Научная статья на тему 'Социальная адаптация мигрантов в России'

Социальная адаптация мигрантов в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1635
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / IMMIGRATION / СОЦИАЛЬНАЯ / SOCIAL / КУЛЬТУРНАЯ И ПРАВОВАЯ АДАПТАЦИЯ / CULTURAL AND LEGAL ADAPTATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИНОСТРАННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / FOREIGN STUDENTS / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новикова Елена Юрьевна

В статье рассмотрена актуальная проблема адаптация мигрантов в принимающем обществе. Социальная, правовая и культурная адаптация мигрантов направлена на изучение языка, получение образования, приобретение социального статуса. Адаптация внешних трудовых мигрантов различается в зависимости от мотивов и срока пребывания в стране. Большую роль играют установки на получение гражданства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with an acute problem, i.e. adaptation of migrants in host society. Social, legal and cultural adaptation of migrants is aimed at studying the language, getting education and obtaining social status. Adaptation of foreign labour migrants differs due to grounds and duration of stay in the country. Acquisition of citizenship can become a serious motivation.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация мигрантов в России»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Д-р филос. наук Е. Ю. Новикова

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ В РОССИИ

В статье рассмотрена актуальная проблема - адаптация мигрантов в принимающем обществе. Социальная, правовая и культурная адаптация мигрантов направлена на изучение языка, получение образования, приобретение социального статуса. Адаптация внешних трудовых мигрантов различается в зависимости от мотивов и срока пребывания в стране. Большую роль играют установки на получение гражданства.

Ключевые слова и словосочетания: миграция; социальная, культурная и правовая адаптация; образование; иностранные учащиеся; толерантность.

Проблема адаптации мигрантов актуальна для России как страны, принимающей внешних трудовых мигрантов. Для полноценной адаптации необходимо, чтобы мигранты, особенно те, которые претендуют на получение гражданства в России, были полноценно интегрированы в социуме, принимали бы его ценности и нормы, на уровне самосознания воспринимали бы себя как часть российского общества, а российский народ - как общность для самоидентификации. Адаптация затрагивает широкий спектр отношений и действий, включающий сферу труда, круг общения, нормы и ценности, язык, семейное поведение.

Адаптация мигрантов к принимающему обществу зависит прежде всего от их внедрения в рынок труда, а следовательно, от имеющейся квалификации, уже полученного образования. В этой связи необходимо отметить, что приток мигрантов наблюдается в экономически развитые страны, а отток - из слаборазвитых стран. Различия в уровнях социально-экономического развития стран влияют и на требования к квалификационным, образовательным характеристикам мигрантов. Широко распространено мнение о том, что мигранты часто выполняют низкоквалифицированные работы, заполняя ниши на рынке труда, не занятые коренным населением. Однако даже в этих видах труда мигранты сталкиваются с новой техникой и технологией. Тенденцией развития ведущих стран Европы и США является формирование информационного общества и экономики знаний, поэтому приток низкоквалифицированной силы порождает в них серьезные проблемы.

Адаптация мигрантов в экономически развитых странах рассматривается в связи с проблемами глобализации и созданием мировых информационных систем. Глобальное информационное общество является закономерным порождением научно-технического прогресса. Переход к информационному обществу связан с резким возрастанием роли, значения и распространения качественного образования. Образование становится важным фактором социальной структуры общества, оно открывает для человека вход в другой слой, становится престижным, способствует восходящей социальной мобильности.

Широкие масштабы приобретает не только внешняя, но и внутренняя миграция. В России большую роль играет миграция из сельской местности и малых городов в крупные города и мегаполисы. Для внутренней миграции также имеют значение адаптация к рынку труда, повышение уровня образования и приобретение необходимой квалификации.

В настоящее время состояние системы образования в России, особенно в регионах, вызывает справедливую критику. Сокращение бюджетных средств, выделяемых на образование, снижение заработной платы учителей и отток квалифицированных педагогов в частные учебные заведения, рост семейных расходов на образование детей, закрытие малокомплектных школ в сельской местности, рост количества детей школьного возраста, не посещающих школу, коммерциализация высшего образования приводят к снижению качества рабочей силы и к потокам внутренней миграции.

