Научная статья на тему 'ЯХТЕННЫЙ ТУРИЗМ НА АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ РОССИИ КАК ФАКТОР ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА'

ЯХТЕННЫЙ ТУРИЗМ НА АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ РОССИИ КАК ФАКТОР ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
202
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЯХТЕННЫЙ ТУРИЗМ / ЯХТИНГ / АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ РОССИИ / ЯХТЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Поддубная Татьяна Николаевна, Заднепровская Елена Леонидовна

Введение. Актуальность рассматриваемой научной проблемы обусловлена необходимостью оценки рекреационных предпочтений потенциальных потребителей услуг яхтинга как фактора туристской привлекательности и активного продвижения региона. Цель статьи - на основе проведенного анализа определить перспективы развития яхтенного туризма Азово-Черноморского побережья России, которые отражают туристскую привлекательность региона в современных условиях. Материалы и методы. Авторами были проанализированы панельные статистические данные чартерного сайта 2Yachts, информационно-аналитического агентства SeaNews, международного брокера моторных яхт Worldmarine. Для изучения тенденций развития яхтенного туризма на Азово-Черноморском побережье России были исследованы показатели состояния яхтенной туристской отрасли отдельных европейских стран, рассмотрен инвестиционный проект по созданию сети марин в Республике Крым и Краснодарском крае. Результаты исследования. Выявлены потребительские предпочтения клиентов в услугах яхтенного туризма на Азово-Черноморском побережье. Оценено состояние яхтенной инфраструктуры региона. Обозначены перспективы развития яхтинга в морской акватории Краснодарского края как фактора туристской привлекательности региона. Азово-Черноморское побережье России обладает значительным потенциалом для развития яхтенного туризма (природными, социально-экономическими, культурно-историческими ресурсами). Развитие яхтенного туризма должно осуществляться при учете потребительских предпочтений по трем базовым критериям при выборе яхтенного тура по акваториям Азовского и Черного морей - цене, экскурсионной программе и туристскому сервису. Обсуждение и заключение. Модернизация яхтенной инфраструктуры и популяризация яхтинга будут содействовать дополнительному развитию туристской индустрии и туристской привлекательности региона, а также позволят поднять яхтенный туризм на новый международный уровень. Результаты исследования могут стать основой для разработки стратегии по созданию и продвижению туристского продукта для потенциальных клиентов яхтинга на уровне региона, а также учтены при разработке программ комплексных туристских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Поддубная Татьяна Николаевна, Заднепровская Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YACHT TOURISM ON THE AZOV-BLACK SEA COAST OF RUSSIA AS A FACTOR OF TOURIST ATTRACTIVENESS OF THE REGION

Introduction. The relevance of this considered scientific problem is due to the need to assess the recreational preferences of potential consumers of yachting services as a factor of tourist attractiveness and active promotion of the region. The purpose of the article is to determine the prospects for the development of yacht tourism on the Azov-Black Sea coast of Russia on the basis of the conducted analysis, which reflects the tourist attractiveness of the region in modern conditions. Materials and Methods. The authors analyzed panel statistics of the charter website 2Yachts, the informational and analytical agency SeaNews, the international broker of motor yachts Worldmarine, PKF International. To study the trends in the development of yacht tourism on the Azov-Black Sea coast of Russia, a number of indicators of the state of the yacht tourism industry of individual European countries have been studied, an investment project to create a network of marinas in the Republic of Crimea and the Krasnodar Territory has been considered. Results. The consumption preferences of clients in yacht tourism services on the Azov-Black Sea coast are revealed, the state of the yachting infrastructure of the region is assessed, the prospects for the development of yachting in the sea area of the Krasnodar Territory as a factor of tourist attractiveness of the region are outlined. The Azov-Black Sea coast of Russia has a significant potential for the development of yacht tourism (natural, socio-economic, cultural and historical resources). The development of yacht tourism should be carried out taking into account consumption preferences according to three basic criteria when choosing a yacht tour in the waters of the Azov and Black Seas - price, excursion program and tourist service. Discussion and Conclusion. The modernization of the yacht infrastructure and the popularization of yachting will contribute to the additional development of the tourism industry and the tourist attractiveness of the region, and will also raise yacht tourism to a new international level. The results of the study can become the basis for the development of a strategy for the creation and promotion of a tourist product for potential yachting customers at the regional level, and are also taken into account in the development of programs of integrated tourist services.

Текст научной работы на тему «ЯХТЕННЫЙ ТУРИЗМ НА АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ РОССИИ КАК ФАКТОР ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА»

УДК 338.48-52:797.14(470+571) http://regionsar.ru

DOI: 10.15507/2413-1407.119.030.202202.324-341 ISSN 2587-8549 (Print)

Научная статья ISSN 2413-1407 (Online)

Яхтенный туризм на Азово-Черноморском побережье России как фактор туристской привлекательности региона

Т. Н. Поддубная Е. Л. Заднепровская и

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар, Российская Федерация) и ele-zadnepr@yandex.ru

Аннотация

Введение. Актуальность рассматриваемой научной проблемы обусловлена необходимостью оценки рекреационных предпочтений потенциальных потребителей услуг яхтинга как фактора туристской привлекательности и активного продвижения региона. Цель статьи - на основе проведенного анализа определить перспективы развития яхтенного туризма Азово-Черноморского побережья России, которые отражают туристскую привлекательность региона в современных условиях. Материалы и методы. Авторами были проанализированы панельные статистические данные чартерного сайта 2Yachts, информационно-аналитического агентства SeaNews, международного брокера моторных яхт Worldmarme. Для изучения тенденций развития яхтенного туризма на Азово-Черноморском побережье России были исследованы показатели состояния яхтенной туристской отрасли отдельных европейских стран, рассмотрен инвестиционный проект по созданию сети марин в Республике Крым и Краснодарском крае.

Результаты исследования. Выявлены потребительские предпочтения клиентов в услугах яхтенного туризма на Азово-Черноморском побережье. Оценено состояние яхтенной инфраструктуры региона. Обозначены перспективы развития яхтинга в морской акватории Краснодарского края как фактора туристской привлекательности региона. Азово-Черноморское побережье России обладает значительным потенциалом для развития яхтенного туризма (природными, социально-экономическими, культурно-историческими ресурсами). Развитие яхтенного туризма должно осуществляться при учете потребительских предпочтений по трем базовым критериям при выборе

© Поддубная Т. Н., Заднепровская Е. Л., 2022

Irjjv 0 I Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License, ¿»¿^щз^^ This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

яхтенного тура по акваториям Азовского и Черного морей - цене, экскурсионной программе и туристскому сервису.

