Научная статья на тему 'Маркеры «Новой этничности»: социологические аспекты    исследования'

Маркеры «Новой этничности»: социологические аспекты    исследования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМОРДИАЛИЗМ / КОНСТРУКТИВИЗМ / "НОВАЯ ЭТНИЧНОСТЬ" / МАРКЕРЫ / ЦЕННОСТИ / PRIMORDIALISM / CONSTRUCTIVISM / "NEW ETHNICITY" / MARKERS VALUES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Топоева М. В.

В статье представлен анализ теоретических оснований феномена «новая этничность», которая конструируется на основе либо возрождения или даже усиления традиционных маркеров (например, язык, традиционная религия и пр.), либо с использованием ранее не присущих этносу явлений (новые этнонимы, новые религии, мода на стилизованную одежду, жилище и др.). На материале социологических исследований 2015 года, проведенных в республиках Южной Сибири, проиллюстрирована динамика основных маркеров этничности, позволяющая фиксировать изменения в системе ценностей алтайцев, тувинцев, хакасов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKERS OF THE "NEW ETHNICITY": SOCIOLOGICAL ASPECTS STUDY

The article presents an analysis of the theoretical foundations of the phenomenon of ";new ethnicity", which is constructed on the basis of either revival or even strengthen the traditional markers (language, traditional religion and so forth.), or by using previously inherent ethnicity events (new ethnonyms, new religions, stylized fashion clothing, housing, and others). On a material of sociological research in 2015, held in the republics of South Siberia, it illustrates the dynamics of the main markers of ethnicity, which allows to record changes in the value system of Altai, Tuvan, Khakas.

Текст научной работы на тему «Маркеры «Новой этничности»: социологические аспекты    исследования»

перенасыщение, сопровождающееся дефицитом качественной информации, а также обесценивание знаний. Указанные тенденции социальной жизни с одной стороны расширяют возможности реализации межпрофессионального дискурса в плане невиданных ранее возможностей коммуникации, а с другой стороны затрудняют его по причине вытеснения из межпрофессионального коммуникационного пространства подлинной информации вымышленной, создающей симулякры вместо полноценных знаков и символов

Литература

1. Бодрийяр Ж. Система вещей. M.: Логос, 2009. 300 с.

2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция [Электронный ресурс]. URL: http://exsistencia.livejournal.com (дата обращения 12.04.2016).

3. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское востоковедение, 2007. - 96 с.

4. Кутырев В. А. Крик против небытия. - Вопросы философии. - 2008. - № 8. - С. 60-72.

5. Mаклюэн M. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. - Киев: «Ника-Центр», 2006. -432 с.

6. Mаклюэн Г. M. Средство есть само содержание [Электронный ресурс]. - URL: http://www.liveinternet.ru/users/publizist/post264101467/ (дата обращения 12.04.2016).

7. Mаркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. M.: АСТ, 2006 г. - 526 с.

8. Фромм Э. Здоровое общество. M.: АСТ: АСТ MОСКВA: ХРАНИТЕЛЬ, 2006 г. - 539 с., Фромм Э. Человек для себя. M.: АСТ: АСТ MОСКВA: ХРАНИТЕЛЬ, 2006 г. 314 с.

9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. M.: Республика, 1994 г. 527 с.

References

1. Bodrijjar Zh. Sistema veshhej. M.: Logos, 2009. 300 s.

2. Bodrijjar Zh. Simuljakry i simuljacija [Jelektronnyj resurs]. URL: http://exsistencia.livejournal.com (data obrashhenija 12.04.2016).

3. Ivanov D.V. Virtualizacija obshhestva. SPb.: Peterburgskoe vostokovedenie, 2007. - 96 s.

4. Kutyrev V. A. Krik protiv nebytija. - Voprosy filosofii. - 2008. - № 8. - S. 60-72.

5. Makljujen M. Galaktika Gutenberga: Sotvorenie cheloveka pechatnoj kul'tury. - Kiev: «Nika-Centr», 2006. - 432 s.

6. Makljujen G. M. Sredstvo est' samo soderzhanie [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.liveinternet.ru/users/publizist/post264101467/ (data obrashhenija 12.04.2016).

7. Markuze G. Jeros i civilizacija. Odnomernyj chelovek: issledovanie ideologii razvitogo industrial'nogo obshhestva. M.: AST, 2006 g. - 526 s.

