Научная статья на тему 'МАРИИНСКИЙ ТЕАТР - ВЕК ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ'

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР - ВЕК ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
162
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР / МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА / СПЕЦИФИКА МНОГОЗАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ТЕАТРА / РЕПЕРТУАР / СОСТАВ ТРУППЫ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гуревич Владимир Абрамович

Статья посвящена современному состоянию Мариинского театра. В отличие от подавляющего большинства материалов о жизни знаменитого коллектива, повествующих об оперных и балетных спектаклях, их сценическом и музыкальном решениях, текст сконцентрирован на анализе материальной базы театра, особенностях функционирования оперной и балетной труппы, специфике формирования штатов и их функционального распределения и т. д.Уделено внимание основным, по мнению автора, проблемам внутренней жизни театра, неизбежным при столь централизованном и персонифицированном авторитарном руководстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MARIINSKY THEATRE - THE 21 CENTURY

The article is devoted to the modern state of the Mariinsky Theater. Unlike the overwhelming majority of materials about the life of the famous collective, telling about the opera and ballet performances, their stage and musical decisions, the article is concentrated on analyzing the material base of the theater, the peculiarities of functioning of the opera and ballet troupe, the specifics of the staff formation and their functional distribution, etc. The attention is focused on the main, in the author's opinion, problems of the theater's internal life, inevitable under such a centralized and personified authoritarian leadership.

Текст научной работы на тему «МАРИИНСКИЙ ТЕАТР - ВЕК ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ»

© Гуревич В. А., 2018

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР — ВЕК ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ

УДК 78

Статья посвящена современному состоянию Мариинского театра. В отличие от подавляющего большинства материалов о жизни знаменитого коллектива, повествующих об оперных и балетных спектаклях, их сценическом и музыкальном решениях, текст сконцентрирован на анализе материальной базы театра, особенностях функционирования оперной и балетной труппы, специфике формирования штатов и их функционального распределения и т. д. Уделено внимание основным, по мнению автора, проблемам внутренней жизни театра, неизбежным при столь централизованном и персонифицированном авторитарном руководстве.

Ключевые слова: музыкальный театр, материальная база, специфика многозальной структуры театра, репертуар, состав труппы, контрактная система

Мариинский театр проводит нынче 235-й сезон. Немногие европейские коллективы обладают столь давними традициями. За это время на сцене театра был поставлен, по сути, весь классический оперно-балетный репертуар. Пережив разные исторические эпохи, трижды поменяв название, театр всегда был и остается средоточием генеральных тенденций развития русского музыкального искусства.

В 1930-1970-е годы, после кратковременного периода относительной свободы в первое послеоктябрьское десятилетие, театр существовал в условиях жесткой советской системы. Оперно-ба-летный репертуар менялся крайне незначительно. Если и ставились новые спектакли, то только те, в которых не было каких-то стилистических новаций. Современная музыка была почти сплошь представлена написанными по заказу идеологически «правильными» операми и балетами, подавляющее большинство которых не выдерживали более двух-трех сезонов. При всем том исполнительский уровень оперного и, особенно, балетного коллективов оставался весьма высоким.

Ситуация стала меняться в конце 1970-х. Пришедший к руководству театром Юрий Те-мирканов взял курс на обновление репертуара, на привлечение новых режиссерских и балетмейстерских кадров. В историю театра вошли те-миркановские постановки «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» Чайковского, с которых начался переход к современным режиссерским и актерским решениям.

Однако самые решительные перемены настали с приходом к руководству Валерия Герги-ева (1988). Вначале не торопясь, а затем со все возрастающей скоростью он кардинально перестраивал работу коллектива. В XXI веке театр приобрел фактически новые функции. В условиях своеобразного строя сегодняшней России с его персонификацией социальной жизни деятель-

ность Мариинского театра оказалась на стыке собственно художественного самовыражения и некой культурно-политической парадигмы. Объединив в одном лице функции директора, художественного руководителя и главного дирижера, Валерий Гергиев получил уникальную возможность безграничного расширения репертуара и его стилевых воплощений при не имеющем прецедентов частно-государственном финансировании.