При исследовании процессов адаптации мигрантов необходимо иметь в виду, что не только производство, но и сама жизнь в крупных городах требует социальной грамотности, правовой культуры, вхождения в информационное пространство. Поэтому встает проблема адаптации мигрантов не только к трудовым функциям на рабочем месте, но и к образу жизни в крупных городах как системному явлению. Очевидно, что необходимо расширение образования мигрантов, особенно внешних, прибывающих из стран Азии и СНГ. В развитых странах это осуществляется при поддержке миграционных служб, служб занятости. Расходы на дополнительное обучение мигрантов выделяются не только из бюджетных организаций, но и из многочисленных фондов, поддерживающих национальные общины.

В России, на наш взгляд, при анализе миграционных процессов необходимо ставить вопрос о квалификации и языковой подготовке прибывающей рабочей силы. Причем вопрос о получении мигрантами образования в России должен рассматриваться с учетом периода времени проживания в России и целей приезда. На наш взгляд, целесообразно выделить два периода миграции:

1) 1990-е гг., характеризующиеся началом реформ и распадом СССР, и

2) современный период относительной стабильности. Необходимо также различать потоки мигрантов по целям приезда: временную трудовую миграцию с целью заработка и миграцию с целью получения вида на жительство.

Исследования ряда авторов посвящены анализу ориентации мигрантов на получение образования и повышение квалификации в России в 1990-е гг., когда многие мигранты стремились переехать в Россию на постоянное место жительства. В работе Е. В. Тюрюкановой и Л. И. Леденевой исследовались установки детей мигрантов, приехавших в Россию из стран СНГ на постоянное жительство. Исследование выявило значительную потребность детей мигрантов в получении высшего образования - 91,5% детей хотели бы иметь высшее образование. 94,2% родителей-мигрантов в Ставрополье и 80% - в Москве желали для своих детей получение высшего образования в России, при этом соответственно 13 и 38% мигрантов выбирали для детей образование на русском языке. 13% мигрантов отмечали невозможность дать детям обра-

зование в стране выезда1. Авторы выделяют факторы, ограничивающие доступ детей мигрантов к высшему образованию: 1) наличие другой этнокультурной среды и другого языка (было отмечено, что дети мигрантов, представляющих народы бывшего СССР, знают русский язык хуже, чем их родители); 2) оторванность от привычного социального окружения, близких, родных, знакомых (отсутствие привычных социальных взаимосвязей, имеющих большое значение для адаптации); 3) снижение социального статуса мигрантов в России по сравнению со страной выезда (это связано с потерей и профессионального, и территориального статуса, что приводит к снижению уровня притязаний у детей, родившихся в семьях мигрантов); 4) трудности легализации, получения статуса мигрантов (отсутствие многих необходимых для регистрации документов, жилищные проблемы, наличие теневой занятости; лишение социальной защиты служит препятствием к получению бесплатного образования для детей мигрантов); 5) динамика миграционной и демографической ситуации в России, изменение демографической структуры во многих регионах, напряженность на рынке труда и рост антимигрантских настроений в общест-ве2. Однако в реальности доля детей мигрантов, являющихся абитуриентами вузов, составляла 65%, а 20% были ориентированы на техникум или колледж, в то время как у коренных россиян установки на получение высшего образования значительно выше. При этом потенциал поступления детей мигрантов в вузы составлял в Московской области 63%, в Ставрополье - 65%, в Смоленской области - 67%. В крупных городах он на 14-24% выше, чем в сельской

3

местности .

В качестве трудностей обучения детей мигрантов в российских учебных заведениях указываются слабое знание русского языка, низкая успеваемость вследствие несоответствия требований к уровню обучения в российских школах, значительный перерыв в занятиях, связанный с переездом в другую страну, морально-психологические проблемы, связанные с переездом.

