Научная статья на тему 'Специфика развития отечественной конфликтологии'

Специфика развития отечественной конфликтологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7465
1050
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Орланова Анна Ивановна

The paper is a subject lecture on Theory of Conflicts delivered for students training in Sociology at the Humanities and Social Sciences Department of Peoples' Friendship University of Russia. The article touches upon the formation and evolution of Theory of Conflicts in Russia, reveals its role in the contemporary Social Sciences framework.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theory of conflicts development practice in Russia

The paper is a subject lecture on Theory of Conflicts delivered for students training in Sociology at the Humanities and Social Sciences Department of Peoples' Friendship University of Russia. The article touches upon the formation and evolution of Theory of Conflicts in Russia, reveals its role in the contemporary Social Sciences framework.

Текст научной работы на тему «Специфика развития отечественной конфликтологии»

Социологический лекторий - конфликтология

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ

А.И. Орланова

Кафедра социологии

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

В советский период в нашей стране господствующее положение в науке занимала «теория бесконфликтности». Реально существующие многообразные и острые конфликты загонялись внутрь, утаивались. Существенным среди них был конфликт между партийной элитой, номенклатурой и большинством народа. С середины 50-х годов, когда теория конфликта стала одной из ведущих парадигм в западной социологии, в отечественной литературе стали появляться первые исследования конфликтов в международных отношениях, семейных и производственных конфликтов. Однако в целом, в теории конфликта в советском обществоведении ощущался явный недостаток научных знаний .

За последнее десятилетие в России и теоретическая, и прикладная значимость конфликтологии возросла. Прежде всего, это вызвано социально-экономическими реформами в стране, становлением рыночных отношений, обострением разного рода противоречий между производителями и потребителями товаров и услуг, несоблюдением социальных гарантий, прав и обязанностей граждан. Многообразные столкновения стали развиваться на всех уровнях: межнациональном, межгрупповом, межличностном.

В этих условиях и возникла настоятельная потребность в разработке отечественной конфликтологии в качестве самостоятельной отрасли научных знаний, в тоже время стала расширяться практика посреднической деятельности по разрешению конфликтов. В вузах страны началось преподавание конфликтологии в качестве учебной дисциплины для подготовки специалистов по экономике, менеджменту, социологии, правоведению и ряду других специальностей.

Социологические исследования дают возможность проанализировать историю отечественных публикаций по проблеме конфликта. Так, первые отечественные публикации, посвященные этой проблеме, появились в нач. 20-х годов прошлого века. В названиях работ стало появляться само понятие «конфликт»; в ходе исследований были выявлены отечественные науки, которые занимались изучением конфликта - это военные, исторические, искусствоведческие науки, математика, правоведение, биология, психология, социология, философия. Общее количество публикаций с нач. 20-х годов до нач. 90-х составляет чуть более 2000. На сегодняшний день различные науки по-разному продвинулись в изучении конфликта и внесли разный вклад в формирование междисциплинарной области знания -конфликтологии.

Ведущие отечественные конфликтологи А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов на основании библиографических социологических исследований выявили в эволюции конфликтологических идей и теорий три периода, каждый из которых состоит из ряда этапов.

I период - до 1924г. Здесь конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практические знания правил и приемов поведения в реальных конфликтных ситуациях. Проблема насилия и справедливости прорабатывается в религиозных учениях. Проблема конфликта находит отражение в искусстве и культуре. В этот период начинают накапливаться первые научные знания о конфликтах, который изучается в философии, правоведении, военных науках, психологии, но не выделяется в качестве самостоятельного явления.

II период - 1924-1990г.г. В этот период конфликт сначала изучается как самостоятельное явление в рамках двух наук (правоведение, социология), а к концу периода - в одиннадцати науках (психологии, математике, политологии, социобиологии и др.) Интенсивность исследования конфликта постоянно увеличивается, но междисциплинарных работ практически нет. Второй период в истории развития отечественной конфликтологии включает четыре

основных этапа.

Первый этап - 1924-1934 гг. Характеризуется первой «волной» публикаций по

конфликтологическим проблемам в правоведении, социологии, математике, психологии.

Второй этап - 1935-1948 гг. Связан с Великой Отечественной войной и обстановкой в стране в целом. В это время практически полностью отсутствуют публикации по проблеме конфликта.

