Научная статья на тему 'Анализ рынка питьевой и минеральной воды Алтайского края'

Анализ рынка питьевой и минеральной воды Алтайского края Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
919
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА / MINERAL WATER / ПОТРЕБЛЕНИЕ / CONSUMPTION / ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА / НАПИТОК / BEVERAGE / MARKETING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Верещагин А.Л., Беляева Л.А.

Проведены маркетинговые исследования рынка Алтайского края посредством опроса потребителей на тему потребления питьевых и минеральных вод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analyze of market mineral water of Altay

Marketing researches of the Altay market by means of survey of consumers on a theme the consumption of drinks are conducted.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка питьевой и минеральной воды Алтайского края»

УДК 663.64:339.13

Анализ рынка

питьевой и минеральной воды Алтайского края

|А. Л. Верещагин, д-р хим. наук, профессор; Л. А. Беляева, аспирант Бийский технологический институт

Ключевые слова: минеральная вода; потребление; исследование рынка; напиток.

Keywords: mineral water; consumption; marketing; beverage.

Рынок питьевой и минеральной воды на сегодняшний день — один из самых быстрорастущих в России. По разным оценкам, на долю минеральной и питьевой воды приходится от 40 до 60% всего рынка безалкогольных напитков. Население все больше использует очищенную питьевую воду.

Основные участники мирового рынка бутилированных минеральных вод — это глобальные транснациональные компании Nestle, Danone, Coca-Cola, Pepsi-Cola, производящие почти 1 / 3 мирового объема (рис. 1). Эти компании, являясь лидерами мирового товарного потока напитков, в том числе минеральных вод, занимаются активной политикой распределения своих товаров по территории рынка, содействуя их продажам и в конечном итоге росту как мирового объема продаж, так и среднедушевого показателя их потребления [1].

Душевое потребление — показатель, характеризующий уровень потребления напитков, в том числе и минеральных вод. Россия в мировом рейтинге потребления бутилирован-ных вод в целом и минеральных вод в частности остается явным аутсайдером среди европейских государств, отставая по этому показателю практически в 6 раз (рис. 2) [1].

Объем российского рынка минеральной воды оценивается в 1,2 млрд л в год и прогнозируется ежегодный рост в 15-20%.

В связи с возрастанием значения Алтайского края как зоны массового туризма (Стан-Бехтемир, Белокури-ха, Бирюзовая Катунь и др.) актуализируется в том числе проблема произ-

водства и продажи минеральных вод местного происхождения.

Алтайский край располагает минеральными водами и лечебными грязями, на основе которых получила развитие санаторно-курортная система края. К основным курортным ресурсам Алтайского края наряду с климатом (обилие солнца, повышенная прозрачность воздуха и высокая степень его ионизации) можно отно-

Рис. 1. Доли участников мирового рынка бутилированных минеральных вод

я 180 -г

£

" 160 -

си

> 140 -

f 120> S

§ 100 -! 80 I 601

\o

g 40-vo 20 -

Испания Франция Германия США Украина Россия

Рис. 2. Потребление бутилированной воды (л/чел. в год)

сить и минеральные воды: сульфатно-хлоридно-натриевые, хлоридно-сульфатные, магниево-натриевые и кальциево-натриевые, хлоридно-сульфатные, магниево-натриевые и кальциево-натриевые воды с минерализацией от 2 до 10 г/л, хлоридно-натриевые воды с минерализацией 2-15 г/л и рассолы. Некоторые воды богаты радоном (Белокурихинская, и др.). Однако, присутствуя в почве, воде и воздухе, радон служит одним из самых весомых естественных источников радиоактивного облучения человека.

Кроме известного и используемого Белокурихинского месторождения теплых радоновых вод с утвержденными эксплуатационными запасами 1200 м3 в сутки разведаны и начинают использоваться минеральные воды в Завьяловском, Благовещенском, Ба-евском, Панкрушихинском и других районах края. По химическому составу эти воды аналогичны водам известных минеральных источников «Биру-те» (Литва), «Минская» (Беларусь), «Ак-Су» (Нальчик), «Крымский нарзан» (Феодосия), «Тернопольская» (Украина) [2].

Среди минеральных вод Алтайского края особо следует выделить группу серебросодержащих минеральных вод, которые принадлежат к группе природных столовых минеральных вод (с минерализацией не более 1 г/л).

К ним относится вода «Серебряный ключ» (пос. Стан-Бехтемир), в которой обнаружены серебро — 0,1 —0,006 мг/л (превышает фоновые показатели в 3—5 раз); кремневая кислота — 2,6—5 мг/л; F— — 1,0—2,0мг/л; НС03— — 300—400мг/л; Са2+ — 80—100 мг/л3; Мё2+ — 15— 20 мг/л; общая минерализация составляет 0,48—0,65 г/л. «Серебряный ключ» не содержит радона, так как геологические формации исключают его присутствие в воде месторождения пос. Стан-Бехтемир [2].

