Научная статья на тему 'МАРИЯ ЭДИНБУРГСКАЯ (1875-1938), ВНУЧКА АЛЕКСАНДРА II - КОРОЛЕВА ВЕЛИКОЙ РУМЫНИИ'

МАРИЯ ЭДИНБУРГСКАЯ (1875-1938), ВНУЧКА АЛЕКСАНДРА II - КОРОЛЕВА ВЕЛИКОЙ РУМЫНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
838
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II / КОРОЛЕВСТВО РУМЫНИЯ / МАРИЯ ЭДИНБУРГСКАЯ / ВЕЛИКАЯ РУМЫНИЯ / ИСТОРИЯ ХХ ВЕКА / ИСТОРИЯ РУМЫНИИ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ПРОТОИЕРЕЙ ДУМИТРУ СТАНИЛОЕ / МОНАРХИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Игорь Анатольевич

Статья представляет собой расширенный текст доклада, прочитанного на II Научно-практической конференции «Империя и Церковь», проходившей 13-14 мая 2021 г. в Санкт-Петербургской духовной академии. В докладе дается краткий обзор жизни и деятельности Марии, королевы Румынской, а также рассматриваются особенности государственных и личных отношений между царской и королевской семьями. Особое внимание уделяется участию королевы Марии в политике и дипломатии начала ХХ в. При этом отмечается специфика формирования национальной румынской политики в контексте создания унитарного государства в условиях крушения Российской и Австро-Венгерской империй. Делаются выводы об уникальной исторической судьбе Румынии в межвоенный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARIE OF EDINBURGH (1875-1938), GRANDDAUGHTER OF ALEXANDER II - QUEEN OF GREATER ROMANIA

The article is the text of a report read at the II Scientific and Practical Conference “Empire and the Church”, held on May 12-13, 2021 at the St. Petersburg Theological Academy. The report provides a brief overview of the life and work of Marie, Queen of Romania, and also examines the features of state and personal relations between the imperial and royal families. Particular attention is paid to the participation of Queen Mary in politics and diplomacy at the beginning of the twentieth century. At the same time, noted is the specificity of the formation of the national Romanian policy in the context of the creation of a unitary state in the context of the collapse of the Russian and Austro-Hungarian empires. Made are conclusions about the unique historical destiny of Romania in the interwar period.

Текст научной работы на тему «МАРИЯ ЭДИНБУРГСКАЯ (1875-1938), ВНУЧКА АЛЕКСАНДРА II - КОРОЛЕВА ВЕЛИКОЙ РУМЫНИИ»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 3 (8) 2021

Священник Игорь Иванов

Мария Эдинбургская (1875-1938), внучка Александра II — королева Великой Румынии

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_186

Аннотация: Статья представляет собой расширенный текст доклада, прочитанного на II Научно-практической конференции «Империя и Церковь», проходившей 13-14 мая 2021 г. в Санкт-Петербургской духовной академии. В докладе дается краткий обзор жизни и деятельности Марии, королевы Румынской, а также рассматриваются особенности государственных и личных отношений между царской и королевской семьями. Особое внимание уделяется участию королевы Марии в политике и дипломатии начала ХХ в. При этом отмечается специфика формирования национальной румынской политики в контексте создания унитарного государства в условиях крушения Российской и Австро-Венгерской империй. Делаются выводы об уникальной исторической судьбе Румынии в межвоенный период.

Ключевые слова: Российская империя, император Николай II, королевство Румыния, Мария Эдинбургская, Великая Румыния, история ХХ века, история Румынии, Первая мировая война, протоиерей Думитру Станилое, монархизм.

Об авторе: Священник Игорь Анатольевич Иванов

Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры богословия, заведующий кафедрой иностранных языков Санкт-Петербургской духовной академии. E-mail: igivan74@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0749-8238

Ссылка на статью: Иванов И., свящ. Мария Эдинбургская (1875-1938), внучка Александра II — королева Великой Румынии // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №3 (8). С. 186-195.

