Научная статья на тему 'Формирование компетентности в решении конфликтных ситуаций у слушателей выпускных курсов Воронежского института МВД России'

Формирование компетентности в решении конфликтных ситуаций у слушателей выпускных курсов Воронежского института МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНФЛИКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / COMPETENCE / CONFLICT / VOCATIONAL TRAINING / APPLIED DIRECTIVITY / INTERPERSONAL CONFLICT / EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшков Юрий Владимирович, Толстых Сергей Константинович

Важной составляющей компетентности в решении конфликта является индивидуально-личностный компонент, отражением которого выступает личная конфликтность. В статье приводятся результаты исследования данного процесса на основе опроса слушателей выпускных курсов Воронежского института МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшков Юрий Владимирович, Толстых Сергей Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual personal component is an important part of competence in the process of conflict decision, which is reflected in personal conflict ability. The article presents the results of the research based on the survey of graduating cadets of Voronezh Institute of the Russian Ministry of the Interior.

Текст научной работы на тему «Формирование компетентности в решении конфликтных ситуаций у слушателей выпускных курсов Воронежского института МВД России»

Ю. В. Горшков

С.К. Толстых,

кандидат педагогических наук, доцент

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РЕШЕНИИ КОНФ ЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ У СЛУШАТЕЛЕЙ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

FORMATION OF COMPETENCE IN THE DECISION OF CONFLICT SITUATIONS AMONG GRADUATING CADETS OF VORONEZH INSTITUTE OF THE RUSSIAN MINISTRY

OF THE INTERIOR

Важной составляющей компетентности в решении конфликта является индивидуальноличностный компонент, отражением которого выступает личная конфликтность. В статье приводятся результаты исследования данного процесса на основе опроса слушателей выпускных курсов Воронежского института МВД России.

Individual personal component is an important part of competence in the process of conflict decision, which is reflected in personal conflict ability. The article presents the results of the research based on the survey of graduating cadets of Voronezh Institute of the Russian Ministry of the Interior.

Конфликты как научная проблема уже давно вышли за рамки наук, традиционно их изучающих, таких как психология, социология, политология, правоведение. Сложилась оп -ределенная отрасль междисциплинарных знаний

— конфликтология, изучающая различные аспекты конфликтов и конфликтных ситуаций. Последние три десятилетия характеризуются устойчивым ростом интереса к проблеме конфликта. Разработке теории конфликта по -святили свои исследования многие оте -чественные и зарубежные ученые: А.Я. Анцупов [1, 2], Е.Г. Баранов [3], В.Н. Герасимов [5],

Н.В. Гришина [б], С.И. Ерина [В], Ю. И. Мягков [10], Л.А. Петровская [12], Б.И. Хасан [14], А.И. Шипилов [15], В.С. Безрукова [4], L. Coser [16], L. Eron [17], K. Tomas [18] и другие. Во многих исследованиях отмечается, что если раньше основное внимание было направлено на процессуальную сторону конфликтов и их типологизацию, то сейчас возникает необхо -димость сосредоточиться на их разрешении (В.В. Новиков [11], И.И. Рыданова [13]).

Значительный вклад в изучение феномена конфликта внесли западные социологи и пси -хологи, которые выделили его как само -стоятельное явление более ста лет назад. В ра -боте Г. Спенсера, изданной в 1896 году, подчеркивалась неизбежность конфликтов в исто -рии человечества. В 1921 году Р. Парк, анали -зируя наиболее распространенные процессы социального взаимодействия, наряду с конку -ренцией, аккомодацией и ассимиляцией выде -лил конфликт. Среди социологов, активно раз -

рабатывающих проблему конфликтов, необхо -димо назвать также М. Вебера, Т. Веблена, Ф. Гиддингса, Э. Росса, А. Смолла. Наиболь -ший вклад в разработку теории конфликтов в социологии внес Г. Зиммель. Он считал кон -фликт универсальным явлением, дающим им -пульс социальному развитию.

Межличностные конфликты являются актуальным предметом исследования для педагогической науки. Прежде всего потому, что генерализация межличностных конфликтов во многом зависит от уровня воспитанности и компетентности оппонентов, профессионализма руководителей, начальников, командиров и т.д. Исторически сложилось так, что на определенных этапах изучение проблемы конфликтов в нашей стране и за рубежом происходило независимо друг от друга. Причинами этого были как идеологические барьеры, так и различие в подходах к методологическим и психолого-педагогическим де терминантам.