Обсуждение и заключение. Модернизация яхтенной инфраструктуры и популяризация яхтинга будут содействовать дополнительному развитию туристской индустрии и туристской привлекательности региона, а также позволят поднять яхтенный туризм на новый международный уровень. Результаты исследования могут стать основой для разработки стратегии по созданию и продвижению туристского продукта для потенциальных клиентов яхтинга на уровне региона, а также учтены при разработке программ комплексных туристских услуг.

Ключевые слова: туризм, яхтенный туризм, яхтинг, Азово-Черноморское побережье России, яхтенная инфраструктура, потребительские предпочтения

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Поддубная Т. Н., Заднепровская Е. Л. Яхтенный туризм на Азо-во-Черноморском побережье России как фактор туристской привлекательности региона // Регионология. 2022. Т. 30, № 2. С. 324-341. doi: https://doi.org/10.15507/2413-1407.119.030.202202.324-341

Original article

Yacht Tourism on the Azov-Black Sea Coast of Russia as a Factor of Tourist Attractiveness of the Region

T. N. Poddubnaya, E. L. Zadneprovskaya e

Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism (Krasnodar, Russian Federation) 13 ele-zadnepr@yandex.ru

Abstract

Introduction. The relevance of this considered scientific problem is due to the need to assess the recreational preferences of potential consumers of yachting services as a factor of tourist attractiveness and active promotion of the region. The purpose of the article is to determine the prospects for the development of yacht tourism on the Azov-Black Sea coast of Russia on the basis of the conducted analysis, which reflects the tourist attractiveness of the region in modern conditions.

Materials and Methods. The authors analyzed panel statistics of the charter website 2Yachts, the informational and analytical agency SeaNews, the international broker of motor yachts Worldmarine, PKF International. To study the trends in the development of yacht tourism on the Azov-Black Sea coast of Russia, a number of indicators of the state of the yacht tourism industry of individual European countries have been studied, an investment project to create a network of marinas in the Republic of Crimea and the Krasnodar Territory has been considered.

Results. The consumption preferences of clients in yacht tourism services on the Azov-Black Sea coast are revealed, the state of the yachting infrastructure of the region is assessed, the prospects for the development of yachting in the sea area of the Krasnodar Territory as a factor of tourist attractiveness of the region are outlined. The Azov-Black Sea coast of Russia has a significant potential for the development of yacht tourism (natural, socio-economic, cultural and historical resources). The development of yacht tourism should be carried out taking into account consumption preferences according to three basic criteria when choosing a yacht tour in the waters of the Azov and Black Seas - price, excursion program and tourist service.

Discussion and Conclusion. The modernization of the yacht infrastructure and the popularization of yachting will contribute to the additional development of the tourism industry and the tourist attractiveness of the region, and will also raise yacht tourism to a new international level. The results of the study can become the basis for the development of a strategy for the creation and promotion of a tourist product for potential yachting customers at the regional level, and are also taken into account in the development of programs of integrated tourist services.

Keywords: tourism, yachting tourism, yachting, the Azov-Black Sea coast of Russia, yacht infrastructure, consumer preferences

Conflict of interests. The authors declare that there is no conflict of interest.

For citation: Poddubnaya T.N., Zadneprovskaya E.L. Yacht Tourism on the Azov-Black Sea Coast of Russia as a Factor of Tourist Attractiveness of the Region. Regionology. Russian Journal of Regional Studies. 2022;30(2):324—341. doi: https://doi.org/10.15507/2413-1407.119.030.202202.324-341

Введение. Яхтенному туризму в настоящее время отведена роль важной составляющей морского туризма, а также одного из наиболее динамично развивающихся и прибыльных мировых видов туризма1. По официальным сведениям международного брокера моторных яхт Worldmarine и информационно-аналитического агентства SeaNews, в современном международном круизном судоходстве значительная доля бизнеса принадлежит яхтингу2. Яхтинг считается перспективным направлением продвижения туристских услуг на международном рынке. Необходимость его развития детерминирована внедрением спектра инвестиционных проектов в морских акваториях, в числе которых значится и инвестиционный проект развития инфраструктуры яхтенного туризма на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края3 [1]. Происходящая в настоящее время реконструкция яхтенной инфраструктуры данной территории в полной мере оправдывает замысел представленного исследования и обусловила целесообразность разработки рассматриваемой проблемы. Проблема исследования заключается в выявлении перспектив развития яхтенного туризма на Азово-Черноморском побережье России как фактора туристской привлекательности региона.

1 Заднепровская Е. Л., Поддубная Т. Н., Хорошко В. А. Развитие яхтенного туризма в Краснодарском крае // Управление стратегическим развитием основных сфер и отраслей народного хозяйства в условиях современных вызовов : материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Донецк, 21-22 октября 2020 г.). Донецк : Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики, 2020. С. 4.

2 Worldmarine [Электронный ресурс]. URL: https://worldmarine.ru; Информационно-аналитическое агентство SeaNews [Электронный ресурс]. URL: https://seanews.ru (дата обращения: 21.09.2021).

3 Концепция развития яхтенного туризма в Российской Федерации на период до 2030 г. [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 окт. 2021 г. № 2897-р. URL: http://government.ru/docs/all/137076/ (дата обращения: 22.12.2021).

Гипотеза исследования основывается на наших предыдущих работах4 [2] и состоит в том, что развитие яхтинга на Азово-Черноморском побережье России даст дополнительный толчок для роста внутреннего и внешнего туризма. Одновременное продвижение проектов по созданию инфраструктуры развития яхтенного туризма на Азово-Черноморском побережье позволит создать единый кластер морского туризма, район интенсивного яхтинга на Юге России и сформировать совместные туристские яхтенные маршруты5. Разработка и продвижение новых увлекательных маршрутов, развитая яхтенная инфраструктура будут содействовать привлечению путешественников из разных уголков мира, что позволит вывести яхтинг на новый уровень.

Цель статьи - на основе проведенного анализа обосновать перспективы развития яхтенного туризма на Азово-Черноморском побережье России как фактора туристской привлекательности региона.

Задачи исследования:

- раскрыть содержание понятия «яхтенный туризм»;

- обосновать необходимость и провести социологическое исследование рекреационных предпочтений потенциальных потребителей яхтинга на современном рынке туристических услуг;

- обозначить перспективы развития яхтинга на Азово-Черноморском побережье России как фактора туристской привлекательности региона;

- представить результаты исследования рекреационных предпочтений потенциальных потребителей яхтинга.

