Научная статья на тему 'МАРИНЫ (ПОРТЫ ДЛЯ ЯХТ). ЧАСТЬ II. СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЯХТИНГА НА ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

МАРИНЫ (ПОРТЫ ДЛЯ ЯХТ). ЧАСТЬ II. СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЯХТИНГА НА ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
95
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАРИНЫ (ПОРТЫ ДЛЯ ЯХТ). ЧАСТЬ II. СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЯХТИНГА НА ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

Academia. Архитектура и строительство, № 4, стр. 108-114. Academia. Architecture and Construction, no. 4, pp. 108-114.

Исследования и теория Научная статья УДК 711.1

doi: 10.22337/2077-9038-2022-4-108-114

Гришин Николай Александрович (Сочи). Советник РААСН. АБ «ГОР-ПРОЕКТ» (354057, Краснодарский край, Сочи, ул. Альпийская, 15). Эл. почта: tekhno-nik@inbox.ru.

Grishin Nikolai A. (Sochi). Advisor of RAACS. АВ "GOR-PROJECT" (15, AL'piiskaya St, Krasnodar Territory, Sochi, 354057). E-mail: tekhno-nik@inbox.ru.

Марины (порты для яхт). Часть II. Состояние, история и перспективы развития инфраструктуры яхтинга на Черноморском побережье Краснодарского края

Территория Краснодарского края граничит с акваториями двух морей - Чёрного и Азовского, разделённых Керченским проливом. Протяжённость береговой линии Краснодарского края вдоль Чёрного моря от границы с Абхазией до Керченского пролива - 410 км. Прибрежный рельеф неоднороден - от крутых и высоких скалистых береговых склонов до равнинных прибрежных территорий. В береговой зоне практически нет естественных укрытий от волнового воздействия - бухт и островных образований. Бухты Цемесская (Новороссийск) и Геленджикская не в состоянии обеспечить безопасную стоянку судов. Эти особенности создают значительные сложности по условиям навигации на акватории Чёрного моря, накладывая специфические требования к обеспечению безопасной стоянки и судоходства в морской береговой зоне Краснодарского края.

В настоящее время российские города на Черноморском побережье Краснодарского края не имеют мощных морских многофункциональных общественных центров, в которых были бы сконцентрированы объекты широкого спектра, обеспечивающие организацию досуга и удовлетворение рекреационных потребностей местного населения и приезжих. Кроме того, имея уникальные природные данные - прекрасные климатические возможности для развития всесезонной рекреации, приморские города не имеют современных объектов для развития яхтинга и, следовательно, не используют в полной мере значительный потенциал формирования облика современного морского города.

На сегодняшний день на Черноморском побережье Краснодарского края расположено десять объектов яхтенной

© Гришин Н.А., 2022.

Продолжение. Начало в № 3 за 2022 год

инфраструктуры, при этом только два из них представляют собой современные яхтенные порты - это марины 2-го поколения «Гранд-марина» в порту Сочи и «Имеретинская» в грузовом районе порта Сочи в Адлере. Марины «Анапа-марина» и «Озеро Змеиное» в Анапе, «Алексино», «Семь футов» и «Русское море»-в Новороссийске, «Тонкий мыс» в Геленджике, «Торнадо» в посёлке Новомихайловском, акватории в Голубой бухте Туапсинского района и ФГУП «Югспорт» в Сочи нельзя назвать полноценными маринами по целому ряду факторов [1].

Россия занимала в 2019 году второе место в мире по покупке яхт после США. При этом их ремонт, хранение, стоянка, а также эксплуатация производятся преимущественно за пределами России. По данным пресс-службы губернатора Краснодарского края, россияне каждый год оставляют за границей около €200 млн за стоянку и обслуживание яхт. Эти деньги уходят в Турцию, Грецию, Испанию, Германию, Финляндию, Хорватию и другие страны.