Понятие «компетентность» в отечественной психолого-педагогической литературе часто ис-пользуется как синоним таких понятий, как мастерство, готовность к деятельности. Так, напри -мер, Ю.Н. Емельянов [7] трактует ее как уровень сформированности общественно-практического опыта субъекта, как уровень обученности соци -альным и индивидуальным формам активности, которые позволяют индивиду в рамках своих способностей и статуса успешно функционировать в обществе.

В последнее время в ряде руководящих документов отмечается низкая профессииональная подготовленность командиров различных уровней в сфере организации воспитательной работы в подразделениях, проведении профилактиче-ских мероприятий по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций. Данный фактор называется одной из причин совершения престу -плений (преимущественно неуставных взаимоотношений) и суицидальных происшествий.

Отмечается, что причиной критического состояния дисциплины является «неспособность значительной части должностных лиц органов воспитательной работы противостоять воздействию негативных факторов, вызывающих рост преступности, и непринятие мер по приведению содержания, форм и методов их деятельности в соответствие с реальным состоянием правопорядка и дисциплины». Отмечается, что в результате конфликтов на почве неуставных взаимоотношений за три года травмировано свыше 14 тысяч сотрудников, более 700 получили тяжелые увечья, 350 человек погибли. Одной из причин данного положения является недостаточная подготовка кадров, т.е. низкая профессиональная компетентность.

Таким образом, цель исследования состояла:

- в анализе специфики межличностных конфликтов у слушателей Воронежского институ та МВД России;

- в определении уровня компетентности в разрешении конфликтов как элемента профессиональной подготовки.

Профессиональная компетентность характе-ризуется сформированностью у офицера правоохранительных органов единого комплекса зна -ний, навыков, умений, психолого-педа -

гогических качеств и профессиональных инвари -антов поведения. Знания, навыки и умения в данном случае можно представить как ролевые характеристики профессиональной компетентно -сти офицера. Все остальные компоненты предстают в качестве субъектных характеристик, ука -зывают на отношение офицера к деятельности и на его сугубо индивидуальный стиль работы.

Профессиональные знания как объективно необходимые сведения обо всех сторонах слу -жебной деятельности начальника, руководителя или командира подразделения складываются из востребованных практикой общих и частных компонентов. Они составляют основу для формирования психолого-педагогической культуры.

Психолого-педагогические качества отражают сформированность всех компонентов духов -ного мира профессионала — мировоззрения, психических процессов, свойств, состояний, ко -торые позволяют ему выполнять избранную дея -тельность. Их специфический характер опреде-ляется как природными особенностями данного

офицера, так и содержанием его служебной деятельности .

Одним из важнейших элементов профессионального мастерства является компетентность начальника, руководителя или командира подразделения в решении конфликта. Компетентность в решении конфликта представляет собой многоплановое явление. К пониманию ее природы, по мнению многих ученых, необхо ди -мо подходить с различных сторон. Чаще всего она рассматривается как составная часть компетентности в общении. Для начальника, руководителя , командира подразделения как руководи -теля важно эффективно принимать участие в формировании бесконфликтного общения подчиненных, а в случаях возникновения конфликтов компетентно принимать участие в их реше -нии. В работах педагогов, психологов, а также военных педагогов и психологов понятие «ком-петентность в решении конфликта» не рассматривается, но интегральные качества, необходи-мые командиру для предупреждения и решения конфликтов, предлагаются в виде условий. На -пример, внимательно слушать собеседника, не перебивая его и не отвлекаясь; стараться не уп -рекать и не ругать подчиненного за то, что он не способен держать себя в руках; показать подчи -ненному, насколько выгодно ему самому прекращение конфликта; дать возможность подчи -ненному выговориться и тем самым уменьшить силу отрицательных эмоций. Для выполнения предложенных условий у начальника, руководи -теля или командира должны быть сформированы определенные социально -психологические качества, которые можно назвать компетентностью в решении конфликта. В ряде работ подготовка офицеров к решению конфликтных ситуаций в коллективе или подразделении рассматривается как часть единой профессионально-педаго -гической подготовки и предполагает формирование психолого-педагогических знаний и умений, позволяющих офицеру конструктивно влиять на отношения между сотрудниками и военнослу-жащими МВД РФ [9, 10].

В процессе проведения исследования возникла необходимость расширить содержание данного понятия. Это связано с тем, что начальник, руководитель коллектива, командир подраз -деления в проанализированных конфликтах вы -ступал в качестве лица, знающего и владеющего приемами и способами участия в решении конфликтов в качестве третьей стороны; с позитив -ным отношением к подчиненным (низким уровнем враждебности к окружающим); с ориентаци -ей при разрешении проблемных ситуаций на психологический климат; с учетом причин возникновения конфликтов в руководимом коллективе; знанием психологических особенностей подчиненных. Важной составляющей компетентности в решении конфликта является инди-

видуально-личностный компонент, отражением которого выступает личная конфликтность. В рамках исследования был проведен опрос слушателей выпускных курсов Воронежского ин-ститута МВД России по методике К. Томаса (всего опрошен 91 человек).

