Научная статья на тему 'Маркетинг городских территорий'

Маркетинг городских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг городских территорий»

ство тиражируемых систем имеют модульную структуру, сконцентрированную вокруг ядра, что позволяет настраивать или даже дорабатывать АБС под специфические нужды того или иного коммерческого банка. Скорость радикальных изменений, таких как, например, переход на новый план счетов, проводимый в других странах в течение нескольких лет, у нас происходит достаточно быстро, как правило, с 1 января (яркий пример - деноминация). Немногие фирмы-разработчики АБС смогли переработать и запустить в установленные сроки свое программное обеспечение. В лучшем положении как раз оказались коммерческие банки, имеющие собственные коллективы, которые ценой огромного напряжения сил, работая в авральном режиме, своевременно, подсистемой за подсистемой, "оживили" свои АБС. Поэтому не столь уж удивительна доля российских предприятий, имеющих собственные разработки-70 %[1].

Эффект той или иной информационной технологии подразделяется на исчисляемый и неисчисляемый. Любой исчисляемый эффект должен быть определен. К материальной экономии относят сокращение трудозатрат, снижение издержек и т. д. К нематериальной -повышение качества внутренней службы банка и системы обслуживания клиентов и соответственно кон-

курентоспособности. Неисчисляемый эффект может иметь определяющее значение для преимуществ перед конкурентами.

В качестве контрольных показателей для определения неисчислимого эффекта следует устанавливать различные нормативы (например, затраты на автоматизацию или количество компьютеров на одного работающего, количество программистов на определенное число задач или подразделений), при достижении которых необходимо проводить качественный анализ достигнутых результатов и их влияния на банковский бизнес.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтова Е., Монов И. "ДетСкие болезни" российской автоматизации // Бизнес: организация, стратегия, системы. - 1997. - №4. - С. 25.

10 апреля 1998 г.

Степанов Михаил Андреевич, начальник управления информатизации и автоматизации Омского Сбербанка.

Осипов Виталий Гаврилович, доцент кафедры АСОИУ ОмГТУ, к. т. н., доцент.

Меньшов Владимир Алексеевич, начальник отдела автоматизации банковских работ Омского Сбербанка.

УДК 658.012

ОМ. Рой

МАРКЕТИНГ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Территории городов становятся сегодня объектом состязания различных экономических сил, участвующих в воспроизводстве современного общества. Внутренняя неоднородность городского пространства выступает заметным фактором неустойчивости совокупного спроса в различных точках городской среды. Учет особенностей городской территории позволит субъектам рынка не только максимизировать объемы продаж с учетом местных особенностей, но и рационализировать всю технологическую цепочку, начиная от производства и кончая сбытом производимого продукта. Таким образом, осознанная и заранее проектируемая политика муниципальных властей по эффективному использованию городской территории с целью извлечения прибыли от предоставления права пользования муниципальной собственностью субъектам рынка требует создания разветвленной сети маркетинговых исследований, целью которых является анализ экономических возможностей территории и перспектив ее развития.

Как известно, основные функции маркетинга -исследование рынка, продвижение (сбыт) товара, реклама и сервис. Сочетание этих функций с опорой на учет территориальных преимуществ предопределяет возможность оптимального с географической и экономической точек зрения размещения производственных и торговых точек, их взаимного

расположения. Их последовательная реализация муниципальными органами власти призвана обеспечить режим адаптации валового регионального продукта сложившемуся в регионе совокупному спросу. Благодаря эффективной маркетинговой политике муниципалитета, территориальная единица рационализирует систему размещения производства, выбор приоритетов в производстве товаров и услуг, структуру занятости населения и обеспечивает эффективное взаимодействие предприятий различных форм собственности.

Основные направления территориального маркетинга.

1. Определение экономических границ муниципалитета. Эти границы задаются главным образом через сферу распространения продукции предприятий муниципалитета за пределы его административных полномочий. Как показали исследования американского географа Р.Мэрфи, "зона влияния" выше у более мелких городов, хотя интенсивность связей вокруг них меньше [1]. Практика современного этапа рыночных реформ в России показывает, что центры товарного предложения на территории населенных пунктов сосредоточены неравномерно. Это обстоятельство объясняется высокой емкостью российского рынка и недостаточной зрелостью отечественного предпринимательства, сгруппировавшегося вокруг наиболее

70

экономикн

крупных территориальных единиц, ставших своеобразными центрами потребительского интереса. В силу высокой степени конкуренции в этих центрах и минимизации транспортных расходов удается поддерживать умеренные цены, что служит стимулом для продолжающихся и по сей день торговых поездок в эти центры из провинций, несмотря на высокие тарифы пригородных сообщений. В этих условиях исключительную важность приобретает определение "зоны влияния" таких центров, меры их притягательности и контрастности по отношению к центрам второго и третьего порядков, сосредотачивающихся на периферии агломерации.