Обзор литературы. Яхтенному туризму как предмету научного дискурса посвящены зарубежные и отечественные исследования. Анализ работ, касающихся рассматриваемой нами проблемы, позволил выявить дефицит научных публикаций в данной области. В современных исследованиях преимущественно отражены два сектора яхтенного туризма: состояние яхтенного туризма как разновидности яхтинга, специфика проектирования яхтенных туров6 [3] и воздействие яхтенного туризма на основные макроэкономические факторы экономики регионов [4-9]. На региональном уровне проблемы функционирования и развития яхтенного туризма отражены преимущественно в зарубежных публикациях [10-13].

В зарубежных исследованиях также содержится оценка экономического воздействия индустрии яхтенного туризма как разновидности морского туризма на основные макроэкономические факторы экономики регионов с целью развития их привлекательности для потенциальных туристов. Так, исследовано влияние яхтенного туризма на экономику Греции [4-6], стран

4 Заднепровская Е. Л., Поддубная Т. Н., Хорошко В. А. Развитие яхтенного туризма в Краснодарском крае.

5 Концепция развития яхтенного туризма в Российской Федерации на период до 2030 г.

6 Селиванов В. В., Лукьянова Е. Ю. Яхтенный туризм и особенности экскурсионного сервиса : моногр. Симферополь : ИТ «Ариал», 2016. 168 с.

Средиземноморского региона [11], Южной Кореи [10], проведена оценка сегментации яхт туристов в аспекте мотивации в Китае [3].

Российскими учеными рассмотрены особенности функционирования яхтенного туризма и экскурсионного сервиса7 [ 14], раскрыты частные аспекты развития яхтинга8 [2]. Кроме того, существуют работы, посвященные узкой области - исследовательским яхтам в акваториях экспедиций [15].

Для понимания степени разработанности рассматриваемой проблемы большой интерес представляют исследования по анализу функционирования яхтенного туризма именно на Азово-Черноморском побережье России: инфраструктуры прибрежного морского пассажирского транспорта и яхтин-га по Черноморскому побережью России9 [14; 16; 17], развития яхтенного10 и круизного [2] туризма в Краснодарском крае.

Вопросы развития яхтенного туризма непосредственно на Азово-Черно-морском побережье изучены не в полной мере. Одна из причин, по нашему мнению, кроется в понимании яхтинга как относительно дорогого вида активного отдыха и развлечений, что заранее сужает клиентскую категорию, делая его экономически непривлекательным для расширенной аудитории. К тому же яхтенная инфраструктура морского побережья Краснодарского края не отвечает современным требованиям марин мирового уровня, что осложняет развитие яхтинга на данной территории. Не исследован и аспект рекреационных предпочтений потенциальных потребителей яхтенных туров. Развитие яхтенного туризма на морском побережье Краснодарского края, обусловленное широкомасштабной реконструкцией и строительством новых марин, ориентированностью на определенный сегмент потребителей, предполагает привлечение широких слоев клиентов с разным материальным уровнем, что актуализирует востребованность разработки данной темы.

Материалы и методы. В ходе исследования были проанализированы панельные статистические данные чартерного сайта 2Yachts, информационно-аналитического агентства SeaNews, международного брокера моторных яхт Worldmarine.

Методология исследования базируется на использовании общенаучных методов познания: анализа зарубежной и отечественной практики развития яхтенного туризма; синтеза (установления взаимосвязи мировых и региональных практик функционирования яхтенного туризма); сравнения (сравнение показателей яхтенной туристской отрасли отдельных европейских стран); обобщения (определение общих тенденций экономического влияния

7 Там же.

8 Заднепровская Е. Л., Поддубная Т. Н., Хорошко В. А. Развитие яхтенного туризма в Краснодарском крае.

9 Филобок А. А., Турлучев А. П. Актуальные проблемы развития морского круизного туризма Юга России // Региональные географические исследования : сб. науч. тр. / под общ. ред. А. В. Погорелова. Краснодар : КГУ, 2020. С. 267-271.

10 Dreizis Y., Potashova I. Yachting and Coastal Marine Transport Development in Black Sea Coast of Russia // MATEC Web of Conferences : сб. тр. конф. Сочи : Sochi State University, 2018.

сектора яхтенного туризма на устойчивое развитие дестинации в ряде регионов); онлайн-опроса (выявление рекреационных предпочтений потенциальных потребителей яхтенного туризма). Для обработки результатов использовались сервис «Яндекс.Формы», программа Microsoft Excel.

Теоретическая база исследования состоит из научных публикаций зарубежных и российских ученых по вопросам мировых и региональных аспектов развития яхтенного туризма, методологии и методики проведения социологического исследования потребительских предпочтений; информативная база включает электронные ресурсы, в том числе сведения информационно-аналитического агентства SeaNews, международного брокера моторных яхт Worldmarine. Было изучено 32 источника информации по рассматриваемой теме, в том числе 19 источников на иностранных языках, 13 - на русском языке, 2 монографии, 21 статья в научных журналах и пр.

С целью изучения рекреационных предпочтений потенциальных клиентов яхтенного туризма был осуществлен онлайн-опрос с помощью сервиса «Яндекс.Формы». В нем приняли участие 500 респондентов - жителей Краснодарского края, Республики Адыгея и Республики Крым в возрасте от 18 лет. Опрос проводился в период с сентября по декабрь 2021 г. Выборка случайная, без повторений. Большинство опрошенных (94,8 %) составили граждане возрастных групп 26-35 лет (48,2 %) и 18-25 лет (31,4 %), остальные 20,4 % -граждане в возрасте 36-45 (11,8 %), 46-55 (1,8) и более 55 лет (6,8 %). Количество респондентов женского и мужского пола значительно не отличалось: 52 и 48 % соответственно. Все респонденты были проинформированы об участии в исследовании.

