Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЯХТИНГА КАК ФАКТОРА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЯХТИНГА КАК ФАКТОРА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
162
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯХТИНГ / ЯХТЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / ОНЛАЙН-АНКЕТИРОВАНИЕ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Поддубная Т.Н., Заднепровская Е.Л., Кумпилова А.Р., Сидарков Д.С.

Цель исследования - обосновать перспективы развития яхтинга как фактора привлекательности региона (на примере Краснодарского края). Методика и организация исследования. В анкетировании участвовали жители Краснодарского края и соседних территорий в возрасте от 18 до 60 лет (441 человек). Онлайн-анкета включала 13 вопросов, касающихся личных характеристик респондентов, желания участвовать в яхтинге, предпочтений (продолжительность яхтинга, включение экскурсионной программы, желаемые объекты посещения, аттрактивность Краснодарского края для развития яхтинга, доминирующие факторы выбора, возможность участия в яхтинге и др.). Результаты исследования и выводы. Исследование позволило выявить сегменты потребителей яхтинга, которые: рассматривают яхтинг как перспективный и реальный вид физической рекреации на Азово-Черноморском побережье; предпочитают недорогие виды яхтинга; руководствуются следующими критериями выбора: ценой, качеством сервиса, насыщенной программой, популярностью направления, а также типом яхты, хорошей компанией; предпочитают коллективные виды активного отдыха. Полученные сведения являются определенным вкладом в продвижение территории Краснодарского края в контексте инновационного развития и перспективного вхождения в международную систему яхтенного спорта и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Поддубная Т.Н., Заднепровская Е.Л., Кумпилова А.Р., Сидарков Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF YACHTING AS A FACTOR OF ATTRACTIVENESS OF THE REGION

Objective of the study was to substantiate the prospects for the development of yachting as a factor in the attractiveness of the region (on the example of the Krasnodar Territory).Methods and structure of the study. The survey involved residents of the Krasnodar Territory and neighboring territories aged 18 to 60 years (441 people). The online questionnaire included 13 questions related to the personal characteristics of the respondents, the desire to participate in yachting, preferences (the duration of yachting, the inclusion of an excursion program, the desired objects of visit, the attractiveness of the Krasnodar Territory for the development of yachting, the dominant factors of choice, the possibility of participating in yachting, etc.).Results and conclusions. The study made it possible to identify segments of yachting consumers who: consider yachting as a promising and real type of physical recreation on the Azov-Black Sea coast; prefer inexpensive types of yachting; guided by the following selection criteria: price, quality of service, rich program, popularity of the destination, as well as the type of yacht, a good company; prefer collective types of outdoor activities.The information obtained is a certain contribution to the promotion of the territory of the Krasnodar Territory in the context of innovative development and promising entry into the international system of yachting and tourism

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЯХТИНГА КАК ФАКТОРА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЯХТИНГА

КАК ФАКТОРА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

УДК/UDC 797.14 (470.620)

Поступила в редакцию 15.11.2021 г.

Информация для связи с автором: tpodd@mail.ru

Доктор педагогических наук, профессор Т.Н. Поддубная1

Кандидат экономических наук, доцент Е.Л. Заднепровская1

Кандидат экономических наук, доцент А.Р. Кумпилова2

Д.С. Сидарков1

1Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

2Майкопский государственный технологический университет, Майкоп

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF YAOHTiNG AS A FACTOR OF ATTRACTiVENESS OF THE REGiON

Dr. Hab., Professor T.N. Poddubnaya1 PhD, Associate Professor E.L. Zadneprovskaya1 PhD, Associate Professor A.R. Kumpilova2 D.S. Sidarkov1

1 Kuban State University of Education, Sport and Tourism, Krasnodar

2 Maikop State Technological University, Maikop

Аннотация

Цель исследования - обосновать перспективы развития яхтинга как фактора привлекательности региона (на примере Краснодарского края). Методика и организация исследования. В анкетировании участвовали жители Краснодарского края и соседних территорий в возрасте от 18 до 60 лет (441 человек). Онлайн-анкета включала 13 вопросов, касающихся личных характеристик респондентов, желания участвовать в яхтинге, предпочтений (продолжительность яхтинга, включение экскурсионной программы, желаемые объекты посещения, аттрактивность Краснодарского края для развития яхтинга, доминирующие факторы выбора, возможность участия в яхтинге и др.).