* Фотографии взяты из открытых источников и предоставлены автором.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 3 (8) 2021

Priest Igor Ivanov

Marie of Edinburgh (1875-1938), Granddaughter of Alexander II — ^ueen of Greater Romania

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_186

Abstract: The article is the text of a report read at the II Scientific and Practical Conference "Empire and the Church", held on May 12-13, 2021 at the St. Petersburg Theological Academy. The report provides a brief overview of the life and work of Marie, Queen of Romania, and also examines the features of state and personal relations between the imperial and royal families. Particular attention is paid to the participation of Queen Mary in politics and diplomacy at the beginning of the twentieth century. At the same time, noted is the specificity of the formation of the national Romanian policy in the context of the creation of a unitary state in the context of the collapse of the Russian and Austro-Hungarian empires. Made are conclusions about the unique historical destiny of Romania in the interwar period.

Keywords: Russian Empire, Emperor Nicholas II, Kingdom of Romania, Mary of Edinburgh, Greater Romania, history of the twentieth century, history of Romania, First World War, archpriest Dumitru Staniloae, monarchism.

About the author: Priest Igor Anatolyevich Ivanov

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor Department of Theology, Head of the Department of Foreign Languages St. Petersburg Theological Academy. E-mail: igivan74@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0749-8238

Article link: Ivanov I., priest. Marie of Edinburgh (1875-1938), Granddaughter of Alexander II — Queen of Greater Romania. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 3 (8), pp. 186-195.

* Photos are taken from open sources and provided by the author.

Мария Эдинбургская была яркой личностью в общественной и политической жизни Европы и Румынии в первой четверти ХХ в. Это было связано как с ее личными качествами и талантами1, так и с той исторической эпохой, в которой она жила и действовала.

Родилась Мария Александра Виктория Эдинбургская 29 октября 1875 г. в семье Альфреда, герцога Эдинбургского и Саксен-Кобург-Готского (1844-1900), и великой княжны Марии Александровны (1853-1920). По отцу она была внучкой английской королевы Виктории, а по матери — российского императора Александра II. В детские и юношеские годы она часто посещала Россию, жила на Мальте и Кипре, получала образование в Кобурге.

В возрасте 18 лет Мария Эдинбургская вышла замуж за кронпринца Румынии Фердинанда Гогенцоллерн-Зигмарингена (18651927), племянника короля Румынии Кароля I (1839-1914). Свадьба состоялась 11 января 1893 г. в немецком замке Зигмаринген. Затем супруги проживали в Бухаресте, как и подобает наследникам румынской короны.

Сами эти факты уже говорят о том, что будущая королева Румынии соединила в себе влияние нескольких культур: английской, русской, немецкой, а впоследствии — и румынской. При этом последняя, наверное, повлияла на нее радикальным образом, о чем свидетельствуют такие слова Марии: «Эта страна стала моей — я пришла к этому через страдания и слезы; и любовь к ней сделалась моей религией»2.

Чуткая религиозность3, вероятно, была свойственна Марии с детства при том, что она была крещена в англиканстве, прошла конфирмацию в лютеранстве, а в 1925 г. перешла в Православие.

В связи с этим можно привести пару фрагментов из ее детских воспоминаний о присутствии вместе с русскими родственниками на светской церемонии при исполнении «Боже, Царя храни!» и на церковной службе во время ее пребывания в России: 1) «Из всех национальных гимнов русский был самым торжественным, самым впечатляющим и убедительным; у меня перехватывало дыхание, когда я его слышала, казалось, что его звуки проникают в самую глубину сердца и охватывают всё твое существо»4.

1 Будучи сама одаренным художником и литератором, Мария вошла в историю также и как покровитель культуры и искусства.

2 Эти строки из своей брошюры «От моего сердца к их сердцам» королева Мария приводит в своей книге «История моей жизни»: Marie, Queen of Roumania. The Story of My Life. New York, 1934. P. 589.