Результаты исследования. Анализ научной литературы по заявленной в рамках статьи проблеме позволил констатировать, что категория «яхтенный туризм» рассматривается как синоним понятий «парусный туризм» и «ях-тинг». Под таким туризмом в широком смысле понимают прогулку и плавание на парусных судах, яхтах с целью отдыха, развлечения, укрепления здоровья, знакомства с природным и культурно-историческим потенциалом территорий, а также иными познавательными или амбициозными целями11. При этом парусный туризм является разновидностью спортивного туризма, предполагая прохождение на малых парусных судах определенного маршрута по открытым акваториям (от крупных рек до морей и океанов), спортивность и сложность которого определяется характерными условиями плавания, протяженностью, удаленностью от укрытий и другими факторами. В парусном туризме участники не являются пассивными пассажирами, каждый из них выполняет определенные обязанности в экипаже судна и жизнеобеспечении группы [17]. В. В. Селиванов под яхтенным туризмом (яхтингом) понимает

11 Заднепровская Е. Л., Поддубная Т. Н., Хорошко В. А. Развитие яхтенного туризма в Краснодарском крае.

«различные виды морской туристской деятельности, включающие отдых, путешествия или спортивные мероприятия для отечественных или иностранных туристов, организованные на частных или коммерческих яхтах, взятых в аренду» [14, с. 226]. В национальном стандарте яхтинг определен как «активный отдых и спорт с применением яхт»12.

В зарубежной яхтенной терминологии чаще используется понятие sailing, под которым понимается преимущественно парусный спорт. С. А. К. Иоан-нидис, подробно исследуя содержание дефиниции «яхтинг» в работах европейских и американских ученых, пришел к выводу, что слово sailing означает «хождение под парусом», а не соревнования (sailing regata). Однако автор делает вывод о своеобразной яхтенной культуре, которая включает различные связанные между собой сферы деятельности: яхтенную инфраструктуру, индустрию развлечения, парусного спорта и туризма [13]. Следовательно, проведенный анализ позволил заключить, что яхтенный туризм рассматривается в неразрывной связи с парусным спортом и имеет в своей основе интеграцию активного отдыха и спорта с использованием яхт.

По данным чартерного сайта 2Yachts, всего в мире насчитывается 11 720 марин и причалов13. При этом лидерами по количеству марин являются Швеция, Греция, Франция и Италия (табл. 1).

Большинство яхтенной деятельности в мире сосредоточено в Средиземном море (Французская Ривьера, Монако, Италия, Хорватия, Сардиния, Испания и Греция) [8].

Исследования, касающиеся изучения состояния развития сектора яхтенного туризма в ряде европейских стран, констатируют прямую связь доходов регионов от предоставления комплексных услуг для яхт, членов экипажа и пассажиров. Инфраструктура большинства марин ориентирована на оказание тех услуг, которые обеспечивают доходную часть местных бюджетов и имеют большое экономическое влияние на устойчивое развитие дестина-ции. Поступления от яхтенной индустрии являются существенной частью в формировании источника дохода территорий (создание рабочих мест, налоговые и валютные поступления), что в итоге приводит к синергетическому эффекту (росту уровня жизни, улучшению инфраструктуры, поддержанию и использованию городских и сельских территорий, улучшению коммунальных услуг, повышению качества услуг индустрии питания и размещения), что в целом формирует привлекательность развивающейся дестинации. В целом экономические факторы, влияющие на местную, региональную и национальную экономики, включают расходные материалы (продукты питания, одежду, топливо, смазочные материалы и т. д.), услуги марин (швартовку, сборы и т. д.), поступления от местных и государственных налогов, верфи (постройки и ремонт), расходы пассажиров и экипажа [6].

12 ГОСТ Р 57617-2017. Объекты отдыха, развлечения, культуры и спорта на открытой водной поверхности и их инфраструктура. Термины и определения. М. : ФГУП «Стандартинформ», 2017. 20 с.

13 2Yachts [Электронный ресурс]. URL: https://2yachts.com/ru (дата обращения: 12.12.2021).

Т а б л и ц а 1. Некоторые показатели яхтенной туристской отрасли отдельных европейских стран, 2020 г.14

T a b l e 1. Some indicators of the yachting tourism industry in selected European countries, 2020

Страна/ Country

Количество

марин/ Number of

Общая вместимость, количество яхт /

Total capacity, number of yachts

Количество чартерных компаний / Number of charter companies

Стоимость аренды яхты, евро/неделя / Yacht rental cost, € per week

Италия / Italy

Франция / France

Греция/ Greece

Швеция / Sweden

Финляндия / Finland

Эстония/ Estonia

114 158 241 273 96 52

39 900 55 000 67 000 15 359 4 500 2 600

350 300 600 60 19 6

2 300 - 8 000 8 900 - 25 000 1 900 - 7 300

1 950 - 5 200

2 300 - 4 700

3 100 -4 000

В Республике Крым и Краснодарском крае планируется реализовать инвестиционный проект по созданию сети марин на Азово-Черноморском побережье, который начал внедряться с 2021 г. Предполагается, что реализация данного проекта обеспечит комплексное развитие рекреационного потенциала прибрежных территорий, доступность вдольберегового морского пассажирского сообщения, инвестиционную привлекательность в сфере яхтинга и сопутствующих видов деятельности, градостроительную безопасность за счет формирования транспортно-пассажирских путей, альтернативных наземным. Проект также будет способствовать созданию новых рабочих мест, круглогодичному функционированию прибрежных территорий и экологической устойчивости береговой зоны. В пилотные проекты войдут марины на Черноморском побережье, крупнейшие из которых будут построены в Туапсе, Новороссийске, Геленджике, Анапе, Сочи (рис. 1).

14 Заднепровская Е. Л., Поддубная Т. Н., Хорошко В. А. Развитие яхтенного туризма в Краснодарском крае; PKF International [Электронный ресурс]. URL: https://www.pkf.com (дата обращения: 12.12.2021).

Р и с. 1. Создание яхтенной инфраструктуры на Азово-Черноморском побережье России15 F i g. 1. Creation of yacht infrastructure on the Azov-Black Sea coast of Russia

Создание единой сети яхтенных марин на территории Азово-Черномор-ского побережья Краснодарского края, Черноморского побережья Республики Крым позволит перебазировать часть яхт из зарубежных марин на побережье Российской Федерации, а также повысить доходы населения за счет роста занятости и функционирования марин16. Так, в 2020 г. оборот марин у черноморских берегов Турции составил около 2 млрд долл. за сезон, к 2023 г. ежегодные доходы от яхтенного туризма в стране должны достигнуть 10 млрд долл. При этом, по данным пресс-службы администрации Краснодарского края, россияне ежегодно тратят на стоянку и обслуживание яхт в Турции, Греции, Испании и других странах около 200 млн евро17. Следовательно, соответствующие мировым стандартам марины, будучи конкурентоспособными, привлекут новых владельцев яхт. Эти факторы в совокупности направлены на повышение инвестиционной привлекательности Азово-Чер-номорского побережья Краснодарского края, давая импульс активному привлечению финансовых ресурсов18.

