ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Д-р филос. наук Е. Ю. Новикова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ В РОССИИ
В статье рассмотрена актуальная проблема - адаптация мигрантов в принимающем обществе. Социальная, правовая и культурная адаптация мигрантов направлена на изучение языка, получение образования, приобретение социального статуса. Адаптация внешних трудовых мигрантов различается в зависимости от мотивов и срока пребывания в стране. Большую роль играют установки на получение гражданства.
Ключевые слова и словосочетания: миграция; социальная, культурная и правовая адаптация; образование; иностранные учащиеся; толерантность.
Проблема адаптации мигрантов актуальна для России как страны, принимающей внешних трудовых мигрантов. Для полноценной адаптации необходимо, чтобы мигранты, особенно те, которые претендуют на получение гражданства в России, были полноценно интегрированы в социуме, принимали бы его ценности и нормы, на уровне самосознания воспринимали бы себя как часть российского общества, а российский народ - как общность для самоидентификации. Адаптация затрагивает широкий спектр отношений и действий, включающий сферу труда, круг общения, нормы и ценности, язык, семейное поведение.
Адаптация мигрантов к принимающему обществу зависит прежде всего от их внедрения в рынок труда, а следовательно, от имеющейся квалификации, уже полученного образования. В этой связи необходимо отметить, что приток мигрантов наблюдается в экономически развитые страны, а отток - из слаборазвитых стран. Различия в уровнях социально-экономического развития стран влияют и на требования к квалификационным, образовательным характеристикам мигрантов. Широко распространено мнение о том, что мигранты часто выполняют низкоквалифицированные работы, заполняя ниши на рынке труда, не занятые коренным населением. Однако даже в этих видах труда мигранты сталкиваются с новой техникой и технологией. Тенденцией развития ведущих стран Европы и США является формирование информационного общества и экономики знаний, поэтому приток низкоквалифицированной силы порождает в них серьезные проблемы.
Адаптация мигрантов в экономически развитых странах рассматривается в связи с проблемами глобализации и созданием мировых информационных систем. Глобальное информационное общество является закономерным порождением научно-технического прогресса. Переход к информационному обществу связан с резким возрастанием роли, значения и распространения качественного образования. Образование становится важным фактором социальной структуры общества, оно открывает для человека вход в другой слой, становится престижным, способствует восходящей социальной мобильности.
Широкие масштабы приобретает не только внешняя, но и внутренняя миграция. В России большую роль играет миграция из сельской местности и малых городов в крупные города и мегаполисы. Для внутренней миграции также имеют значение адаптация к рынку труда, повышение уровня образования и приобретение необходимой квалификации.
В настоящее время состояние системы образования в России, особенно в регионах, вызывает справедливую критику. Сокращение бюджетных средств, выделяемых на образование, снижение заработной платы учителей и отток квалифицированных педагогов в частные учебные заведения, рост семейных расходов на образование детей, закрытие малокомплектных школ в сельской местности, рост количества детей школьного возраста, не посещающих школу, коммерциализация высшего образования приводят к снижению качества рабочей силы и к потокам внутренней миграции.
При исследовании процессов адаптации мигрантов необходимо иметь в виду, что не только производство, но и сама жизнь в крупных городах требует социальной грамотности, правовой культуры, вхождения в информационное пространство. Поэтому встает проблема адаптации мигрантов не только к трудовым функциям на рабочем месте, но и к образу жизни в крупных городах как системному явлению. Очевидно, что необходимо расширение образования мигрантов, особенно внешних, прибывающих из стран Азии и СНГ. В развитых странах это осуществляется при поддержке миграционных служб, служб занятости. Расходы на дополнительное обучение мигрантов выделяются не только из бюджетных организаций, но и из многочисленных фондов, поддерживающих национальные общины.
В России, на наш взгляд, при анализе миграционных процессов необходимо ставить вопрос о квалификации и языковой подготовке прибывающей рабочей силы. Причем вопрос о получении мигрантами образования в России должен рассматриваться с учетом периода времени проживания в России и целей приезда. На наш взгляд, целесообразно выделить два периода миграции:
1) 1990-е гг., характеризующиеся началом реформ и распадом СССР, и
2) современный период относительной стабильности. Необходимо также различать потоки мигрантов по целям приезда: временную трудовую миграцию с целью заработка и миграцию с целью получения вида на жительство.
