Научная статья на тему 'Маргиналы современной России: социокультурный подход (внешние мигранты)'

Маргиналы современной России: социокультурный подход (внешние мигранты) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
148
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / THEORY AND HISTORY OF CULTURE / ВНЕШНИЕ МИГРАНТЫ / EXTERNAL MIGRANTS / АНОМИЯ / ANOMIE / АККУЛЬТУРАЦИЯ / ACCULTURATION / КУЛЬТУРНЫЙ ШОК / CULTURAL SHOCK / КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / CULTURAL INTEGRATION / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / MULTICULTURALISM / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР / SOCIAL INDICATOR / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кулешова Наталья Сергеевна

В статье рассматриваются сущность и содержание понятия «маргинал» и выявляются особенности маргинального поведения внешних мигрантов в России, для которых процесс этносоциокультурной адаптации особенно труден и длителен, а также рассматривается аномия и процессы аномии, аккультурации и показана роль культурной интеграции для этносоциокультурной адаптации внешних мигрантов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The notion and meaning of the term "marginal" are addressed in this article and specific characteristics of the marginal behavior of the external migrants in Russia, for whom the process of ethnic and socio-cultural adaptation is particularly hard and lengthy, are identified. Along with that, anomie, anomic processes and acculturation are analyzed, and the role of the cultural integration for the ethnic and socio-cultural adaptation of the external migrants is shown

Текст научной работы на тему «Маргиналы современной России: социокультурный подход (внешние мигранты)»

12. Поэтические течения в русской литературе конца XIX - начала ХХ века: Литературные манифесты и художественная критика: [хрестоматия] / сост. А.Г. Соколов.

- М., 1988.

13. Рицци Д. Рихард Вагнер в русском символизме / Д. Рицци // Серебряный век в России. Избранные страницы / РАН, Научный совет по истории мировой культуры.

- М., 1993.

14. Роговер Е. С. Русская литература ХХ века / Е.С. Роговер. - СПб.; М.: САГА-ФОРУМ, 2004.

15. Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел / Омри Ронен // Материалы к исследованию по истории русской культуры / под ред. Е.В. Пермякова; вступит. статья Вяч. Вс. Иванова. - М.: ОГИ, 2000. - Выпуск 4. - 152 с.

16. Серебряный век в России. Избранные страницы / РАН, Научный совет по истории мировой культуры. - М., 1993.

17. Серебряный век. Мемуары: [сборник] / сост. Т. Дубинская-Джалилова. - М.: Известия, 1990.

18. См.: Балакина Т. И. История русской культуры IX - ХХ вв. / Т.И. Балакина.

- М.: Простор, 1998; Рапацкая Л. А. Искусство «серебряного века» / Л.А. Рапацкая.

- М.: Просвещение, 1996.

19. См.: Книжный вестник. - 1909. - № 24. - С. 293; Розенберг Вл. Летопись русской печати / Вл. Розенберг. - М., 1914; Статистика произведений печати на 1913 год. - СПб., 1915.

Н. С. Кулешова

МАРГИНАЛЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД (ВНЕШНИЕ МИГРАНТЫ)

В статье рассматриваются сущность и содержание понятия «маргинал» и выявляются особенности маргинального поведения внешних мигрантов в России, для которых процесс этносоциокультурной адаптации особенно труден и длителен, а также рассматривается аномия и процессы аномии, аккультурации и показана роль культурной интеграции для этносоциокультурной адаптации внешних мигрантов. Ключевые слова: теория и история культуры, внешние мигранты, аномия, аккультурация, культурный шок, культурная интеграция, мультикультурализм, социальный индикатор, мотивация.

The notion and meaning of the term "marginal" are addressed in this article and specific characteristics of the marginal behavior of the external migrants in Russia, for whom the process of ethnic and socio-cultural adaptation is particularly hard and lengthy, are identified. Along with that, anomie, anomic processes and acculturation are analyzed, and the role of the cultural integration for the ethnic and socio-cultural adaptation of the external migrants is shown. Keywords: theory and history of culture, external migrants, anomie, acculturation, cultural shock, cultural integration, multiculturalism, social indicator, motivation.