8. Fromm Je. Zdorovoe obshhestvo. M.: AST: AST MOSKVA: HRANITEL'', 2006 g. - 539 s., Fromm Je. Chelovek dlja sebja. M.: AST: AST MOSKVA: HRANITEL'', 2006 g. 314 s.

9. Jaspers K. Smysl i naznachenie istorii. M.: Respublika, 1994 g. 527

DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.032 Топоева М.В.

Аспирант, Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова МАРКЕРЫ «НОВОЙ ЭТНИЧНОСТИ»: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация

В статье представлен анализ теоретических оснований феномена «новая этничность», которая конструируется на основе либо возрождения или даже усиления традиционных маркеров (например, язык, традиционная религия и пр.), либо с использованием ранее не присущих этносу явлений (новые этнонимы, новые религии, мода на стилизованную одежду, жилище и др.). На материале социологических исследований 2015 года, проведенных в республиках Южной Сибири, проиллюстрирована динамика основных маркеров этничности, позволяющая фиксировать изменения в системе ценностей алтайцев, тувинцев, хакасов.

Ключевые слова: примордиализм, конструктивизм, «новая этничность», маркеры, ценности.

Topoeva M.V.

Postgraduate, Khakas State University named after N.F.Katanov MARKERS OF THE "NEW ETHNICITY": SOCIOLOGICAL ASPECTS STUDY

Abstract

The article presents an analysis of the theoretical foundations of the phenomenon of "new ethnicity", which is constructed on the basis of either revival or even strengthen the traditional markers (language, traditional religion and so forth.), or by using previously inherent ethnicity events (new ethnonyms, new religions, stylized fashion clothing, housing, and others). On a material of sociological research in 2015, held in the republics of South Siberia, it illustrates the dynamics of the main markers of ethnicity, which allows to record changes in the value system of Altai, Tuvan, Khakas.

Keywords: primordialism, constructivism, "new ethnicity", markers values.

В зарубежной и отечественной науке принято различать три основных подхода к кругу проблем, связанных с формированием и развитием этносов - примордиалистский, конструктивистский и инструменталистский. Российские исследователи в течение последнего столетия придерживались первого подхода. Они рассматривали этничность как изначальную характеристику человеческих сообществ, делая акцент на естественно - природных основаниях возникновения этноса. Ученые заложили основы для рассмотрения этноса как целостной системы,

которая состоит из ряда структурных элементов, выделили стремление этноса к осознанию своего единства и формированию навыков адаптивной жизнедеятельности.

В современных изысканиях понятия «этнос» точных определений не сложилось. Исследователи определяют его в соответствии с областью своих научных интересов, анализируя, прежде всего, качественные характеристики этноса -маркеры. Так, можно привести пример определения этноса Л.В.Анжигановой: «это относительно устойчивая, естественно сложившаяся общность людей, осознающих свое единство во времени и пространстве на основе единых территории, культуры, исторической судьбы» [1]. В реальной действительности практически у каждого народа в истории проявлялись все маркеры (язык, территория как среда обитания, особенности хозяйственного уклада, культуры и пр.), в зависимости же от конкретных причин могут доминировать те или другие.

Именно эта противоречивость исторического поведения этнических систем во времени и пространстве, когда в той или иной ситуации маркеры меняются в своих конфигурациях, позволила сформироваться альтернативным примордиализму направлениям - конструктивизму и инструментализму. Этнос здесь рассматривается, прежде всего, как объект интеллектуального и социального конструирования для достижения групповых интересов так называемых «воображаемых общностей». Инициаторами конструирования выступают политики, ученые, национальные или религиозные лидеры и пр. Согласно инструменталистскому подходу, основой существования этноса являются информационные связи. Поэтому функцией этноса становятся отбор и стабилизация социо-нормативной информации для преодоления социального отчуждения на пути к осуществлению желаемых действий человека. В последние годы в России, не без влияния своего главного идеолога В.А.Тишкова, все больше доминирует конструктивистский подход. В условиях социальных трансформаций (модернизации, в первую очередь) все социальные процессы, так или иначе, конструируются, в том числе, нации.

Заслугой конструктивизма и инструментализма является выделение ими особого значения этнического самосознания, которое способствует формированию социальной и этнической идентичности в современном мире. Но недостатком данного подхода, на наш взгляд, является исключение из поля зрения объективных основ существования этноса и этничности.