Исследования ряда авторов посвящены анализу ориентации мигрантов на получение образования и повышение квалификации в России в 1990-е гг., когда многие мигранты стремились переехать в Россию на постоянное место жительства. В работе Е. В. Тюрюкановой и Л. И. Леденевой исследовались установки детей мигрантов, приехавших в Россию из стран СНГ на постоянное жительство. Исследование выявило значительную потребность детей мигрантов в получении высшего образования - 91,5% детей хотели бы иметь высшее образование. 94,2% родителей-мигрантов в Ставрополье и 80% - в Москве желали для своих детей получение высшего образования в России, при этом соответственно 13 и 38% мигрантов выбирали для детей образование на русском языке. 13% мигрантов отмечали невозможность дать детям обра-
зование в стране выезда1. Авторы выделяют факторы, ограничивающие доступ детей мигрантов к высшему образованию: 1) наличие другой этнокультурной среды и другого языка (было отмечено, что дети мигрантов, представляющих народы бывшего СССР, знают русский язык хуже, чем их родители); 2) оторванность от привычного социального окружения, близких, родных, знакомых (отсутствие привычных социальных взаимосвязей, имеющих большое значение для адаптации); 3) снижение социального статуса мигрантов в России по сравнению со страной выезда (это связано с потерей и профессионального, и территориального статуса, что приводит к снижению уровня притязаний у детей, родившихся в семьях мигрантов); 4) трудности легализации, получения статуса мигрантов (отсутствие многих необходимых для регистрации документов, жилищные проблемы, наличие теневой занятости; лишение социальной защиты служит препятствием к получению бесплатного образования для детей мигрантов); 5) динамика миграционной и демографической ситуации в России, изменение демографической структуры во многих регионах, напряженность на рынке труда и рост антимигрантских настроений в общест-ве2. Однако в реальности доля детей мигрантов, являющихся абитуриентами вузов, составляла 65%, а 20% были ориентированы на техникум или колледж, в то время как у коренных россиян установки на получение высшего образования значительно выше. При этом потенциал поступления детей мигрантов в вузы составлял в Московской области 63%, в Ставрополье - 65%, в Смоленской области - 67%. В крупных городах он на 14-24% выше, чем в сельской
3
местности .
В качестве трудностей обучения детей мигрантов в российских учебных заведениях указываются слабое знание русского языка, низкая успеваемость вследствие несоответствия требований к уровню обучения в российских школах, значительный перерыв в занятиях, связанный с переездом в другую страну, морально-психологические проблемы, связанные с переездом.
Исследования, характерные для современного периода, выделяют качественные различия между направленностью на культурную адаптацию у мигрантов в зависимости от целей приезда. Временные трудовые мигранты приезжают в Россию исключительно с целью заработка для нужд семьи, оставленной в стране проживания. Как правило, этот поток мигрантов представляет собой низкоквалифицированную рабочую силу, готовую выполнять любую предложенную работу. Для этих мигрантов характерен низкий уровень правовой культуры, как в области российского миграционного законодательства, так и миграционного законодательства собственной страны, поэтому они часто становятся жертвами эксплуатации. Трудности их жизни в России усугубляются плохим знанием русского языка. Поэтому для этих мигрантов характерна национальная замкнутость, они предпочитают общаться только с соотечественниками, посредством которых обеспечиваются работа, жилье, необхо-
1 Тюрюканова Е. В., Леденева Л. И. Ориентация детей мигрантов на получение высшего образования // Социологические исследования. - 2005. - № 4. - С. 96.
2 Там же. - С. 94.
3 Там же. - С. 96.
димые услуги. Ориентация на повышение квалификации, хотя бы частичное обучение в России у них отсутствует1.
Мигранты, ориентированные на постоянное место жительства, нацелены на создание семьи с представителями принимающего сообщества, активно общаются с местным населением, посещают досуговые заведения, не замыкаются на общении с земляками, стремятся получить российское образование. В мотивации этих мигрантов преобладают дружба, сопричастность к группе, потребность в уважении, саморазвитии2.
В наших исследованиях ориентации мигрантов на получение образования в России было выделено несколько групп мигрантов, различающихся по социальному происхождению, профессии и этнической принадлежности. Среди мигрантов, желающих остаться в России, значительна доля тех, кто хотел бы дать высшее образование своим детям. 78-83% мигрантов претендуют на качественное образование и профессии более высокого статуса, чем у своих родителей. При этом на бюджетные места рассчитывают 85% мигрантов славянского происхождения, мигранты из Азии и Кавказа рассчитывают на бюджетные места в меньшей степени - менее 30%, что объясняется низкой успеваемостью в школе, плохим знанием русского языка, различием стандартов среднего образования в России и в других странах.
Исследование выявило различия в профессиональной ориентации групп мигрантов. Мигранты славянского происхождения хотели бы обучить своих детей наиболее престижным профессиям экономистов, юристов, дизайнеров (41%), но одновременно допускают инженерно-технические специальности (37%), а также специальности квалифицированных рабочих (33%). Мигранты-кавказцы хотели бы для своих детей наиболее престижные профессии (55%), инженерно-технические специальности (18%), профессии в сфере торговли и услуг (27%).