15 Dreizis Yu., Potashova I. Yachting and Coastal Marine Transport Development in Black Sea Coast of Russia.

16 Концепция развития яхтенного туризма в Российской Федерации на период до 2030 г.

17 Развитие яхтинга в Краснодарском крае - проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Коммерсантъ : сайт. 2021. 29 октября. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5052446 (дата обращения: 22.12.2021).

18 Казалиева А. В., Миненкова В. В., Заднепровская Е. Л. Туристско-рекреационный потенциал как фактор устойчивого развития территориальной организации населения Республик Северного Кавказа // Туристско-рекреационный комплекс в системе регионального развития : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2019. С. 99-102.

Очевидно, данный сегмент туристского рынка характеризуется ориентацией на ярко выраженные рекреационные потребности потенциальных потребителей услуг яхтенного туризма, обусловленные возрастными особенностями клиентов, их материальным уровнем, эргономично организованной сферой дополнительных услуг, включающей размещение, питание, культурно-досуговые программы и пр. Привлекательность яхтенных марин для туристов во многом зависит от рекреационных предпочтений потенциальных клиентов данного вида туризма, который существенным образом отличается от круизного туризма и морского пассажирского сообщения, что актуализирует важность и востребованность проведения социологического исследования.

Опираясь на теоретические данные по организации исследования потребительских предпочтений на рынке туристских услуг19 [18; 19], нами был осуществлен онлайн-опрос, который позволил определить потребительские предпочтения клиентов в услугах яхтенного туризма на Азово-Черноморском побережье. В целом были получены следующие данные.

Выявлено желание путешествовать на яхте по акватории Азовского и Черного морей у 78,4 % респондентов, данный вид туризма не интересен для 17,8 % респондентов, у остальных 3,8 % вопрос «Хотели бы Вы путешествовать на яхте по акватории Азовского и Черного морей?» вызвал затруднение. Наибольшее желание в яхтенном туризме выявлено у мужчин (61,5 % мужчин против 38,5 % женщин).

По предпочитаемой продолжительности путешествия на яхте ответы опрошенных распределились следующим образом: для большинства граждан предпочтительное время яхтенного тура составило 3-7 дней (56,8 %), менее привлекает тур продолжительностью более 7 дней (30,2) и 1-3 дня (13,0 %). Более длительные путешествия (от 7 дней) предпочитают мужчины (65,5 %), в меньшей степени - женщины (32,5 %).

В ходе исследования выявлена также дифференциация предпочтений граждан по включению в яхтенный тур экскурсионной программы. Преимущественному большинству (79,8 %) интересны экскурсионные программы в рамках яхтенного тура по Азово-Черноморскому побережью, 10,8 % опрошенных ответили отрицательно, остальные (9,4 %) затруднились с ответом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факторами, влияющими на выбор гражданами яхтенного тура, выступили: цена (81,6 %), включение в яхтенный тур экскурсионной программы (79,8), туристский сервис (53,4), возможность посещения мест развлечений (ночных клубов, ресторанов, квестов и пр.) (38,2 %); 4,8 % респондентов назвали тип яхты (2,8 %), приятную компанию (1,8), соответствие программы тура личным интересам (0,2 %). Следовательно, туристы отдают предпочтение трем критериям при выборе яхтенного тура - цене, экскурсионной программе и туристскому сервису.

19 Маркетинговые исследования : учебно-методическое пособие / сост. А. В. Куликова. Нижний Новгород : Нижегород. госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 2017. 70 с.

Выявлена зависимость потребительского спроса на яхтенный тур от уровня доходов граждан. По уровню доходов респонденты распределились следующим образом: 56,2 % составили граждане со средним уровнем дохода, 19,4 - с доходом ниже среднего, 8,0 - малообеспеченные, 14,4 - с доходом выше среднего, 2,0 % - состоятельные. Гендерных различий по данному критерию не выявлено. Ценовой фактор выбора яхтенного тура доминирует у респондентов со средним и ниже среднего уровнями доходов. Фактор «туристический сервис» указали преимущественно состоятельные респонденты и респонденты с доходом выше среднего. Полученные сведения по критериям выбора яхтенного тура подтвердили гипотезу о прямой зависимости потребительского спроса от благосостояния туристов.

Рассмотрим, какая цена является для туристов доступной при выборе яхтенного тура по акватории Азовского и Черного морей. Большинство респондентов готовы потратить на такой тур не более 30 тыс. руб. (44,6 %) и не более 50 тыс. руб. (39,4 %). Для 12,2 % граждан доступны туры стоимостью не более 100 тыс. руб., а на тур с ценовой категорией более 100 тыс. руб. готовы потратить свои средства всего лишь 3,8 % опрошенных.

Выявлена зависимость продолжительности яхтенного тура по морской акватории Краснодарского края от готовности потратить на него определенную сумму денежных средств. Преимущественный выбор опрошенных по данному критерию распределился следующим образом: не более 30 тыс. руб. на тур продолжительностью от 3 до 7 дней готовы потратить 39,4 % респондентов, 10,2 % рассчитывают потратить эту сумму на тур до 3 дней. Цена не более 50 тыс. руб. за тур продолжительностью 3-7 дней доступна для 22,4 % опрошенных; до 100 тыс. руб. и более могут потратить на тур более 7 дней 18,2 % респондентов.

Анализ морской туристской инфраструктуры Черноморского побережья показал, что на сегодняшний день существующие марины способны принять не более 600 судов; они востребованы и заполнены в высокий сезон на 100 %. Ни один российский город на Азово-Черноморском побережье не может претендовать на звание современного морского курорта, не имея на своем побережье современных объектов яхтенного туризма. Приведем стандартный перечень услуг, предоставляемых яхт-клубами акватории Черного моря Краснодарского края: аренда пирсов, летняя стоянка яхт и катеров, зимняя стоянка катеров и яхт (эллинг). К сожалению, далеко не все яхт-клубы Краснодарского края отвечают подобным требованиям, но при этом цены по сравнению с зарубежными аналогами завышены. Это является одной из причин хранения своих судов многими российскими судовладельцами в маринах Турции, Франции, Хорватии20.