Результаты исследования и выводы. Исследование позволило выявить сегменты потребителей яхтинга, которые: рассматривают яхтинг как перспективный и реальный вид физической рекреации на Азово-Черномор-ском побережье; предпочитают недорогие виды яхтинга; руководствуются следующими критериями выбора: ценой, качеством сервиса, насыщенной программой, популярностью направления, а также типом яхты, хорошей компанией; предпочитают коллективные виды активного отдыха. Полученные сведения являются определенным вкладом в продвижение территории Краснодарского края в контексте инновационного развития и перспективного вхождения в международную систему яхтенного спорта и туризма.

Ключевые слова: яхтинг, яхтенная инфраструктура, Краснодарский край, онлайн-анкетирование, рекреационные предпочтения.

Abstract

Objective of the study was to substantiate the prospects for the development of yachting as a factor in the attractiveness of the region (on the example of the Krasnodar Territory).

Methods and structure of the study. The survey involved residents of the Krasnodar Territory and neighboring territories aged 18 to 60 years (441 people). The online questionnaire included 13 questions related to the personal characteristics of the respondents, the desire to participate in yachting, preferences (the duration of yachting, the inclusion of an excursion program, the desired objects of visit, the attractiveness of the Krasnodar Territory for the development of yachting, the dominant factors of choice, the possibility of participating in yachting, etc.). Results and conclusions. The study made it possible to identify segments of yachting consumers who: consider yachting as a promising and real type of physical recreation on the Azov-Black Sea coast; prefer inexpensive types of yachting; guided by the following selection criteria: price, quality of service, rich program, popularity of the destination, as well as the type of yacht, a good company; prefer collective types of outdoor activities. The information obtained is a certain contribution to the promotion of the territory of the Krasnodar Territory in the context of innovative development and promising entry into the international system of yachting and tourism.

Keywords: yachting, yacht infrastructure, Krasnodar Territory, online survey, recreational preferences.

Введение. Яхтингу в настоящее время отведена роль не только активного вида водного спорта, но и одного из наиболее динамично развивающихся, приоритетных и прибыльных мировых видов туризма [4]. Под яхтингом в широком смысле понимаются «различные виды морской туристской деятельности, включающие отдых, путешествия или спортивные мероприятия, организованные на частных или коммерческих яхтах, взятых в аренду» [4, С. 226]. В Национальном стандарте РФ. ГОСТ Р 57617-2017 «Объекты отдыха, развлечения, культуры и спорта на открытой водной поверх-

ности и их инфраструктура. Термины и определения» яхтинг определен как «активный отдых и спорт с применением яхт» [3]. Таким образом, содержание понятия «яхтинг» включает интеграцию активного отдыха и спорта с использованием яхт.

Региональные особенности Азово-Черноморского побережья Краснодарского края (природно-климатические, трудовые и материально-технические, кадровые ресурсы) создают условия для развития сети яхтенных комплексов. Краснодарский край сегодня принадлежит к числу перспек-

тивных регионов по активному развитию яхтинга. В соответствии с Концепцией развития инфраструктуры яхтенного туризма на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края на морском побережье края предусмотрено функционирование 23 марин, общей вместимостью ориентировочно около 10 000 стояночных мест, в том числе на побережье Черного моря - 19 марин; на побережье Азовского моря -четыре марины [1]. Инфраструктурная привлекательность сети марин на данной территории позволит поднять яхтинг в регионе на новый мировой уровень, создавая условия для придания индустрии яхтинга особого статуса, что внесет существенный вклад в спортивную и туристскую деятельность.