Современные исследователи в различных регионах отмечают, что глобальная унификация образа жизни большинства населения стран, осуществивших модернизацию, приводит к потере самобытности и национального своеобразия. Сама же этническая при-

надлежность теоретиками конструктивистской концепции этноса объявляется своего рода химерой, которую человек может разделять или от нее отказаться (6).

Многие современные исследователи делают, все еще оставаясь на пози-

циях культурного европоцентризма, вывод об объективно необходимом уничтожении самобытности и национального своеобразия, а другие рассматривают этнокультурную проблематику в качестве одной из современных социальных опасностей, мешающих глобализации в интересах «золотого миллиарда».

Вместе с тем такие массовые процессы современности как социализация подрастающих поколений и, наряду с ней, безудержная миграция населения Земли из деревни в город, с юга на север и с востока на запад, с особой настоятельностью требуют решения вопросов: как происходит социокультурная адаптация и этническая идентификация, на основе которых формируется этносоциокультурная идентификация человека в условиях современной глобализации.

Этнопсихологии считают, что первопричиной процесса адаптации выступает культурный шок (4).

Процессы взаимодействия людей с инокультурной реальностью зачастую приводят к культурному шоку. По мнению исследователей, сила шоковой реакции определяется: глубиной различий между прежней и новой культурами; наличием/отсутствием элементов старой культурной среды в ближайшем социальном окружении; открытостью/ закрытостью новой контактной культуры, ее маскулинностью/феминно-стью, коллективистскими/индивидуалистическими свойствами; наконец, личностными или групповыми особенностями сознания людей, их психической мобильностью, желанием/нежеланием быть проинтегрированными в новую культурную среду (1).

Современные исследователи связывают наступление такого тяжелого психологического состояния у людей с тем, что опыт новой культуры зачастую является неожиданным и может привести как к негативной оценке соб-

ственной культуры, так и к активному неприятию того нового, что вторгается в личностный культурный мир человека.

Отметим, что события последних десятилетий убедительно свидетельствуют о том, что становление новых общественных отношений и новой социальной структуры общества происходит на своей собственной социокультурной основе, а механическое перенесение политико-экономических образцов других стран, их моделей модернизации, не приносит ожидаемых результатов и не является гарантией позитивного принятия предлагаемых нововведений в трансформирующихся странах. Это определяется общим историческим своеобразием каждого народа, его веками формировавшейся ментальностью, а также желанием/нежеланием этноса менять свой образ жизни и систему ценностей.

Для современной эпохи становятся особенно значимыми как интегратив-ные, так и изоляционистские тенденции в этносоциокультурных процессах. Первая из них предполагает усиливающееся стремление к унификации форм жизнедеятельности и становлению некоего единого стандарта жизни (теперь, главным образом, это модифицированный вариант Великой Американской Мечты). Вторая тенденция предполагает сохранение и даже определенное оживление традиционного образа жизни, базовых норм и эталонов культуры исторического прошлого народов, а значит, обусловливает усиление борьбы за национальную независимость и самоопределение, формируя и постоянно усиливая политическую доктрину этнического национализма.

Трансформационные процессы существенно изменили все социальные институты и организации в модернизирующихся странах, сделали эти общества транзитивными, что потребовало от исследователей в области современ-

ного социально-гуманитарного знания выявления новых теоретико-познавательных возможностей и адекватного, а не устаревшего тенденциозного осмысления изменений, которые действительно происходят в современных этносоциокультурных процессах.

Во второй половине ХХ века широко исследовались адаптационные процессы, происходящие в западноевропейских странах, принимавших десятки и сотни тысяч мигрантов из разных стран мира для обеспечения своих нужд в экономике. Исследователи выяснили целый ряд факторов, облегчающих или затрудняющих процесс адаптации, к ним относятся: культурная дистанция между принимающей стороной и мигрантами; различия в статусных позициях и выполняемых социальных ролях; модели расселения мигрантов (компактно или диффузно); степень толерантности населения принимающей стороны; желание/нежелание населения принимающей стороны идти на разнообразные социальные контакты с мигрантами. Включенность внешних мигрантов в разные сферы деятельности нового общества помогает избежать изоляционизма таких мигрантов, а значит, способствует тому, что у этноса принимающей стороны не возникает мигрантофобии.

