ЛАКОМОВА А. А.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ Аннотация. Рассмотрен опыт Германии, Турции, США и России в сфере миграционной политики по интеграции и социальной адаптации мигрантов. Автором приведены результаты исследования проблемы социальной адаптации мигрантов, проведенного в Нижегородской области на базе Межрегиональной благотворительной общественной организации «Приволжский миграционный центр».
Ключевые слова: миграция, социальная адаптация, программа, проект, помощь, проблемы, международный опыт, интеграция.
LAKOMOVA A. A.
SOCIAL ADAPTATION OF MIGRANTS: RUSSIAN AND INTERNATIONAL EXPERIENCE Abstract. The article considers the migration policies of Germany, Turkey, the USA and Russia. The author studies the countries' experience in integration and social adaptation of migrants. The results of a survey of the problems of migrants' social adaptation are included. The survey was conducted in the Nizhny Novgorod Region on the basis of the Interregional charity organization "Volga migration center".
Keywords: migration, social adaptation, program, project, help, problems, international experience, integration.
Миграция является многовековым явлением. Люди с древнейших времен перемещались с одного места обитания на другое, осваивали новые территории и старались адаптироваться к непривычным для них природно-климатическим и социокультурным условиям проживания. Миграция происходила по различным причинам: неблагоприятные климатические условия, стихийные бедствия, голод, агрессия со стороны враждебных общин. Миграционные перемещения всегда были ключевыми факторами в процессах колонизации, индустриализации и национальном строительстве [1].
В данной статье понятие миграция будет рассматриваться как передвижение населения с определенной целью через государственные границы, связанное с переменой места жительства и требующее внутригосударственного и межгосударственного регулирования. Мигрант - это лицо, совершившее территориальное перемещение в Россию через границы тех или иных государств с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время по определенной причине.
С возникновением государства постепенно формируются основы социальной политики, направленные на решение общественных проблем (бедности, образования, борьбы с социальными рисками, распределения благ и т.п.). В круг этих проблем входили и проблемы помощи мигрантам. Конечно, были и другие случаи, когда государство создавало программы для привлечения мигрантов в качестве трудовой силы. Они были направлены больше на эксплуатацию иностранных рабочих, чем на предоставление им необходимой помощи в социальной адаптации. Со временем миграция становится массовым и актуальным явлением, поэтому требует ее исследования и создания стратегий для адаптации мигрантов.
Интересно обратиться к опыту таких стран, как Германия, США и Турция. Каждая культура имеет свою специфику создания и развития программ по интеграции и адаптации мигрантов. Например, Германия с 1950-х гг. являлась одним из крупнейших центров для притока мигрантов. Согласно плану Дж. К. Маршалла, для восстановления экономики требовалась рабочая сила. Были заключены соглашения с различными странами о рекрутировании иностранных рабочих - с Италией (1955 г.), Испанией (1960 г.), Грецией (1960 г.), Турцией (1961 г.), Марокко (1963 г.), Португалией (1964 г.), Тунисом (1965 г.) и Югославией (1968 г.) [2, с.125-141].
В соответствии с этими соглашениями мигранты получали разрешение на работу в Германии и были связаны с определенной отраслью производства и работодателем, а по окончании действия контракта должны были вернуться домой. Германия не приветствовала прибытие семей иностранных рабочих. Кроме этого, адаптацией мигрантов в этой стране практически не занимались, так как акцент делался на контроле за их трудовой деятельностью, а не на обучении их немецкому языку и решению жилищных проблем.
Иностранные рабочие были заняты низкооплачиваемым и низкоквалифицированным трудом, но стоит отметить, что их заработная плата в Германии была в несколько раз выше, чем заработная плата, которую они получали у себя на родине. По возможности мигранты старались продлить трудовые контракты, и работодатели не отказывали им, так как получали выгоды в виде дешевой рабочей силы и экономии на социальных гарантиях. Все же данные программы привлечения рабочей силы потерпели неудачу, потому что только 1/3 мигрантов в 1960-х гг. вернулась домой. Законодательство Германии не предоставляло права иностранным рабочим на постоянное проживание, но и не проводило насильственной депортации.
