МАРГИНАЛЬНЫЙ СТАТУС ПСИХОЛОГИИ КОНФЛИКТА
А.И. Волкова
Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов имеет маргинальный статус. Одиннадцать отечественных наук занимаются изучением конфликта: военнология,
искусствоведение, история, математика, политология, правоведение, психология, социобиология, социология, философия.
На практике к проблемам возникновения эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров, а также умению выходить из конфликтных ситуаций проявляют огромный интерес не только ученые: социологи, психологи, политики, а также руководители, социальные работники, журналисты... и т.д. - спектр профессий просто огромен. Этот возрастающий интерес в немалой степени связан с ростом напряженности в различных сферах общественных структур. Но несмотря на это в современной действительности большинство людей не подготовлено психологически к возможности осмысления, понимания и разрешения конфликтов, только потому, что долгие годы существовала ориентация на «бесконфликтное» развитие общества, что делало проблематику конфликтов неперспективной.
Попытки копирования зарубежного опыта в области социальных проблем, связанных с конфликтами оказываются малоуспешными, поскольку не рассчитаны на универсальное приложение в любых социокультурных условиях и слишком «механизированы», то есть не учитываются особенности психологии русского человека: психологические особенности конфликтной личности, вербальное и невербальное поведение, проксемические особенности, та или иная жизненная позиция а также, психологическая среда конфликта - проблема подачи информации, каналы связи, условия при которых люди взаимодействуют и многое др. И, при этом, спектр именно российских конфликтов огромен, например, межличностные, межгрупповые, внутриличностные и т.д. И для того, чтобы их решить надо обладать знаниями вобласти философии, социологии, правоведении, психологии. Поэтому проблема регулирования, разрешения и предупреждения конфликтов является маргинальной для психологической науки. В настоящее время этот пробел восполняет «Конфликтология». Согласно ГоСТУ общего и профессионального образования «Конфликтология» входит в перечень обязательных учебных дисциплин для подготовки социальных работников, социологов, психологов, политологов и др. Но дпя того, чтобы обучать теории и практике конфликта должна быть определенная научная база, подкрепленная методологией и объективными критериями периодизации вышеназванной науки. Анализ количества, характера и объема публикаций по проблеме конфликта показывает, что Конфликтология как относительно самостоятельная наука существует в России с начала 90-х годов. К началу 2000 года в нашей стране защищено 22 докторских и 203 кандидатских диссертации. С 1924 по 1998 включительно опубликовано более 300 книг, монографий, брошюр, огромное количество статей в журналах и сборниках, а также глав и параграфов в книгах, посвященных проблеме конфликта.
Полученные данные показывают, что проблема конфликта носит выраженный междисциплинарный характер. При формировании конфликтологии как науки, используются знания о конфликте,
накопленные в рамках одиннадцати вышеназванных наук, являющихся фактически отраслями конфликтологии. На это указано в работах
В.Дружинина, В.Канторова, А. Дмитриева, В. Кудрявцева, А. Анцупова, А.Малышева, В.Щипкова, А. Бандурко, В. Казимирчука и др. Именно в результате междисциплинарных исследований выявляются не частные, а общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов. Однако, объективно и разносторонне оценить характер междисциплинарных связей, их маргинальность достаточно сложно. По данным исследований, проведенных А.Я. Анцуповым в 1993-1998 годах, можно сделать вывод, что «междисциплинарные связи между отраслямиконфликтологии пока не усиливаются». Эта негативная тенденция сохраняется и до настоящего времени. При этом, необходимо уточнить, что широкие междисциплинарные связи в настоящее время существуют у философов и социологов, которые используют при изучении конфликта работы представителей других наук, за исключением социобиологии. Междисциплинарная взаимосвязь соединяет также такие отрасли знаний как психология, политология и правововедение. В то же время социобиологи и математики работают полностью изолированно, опираясь только на знания, имеющиеся в своих науках.
Сейчас важнейшей задачей является интеграция отраслей конфликтологии на основе принципа равенства всех ее отраслей. Вместе с тем роль системообразующей науки в настоящее время объективно играет психология. Это определяется следующими факторами:
- Психология является единственной наукой, изучающей все типы конфликтов;
- Объектом психологии выступает реальный человек, являющийся центральным звеном конфликтов всех уровней;
- Психологи занимают лидирующее положение по объему исследований конфликтов;
- Только в психологии в 1992 А.Я. Анцуповым поставлена, а затем {проработана проблема формирования конфликтологии как науки.
Несмотря на то, что конфликтология слишком молода, но все же каждая из одиннадцати отраслей знаний, изучающих конфликт, внесла свой вклад в развитие науки:
В военнологии с 1988 года исследуются понятия «военный конфликт», «война» и на данный момент разрабатываются теории собственно военного конфликта в работах С. Богданова, В. Чебана, В. Дуброва и др. В искусствоведении с 1983 года конфликт изучается в различных видах художественного творчества: литературе, театре, кино в работах А. Погребной, В Сахновского, Н.В. Крючечникова и др.
История приступила к изучению проблемы конфликта в начале 70-хгодов и до сих пор конфликт исследуется по следующим направлениям: международные конфликты, региональные конфликты, конфликты на Ближнем Востоке, развитые страны и конфликты в третьем мире, этнические конфликты на территории бывшего СССР и многие др.
Математика описывает в основном модели конфликтных явлений. Этим она обязана теории игр, созданной Дж. Нейманом и О. Моргенштерном в 1944 году. В России исследовал теорию игр Г. Ф. Гаузе . В своих работах он впервые описал конфликтное взаимодействие двух биологических видов за общее место в микрокосмосе.