Большой проблемой также остается разрешительная система захода яхт в территориальные воды - она одна из самых сложных в мире. Поэтому

20 Заднепровская Е. Л., Поддубная Т. Н., Хорошко В. А. Развитие яхтенного туризма в Краснодарском крае.

требуется внести изменения в регламентирующие документы. Например, при прибытии на турецкий берег в первой же марине можно открыть визу и получить право беспрепятственно перемещаться в территориальных водах и заходить в любой из портов этой страны, а в Российской Федерации при переходе в каждый порт внутри страны необходимо открывать и закрывать границу. Причем каждый раз проводится таможенный досмотр. До настоящего времени иностранные туристы, чтобы получить разрешение на вход в российские воды, должны были получить согласие семи ведомств, и этот процесс длился по несколько месяцев.

Как пишут Т. А. Волкова с соавторами, «черноморская береговая линия Краснодарского края имеет свои особенности: здесь практически нет естественных бухт. И это сразу значительно увеличивает стоимость проектов по сравнению с зарубежными аналогами»21, так как все яхтенные марины планируется располагать в искусственных гаванях. Однако это направление все же необходимо развивать. «Если регион войдет в международный яхтенный клуб, тогда у курортов Краснодарского края будет совершенно другой статус. Перспектива постройки новых марин по международным стандартам, безусловно, привлечет в Краснодарский край иностранных яхтсменов, которые смогут не только посетить черноморские города, но и продолжить свое путешествие по российским рекам с выходом в северные моря»22. Анализ состояния яхтинга на территории края позволил обозначить ряд проблем, препятствующих развитию данной отрасли:

- туристско-рекреационный потенциал Краснодарского края используется не в полной мере;

- большая часть побережий Черного и Азовского морей характеризуется значительным загрязнением воды;

- слабо развитая инженерная инфраструктура, а именно: электроснабжение, водоснабжение, транспортные сети, очистные сооружения, причалы, дноуглубительные работы;

- преимущественная сезонность;

- низкий уровень развития туристской инфраструктуры;

- недостаточное количество заправочных станций для яхт и катеров на территории региона;

- отсутствие достоверной статистической информации о точном количестве яхт в регионе;

- «межведомственная подвешенность» - маломерный флот не принадлежит никакому ведомству. ГИМС МЧС России курирует флот, но законодательными инициативами эта структура не обладает;

- слабая информационная поддержка развития яхтинга в крае.

21 Прибрежные геосистемы в пространстве и времени: по материалам Краснодарского края : моногр. / Т. А. Волкова [и др.]. Краснодар : Просвещение-Юг, 2017. С. 175.

22 Там же. С. 175-176.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась: развитие яхтинга на Азово-Черноморском побережье России даст дополнительный толчок для роста внутреннего туризма. Новые увлекательные маршруты, развитая инфраструктура смогут привлечь путешественников из разных уголков нашей страны, зарубежных туристов и вывести яхтинг на новый уровень.

В качестве рекомендаций, которые можно рассматривать перспективными ориентирами развития конкретного туристского сектора, предлагаем следующие:

1. В дорожную карту, создаваемую с целью реализации Концепции развития яхтенного туризма в Российской Федерации на период до 2030 г., необходимо включить мероприятия, связанные с привлечением российских граждан, преимущественно школьников и молодежи, к яхтенному туризму и парусному спорту. С этой целью в школьных и молодежных лагерях (особенно в учреждениях, расположенных на Азово-Черноморском побережье России) следует проводить занятия морским делом. Внутренний яхтенный туризм должен стать доступным и массовым видом туризма.

2. Облегчить процедуру паспортно-таможенных формальностей яхт-резидентов, что позволит создать привлекательный имидж бизнес-продукта в сфере яхтенного туризма в регионе.

3. Учитывать рекреационные предпочтения потребителей яхтенного туризма с целью разработки эргономичного турпродукта, востребованного массовым потребителем.

Обсуждение и заключение. Выполненное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Азово-Черноморское побережье России имеет достаточные природные, социально-экономические и культурно-исторические предпосылки для развития яхтенного туризма.

2. Развитие инфраструктуры яхтенного туризма на Азово-Черноморском побережье России имеет стратегическое значение для туристской привлекательности региона, а также популяризации яхтинга как перспективного вида отдыха.

3. Специфика яхтенного туризма требует от его организаторов научно обоснованного, комплексного подхода, скоординированных действий всех его субъектов.

4. Туристы отдают предпочтение трем критериям при выборе яхтенного тура по акватории Азовского и Черного морей - цене, экскурсионной программе и туристскому сервису. Среди потребительских предпочтений потенциальных клиентов яхтенных туров выявлены также активный отдых; желание путешествовать не очень длительное время (3-7 дней); возможность посещения мест развлечений; приятная компания; тип яхты; оптимальная цена тура (30-50 тыс. руб.). Выявлена зависимость потребительского спроса на яхтенный тур от уровня доходов граждан и его продолжительности.

5. Дорожная карта реализации Концепции развития яхтенного туризма в Российской Федерации на период до 2030 г. должна содержать мероприятия по привлечению российских граждан, особенно школьников и молодежи, к яхтенному туризму и парусному спорту с целью увеличения доступности внутреннего яхтенного туризма.

6. Модернизация яхтенной инфраструктуры в Краснодарском крае позволит в перспективе поднять развитие яхтенного туризма на новый международный уровень в контексте инвестиционной привлекательности региона. Результаты проведенного пилотажного исследования позволят яхт-клубам обеспечить адресность предоставляемых услуг в контексте клиентоориенти-рованного подхода.

Серьезная модернизация яхтенной инфраструктуры на Азово-Черномор-ском побережье России как фактора туристской привлекательности региона требует комплексного подхода, скоординированных действий всех субъектов яхтенного туризма. Авторы выражают надежду, что совершенствование яхтенной инфраструктуры на территории Краснодарского края заложит базу для нового сектора региональной экономики - яхтенного туризма, что в свою очередь обеспечит занятость населения и разнообразие в сфере отдыха и развлечений. Результаты данного исследования имеют практическую значимость для разработки программ комплексных туристских услуг для яхтенных туристов, а также региональных программ развития туризма. Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении возможностей яхтенного туризма для социально-экономического развития Азово-Черноморского побережья Краснодарского края, обосновании теоретических подходов (комплексного и клиентоориентированного) при составлении дорожной карты реализации Концепции развития яхтенного туризма в Российской Федерации, что в целом расширяет теорию региональной экономики отрасли туризма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Турлучев А. П., Филобок А. А. Особенности информационного обеспечения яхтенного туризма и пространственного расположения марин на Черноморском побережье // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геоэкология. 2021. Т. 7, № 2. С. 209-218. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=46645644& (дата обращения: 20.03.2022).