Третий этап - 1949-1972 гг. Возрастает интенсивность публикаций по исследованию конфликта как самостоятельного феномена — появляются новые работы в философии, педагогике, политических и исторических науках. Защищаются первые кандидатские диссертации по проблемам конфликта.

Четвертый этап - 1973-1989 гг. Ежегодно публикуется до 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации по искусствоведению, математике, правоведению, психологии, педагогике, политологии и философии.

III период - 1990 гг. - настоящее время. Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, резко увеличивается ежегодное количество публикаций, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов.

Первые научные исследования, посвященные описанию, анализу и оценке конфликтов, стали появляться у нас лишь с конца 80-х годов. Авторы первой монографии «Введение в теорию конфликта» (В.В.Дружинина, Д.С.Конторова и Д.М.Конторова) сконцентрировали внимание на своеобразных, так называемых эргатических конфликтах, происходящих в техносфере, т. е. там, где применяются сложные системы управления с участием человекаоператора. В начале 90-х гг. при участии правоведов, появились такие работы, как «Введение в общую теорию конфликта», «Юридическая конфликтология», «Основы

конфликтологии» (А.В.Дмитриев, В.Н.Кудрявцев) и др., которые рассматривали природу, причины, субъектов, объектов и наиболее распространенные виды конфликтов в рамках, ограниченных преимущественно юридической конфликтологией. «Юридическая» (термин В.Н.Кудрявцева) конфликтология обобщает и изучает те особенности, которые характеризуют конфликт главным образом с позиций права. Теоретическое значение такого подхода состоит в возможности сопряжения конфликтов с государственными институтами и, следовательно, рассмотрения конфликтов не в абстрактном социальном пространстве, а в реальной связи с действующими правовыми инструментами и структурами.

В работе А.Г.Здравомыслова «Социология конфликта» (1996г.) природа, движущие силы и мотивация конфликтных противостояний, формы развертывания и способы разрешения конфликтов исследуются, главным образом, в связи с анализом социально-политических процессов, происходящих в современном мире и современном российском обществе. По

A.Г.Здравомыслову, конфликт - нормальное явление общественной жизни, его изучение и анализ представляются положительными как для отдельных социальных групп, так и для общества в целом.

Большой вклад в развитие отечественной конфликтологии внесли работы социологов Е.И.Степанова («Конфликтология переходного периода. Методологические, теоретические, технологические проблемы: по результатам исследовательских проектов», «Конфликты в современной России: проблемы анализа и регулирования»), А.Н.Чумикова («Управление конфликтами»), Л.М.Дробижевой («Конфликтные аспекты положения русских в Эстонии»),

B.А.Тишкова («Пути и механизмы предотвращения и трансформации этнических конфликтов») и др.

К середине 90-х годов начавшийся переход от тоталитаризма к демократической культуре резко усилил действие конфликтогенных факторов во всех сферах и социальных институтах российского общества - политике и экономике, международных и межнациональных, семейных и бытовых отношениях, экологии и идеологии, образовании и культуре. Экспансия социальных конфликтов приобрела такой уровень и такой размах, что реально возможной стала социальная катастрофа с такими характерными для нее чертами, как потеря управляемости, распад основных государственных и общественных структур, моральная и культурная деградация. Нарастание социальной конфликтности происходило на фоне многочисленных кризисов, которые буквально обрушились на Россию конца 90-х годов. Например,

идеологический кризис, обозначивший потерю единства основных ценностных ориентиров, когда произошло массовое дистанцирование от прежней идеологии и выход «в свет» множества идейных течений, каждое из которых предлагало свое видение и оценку происходящих событий и свое понимание перспектив и трансформаций общественного устройства. Экономический и политический кризисы выразились в том, что произошел развал старой системы экономического управления при отсутствии сколько-нибудь внятной экономической политики, развал государственных структур советского образца и попытка создать систему государственных органов по западно-европейским и американским стандартам не всегда понималась и приветствовалась российским населением. Идейный «разброд», экономический и политический кризисы обострили межнациональные конфронтации. Следует также отметить, что усилению социальной конфликтности в переходный период способствует и ряд специфических личностных качеств, сложившихся у населения за время господства тоталитарного режима: страх перед властью, отсутствие веры и реальной личной

заинтересованности в решении социальных проблем, широко распространенная межличностная и межнациональная нетерпимость и агрессивность и др.