Данные исследования свидетельствуют о том, что около четверти слушателей выпускных курсов выбирают самый конструктивный способ взаимодействия в конфликте — сотрудничество (24,6% — на юридическом факультете; 27,1% — на радиотехническом факультете). Однако сле-дует отметить большое количество вариантов выбора стратегий поведения, которые принято считать недостаточно конструктивными, прежде всего потому, что в других стратегиях либо обе

стороны не достигают результата, либо ущемляется одна из сторон (рис. 1).

Так, наиболее острая стратегия взаимодействия — «соперничество» — занимает вторую позицию в общем количестве стратегий (24% — на юридическом факультете, 23% — на радиотехническом факультете).

Общая оценка конфликтности слушателей Воронежского института МВД России, участво -вавших в эксперименте, оказалась относительно невысокой: 3,59 условных балла, со средним по величине коэффициентом вариации, равным 28,21. Она даже несколько выше оценок роли младших командиров в профилактике конфликтов: 3,24 балла при коэффициенте вариации 26,71, что свидетельствует об их определенной самокритичности и способности к самоанализу.

%

іи-ііцудмнччч іі»м і «їм і н| ■ н і пі*--! іни коми рипднг. и рис но* оСрЛ ЄНИ V н^СидГЯин*

™ Юридический факультет Воронежского института МВД России ■ Радиотехнический факультет Воронежского института МВД России __________________________________________________________________________________і

Рис. 1. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях (по К. Томасу)

Личная конфликтность оценена слушателями в относительно невысоких показателях (3,85 баллов), но, учитывая некоторое превышение средней вели-

чины (3 балла), результат можно считать удовлетворительным, что подтверждается данными по методикам А. Анцупова и К. Томаса.

Личную компетентность опрашиваемые оценили выше, чем в 4 балла. Показательно, что результат компетентности в решении конфликта командного звена курсантских подразде-лений определяется только на 1,78 условных балла. Это явно свидетельствует о завышенных самооценках слушателей.

Вышеизложенное даёт основание предполагать необходимость повышения роли ко -мандного звена различных уровней в профилактике и решении конфликтов.

Данные результаты подтверждают необходимость формирования компетентности в реше-

нии конфликта и потребность в наличии специальных знаний в области конфликтологии со стороны будущих офицеров правоохр анительных органо в.

Были проанализированы оценки слушателями влияния различных учебных дисциплин, преподаваемых в институте, на формирование компетентности в решении конфликта.

На первом месте в данном вопросе гуманитарные дисциплины: психология и педаго -гика: 4,21 балла, при самом низком коэффициенте вариации (19,34), что свидетельствует о небольшом разбросе мнений, и философия: 4,01 балла. Высокую оценку получили специальные дисциплины — 3,93; юридические дисциплины

— 3,74; иностранные языки — 3,42 балла.

Преимущество гуманитарных дисциплин над юридическими дисциплинами, иностранным языком подтверждается достоверными различиями (р<0,05). Существенное влияние на формирование компетентности в решении конфликта оказывают занятия по физической подготовке: средний балл

по специальной физической подготовке составил 3,97; по профессионально-прикладной физической подготовке — 3,93 балла.

Эти данные объясняются прикладной направленностью данной дисциплины. Кроме то -го, в беседах многие слушатели рассказывали о многочисленных примерах, приводимых преподавателями кафедры физической подготовки в решении конфликтных ситуаций. Однако наблюдения и беседы со слушателями свидетельствуют о том, что воспитательное воздействие в рамках исследуемой проблемы со стороны преподавателей кафедры физической подготовки не столь целенаправленно и осуществляется скорее на интуитивном, бытовом уровне.

Анализ научных данных и результат проведенного эксперимента позволяют определить перспективные направления совершенствования компетентности в решении конфликтов у слушателей выпускных курсов, и прежде всего — расширение знаний о межличностных конфликтах, укрепление навыков и умений позитивного решения конфликтов, социального взаимодействия в условиях конфликтных отношений. Данный вывод позволяет утверждать, что офицер правоохранительных органов объективно нуждается в постоянном психоло-го-педагогическом сопровождении, т.к. в настоящее время компетентность в разрешении конфликтов — составная часть профессиональной подготовки современного начальника, руководителя или командира подразделения, особенно если по содержанию своей деятельности он занимается вопросами обучения, воспитания и образования.