Степень этого влияния можно измерить по следующим критериям:

. частоте телефонных разговоров; . пассажиропотокам по сети железных и автодорог; . характеру миграционных процессов, оцениваемых сточки зрения сравнения места жительства респондентов и места их рождения;

. притягательности учебных центров; . площади распространения газетной продукции; . уровня доходов и занятости; . индексу цен на хозяйственных рынках в центре и на периферии.

1. В рыночных условиях находящийся в пределах города промышленный торговый центр только тогда станет расширять сферу своего влияния на периферийные районы, если максимально полно удовлетворит потребности местного населения в соответствующем продукте или услуге. Если число потребителей в районе местоположения центра не позволит фирме получать устойчивый доход, то она расширит свою торговую политику настолько, насколько издержки на транспортировку позволят ей поддерживать минимальную цену на продукцию, пользующуюся стабильным спросом.

2. Обустройство общегородского центра. Проектирование центра города представляется важнейшей задачей в управлении городом, поскольку именно стоимость центральных земель города задает планку сбора всех муниципальных платежей за пользование и владение землей в различных частях города. На центр города приходится максимальное количество мест приложения труда. Так, в деловом центре Нью-Йорка численность занятых достигает 1000 человек на 1 гектар земли, а количество мест приложения труда в этом районе составляет 36% от всей численности занятых [2]. Характерными признаками общегородского центра являются полифункциональность, историческая и культурная уникальность, а также плотность, достигающая здесь наивысшей отметки.

3. Проектирование городской застройки. Архитектурный образ городской застройки задает условия жизни населения города, и оттого, насколько эти условия соответствуют ожиданиям людей , зависят рабочий ритм города и особенности разрешения возникающих перед ним проблем. В настоящее время при проектировании городской застройки в российских городах все более явно ощущается перенос акцента с функционального принципа зонирования территории на временной. Суть этого переноса заключается втом, что отечественное градостроение

сегодня исходит главным образом из того, чтобы создать на территории городов сеть относительно замкнутых урбанизированных зон, обслуживающих в максимально короткие сроки потребности населения в разрезе трех временных промежутков: работа - быт -отдых. Анализ развития ряда отечественных городов показывает, что до 60% городского населения работает не там, где живет, а до 70% - живет не там, где отдыхает. Связанное с господством функционального принципа разделение города на промышленную, коммунально-складскую и селитебную зону уже не располагает для этого реальной основой: границы между ними весьма призрачны [ 3 ].

4. Выработка политики обеспечения привлекательности отдельных участков городской территории. Привлекательность муниципального образования вызывает приток в город дополнительной рабочей силы, которая распределяется в нем крайне неравно-мерно,образуя многочисленные участки неблагоустроенных территорий. Этот фактор приводит к образованию криминальных зон, расцвет которых может вызвать колоссальные потери. Умелая политика администрации города в области распределения бюджетных средств, налогообложения и развития социальной среды на отдельных участках городской территории позволит выровнять уровень жизни по районам города, обеспечив их планомерный и устойчивый рост.

5. Разработка мер по регулированию структуры занятости на городской территории. Давно подмечено, что изменения в структуре занятости обнаруживают определенные закономерности. Так, весьма показательным на конец 90-х годов является увеличение в российских городах числа занятых в управлении, кредитовании, торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве; стабилизация численности - на транспорте и связи, бытовом обслуживании, здравоохранении и образовании; сокращение численности -в промышленности, строительстве и научном обслуживании. Абстрагируясь от причин этих тенденций, следует констатировать их важнейшую роль с точки зрения территориального маркетинга. Сегодня принадлежность к определенным видам профессий зачастую связывают с размерами извлекаемых от этих видов деятельности доходов. Тенденции профессиональной сегрегации на территории города становятся важнейшим фактором неравномерного спроса.

6. Ценообразование на объекты муниципальной собственности.