Развитие пляжного и традиционного туризма на Азово-Черноморском побережье также ограничено одной из самых больших проблем региона - отсутствием комфортного морского вдольберегового сообщения. Вдольбереговое (каботажное) пассажирское сообщение практически отсутствует, поскольку нет флота пассажирских судов - как междугороднего, так и пригородного сообщения. По информации от компании «Водоходъ Экспресс», в 2021 году впервые в XXI веке в течение сезона морские пассажирские суда («Комета» на подводных крыльях и катамаран «Грифон») перевезли 12 тыс. пассажиров по маршруту Новороссийск - Геленджик - Сочи. Кроме того, нет специализированной базы по техническому обслуживанию судов прибрежного плавания и защищённого причального

фронта в пунктах назначения, за исключением портов Новороссийск и Сочи.

Азово-Черноморское побережье России сегодня не имеет объектов, обеспечивающих безопасное вдольбереговое сообщение и стоянку судов, поэтому оно малопривлекательно для развития яхтинга. Для создания привлекательной береговой зоны как района интенсивного яхтинга, обеспечивающего максимально комфортные условия владельцам яхт, любителям яхтинга и путешествий по воде, необходимо организовать безопасную стоянку и эксплуатацию яхт и судов прибрежного морского пассажирского сообщения. Это возможно обеспечить только созданием марин - специализированных портов для яхт.

В настоящее время ведётся строительство первой на побережье Краснодарского края современной марины 3-го поколения в городе Геленджике: марина рассчитана на 250 яхт, в том числе длиной до 75 м, предусмотрен пассажирский терминал для судов местного сообщения.

Вопрос необходимости создания инфраструктуры яхтинга и каботажного пассажирского сообщения на Черноморском

Рис. 1. Схема размещения марин на Черноморском побережье Краснодарского края, 2005 год (источник: ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ»)

побережье Краснодарского края неоднократно поднимался в истории современной России1. На основании работ специалистов ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ» в 1996 году, впервые в РФ, объекты инфраструктуры яхтинга были включены в генеральный план города Сочи.

В 2005 году ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ» при участии администрации Краснодарского края и Всероссийской федерации парусного спорта была разработана первая схема дислокации объектов яхтинга на Черноморском побережье Краснодарского края (рис. 1.).

Схема была согласована всеми главами приморских муниципальных образований, утверждена губернатором Краснодарского края и президентом Федерации парусного спорта в России. В соответствии с ней предусматривалось создание 23-х марин общей вместимостью 11,5 тыс. яхт.

В августе 2011 года администрацией Краснодарского края в адрес Президента Российской Федерации было направлено письмо с предложением о развитии инфраструктуры яхтинга. К письму прилагалась схема размещения марин на Черноморском побережье Краснодарского края (рис. 2), в

1 Поручения Президента РФ:

Пр-140ГС, п. 5 а:

«5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) реализовать меры по стимулированию использования экологически чистого транспорта в целях снижения выбросов вредных веществ при эксплуатации транспортных средств в населённых пунктах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, включая создание необходимой инфраструктуры, обеспечение приоритетного движения и парковки экологически чистого транспорта, внедрение современных систем управления пассажирским транспортом» // Перечень поручений по итогам заседания Госсовета. Утв. Президентом РФ 24.01.2017 №Пр-140ГС) (http://www.kremLin.ru/acts/assignments/orders/53775);

Пр-937, п. 4:

«4. Минтрансу России, Минпромторгу России, высшим органам государственной власти Краснодарского края, Республики Крым и г. Севастополя совместно с заинтересованными организациями рассмотреть вопрос организации скоростных морских пассажирских перевозок в Азово-Черноморском бассейне, определив наиболее перспективные маршруты и эффективные суда для их осуществления, с учётом необходимости обеспечения безопасности и экономической эффективности таких перевозок» // Перечень поручений по итогам встречи с представителями деловых кругов Ярославской области. 25 апреля 2017 г. (http://www.kremLin.ru/acts/assignments/orders/54507).

Рис. 2. Схема размещения марин на Черноморском побережье Краснодарского края, 2011 год (источник: ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ»)

соответствии с которой было предусмотрено создание 16-и марин, в том числе на первую очередь - четыре базовые марины общей вместимостью около 2 500 яхт, и семь гостевых марин общей вместимостью около 4 700 яхт, итого на 7 200 стояночных мест.

К сожалению, события этого периода - подготовка и проведение Олимпиады 2014, возвращение Крыма в состав РФ, крупные природные катаклизмы на территории края и устранение их результатов - привели к невозможности финансирования разработки Концепции.