Еще сложнее протекают процессы этносоциокультурной адаптации, когда население страны (как, например, в России) не только полиэтнично, но и между культурами наблюдается большое различие или дистанция.

Эта культурная дистанция является существенным препятствием на пути интеграции этносов, составляющих население одной страны, но еще сложнее этот процесс протекает в масштабах всей планеты, так как культурная дистанция мешает как взаимопониманию народов, так и объединению их усилий в решении общепланетарных, то есть глобальных проблем.

Для людей, живущих в современном изменяющемся мире все более характерен процесс этносоциокультур-ной адаптации. Известный культурант-рополог К. Оберг, анализируя этот культурный феномен, показал, что вторжение нового в жизнь приводит большинство людей к напряжению их усилий для достижения необходимой адаптации к новому; нередко эти инновации ведут к потерям и лишениям (друзей, статуса, профессии, собственности). У мигрантов из других стран возрастает чувство отверженности представителями новой культуры или другой этничности; происходит существенный сбой не только в реализации социальных ролей, в системах ценностей, норм и идеалов, но и в собственной самоидентификации; усиливается тревожность людей в результате осознания культурных различий; возрастает чувство неполноценности от неспособности быстро и успешно совладать с новой средой.

С точки зрения К. Оберга, адаптация к новой этносоциокультурной среде проходит в четыре этапа, занимают они довольно значительное временя.

В начале адаптации субъект адаптации восторженно относится ко всему новому, воспринимает действительность с эмоциональным подъемом и оптимизмом.

Затем наступает период враждебности, вызванный «культурным шоком», когда возникает отрицательное отношение к чужой культуре и ее нормам и формируется стремление вернуться к культурным ценностям своего этноса.

Далее восстанавливается контакт с новой культурой и людьми, ее представляющими.

На завершающем этапе у субъекта исчезают деструктивные настроения по поводу новой культуры и формируется качественно новый эмоциональный комфорт (9, с. 117-189).

В общем виде эта схема адаптивного процесса по отношению к новой культуре достаточно правдоподобна, особенно в тех случаях, когда речь идет о социальных группах или больших массах населения. Так, согласно данной концепции, представляется, что современная Россия ушла из первого временного этапа и находится во втором, который, по мнению К. Обер-га, и является настоящим испытанием, окончательно решающим принятие/ отвержение новой культуры или норм поведения новой системы ценностей.

Иной подход к адаптации дан в работах другого американского ученого, К. Додда. По его мнению, весь процесс адаптации представлен двумя периодами. Первый период — собственно адаптация (переходный период), для уточнения которого он использует термин «культурный шок» (culture shock), и второй — период долговременной (долгосрочной) адаптации, или аккультурации (acculturation) (8, с. 541, 305 — 310).

Здесь второй период адаптации по К. Додду - аккультурация - представлена как более глубокая форма адаптации, ведущая к значимым постадаптационным результатам. По сути, К. Додд сводит аккультурацию к социальной ассимиляции, то есть к потере субъектом своей этнической самости или забвению этнокультурных корней

(8, с. 310-320).

Согласно другой теории аккультурации, разработанной канадским ученым Дж. Бери (7), аккультурация сводится к двум основным социальным технологиям: во-первых, к поддержанию собственной культуры и ее сохранению, во-вторых, к участию в межкультурных взаимоотношениях, то есть взаимодействию с другими этносами.