В педагогике в 1964 году появилась статья Б.Г. Лихачева «О конфликте в детском коллективе», где автор анализирует причины конфликтов среди детей и позиции педагога по отношению к ним. К 70-м годам и по настоящее время тенденция рассмотрения различного рода
конфликтов склонна к увеличению. Это отражено в работах Б. Аминова, Т.Чистяковой, Г. Болтуновой и многих других.
В политологии с начала 70-х годов исследуются межгосударственные конфликты с точки зрения критического анализа западных прогнозов и вариантов решения конфликтов в работах С. Алпатова, Н. Дорониной, В. Журкина и др.
В правоведении изучаются трудовые конфликты еще с 20-х годов 20 века специалистами, работающими в области права. Особенностью этих работ являлся прикладной характер ~ это в основном законы и различные руководства по устранению конфликтов в правовом порядке. В настоящее время изучаются международно-правововые аспекты конфликтов; конфликтные ситуациивдеятелыюсти правоохранительных органов; рассматривается также конфликт как причина преступления в работах И. Арцибасова, С. Еегорова, О. Баева, Н Олейникова и многих других.
Психология по количеству публикаций занимает выраженное лидирующее положение среди других наук, изучающих конфликт. В психологии понятие конфликта трактуется как столкновение, противодействие, противоречие. Иногда конфликт понимается как вид общения, ситуационная несовместимость, ситуация ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия, что тождественно с пониманием конфликта в конфликтологии.
Среди сущностных черт конфликта выделяют наличие противоречия между субъектами; их противодействие; негативные эмоции по отношению друг к другу.
В целом можно утверждать, что в период с 30-х по 70-е годы I психологические исследования конфликта носили фрагментарный характер. Отсутствовали обобщающие работы, необходимые для формирования методологической и теоретической базы изучения конфликта.
В 80-е годы происходит осмысление накопившегося эмпирического материала и формируется три подхода к изучению конфликта: организационный, деятельностный и личностный.
На рубеже 90-х годов стала осознаваться необходимость междисциплинарного изучения конфликта. Наиболее яркие работы по систематизации конфликтов в психологии - это работы Р.Л. Кричевского, Е.М.Дубовской, В.М. Басова, А.И. Шкиль и др.
Социобиология, по словам Жана Пиаже, наука о конфликтном поведении (всех живых существ). Эта отрасль конфликтологии разработана в основном в исследованиях зарубежных авторов: Д. Кэмпбел, О. Меннинг, Н. Тинберген, Р. Хайнд и др. Основные направления изучения конфликтов на сегодняшний день: осоциализированное (конфликт связан с внутренней организацией жизнигруппы) и биологическое (конфликт связан с потребностями физиологического существования), также изучаются возможности выживания в конкурентной борьбе, генетика агрессивности и многое др.
Социология - пионер в изучении конфликта в отечественной науке. Публикации в 1924-1929гг. брошюр П.О. Гриффина и М.И. Могилевской «Трудовые конфликты и порядок их разрешения» предопределили дальнейшие социологические исследования по изучению забастовок, стачек, крестьянских восстаний. С 1930 года социологические исследования на вышеназванные темы прекращаются, после того как под влиянием тогдашней идеологии советское общество стало рассматриваться как бесконфликтное. И только в 1981 году появилась тенденция к увеличению исследований конфликта.
Современные направления: социологические аспекты
международных конфликтов; роль конфликта в семейно-брачных отношениях; конфликты и преступность в обществе, и многие другие.
В философии также рассматривалась проблема конфликта, а именно антагонистические и неантагонистические противоречия и формы их разрешения - конфликтные действия. Причины конфликтов отождествлялись с отклонениями от «нормального хода развития», с пережитками прошлого.
В настоящее время актуальны следующие направления: моральный конфликт в современном обществе; художественный конфликт как эстетическая категория; разработка философской концепции социального конфликта и многое другое.
Рассматривая психологию конфликта с точки зрения маргинального статуса в рамках вышеназванных наук следует отметить на наш взгляд основные положения ее существования и развития в 21 веке: изучение специфики российского общества в объективном и {субъективном смысле;
интеграция различных отраслей знаний о конфликте в единое целое; необходимость осмысления и понимания личности в субъектном измерении конфликта любой категории и любого уровня сложности;
необходимость выявления общих и частных законов предупреждения, реагирования и регуляции действий по разрешению конфликта;
классификация противоречий, призывающих личность к вхождению в конфликт и многое другое.
СТРАХИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ
Г.А. Дорофеева
ТРТУ, кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности, тел/факс (8634)312-016, E-mail: [email protected]
Процесс социализации личности тернист и многогранен. Одним из затруднений, стоящих на пути благополучного вхождения человека в социум, являются страхи, которые могут быть причиной, источником эмоциональных нарушений развития личности. Психологи школ, дошкольных и внешкольных учебных заведений, психологических центров сталкиваются с решением проблем клиентов в той или иной мере зависящих от наличия у клиента разного рода страхов (фобий). Для начинающего психолога или психолога, сталкивающегося с проблемами «страхов» впервые важно знать - что же такое «страх»? Отличается ли чем-либо страх от фобии? Какие существуют виды страхов? Какие виды классификаций страхов бывают? Каковы причины страхов? И многое другое. Ответам на некоторые из этих вопросов посвящена эта статья, начинающая серию работ по данной проблематике в рамках темы «Экология семьи».