3 Есть сведения о том, что, начиная с 1923 г. королева Мария переписывалась с Шоги Эффенди, главой веры Бахаи, объясняя, в частности, поиск духовного умиротворения тем, что она была «опечалена постоянной борьбой между верующими многих конфессий и утомлена их нетерпимостью по отношению друг к другу». Queen who embraced teachings is remembered in Romanian-language TV program / Bahais of the United States // URL: https://www.bahai.us/queen-who-embraced-teachings-is-remembered-in-romanian-language-tv-program/ (дата обращения: 30.06.2021).

4 Marie, Queen of Roumania. The Story of My Life... P. 89.

Принцесса Мария Эдинбургская и кронпринц Фердинанд Румынский, 1892 г.

Мария Александровна, герцогиня Эдинбургская и Саксен-Кобург-Готская, с дочерями и зятьями на коронационных торжествах в Москве, 1896 г.

2) «Как все они настроены, как преисполнены благочестия, как благоговейны! Бог для них — реальность; и чем бы ни были увенчаны их головы, они смиренно склоняются перед Его Величием.

Завеса алтаря отверзается, и священники спускаются по ступеням: темноволосые, русые или седые с блестящими бородами. Они великолепны! Их облачения из золота и серебра вытканы древними узорами, а украшенные драгоценными камнями кресты вспыхивают, как живые огни; их лица странным образом напоминают лики святых, которым они поклоняются — святителя Николая и апостолов Андрея и Иоанна...

Церковь полна благовоний, и у меня немного кружится голова; а от непривычки так долго стоять у меня начинают болеть ноги. Я ловлю взгляд мамы, она ободряюще улыбается мне, но прикладывает палец к губам: "Терпи!". И я — будучи протестанткой — не должна опозорить ее; а она, снова повернувшись к священникам, восхищенная каким-то великим откровением, истово крестится»5.

В зрелом возрасте королева Мария сохранила живой молитвенный настрой, но с трудом выстаивала долгие церковные службы, говоря об этом так: «Я люблю православное богослужение, но считаю, что долгие стояния мало способствуют бого-почитанию, поскольку нельзя же думать больше о ногах, нежели о Боге; и я никогда не могла сочувственно воспринимать бесконечно повторяемые молитвы; у меня было ощущение, что Всевышний испытывает от них нечто подобное. <...> Я люблю молиться своими молитвами и даже составила как-то „Молитву королевы".»6

Что касается особых русско-румынских политических отношений с участием Марии Эдинбургской, то здесь стоит упомянуть несколько эпизодов: 1) участие в коронации в 1896 г.; 2) взаимные визиты в 1914 г. по поводу возможной помолвки венценосных наследников; 3) награждение от императора Николая II в 1916 г.

В 1896 г. принцесса Мария вместе со своим мужем присутствовала на коронации своих кузенов Николая Александровича и Александры Федоровны. С государем Николаем II у принцессы Марии установились теплые и доверительные отношения, сохранившиеся до конца жизни царя.

5 Ibid. P.91.

6 Ibid. P. 498.

Встреча Российской Императорской Семьи с Румынским Королевским Семейством.

Павильон Королевы Марии в Констанце, 1 июня 1914 г.

Из воспоминаний принцессы Марии о визите в Москву видно, насколько внимательно отнесся Кароль I к подготовке румынской делегации: «Перед отъездом на эту важную церемонию дядя с особой тщательностью выбрал тех, кто должен был сопровождать нас; в основном это были офицеры, но король добавил в наш список некоего старого полковника, Георгия Росновану, который был известен своими русскими симпатиями. Он построил русскую церковь в своей молдавской деревне, любил царя и все, что имеет отношение к России, поэтому дядя любезно подумал о том, чтобы подарить этой восторженной старой душе радость от участия в коронации»7.

