Научная статья на тему 'Методологические основы обоснования территориального развития (на примере О. Русский, г. Владивосток)'

Методологические основы обоснования территориального развития (на примере О. Русский, г. Владивосток) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
241
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ / ТОРГОВО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / TERRITORIAL DEVELOPMENT / TOURIST CLUSTER / TOURIST AND RECREATIONAL COMPLEX / METHODOLOGICAL SUBSTANTIATION / MARKETING THE TERRITORY / FUNCTIONAL ZONING / THE SHOPPING AND RECREATION COMPLEX

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сологуб Елена Владимировна, Ким Ангелина Георгиевна

Обозначена важность развития территории острова Русский. Определены значимые моменты, которыми необходимо руководствоваться при выборе варианта территориального развития. Предложено становление территории острова Русский как туристско-рекреационного комплекса с использованием кластерного подхода. В качестве значимого инструмента стратегического управления территорией рассматривается применение территориального маркетинга, позволяющего учесть потребности местного населения и туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Сологуб Елена Владимировна, Ким Ангелина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological bases justification of territorial development (on the example of Russian island, Vladivostok)

The indicated importance of development of territory of island Russian. Identifies the significant points that should be followed in selecting territorial development. The proposed formation of the territory of the Russian Islands as a tourist-recreation complex using the cluster approach. Discusses the use of territorial marketing, which allows to take into account the needs of the local population and tourists and is an important tool for strategic management of the territory.

Текст научной работы на тему «Методологические основы обоснования территориального развития (на примере О. Русский, г. Владивосток)»

УДК 332.1

Сологуб Е.В., Ким А.Г. Sologub E.V., Kim A.G.

Методологические основы обоснования

территориального развития (на примере о. Русский, г. Владивосток).

Methodological bases justification of territorial development (on the example of Russian island, Vladivostok)

Обозначена важность развития территории острова Русский. Определены значимые моменты, которыми необходимо руководствоваться при выборе варианта территориального развития. Предложено становление территории острова Русский как туристско-рекреационного комплекса с использованием кластерного подхода. В качестве значимого инструмента стратегического управления территорией рассматривается применение территориального маркетинга, позволяющего учесть потребности местного населения и туристов.

Ключевые слова: территориальное развитие, туристский кластер, туристско-рекреационный комплекс, маркетинг территории,

функциональное .зонирование, торгово-рекреационный комплекс

The indicated importance of development of territory of island Russian. Identifies the significant points that should be followed in selecting territorial development. The proposed formation of the territory of the Russian Islands as a tourist-recreation complex using the cluster approach. Discusses the use of territorial marketing, which allows to take into account the needs of the local population and tourists and is an important tool for strategic management of the territory.

Key words: territorial development, tourist cluster, tourist and recreational complex, methodological substantiation, marketing the territory, functional zoning, the shopping and recreation complex

Остров Русский активно развивается в последние несколько лет. Главным стимулом стало проведение на острове Саммита АТЭС в 2012 г. Правительство РФ уделяет особое внимание данной территории. Остров Русский планировали формировать как особую экономическую зону (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа с инновационным уклоном, как территорию опережающего развития (ТОР), как кластер-наукоград, и даже как инновационный центр с мощным научно-исследовательским потенциалом. Указанные варианты развития острова не находят своего воплощения во многом в связи с отсутствием соответствующего финан-

СОЛОГУБ Елена Владимировна, магистрант кафедры международного маркетинга и торговли Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (г. Владивосток). E-mail: [email protected]

КИМ Ангелина Георгиевна, к.э.н., профессор кафедры международного маркетинга и торговли Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (г. Владивосток). E-mail: [email protected]

сирования, материальной базы, и, особенно, по причине недостаточного интереса среди инвесторов и целевых аудиторий.

По мнению специалистов, остров Русский с его красивыми бухтами и нетронутой природой имеет существенные шансы стать одним из самых красивых курортов Дальнего Востока. Данный факт также подтверждает сформированный муниципалитетом список более чем из 20 брендовых мест Приморья, на первом месте в котором указана территория острова Русский. Опрос туристов показывает, что остров Русский в ближайшем будущем будет пользоваться наибольшим интересом.

Благодаря непосредственной близости к городу Владивостоку и наличию моста, связывающего остров с материком, остров Русский особенно удобен для проведения семинаров и корпоративных форм отдыха, рекреации в выходные дни, а также более длительного отдыха на соответствующих базах, расположенных на острове.

Особой популярностью в водах острова пользуется дайвинг. На его территории организуют конные и пешие прогулки и познавательные экскурсии. Остров Русский является популярным местом зимней рыбалки.

20 марта 2013 г. Министерством регионального развития РФ был утверждён Приказ «О развитии полуострова Сапёрный на острове Русский», где представлен проект планировки его территории. В числе необходимых инфраструктурных объектов обозначено строительство тор-гово-развлекательного комплекса. Его планируют разместить недалеко от Кампуса Дальневосточного Федерального Университета вдоль прибрежной линии.

