Научная статья на тему 'Поддержка процесса принятия решений по эколого-экономическим задачам города'

Поддержка процесса принятия решений по эколого-экономическим задачам города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мызникова Татьяна Александровна

Рассматривается система поддержки принятия решений (СППР) по эколого-экономическим проблемам города (на примере г. Омска), целью которой является оценка влияния загрязнения окружающей среды (ОС) на состояние здоровья жителей и прогноз эколого-экономической ситуации. Система предназначена для управляющих структур города. Данные, полученные в результате проведенного исследования, используются в экологическом образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мызникова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SUPPORT SYSTEM FOR DECISIONS ON ECOLOGIC AND ECONOMIC PROBLEMS OF A CITY

The Decision Support System (DSS) for decisions on ecologic and economic problems off a city (on the example of Omsk) is disenssed in the article.The DSS is aimed at evaluating the effect of envirmnental pollution on people's health and predicting the ecologic and economic situation. It includes following elements: the geographic information system "Ecology", the evaluation of the ecologic situation on territory under investigation, the development of models of disease rate as function of environment pollution. The system is intended for the administrative bodies of the city. Data obtained in the study are used in ecological education.

Текст научной работы на тему «Поддержка процесса принятия решений по эколого-экономическим задачам города»

ЭКОНОМИКИ

71

городов США. Так, доля закупок в центральном районе Сан-Франциско составляет 35%, Нью-Йорка -24 %, а Лос-Анджелеса - только 13 % [4]. Притягательность центра для закупок способствует росту цен на землю для коммерческих фирм, ожидающих получить доходы, существенно превышающие понесенные затраты на покупку или аренду используемых торговых площадей.

Сводным показателем, измеряющим рыночный потенциал территории, является показатель структурно-функционального потенциала территории. Этот показатель является функцией двух групп переменных: Р1 = f (О, Т), где Р1 - структурно-функциональный потенциал территории; 6 - характеристика интенсивности функционально-пространственного освоения, включающая в себя экспертные оценки плотности населения, плотности застройки, плотности размещения функциональных подсистем (магазинов, рынков, школ, больниц и т.д.) , а также капвложений в жилищное строительство; Т - затраты времени на поездки с различными целями, средняя дальность поездок по городу, плотность транспортной инфраструктуры и капитальные вложения в работу городского транспорта.

Характерной особенностью российских городов является их тесная привязка к промышленной инфраструктуре [5].Этим объясняется тот факт, что большинство городских промышленных предприятий находится на землях с наивысшей для этих городов оценкой месторасположения - т.е. в центральных районах города. При этом эффективность использования этих земель крайне низка. К примеру, в российских городах сформировались устойчивые пропорции между промышленными и жилыми площадями. Если под производственные площади отводится в среднем 30,7 га, то на жилую - 38. Это приводит к тому, что

значительные площади в промышленных и коммунально-складских зонах города используются крайне неэффективно, служа преимущественно средоточием отходов и нереализуемых запасов товарной продукции. Производственные здания и сооружения в промышленных зонах занимают у нас 30-35% территории, тогда как за рубежом - 55-60% [ 6 ].

Введение земельного налога на площади промышленных предприятий вряд ли решит проблему. Низкая рентабельность промышленного производства не обеспечит передачу в городской бюджет даже минимальных выплат. Основным поставщиком денежных средств в казну муниципалитетов в современный период являются оптовые рынки, количество которых только за последние три года резко возросло.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мэрфи Р. Американский город. - М.: Прогресс, 1972,320 с.

2. Системный анализ и проблемы развития городов/ Ю.С. Попков, М.В. Посохин, А.Э. Гутнов, Б.Л. Шмульян. -М.: Наука, 1983. - С. 36.

3. Рой О.М. Социальная экология. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 1994.-140 с.

4. Боже - Гарнье Ж, Шабо Ж. Очерки по географии городов. - М.: Прогресс, 1967. - С. 277.

5. Рой О.М., Чуканов С.Н. Город как предмет экономической и социально-экологической оценки. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. - 218 с.

6.Бочаров Ю.П., Любовный В.Я. Город и производство. - М.: Стройиздат, 1980. - С. 53.

16 марта 1998 г.

Рой Олег Михайлович, доктор социологических наук, профессор кафедры предпринимательства и маркетинга Омского государственного технического университета.

УДК 681. 518: 502

Т. А. Мызникова

ПОДДЕРЖКА ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЗАДАЧАМ ГОРОДА

Рассматривается система поддержки принятия решений (СППР) по эколого-экономическим проблемам города (на примере г. Омска), целью которой является оценка влияния загрязнения окружающей среды (ОС) на состояние здоровья жителей и прогноз эколого-экономической ситуации. Система предназначена для управляющих структур города. Данные, полученные в результате проведенного исследования, используются в экологическом образовании.

Формирование экологической политики в России проводится исходя из концепции экологической безопасности.

