Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ'

МАРКЕТИНГ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
182
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / МАРКЕТИНГ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА / РЕКРЕАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Крюкова Е.М., Солодуха П.В., Зеленов В.В., Горбачевская А.В., Галстян В.В.

В статье раскрывается важность маркетинговых инструментов, в частности маркетинга территории, в развитии и реализации туристско-рекреационного потенциала. Сегодня трудно представить себе отрасль, которая могла бы обойтись без использования маркетинга. Это относится и к туризму, где широко используется маркетинг территорий, регионов и городов, поскольку без использования маркетинговых инструментов трудно привлечь капитал в регион и обеспечить устойчивое развитие и реализацию туристско-рекреационного потенциала региона. Кроме того, широко используются маркетинговые исследования и методы оценки туристско-рекреационного потенциала и привлекательности региона, которые предоставляют информацию, необходимую для определения ключевых точек развития региона. Исходя из основных целей маркетинга территории, можно вести работу по совершенствованию каждого элемента туристско-рекреационного потенциала региона, по укреплению привлекательности региона, как для государства, так и для туристов, инвесторов, туристических предприятий и местных жителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING AND ITS IMPORTANCE IN THE DEVELOPMENT OF THE TOURIST AND RECREATIONAL POTENTIAL OF THE TERRITORY

The article will reveal the importance of marketing tools, in particular territory marketing, in the development and implementation of tourist and recreational potential. Today, it is difficult to imagine an industry that could do without the use of marketing. This also applies to tourism, where marketing of territories, regions and cities is widely used, since without the use of marketing tools it is difficult to attract capital to the region and ensure sustainable development and realization of the tourist and recreational potential of the region. In addition, marketing research and methods of assessing the tourist and recreational potential and attractiveness of the region are widely used, which provide the information necessary to determine the key points of development of the region. Based on the main goals of territory marketing, it is possible to work to improve each element of the region's tourism and recreation potential, to strengthen the region's attractiveness, both for the state and for tourists, investors, tourism enterprises and local residents.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ»

Маркетинг и его значение в развитии туристско-рекреационного потенциала территории

см о см

от

О!

0 Ш

т

1

<

т

0

1 I

Крюкова Елена Михайловна,

кандидат экономических наук, доцент, экономический факультет, Российский государственный социальный университет, Lena-krukova@yandex.ru

Солодуха Пётр Викторович,

доктор экономических наук, профессор, экономический факультет, Российский государственный социальный университет, soloduhapv@rgsu.net

Зеленов Владимир Владимирович,

кандидат экономических наук, доцент, экономический факультет, Российский государственный социальный университет, zelenovvv303@yandex.ru

Горбачевская Анастасия Владимировна,

старший преподаватель, экономический факультет, Российский государственный социальный университет, anastasia-gor-bachevsckaya2016@yandex.ru

Галстян Владислав Вадимович,

старший преподаватель, экономический факультет, Российский государственный социальный университет, shredinger1945@yandex.ru

В статье раскрывается важность маркетинговых инструментов, в частности маркетинга территории, в развитии и реализации туристско-рекреационного потенциала. Сегодня трудно представить себе отрасль, которая могла бы обойтись без использования маркетинга. Это относится и к туризму, где широко используется маркетинг территорий, регионов и городов, поскольку без использования маркетинговых инструментов трудно привлечь капитал в регион и обеспечить устойчивое развитие и реализацию туристско-рекреационного потенциала региона. Кроме того, широко используются маркетинговые исследования и методы оценки туристско-рекреационного потенциала и привлекательности региона, которые предоставляют информацию, необходимую для определения ключевых точек развития региона. Исходя из основных целей маркетинга территории, можно вести работу по совершенствованию каждого элемента туристско-рекреационного потенциала региона, по укреплению привлекательности региона, как для государства, так и для туристов, инвесторов, туристических предприятий и местных жителей.

Ключевые слова: туризм, маркетинг, туристско-рекреацион-ного потенциала региона, рекреация

Туристско-рекреационный потенциал региона - это способность территории генерировать определенный туристический поток на основе системы туристско-рекреаци-онных ресурсов региона и имиджа туристической привлекательности определенного региона, формируемого потенциальными потребителями. Способность региона генерировать туристические потоки зависит от наличия и привлекательности туристических достопримечательностей, транспортной доступности и развития инфраструктуры. Как говорится в работе Рыбаковой Ф. Ф., осведомленность потребителей о туристических объектах территории, а также о бренде территории, может существенно повлиять на формирование туристического потока. Кроме того, туристический потенциал региона не статичен, он меняется со временем, как и его элементы, поэтому использование маркетинговых инструментов играет огромную роль в его развитии.

Главная задача маркетинга-удовлетворить потребности потребителей, которые должны получать все необходимое в нужном объеме, количестве и качестве, в нужном месте и в нужное время. Если рассматривать это утверждение с точки зрения развития туристического потенциала, то нужно понимать, зачем и кому нужно развитие туристско-рекреационного потенциала региона. На эти вопросы можно ответить, применив территориальные маркетинговые подходы.