Позднее ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ» подготовило ряд концептуальных предложений, которые были рассмотрены и одобрены профильными федеральными структурами, министерствами и ведомствами и администрацией Краснодарского края. В частности, это следующие работы.

• Концептуальные предложения по развитию яхтинга на Черноморском побережье России - представлены Научно-экспертному совету Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации в 2017 году.

• Предварительный национальный стандарт Российской Федерации ПНСТ153-2016/К0 13687:2014 «Услуги населению. ЯХТЕННЫЕ ПОРТЫ. Минимальные требования» вступил в силу 1 марта 2017 года.

• Влияние инфраструктуры морского туризма и транспорта на стратегию развития Черноморского побережья Краснодарского края - доклад на международном Форуме стратегов в Санкт-Петербурге в 2018 году [1].

В 2020 году автор совместно с советником РААСН Г.Б. Серебряковым принял участие в конкурсе Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени» в номинациях «Современная экономика» и «Новое городское развитие». По итогам конкурса работа «Создание объектов инфраструктуры яхтинга на Азово-Черноморском побережье России» прошла в финал конкурса и в «ТОП-300» победителей конкурса.

На основании рассмотрения этой работы администрацией Краснодарского края было принято решение о разработке Концепции развития инфраструктуры яхтенного туризма на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края для обеспечения комплексного развития Азово-Черноморского побережья Краснодарского края в целях расширения возможностей и повышения качественного уровня яхтенного туризма, водных видов спорта и прибрежного морского пассажирского судоходства, создания комфортной и доступной рекреационной среды, роста внутреннего и въездного туризма.

24 июня 2021 года администрацией Краснодарского края была утверждена Концепция развития инфраструктуры яхтенного туризма на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края (далее - Концепция), разработанная на основании предложений автора при участии специалистов группы компаний «Альянс Марин Девелопмент».

Реализация Концепции направлена на создание целого ряда эффективных морских комплексов, которые станут

новыми градообразующими объектами, безопасными и удобными транспортно-пересадочными узлами, центрами развития туризма и спорта.

Концепция должна быть учтена при разработке стратегий развития, документов территориального планирования, а также планов работы органов исполнительной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, участников туристского и курортного бизнеса.

Концепция предусматривает создание на Черноморском побережье Краснодарского края 19-ти марин, общей вместимостью ориентировочно около 10000 стояночных мест (рис. 3).

В это число входят действующие марины: «Сочи Гранд Марина» на 250 стояночных мест и Имеретинский порт на 70 стояночных мест (в эксплуатации с 2014 года), марина «Порт Геленджик» на 250 стояночных мест (в стадии завершения строительства).

Рис. 3. Схема размещения объектов яхтинга и прибрежного пассажирского сообщенияна Азово-Черноморском побережье Российской Федерации (источник: [2])

шЛ _ Краснодар __

Фортуна / Высокий берег / Большой Утриш Новороссийская

Алексино Мыс Дооб Голубая бухта / I / Порт Геленджик / / / Бетта / / Архипо-Осиповка / Джубга ,

ЙЖ г:

Условные обозначения: строящиеся

построенные

Русское море / / / / /

Майская / / / / 1КЧ Водопадная / / / Лазаревская / / Каньон Прохладный /

Сочи Гранд Марина ^^ // Мацеста X / / Коста марина / / Южный риф / / Старый город / Имеретинская

Рис. 4. Схема размещения марин на Черноморском побережье Краснодарского края (источник: [2])

Рис. 5. Схема размещения пилотных проектов марин для формирования основы каркаса района интенсивного яхтинга и прибрежного морского пассажирского сообщения [источник: Доклад «О реализации Концепции яхтенного туризма» [3] на II Международного научно-промышленного форума «Транспорт. Горизонты развития», Нижний Новгород 2022 (https://альянс-марин.рф/tpost/rl7t0z00a1-nikolai-gп'shin-vistupil-s-dokladom-ma-f)

Рис. 6. Морской рекреационный комплекс «Южный риф», Адлерский район города Сочи (источник: [2]). Площадь искусственной территории - 100 га; общая площадь зданий - 1 800 000 кв. м; вместимость марины - 400-500 яхт; количество номеров в отелях - 10 000