Оцениваемая территория достаточно живописна, имеет историческую значимость, удобно расположена вдоль побережья, характеризуется хорошей транспортной доступностью.

В связи с имеющимися мировыми тенденциями, а также непосредственным формированием острова Русский как стратегически значимого объекта не только для Приморского края, но и для России, мы выявили необходимость осуществления более детального обоснования развития территории, выделенной под строительство указанного объекта. Нами были определены основные моменты, которым следует уделить внимание, проводя данную работу.

Всю территорию острова Русский, на наш взгляд, следует развивать как туристско-рекреационный комплекс в виде кластера.

Туристско-рекреационный комплекс выполняет экономические и социальные функции, способствующие процветанию региона. По этой причине он относится к динамичным секторам экономики, стимулирует их развитие, и, в конечном итоге, влияет на рост благосостояния населения [28].

Туристические кластеры представляют собой взаимосвязанные институциональные объекты на ограниченной территории, осуществляющие деятельность, связанную с оказанием туристско-рекреационных услуг [24].

Кластеры обоснованно могут стать эффективным подходом для содействия развитию туризма в конкретном месте [21, с. 173]. Именно кластерный подход является наиболее перспективным в развитии туризма и обеспечения конкурентоспособности региона [13].

Можно заключить, что кластер — это полезный инструмент для повышения производительности входящих в него компаний, играет ключевую роль в региональном развитии [19, с. 744].

Необходимо учитывать, что состояние инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса является важнейшим фактором его успешного функционирования [12, с. 208]. При этом рассмотрение субъектов и

предприятий, входящих в него, становится основополагающим для создания успешного кластера на территории туристского назначения [21, с. 171].

По причине того, что туризм оказывает существенное влияние на повышение конкурентоспособности регионального развития, возрастает актуальность стратегического управления туристско-рекреационными кластерами [18, с. 143].

Важным инструментом указанного управления является территориальный маркетинг, который обеспечивает устойчивое развитие дести-нации. Маркетинг территорий позволяет раскрывать потенциал местности и её конкурентные преимущества, а также способствует нахождению производственно-экономических решений, соответствующих реальным потребностям и интересам потенциальных инвесторов [26, с. 165].

При анализе способов развития территории острова Русский, маркетингу должно быть уделено ключевое внимание, поскольку его инструментарий позволяет удовлетворить потребности аудитории, которые имеют первостепенное значение. Территория острова Русский должна стать комфортной зоной для пребывания как местных жителей, так и туристов и обеспечивать широкие возможности рекреации.

Маркетинг мест отдыха подразумевает под собой работу по привлечению потенциальных потребителей — туристов в определённые зоны (например, на курорты, в культурно-исторические центры) с помощью агентств, турагентств, авиакомпаний, представителей гостиничного бизнеса и государственных учреждений. Маркетинг рекреационных услуг предполагает создание инфраструктуры, которая позволила бы с комфортом разместить туристов и стала бы привлекательной для определённых сегментов клиентов, которые могут быть заинтересованы историей, легендой и прочим. Таким образом, маркетинговые мероприятия подобного рода должны быть направлены, в первую очередь, на конечных потребителей и учитывать их потребности [26, с. 167].

Удовлетворённость посетителей — одно из важнейших понятий отдыха на природе [22, с. 36]. В современной экономической науке маркетинг территорий является фактором социально-экономического развития дестинации, влияет на рост инвестиций и создание благоприятного имиджа [21, с. 27].

Для обеспечения гармоничного развития туристского кластера следует проводить комплексную оценку его пространственного развития, опираясь на максимально полное удовлетворение потребностей аудитории [25, с. 114].

Значимым является такой метод моделирования, как функциональное зонирование. Применение данного метода позволяет достичь наиболее эффективного равновесного состояния всех подсистем и максимально эффективной системы в целом [27, с. 681]. Функциональное зонирование направлено на выявление территории и строительство объектов, так же, как и территориальный маркетинг, наиболее полно отвечающих потребностям аудитории.

Функциональная схема зонирования является отправной точкой для планировочных решений территории, проектирования и дизайна объектов [20, с. 451].

Зонирование территории острова Русский способствует выявлению возможных вариантов её использования в каждой выделенной зоне.

Далее необходимо определить потенциал территории, выделенной под организацию планируемого объекта.

Рекреационный потенциал — это система природных, спортивно-туристских, лечебно-оздоровительных и социально-культурных подсистем, которые характеризуются функциональной взаимосвязанностью и

территориальной целостностью, приводимыми в движение сопряжёнными с ней отраслями: сельским хозяйством и пищевой промышленностью, пассажирским транспортом и связью, торговлей и общественным питанием [10].

Рекреационный потенциал отличается от реализованных услуг (рекреационного блага), который является результатом сочетания естественных и социальных активов и вносит непосредственный вклад в человеческое благополучие [31, с. 35].