В этом случае территория рассматривается как продукт, который предлагается целевой аудитории для удовлетворения потребностей. Свойства и ценность этого "продукта" раскрываются в туристическом потенциале региона. На рисунке 1 показано, кто может быть заинтересован в развитии туристического потенциала региона.

Целевая аудитория

Государство

Туристы, Инвесторы Туристские Местные

посещающие предприятия, втом жители

регион числе и вне региона

Рисунок 1 - Целевая аудитория, заинтересованная в развитии туристско-рекреационного потенциала региона

Здесь важно отметить, что потребности целевой аудитории могут быть разными. Потребность инвестора - это наиболее удачное пополнение средств для получения прибыли, потребность туристов может заключаться в получении наибольшего количества впечатлений, удовольствий от пребывания в регионе. Туристические компании также заинтересованы в развитии туристско-ре-креационного потенциала региона, потому что от этого зависит их прибыль и так далее. Исходя из того, что потребности целевой аудитории могут быть разными, выгоды, выявленные в ходе оценки туристско-рекреацион-ного потенциала региона, могут быть наиболее значимыми для одной группы целевой аудитории и менее значимыми для другой. В дальнейшем мы постараемся дать всестороннюю оценку и рассказать о факторах,

влияющих на развитие туристско-рекреационного потенциала и преимуществах для каждой группы стран Южной Азии.

Профессор Панкрухин А. П. одним из первых отметил важность маркетинга территорий в развитии турист-ско-рекреационного потенциала региона. По его мнению, территориальный маркетинг - это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория.

Территориальный маркетинг включает в себя маркетинг различных территориальных и государственных образований: стран, регионов, городов, местных мест, поэтому существует множество вариаций этого термина. Например, вы можете услышать "региональный маркетинг", "маркетинг мест", "муниципальный маркетинг", "городской маркетинг", "территориальный маркетинг", "территориальный маркетинг", "маркетинг на (внутри) территории".

Следует отметить, что маркетинг территории рассчитан на выполнение многих задач, которые непосредственно связаны с элементным составом туристско-ре-креационного потенциала региона. В перечень задач входит:

1. Формирование и совершенствование имиджа территории, способствующего росту социально-экономического потенциала, являющегося частью туристического потенциала региона. Рост престижа территории, социальной и деловой конкурентоспособности напрямую влияет на приток трудовых, профессиональных, кадровых и управленческих ресурсов.

2. Увеличение участия территории (региона) и ее субъектов в реализации региональных государственных программ или международных программ. Реализация этой задачи также влияет на привлечение и укрепление туристско-рекреационного потенциала региона за счет привлечения финансовых, инвестиционных и инновационных ресурсов, которые также входят в состав социально-экономического потенциала.

3. Стимулирование использования собственных ресурсов территории с целью получения выгод в ее интересах. Например, правильное управление и стимулирование использования ресурсного потенциала региона может привлечь в регион больше туристов и прибыли. Особую роль играет привлекательность культурных, исторических и природных ресурсов.

4. Привлечение на территорию различных национальных и других внешних заказов. Так, например, маркетинг территории оказывает очень сильное влияние при выборе страны и региона для проведения мероприятий мирового масштаба (олимпиады, чемпионаты мира). Решение этой проблемы оказывает влияние на туристическую инфраструктуру региона, которую мы ранее выделили отдельно как один из значимых элементов туристско - рекреационного потенциала региона.

Итак, мы видим, что задачи маркетинга территории, применительно к развитию туристско-рекреационного потенциала, напрямую связаны с элементным составом туристско-рекреационного потенциала региона. Каждая задача маркетинга территории влияет на элементный состав, а следовательно, и на туристический потенциал региона в целом.

Существует множество стратегий территориального маркетинга. Это включает в себя маркетинг имиджа территории, маркетинг привлекательности территории,

маркетинг инфраструктуры территории, маркетинг населения и персонала. [5] Особенности каждой стратегии показаны на рисуноке 2 для легкого и наглядного представления.

Вид стратегии Основная цель Особенности Инструменты и

Маркетинг имиджа территории создание, развитие, распространение общественного признания положительного образа территории для того. определенное отношение у других низкозатратная стратегия. Концентрирует усилия на улучшении коммуникативных аспектов, информации и пропаганде ранее созданных преимуществ территории коммуникационные мероприятия и средства. Коммуникации демонстрируют открытость территории для контактов, позволяют внешним субъектам лучше узнать её, удостовериться в существенности имеющихся у неё преимуществ

Маркетинг привлекательности территории притягательн о сти данной территории для гуманитарных конкурентных преимуществ ориентация на человека. с учетом поведения и потребно стей отдельных категорий развитие и популяризация особых черт. гарантирующих преимущества в соперничестве с другими территориями

Маркетинг ин фраструктуры территории планомерная работа по о беспечению функционирования и развития территории в отношении дорог, связи и многих других вещей. которые создают общее территории повышение притягательности для бизнеса, ориентация на бизнес-процессы и предпринимателей, высокую степень цивилизованности рыночных отношений на территории развитие и п о пуляризация инфраструктуры, её правовое. научно-техническое и кадрово-организационное обеспечение

Маркетинг персонала Цели и задачи определяются в какой группе населения в большей степени заинтересован конкретный регион. Территории с высоким уровнем безработицы и дешевой рабочей силой могут выдвигать это как аргумент для привлечения инвесторов Возможен и адресный маркетинг, нацеленный на привлечение на территорию людей конкретных профессий, определенных уровней квалификации.