Дети мигрантов в целом претендуют на более высокий социальный и профессиональный статус, чем их родители. Выбор профессии в соответствии с семейными традициями, как правило, в сфере торговли, больше характерен для мигрантов-кавказцев. Различны и коммуникативные стратегии мигрантов. Мигранты-кавказцы чаще прибегают к помощи земляков и родственным связям в получении информации, услуг, чем мигранты славянского происхождения. Традиционно считается, что мигранты занимают рабочие места, на которые не претендует коренное население. Однако их дети имеют другой уровень профессиональных и квалификационных притязаний, связанных с повышением образования и должностного статуса. При этом их конкурентоспособность при поступлении в учебные заведения ниже, чем у коренного населения, однако на рынке труда они пользуются широкой протекцией родственников, землячеств. Исследование свидетельствует о возможном изменении миграционной ситуации в России по аналогии с другими странами, принимающими мигрантов, такими как Франция.
1 См.: Петрова О. С. Проблемы социальной адаптации среднеазиатских трудовых мигрантов в Санкт-Петербурге // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». - 2011. -Вып. 12. - С. 340.
2 Там же. - С. - 341.
Проведенное нами исследование показало, что временные трудовые мигранты предпочитают коммуникации, построенные по этническому принципу, и не имеют установок на более глубокое изучение русского языка, российского права и культуры российских народов, мотивируя это временностью пребывания в стране. Лишь 15% мигрантов согласились бы при наличии свободного времени бесплатно изучать русский язык, 18% - российское право и культуру. Однако более 50% из них приезжают на работу в Россию неоднократно, особенно в летний период. Это вызывает необходимость привлечения большего внимания к адаптации этой группы мигрантов.
В настоящее время в российских школах растет число учащихся, которые в процессе самоидентификации личности относят себя к нерусским культурам. В школах Москвы обучается 70 тыс. детей из семей мигрантов, из них 30 тыс. - из стран СНГ.
В Москве проблемы обучения и социокультурной, а также правовой адаптации мигрантов отражены в планах и программах системы городского образования. Для этой цели создаются специализированные общеобразовательные учреждения, разработаны и реализуются целевые программы правительства Москвы по вопросам межнациональных отношений и миграционной политики. Причем одной из важнейших задач Московской городской целевой миграционной программы провозглашается адаптация мигрантов на основе взаимоуважения к культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу жителей города.
Адаптация детей мигрантов в Москве идет преимущественно через школы с этнокультурным компонентом, где идет углубленное изучение языка и культуры того и иного народа. Большая часть учеников в школе имеют одну национальность. С начала 1990-х гг. этнокультурные школы действуют в статусе государственных учреждений. Школы включают различный этнокомпо-нент: азербайджанский, армянский, грузинский, еврейский, корейский, литовский, польский, украинский, турецкий, хинди. Изучению этнокомпонента отведена четверть учебного времени. Одновременно предполагается углубленное изучение русского языка. Отмечается, что школы с этнокультурным компонентом вызывают недовольство жителей Москвы, усматривающих в этом ущемление прав других национальностей. Поэтому предлагается диаспорам создавать собственные этнокультурные центры, обучающие детей во внеурочное время и за свой счет.
Реализуются программы этнокультурного образования в дошкольных учреждениях, где основная цель - приобщение детей к русской и другим национальным культурам. Тем не менее многие задачи не решены.
Удовлетворенность этнических общностей существующей системой образования в Москве (в полной мере и частично) составляет соответственно для азербайджанцев 24 и 43%, для башкир - 25 и 41%, для белорусов - 33 и 45%, для корейцев - 26 и 41%, для татар - 26 и 42%1.
1 Гурченков Е. В. Роль языка в интеграции детей мигрантов в российское общество // Социологические исследования. - 2010. - № 4. - С. 134.
На наш взгляд, именно в специализированных учебных заведениях с этнокомпонентом необходимо расширить преподавание русского языка и правоведения.
За последние годы отмечается возрастание социально-экономической активности мигрантов в России. Число тех, чья деятельность направлена лишь на выживание, уменьшается - от 39% в 2000 г. к 30,9% в 2006 г. Количество трудовых мигрантов, стремящихся жить не хуже местных жителей, возросло с 30,8 до 41,4%. Это связано с необходимостью реализации активных жизненных стратегий, в том числе и в сфере получения образования, квалификации. Исследования показывают, что по общим ориентациям на получение высшего образования у многих групп мигрантов нет отличий от коренного населения. В Москве установки на получение высшего образования у мигрантов ниже -80%, что объясняется большим количеством работников с низкой квалификацией1.