При анализе рекреационного потенциала важное значение имеют атрибуты ландшафта, такие как рельеф, растительность, климат и прочие, которые по-разному воспринимаются людьми в зависимости от их культурного уровня [16].

Производится оценка рекреационных ресурсов, которые состоят из совокупности природных (естественных) и искусственно произведённых человеком объектов, использующихся для создания условий в удовлетворении потребностей населения в отдыхе и полноценном лечении.

Оценка территории для рекреационного использования является актуальной проблемой, исследованием которой занимаются географы, архитекторы, психологи, специалисты туристического бизнеса. Рассматриваются различные подходы к оценке, но все они направлены на изучение различных факторов ресурсов, представленных на определённой территории. В большинстве случаев оценке подвергаются рельеф, климат, водоёмы, флора и фауна, наличие инфраструктуры, транспортная доступность. Данные параметры по-разному воспринимаются людьми в зависимости от их культурного уровня [16].

Дополнительными факторами, подвергаемыми оценке, могут быть традиции рекреационного использования территории или образ жизни местного населения. В районах, отличающихся снежной зимой, дополнительно оценивается высота снежного покрова, для горных территорий — высота над уровнем моря.

По мнению Л.М. Илюшкина и А.В. Завадской, осуществляя комплексную оценку местности при проектировании рекреационных комплексов, следует учитывать общую аттрактивность территории (в качестве одной из значимых оценочных категорий), а также медико-географические и физико-географические характеристики, культурно-историческое значение, микроклиматические особенности, доступность для рекреантов [5].

Оценка аттрактивности (привлекательности) территории является важнейшим этапом при выборе места размещения туристско-рекреаци-онного комплекса. Аттрактивность — значимая характеристика места, и ей необходимо уделить пристальное внимание при проектировании объектов рекреации [9].

Оценивая аттрактивность, характеризуют эстетические свойства местности, что проявляется в способности места воздействовать на психоэмоциональное состояние человека. В качестве определяющих факторов в данном случае выступают положительные эмоции, которые место вызывает у человека.

Эстетические качества сложно сформулировать и выразить в форме категорий, имеющих значение для проектирования. Ряд исследователей предполагает, что именно эстетический подход к планированию объектов туристической индустрии будет вызывать наибольший интерес

[9].

Можно выделить три подхода к оценке ресурсного потенциала [2,

с. 8].

Технологический подход основан на выявлении пригодности территории для определённого вида туризма. Изучаются количественные

характеристики ресурсов, сезонность использования, затраты на облагораживание территории.

Физиологический подход предполагает определение степени комфортности условий, которые окружают ресурс, санитарно-гигиенические характеристики, безопасность использования ресурса.

Психологический подход связан с эмоциональным воздействием территории на туристов, учитывается культурно-историческая ценность ландшафтов.

Осуществляя оценку рекреационного потенциала территории, на наш взгляд, следует привлекать экспертов — специалистов, способных компетентно оценить имеющиеся ресурсы с помощью ранжирования их значимости и присваивания соответствующих баллов.

Различные объекты (пространственные единицы), в отношении которых принимается решение об их представленности на территории, должны быть подвергнуты оценке по отношению к планируемым мероприятиям. Важно определить, какие составные элементы представлены на территории, их месторасположение и другие характеристики (протяжённость, соотношение друг с другом и прочее). Наиболее полное представление об указанных характеристиках можно получить, используя карту территории [17, с. 428].

Различия в природно-климатических и экономических характеристиках конкретной территорий формируют специализацию, отраслевую структуру и интенсивность развития рекреационного комплекса.

В.И. Мамутов и О.О. Любимцева рекреационное пространство разделяют на два вида: организованное и неорганизованное [6, с. 47]. К первому виду относится пространство, которое имеет организованную систему управления рекреационной деятельностью. Основная цель в данном случае — это увеличение эффективности рекреационной деятельности. Неорганизованное пространство предполагает наличие условий для рекреационной деятельности, которые регулируются человеком для удовлетворения его личных потребностей.

Когда в границах населённого пункта происходит объединение различных предприятий, они определяют специализацию данной местности [6, с. 48]. Территориальная специализация основана на имеющихся конкурентных преимуществах, к числу которых относится наличие и виды рекреационных ресурсов и их сочетаемость, уровень развития инфраструктуры и сопутствующих видов деятельности. Если на территории представлено больше культурно-исторических ресурсов, то формируется туристско-экскурсионная специализация территории. Если местность богата природно-рекреационными ресурсами, то преимущество за курортной, туристско-рекреационной специализацией.

В случае если ресурсы можно отнести к категории уникальных (имеющих ограниченное распространение, например, культурно-исторические ресурсы), то чаще всего вокруг них формируется локальный туристический объект — экскурсионный пункт, туристско-экскурсионный центр, туристско-рекреационный узел.