В центре разнообразных аналитических материалов о сегодняшнем Мариинском театре обычно находится анализ спектаклей, их сценического и музыкального решений. Автор данной статьи предлагает обратиться к другой стороне «медали» — материальной базе театра, его организационно-управленческой структуре.

Они не имеют аналогов в мире.

Ныне театру принадлежат три здания. Помимо исторического здания (год постройки — 1860), это новый особняк (так называемый «Мариинский-2»), открытый в 2013 году. Первоначальная стоимость его оказалась в итоге в два с лишним раза выше — 22 миллиарда рублей (315 миллионов евро)1. Общая площадь Мари-инского-2 — 79114 квадратных метров2. Число мест — до 2000. В театре семь надземных и три подземных этажа, главная, репетиционная и арьерсцены, репетиционные залы для оперы, балета, хора и оркестра, вспомогательные и технические помещения, в которых работают 1000 сотрудников. Есть четыре камерных зала (каждый на 120 мест), где проходят концерты вокальной и инструментальной музыки, реализуются просветительские проекты, ориентированные на детско-юношескую аудиторию. На крыше — роскошный амфитеатр, с которого открывается вид на исторический центр Санкт-Петербурга. Классическая структура зала в виде подковы с тремя ярусами обеспечена всеми необходимыми техническими приспособлениями. Большое фойе

оформлено уральским самоцветом — ониксом и, как и сам зал, украшено светильниками фирмы Сваровски. Все процессы автоматизированы, включая подачу и установку декораций, систему вентиляции и пожаротушения (за четыре минуты она способна полностью залить огромную территорию зала специальным составом). На уровне самых современных требований выполнена акустика зала. По мнению некоторых специалистов, с которым можно согласиться, она получилась довольно своеобразной, чуть глуховатой в высоких тонах, но очень мягкой и ровной по всему диапазону.

В 2006 году рядом с театральными залами на месте сильно пострадавших от пожара старых декорационных мастерских театра был открыт концертный зал, построенный по проекту архитектора Ксавье Фабра. Его вместимость — 1100 слушателей, включая хоровой ярус на 120 мест. Общий объем — 1300 кубических метров, высота — 14 метров, подъемная оркестровая площадка рассчитана на 130 музыкантов. В 2009 году в зале был установлен орган французской фирмы «Керн» (Страсбург). Это уникальный инструмент — первый за сто лет французский орган в России, сочетающий в себе опыт и традиции немецкого и французского органостроения.

Расположенный амфитеатром, зал очень красив сам по себе. Но, главное, он фантастически «звучит». Выдающийся японский мастер Язу Тойота создал воистину чудесный акустический мир, в котором каждый голос партитуры слышен «как на ладони». «Баланс звучания изумляет», — писала о зале «Нью-Йорк таймс», со скрипкой Страдивари сравнила его акустику «Зюддойче цайтунг». Закономерно, что после открытия концертного зала «театр в целом и оркестр стали гораздо больше внимания уделять современной музыке... Если и раньше театр приглашал на концерты симфонической и ораториальной музыки, на общедоступные камерные собрания, то теперь для "филармонии внутри театра" созданы идеальные условия» [3, с. 234].

Но это далеко не все. Театру принадлежат также залы во Владивостоке и Владикавказе, выстроен небольшой концертный зал в пригороде Санкт-Петербурга. Помимо обычных буклетов и программ спектаклей и концертов вот уже в течение 25 лет ежемесячно выходит полноформатная двадцатичетырехполосная газета «Мариинский театр», освещающая весь спектр проблем современного музыкального искусства — издание, весьма авторитетное в России.