Мигранты в Германии все же остались и их нужно было интегрировать. Для этого 1 января 1991 г. вступил в силу Закон об иностранцах, в котором были прописаны меры по их интеграции и адаптации. С 1 января 2000 г. в силу вступили положения о реформировании Закона о гражданстве, облегчающие условия получения немецкого гражданства. В августе
2000 г. Германия ввела программу «грин кард», основанную на балльной системе оценок, для привлечения квалифицированной иностранной рабочей силы в сферу информационных технологий.
С принятием в 2005 г. Закона об иммиграции произошел переход к более активным мерам по интеграции. Главенствующая роль была отдана языковой политике. Правительством было предложено создать 4 579 классов по обучению немецкому языку, выделялись финансовые средства на программы общей интеграции на местном уровне. Согласно этому закону на мигрантов-получателей социальной помощи («social») налагаются санкции, если они не занимаются поиском работы или отказываются принимать предложения о временной работе. В 2008 году приняты программы, согласно которым создаются интеграционные курсы для мигрантов, уроки немецкого языка в детском саду для детей иностранцев и специальные службы-консультации для молодых мигрантов-бизнесменов [3, с. 36-37].
Если обратиться к опыту адаптации мигрантов в США, то можно наблюдать следующую ситуацию. С 1492 года, с момента открытия Х. Колумбом Америки, в течение долгого времени масса колонистов прибывали из Европы и участвовали в освоении Северной Америки. С 16 по начало 19 века мигранты в США приезжали из Франции, Германии, Великобритании, Швеции, Нидерландов, Италии и других стран. Стоит отметить, что многие из них в это время прибывали в качестве подневольных работников и в компенсацию за тяжелый труд получали в собственность небольшие земельные наделы, которые могли обрабатывать, став в дальнейшем независимыми фермерами. Количество людей, мигрировавших в течение этого времени в США, было небольшим.
К 1820 гг. ситуация изменилась: начался период массовой миграции населения. С 1820-х гг. до 1880-х гг. в США прибыло 15 млн. мигрантов. В 1893 году группа американцев из числа зажиточных белых уроженцев, создали Лигу за ограничение иммиграции, так как полагали, что данное явление угрожает здоровью и безопасности страны. В 1921 г. был принят Закон о национальном происхождении, согласно которому устанавливались квоты, основанные на национальном происхождении. Иначе говоря, предпочтение отдавалось иммигрантам из северной и западной Европы, резко ограничивалось число мигрантов из восточной, южной Европы и Азии. Согласно новому Закону Харта-Селлера, принятому в 1965 г., квоты были заменены льготными категориями. Они были основаны на семейных связях и трудовых навыках, а особое предпочтение отдавалось мигрантам, которые имели родственников в США, и профессиям, в которых остро нуждалась страна [4].
В 1990-е гг. были введены программы повышения грамотности в США, в их число были включены курсы по изучению английского языка мигрантами. Кроме этого, с начала
2000-х гг. вводятся специальные программы для социальной адаптации мигрантов. Согласно этим программам государство предоставляет помощь в оформлении пособия, поиске работы и поступления в бесплатный колледж для иммигрантов на языковые курсы.
Еще одна страна, которая имеет достаточно яркую миграционную историю, это Турция. С того момента, как произошел распад Османской империи, одним из главных явлений стала принудительная миграция. Данный процесс регулировал введенный в 1934 г. Закон о поселении: разрешалось мигрировать только тем людям, которые приравнивались к туркам по происхождению и культуре. Вместе с принятием Закона о поселении были созданы программы социальной защиты и интеграции переселенцев, в соответствии с которыми мигранты могли получить турецкое гражданство. Мусульманские общины, говорящие по-турецки, естественно подпадали под действие этого закона. С 1960-х гг. мигранты пребывали в Турцию из Болгарии, в которой начались серьезные экономические трудности. Около 300 тысяч болгарских турок поселились в Турции в 1960 - 1970-ее гг. [5].