2. Поддубная Т. Н., Заднепровская Е. Л., Джум Т. А. Тенденции развития круизного туризма в Краснодарском крае // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 4 (53). С. 58-63. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44180139 (дата обращения: 20.03.2022).

3. Yao Y., Liu Y., Huang L. Motivation-Based Segmentation of Yachting Tourists in China // Asia Pacific Journal of Tourism Research. 2021. Vol. 26, issue 3. Рр. 245-261. doi: https://doi.org/10.1080/10941665.2020.1851274

4. Diakomihalis M. N. The Impact of Maritime Tourism on the Greek Economy via the Tourism Satellite Account // Tourism and Hospitality, Planning and Development. 2007. Vol. 4, issue 3. Рр. 231-244. doi: https://doi.org/10.1080/14790530701783640

5. Diakomihalis M., Lagos D. An Empirical Approach to Coastal Leisure Shipping in Greece and an Assessment of its Economic Contribution // Tourism Economics. 2011. Vol. 17, issue 2. Pp. 437-456. doi: https://doi.org/10.5367/te.2011.0038

6. Kasimati E., Dionysopoulou P., Doulgeraki Ch. Cruise Industry in Greece: Possibilities and Prospects // Journal of Ekonomi. 2019. Vol. 1, issue 2. Pp. 87-97. URL: https:// dergipark.org.tr/en/pub/ekonomi/issue/50958/664803 (дата обращения: 21.03.2022).

7. Sustainability Indicators for the Yachting Industry: Empirical Conceptualization / J. Hojnik [et al.] // Journal of Cleaner Production. 2020. Vol. 249. doi: https://doi. org/10.1016/j.jclepro.2019.119368

8. Lazarus E. D., Ziros L. A. Yachts and Marinas as Hotspots of Coastal Risk // Anthro-pocene Coasts. 2021. Vol 4, no. 1. Pp. 61-76. doi: https://doi.org/10.1139/anc-2020-0012

9. Срошкша С. Г. Особливост сучасного стану свгговогояхтинга // 36ipHrn науко-вих праць Национального унгверситету кораблебудування. 2016. № 4 (466). C. 17-21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28874668 (дата обращения: 21.03.2022).

10. Economic Impact of Cruise Industry Using Regional Input-Output Analysis: A Case Study of Incheon / Y. T. Chang [et al.] // Maritime Policy & Management. 2016. Vol. 43, issue 1. Рр. 1-18. doi: https://doi.org/10.1080/03088839.2015.1086837

11. Esteve-Perez J., Garcia-Sanchez A. Dynamism Patterns of Western Mediterranean Cruise Ports and the Cooperation Relationships between Major Cruise Ports // Polish Maritime Research. 2018. Vol. 25, no. 1. Рр. 51-60. doi: https://doi.org/10.2478/pomr-2018-0006

12. Lukovis T., Piplica D., Hruska D. Comparative Performance Analysis of the Marina and Charter Service Industries in Croatia // Scientific Journal of Maritime Research. 2021. Vol. 35, no. 2. Pp. 318-326. doi: https://doi.org/10.31217/p.35.2.14

13. Ioannidis S. A. K. An Overview of Yachting Tourism and its Role in the Development of Coastal Areas of Croatia // Journal of Hospitality and Tourism Issues. 2019. Vol. 1, no. 1. Рр. 30-43. URL: https://www.acarindex.com/journal-of-hospitality-and-tourism-is-sues/an-overview-of-yachting-tourism-and-its-role-in-the-development-of-coastal-areas-of-croatia-28507 (дата обращения: 21.03.2022).

14. Селиванов В. В. Яхтенный туризм на Черном море: возможности и ограничения развития // Крымский научный вестник. 2016. № 2 (8). С. 225-231. URL: http:// krvestnik.ru/pub/2016/04/KNV-8.pdf (дата обращения: 21.03.2022).

15. Rysakova O. G., Makhov A. S. Functional State of Research Yacht Crew in Conditions of Arctik Expedition // Теория и практика физической культуры. 2019. № 5. URL: http://teoriya.ru/en/node/10890 (дата обращения: 20.03.2022).

16. Абрамова Л. С., Панфелюк Е. А., Сапилкина С. П. Развитие яхтенного туризма в Крыму как один из способов продвижения его туристской дестинации // Вектор экономики. 2018. № 11 (29). URL: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2018/11/ regionaleconomy/Abramova_Panfelyuk_Sapilkina.pdf (дата обращения: 23.03.2022).

17. Marine Tourism in the South East of Russia: The State and Development Tendencies / L. N. Derkacheva [et al.] // International Marketing Review. 2016. Vol. 6, issue 4. Рр. 673-676. URL: https://ideas.repec.org/a/eco/journ3/2016-04-4.html (дата обращения: 23.03.2022).

18. Комлева Н. С. Исследование потребительских предпочтений на рынке туристических услуг в регионе // Экономические исследования и разработки: научно-исследовательский электронный журнал. 2018. № 8. С. 14-24. URL: http://edrj.ru/ article/01-08-2018 (дата обращения: 22.02.2022).

19. Marketing Research into Youth Tourist Preferences / T. N. Poddubnaya [et al.] // Revista Geintec-Gestao Inovacao e Tecnologias. 2021. Vol. 11, no. 4. Рр. 683-697. doi: https:// doi.org/10.47059/revistageintec.v11i4.2138

Поступила 03.12.2021; одобрена после рецензирования 17.01.2022; принята к публикации 28.01.2022.

Об авторах:

Поддубная Татьяна Николаевна, профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (350015, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161), доктор педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8965-075X, tpodd@mail.ru

Заднепровская Елена Леонидовна, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (350015, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161), кандидат экономических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6478-1246, ele-zadnepr@yandex.ru

Заявленный вклад авторов:

Т. Н. Поддубная - постановка проблемы исследования; постановка основной гипотезы исследования; формулирование результатов исследования, выводов и предложений.

Е. Л. Заднепровская - сбор, обработка и анализ информации; проведение эконо-метрического исследования и анализа моделей; подготовка текста статьи; формулирование выводов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Turluchev A.P., Filobok A.A. Features of Information Supply of Yacht Tourism and Spatial Location of Marines on the Black Sea Coast. Uchenye zapiski Krymskogo federal'no-go universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Geografiya. Geoekologiya. 2021;7(2):209-218. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=46645644& (accessed 03.20.2022). (In Russ., abstract in Eng.)