Дж. Берри указывает на четыре основных стратегии аккультурации (7):

- ассимиляция - вариант аккульту-

рации, при котором внешний мигрант полностью идентифицируется с новой культурой и отрицает культуру этнического меньшинства, к которому он принадлежит;

- сепарация - означает отделение своей культуры от господствующих культурных норм и отрицание представителями этнического меньшинства культуры большинства, а значит, сохранение при этом своей этносоцио-культурной уникальности;

- маргинализация - процесс, при котором внешний мигрант не в состоянии идентифицировать себя ни с культурой этнического большинства, ни с культурой конкретного этнического меньшинства, что приводит к «погра-ничности» и промежуточности в поведении, нормах культуры и системах ценностей;

- интеграция, означающая четкую этносоциокультурную идентификацию субъектом себя как в ценностях новой культуры, так и в нормах старой культуры.

Массовые миграционные и адаптационные процессы, происходящие в современной России, могут быть описаны с помощью понятий, которые давно используются современным социально-гуманитарным знанием, каждое из которых раскрывает какие-то важные характеристики самих адаптационных процессов, а также детерминанты и факторы, влияющие на темпы, формы и способы этносоциокультур-ной адаптации как всего общества, отдельных его групп (внутренних или внешних мигрантов), так и каждого отдельного человека.

В условиях быстрой смены культурных образцов - тенденции, характерной для всего мира, начиная с середины XX века, исследователи, и в первую очередь Э. Дюркгейм, выделили специфическую особенность трансформирующегося бытия социума, которая была им названа «аномия». Она

свидетельствует о неприятии членами общества его традиционно существовавших норм и правил. Э. Дюркгейм считал, что аномия порождена переходным характером эпохи и несоответствием традиционного морального регулирования новым социокультурным и, в первую очередь, экономическим отношениям.

Таким образом, аномия всегда приводит или к конформизму (человек подчиняется существующему порядку, хотя и не одобряет его, что всегда чревато разного рода психическими расстройствами), или его поведение становится девиантным (отклоняющимся) в широком смысле этого слова, то есть человек может стать бунтарем в искусстве, революционером, новатором, а не только хулиганом или бандитом (2).

В связи с этим для сохранения общества как системы этносоциокуль-турных отношений, процессов, структур и институтов в нем обязательно должна сохраняться определенная, хотя и не очень значительная в объеме и недлительная по времени, но определенная мера аномии, в противном случае, этнос и все общество могут потерять силы консолидации и обратиться в хаотическое население, не поддающееся организации и управлению.

Следует отметить, что в условиях современной модернизации и Центральная, и Юго-Восточная Европа, и страны СНГ не единожды переживали периоды как усиления процессов аномии в обществе, так и снижения ее уровня. Аномия в обществе увеличивается в условиях увеличения численности внешних мигрантов, особенно когда они приводят к усилению полиэтнич-ности общества.

Еще сложнее протекают процессы этносоциокультурной адаптации, когда население страны не только полиэт-нично, но и между культурами внешних мигрантов и населения страны наблюдается большое различие или

культурная дистанция.

Культурная дистанция является существенным препятствием на пути глобальной интеграции этносов и в других процессах решения современных глобальных проблем, потому что она мешает взаимопониманию народов и объединению их усилий в решении общепланетарных проблем.

Это отмечалось в трудах Рут Бенедикт, создавшей направление исследований «культура и личность», в которых раскрываются особенности картины мира и соответствующего ей поведения людей, зависящего от типа культуры. Одновременно с тем современная научная мысль, научившись измерять культурную вариативность, ищет и находит типичные сходства между культурами, исследует возможность эволюционной перспективы в этнической интеграции, рассматривая ее в качестве новой социокультурной сферы бытия человечества.

Конечным результатом аккультурации является достижение долговременной адаптации, которая характеризуется относительно стабильными изменениями в индивидуальном (групповом) сознании и поведении в ответ на требования этносоциокультурной среды.

С точки зрения современного теоретического социально-гуманитарного знания оптимальным способом взаимодействия разных культур считается процесс интеграции. При этом проблема сохранения этнической самобытности, долгое время рассматриваемая как дисфункционная, на самом деле может играть и позитивную роль, так как именно она, несомненно, способствует уменьшению культурного шока и обеспечивает поддержание позитивной самоидентификации субъекта, группы, этноса.