Многообразие природно-климатических, экономических, социальных, экологических и культурно-исторических факторов говорит о том, что основой реализации программы экологической устойчивости страны должно стать воплощение ее в регионах. Интеграция различных областей человеческой деятельности с вопросами окружающей природной среды при проведении государственной политики требует обеспе-

чения актуальной, достоверной и комплексной информацией процесса принятия решений. Тезис "экологическая устойчивость" остается очередной декларацией, если управляющие структуры не будут располагать методологией определения экономических и экологических последствий принимаемых решений, методами прогностической оценки результатов хозяйственной деятельности. Необходима разработка систем, ориентированных на информационную поддержку процесса принятия -решений (СППР) при решении экологических задач региона.

72

ЭКОНОМИК»

В многочисленных источниках приводятся примеры подобных систем (Москва, Обнинск, Тольятти, Томск, Оренбург, Рязань, Казань, Тамбов и т.п.[1]) на базе современных информационных технологий (в том числе ГИС). Работы по их созданию и эксплуатации находятся на разных стадиях: проекты, проведение медико-экологического мониторинга, создание цифровых карт, формирование тематических баз данных, визуализация экологической информа-. ции, ее анализ, моделирование и т.д. Немногие из систем осуществляют модельную поддержку принятия решений экологических задач, основанную на математическом моделировании процессов, происходящих в природе, с целью прогнозирования последствий принятия того или иного хозяйственного решения. Так, в Санкт-Петербурге создается эксперт-но-информационная система прогнозирования и принятия решений по контролю и оздоровлению экологической ситуации в акватории Невской губы и восточной части Финского залива [2\.

Автором разрабатывается система информационно-модельной поддержки принятия решений при формировании экологической политики города (на примере крупного промышленного центра Западной Сибири - г. Омска).

Можно сказать, что мерой уровня экологической безопасности человека и природной среды в настоящее время выступают не ПДК, ПДВ и степень надежности, эффективности технических систем, а показатели, определяющие состояние здоровья населения и качество окружающей среды. Тенденции же, отмечаемые в состоянии здоровья населения России, особенно детей, в условиях рыночной экономики таковы, что даже в случае преодоления экономических проблем, без срочного решения экологических, стране грозит катастрофа. Таким образом, направлением,

требующим первоочередного финансирования, является здоровье населения.

Основная задача, решаемая данной СППР состоит в оценке влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения. Вначале на основе анализа данных медико-экологического мониторинга необходимо определить, в каком состоянии находится регион в настоящий момент; для зон с. кризисной экологической ситуацией - разработать программы выхода из этого состояния. Каждый вариант принимаемого управленческого решения по развитию региона необходимо просчитать сточки зрения влияния окружающей среды на состояние здоровья, делая прогнозные оценки экологического и экономического ущерба.

Исходя из приоритетной роли качества здоровья населения и перечисленных выше этапов перед разрабатываемой СППР ставятся следующие подзадачи:

1) оценка экологической ситуации на исследуемой территории по утвержденным критериям определения зон экологического бедствия'и" чрезвычайной экологической ситуации [3] ("экологический статус");

2) разработка моделей влияния загрязнения окружающей среды на состояние здоровья населения (модели "загрязнение - здоровье ");

3)оценка экономического ущерба здоровью людей от загрязненной природной среды.

Структурная схема разрабатываемой системы представлена на рис. 1. Необходимо уточнить информацию на входе и выходе этой системы. Исходя из задачи, поставленной перед СППР (оценить влияние загрязнения ОС на здоровье людей), используемыми данными медико-экологического мониторинга является информация о состоянии атмосферного воздуха, снегового покрова, почв и заболеваемости населения. Исследования последних лет показали, что именно загрязнение воздушной среды в крупных промышлен-

Рис. 1. Структурная схема СППР

ЭКОНОМИКА

73

ных городах представляет наибольшую опасность для здоровья жителей. Анализ системы контроля загрязнения атмосферного еоздуха в городах говорит о том, что сёть стационарных постЬё й передвижных пунктов наблюдения недостаточна для обеспечения необходимой информацией о концентрациях примесей как пб' количеству контролируемых веществ, так и по времени контроля, охвату всех микрорайонов. Поэтому при выборе в работе для анализа влияния атмосферного воздуха на здоровье людей дополнительно для исследования привлекаются депонирующие среды (почва и снеговой покров), являющиеся, согласно многочисленным исследованиям [4], индикаторами техногенного загрязнения воздушной среды.

Проблема территориальной привязки данных медико-экологического мониторинга решалась с помощью географической информационной системы (ГИС)

города Омска "Экология", используемой для предварительного анализа перечисленной выше пространственно-временной информации, визуализации результатов, полученных в блоке "экологический статус", на этапе подготовки баз данных, содержащих исходные факторы и отклики разрабатываемых моделей "загрязнение - здоровье", выбора их структуры и т.п.

На выходе СППР (согласно структурной схеме) представлена "информация для поддержки принятия решений", которая содержит оценки состояния окружающей среды исследуемой территории, модели, позволяющие делать прогноз здоровья населения и оценивать ситуацию с экономической точки зрения. Полученная информация может использоваться управленческими структурами для разработки мероприятий и выделения финансовых средств по воздействию на источники эмиссий (рис.2).