Рис. 7. Морской рекреационный комплекс «Коста марина», Хостинский район города Сочи (источник - доклад «Концепция развития яхтинга и прибрежного пассажирского сообщения на побережье города-курорта Сочи» на заседании Совета по вопросам развития Сочи 15.07.21 (https:// arch-sochi.ru/2021/04/konczepcziya-razvitiya-infrastruktury-yahtinga-ipribrezhnogo-morskogo-passazhirskogo-soobshheniya-na-azovochernomorskom-poberezhe-krasnodarskogo-kraya-2/)). Площадь искусственной территории - 22,4 га; общая площадь зданий - 600 000 кв. м; вместимость марины - 520 яхт; количество номеров в отелях - 1 400

С учётом некоторых интересных проектов, которые не входят в каркас района интенсивного яхтинга, но представляют собой перспективные комплексы, представляется оптимальным создание 18-ти новых марин, как показано на рисунке 4.

Реализацию Концепции предполагается осуществлять поэтапно. Первый этап - реализация нескольких пилотных проектов (рис. 5), что позволит сформировать из уже функционирующих и вновь возведённых марин основу каркаса района интенсивного яхтинга для обеспечения безопасного прибрежного морского судоходства и создания привлекательности береговой зоны для яхтенного туризма.

Следует отметить, что размещение марин возможно только в подходящих для этого местах, определённых на основании изучения и комплексной оценки естественного режима побережья. Игнорирование литодинамических процессов в береговой зоне может привести к катастрофическим размывам берегов и потере пляжей, как это дважды произошло в Сочи за последние 75 лет из-за строительства портовых оградительных сооружений.

Предложения по созданию морских рекреационных

комплексов

Профильными специалистами группы компаний «Альянс Марин Девелопмент» разработан целый ряд предложений по созданию марин и морских рекреационных комплексов на Черноморском побережье Краснодарского края. Следует отметить, что все эти проектные решения являются результатом глубокого анализа естественного режима береговой зоны с учётом антропогенного влияния, разработки и сравнения различных вариантов компоновочных и программно-планировочных решений, оценки эффективности и функциональности объектов и их влияния на прилегающие участки береговой зоны. Ниже на рисунках 6-9 приведены примеры некоторых объектов, реализация которых может оказать значительное позитивное влияние на развитие береговой зоны и муниципальных образований.

Рис. 8. Морской рекреационный комплекс «Джубга», Туапсин-ский район (источник: [2]). Вместимость - 5004 яхты; количество номеров в отелях - 3 0004; общая площадь зданий - 400 0004 кв. м; площадь искусственной территории - 20 га

Отдельно следует отметить предложение по развитию центральной морской набережной города Сочи (рис. 10). Разработанная Концепция содержит основные градостроительные, композиционно-планировочные и инженерные решения по формированию комфортной городской морской набережной с обеспечением выполнения всех нормативных требований. Существующее состояние главной городской морской набережной города-курорта Сочи не соответствует современным требованиям к общественным пространствам в общедоступной береговой полосе урбанизированных территорий поселений.

ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ» разработано решение по созданию современной пешеходно-прогулочной набережной и новых берегозащитных сооружений, соответствующих современным требованиям обеспечения градостроительной безопасности.

Основные положения концепции развития центральной морской набережной города Сочи:

1) береговая зона центральной части города Сочи - важнейший градообразующий ресурс общественных пространств, формирующий морскую рекреационную зону;

2) проектные решения по объекту должны формировать принципиально новую среду, обеспечивающую возможность регенерации основных функциональных, рекреационных и видеоэкологических качеств береговой зоны.

Концепцией развития набережной предусмотрено создание искусственной территории, выдвинутой в море на среднее расстояние 100 м от существующей волноотбойной стены (рис. 11). С помощью прерывистого волнолома предлагается создать новую береговую линию в виде системы открытых бухт. Под защитой волнолома планируется создать искусственный галечный пляж средней шириной 25-35 м, что должно обеспечить его динамическую устойчивость к воздействию штормового волнения моря. Правильность проектных решений по созданию искусственного пляжа подтверждена результатами математического и гидравлического моделирования.