Исследования, характерные для современного периода, выделяют качественные различия между направленностью на культурную адаптацию у мигрантов в зависимости от целей приезда. Временные трудовые мигранты приезжают в Россию исключительно с целью заработка для нужд семьи, оставленной в стране проживания. Как правило, этот поток мигрантов представляет собой низкоквалифицированную рабочую силу, готовую выполнять любую предложенную работу. Для этих мигрантов характерен низкий уровень правовой культуры, как в области российского миграционного законодательства, так и миграционного законодательства собственной страны, поэтому они часто становятся жертвами эксплуатации. Трудности их жизни в России усугубляются плохим знанием русского языка. Поэтому для этих мигрантов характерна национальная замкнутость, они предпочитают общаться только с соотечественниками, посредством которых обеспечиваются работа, жилье, необхо-

1 Тюрюканова Е. В., Леденева Л. И. Ориентация детей мигрантов на получение высшего образования // Социологические исследования. - 2005. - № 4. - С. 96.

2 Там же. - С. 94.

3 Там же. - С. 96.

димые услуги. Ориентация на повышение квалификации, хотя бы частичное обучение в России у них отсутствует1.

Мигранты, ориентированные на постоянное место жительства, нацелены на создание семьи с представителями принимающего сообщества, активно общаются с местным населением, посещают досуговые заведения, не замыкаются на общении с земляками, стремятся получить российское образование. В мотивации этих мигрантов преобладают дружба, сопричастность к группе, потребность в уважении, саморазвитии2.

В наших исследованиях ориентации мигрантов на получение образования в России было выделено несколько групп мигрантов, различающихся по социальному происхождению, профессии и этнической принадлежности. Среди мигрантов, желающих остаться в России, значительна доля тех, кто хотел бы дать высшее образование своим детям. 78-83% мигрантов претендуют на качественное образование и профессии более высокого статуса, чем у своих родителей. При этом на бюджетные места рассчитывают 85% мигрантов славянского происхождения, мигранты из Азии и Кавказа рассчитывают на бюджетные места в меньшей степени - менее 30%, что объясняется низкой успеваемостью в школе, плохим знанием русского языка, различием стандартов среднего образования в России и в других странах.

Исследование выявило различия в профессиональной ориентации групп мигрантов. Мигранты славянского происхождения хотели бы обучить своих детей наиболее престижным профессиям экономистов, юристов, дизайнеров (41%), но одновременно допускают инженерно-технические специальности (37%), а также специальности квалифицированных рабочих (33%). Мигранты-кавказцы хотели бы для своих детей наиболее престижные профессии (55%), инженерно-технические специальности (18%), профессии в сфере торговли и услуг (27%).

Дети мигрантов в целом претендуют на более высокий социальный и профессиональный статус, чем их родители. Выбор профессии в соответствии с семейными традициями, как правило, в сфере торговли, больше характерен для мигрантов-кавказцев. Различны и коммуникативные стратегии мигрантов. Мигранты-кавказцы чаще прибегают к помощи земляков и родственным связям в получении информации, услуг, чем мигранты славянского происхождения. Традиционно считается, что мигранты занимают рабочие места, на которые не претендует коренное население. Однако их дети имеют другой уровень профессиональных и квалификационных притязаний, связанных с повышением образования и должностного статуса. При этом их конкурентоспособность при поступлении в учебные заведения ниже, чем у коренного населения, однако на рынке труда они пользуются широкой протекцией родственников, землячеств. Исследование свидетельствует о возможном изменении миграционной ситуации в России по аналогии с другими странами, принимающими мигрантов, такими как Франция.

1 См.: Петрова О. С. Проблемы социальной адаптации среднеазиатских трудовых мигрантов в Санкт-Петербурге // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». - 2011. -Вып. 12. - С. 340.

2 Там же. - С. - 341.