Выделение финансовых средств и реатизация мероприятий, изменяющих параметры выбросов

Рис. 2

В процессе разработки СППР для г. Омска были получены следующие результаты. По ряду медико-экологических показателей к зонам ЧЭС и ЭБ можно отнести Первомайский, Советский, Куйбышевский, Центральный районы.

Модели "загрязнёние - здоровье" разработаны на основе регрессионного анализа. В качестве отклика выбрана частота заболеваемости населения е микрорайонах, обслуживаемых территориальными пбликлй-нйками. С учетом различий в степени влияния антрб-погенного загрязнения нА разйыё возрастные группы ПйкЛЗётели состоянМ здоровья рассматривается о+-дег^нб для детей (до 14 лё+) И'бЭрослых (вйлкзчйя подрбйтков с 14 лет). Кроме общей заболеваемости по первичной обращаемое™ анализируется ряд экологически зависимых нозологическйк форм болезни:

- органов дыхания (из них бронхиальная астма);

- крови и кроветворных органов (из Ник анемия);

- эндокринной системы, нарушения обмена веществ и иммунитета.

С наиболее высокой статистической значимостью получены зависимости для показателей детской забо-

леваемости. Разработанные-модели [5] позволяют проанализировать степень влияния химического Загрязнения атмосферного воздуха, снегового покрбва й почвы на здоровье населения и сделать прогноз заболеваемости жителей микрорайонов и города в це-!пом в натуральных (экологических) и экономических показателях. Наибольшее влияние перечисленное факторы оказывают на здоровье детского населения, об этом свидетельствуют показатель заболеваемости Класса болезней эндокринной системы, нарушений обмена веществ и иммунитета (далее "эндокрийНёй Ьистема"). Так, при увеличении на 1% средней концентрации никеля в пбчёй КЬмска при неизменности других исходных факторов данный показатель заболеваемости возрастет на 1,87%, при увеличении на 1 % концентрации бария в почве - на 3,63 %.

Прогнозирование эколого-экономического ущерба можно проиллюстрировать на примере ситуации, сложившейся в микрорайоне МСЧ-9 Октябрьского округа со средними для города медико-экологическими показателями. В Омске на всех постах наблюдения за состоянием атмосферного воздуха отмеча-

74

ЭКОНОМИКА

ется рост концентрации формальдегида. За период с 1989 г. по 1993 г. его среднегодовая концентрация, регистрируемая на стационарном посту наблюдения 33 качеством атмосферного воздуха в выбранном микрорайоне, выросла на 111,74 %, в 1993 году ее превышение над ПДКст составляло 2,76. При сохранении существующих темпов увеличения концёнтрации этой примеси и неизменности остальных факторов за пять лет общая заболеваемость возрастет на 46,93 %, заболеваемость "эндокринной системы" - на 144,67 %. На основе полученных связей показателей заболеваемости можно спрогнозировать показатели остальных нозологических форм. Так, заболеваемость органов дыхания увеличится на 29,92 %.

Пользуясь данными лаборатории Сумского филиала ХПИ им. В.И. Ленина и НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А Н. Сысина (г. Москва) об ущербе от заболевания одного человека, можно оценить экономический ущерб здоровью населения этого микрорайона. Так, ущерб только от "спрогнозированной" заболеваемости "эндокринной системы" взрослых, обусловленной влиянием экологических факторов, составляет 460,2 млн. руб. (в ценах января 1996 г.) при условии сохранения численности населения микрорайона на уровне 1993 г.

Предложенная система поддержки принятия решений экологических задач города Омска может использоваться управляющими структурами. Данные на выходе СППР доступны для анализа широкой общественности и могут использоваться в экологическом об-

разовании, так как существенной предпосылкой для обеспечения устойчивого развития является подлинное вовлечение и активное участие в принятии решений широких масс населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макешин A.B., Лисицын В.Г. Состояние информатизации регионов России // Программно-аппаратное обеспечение, фонд цифрового материала, услуги и нормативно-правовая база геоинформатики: Ежегодный обзор. - 1996. - № 2. - С.81-85.

2. Макаров О.Н. Система управления экологически безопасным развитием большого города (Основные проблемы и базовые принципы на примере Санкт-Петербурга) // Инженерная экология.-1996.- № 4.- С.54-63.

3. Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия // Зеленый мир. -1994.-№14.

4. Геохимия окружающей среды / Ю.Е. Сает, Б.А. Ревич, Е.П. Янин и др. - М.: Недра, 1990. - 335 с.

5. Мызникова Т.А. Об одном подходе к оценке ущерба здоровью населения от загрязнения окружающей среды. - Омск: ОмГТУ, 1997.-15с. -Деп. в ВИНИТИ 22.10.97, № 3075-В97.

25 марта 1998 г.

Мызникова Татьяна Александровна, старший преподаватель кафедры автоматизированных систем обработки информации и управления Омского государственного технического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.