Сложившаяся ситуация дает возможность Мариинскому иметь в своем репертуаре максимальное количество спектаклей. Их в текущей

афише около ста названий — примерно 70 опер и 30 балетов. Ежедневно (а выходных в Мариин-ском практически не бывает!) в различных помещениях театра может быть исполнено до девяти спектаклей и концертов. Для примера — афиша на апрель 2018 года [2]. Запланировано 142 мероприятия. В том числе — 50 оперных спектаклей, 33 балета, 45 концертов, а также ряд лекций. Отдельной строкой выписан один из многочисленных мариинских фестивалей — Второй фестиваль арфового искусства «Северная лира».

В репертуар вошли шесть опер Верди («Ат-тила», «Макбет», «Риголетто», «Бал-маскарад», «Дон-Карлос», «Аида»), четыре оперы Щедрина («Не только любовь», «Левша», «Мертвые души», «Боярыня Морозова»), три — Моцарта («Король-пастух», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта»), три — Римского-Корсакова («Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок»), «Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского, триптих («Плащ», «Сестра Анжелика», «Джанни Скикки») и «Турандот» Пуччини, «Севильский цирюльник» Россини, «Дочь полка» Доницетти, «Бенвенуто Чел-лини» Берлиоза, «Самсон и Далила» Сен-Санса, «Кармен» Бизе, «Адриенна Лекуврер» Чилеа, «Паяцы» Леонкавалло, «Хованщина» Мусоргского, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, «Идиот» Вайнберга. Особое место занимают оперы для детей — как классика («Маленький трубочист» Бриттена, «История слоненка Баба-ра» Пуленка), так и сочинения петербургских авторов — «Про кашку, кошку и молоко», «Кот Мурыч» Баневича и др. Если же Вы хотите найти «недостающие» до полного репертуарного списка оперы, то это легко осуществить, просмотрев афишу за соседние месяцы.

Для полноты картины — об апрельских балетах. Из 33 спектаклей 26 представляют 12 балетов во главе с «визитными карточками» Ма-риинской труппы — «Лебединым озером» (дважды), «Спящей красавицей» (трижды) и «Щелкунчиком» (пять раз за месяц). Из «чистых» балетов — «Жизель», «Сильфида», «Раймонда», «Весна священная», «Ромео и Джульетта», «Золушка» (дважды), «Каменный цветок» (дважды), а также «Легенда о любви» Арифа Меликова и «Ярославна» Бориса Тищенко. Остальные — так называемые «балетмейстерские» спектакли на симфоническую музыку разных авторов — «Карнавал» и «Шехеразада» Фокина, «Сон в летнюю ночь» Ба-ланчина и др.

За счет чего обеспечивается необходимое качество исполнения подобного огромного репертуара?

Прежде всего за счет соответствующего количества высококлассных артистов. В числе солистов оперы (2018 год) — 31 сопрано, 21 меццо-сопрано, 26 теноров, 17 баритонов, 24 баса. В хоре — 156 артистов (82 сопрано и альта и 74 тенора и баса). Есть и детский хор.

Особое подразделение Мариинско-го — Академия молодых певцов, которой руководит Лариса Гергиева. За 20 лет Академию прошли десятки талантливых вокалистов, подготовившиеся в ее стенах к переходу на основную оперную сцену. В режиме «нон-стоп» Академия готовит небольшие спектакли и концерты и показывает их на подмостках концертного и камерных залов театра. Особо следует отметить постоянную готовность Академии оказывать безвозмездную помощь и поддержку творческим начинаниям петербургских музыкантов. В частности, ее воспитанники — неизменные участники старейшего в России композиторского фестиваля «Музыкальная весна в Санкт-Петербурге». Неоднократно, притом всегда бесплатно, предоставлял симфонический оркестр театра в распоряжение петербургских авторов Валерий Гергиев.

Теперь о балете. В его составе 8 прима-балерин, 9 премьеров-танцовщиков, 14 первых и 18 вторых солистов, 6 солистов характерного танца. 20 корифеев кордебалета, 129 человек (71 балерина и 58 танцовщиков) в кордебалете. Плюс 48 человек во вспомогательном составе и 40 — в мимансе.