Если туристические ресурсы относятся к природным, они однотипны и имеют более широкое распространение, то вокруг них создаются крупные туристические структуры, например, туристический район, зона или курорт.

При определении места размещения туристско-рекреационного комплекса необходимо учитывать допустимую нагрузку на ландшафт, которую может выдержать конкретная территория с учётом санитарно-гигиенических требований и требований по охране окружающей среды [3].

Учитываются ограничения территории для осуществления турист-ско-рекреационной деятельности. К числу подобных ограничений относится существование заболоченных, труднодоступных территорий, степень урбанизации, сельскохозяйственной освоенности и пр. [13].

В соответствии с «рекомендациями по проектированию водных лечебно-оздоровительных комплексов в приморских рекреационных зонах», разработанных ещё в 1984 г. [11, с. 21], территория для строительства подобных комплексов должна выбираться с учётом соответствия следующим требованиям:

♦ санитарно-гигиеническим и медико-технологическим (чистота воздуха, хорошие условия проветривания, защищённость участка от действия неблагоприятных ветров, наличие зелёных насаждений, возможность снабжения морской и водопроводной водой);

♦ экономическим и эксплуатационным требованиям (компактность расположения сооружения на участке, правильное использование рельефа местности для расположения различных функциональных зон, близость участка к источникам водоснабжения и энергии, условия для спуска сточных вод, возможность организации удобных подходов и подъездных путей к участку);

♦ архитектурно-планировочными требованиями (участок должен быть соответствующего размера, формы и рельефа, что позволяет удобно расположить здания и сооружения комплекса в сочетании с природным окружением). Размер и площадь участка определяется в соответствии с предполагаемой пропускной способностью комплекса.

В Советском Союзе Центральным научно-исследовательским и проектным институтом типового и экспериментального проектирования комплексов и зданий культуры, спорта и управления имени Б.С. Мезенцева были разработаны рекомендации, касающиеся проектирования комплексов общественных центров [7]. Предлагается деление общественно-рекреационных пространств на следующие блоки:

♦ места общего пользования (вестибюль, фойе, холлы, веранды, лоджии, каминные, переходы, оранжереи, зимний сад и пр.);

♦ зрелищный блок (кинозалы, концертные залы, общественное питание и пр.);

♦ торгово-демонстрационный блок (торговые зоны, выставочные залы, общественное питание);

♦ спортивно-развлекательный комплекс (бильярд, корт, бассейн, кегельбан, тир, сквош, гольф, каток, общественное питание и пр.);

♦ спортивно-оздоровительный блок (бассейн, сауна, солярий, тренажёрный зал, мототрасса, велотрек, общественное питание и пр.).

Следующим шагом может стать использование метода сравнительного анализа, который предполагает перенимание опыта успешно реализованных объектов на схожей территории в РФ и за рубежом.

Метод сравнительного анализа основан на климатическом сходстве территорий. Так, А.Г. Шеломенцев и группа исследователей полагают, что с помощью определения общих особенностей регионального социально-экономического моделирования, возможно осуществить сравнение развития территорий, которые имеют одни и те же климатические, экономические и геополитические условия, но различный уровень хозяйственной деятельности [29, с. 349]. Используя данный метод, полученные результаты следует видоизменять под конкретную рассматриваемую территорию.

По мнению указанных выше исследователей, успешные модели развития имеют свою специфику и не могут быть использованы в России без адаптации [29, с. 350].

Первый современный торговый центр был построен в США в 1920-х гг., торговые центры постепенно стали представлять собой модели экономического роста и увеличения потребления в США, что является мировым трендом. Торговые центры продемонстрировали очень большой потенциал развития [30, с. 93].

В качестве одного из вариантов развития подобного объекта мы предлагаем рассмотреть организацию на острове Русский торгово-рекре-ационного комплекса, который станет зоной притяжения как для местных жителей, так и для большого количества иностранных туристов, привлекаемых на остров за счёт наличия синергетического эффекта формирования перспективных инфраструктурных объектов (океанариума, поля для гольфа и прочих).

Важным является вопрос определения оптимального размера (величины) торгово-рекреационного комплекса. В этом отношении существуют различные рекомендации. Для приморских территорий с большими пространствами акваторий и протяжёнными пляжами вместимость рекреационных комплексов принимается в пределах от 2 до 10 тыс. мест. Рекреационные центры, которые действуют вблизи озёр и рек, где водные рекреационные ресурсы менее богаты, имеют, в большинстве своём, меньшую вместимость и подразделяются на малые — до 500 мест, средние — 500—2500 мест, большие — более 2500 мест. Для северных районов рекомендована другая вместимость рекреационных центров: для центров круглогодичного использования — 2000—15000 чел., для центров сезонного (зимнего или летнего) использования — 1000—7000 чел., для специализированных центров — 500—2000 человек [8].