С 1990-х гг. начались массовые потоки вынужденных мигрантов в Турцию из Ирака, Ирана, Косово и Югославии. С этого и по настоящее время турецкое государство испытывает трудности с интеграцией и адаптацией беженцев из этих стран. Турция предприняла попытки мобилизовать средства международных организаций для помощи беженцам, но данная финансовая поддержка остается недостаточной для решения этой проблемы. В 2013 г. вступил в силу Закон «Об иностранцах и международной защите». Согласно этому закону определяется статус «лиц, находящихся под международной защитой». Им выдается государственное пособие и не распространяется запрет на трудоустройство. Согласно закону, сирийские беженцы находятся в Турции под временной защитой и получают право на работу после 6 месяцев пребывания в стране [6].
В истории иммиграции в Россию можно проследить множество различных указов и реформ, согласно которым были привлечены иностранные работники из различных сфер трудовой деятельности. Стоит отметить правление Петра I, с которого начинаются официальные указы для привлечения рабочих из-за границы для строительства различных объектов архитектуры. В 1702 г. принят указ, согласно которому приглашались на промышленную службу высококвалифицированные иностранные рабочие (ремесленники, мастера). Они обеспечивались жалованием, даровой квартирой, их имущество не облагалось никакими налогами [7]. Во времена правления Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.) были введены указы для заселения южных пустынных окраин иностранными колонистами. Манифесты 1762 г., 1763 г., 1764 г. при Екатерине II гарантировали иностранным рабочим, которые осваивали южные окраинные территории, свободное вероисповедание, земельные
участки в дар, освобождение от налогов на определенный срок и хорошее жалование за работу.
В 1768 г. в Санкт-Петербурге была учреждена «Канцелярия опекунства иностранных», а в губерниях - «конторы канцелярии опекунства иностранных». Канцелярия получала финансовые средства для помощи мигрантам при переселении для их интеграции и адаптации. Переселение иностранцев становилось массовым явлением, канцелярия и ее местные конторы не справлялись со своей деятельностью, поэтому в 1883 г. министерства государственных имуществ и их управления на местном уровне стали контролировать жизнь мигрантов [8].
В 1920-1930-е гг. началась массовая иммиграция иностранных рабочих в Советский Союз. В связи с ускоренной индустриализацией потребовались специалисты, которые умели обращаться с закупленным за рубежом оборудованием. Согласно постановлению ЦК ВКП(6) от 23 марта 1931 г. «О ходе выполнения директив ЦК по работе с иностранными рабочими», были приглашены десятки тысяч высококвалифицированных рабочих из разных стран. Им предоставлялись привилегии: дефицитные продукты питания, одежда, обувь, товары первой необходимости, заработная плата по рыночной цене (иногда выплачивалась золотом). Некоторые из них оставались в СССР, получали работу, достойную заработную плату, жилье, учили язык и становились гражданами СССР [9, с. 875].
В 1950-1960-е гг., а затем и в 1970-е гг. можно наблюдать схожую картину по привлечению квалифицированных трудовых мигрантов в Советский Союз и обеспечению их социальными и другими гарантиями. Распад СССР в 1991 г. стал значимым явлением в истории массовой миграции конца XX в. и начала XXI в. В основном переезжало русское население из бывших союзных республик в Россию. Миграция носила вынужденный характер, чему способствовали вооруженные конфликты, межэтнические стычки в Таджикистане, Азербайджане, Грузии, Армении. К середине 1990-х гг. в Россию переселилось около 2 560 000 мигрантов [10]. В 1992 г. была создана Федеральная миграционная служба, помогающая мигрантам оформить необходимые документы и написать заявление о предоставлении убежища, жилья, работы и пособия.
В 2008 г. был зафиксирован пик миграции, в этот год было выдано 2,5 млн. разрешений на работу [11], переселилось в Россию 4 337 беженцев [12]. Это без учета нелегальной трудовой миграции. В конце 2011 г. в России находилось 9 млн. мигрантов. Хотя потоки приезжих уменьшались, в 2014 г. было зарегистрировано 17 281 971 мигрантов, а в 2015 г. - 17 083 849 [13].