Интересно размышление Марии о молодом царе и его окружении во дни коронации: «Его глаза были добрыми, имели ласковое выражение, в нем было что-то нежное, а голос был низким и мягким. Несмотря на полное достоинство, он был все еще в тени гигантов поколения своих отца и деда. Но в те дни его семья была к нему абсолютно лояльна, они смотрели на него как на верховного главу, перед которым все кланялись без вопросов, несмотря на его молодость. Он был наделен мистической силой: он был Царем. Этого никто не забывал. Он был молод, женился на прекрасной принцессе, столь же молодой, и жизнь открывалась перед ним: много чистых страниц, на которых он мог писать историю»8.

Возможно, именно такие имперские впечатления о характере монархической власти повлияли на собственные решения и поступки королевы Марии в дальнейшем.

В марте 1914 г. король Кароль I с семьей посетил Санкт-Петербург, а в июне 1914 г. русская царская семья нанесла ответный визит в Констанцу, в частности, по поводу возможного брака между принцем Каролем и великой княжной Ольгой.

Вот что пишет о своем отношении по этому вопросу королева Мария в своих воспоминаниях: «Когда была предложена идея женитьбы нашего сына Кароля и Ольги, старшей дочери царя, я была скорее против, нежели за, потому что боялась, что гемофилия может передаться по женской линии мужскому потомству. Я знала, что бедная Аликс передала эту болезнь своему наследнику, и я не осмеливалась подвергнуть такому риску и свою семью. Я с радостью приняла бы одну из дочерей Ники, если

7 Й^. Р. 328.

8 ЙМ. Р. 329-330.

бы не это обстоятельство, поскольку, помимо уз привязанности, помолвка была очень лестным предложением, особенно с учетом того, что предложение было внесено с российской стороны. И когда нас попросили навестить Царское Село и привезти с собой сына, дядя и мы с мужем сочли неприличным отказать; к тому же мне всегда хотелось поехать в Россию»9.

Несмотря на теплые и дружественные отношения между обоими домами, таковой брак вряд ли мог состояться, поскольку в ходе этих визитов великая княжна Ольга не проявила особого внимания к наследнику румынской короны, однако крепко подружились младшие дети семей — принцесса Илеана и цесаревич Алексей10.

Впрочем, этим планам не суждено было сбыться и в силу того, что буквально через несколько недель после встречи в Констанце в Европе начнется война, а осенью 1914 г. чета румынских наследников престола возьмет на себя бразды правления Румынским королевством.

Итак, царствование Фердинанда I и Марии (с 10 октября 1914 г. по 20 июля 1927 г.) началось вскоре после того, как разгорелась Первая мировая война. В отличие от Кароля I, сторонника Германии, они придерживались нейтральных позиций, а в 1916 г. после долгих переговоров Румыния вступила в войну на стороне Антанты (что было воспринято Вильгельмом II как предательство дома Гогенцоллернов).

Характерно, что и в эпоху объединения румынских княжеств (1866), и при существовании Румынского королевства (1881-1947) в стране периодически активировались тенденции к объединению территорий, традиционно населявшихся румынами. Так во время Второй Балканской войны (1913) в состав Румынии вошла Южная Добруджа.

А условием вступления Румынии в Первую мировую войну на стороне Антанты (1916) было не что иное, как стремление к воссоединению с такими исконно румынскими землями (отторгнутыми Габсбургами в XVIII в.) как Трансильвания, Банат, Кришана, Сатмар, Марамуреш и Буковина. О возможной автономии Бессарабии и дальнейшем присоединении ее к Румынии можно было говорить опять-таки только в случае победы Антанты.

20 ноября 1916 г. румынская армия после ожесточенных боев с наступающими германскими войсками оставила Бухарест. Королевский двор переместился в молдавский город Яссы, где и оставался до конца войны. Тем не менее, в этот период войны королева Мария служила медсестрой и, не щадя себя, ухаживала за ранеными, за что получила имя «солдатская королева». Кроме того, она участвовала в работе Красного Креста, встречала эшелоны с ранеными и больными тифом, а также написала книгу «Моя страна», отдав гонорар за нее на лечение раненых бойцов.