Размещение туристско-рекреационных объектов на территории определяется на основе предельных значений радиусов передвижения в течение дня. Для пешеходных маршрутов — 25 км; для водных — 30 км; для велосипедных — 60—70 км; для автобусных — 200—300 км [1].

В цокольном этаже торговых комплексов размещаются парковки для персонала и посетителей комплекса, технические помещения, по-грузо-разгрузочные зоны «якорных арендаторов». Проектирование торгового комплекса следует осуществлять с учётом маломобильных групп населения, что обеспечивает возможность посещения ими всех уровней здания. На входных группах располагаются пандусы, подъем на этажи осуществляется на специальных пассажирских лифтах [4].

Существенную роль приобретает грамотное формирование коммуникационных каналов в процессе продвижения туристско-рекреацион-ного комплекса. Происходящие изменения в мире и в индустрии туризма предполагают необходимость предоставления и оказания услуг в соответствие с конкретными ожиданиями отдельного клиента. Достижение удовлетворённости потребителей продолжает оставаться актуальной проблемой в туризме [15, с. 343]. Туристско-рекреационные комплексы, предлагающие набор гармонично сформированных разнообразных услуг, предоставляют возможность достижения данной удовлетворённости.

Методологическая структура обоснования развития территории и выбора её специализации разделена на этапы и представлена в таблице 1. Данная таблица демонстрирует также учёт особенностей для острова Русский.

Конкурентоспособность туристического сектора основывается на взаимодействии природных и антропогенных факторов и определяется способностью компаний привлечь новых посетителей формой и качеством реализуемых товаров и оказываемых услуг [18, с. 142].

По указанной выше причине проект запланированного на острове Русский комплекса, предоставляющего возможность совершения по-

Таблица 1.

Поэтапная методология выбора варианта развития территории

Этап Наименование этапа Суть этапа Детализация этапа применительно к территории острова Русский

1 Определение назначения развития территории Обозначение возможных способов развития территории и выбор наиболее оптимального варианта Развитие территории в формате туристско-рекреационного комплекса в виде кластера

2 Применение территориального маркетинга Выбор обоснованных маркетинговых инструментов Маркетинговые исследования предпочтений потенциальных потребителей в отношении спектра необходимых услуг (опрос, интервью, анкетирование)

3 Осуществление функционального зонирования территории Выявление возможных вариантов использования территории в каждой выделенной зоне Зонирование на блоки по видам рекреации (услугам)

4 Определение потенциала территории Оценка рекреационных ресурсов и аттрактивности территории Экспертная оценка территории с присвоением коэффициента взвешивания каждому из оцениваемых параметров

5 Выявление специализации территории Определение наличия уникальных ресурсов и конкурентных преимуществ Выбор в пользу туристско-экскур-сионной или курортной, туристско-рекреационной специализации

6 Учёт ограничений территории и допустимой нагрузки на ландшафт Фиксация требований для строительства комплекса (объекта) Проверка на соответствие санитарно-гигиеническим, медико-технологическим, экономическим, эксплуатационным и архитектурно-планировочным требованиям

7 Укрупнённое зонирование комплекса (объекта) Деление рекреационного пространства комплекса (объекта) на блоки Выделение мест общего пользования, торговой зоны, спортивных, развлекательных, оздоровительных зон, общественного питания, средств размещения

8 Применение сравнительного анализа Перенимание опыта успешно реализованных объектов на схожей территории в РФ и за рубежом Учёт характеристик и опыта удачных объектов, расположенных на островных территориях со схожим климатом вблизи городских агломераций с хорошей автомобильной доступностью

9 Определение величины, профиля и времени функционирования комплекса (объекта) Расчёт количества обслуживаемых потребителей, предельных значений радиусов передвижения Фиксация оптимального размера комплекса для приморской территорий с умеренным пространством акватории и среднегодовой температурой воздуха +4,9 °C

10 Проектирование комплекса с учётом наличия маломобильных групп потребителей

11 Продвижение комплекса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено авторами.

купок и рекреации, необходимо реализовывать с учётом следующих составляющих:

♦ имеющийся потенциал территории;

♦ передовой опыт развития подобных территорий;

♦ удовлетворение потребностей аудитории на основе максимально полного спектра оказываемых услуг с уделением особого внимания рекреационной составляющей.

Предложенные нами мероприятия позволят осуществить грамотное обоснование и сделать верный выбор в отношении наиболее эффективного способа развития территории на острове Русский.

Литература

1. Барановский М.И. Комплексы отдыха и туризма / М.И. Барановский/ К.: Будiвельник, 1985. 105 с.

2. Бородина Н.Н. Управление процессом формирования и развития туристско-рекреационных комплексов депрессивных дестинаций (на примере Томской области) / Н.Н. Бородина. Автореф. дисс...к.э.н. СПб., 2013. 24 с.

3. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. ДБН 360-92. Издание официальное. Государственные строительные нормы Украины. Министерство Украины по делам строительства и архитектуры (Минстройархитектуры Украины). Киев: Укрархстройинформ, 1993. 214 с.