Проведенный в рамках исследования анализ позволил констатировать, что проблема яхтинга получила широкую популярность в научных публикациях в последние годы. Учеными рассматриваются отдельные аспекты развития парусного спорта в России (С. Чередниченко), управления инфраструктурным обеспечением яхтинга (А. И. Пашенцев, А. А. Гарми-дер), сравнительный анализ зарубежной и отечественной практики яхтинга (А. Ю. Черняка, А. В. Шумейко). Тенденциям развития яхтинга в Краснодарском крае посвящены работы В. В. Селиванова [5].

Между тем, перспективы использования яхтинга как фактора инвестиционной привлекательности региона на основе изучения рекреационных предпочтений его потенциальных потребителей не изучены в полной мере. Сложившаяся ситуация диктует необходимость всестороннего анализа организации и функционирования яхтинга на территории Краснодарского края, а также разработки научно обоснованных рекомендаций по его продвижению с учетом рекреационных предпочтений потребителей, в чем и состоит целесообразность разработки данной темы.

Цель исследования - обосновать перспективы развития яхтинга как фактора привлекательности региона (на примере Краснодарского края).

Методика и организация исследования. Теоретико-методологическая часть исследования базировалась на анализе работ, посвященных оценке развития яхтинга как вида спорта и отдыха в современных условиях, диагностике рекреационных предпочтений потенциальных потребителей яхтинга. Эмпирическая часть исследования включала использование количественного метода получения первичной объективной информации - онлайн-анке-тирования, которое проводилось в период с мая по сентябрь 2021 года. Количество респондентов - 441 человек в возрасте от 18 до 60 лет. Репрезентативность выборки достигалась путем случайного отбора. В основе анализа

полученных данных применялись оценочный и фактологический подходы, сервис Яндекс.Формы, программы Microsoft Excell и Statistica, методы ранжирования, графического и табличного отображения данных.

Результаты исследования и их обсуждение. Особенность яхтинга заключается в его ориентации на определенную категорию потребителей, которую в большей степени интересует качество услуг и уровень сервиса, сопутствующие услуги и их эргономичность. Такой подход предполагает изучение возможностей его организации на определенной территории. Онлайн-анкетирование позволяет выявить информацию, касающуюся личных характеристик респондентов, потребности в яхтинге как виде физической рекреации, определяющих факторах его выбора.

Преимущественное количество респондентов (86,6 %) составили граждане в возрасте 18-25 лет, 8,2 %% - граждане 26-35 лет, 2,9 % - граждане 36-45 лет, 1,6 %% - граждане 46-55 лет, 0,7 0% - граждане старше 55 лет. Большинство опрошенных (66,4 %) - женщины, остальные

33.6 00 - мужчины.

Выявлен интерес к путешествию на яхте у 78,0 0% респондентов. Такой вид отдыха не интересен 9,1% опрошенных, остальные (12,9 %) затруднились ответить. Популярными видами оказались менее длительные путешествия: 57,0 % предпочли путешествовать один-три дня, 31,2 % - три-семь дней. Путешествие от семи дней интересно всего лишь

11.7 %, причем этот показатель очень высок у более молодого поколения (18-25 лет). Выявлена гендерная дифференциация в критерии длительности путешествия на яхте: мужчины в большей степени предпочитают длительный отдых (9,8 %) по сравнению с женщинами (1,9 %).