Следует сказать, что за то, что Высочайшие Особы открыли в Бухарестском дворце госпиталь для раненых румын, русских и сербов и работали в нем под обстрелом цеппелинов и аэропланов, император Николай II пожаловал георгиевские медали 4-й степени королеве румынской Марии (медаль № 247830) и ее дочерям — принцессам Елисавете (медаль № 247831) и Марии (медаль № 247832). Награждение состоялось 3 октября 1916 г. из рук военного агента в Румынии — полковника Александра Александровича Татаринова (1880-1946)11.

Теперь следует упомянуть роль королевы Марии в европейской политике, особенно в деле созидания Великой Румынии.

В тяжелый период румынского отступления, пользуясь добрыми отношениями с русским царем, королева Мария попросила его о помощи. И открытый им Румынский фронт предотвратил полный разгром союзной державы. Но в 1917 г. в Румынии сложилась крайне тяжелая ситуация — страна перестала получать помощь из России.

9 Ibid. P.569.

10 Ibid. P. 582.

11 Списки солдат, награжденных Георгиевскими крестами и медалями в период 1 Мировой войны 1914-1918 // РГВИА. Ф. Печатные издания. Д. 1913. Л. 424.

Мария, королева Румынская, на триумфальном шествии в Бухаресте, 1 декабря 1918 г.

В таких условиях Германия стала оказывать давление на Фердинанда, чтобы тот подписал сепаратный договор, по которому от Румынии отторгались Добруджа, румынская Трансильвания, а также Румыния передавала право на разработку всех государственных месторождений и торговли румынской нефтью сроком на 90 лет немецким компаниям. И только благодаря настойчивости королевы Марии, которая называла готовившееся соглашение предательским, Фердинанд отказался подписать сепаратный договор.

Однако румынское правительство А. Маргиломана (1854-1925) 7 мая 1918 г. за спиной монархов подписало позорный мирный договор. Чтобы защитить интересы страны и румынского народа, королева Мария самоотверженно выезжала на фронт, где рассказывала о свободе, демократии, реформах страны и позорном мире, заключенном с Германией. Король Фердинанд I под влиянием королевы Марии всеми силами уклонялся от ратификации мирного договора. Аннулировав его 10 ноября 1918 г., он снова объявил войну центральным державам — за день до их капитуляции12.

Когда 1 декабря 1918 г. румынские войска под командованием короля Фердинанда торжественно вступили в Бухарест, королева Мария, одетая в синий доломан, возглавила эскадрон гусар и прогарцевала торжественным маршем под Триумфальной аркой.

В тот же день на Национальном собрании в городе Алба-Юлия делегаты из всех избирательных округов страны с румынским населением (Трансильвания, Банат, Кри-шана, Сатмар, Марамуреш и Буковина) проголосовали за вхождение этих провинций в состав королевства. Незадолго до этого в Румынию вошли Бессарабия и Северная Буковина.

Одновременно с политическим шел процесс церковного объединения королевства. По замечанию М. В. Шкаровского, «значительный вклад в создание послевоенного государства внесла Румынская Православная Церковь. Она всегда была тесно связана с правительством страны и, как правило, активно поддерживала его, проявляя при этом очень сильную национальную ориентированность, и нередко являясь инструментом румынизации национальных меньшинств. В 1919 г. состоялся Церковный Собор, объединивший митрополии Румынии, Трансильвании и Буковины»13.

12 Обухов П.А. Румыния. М., 2019. С. 26.

13 Шкаровский М. В. Православные Церкви Юго-Восточной Европы между двумя мировыми войнами (1918-1939 гг.). М.: Познание, 2019. С. 243.

