наладили производство на территории России, то их местные представительства, по сути, являются российскими фирмами по нашему законодательству. Таким образом, производство безалкогольных напитков на сегодняшний день является самым патриотичным: практически вся продукция производится на российском рынке». Как утверждает А.П. Ростовченко (2010), «массовое потребление местных марок природных бутилированных минеральных вод и отсутствие на торговых прилавках в российской глубинке всемирно известных брендов питьевой минеральной продукции (т.е. «Пернье», «Лациранне» и др.) формирует современные предпочтения потребителей - способность употреблять полезные для здоровья минеральные воды. Этим можно объяснить, что на территории России в последнее время значительно возросло производство так называемых напитков ретро: "Байкал", "Буратино", "Тархун", "Саяны", расширяется ассортимент сокосодержащих напитков, напитков с использованием пряно-ароматического сырья, продуктов пчеловодства, вторичных продуктов сыродельного и молочного производств. И, наконец, восстанавливаются позиции традиционного русского национального напитка - кваса, который после массового поступления на российский рынок западных вкусов газированных напитков исчез из продажи во многих российских городах. Разработки Всероссийского НИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности позволяют вырабатывать наш национальный напиток методом брожения с учетом современных требований к срокам хранения. С января 2009 года квасом может называться только продукт, приготовленный методом незавершенного спиртового и молочнокислого брожения экстрактов из зернового, овощного, плодово-ягодного сырья и натуральных сахаросодержащих продуктов. Лидером в производстве кваса является Московский пивобезалкогольный комбинат "Очаково", выпускающий квас в ПЭТ-упаковках вместимостью 1,5 л. и 0,5 л. Для газированных безалкогольных напитков сегодня используется три вида тары; ПЭТ-упаковка, стеклянная бутылка и алюминиевая банка. По данным Al Nielsen, наиболее популярной тарой безалкогольных напитков является ПЭТ-бутылка вместимостью от 1,0 л. до 1,5 л. включительно (51,0 %), на втором месте по объемам продаж находится ПЭТ-бутылка вместимостью 2,0 л и более (20,0 %), затем бутылки вместимостью менее 1,0 л (14,0 %), стеклянные бутылки (4,0 %), металлические банки (2,0 %). Однако, несмотря на впечатляющие темпы роста, душевое потребление безалкогольных напитков в России по итогам 2008 года составило 22 литра, что в 4-5 раз меньше среднего душевого потребления в странах Западной Европы. В то же время российский рынок безалкогольных напитков динамично
развивается и растет по всем направлениям. Однако многие эксперты подчеркивают, что его структура меняется в пользу питьевых и минеральных вод, в то время как доля лимонадов в общей структуре уменьшается. Специалисты прогнозируют в ближайшие три года рост производства газированных напитков до 5,0 % в год». Россия занимает лидирующее положение по разведанным запасам минеральных вод. В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано свыше 700 наименований минеральных вод, в том числе более 100 - на Северном Кавказе. Ведущие марки минеральной воды - группа вод Северного Кавказа ("Ессентуки", "Нарзан", "Новотерская") и импортируемая из Грузии "Боржоми". В последнее время отмечено появление на рынке множества новых марок минеральных вод, добыча которых осуществляется из источников, расположенных в различных регионах России: "Серебряковская", "Кашинская", "Угличская", "Липецкая" и пр. Все эти марки имеют небольшие доли рынка, однако суммарно их присутствие в России велико. Что касается перспектив роста рынка питьевой воды в России, то они, практически, беспредельны, так как Россия, по словам Министра сельского хозяйства Е. Скрынник (2009), «обладает 50 % запасов питьевой воды на планете».
Резюмируя вышеназванный материал, следует подчеркнуть актуальность создания инновационных маркетинговых программ саморегулируемых организаций, работающих в сфере производства и реализации безалкогольной продукции в целом, причем, ведущим рыночным сегментом в этих программах, по нашему мнению, должна быть маркетинговая технология создания саморегулируемых организаций, поставляющих потребителю (по сходной цене) местные питьевые минеральные воды.
Литература
1. Беличенко А. М. Производство безалкогольной продукции в России./// Методы борьбы с контрафактной продукцией: Материалы VI традиционной конференции. - Казань. - 2008. - 12-16 с.
2. Грызлов Б. и др. Саморегулируемые организации становятся еще одной площадкой для диалога власти и бизнеса.//Власть. - 2009. - №5. - 4 с.
3. Плескачевский В.С. Саморегулирование - ведущий принцип стандартизации качества услуг.//Бизнес и власть. - 2009. - №3. - 19-22 с.
4. Ростовченко А. П. Маркетинг местных марок природных бутилированных минеральных вод в субъектах РФ.// Сбыт. - 2010. - №2. - 71-74 с.
5. Скрынник Е. О развитии программ создания саморегулируемых организаций. Доклад министра сельского хозяйства РФ на объединенном заседании профильных Комитетов Государственной Думы. - М. - 2009. - 85 с.