Вода «Серебряная» (с. Кызыл-Озек) с общей минерализацией 0,32— 0,40 г/л относится к гидрокарбонат-но-кальциево-магниево-натриевой группе, содержание серебра в ней 0,2—1,0 мкг/л, что превышает фоновые в 3 раза.

Вода «Синегорье» — гидрокарбонатная магниево-натриево-кальциевая минеральная вода, имеет общую минерализацию 0,4—0,8 г/л и характеризуется следующим химическим

1 • 2011

0

9

составом: гидрокарбонаты — 350500 мг/л; магний — менее 50 мг/ л; калий и натрий — менее 100 мг/л; кальций — 20-100 мг/ л; серебро — менее 0,005 мг/л.

Змеиногорский ликероводочный завод приступил к производству минеральной воды из артезианского источника, богатого серебром, под названием «Минеральная столовая вода Змеиногорская». Она также используется для выпуска элитных сортов водки.

К этой же группе относится и минеральная вода «Касмалинская» — сульфатно-хлоридно-гидрокарбо-натная-кальциево-натриевая вода. Общая минерализация — 0,41,0 г/л, химический состав: гидрокарбонаты — 200-330 мг/л; хлориды — 50-170 мг/ л; сульфаты — 50-200мг/ л; калий-натрий — 100мг/ л; кальций — менее 100 мг/л.

К группе лечебно-столовых минеральных вод (с минерализацией от 2 до 8 г/л) можно отнести минеральную кальциево-натриевую воду «Бе-локурихинская — Восточная № 2». Ее общая минерализация — 2,0-3,0 г/л; химический состав: гидрокарбонаты — 400-500 мг/л; хлориды — 200-300 мг/л; сульфаты — 800-1100мг/л; натрий — 300-450мг/л; кальций — 180-280 мг/л.

Группа лечебных вод из известных источников (с минерализацией от 8 до 12 г/л) на рынке Алтайского края пока не представлена местными производителями [2].

На рынке присутствует спектр питьевой воды различных наименований.

Основные производители газированной и минеральной вод, представленных на рынке Алтайского края, — ОАО «Сибирская компания», ООО «Триера», «Милеста», ООО «Ледь», «ВИНАП».

Эффективность товародвижения зависит от факторов, которые покупатели считают важными при приобретении товаров. В случае, когда атрибуты товарного предложения в максимальной степени соответствуют потребительским ожиданиям, покупатели считают такое предложение ценным для себя и охотно приобретают товары [3].

Для исследования рынка питьевой и минеральной воды Алтайского края была проанализирована ситуация на рынке на примере г. Бийска. Исследование проводили методом опроса населения города. Выборка репре-

зентативна по полу и возрасту опрашиваемых, всего было опрошено 450 бийских жителей.

По данным исследований, можно сделать вывод о том, что употребление бутилированной воды находится на низком уровне, тогда как большая часть потребителей по-прежнему употребляют воду из под крана (рис. 3).

При анализе соотношения покупки различных напитков получены данные о том, что самая покупаемая из напитков — минеральная вода, которую приобретают более 67% респондентов (рис. 4).

В ходе исследования было выявлено, что наибольшей мотивацией при покупке минеральной и питьевой воды остаются цена и качество продукции (рис. 5).

На рынке г. Бийска представлен ассортимент вод в упаковке различных объема и материала тары. Подавляющее большинство респондентов (72,7%) покупают минеральную и питьевую воду в ПЭТ-бутылках объемом 1,5 л. Второе место среди упаковки занимает ПЭТ-бутылка объемом 1 л (рис. 6).

Рис. 3. Структура потребления воды потребителями г. Бийска

Упаковка Расположение магазина Известность марки Качество продукции Цена

] 5

15

10

37

% от числа опрошенных

Рис. 5. Данные о мотивации покупки минеральной и питьевой воды покупателей г. Бийска

34

Рис. 4. Соотношение потребления напитков

12011

10

Не покупали Стеклянная бутылка ПЭТ-канистра 5 л ПЭТ-бутылка 0,5 л ПЭТ-бутылка 1,0 л ПЭТ-бутылка 2,0 л ПЭТ-бутылка 1,5 л

0 20 40 60 80

% от числа опрошенных

Рис. 6. Соотношение предпочтения упаковки напитков у респондентов

«Серебряный ключ» (ООО «Серебряный ключ», пос. Стан-Бехтемир, ООО «Триера», г. Бийск)

«Синегорье» (ООО «Сибирский сок», г. Бийск)

«Касмалинская» (ЗАО «Волчихинский пивзавод», с. Волчиха)

«Карачинская» (ООО «Карачинский источник», Новосибирская обл.)

«Горный источник» (ООО «Триера», г. Бийск) «Верх-Катунская» (ООО «Триера», г. Бийск) «Холодненькая» (ООО «Холод», г. Заринск) «Студеная» (ООО «Ледь», г. Барнаул) Не покупали

6,3

3,4

1

Рис. 7. Структура узнаваемости производителей минеральной воды г. Бийска

2

1

%

3

5

10

15

20

25

Как показывает практика, потребители, покупая воду для индивидуального пользования, чаще всего не придают особого значения, минеральная это вода или просто питьевая.