4. Зонирование ТРК / Power Solutions. URL: http://pssco.ru/novosti-i-zametki/12-zonirovanie-trk.html (дата обращения: 14.03.2016 г.).

5. Илюшкина Л.М. Аттрактивность ландшафтов при проектировании рекреационных комплексов / Л.М. Илюшкина, А.В. Завадской. URL: http:// pandia.ru/text/79/141/4376.php (дата обращения: 12.03.2016 г.).

6. Любимцева О.О. Ринок туристичних послуг (геопросторовi аспекти) / О.О. Любимцева. 3-е вид., перероб. та доп. К.: Альтерпрес, 2005. 436 с.

7. Методические рекомендации по проектированию комплексов общественных центров / Независимая строительная экспертиза недвижимости. URL: http://files.stroyinf.ru/Data1/49/49959/ (дата обращения: 13.03.2016 г.).

8. Особенности проектирования и строительства / Студопедия. URL: http://studopedia.ru/2_6332_osobennosti-proektirovaniya-i-stroitelstva.html (дата обращения: 15.03.2016 г.).

9. Поморов С.Б. Оценка привлекательности ландшафтов. В кн.: «Белокурихинская лечебно-оздоровительная местность». / С.Б. Поморов, В.С. Ревякин, Н.Ф. Вдовин и др. Барнаул: НИИ ГП, 1997.

10. Понятие рекреационный комплекс / Биофайл. Научно-информационный журнал. URL: http://biofile.ru/geo/7408.html (дата обращения: 9.03.2016 г.).

11. Рекомендации по проектированию водных лечебно-оздоровительных комплексов в приморских рекреационных зонах / НИЛЭП ОИСИ. М.: Стройиздат, 1984. с. 44.

12. Таппасханова Е.О. Развитие туристско-рекреационного комплекса региона / Е.О. Таппасханова, З.А. Мустафаева, Р.А. Токмакова, М.З. Кудашева // Экономика региона. 2015. № 2. С. 208-220.

13. Шепелев И.Г. Туристско-рекреационные кластеры — механизм инновационного совершенствования системы стратегического управления развитием регионов / И.Г. Шепелев, Ю.А. Маркова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 3. URL: http:// sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/3/markova.pdf (дата обращения 12.03.2016 г.)

14. Шиян К.А. Основы формирования учреждений и комплексов рекреационной инфраструктуры / К.А. Шиян // Проблемы материальной культуры — географические науки. URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/ handle/123456789/89757/04-Shiyan.pdf?sequence=1 (дата обращения: 17.03.2016 г.).

15. Alan A. Lew Special issue: managing and adapting to global change in tourism places / А. Alan. Lew. - ROUTLEDGE CHAPMAN HALL. 2015. 388 с.

16. Buijs A.E. From hiking through farmland to farmingin a leisure landscape: changing social perceptions of the European landscape / A.E. Buijs, B. Pedroli, Y. Luginbühl // Landscape Ecology. 2006. № 21. P. 375-389.

17. Cendrero A. Mapping and Evaluation of Coastal Areas for Planning / A. Cendrero // Ocean & Shoreline Management. 1989. № 12. P. 427-462.

18. Fetisova O.V. Formation of Regional Tourism and Recreational Cluster / O.V. Fetisova, V.V. Kurchenkov, E.S. Matina // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, № 5, S2. P. 142-150.

19. Fundeanu D.D. Innovative Regional Cluster, Model of Tourism Development / D.D. Fundeanu // Procedia Economics and Finance. 2015. № 23. P. 744-749.

20. Gabdrakhmanov N.K. The role of territorial organization of cities in the touristic attraction of the region on the example of the Republic of Tatarstan / N.K., Gabdrakhmanov, V.A. Rubtzov, S.A. Shabalina, M.V. Rozhko, D.Z. Kucheryavenko // Life Science Journal. 2014. № . 11(11). P. 451-455.

21. Gardiner S. Successful tourism clusters: Passion in paradise / S. Gardiner, N. Scott // Annals of Tourism Research. 2014. № . 46. P. 171-173.

22. Graefe A.R. Testing a mediation model of customer service and satisfaction in outdoor recreation / A.R. Graefe, R.C. Burns // Journal of Outdoor Recreation and Tourism. 2013. № 3-4. P. 36-46.

23. Kalieva O.M. Development of Territory Brand Image: The Marketing Aspect / O.M. Kalieva // Review of European Studies. 2015. Vol. 7, № 2. P. 23-28.

24. Karmanova T.E. Cluster Model of Regional Tourist Business in Russia / E.N. Podsevalova, S.S. Zikirova, A.A. Silaeva, V.P. Leonova // Asian Social Science. 2015. Vol. 11. № 6. P. 279-286.