Набережную предлагается выполнить в виде общедоступного общественного пространства, минимальная ширина пешеходного променада составит 20 м, проектная отметка +3,5 м над уровнем моря. В тыловой части набережной будет отсыпана искусственная территория, на которой предлагается разместить приморский парк с пешеходными и велодорожками. Объекты сервисного обслуживания предлагается разместить в головных частях искусственных мысов, в створе участков откосно-ступенчатого берегоукрепления.

На южном фланге новой набережной предложено разместить марину (рис. 13), которая станет не только доминантой, но и важным гидротехническим комплексом, обеспечивающим защиту искусственной территории набережной от разрушающего волнового воздействия южных и юго-западных штормов, комфортную взаимную интеграцию рекреационных и технологических возможностей (свободный доступ рекре-

антов к общественным пространствам и наличие технической зоны с ограниченным доступом).

Общественные пространства марины в двух уровнях значительно увеличат протяжённость пешеходной набережной, предоставляя посетителям возможность обзора как открытого моря, так и акватории марины с яхтами. Визуальная доступ-

Рис. 9. Марина «Каньон Прохладный», мкр. Головинка, Лазаревский районгорода Сочи (источник: [2]). Площадь искусственной территории -14 га; общая площадь зданий - 215 000 кв. м; вместимость - 250яхт; количество номеров в отелях-1 7004

Рис. 10. Современное положение центральной набережной города Сочи и участок проектирования её развития (источник: ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ». Сочи. 2021 год)

Рис. 11. Иллюстрации проектных решений набережной (источник: ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ». Сочи. 2021 год)

ность акватории марины и приглашающая возможность свободного прохода с территории набережной непосредственно к причалам придаёт уникальные качества всему комплексу в целом, создавая неповторимую атмосферу предвкушения новых впечатлений. Оригинальная архитектура гостиницы подчёркивает выразительную индивидуальность комплекса,

Рис. 12. Схема развития набережной и компоновочные решения берегозащитных и оградительных гидротехнических сооружений (источник: ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ». Сочи. 2021 год)

Рис. 13. Иллюстрации проектных решений марины (источник: ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ». Сочи. 2021 год)

а продуманная структура и комфортная среда различных функциональных зон порадует как опытных яхтсменов, так и обычных туристов.

Список источников

1. Концепция развития инфраструктуры яхтинга и прибрежного морского пассажирского сообщения на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края / Текст: электронный // Архитектура Сочи. - URL: https://arch-sochi. ru/2021/04/konczepcziya-razvitiya-infrastruktury-yahtinga-i-pribrezhnogo-morskogo-passazhirskogo-soobshheniya-na-azovo-chernomorskom-poberezhe-krasnodarskogo-kraya-2/ (дата обращения 7.10.2022).

2. Концепция развития инфраструктуры яхтенного туризма на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края / Текст: электронный // Архитектура Сочи. - URL: https:// arch-sochi.ru/2021/07/konczepcziya-razvitiya-infrastruktury-yahtennogo-turizma-na-azovo-chernomorskom-poberezhe-krasnodarskogo-kraya/ (дата обращения 7.10.2022).

3. Концепция развития яхтенного туризма в Российской Федерации на период до 2030 года / Распоряжение Председателя Правительства от 14 октября 2021 года № 2897-р.

- Текст: электронный // Информационно-правовой портал «Гарант.Ру». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/402838909/ (дата обращения 16.10.2022).

4. Blain W.R. Marina Developments / W.R. Blain. - UK : Wessex Institute of Technology, 1995.

5. О проблемах и перспективах развития Азово-Черно-морских курортных агломераций Российской Федерации / О.В. Козинская, О.Ф. Козинский, В.Н. Шарафутдинов [и др.]. - Текст: электронный // Архитектон: известия вузов. -2019. - № 4 (68). - URL: http://archvuz.ru/2019_4/9/ (дата обращения 07.11.2022). ISSN 1990-4126.

6. ПНСТ 153-2016/IS0 13687:2014. Предварительный Национальный стандарт «Услуги населению. Яхтенные порты. Минимальные требования». - URL: https://files.stroyinf.ru/ Data2/1/4293751/4293751141.pdf (дата обращения 16.06.2022).