Пристальное внимание Валерий Гергиев уделяет оркестру, ибо этот коллектив постоянно участвует и в спектаклях, и в симфонических концертах. В нем фактически четыре состава. Цифры говорят сами за себя. Итак, в группе первых скрипок — 56 мест (28 пультов), вторых скрипок — 39 мест (19 с половиной пультов), альтов — 44 (22 пульта), виолончелей — 37 (18 с половиной пультов), контрабасов — 25, 19 флейт, 20 гобоев,

17 кларнетов, 14 фаготов, 21 валторна, 19 труб, 20 тромбонов, 5 туб, 7 арф, 23 ударника. Плюс

18 артистов сценического духового оркестра. Итого 384 оркестранта.

Валерий Гергиев: «Мы даем до двух тысяч выступлений в год... С филиалами скоро будет две с половиной... У нас около пяти тысяч человек вместе с филиалами, и среди них, наверное, три тысячи артистов» [1, с. 6].

Конечно, всю эту колоссальную массу удержать в порядке можно только с помощью жесточайшего контроля и четкой организации творческого процесса. Для этого в театре существуют оперное (15 режиссеров и их помощников, 6 административных работников) и балетное (с тем же количественным составом) управления. Но, глав-

ное, Валерий Гергиев умудряется держать все под своим постоянным контролем. Обладая уникальной памятью, он в любой момент может поименно проверить наличие или отсутствие каких-либо артистов на репетиции, выяснить причины опоздания, основания для получения справки по болезни и т. д. Притом может это сделать, находясь на другом конце Европы или Америки. Нет сомнений, система, существующая ныне в Мариинском театре, далека от демократии. Но иначе в российских условиях вряд ли была бы возможной эффективная работа всего театрального механизма.

Об оплате труда. Государство обеспечивает часть бюджета, идущую на оплату труда (средняя заработная плата артиста Мариинского театра — примерно 2000 евро в месяц) и до некоторой степени на новые постановки. Это около 4 миллиардов рублей (57 миллионов евро). Остальные средства театр зарабатывает сам, а также привлекает спонсорские финансы из различных фондов, пользуется прямой поддержкой российского и иностранного бизнеса и т. д. По уплате налогов Мариинский занимает одно из первых мест в городе, в котором сконцентрировано множество крупнейших заводов и фабрик, производящих разнообразную продукцию гражданского и военного предназначения.

До конца 1990-х в Мариинском существовала штатная система, оставшаяся от советской власти. Затем ее сменила система контрактная, при которой с каждым из сотрудников заключается срочный трудовой договор на определенный срок, по истечении которого договор продлевается (или не продлевается). Это позволяет сочетать различные уровни исполнительской практики, в частности, привлекать на разовые спектакли с поспектакльной оплатой тех солистов, кто постоянно занят в ведущих мировых театрах (певцы Анна Нетребко, Ольга Бородина, Лариса Дядько-ва, Владимир Галузин, Сергей Алексашкин, балерины Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина и др.).

При огромной физической и психической нагрузке, которые ложатся на сотрудников и артистов Мариинского театра, за 30 лет руководства им Валерий Гергиев сумел добиться полной управляемости коллективом и, безусловно, высокого музыкального (профессионального исполнительского) уровня большинства спектаклей. Это, разумеется, не означает, что в театре нет проблем. Они есть. Опуская моменты творческие (предмет особого анализа), остановимся на конкретных организационно-административных вопросах.

Во-первых, это отсутствие должной конкуренции в режиссерской среде. Два штатных режиссера (Иркин Габитов и Алексей Степанюк)

не могут справиться с нарастающим валом новых спектаклей. Приходится приглашать постановщиков «со стороны», порой без особого отбора, что приводит к серьезным «накладкам» (из-за чего пришлось, например, в свое время останавливать подготовку вагнеровского «Кольца»). Парадоксально, но факт: Валерий Гергиев довольно индифферентен по отношению к режиссерским решениям. Предельно придирчивый к качеству музыкального воплощения, он в принципе соглашается на любые постановочные варианты, лишь бы они не мешали артистам.