Опыт России на современном этапе свидетельствует о том, что несмотря на действующую в стране тенденцию расширения агломераций, цены на землю в центре города не только не снижаются, а, напротив, возрастают. Объяснить этот парадокс поможет анализ, свидетельствующий, что на цену земли в российском городе влияет не столько площадь города, сколько характер внутригородских перемещений, обнаруживающих максимальный спрос именно в центре города, где, как правило, имеет место наивысшая плотность населения и максимально платежеспособный спрос со стороны живущего и работающего там городского населения. Ту же тенденцию можно наблюдать и на Западе, о чем свидетельствуют различия в определении доли закупок по районам крупнейших

городов США. Так, доля закупок в центральном районе Сан-Франциско составляет 35%, Нью-Йорка -24 %, а Лос-Анджелеса - только 13 % [4]. Притягательность центра для закупок способствует росту цен на землю для коммерческих фирм, ожидающих получить доходы, существенно превышающие понесенные затраты на покупку или аренду используемых торговых площадей.

Сводным показателем, измеряющим рыночный потенциал территории, является показатель структурно-функционального потенциала территории. Этот показатель является функцией двух групп переменных: Р1 = f (О, Т), где Р1 - структурно-функциональный потенциал территории; 6 - характеристика интенсивности функционально-пространственного освоения, включающая в себя экспертные оценки плотности населения, плотности застройки, плотности размещения функциональных подсистем (магазинов, рынков, школ, больниц и т.д.) , а также капвложений в жилищное строительство; Т - затраты времени на поездки с различными целями, средняя дальность поездок по городу, плотность транспортной инфраструктуры и капитальные вложения в работу городского транспорта.

Характерной особенностью российских городов является их тесная привязка к промышленной инфраструктуре [5].Этим объясняется тот факт, что большинство городских промышленных предприятий находится на землях с наивысшей для этих городов оценкой месторасположения - т.е. в центральных районах города. При этом эффективность использования этих земель крайне низка. К примеру, в российских городах сформировались устойчивые пропорции между промышленными и жилыми площадями. Если под производственные площади отводится в среднем 30,7 га, то на жилую - 38. Это приводит к тому, что

значительные площади в промышленных и коммунально-складских зонах города используются крайне неэффективно, служа преимущественно средоточием отходов и нереализуемых запасов товарной продукции. Производственные здания и сооружения в промышленных зонах занимают у нас 30-35% территории, тогда как за рубежом - 55-60% [ 6 ].

Введение земельного налога на площади промышленных предприятий вряд ли решит проблему. Низкая рентабельность промышленного производства не обеспечит передачу в городской бюджет даже минимальных выплат. Основным поставщиком денежных средств в казну муниципалитетов в современный период являются оптовые рынки, количество которых только за последние три года резко возросло.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мэрфи Р. Американский город. - М.: Прогресс, 1972,320 с.

2. Системный анализ и проблемы развития городов/ Ю.С. Попков, М.В. Посохин, А.Э. Гутнов, Б.Л. Шмульян. -М.: Наука, 1983. - С. 36.

3. Рой О.М. Социальная экология. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 1994.-140 с.

4. Боже - Гарнье Ж, Шабо Ж. Очерки по географии городов. - М.: Прогресс, 1967. - С. 277.

5. Рой О.М., Чуканов С.Н. Город как предмет экономической и социально-экологической оценки. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. - 218 с.

6.Бочаров Ю.П., Любовный В.Я. Город и производство. - М.: Стройиздат, 1980. - С. 53.

16 марта 1998 г.

Рой Олег Михайлович, доктор социологических наук, профессор кафедры предпринимательства и маркетинга Омского государственного технического университета.

УДК 681. 518: 502

Т. А. Мызникова

ПОДДЕРЖКА ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЗАДАЧАМ ГОРОДА

Рассматривается система поддержки принятия решений (СППР) по эколого-экономическим проблемам города (на примере г. Омска), целью которой является оценка влияния загрязнения окружающей среды (ОС) на состояние здоровья жителей и прогноз эколого-экономической ситуации. Система предназначена для управляющих структур города. Данные, полученные в результате проведенного исследования, используются в экологическом образовании.

Формирование экологической политики в России проводится исходя из концепции экологической безопасности.

Многообразие природно-климатических, экономических, социальных, экологических и культурно-исторических факторов говорит о том, что основой реализации программы экологической устойчивости страны должно стать воплощение ее в регионах. Интеграция различных областей человеческой деятельности с вопросами окружающей природной среды при проведении государственной политики требует обеспе-

чения актуальной, достоверной и комплексной информацией процесса принятия решений. Тезис "экологическая устойчивость" остается очередной декларацией, если управляющие структуры не будут располагать методологией определения экономических и экологических последствий принимаемых решений, методами прогностической оценки результатов хозяйственной деятельности. Необходима разработка систем, ориентированных на информационную поддержку процесса принятия -решений (СППР) при решении экологических задач региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.