25. Kim A.G. Evaluation Technique of the Spatial Development of Tourist Cluster of the Region / A.G. Kim, N.T. Martyshenko // World Applied Sciences Journal (Management, Economics, Technology & Tourism). 2014. № 30. P. 114-119.

26. Podoprigora M.G. Territory Marketing: Its Notion, Specific Features and Implementation Stages / M.G. Podoprigora I.A. Nazvanova // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, № 3, S4. P. 165-171.

27. Rubtzov V.A. Determination of the Development Potential of Urban Territories on the Basis of Integrated Assessment of the Social-Ecomomic Zoning by the Example of the City of Kazan / V.A. Rubtzov, O.A. Delabarr, N.K. Gabdrakhmanov, O.V. Pratchenko // Mediterranean Journal of Social Sciences. -2015. Vol. 6. № 3. P. 681-684.

28. Sadi M.A., Tourism In Saudi Arabia And Its Future Development / M.A., Sadi, J.C. 2005, [Электронный ресурс]. URL: http://qspace.qu.edu.qa/handle/10576/8105 (дата обращения 9.03.2016 г.).

29. Shelomentsev A.G. Comparative Analysis of Regional Development of Northern Territories / A.G. Shelomentsev, O.A. Kozlova, Zh.A. Mingaleva, Y.B. Bedrina, T.V. Terentyev // Asian Social Science. 2015. Vol. 6, № 14. P. 349-356.

30. Shi Yi-shao. Spatio-temporal features and the dynamic mechanism of shopping center expansion in Shanghai / Yi-shao Shi, Jie Wu, Si-yi Wang // Applied Geography. 2015. № 65. P. 93-108.

31. Weyland F. Recreation potential assessment at large spatial scales: A method based in the ecosystem services approach and landscape metrics / F. Weyland, P. Laterra // Ecological Indicators. 2014. № 39. P. 34-43.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Baranovskij M.I. Kompleksy otdykha i turizma / M.I. Baranovskij/ K.: Budivel'nik, 1985. 105 s.

2. Borodina N.N. Upravlenie protsessom formirovaniya i razvitiya turistsko-rekreatsionnykh kompleksov depressivnykh destinatsij (na primere Tomskoj oblasti) / N.N. Borodina. Аvtoref. diss...k.eh.n. SPb., 2013. 24 s.

3. Gradostroitel'stvo. Planirovka i zastrojka gorodskikh i sel'skikh poselenij. DBN 360-92. Izdanie ofitsial'noe. Gosudarstvennye stroitel'nye normy Ukrainy. Ministerstvo Ukrainy po delam stroitel'stva i arkhitektury (Minstrojarkhitektury Ukrainy). Kiev: Ukrarkhstrojinform, 1993. 214 s.

4. Zonirovanie TRK / Power Solutions. URL: http://pssco.ru/novosti-i-zametki/12-zonirovanie-trk.html (data obrashheniya: 14.03.2016 g.).

5. Ilyushkina L.M. Аttraktivnost' landshaftov pri proektirovanii rekreatsionnykh kompleksov / L.M. Ilyushkina, AV. Zavadskoj. URL: http://pandia. ru/text/79/141/4376.php (data obrashheniya: 12.03.2016 g.).

6. Lyubimtseva O.O. Rinok turistichnikh poslug (geoprostorovi aspekti) / O.O. Lyubimtseva. 3-е vid., pererob. ta dop. K.: Äl'terpres, 2005. 436 s.

7. Metodicheskie rekomendatsii po proektirovaniyu kompleksov obshhestvennykh tsentrov / Nezavisimaya stroitel'naya ehkspertiza nedvizhimosti. URL: http://files.stroyinf.ru/Data1/49/49959/ (data obrashheniya: 13.03.2016 g.).

8. Osobennosti proektirovaniya i stroitel'stva / Studopediya. URL: http:// studopedia.ru/2_6332_osobennosti-proektirovaniya-i-stroitelstva.html (data obrashheniya: 15.03.2016 g.).

9. Pomorov S.B. Otsenka privlekatel'nosti landshaftov. V kn.: «Belokurikhinskaya lechebno-ozdorovitel'naya mestnost'». / S.B. Pomorov, V.S. Revyakin, N.F. Vdovin i dr. Barnaul: NII GP, 1997.

10. Ponyatie rekreatsionnyj kompleks / Biofajl. Nauchno-informatsionnyj zhurnal. URL: http://biofile.ru/geo/7408.html (data obrashheniya: 9.03.2016 g.).

11. Rekomendatsii po proektirovaniyu vodnykh lechebno-ozdorovitel'nykh kompleksov v primorskikh rekreatsionnykh zonakh / NILEHP OISI. M.: Strojizdat, 1984. s. 44.

12. Tappaskhanova E.O. Razvitie turistsko-rekreatsionnogo kompleksa regiona / E.O. Tappaskhanova, Z.K. Mustafaeva, RA. Tokmakova, M.Z. Kudasheva // EHkonomika regiona. 2015. № 2. S. 208—220.