Проведенное нами исследование показало, что временные трудовые мигранты предпочитают коммуникации, построенные по этническому принципу, и не имеют установок на более глубокое изучение русского языка, российского права и культуры российских народов, мотивируя это временностью пребывания в стране. Лишь 15% мигрантов согласились бы при наличии свободного времени бесплатно изучать русский язык, 18% - российское право и культуру. Однако более 50% из них приезжают на работу в Россию неоднократно, особенно в летний период. Это вызывает необходимость привлечения большего внимания к адаптации этой группы мигрантов.

В настоящее время в российских школах растет число учащихся, которые в процессе самоидентификации личности относят себя к нерусским культурам. В школах Москвы обучается 70 тыс. детей из семей мигрантов, из них 30 тыс. - из стран СНГ.

В Москве проблемы обучения и социокультурной, а также правовой адаптации мигрантов отражены в планах и программах системы городского образования. Для этой цели создаются специализированные общеобразовательные учреждения, разработаны и реализуются целевые программы правительства Москвы по вопросам межнациональных отношений и миграционной политики. Причем одной из важнейших задач Московской городской целевой миграционной программы провозглашается адаптация мигрантов на основе взаимоуважения к культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу жителей города.

Адаптация детей мигрантов в Москве идет преимущественно через школы с этнокультурным компонентом, где идет углубленное изучение языка и культуры того и иного народа. Большая часть учеников в школе имеют одну национальность. С начала 1990-х гг. этнокультурные школы действуют в статусе государственных учреждений. Школы включают различный этнокомпо-нент: азербайджанский, армянский, грузинский, еврейский, корейский, литовский, польский, украинский, турецкий, хинди. Изучению этнокомпонента отведена четверть учебного времени. Одновременно предполагается углубленное изучение русского языка. Отмечается, что школы с этнокультурным компонентом вызывают недовольство жителей Москвы, усматривающих в этом ущемление прав других национальностей. Поэтому предлагается диаспорам создавать собственные этнокультурные центры, обучающие детей во внеурочное время и за свой счет.

Реализуются программы этнокультурного образования в дошкольных учреждениях, где основная цель - приобщение детей к русской и другим национальным культурам. Тем не менее многие задачи не решены.

Удовлетворенность этнических общностей существующей системой образования в Москве (в полной мере и частично) составляет соответственно для азербайджанцев 24 и 43%, для башкир - 25 и 41%, для белорусов - 33 и 45%, для корейцев - 26 и 41%, для татар - 26 и 42%1.

1 Гурченков Е. В. Роль языка в интеграции детей мигрантов в российское общество // Социологические исследования. - 2010. - № 4. - С. 134.

На наш взгляд, именно в специализированных учебных заведениях с этнокомпонентом необходимо расширить преподавание русского языка и правоведения.

За последние годы отмечается возрастание социально-экономической активности мигрантов в России. Число тех, чья деятельность направлена лишь на выживание, уменьшается - от 39% в 2000 г. к 30,9% в 2006 г. Количество трудовых мигрантов, стремящихся жить не хуже местных жителей, возросло с 30,8 до 41,4%. Это связано с необходимостью реализации активных жизненных стратегий, в том числе и в сфере получения образования, квалификации. Исследования показывают, что по общим ориентациям на получение высшего образования у многих групп мигрантов нет отличий от коренного населения. В Москве установки на получение высшего образования у мигрантов ниже -80%, что объясняется большим количеством работников с низкой квалификацией1.

Предметом особого рассмотрения является образование студентов-мигрантов из других стран, обучающихся в вузах России. Так, за последнее десятилетие значительно возрос приток студентов из Китая. С 2000 по 2009 г. число китайских студентов дневных отделений в вузах России возросло в 2,8 раза, а доля китайских студентов, стажеров, аспирантов в составе всего иностранного контингента учащихся российских вузов превысила показатели советского периода. В 2005/2006 учебном году китайские студенты были первой по численности группой среди иностранных учащихся очных отделений вузов России. С 2000 г. значительная часть китайских студентов стала переходить с очной на заочную форму обучения. Общее число китайских студентов в России в 2009/2010 учебном году составляло более 19 тыс.2 По общему суммарному показателю численности учащихся китайские студенты находятся на третьем месте среди студентов-иностранцев, обучающихся в России. Отмечается, что число иностранных студентов-заочников за последнее десятилетие возросло в 4 раза, студентов-очников - в 2 раза. Прирост численности студентов-иностранцев идет за счет миграции из стран СНГ.