Представляется, что эффект может быть существенно повышен, если выбор технологии управления конфликтом в каждом конкретном случае будет являться актом педагогического творчества руководителя с учетом комплекса обстоятельств.

В качестве основных рекомендаций по формированию компетентности в разрешении кон -фликта, пригодных для практического применения, предлагаются следующие:

1. Командованию образовательных учреждений МВД России проанализировать объем времени, выделяемого на изучение юридических, специальных дисциплин, военной психологии и педагогики для изыскания необходимого времени на изучение курса «Конфликтология: основы теории и практики» исходя из профиля вузов, специфики профессиональной деятельности их выпускников.

2. Создать при вузах нештатные комплексные предметно-методические комиссии, позволяющие проводить как плановые занятия, так и специальные в период подготовки к педагогической практике и стажировке для актуализации у них необходи-

мых знаний и практических навыков для решения межличностных конфликтов в подразделениях

3. Усилить связь вузов с территориальными органами внутренних дел в целях более деталь -ного изучения реальных процессов, происходя -щих в ОВД, и использования этих знаний для совершенствования подготовки слушателей к деятельности по решению конфликтных ситуаций в процессе служебной деятельности. Чаще предоставлять возможность преподавателям совершать командировки в научные центры, зани -мающиеся разработкой проблем дисциплины, профилактики неуставных отношений, наркомании, алкоголизма, суицидальных явлений.

4. Улучшить психолого-педагогическую подготовку начальников курсов, курсовых офицеров, младших командиров. Шире использовать хорошо зарекомендовавшие себя активные мето -ды обучения: деловые и ролевые игры, анализ конкретных педагогических ситуаций, круглые столы, семинары для выявления, анализа особенностей, новых аспектов в поддержании дис-циплины слушателей, выработке прогнозов, предложений и вариантов действия.

5. Стимулировать работу преподавателей по созданию и апробации в процессе обучения передовых методик разрешения конфликтных ситуаций, а также их реализацию в ходе воспита -тельной деятельности в подразделениях слуша -телей в качестве кураторов, наставников.

6. Внедрить в практику систему регулярных (2 раза в год) опросов сотрудников правоохрани -тельных органов с целью выявления их мнения о причинах, порождающих конфликты, и действенности проводимых мероприятий по их прогнозированию и разрешению.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Анцупов А.Я. Социально -психологические проблемы предупреждения и разрешения меж-личностны х конф ликтов во взаимоотношениях офицеров. — М.: ГАВС, 1992. — 230 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: Юнити, 1999. — 551с.

3. Баранов Е.Г. Влияние ролевых взаимоотношений между военнослужащими на конфликты в подразделении: дис. ... канд. психол. наук.

— М., 1995. — 137 с.

4. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.

5. Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. — М.: ВУ МО РФ, 1995. — 199 с.

6. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.:Питер, 2000. — 464 с.

7. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу: учебное пособие. — Л.: ЛГУ, 1991. — 106 с.

8. Ерина С.И. Ролевой конфликт в деятельности руководителя первичного производствен -ного коллектива: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Л., 1983. — 19 с.

9. Кандыбович С.Л. Влияние управленческого общения командира танкового подразделения на выполнение подчиненными сложных учебнобоевых задач: автореф. дис. ... канд. психол. на -ук. — М., 1995. — 21 с.

10. Мягков Ю.И. Межличностные инновационные конфликты во взаимоотношениях офицеров и психологические условия их конструктив -ного разрешения: дис. ... канд. псих. наук. — М., 1994. — 169 с.

11. Новиков В.В. Социальная психология сегодня : отвечать действиями // Психологический журнал. — 1993. — № 4. — С. 15—25.

12. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. — М.: МГУ, 1989. — 216 с.

13. Рыданова И. И. Основы педагогики общения . — Минск.: Беларуская навука, 1998. — 319 с.

14. Хасан Б.И. Война с конфликтом (Критика методологических оснований психологических исследований и разработок) // Прикладная пси -хология: опыт и перспективы. — Красноярск: Издательство Красноярского университета ,1990.

— С. 52—73.

15. Шипилов А.И. Психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях: дис. . д-ра психол. наук. — М., 2000. — 278 с.

16. Coser L. The Functions of Social Conflict.

— London: Routledge and Paul, 1968. — 188 p.

17. Eron L.D. Parent-child interaction, television violence, and aggression of children // American Psychologist. — 1982. — № 37. - P. 197—211.

18. Thomas K. Issues in Management of Conflict. // Management of Conflict. Implications for Community Relations and for the World of Work. —Los Angeles, 1974. — P.5—13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.