2. Poddubnaya T.N., Zadneprovskaya E.L., Dzhum T.A. Trends of Development of the Cruise Tourism in the Krasnodar Region. Business. Education. Right. 2020;(4):58-63. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44180139 (accessed 03.20.2022). (In Russ., abstract in Eng.)

3. Yao Yu., Liu Yu., Huang L. Motivation-Based Segmentation of Yachting Tourists in China. Asia-Pacific Journal of Tourism Research. 2021;26(3):245-261. doi: https://doi.org/ 10.1080/10941665.2020.1851274

4. Diakomikhalis M.N. The Impact of Maritime Tourism on the Greek Economy via the Tourism Satellite Account. Tourism and Hospitality, Planning and Development. 2007;4(3):231-244. doi: https://doi.org/10.1080/14790530701783640

5. Diakomihalis M., Lagos D. An Empirical Approach to Coastal Leisure Shipping in Greece and an Assessment of its Economic Contribution. Tourism Economics. 2011;17(2):437-456. doi: https://doi.org/10.5367/te.2011.0038

6. Kasimati E., Dionysopoulou P., Doulgeraki Ch. Cruise Industry in Greece: Possibilities and Prospects. Journal of Ekonomi. 2019;1(2):87-97. Available at: https://dergipark. org.tr/en/pub/ekonomi/issue/50958/664803 (accessed 03.21.2022).

7. Hojnik J., Biloslavo R., Cicero L., Cagnina M.R. Sustainability Indicators for the Yachting Industry: Empirical Conceptualization. Journal of Cleaner Production. 2020. 249. doi: https://doi.org/10.1016/jjclepro.2019.119368

8. Lazarus E.D., Ziros L.A. Yachts and Marinas as Hotspots of Coastal Risk. Anthropo-cene Coasts. 2021;4(1):61-76. doi: https://doi.org/10.1139/anc-2020-0012

9. Yeroshkina S.H. Features of the Current State of World Yachting. Zbirnik nauko-vikh prats' Natsional'nogo universitetu korablebuduvannya. 2016;(4):17-21. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28874668 (accessed 03.21.2022). (In Ukrainian)

10. Chang Y.T., Park H., Liu S.M., Roh Y. Economic Impact of Cruise Industry Using Regional Input-Output Analysis: A Case Study of Incheon. Maritime Policy & Management. 2016;43(1):1-18. doi: https://doi.org/10.1080/03088839.2015.1086837

11. Esteve-Perez J., Garcia-Sanchez A. Dynamism Patterns of Western Mediterranean Cruise Ports and the Cooperation Relationships between Major Cruise Ports. Polish Maritime Research. 2018;25(1):51-60. doi: https://doi.org/10.2478/pomr-2018-0006

12. Lukovis T., Piplica D., Hruska D. Comparative Performance Analysis of the Marina and Charter Service Industries in Croatia. Scientific Journal of Maritime Research. 2021;35(2):318-326. doi: https://doi.org/10.31217/p.35.2.14

13. Ioannidis S.A.K. An Overview of Yachting Tourism and its Role in the Development of Coastal Areas of Croatia. Journal of Hospitality and Tourism Issues. 2019;1(1):30-43. Available at: https://www.acarindex.com/journal-of-hospitality-and-tourism-issues/an-overview-of-yachting-tourism-and-its-role-in-the-development-of-coastal-areas-of-croa-tia-28507 (accessed 21.03.2022).

14. Selivanov V.V. Black Seayahting: Possibilites and Limitations of Development. Krymskii nauchnyi vestnik. 2016;(2):225-231. Available at: http://krvestnik.ru/pub/2016/04/ KNV-8.pdf (accessed 03.21.2022). (In Russ., abstract in Eng.)

15. Rysakova O.G., Makhov A.S. Functional State of Research Yacht Crew in Conditions of Arctic Expedition. Teoriya i pracktika fizicheskoy kultury. 2019;(5). Available at: http://teoriya.ru/en/node/10890 (accessed 03.20.2022).

16. Abramova L.S., Panfelyuk E.A., Sapelkina S.P. Development of Yacht Tourism in Crimea as a Way of Promoting its Tourism Destinations. Vektor ekonomiki. 2018;(11). Available at: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2018/11/regionaleconomy/ Abramova_Panfelyuk_Sapilkina.pdf (accessed 03.23.2022). (In Russ., abstract in Eng.)

17. Derkacheva L.N., Kosolapov A.B., Galenko E.V., Makartseva E.V. Marine Tourism in the South East of Russia: The State and Development Tendencies. International Marketing Review. 2016;6(4):673-676. Available at: https://ideas.repec.org/a/eco/journ3/2016-04-4. html (accessed 03.23.2022).

18. Komleva N.S. The Research of Consumer Preferences on the Market of Tourist Services in the Region. Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki. 2018;(8):14-24. Available at: http://edrj.ru/article/01-08-2018 (accessed 02.22.2022). (In Russ., abstract in Eng.)

19. Poddubnaya T.N., Minchenko V.G., Zadneprovskaya E.L., Voevodina S.S., Ilyino-va N.A., Abregova N.V. Marketing Research into Youth Tourist Preferences. Revista Ge-intec-Gestao Inovacao e Tecnologias. 2021;11(4):683-697. doi: https://doi.org/10.47059/ revistageintec.v11i4.2138

Submitted 03.12.2021; approved after reviewing 17.01.2022; accepted for publication 28.01.2022.

About the authors:

Tatiana N. Poddubnaya, Professor, Department of Socio-Cultural Service and Tourism, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism (161 Budenny St., Krasnodar 350015, Russian Federation), Dr. Sci. (Pedagogy), Associate Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8965-075X, tpodd@mail.ru

Elena L. Zadneprovskaya, Assistant Professor, Department of Socio-Cultural Service and Tourism, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism (161 Budenny St., Krasnodar 350015, Russian Federation), Cand. Sci. (Economics), Associate Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6478-1246, ele-zadnepr@yandex.ru

Contribution of the authors:

T. N. Poddubnaya - statement of the research problem; formulation of the basic research hypothesis; formulation of research results, conclusions and suggestions.

E. L. Zadneprovskaya - collection, processing and analysis of information; conducting econometric research and model analysis; preparation of the text of the article; formulation of conclusions.

All authors have read and approved the final version of manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.