Миграция - достаточно сложное и неоднозначное явление в современном мире. В настоящее время идет дискуссия по поводу того, нужно ли адаптировать мигрантов в
принимающей стране или, наоборот, принимать меры, направленные на ограничение миграционного потока. Если посмотреть на эту ситуацию со стороны самого мигранта, то естественно, что приехавший в другую страну стремится к улучшению своего положения, поэтому необходима комплексная работа с мигрантами по их социальной адаптации: предоставление социальной и правовой помощи; курсы по изучению русского языка и культуры местного народа; тренинги, семинары, направленные на интеграцию иностранцев в местную среду; по возможности использование такой технологии социальной работы, как сопровождение тех лиц, которые находятся в наиболее тяжелой жизненной ситуации при переезде в новую для них страну.
Для успешной социальной адаптации мигрантов в принимающем обществе необходимо исследование и понимание текущих проблем, возникших в другой для них стране. Подобные исследования нужно проводить в каждом регионе, изучая специфику процесса миграции и социальную политику в отношении социальной адаптации мигрантов. В Нижегородской области на базе Межрегиональной благотворительной общественной организации (МБОО) «Приволжский миграционный центр» с ноября 2015 года по март 2016 года было проведено исследование «Современные проблемы социальной адаптации мигрантов в Нижегородской области».
Было опрошено 85 мигрантов в возрасте 18-45 лет методом индивидуального анкетирования. Среди них - 51 мужчина и 34 женщины. Из 85 мигрантов 22 человека прибыли из Таджикистана, 13 - из Азербайджана, 13 - из Узбекистана, 12 - из Армении, 9 -с Украины, 8 - из Молдовы, 6 - из Киргизии, 2 - из Казахстана.
Согласно результатам исследования, основными для адаптации мигрантов являются проблемы поиска жилья, подходящей работы, плохого знания русского языка и культуры коренного населения, а также проблема социального исключения.
Среднемесячный заработок опрашиваемых мигрантов составляет примерно 24 тыс. рублей, что считается хорошим уровнем доходов на одного человека в месяц в Нижегородской области. Несмотря на это, многие мигранты отмечают, что сталкивались с трудностями материального характера. Возможно, возникают такие проблемы у приезжих лиц с доходом 24 тыс. и выше, потому что большая часть дохода уходит на оплату аренды жилья.
Согласно результатам исследования, больше половины мигрантов (61,2%) отметили, что одной из главных проблем при приезде в Россию оказалась проблема поиска жилья. Если мигранты пребывают с целью трудоустройства, то не во всех случаях работодатель предоставляет им жилье.
60% мигрантов утверждают, что испытывали трудности материального характера. Они возникают в связи с низкооплачиваемой работой и доходами ниже величины прожиточного минимума, установленного в регионе, или большими расходами на оплату жилья. Часто такого рода проблемы являются ключевыми барьерами в социальной адаптации мигрантов. Они могут испытывать нехватку продуктов питания и товаров первой необходимости, сезонной одежды, обуви, необходимых средств на оплату аренды жилья, медицинских услуг и лекарственных препаратов.
36,5% отметили, что имеют проблему в поиске работы. Не все мигранты, приезжая в Россию, имеют договоренность о трудоустройстве. Одна часть трудовых мигрантов устраивается на работу самостоятельно, часто попадая к недобросовестному работодателю, который не оформляет их трудоустройство официально (по трудовому договору), не отчисляет взносы в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации. Другая часть мигрантов соглашается на временную низкооплачиваемую и неквалифицированную работу, впоследствии ищет новую работу, которая удовлетворяла бы их притязания в профессиональной деятельности (условия труда, должность в соответствии с уровнем образования, квалификацией) и оплате труда (не ниже уровня МРОТ, наличие дополнительных премий, надбавок).
Плохое знание русского языка является также одной из проблем в социальной адаптации и интеграции мигрантов. Данный факт отметили 34,1% респондентов. Это можно было заметить и по заполненным анкетам мигрантов. Многие респонденты, отвечая на открытые вопросы, делали большое количество грамматических ошибок, неправильно строили предложения, вследствие чего было достаточно трудно понять смысловое значение данных ответов. Проблема плохого знания русского языка у мигрантов является существенным барьером в их интеграции и социальной адаптации. Могут возникнуть трудности в общении с коренным населением, работодателями, освоении учебной литературы при сдаче комплексного экзамена, понимании и оформлении определенных документов при трудоустройстве, при оплате необходимых государственных услуг, а также боязнь начать беседу в общественных местах, попросить помощи у местного населения или обратиться в соответствующие организации.