28 мая 1919 г. король и правительство Румынии отправились на могилу Михаила Храброго в Кымп-Турзие, а епископ Мирон (Кристя, 1868-1939) возглавил заупокойную службу и произнес националистическую речь, в которой он провёл параллель между королем Фердинандом I и Михаилом Храбрым, а также рекомендовал королю не останавливаться в Турде, а продолжать путь до реки Тиса, указывая тем самым на политические горизонты нового государства.

В этом процессе свою важную роль играла и королева Мария, в 1919 г. являясь полноправным представителем Румынии при подписании Версальского мирного договора, по которому Румынии возвращались оккупированные «Тройственным союзом» территории, в том числе и часть земель, относящиеся ранее к Российской империи. Таким образом, во многом благодаря королеве произошло международное признание расширенной Румынии.

1 декабря 1919 г. предстоятель Румынской Православной Церкви митрополит Конон (Арэмеску-Донич, 1837-1922) был вынужден уйти в отставку из-за сотрудничества с немецкими оккупационными войсками, а 31 декабря 1919 г. епископ Мирон (Кристя) Большой коллегией выборщиков был избран первым митрополитом-примасом Великой Румынии.

15 октября 1922 г. в специально построенном соборе в древнем городе Алба-Юлия вместе с мужем Мария была коронована в ходе особо торжественной церемонии, которая отражала их статус королевы и короля объединенного государства — Великой Румынии14.

В 1923 г. была принята новая Конституция Румынии, в которой ставились акценты на национальной идее: Королевство Румыния — унитарное и неделимое национальное государство (статья 1); Румынская Православная Церковь, будучи религией подавляющего большинства румын, является господствующей Церковью в румынском государстве. Румынская Православная Церковь является и остается независимой от всякой иностранной церковной власти, сохраняя вместе с тем свое единство со Вселенской Восточной Церковью, поскольку то касается догматов (статья 22).

После того, как Румынская Православная Церковь стала признанной национальной Церковью страны, следующим логичным шагом в укреплении национального единства стало ее провозглашение Патриархатом, что и произошло на Церковном Соборе 4 февраля 1925 г.

Хотя это и было истолковано Фанаром как политическое деяние, но все же Константинопольский Патриархат согласился признать это решение в обмен на принятие Румынской Церковью новоюлианского календаря, подтвердив ее новый статус Томо-сом Константинопольского Патриарха от 30 июня 1925 г.

Осенью 1925 г. митрополит Мирон (Кристя) принял титул Патриарха всея Румынии, наместника Кесарии Каппадокийской, митрополита Унгро-Влахийского и архиепископа Бухарестского. 1 ноября 1925 г. состоялась его интронизация в качестве первого Румынского Патриарха, в которой приняли участие несколько Первосвятителей Поместных Православных Церквей.

14 История Румынии / Поп А.-И., Болован И. (координаторы). М.: Весь мир, 2005. С. 567. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Империя и Церковь» 193

Четыре с половиной года королевская чета правила Великой Румынией, создавая единое национальное государство в тесном союзе с Церковью.

20 июля 1927 г. скончался король Фердинанд I. На трон вступил его внук Михай I (1921-2017), который стал править под опекой регентов, в том числе и патриарха

Мирона (Кристя). Однако в июне 1930 г. сбежавший из страны принц Кароль (1893-1953) вернулся в Румынию по приглашению политиков, недовольных регентством, и в ходе переворота сместил своего 8-летнего сына, сам вступив на престол15. Упрочивая конкордат с Церковью, Кароль II назначил Патриарха премьер-министром (с 11 февраля 1938 г. по 6 марта 1939 г.).

Кароль II полностью устранил свою мать из политической жизни и всеми силами старался уничтожить ее популярность в народе. В результате его интриг бывшая королева Мария вынуждена была покинуть Бухарест и провела остаток жизни в двух своих резиденциях — дворце в Балчике и замке в Бране. Скончалась первая и единственная королева Великой Румынии 18 июля 1938 г. в замке Пелишор.