Известно, что интеграция - это взаимное приспособление разных групп в социальном пространстве

одного региона. Эта стратегия требует взаимных уступок как со стороны недоминантной группы - к основным ценностям доминирующего общества, так и со стороны доминирующей группы, которая должна быть готова адаптировать свои социальные институты и отношения к потребностям всех новых социальных групп данного мульти-культурного пространства.

Культурная интеграция предполагает широкие связи, а потому необходимы разнообразные компании и проекты, обеспечивающие создание, сохранение и укрепление этносоцио-культурных связей в самых разных сферах деятельности и во всех социальных институтах, что существенно расширяет человеческие контакты, делая хозяйственно-предпринимательскую деятельность не единственной, а лишь частью всех других контактов, коммуникаций и сфер деятельности людей.

Важными составляющими новой культурной интеграции являются формализация социальных статусов со всеми сосуществующими культурными нормами, институализация возникающих контактов, которые обеспечивают создание и сохранение новых формальных социальных статусов с уже существующими социальными ролями и с принятыми в обществе нормами. Все это обеспечивает не только процессы принятия решений, но и их морально-этическую проработку, не противоречащую системам общепринятых моральных кодексов и норм. Причем главной нравственной ценностью в условиях формирования культурной интеграции выступает честность - и не только по отношению к друг другу, но и в отношениях к окружающим, как внешним, так и внутренним партнерам.

Отечественные исследователи так же внимательно исследуют процессы адаптации населения. Так, например, Л. Л. Рыбаковский в работе «Миграция

населения» (5) делает вывод о том, что существуют три стадии миграционного процесса. На первой из них формируется определенное позитивное социально-психологическое состояние к территориальной подвижности, некое «стремление к перемене мест», говоря словами классиков. Можно согласиться с автором, что формализирующийся интерес к миграционной подвижности - это определенное демографическое состояние исследуемой совокупности, а уровень жизни выступает как первопричина формирования такого состояния.

Второй стадией можно считать само миграционное поведение в виде соотнесения прожективного и реального поведения: потребность в миграции становится значимым фактом самой миграции как поведенческого акта. Благодаря работам академика РАН Т. И. Заславской сугубо экономический, преимущественно факторный анализ причин миграции в отечественной науке дополнился исследованиями субъективных - ценностно-потребнос-тных мотиваций, влияющих на реальное поведение людей. Таким образом, по мнению Т. И. Заславской, миграция является видом деятельности, обеспечивающим удовлетворение базовых потребностей человека как в материально-экономических, так и в духовных сферах (3).

Третья стадия миграционного процесса предполагает выявление степени удовлетворения потребностей человека на новом месте. Эта стадия, как представляется, изучена лучше других на основе многих эмпирических исследований.

Главными параметрами и в то же время социальными индикаторами успешности/неуспешности этого процесса являются:

- степень удовлетворенности субъекта своим материальным положением и уровнем достатка своей се-

мьи на новом месте;

- степень интегрированности субъекта в новые для него общественные отношения, в которых реализуется его жизнедеятельность и идет подключение субъекта ко всем сферам социальной практики, что является второй составляющей процесса адаптации. Этот процесс чаще всего реализуется стихийно, и в таком случае он целиком зависит от личностных особенностей человека. В идеале, в условиях радикальной смены общественно-экономических и социально-политических приоритетов этим процессам могли бы оказывать помощь различного рода социальные институты и учреждения, призванные обеспечивать бесконфликтное и эффективное включение населения в новые социокультурные процессы, будь то новые сферы деятельности, системы ценностей, политические ориентиры и геополитические интересы;

- третья составляющая успешной адаптации предполагает наличие эмоционального комфорта субъекта, то есть его оптимистическое или спокойное отношение к изменяющейся жизнедеятельности и новому порядку вещей, что предполагает отсутствие негативного, тревожного или подавленного эмоционального настроя.

Особенностью современного российского общества является то, что радикальные перемены в современной России сделали объективно неизбежными процессы этносоциокультурной адаптации для подавляющего большинства населения страны - вследствие необходимости учиться жить в условиях рыночных отношений, при существенной нерешенности многих правовых проблем, препятствующих ускорению темпов трансформации всего российского общества.