7. Гришин, Н.А. Влияние инфраструктуры морского туризма и транспорта на стратегию развития Черноморского побережья Краснодарского края / Н.А. Гришин. Текст

- электронный // Материалы XVII Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России». 22-23 октября 2018 г. Санкт-Петербург. - URL: https://arch-sochi.ru/2018/12/vliyanie-infrastrukturyi-morskogo-turizma-i-transporta-na-strategiyu-razvitiya-chernomorskogo-poberezhya-krasnodarskogo-kraya/ (дата обращения 06.04.2022); http://2018.forumstrategov.ru/ upload/documents/Grishin.pdf (дата обращения 06.04.2022).

References

1. Kontseptsiya razvitiya infrastruktury yakhtinga i pribrezhnogo morskogo passazhirskogo soobshcheniya na Azovo-Chernomorskom poberezh'e Krasnodarskogo kraya Arkhitektura

Sochi [The Concept of Development of the Infrastructure of Yachting and Coastal Marine Passenger Traffic on the Azov-Black Sea Coast of the Krasnodar Territory Architecture of Sochi]. Arkhitektura Sochi. Website. URL: https://arch-sochi. ru/2021/04/konczepcziya-razvitiya-infrastruktury-yahtinga-i-pribrezhnogo-morskogo-passazhirskogo-soobshheniya-na-azovo-chernomorskom-poberezhe-krasnodarskogo-kraya-2/ (Accessed 10/7/2022). (In Russ.)

2. Kontseptsiya razvitiya infrastruktury yakhtennogo turizma na Azovo-Chernomorskom poberezh'e Krasnodarskogo kraya [The Concept of Development of the Infrastructure of Yacht Tourism on the Azov-Black Sea Coast of the Krasnodar Territory]. Arkhitektura Sochi. Website. URL: https://arch-sochi.ru/2021/07/konczepcziya-razvitiya-infrastruktury-yahtennogo-turizma-na-azovo-chernomorskom-poberezhe-krasnodarskogo-kraya/ (Accessed 10/7/2022.). (In Russ.)

3. Kontseptsiya razvitiya yakhtennogo turizma v Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda. «Garant.Ru». Informatsionno-pravovoi portal [Information and legal portal]. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402838909/ (data obrashcheniya 16.10.2022).

4. Blain W.R. Marina Developments. UK, Wessex Institute of Technology, 1995.

5. Kozinskaya O.V., Kozinskii O.F., Sharafutdinov V.N, Onishchenko E.V., Grishin N.A., Sivokon' N.A., Kozinskaya D.O. O problemakh i perspektivakh razvitiya Azovo-Chernomorskikh

kurortnykh aglomeratsii Rossiiskoi Federatsii [On the Problems of and Prospects for the Development of Azov and Black Sea Resort Agglomerations in the Russian Federation]. In: Arkhitekton: izvestiya vuzov [Architecton: Proceedings of Higher Education], 2019, no. 4 (68). URL: http://archvuz.ru/2019_4/9/ (Accessed 11/7/2022). ISSN 1990-4126. (In Russ., abstr. in Engl.)

6. PNST 153- 2016/IS0 13687:2014. Predvaritel'nyi Natsional'nyi standart «Uslugi naseleniyu. Yakhtennye porty. Minimal'nye trebovaniya [PNST 153-2016/IS0 13687: 2014. Preliminary National Standard "Public Services. Yacht ports. Minimum requirements]. URL: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293751/4293751141.pdf). (Accessed 6/16/2022). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Grishin N.A. Vliyanie infrastruktury morskogo turizma i transporta na strategiyu razvitiya Chernomorskogo poberezh'ya Krasnodarskogo kraya [Influence of the Infrastructure of sea Tourism and Transport on the Development Strategy of the Black Sea Coast of the Krasnodar Territory]. In: Materialy XVII Obshcherossiiskogo foruma «Strategicheskoe planirovanie v regionakh i gorodakh Rossii» [Proceedings of the XVII All-Russian Forum "Strategic Planning in the Regions and Cities of Russia"]. October 22-23, 2018, St. Petersburg. URL: https://arch-sochi. ru/2018/12/vliyanie-infrastrukturyi-morskogo-turizma-i-transporta-na-strategiyu-razvitiya-chernomorskogo-poberezhya-krasnodarskogo-kraya/ (Accessed 04/06/2022); http://2018. forumstrategov.ru/upload/documents/Grishin.pdf (Accessed 04/06/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.