Норвежский учёный Ф. Барт указал, что этнические группы (или этносы) определяются, прежде всего, по тем характеристикам, которые сами члены группы считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания [2]. Иначе говоря, для возникновения, сохранения и развития народа его члены должны осознавать свое единство во времени (истории) и пространстве.

В условиях глобализации этнические сообщества оказались неготовыми противостоять тотальной универсализации, ведущей их к неизбежной ассимиляции. С. В. Лурье подчеркивает: «Для каждого этноса характерна своя уникальная модель реакции на ситуацию, которая угрожает ему гибелью...Поверх закономерностей исторических, социальных, экономических процессов наслаиваются закономерности процессов этнических» [3].

Специфические черты устройства коллективной жизни этноса (в политико-правовой, социокультурной, экономической, бытовой сферах) формируют организационное единство этноса. Именно это позволяет акторам формулировать и реализовывать общие стратегические цели и находить механизмы их достижения: аксиологические, символические, деятельностные и институциональные.

В процессе конструирования появляется т.н. «новая этничность». Она не совпадает с традиционной этничностью, последняя представляет собой органическую целостность, т.к. процесс формирования этносов связан с адаптацией к «вмещающему ландшафту». Наибольшей убедительностью такой позиции является, например, концепция Космо-Психо-Логоса Г.Гачева [4]. «Новая этничность» конструируется на основе либо возрождения или даже усиления традиционных, но утрачиваемых, маркеров (например, язык, религия и пр.), либо с использованием ранее не присущих этносу явлений (национальная мода и др.).

Традиционные ценности, как правило, на первое место ставили Родину, народ, семью, детей и пр. Наше исследование общественного сознания населения республик Южной Сибири, осуществленного в 2015 г., показало радикальную смену ценностных приоритетов. На первом месте у русских стоит здоровье (63,7%), на втором - семья (61,2%), на третьем - материальное благополучие (34,5%). У хакасов на первом месте - семья (66,9%), на втором -здоровье (55%), на третьем - любовь (32,5%). У тувинцев на первом месте - здоровье (70,3%), семья (51,2%), любовь (37%). У алтайцев на первом месте - семья (66,4%), на втором - здоровье (62,1%), на третьем - материальное благополучие (38,8%). Таким образом, коренные этносы Южной Сибири (алтайцы, тувинцы, хакасы), будучи по своим этническим корням и исторической судьбе едиными, в начале ХХ1 века оказались общностями с несовпадающими ценностными ориентирами.

Различным образом представлены также и другие маркеры этничности. Например, тувинцы сохранили социальные функции родного языка в полном объеме, тогда как хакасский язык стал относиться к языкам, которым, согласно классификации ЮНЕСКО, грозит угроза исчезновения. Та же ситуация с такими маркерами, как сохранение родной земли и этнических культур в целом.

Ценность тех или иных маркеров этничности для респондентов проявилась и в ответах на вопрос «Почему Вы относите себя к этой национальности?». Для русских (43,3%), алтайцев (48,3%) и хакасов (70%) - это факт рождения в русской, алтайской и хакасской семье соответственно, для тувинцев два маркера значимы практически одинаково -родство по крови и знание культуры и истории своего народа (34,6% 36,2%). Алтайцы, впрочем, также назвали одним из маркеров этничности знание истории и культуры своего народа (30,2%). Алтайцы и тувинцы больше погружены в национальную культуру, чем русские и хакасы, поэтому культура своего народа для них такой же значимый маркер этничности, как родство по крови.

Таким образом, этнические сообщества Южной Сибири в начале ХХ1 века оказались в ситуации обретения нового «нетипичного» лица, а значит, выбора новых стратегий и маркеров этничности, новых типов деятельности и символических форм бытия.

В условиях нарастающей глобализации традиционно понимаемые этносы, со всем обязательным набором маркеров (язык, территория, культура, общность исторической судьбы) практически «сошли со сцены» исторического процесса. Вместе с тем, одним из зримых результатов той же глобализации является рост этноцентризма, эксплуатирующим те или иные отдельные маркеры этничности или даже их составляющие, например, язык или моду на национальную одежду, жилище и пр.

Литература

1. Анжиганова Л. В. Эволюция мировоззрения хакасов. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2007.- С. 13.