Во-вторых, долгие годы в труппе нет главного балетмейстера — впервые за все время существования театра. Балет держится исключительно благодаря высочайшей квалификации педагогов-репетиторов — бывших солистов труппы. Но с новыми спектаклями возникают серьезные проблемы, как случилось недавно с превосходным балетом Тищенко «Ярославна», фактически загубленным претенциозно неграмотной постановкой.

В-третьих, чрезмерная нагрузка на оркестрантов порождает так называемую «текучесть кадров», и из коллектива «вымывается» наиболее динамичная его часть, уходящая в другие оркестры, в первую очередь в оркестры Петербургской филармонии, где заработок выше, а нагрузка значительно меньше.

Наконец, в-четвертых — самое существенное критическое соображение — при огромном объеме работы в условиях жесткой «вертикали» управления неминуемо возникают непредвиденные ситуации, которые не в состоянии мобильно решить один начальник. А без санкции Валерия Гергиева никто не берет на себя ответственность. И подчас решения по не самым сложным вопросам приходится ждать месяцами.

Век расцвета любого театра прямо связан с деятельностью его руководителя. Каждая труппа, как и жизнь человеческая, имеет период рождения, юности, зрелости и, увы, старения. Думается, в конце 2010-х Мариинский театр во многом исчерпал ресурсы экстенсивного роста, превратившись в некоего «супермонстра» по поточному производству оперно-балетных спектаклей. Возможно, В. Гергиеву и его коллективу следует ныне обратиться к относительно более спокойному графику работы — не столь эффектному и насыщенному разного рода театральными и околотеатральными событиями, но практикующему спокойный объективный анализ проблем, накапливающихся подобно снежному кому, и поиск путей их решения.

Трудно существовать в условиях непрерывного стресса — а это реальность сегодняшней

жизни Мариинского театра при всех его невероятных успехах и поразительном блеске.

Примечания

1 В процессе строительства правоохранительные органы сумели выявить серьезнейшие финансовые нарушения со стороны отвечавших за возведение нового здания театра организаций, что привело к осуждению ряда их сотрудников. В критической ситуации за дело взялся тогдашний руководитель «Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации», впоследствии вице-губернатор Санкт-Петербурга М. Оганесян, сумевший спасти положение. Судьба этого незаурядного организатора, вслед за Мари-инкой-2 выведшего из полного прорыва реставрацию Большого театра, сложилась печально — он был арестован и обвинен в мошенничестве. Однако, сделанное Оганесяном не осталось втуне: В. Гергиев на заседании президентского Совета по культуре в декабре 2017 года выступил в защиту Оганесяна, сказав: «...Человек, который достраивал и Большой в Москве в критической ситуации, и Мариинку-2, тоже сейчас оказался за решеткой. Я был поражен этому... Это вызывает массу вопросов и, наверное, беспокойство общественности надо почувствовать, услышать...» [1, с. 6].

2 Все приводимые в статье данные заимствованы из официального сайта Мариинского театра mariinski.ru, уточнены и дополнены в ходе бесед с ведущими сотрудниками театра — дирижерами Л. Корчмаром, П. Смелковым, певцами Л. Шевченко, Л. Дядьковой, С. Ялышевой и др.

Литература

1. Гергиев В. У меня есть громадная ответственность за большие бюджеты // Музыкальное обозрение. 2018. № 2. С. 6.

2. Официальный сайт Мариинского театра [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. mariinsky.ru/ (дата обращения: 01.03.2018).

3. Райскин И. Записки филарманьяка. СПб.: Международный общественный Фонд культуры и образования, 2017.

References

1. Gergiev, V. (2018), "I have a huge responsibility for large budgets", Muzykal'noe obozrenie [Music review], no. 2, p. 6.

2. Official site of the Mariinsky theatre, available at: https://www.mariinsky.ru (Accessed 1 March 2018).

3. Rajskin, I. (2017), Zapiskifilarman'yaka [Notes of the philharmaniac], International public Foundation for culture and education, Saint-Petersburg, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.