71,4 % респондентов высказали желание совместить участие в яхтинге с экскурсионной программой. Популярными объектами посещения оказались природные туристско-ре-креационные ресурсы (54,8 %) и культурные туристско-ре-

Рис. 1. Предпочитаемые объекты посещения во время яхтинга, % (составлено авторами)

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Начальные данные расчетов однофакторного дисперсионного анализа

Возраст (k) Исходные данные Xij Число наблюдений n Сумма по вариантам Сумма квадратов по вариантам Средние по вариантам

18-25 99,59; 80,27; 43,9; 9,89; 0 5 233,65 18386,46 46,73

26-35 83,3; 86,49; 94,33; 96,78; 0 5 360,9 32683,93 72,18

36-45 30,51; 74,58; 98,31; 67,8; 0 5 271,2 200754,73 54,24

46-55 0; 12,6; 88,2; 100; 100 5 300,8 27938 60,16

более 55 0; 73,5; 0; 73,5; 73,5 5 220,5 16206,75 44,1

Общее: 25 1387,05 115969,87 277,41

44

http://www.teoriya.ru

№5^ 2022 Май | May

спортивный МЕНЕДЖМЕНТ

Рис. 2. Факторы потребительского выбора, % (составлено авторами)

креационные ресурсы (19,2 %), менее интересны объекты развлечения (16,6 %), торговые точки (8,9 %) (рис. 1).

Факторами, влияющими на потребительский выбор яхтенного тура, выступили: цена, комфорт и качество туристского обслуживания, насыщенная программа, популярность направления. 0,3 % опрошенных в числе определяющих факторов указали на тип яхты, хорошую компанию (рис. 2). При этом половина граждан (50,0 %) предпочитает путешествовать на яхте в компании из двух-четырех человек, 28,8 % - в компании от четырех человек и более, остальные в компании одного человека (16,6 %) и самостоятельно (4,7 %). Молодежь в большей степени отдает предпочтение групповому виду физической рекреации по сравнению со зрелой аудиторией (25,9 % молодых граждан в возрасте от 18 до 36 лет высказали желание отдыхать на яхте в компании от четырех человек). Гендерных отличий между респондентами по критериям привлекательности объектов показа и факторам потребительского выбора яхтенного тура не выявлено.

Более аттрактивной для яхтинга, по мнению граждан, является акватория Черного моря (73,8 %), менее - акватория Азовского моря (15,3 %). 30,6 % респондентов готовы потратить финансовые средства на яхтинг, 32,2 % считают для себя невозможным участие в яхтинге ввиду его дороговизны, остальные (37,2 %) затруднились ответить. Финансовая возможность участия в яхтинге выявлена у более взрослого контингента (от 36 лет и старше), что во многом подтверждает его материальную состоятельность.

Метод однофакторного дисперсионного анализа [2] позволил установить влияние возраста контингента на параметры цены, комфорт и качество обслуживания, насыщенности программы, популярности направления, иные предпочтения. Расчеты производились программными средствами Microsoft Excel и Statistica (см. таблицу).

Начальные данные сгруппированы для каждого диапазона возрастов по количеству наблюдений и полученных в ходе анкетирования результатов. Выходные данные об остаточной и факторной дисперсиях позволили судить о влиянии критерия возраста на выбираемые цену, комфорт и качество обслуживания, насыщенность программы, популярность направления и иные предпочтения респондентов. Так, группы респондентов возраста 18-25 и 26-35 лет (мужчины и женщины) отдают приоритет бюджетному отдыху, представители старшего поколения - популярности направления и иным предпочтениям. Доля влияния заданных критериев составила 69 %, вклад остаточной дисперсии, обусловленной случайными влияниями, составил 31 %.

Выводы. Для населения Краснодарского края и соседних регионов яхтинг является весьма актуальным и востребованным видом физической рекреации в связи с модернизацией яхтенной инфраструктуры Азово-Черноморского побережья; 2) определяющими факторами выбора яхтенного тура являются цена, качество туристского обслуживания, насыщенная программа, популярность направления, а также тип яхты, хорошая компания; 3) наибольший интерес у населения вызывают недорогие виды яхтинга, что во многом обусловлено уровнем жизни граждан; 4) более требовательным сегментом потребителей яхтинга является старшая возрастная категория (от 36 лет и более), менее требовательным - молодежь.