Наиболее значимыми социокультурными факторами, существенно влияющими на процессы сокращения/уд-

линения адаптации современных внутренних и внешних российских мигрантов к новым для них условиям существования, стандартам поведения и системам ценностных ориентаций, по мнению современных отечественных исследователей, являются:

- продолжающийся кризис российского общества, разрушающий традиционные политические, социальные и экономические связи и отношения внутри каждого региона и всего общества в целом;

- радикальное изменение образа жизни, укладов хозяйствования, стандартов поведения, норм, ценностей и идеалов всего населения РФ, возникшее под влиянием продекларированного властью курса реформ и рыночных отношений и практического становления специфического российского рынка.

В то же время на успешную и достаточно быструю адаптацию внешних мигрантов существенно влияют:

- неконтролируемая миграция в РФ из разных стран мира, при отсутствии со стороны государства хотя бы видимости заботы о российских диаспорах, живущих на территории бывшего СССР;

- рост национального самосознания бывших репрессированных народов, на которое достаточно эффективно воздействуют четко политически ориентированные многочисленные организации, заинтересованные в дальнейшем распаде российского общества и государства;

- непрекращающиеся военные конфликты в РФ и за ее пределами, равно как и усиливающиеся природные и техногенные катастрофы, которые не сокращают, а постоянно увеличивают приток внешних и внутренних мигрантов в южные, центральные и западные области нашей страны.

Следует признать, что в настоящее время у государственной власти в об-

ласти регулирования миграционных процессов (как внутренних, так и внешних) отсутствует инициатива и практически не имеется рычагов регулирования миграции, а значит, она не мо-

жет осуществлять эффективное управление этим значимым социальным процессом, что и вызывает определенные экстремистские действия со стороны мигрантов.

Примечания

1. Аксиология или Философское исследование природы ценностей // Культурология XX века. - М., 1996. - Гл. II.

2. Девиантность и социальный контроль в России (XIX - XX вв.). Тенденции и социологическое осмысление. - СПб., 2000.

3. Заславкая Т. И. Миграция населения между городом и селом / Т.И. Заславкая, Л.В. Корель // Социология в СССР: в 2 т. - М., 1966. - Т. 2.

4. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н.М. Лебедева. - М.: МГУ, 2004.

5. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения России / Л.Л. Рыбаковский. - М., 2003.

6. См.: Кон И. С. В поисках себя / И.С. Кон. - М., 1984; Тишков В. А. Реквием по этносу. Исследование по социально-культурной антропологии / В.А. Тишков. - М., 2003; Гидденс Э. Модерн и самоидентичность / Э. Гидденс // Совр. теоретическая социология. - М.: ИНИОН РАН, 1995.

7. Berry J. W. Psychology of acculturation / J. W. Berry // Cross-Cultural Perspectives... / J. Berman (ed.). - Lincoln, 1990.

8. Dodd C. Dynamics of Intercultural Communication / C. Dodd. - N.-Y., 1991.

9. Oberg K. Culture's hock and Problems of Adjustment / K. Oberg // Journal of Practical Antropology. - 1958. - № 7. - P. 117-189.

3

_Теория культуры_

Исследования молодых ученых

И. Н. Абатуров

ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понятие цивилизация является одним из самых расплывчатых и противоречивых, но вместе с тем достаточно часто встречающихся в гуманитарных исследованиях. Автор приходит к выводу, что цивилизация - это наднациональная и надгосударственная общность людей, каждый член которой чувствует или осознает свою принадлежность на ментальном уровне к данной общности. Ключевые слова: теория и история культуры, человек, цивилизация, процесс, ментальность, гуманитарные исследования, общность людей.

The concept a civilization is one of the most indistinct and inconsistent, but at the same time often enough meeting in humanitarian researches. The author comes to a conclusion that the civilization is a generality of people, each of which feels or realizes the accessory at mental level to given generality. Keywords: theory and history of culture, the Person, a civilization, process, mentality, humanitarian researches, a generality of people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.