В стране тем временем назревал династический кризис.

Сближение с Германией ради будущего Великой Румынии и постепенного продвижения на Восток через Бессарабию откликнулось потерей румынских территорий — согласно решению Венского арбитража 30 августа 1940 г. Северная Трансильва-ния была отдана Венгрии как самому надежному союзнику Гитлера.

Это событие вызвало волнение в Румынии — народ требовал отречения Кароля II, что тот и сделал в пользу своего сына Михая I, при этом «кондукэтором» стал министр обороны маршал Ион Антонеску (1886-1946), втянувший Румынию в войну на стороне Германии.

Впрочем, 23 августа 1944 г. король Михай I сместил с должности и арестовал Ан-тонеску, а Румыния выставила 38 дивизий против бывших союзников. Однако эти заслуги не дали ей оснований стать полноправным членом антигитлеровской коалиции, и на Парижской мирной конференции единственным, чего добилась Румыния, стало подтверждение отмены Второго Венского арбитража, благодаря чему захваченная Венгрией Северная Трансильвания вернулась в состав страны.

30 декабря 1947 г. под угрозой расправы со стороны руководителей социалистической партии Румынии король Михай I вынужден был отречься от престола и навсегда покинуть родину, которая была преобразована в республику.

Так закончился королевский период, связанный как с собиранием румынских земель, так и с мечтой о Великой Румынии16.

В заключение статьи как иллюстрацию монархических настроений в Румынии в связи с идеалом построения унитарного христианского государства можно привести слова известного румынского богослова — протоиерея Думитру Станилое (1903-1993), который в заметке «Герой христианского национализма» отмечает глубинную связь национальной, церковной и монархических идей в контексте православной народной солидарности: «Христианский национальный солидаризм, увенчанный монархией, не является попыткой пренебречь социальными потребностями нашего времени, но он является социальной доктриной, причем — самой справедливой социальной

15 Отметим, что 5 января 1926 г. принц Кароль отказался от своих прав на престол и уехал из страны с любовницей Еленой Вольф, известной в Румынии под именем Магды Лупеску.

16 См.: Обухов П. А. Румыния... С. 28-29.

Вдовствующая королева Мария

с внуком-королем Михаем I и его матерью Еленой Греческой, между 1927 и 1930 гг.

доктриной. Мало того, что он предлагает лучшие решения для всех социальных проблем, но что более характерно — он прививает энтузиазм и пафос, которыми ни одна из иных политических доктрин не может вдохновить народ»17.

В некоторой мере можно сказать, что в краткую эпоху Великой Румынии именно королева Мария во многом была вдохновительницей румынского народа в деле упрочения независимой румынской государственности и национальной самобытности, основанной на православной вере.

Источники и литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. История Румынии / Поп А.-И., Болован И. (координаторы). М.: Весь мир, 2005.

2. Обухов П. А. Румыния. М., 2019.

3. Списки солдат, награжденных Георгиевскими крестами и медалями в период 1 Мировой войны 1914-1918 // РГВИА. Ф. Печатные издания. Д. 1913.

4. Шкаровский М. В. Православные Церкви Юго-Восточной Европы между двумя мировыми войнами (1918-1939гг.). М.: Познание, 2019.

5. Marie, Queen of Roumania. The Story of My Life. New York, 1934.

6. Staniloae D. Un atlet al na{ionalismului creftin // Telegraful roman. 1943. № 14. P. 1.

7. Queen who embraced teachings is remembered in Romanian-language TV program / Bahais of the United States // URL: https://www.bahai.us/queen-who-embraced-teachings-is-remembered-in-romanian-language-tv-program/ (дата обращения: 30.06.2021).

17 Staniloae D. Un atlet al nafionalismului creftin // Telegraful roman. 1943. № 14. P. 1. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Империя и Церковь» 195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.