Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЕТЕРИНАРНЫХ КЛИНИКАХ'

МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЕТЕРИНАРНЫХ КЛИНИКАХ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
98
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / MARKETING / ПЕРСОНАЛ / PERSONNEL / ВЕТЕРИНАРНАЯ КЛИНИКА / VETERINARY CLINIC

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Осадчая А.И., Савинкина М.М., Василевский Н.М.

Представлены материалы исследований маркетинга персонала негосударственных ветеринарных клиник г. Москвы и ближайшего Подмосковья. Изучены такие характеристики, как вопросы комплектования клиник персоналом, укомплектованность и текучесть кадров ветеринарных врачей и младшего ветеринарного персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING PERSONNEL IN NON-STATE VETERINARY CLINICS

The materials of research of marketing of personnel of non-state veterinary clinics in Moscow and the nearest Moscow region are presented. The characteristics such as the issues of the staffing of clinics, the staffing and turnover of veterinary doctors and veterinary personnel were studied.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЕТЕРИНАРНЫХ КЛИНИКАХ»

УДК 619:414.23:008.91

МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЕТЕРИНАРНЫХ

КЛИНИКАХ

; Осадчая А.И. - ассистент, Савинкипа М.М. - генеральный директор, Василевский Н.М. - д.в.н., профессор

*ФГБОУ ВО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии - МВА имени К.И. Скрябина» ООО «Ветконф» (г. Москва), ФГБНУ «Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической

безопасности»

Ключевые слова: маркетинг, персонал, ветеринарная клиника. Key words: marketing, personnel, veterinary clinic.

Рынок ветеринарных услуг в России на протяжении последних лет развивается достаточно интенсивно. Открываются новые ветеринарные клиники, благодаря росту конкуренции улучшалось качество ветеринарного обслуживания мелких домашних животных. Безусловно, эффективность деятельности компании в значительной степени зависит от клиентоориентиро-ванности бизнеса, наличия уникального сервисного предложения, от совершенствования бизнес-процессов, но еще более эта эффективность зависит от того, насколько успешно решается задача по привлечению, управлению и удержанию высококвалифицированных сотрудников, способных обеспечить конкурентные преимущества организации.

В работах ряда отечественных исследователей отражены вопросы обеспеченности ветеринарными специалистами государственных учреждений на региональном [1, 6, 7, 9, 10, И,] муниципальном [2, 3, 4, 8] уровнях, а также в сельскохозяйственных формированиях [5]. При этом следует отметить, что анализ кадрового потенциала негосударственных ветеринарных клиник, которые оказывают существенную долю ветеринарных услуг на рынке, практически отсутствует. Целью работы является исследование маркетинга персонала в негосударственных ветеринарных клиниках.

Материалы и методы исследований. Исследования проведены в 20-ти негосударственных ветеринарных клиник г. Москвы и ближайшего Подмосковья. Предметом деятельности ветеринарных клиник в сфере обслуживания непродуктивных животных являются: лечебная помощь больным животным, принадлежащим гражданам; консультативная помощь гражданам по вопросам профилактики болезней, содержания, кормления, воспроизводства и эксплуатации животных; диагностические исследования больных животных, материалов от них и выдача заключения владельцу; апробация и реализация лекарственных препаратов.

В процессе исследований использованы методы: статистико-экономический (сбор и обработка данных); монографический, включающий изучение отдельных, типичных явлений в условиях ветеринарных клиник; абстрактно-логический (анализ, синтез, сопоставление, моделирование); мониторингового обследования (анкетирование, опрос).

Результаты исследований. Уровень качества оказания специализированной ветеринарной помощи в негосударственных ветеринарных клиниках напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки ветеринарного персонала, поэтому успешное функционирование клиник неразрывно связано с их способностью подбирать необходимый квалифицирован-

иый персонал. Именно с этой целью наря-наряду с функцюши планирования потребности в кадровых ресурсах, их обеспечении и использовании, необходимо внедрять и осуществлять в ветеринарных организациях, занимающихся лечебно-профилактической деятельностью, грамотный маркетинг персонала.

Анализ кадровых ресурсов негосударственных ветеринарных клиник показывает, что 65 % руководителей составляют специалисты с высшим ветеринарным образованием, имеющих опыт работы в сфере ветеринарной деятельности более 5 лет. 15 % руководителей ветеринарных клиник, кроме высшего ветеринарного образования имеют второе высшее образование - экономическое. Отдельные ветеринарные клиники возглавляют люди с высшим медицинским, юридическим образованием или без высшего специального образования. Подавляющее большинство руководителей ветеринарных клиник (85 %) являются учредителями своего бизнеса.

Комплектование негосударственных ветеринарных клиник ветеринарными специалистами в большинстве случаев осуществляется как по рекомендации других врачей (17 %), так и из числа знакомых (27 %), или они являются партнерами по бизнесу (12 %). Младший ветеринарный персонал представляют студенты ветеринарных факультетов учреждений высшего образования (23 %) или трудоустраивается по объявлению (21 %).