13. SHepelev I.G. Turistsko-rekreatsionnye klastery — mekhanizm innovatsionnogo sovershenstvovaniya sistemy strategicheskogo upravleniya razvitiem regionov / I.G. SHepelev, УИ.А. Markova // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (ehlektronnyj nauchnyj zhurnal). 2012. № 3. URL: http://sisp. nkras.ru/e-ru/issues/2012/3/markova.pdf (data obrashheniya 12.03.2016 g.)

14. SHiyan КА. Osnovy formirovaniya uchrezhdenij i kompleksov rekreatsionnoj infrastruktury / КА. SHiyan // Problemy material'noj kul'tury — geograficheskie nauki. URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/89757/04-Shiyan.pdf?sequence=1 (data obrashheniya: 17.03.2016 g.).

15. Alan A. Lew Special issue: managing and adapting to global change in tourism places / А. Alan. Lew. — ROUTLEDGE CHAPMAN HALL. 2015. 388 s.

16. Buijs A.E. From hiking through farmland to farmingin a leisure landscape: changing social perceptions of the European landscape / A.E. Buijs, B. Pedroli, Y. Luginbühl // Landscape Ecology. 2006. № 21. P. 375—389.

17. Cendrero A. Mapping and Evaluation of Coastal Areas for Planning / A. Cendrero // Ocean & Shoreline Management. 1989. № 12. P. 427—462.

18. Fetisova O.V. Formation of Regional Tourism and Recreational Cluster / O.V. Fetisova, V.V. Kurchenkov, E.S. Matina // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, № 5, S2. P. 142—150.

19. Fundeanu D.D. Innovative Regional Cluster, Model of Tourism Development / D.D. Fundeanu // Procedia Economics and Finance. 2015. № 23. P. 744—749.

20. Gabdrakhmanov N.K. The role of territorial organization of cities in the touristic attraction of the region on the example of the Republic of Tatarstan / N.K., Gabdrakhmanov, V.A. Rubtzov, S.A. Shabalina, M.V. Rozhko, D.Z. Kucheryavenko // Life Science Journal. 2014. № . 11(11). P. 451-455.

21. Gardiner S. Successful tourism clusters: Passion in paradise / S. Gardiner, N. Scott // Annals of Tourism Research. 2014. № . 46. P. 171-173.

22. Graefe A.R. Testing a mediation model of customer service and satisfaction in outdoor recreation / A.R. Graefe, R.C. Burns // Journal of Outdoor Recreation and Tourism. 2013. № 3-4. P. 36-46.

23. Kalieva O.M. Development of Territory Brand Image: The Marketing Aspect / O.M. Kalieva // Review of European Studies. 2015. Vol. 7, № 2. P. 23-28.

24. Karmanova T.E. Cluster Model of Regional Tourist Business in Russia / E.N. Podsevalova, S.S. Zikirova, A.A. Silaeva, V.P. Leonova // Asian Social Science. 2015. Vol. 11. № 6. P. 279-286.

25. Kim A.G. Evaluation Technique of the Spatial Development of Tourist Cluster of the Region / A.G. Kim, N.T. Martyshenko // World Applied Sciences Journal (Management, Economics, Technology & Tourism). 2014. № 30. P. 114-119.

26. Podoprigora M.G. Territory Marketing: Its Notion, Specific Features and Implementation Stages / M.G. Podoprigora I.A. Nazvanova // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, № 3, S4. P. 165-171.

27. Rubtzov V.A. Determination of the Development Potential of Urban Territories on the Basis of Integrated Assessment of the Social-Ecomomic Zoning by the Example of the City of Kazan / V.A. Rubtzov, O.A. Delabarr, N.K. Gabdrakhmanov, O.V. Pratchenko // Mediterranean Journal of Social Sciences. -2015. Vol. 6. № 3. P. 681-684.

28. Sadi M.A., Tourism In Saudi Arabia And Its Future Development / M.A., Sadi, J.C. 2005, [EHlektronnyj resurs]. URL: http://qspace.qu.edu.qa/handle/10576/8105 (data obrashheniya 9.03.2016 g.).

29. Shelomentsev A.G. Comparative Analysis of Regional Development of Northern Territories / A.G. Shelomentsev, O.A. Kozlova, Zh.A. Mingaleva, Y.B. Bedrina, T.V. Terentyev // Asian Social Science. 2015. Vol. 6, № 14. P. 349-356.

30. Shi Yi-shao. Spatio-temporal features and the dynamic mechanism of shopping center expansion in Shanghai / Yi-shao Shi, Jie Wu, Si-yi Wang // Applied Geography. 2015. № 65. P. 93-108.

31. Weyland F. Recreation potential assessment at large spatial scales: A method based in the ecosystem services approach and landscape metrics / F. Weyland, P. Laterra // Ecological Indicators. 2014. № 39. P. 34-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.