16,5% мигрантов признались в плохом знании культуры (традиций, обычаев, праздников) российского общества. Мигранты по этой причине могут не принимать и не соблюдать культурные нормы, принятые в российском обществе. Наличие желания у приезжих лиц изучать культуру принимающего населения может привести к культурному обмену и духовному обогащению, что положительно скажется на межнациональном взаимодействии.
Некоторые из опрашиваемых мигрантов (16,5%) отметили, что чувствуют себя чужими. Это может приводить к формированию положения мигранта как маргинала, которого нижегородское общество не хочет принимать и социально исключает его. Такое состояние выражается в пренебрежительном или неодобрительном отношении со стороны местного населения, в дискриминации на работе, общественных местах, в низком уровне общения с коренными жителями или лицами других национальностей, плохом знании культуры, правил поведения и традиций.
Каждый мигрант выбирает определенную стратегию поведения для интеграции и социальной адаптации в новом обществе, исходя из той или иной проблемы. Поэтому в современном мире необходима деятельность некоммерческих организаций, общественных и волонтерских движений, государственных социальных и других видов учреждений, которые будут создавать и реализовывать долгосрочные программы и проекты по предоставлению помощи в адаптации приезжих лиц. В Нижегородской области ярким примером можно называть МБОО «Приволжский миграционный центр», организацию, в которой развиты не только консультативные, но и образовательные, досуговые и социально-правовые услуги. Данные виды услуг направлены на помощь в решении определенной проблемы различных категорий мигрантов (беженцев, трудовых мигрантов, иностранных граждан).
Используя исторический, а также международный опыт программ социальной поддержки мигрантов, Россия стремится к созданию и реализации долгосрочных проектов, удовлетворяя текущие потребности мигрантов с учетом мнения коренного населения. Внедрение такого рода программ и проектов поможет снизить уровень социальной напряженности в обществе и наладить межнациональное взаимодействие не только на уровне страны, но и на уровне мирового пространства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Юдина Т. Н. Социология миграции. - М.: Академический Проект, 2006. - 272 с.
2. Денисенко М. Б., Хараева О. А., Чудиновских О. С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. - М.: Издательство ИЭП им. Е.Т. Гайдара, 2003. - 354 с.
3. Карачурина Л. Б. Пространственное размещение и социальная адаптация мигрантов в современной Германии: уроки для России // Региональные исследования. - 2008. - №1 (16). - С. 31-38.
4. Дайнер Х. Как иммигранты пополняют общество - иммиграция и история США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kontinent.org/article.php?aid= 481b856f6d44d.
5. Эрдер С. Новые тенденции международной миграции в Турции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2002/079/analit04.php.
6. О турецком Законе № 6458 «Об иностранцах и международной защите» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Генерального консульства Российской Федерации в Анталье (Турция). - Режим доступа: http://www.antalya.mid.ru/i_vni35.html.
7. Ахиезер А. С. Миграция в российской истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2006/0233/analit08.php.
8. Из истории вопроса: Эмиграция и иммиграция. От Российской империи до Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт правового агентства «Мигромир». - Режим доступа: http://www.migromir.ru/history.php.
9. Павлова В. В. Повседневность и быт иностранных рабочих и специалистов в Союзе ССР (конец 1920-х - 30-е годы) // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. Гуманитарные науки. - 2012. - № 27. - С. 873-878.
10. Зайончковская Ж. А. Миграция в современной России [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1714#top-content.
11. Власова Н. И. Проблемы трудовой миграции: стенограмма доклада на Круглом столе «Мигранты в России: свои и чужие» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russiaforall.net/material.jsp?matid=180.
12. Численность вынужденных переселенцев и беженцев, Россия, 1995-2013 [Электронный ресурс] // Электронная версия бюллетеня Население и общество. -25 января - 7 февраля 2016. - № 671-672. - Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_ref.php.
13. Статистические сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной миграционной службы России. - Режим доступа: http://www.fms.gov.ru/about/activity/stats/Statistics /Statisticheskie_svedenija_po_migracionno.