2. Барт Ф. Введение // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Сб. статей / Под ред. Ф. Барта. - М.: Новое издательство. - 2006.- С. 17-41.

3. Лурье С.В. Историческая этнология. - М.: Аспект Пресс, 1997.- С.85

4. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос . - М. Академический Проект., 2007.

References

1. Anzhiganova L.V. Evoluzia mirovozrenia etnosa. - Abakan: Khakasskoe knignoe izdatelstvo, 2007.- S. 13.

2. Bart F. Vvedenie // Etnitcheskie gruppi I sozialnie granizi. Socialnaja organizazia kulturnih razlitchij. Sb. statej / Pod. red.. F. Barth. - M .: Novoe izdatelstvo. - 2006.- SS. 17-41.

3. Lurie S.V. Istoritcheskaja etnologja. M.: Aspekt Press, 1997. - S. 85.

4. Gachev G. Nazionalnie obrasi mira. Cosmo-Psycho-Logos.- M. Academicheskij Project, 2007.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTURE STUDIES

DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.017

Абрамов М.А.1, Богачев И.А.2

1ORCID: 0000-0003-3642-3067, Профессор, доктор культурологии; 2 ORCID: 0000-0001-8139-5355, Доцент, Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»;

МЕТАСТРУКТУРНЫЕ ПАТТЕРНЫ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ, ЗЕРКАЛЬНОЙ СИММЕТРИИ И ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Аннотация

В аннотируемой статье представлены результаты первого исследования паттернов метаструктуры текста (золотого сечения и зеркальной симметрии) в полном объёме лирики М.Ю. Лермонтова. На основе динамики статистических показателей метаструктурных паттернов прослеживаются тенденции развития лермонтовского творчества в его диалектическом противоречии и в единстве. Статистика проявления золотого сечения и зеркальной симметрии в лермонтовской лирике представляет возможности не только количественного анализа творчества поэта, но и позволяют проследить качественные изменения в ходе его эволюции. Таким образом, применяемые методики позволяют определить изменение творческих предпочтений М.Ю. Лермонтова и выявить наиболее вероятные мотивы поступков поэта, противоречиво трактуемых исследователями.

Ключевые слова: М.Ю. Лермонтов, золотое сечение, зеркальная симметрия, метаструктурные паттерны, гармонические отношения, тенденции творчества.

Abramov M.A.1, Bogachev I.A.2

1ORCID: 0000-0003-3642-3067, Professor, PhD in Culture Studies; 2ORCID: 0000-0001-8139-5355, Associate professor, Federal state military educational institution of the higher vocational training «Saratov military institute of internal troops of

the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» PATTERNS OF TEXTUAL METASTRUCTURE (GOLDEN SECTION AND MIRROR SYMMETRY) IN

CREATIVE EVOLUTION OF M.Y. LERMONTOV

Abstract

In the annotated article presents the results of study a patterns of textual metastructure (golden section and mirror symmetry) in full lyrics of M.Y. Lermontov. In the basis dynamics statistical indicators of metastructure patterns got trends of development Lermontov's creativity in dialectical contradiction and in unity. Statistics of the existence of the golden section and mirror symmetry in Lermontov's lyric poetry it is not only quantitative analysis of the poet's work, but also allow follow the qualitative changes in the course of its evolution. Thus, the applied methods allow to determine the changing artistic preferences of M.Y. Lermontov and to identify the most probable motives of the poet, the controversial interpretation by the researchers.

Keywords: Lermontov, the Golden section, mirror symmetry, metastructure patterns, harmonic relations, trends of the creativity.

Временной отрезок между 2014 и 2016 годами разделяет двухсотлетний юбилей М.Ю. Лермонтова и 175-летие его трагической гибели. В связи с этими памятными датами высказывается множество противоречивых трактовок жизни и творчества великого поэта, и наиболее общей тенденцией здесь является стремление проследить творческую эволюцию Лермонтова. Однако, оценки, основанные на отдельных противоречивых фактах и их подборках достаточно зыбки, и не всегда могут надёжно отразить действительное положение вещей. И закономерно желание найти критерии, на которые мы можем опираться в наших оценках творчества великого поэта.

Выдающийся отечественный музыкальный критик начала XX века Э.К. Розенов утверждал: «Явные черты природного творчества мы должны признать в тех случаях, когда в целом ряде сильно одухотворённых созданий,

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.