Одновременно должность главного ветеринарного врача занимают 40 % руководителей клиник, они же самостоятельно подбирают и ветеринарный персонал. В 30 % случаев руководитель подбирает ветеринарный персонал совместно с главным ветеринарным врачом филиала. Мнение и отзывы коллектива ветеринарной клиники при найме на работу нового сотрудника учитывают 20 % руководителей.

Практически отсутствует текучесть кадров ветеринарных специалистов в 40 % ветеринарных клиник. В 25 % крупных клиник с несколькими филиалами показатель текучести невысокий (1-2 % всех ветеринарных врачей в год). Выше этот показатель в небольших клиниках, и то за

счет частой смены младшего ветеринарного персонала (до 20 %). Следует отметить, что проблемы обеспечения негосударственных ветеринарных клиник квалифицированными кадрами специалистов имеет место и сегодня, дефицит в ветеринарных врачах таких организаций составляет 31 %. Нами отмечено, что младший ветеринарный персонал не имеет практических навыков работы с мелкими домашними животными, что связано с нынешней системой ветеринарного образования, которая направлена, прежде всего, на обучение работе с продуктивными сельскохозяйственными животными.

Дефицит квалифицированных ветеринарных кадров, как врачей, так и младшего персонала, резко ограничивает возможность пациентов на получение своевременного, грамотного и качественного ветеринарного обслуживания. Внедрение маркетинга позволит создать условия роста кадрового потенциала за счет поиска и привлечения из внешних или внутренних источников необходимых специашстов с оптимальными профессиональными параметрами.

Заключение. Изучены вопросы обеспечения негосударственных юшник персоналом, укомплектованности и текучести кадров ветеринарных врачей и младшего ветеринарного персонала.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Акмуллин, А.И. Ветеринарная служба в субъектах Российской Федерации и се кадровое обеспечение: автореферат дис. ... доктора ветеринарных наук: 16.00.03 / Акмуллин Александр Иванович. - Казань. 2004. - 40 с.

2. Василевский, U.M. Кадровое обеспечение ветеринарной службы сельского района / Н.М. Василевский // Материалы республиканской научно-производ-ственной конференции. Казань, 1996. - с. 167.

3. Васильев, М.Н. Кадровое обеспечение ветеринарной службы сельского района / М.Н. Васильев, Н.В. Николаев // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2011. - Т. 207. - С.100-105.

4. Галушко, И. Кадровое и материально-техническое обеспечение ОГБУ районной станции по борьбе с болезнями животных Ульяновского района / И. Глулпко // Материаты IV Всероссийской студенческой научной конференции (с международным участием) «В мире научных открытий». - 2015. - С.53-55.

5. Юночникова, А.И. Определение потребности ветеринарных специашстов для обслуживания крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств / А.И. Ключникова // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2015. -Т.224 (4). - С.96-99.

6. Никитин. И.Н. Кадровое обеспечение ветеринарной службы / И.Н. Никитин, А. И. Акмуллин, A.B. Иванов, Г.Н. Бурдов // Ветеринария. - 2004. - № 4. - С. 6-7.

7. Никитин, И.Н. Кадровое обеспечение ветслужбы Республики Марий Эл / И.Н. Никитин, А.И. Акмуллин // Ученые записки Казанской государственной ака-

демии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2003. - Т. 175 - С. 141-146.

8. Никитин, И.Н. Кадровое обеспечение ветеринарной службы / И.Н. Никитин, А.И. Акмуллин, A.B. Иванов. Г.Н. Бурдов и др. // Ветеринария. - 2004. - № 4. - С. 6-7.

9. Никитин, И.Н. Кадровое обеспечение ветеринарной службы Республики Татарстан / И.Н. Никитин // Материаты научно-производственной конференции. Казань. 2003. - С. 224-226.

10. Сабирьянов. А.Ф. Кадровое обеспечение ветеринарной службы республики Марий Эл / А.Ф. Сабирьянов // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2016. - Т. 226,- № 2. - С. 132-137.

11. Шагивашев, J1.P. Кадровое обеспечение отрасли животноводства главными специашстами зоотехнической и ветеринарной служб (на материалах Республики Татарстан) i JI.P. Шагивашев // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2016. - Т. 225. - № 1. - С. 80-85.

МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЕТЕРИНАРНЫХ КЛИНИК/АХ

Осадчая А.И., Савинкина М.М.. Василевский Н.М.

Резюме

Представлены материалы исследований маркетинга персоната негосударственных ветеринарных клиник г. Москвы и ближайшего 11одмосковья. Цзучены такие характеристики, как вопросы комплектования клиник персоналом, укомплектованность и текучесть кадров ветеринарных врачей и младшего ветеринарного персоната.

MARKETING PERSONNEL IN NON-STATE VETERINARY CLINICS

Osadchava A.I., Savinkina M.M., Vasilevsky N.M.

Summary

The materials of research of marketing of personnel of non-state veterinary clinics in Moscow and the nearest Moscow region are presented. The characteristics such as the issues of the staffing of clinics, the staffing and turnover of veterinary doctors and veterinary personnel were studied.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.