Рисунок 2 - Стратегии территориального маркетинга

Важно отметить, что в зависимости от результатов оценки туристско-рекреационного потенциала региона возможно применение как одной стратегии, так и нескольких одновременно, что даст наиболее ощутимый результат. Таким образом, значение маркетинга территории неоценимо в развитии и реализации туристско-ре-креационного потенциала региона. Исходя из основных целей маркетинга территории, можно вести работу по совершенствованию каждого элемента туристско-рекре-ационного потенциала региона, по укреплению привлекательности региона, как для государства, так и для туристов, инвесторов, туристических предприятий и местных жителей. В то же время каждая целевая группа будет иметь свою заинтересованность в развитии территории и туристско-рекреационного потенциала региона, поэтому важно подходить к маркетинговой оценке ту-ристско-рекреационного потенциала региона комплексно и подробно сосредоточиться на изучении преимуществ. А также рассмотреть способы их использования таким образом, чтобы все группы целевой аудитории находились в выигрышном положении, а потребности каждой группы удовлетворялись в развитии и реализации туристско-рекреационного потенциала региона.

Литература

1. Красникова Т.С. Туристический потенциал территории и необходимость его развития. Общество: политика, экономика и право, т. 6, с. 2, 2015.

2. Крюкова Е.М., Донскова Л.И., Солодуха П.В., Хе-тагурова В.Ш. Актуальные вопросы инноваций в сфере туризма: российский опыт. Социальная политика и социология. 2020. Т. 19. № 4 (137). С. 31-39.

3. Крюкова Е.М., Шадская И.Г., Соколова А.Г. Пандемия covid-19: вызовы и точки роста индустрии туризма. Инновации и инвестиции. 2021. № 4. С. 340-342.

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

4. Моисеев В.И. Сущность и основные понятия маркетинга территорий, URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65245, 2016.

5. Панкрухин А. П., Маркетинг территорий, 2-е издание, Санкт-Петербург: Питер, 2016.

6. Хазова Т.О. Маркетинг территории как инструмент повышения конкурентоспособности малых городов. 2017. [Онлайн]. Доступно: uRL: https://moluch.ru/archive/170/45569/.

Marketing and its importance in the development of the tourist and recreational potential of the territory Kryukova E.M., Solodukha P.V., Zelenov V.V., Gorbachevskaya A.V., Galstyan V.V.

Russian State Social University

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The article will reveal the importance of marketing tools, in particular territory marketing, in the development and implementation of tourist and recreational potential. Today, it is difficult to imagine an industry that could do without the use of marketing. This also applies to tourism, where marketing of territories, regions and cities is widely used, since without the use of marketing tools it is difficult to attract capital to the region and ensure sustainable development and realization of the tourist and recreational potential of the region. In addition, marketing research and methods of assessing the tourist and recreational potential and attractiveness of the region are widely used, which provide the information necessary to determine the key points of development of the region. Based on the main goals of territory marketing, it is possible to work to improve each element of the region's tourism and recreation potential, to strengthen the region's attractiveness, both for the state and for tourists, investors, tourism enterprises and local residents. Keywords: tourism, marketing, tourism and recreational potential of the region, recreation

References

1. Krasnikova T.S. The tourist potential of the territory and the need for its

development. Society: politics, economics and law, vol. 6, p. 2, 2015.

2. Kryukova E.M., Donskova L.I., Solodukha P.V., Khetagurova V.Sh. Topical

issues of innovation in the field of tourism: Russian experience. Social policy and sociology. 2020.Vol. 19.No. 4 (137). S. 31-39.

3. Kryukova E.M., Shadskaya I.G., Sokolova A.G. Covid-19 pandemic: chal-

lenges and growth points of the tourism industry. Innovation and investment. 2021. No. 4. S. 340-342.

4. Moiseev V.I. The essence and basic concepts of territory marketing, URL:

http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65245, 2016.

5. Pankrukhin A.P., Marketing of territories, 2nd edition, St. Petersburg: Peter,

2016.

6. Khazova T.O. Territory marketing as a tool for increasing the competitive-

ness of small towns. 2017. [Online]. Available: URL: https://moluch.ru/ar-chive/170/45569/.

CM

0

CM

01

О Ш

m х

<

m о х

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.