Кроме того, растет количество вузов, в которых обучаются иностранные студенты. Так, число вузов, предпочитаемых китайскими студентами, за последнее десятилетие возросло в 3 раза. Если в 2006/2007 учебном году китайские заочники обучались в четырех вузах, то в 2008/2009 они были представлены уже в 23 вузах. Китайские студенты предпочитают для обучения государственные российские вузы. Так, в 2009 г. китайские студенты обучались в 266 государственных вузах России и в 13 негосударственных. При этом на первом месте по предпочтениям стоят вузы, находящиеся в подчинении Министерства образования РФ, а на втором - в подчинении правительства РФ. В частности, в МГУ им. М. В. Ломоносова обучаются 2 тыс. студентов из Китая.

Исследования адаптации иностранных студентов в учебно-научной и социальной среде позволяют выделить основные направления оптимизации

1 Дудко С. А. Образовательная политика в контексте миграционных процессов // Высшее образование в России. - 2010. - № 2. - С. 42.

2 Арефьев А. Л. Китайские студенты в России // Высшее образование в России. - 2010. - № 12.

процесса их обучения. Отмечаются, во-первых, «вечные» проблемы иностранных студентов, связанные с необходимостью обучения на чужом языке; во-вторых, высокая потребность иностранных студентов в дистантных формах образования, но качество дистантного образования в настоящее время их не удовлетворяет; в-третьих, трудности в обучении, которые связаны с процессом столкновения уже сформированных ценностей иностранных студентов и новых культурных ценностей принимающего общества. Среди факторов, играющих ключевую роль в достижении чувства удовлетворенности учебой, иностранные студенты назвали бытовые условия (48%), доброжелательное отношение окружающих (62%), хорошее знание традиций российского общества (17%), возможность соблюдать обычаи и религиозные ритуалы своей страны (15%), надежное обеспечение безопасности (28,8%), высокое качество преподавания, использование передовых информационных технологий, знакомство с лучшими достижениями российской науки (31%). Но при этом исследование выявило расхождение эмоционального и поведенческого компонентов адаптации студентов. 91% студентов интересуются культурными традициями русского народа, но в то же время только 49% указали, что им нравится следовать российским традициям1.

В связи с этим мы хотели бы обратить внимание на необходимость развития этнокультурных принципов в образовании. Этнокультурная составляющая образования должна обеспечить социализацию личности студента как гражданина, проживающего в многонациональном государстве. Принцип эт-нокультурности образования определяется как нормативное положение, на основе которого решаются задачи этнокультурного обучения, воспитания, развития, формирования гражданственности, патриотизма, этнического самосознания, толерантности, способности к поликультурному общению. На основе такого подхода возможно освоение ценностей и культуры, приобретение этнокультурных знаний, умений, навыков, этнокультурного опыта, которые обеспечат становление этнокультурной и поликультурной личности.

Список литературы

1. Аверков А. В. Терроризм и трудовая миграция: мифы и реальность // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. - № 5 (35).

2. Гриценко Г. Д., Маслова Т. Ф. Мигранты в новом сообществе: адаптация и/или интеграция // Социологические исследования. - 2010. - № 5.

3. Дудко С. А. Образовательная политика в контексте миграционных процессов // Высшее образование в России. - 2010. - № 2.

4. Петрова О. С. Проблемы социальной адаптации среднеазиатских трудовых мигрантов в Санкт-Петербурге // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». - 2011. - Вып. 12.

1 См.: Дорожкин Ю. Н., Мазитова Л. Т. Иностранные студенты: некоторые проблемы социальной адаптации // Социологические исследования. - 2007. - № 3. - С. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.