Исследование показало, что ориентация на потребительские предпочтения необходима для разработки эргономичных программ продвижения яхтинга в регионе как фактора удовлетворения потребностей населения в физической рекреации, а также инвестиционной привлекательности территории. Продвижение яхтинга в Краснодарском крае -довольно хорошая перспектива для развития спортивной и туристской деятельности в регионе в контексте реализации федерального проекта «Спорт - норма жизни». Литература

1. Концепция развития инфраструктуры яхтенного туризма на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края: утв. 24.06.2021 г. URL: https://arch-sochi.ru/2021/07/konczepcziya-razvitiya-infrastruktury-yahtennogo-turizma-na-azovo-chernomorskom-poberezhe-krasnodarskogo-kraya/ (дата обращения 15.10.2021).

2. Лысенко, В.В. Метрологические основы измерений в физической культуре и спорте: учебник / В.В. Лысенко, И.Г. Павельев. - Краснодар: КГУФКСТ, 2018. - 470 с.

3. Национальный стандарт РФ. ГОСТ Р 57617 - 2017 «Объекты отдыха, развлечения, культуры и спорта на открытой водной поверхности и их инфраструктура. Термины и определения». М.: ФГУП «Стандартинформ», 2017. URL: https://docs.cntd.ru/ document/1200146670 (дата обращения 14.10.2021).

4. Поддубная, Т.Н. Тенденции развития круизного туризма в Краснодарском крае / Т.Н. Поддубная, Е.Л. Заднепровская, Т.А. Джум // Бизнес. Образование. Право. -2020. - № 4 (53). - С. 58-63.

5. Селиванов, В.В. Яхтенный туризм на Черном море: возможности и ограничения развития / В.В. Селиванов // Крымский научный вестник. - 2016. - № 2 (8). - С. 225-231.

References

1. Koncepciya razvitiya infrastruktury yahtennogo turizma na Azovo-CHernomorskom poberezhe Krasnodarskogo kraya: utv. 24.06.2021 g. [The concept of infrastructure development for yacht tourism on the Azov-Black Sea coast of the Krasnodar Territory: approved 24.06.2021]. Available at: https://arch-sochi.ru/2021/07/konczep-cziya-razvitiya-infrastruktury-yahtennogo-turizma-na-azovo-cher-nomorskom-poberezhe-krasnodarskogo-kraya/ (date of access: 15.10.2021).

2. Lysenko V.V., Paveliev I.G. Metrologicheskie osnovy izmerenij v fizicheskoj kulture i sporte [Metrological bases of measurements in physical culture and sport]. Textbook. Krasnodar: KGUFKST publ., 2018. 470 p.

3. Nacionalnyj standart RF. GOST R 57617-2017 «Obekty otdyha, razv-lecheniya, kultury i sporta na otkrytoj vodnoj poverhnosti i ih infrastruk-tura. Terminy i opredeleniya». [National standard of the Russian Federation. GoSt R 57617-2017 "Objects of recreation, entertainment, culture and sports on the open water surface and their infrastructure. Terms and Definitions"]. Moscow: FGUP «Standartinform» publ., 2017. Available at: https://docs.cntd.ru/document/1200146670 (date of access: 14.10.2021).

4. Poddubnaya T.N., Zadneprovskaya E.L., Jum T.A. Tendencii razvitiya kruiznogo turizma v Krasnodarskom krae [Trends in the development of cruise tourism in the Krasnodar Territory]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2020. No. 4 (53). pp. 58-63.

5. Selivanov V.V. Yahtennyj turizm na Chernom more: vozmozhnosti i ogranicheniya razvitiya [Yacht tourism in the Black Sea: opportunities and limitations of development]. Krymskij nauchnyj vestnik. 2016. No. 2 (8). pp. 225-231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.