Предметом особого рассмотрения является образование студентов-мигрантов из других стран, обучающихся в вузах России. Так, за последнее десятилетие значительно возрос приток студентов из Китая. С 2000 по 2009 г. число китайских студентов дневных отделений в вузах России возросло в 2,8 раза, а доля китайских студентов, стажеров, аспирантов в составе всего иностранного контингента учащихся российских вузов превысила показатели советского периода. В 2005/2006 учебном году китайские студенты были первой по численности группой среди иностранных учащихся очных отделений вузов России. С 2000 г. значительная часть китайских студентов стала переходить с очной на заочную форму обучения. Общее число китайских студентов в России в 2009/2010 учебном году составляло более 19 тыс.2 По общему суммарному показателю численности учащихся китайские студенты находятся на третьем месте среди студентов-иностранцев, обучающихся в России. Отмечается, что число иностранных студентов-заочников за последнее десятилетие возросло в 4 раза, студентов-очников - в 2 раза. Прирост численности студентов-иностранцев идет за счет миграции из стран СНГ.
Кроме того, растет количество вузов, в которых обучаются иностранные студенты. Так, число вузов, предпочитаемых китайскими студентами, за последнее десятилетие возросло в 3 раза. Если в 2006/2007 учебном году китайские заочники обучались в четырех вузах, то в 2008/2009 они были представлены уже в 23 вузах. Китайские студенты предпочитают для обучения государственные российские вузы. Так, в 2009 г. китайские студенты обучались в 266 государственных вузах России и в 13 негосударственных. При этом на первом месте по предпочтениям стоят вузы, находящиеся в подчинении Министерства образования РФ, а на втором - в подчинении правительства РФ. В частности, в МГУ им. М. В. Ломоносова обучаются 2 тыс. студентов из Китая.
Исследования адаптации иностранных студентов в учебно-научной и социальной среде позволяют выделить основные направления оптимизации
1 Дудко С. А. Образовательная политика в контексте миграционных процессов // Высшее образование в России. - 2010. - № 2. - С. 42.
2 Арефьев А. Л. Китайские студенты в России // Высшее образование в России. - 2010. - № 12.
процесса их обучения. Отмечаются, во-первых, «вечные» проблемы иностранных студентов, связанные с необходимостью обучения на чужом языке; во-вторых, высокая потребность иностранных студентов в дистантных формах образования, но качество дистантного образования в настоящее время их не удовлетворяет; в-третьих, трудности в обучении, которые связаны с процессом столкновения уже сформированных ценностей иностранных студентов и новых культурных ценностей принимающего общества. Среди факторов, играющих ключевую роль в достижении чувства удовлетворенности учебой, иностранные студенты назвали бытовые условия (48%), доброжелательное отношение окружающих (62%), хорошее знание традиций российского общества (17%), возможность соблюдать обычаи и религиозные ритуалы своей страны (15%), надежное обеспечение безопасности (28,8%), высокое качество преподавания, использование передовых информационных технологий, знакомство с лучшими достижениями российской науки (31%). Но при этом исследование выявило расхождение эмоционального и поведенческого компонентов адаптации студентов. 91% студентов интересуются культурными традициями русского народа, но в то же время только 49% указали, что им нравится следовать российским традициям1.
В связи с этим мы хотели бы обратить внимание на необходимость развития этнокультурных принципов в образовании. Этнокультурная составляющая образования должна обеспечить социализацию личности студента как гражданина, проживающего в многонациональном государстве. Принцип эт-нокультурности образования определяется как нормативное положение, на основе которого решаются задачи этнокультурного обучения, воспитания, развития, формирования гражданственности, патриотизма, этнического самосознания, толерантности, способности к поликультурному общению. На основе такого подхода возможно освоение ценностей и культуры, приобретение этнокультурных знаний, умений, навыков, этнокультурного опыта, которые обеспечат становление этнокультурной и поликультурной личности.
Список литературы
1. Аверков А. В. Терроризм и трудовая миграция: мифы и реальность // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. - № 5 (35).
2. Гриценко Г. Д., Маслова Т. Ф. Мигранты в новом сообществе: адаптация и/или интеграция // Социологические исследования. - 2010. - № 5.
3. Дудко С. А. Образовательная политика в контексте миграционных процессов // Высшее образование в России. - 2010. - № 2.
4. Петрова О. С. Проблемы социальной адаптации среднеазиатских трудовых мигрантов в Санкт-Петербурге // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». - 2011. - Вып. 12.
1 См.: Дорожкин Ю. Н., Мазитова Л. Т. Иностранные студенты: некоторые проблемы социальной адаптации // Социологические исследования. - 2007. - № 3. - С. 9.