На прилавках магазинов г. Бийска можно увидеть большое разнообразие минеральной и питьевой воды различных марок и производителей. В ходе опроса респондентами было названо около 20 марок, которые они смогли вспомнить без подсказки (рис. 7).

Наибольшей популярностью у опрошенных пользуется вода «Серебряный ключ» производства ООО «Серебряный ключ» (пос. Стан-Бехтемир Алтайского края). У продукции марки «Синегорье» 18,8% приверженцев (ООО «Сибирский сок», г. Бийск Алтайского края). Это отчасти может объясняться историей использования данной воды не только населением, но и в качестве профилирующего ресурса санатория «Рассветы над Бией», а также особым составом природной минеральной воды, в том числе наличием фторид-иона, что позволяет использовать воду «Серебряный ключ» в качестве источника фтора (1 л воды, 50% суточного потребления).

В Алтайском крае нет источников природных газированных вод. Предприятия выпускают газированную и негазированную воду одного наименования, получая газированную воду насыщением природной воды углекислым газом.

Анализируя рынок минеральной и питьевой воды г. Бийска, необхо-

димо отметить, что на нем присутствует продукция с одинаковыми наименованиями, выпускаемая различными производителями, например воду под маркой «Серебряный ключ» производят ООО «Серебряный ключ» (пос. Стан-Бехтемир), ОАО «Лакт» (г. Барнаул) и ООО «Триера» (г. Бийск).

Кроме того, с каждым годом набирает популярность питьевая вода в канистрах, потребление которой стабильно растет. Такую ситуацию можно объяснить тем, что многие жители г. Бийска, как и россияне в целом, заботясь о своем здоровье, предпочитают готовить пищу на очищенной питьевой воде. В результате на рынке стали пользоваться спросом 19-литровые канистры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Киселев, В. М. Структура рынка бутили-рованной воды и ее товароведная оценка/В. М. Киселев, В. В. Сальников // Пиво и напитки. — 2009. — № 1. — С. 46-48.

2. Злобина, Т. А. Целительные силы Алтая/Т. А. Злобина, Н. А. Фролов, С. Е. Чер-нышов и др. // Белокуриха, 2009.

3. Гончаров, В. Д. Маркетинг в пищевой промышленности/В. Д. Гончаров. — М.: ДеЛи принт, 2001.

4. Лебедев, Е. В. Минеральная серебросо-держащая вода санатория «Рассветы над Бией» «Серебряный ключ» и ее лечебное применение. Методические рекомендации для врачей/Е. В. Лебедев, С. А. Юшков, Г. Ф. Лаптева и др. — Новосибирск, 1996. ®

Курских пивоваров наградили высшей наградой

Более 50 государственных и общественных наград разного достоинства вручены сотрудникам филиала ОАО «САН ИнБев» в г. Курске. Благодарственные письма от губернатора Курской области, областных и городских властей, Министерства сельского хозяйства, Курской ТПП, Союза российских пивоваров получили сотрудники предприятия на церемонии, приуроченной к 35-летию курского завода. Увенчала салют наград «Янтарная звезда»—высшая общественная награда Союза российских пивоваров.

Такое признание достижений своей работы курские пивовары получили в свой день рождения. В свое время преемником Рыш-ковского пивоваренного завода 1940 г. стал новый производственный комплекс, включавший в себя пивоваренное и солодовенное производства. В конце ноября 1975 г. были произведены первые варки местного пива.

Сейчас курский завод является филиалом компании ОАО «САН ИнБев». В составе крупнейшего холдинга завод вышел на высокий уровень организации бизнеса по международным стандартам. Была проведена коренная модернизация оборудования, расширен ассортимент выпускаемой продукции, внедрены новейшие системы управления качеством, процессами. Сегодня курские пивовары являются наследниками местных традиций пивоварения. Курский филиал «САН ИнБев» — одно из наиболее динамично развивающихся производств Курской области, использующих высокотехнологичное оборудование для обеспечения мирового уровня стандартов качества и безопасности.

Курские пивовары известны и реализуемыми на территории Курской области социальными проектами. Действующая в «САН ИнБев» с 2002 г. долгосрочная социальная программа «Нам здесь жить!» направлена на оказание помощи жителям городов, где находятся предприятия компании, в создании благоприятной и комфортной среды проживания. В ее рамках «САН ИнБев» участвует в новогоднем украшении городов, благотворительных проектах, занимается озеленением, проводит субботники, мероприятия по благоустройству территорий, включая создание дворовых игровых и спортивных площадок.

Помимо «Нам здесь жить!» «САН ИнБев» в Курской области реализует и другие социальные проекты, в том числе по формированию культуры ответственного употребления алкоголя, уменьшения негативного влияния на окружающую среду. Проекты пивоваров являются частью глобальной программы Better World («Лучший Мир»), которая действует в компании «Анхойзер-Буш ИнБев» во всех странах присутствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.