Нарастающая социальная конфликтность российского общества обусловили активость и пристальный интерес к проблеме происхождения, развертывания, регулирования и разрешения разного рода конфликтных ситуаций отечественных обществоведов: социологов и

экономистов, философов и юристов, психологов и педагогов, культурологов и специалистов по национальным отношениям. Эта объективная активность обнаружила другую очень важную проблему - отсутствие развитой конфликтологической теории, которая помогала бы общественному сознанию и общественной практике вырабатывать и осваивать эффективные средства и способы адекватного осмысления возникающих конфликтных ситуаций, эффективного социального контроля за их протеканием, предупреждения или разрешения с помощью применения соответствующей «социальной терапии».

Разработка конфликтологической проблематики, осмысление природы и функций социальных конфликтов, особенностей их детерминации, влияния различных объективных и субъективных условий и факторов, обоснование механизмов и методов их эффективного предупреждения, регулирования и разрешения - вот тот круг проблем, который и составляет теоретический предмет конфликтологических исследований. Наиболее надежными и эффективными практическими способами и средствами конфликтологии, совпадающими с задачами демократизации общественных процессов и отношений, в сложившихся условиях является систематическое изучение и оценка настроений и поведения населения, выяснение устремлений его различных групп, слоев и адекватное их выражение в соответствующих законодательных актах, управленческих решениях и политических действиях. Объективную информацию о происходящих процессах в обществе предоставляют конкретные социологические исследования. Конфликтологические исследования по своей внутренней природе не могут ограничиваться объяснительной или даже прогностической функцией, а обязаны довести познание до реализации конструктивной функции - предложения конкретных мер по преобразованию конфликтной ситуации.

В коллективной монографии «Конфликты в современной России», которая вышла в свет в 1999 году, представлено конфликтологическое исследование, где решалась задача обобщения как зарубежного опыта, так и отечественных достижений в сфере не только общих методологических проблем конфликтологии, но и появившихся к этому времени различных отраслевых конфликтологии - политической, юридической, конфликтологии этнонациональных отношений, становления рыночных отношений и предпринимательства, а также их практически-прикладных аспектов. На основе их изучения в монографии был сделан важный вывод, что основная задача отечественной конфликтологии на настоящем этапе ее становления состоит в том, чтобы, координируя научные исследования по социальным конфликтам в современном обществе, сконцентрировать их на разработке таких стратегических направлений конфликтологического анализа как:

принципы прогнозирования и ранней диагностики социально-экономических, политических, межнациональных, правовых и других социальных конфликтов;

- методы предотвращения, нейтрализации и надежного блокирования их деструктивных,

разрушительных для общества тенденций, форм и последствий;

- способы цивилизованного разрешения конфликтов, содействующие стабилизации и

развитию общественных процессов и отношений.

На этом основании можно сделать вывод о том, что важнейшую особенность отечественной конфликтологии, которая развивается как конфликтология переходного периода, составляет тесная связь развития конфликтологического знания и его практического применения.

Другой важной особенностью отечественной конфликтологии можно считать одновременное развитие ее трех основных внутренних структурных подразделов: теоретикометодологического, концептуально-отраслевого и технологического.

1. Анализ мировоззренческих - методологических проблем и проблем общетеоретического

характера состоит в обосновании принципиальных подходов к анализу конфликтных процессов и отношений, а также в обеспечении понятийного аппарата. В своих работах, посвященных методологическим проблемам, такие авторы как Е.И. Васильева, О.Н. Громова, А.В. Дмитриев, Ю.Г. Запрудский, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Кудрявцев, Л.А. Нечипоренко, Э.Р. Тагиров, и др., анализируя предмет и функции конфликтологии, природу социальных конфликтов, их причины и субъектов, типологию и механизмы, методы предупреждения и разрешения, правомерно используют многие идеи из работ зарубежных исследователей, которые признаны классическими. Прежде всего, это концепции «позитивно-функционального конфликта» Л. Козера, «конфликтной модели общества» Р. Дарендорфа, «социологии конфликта» Л. Крисберга, «общей теории конфликта» К. Боулдинга, «структурного насилия и структурных конфликтов» Й. Галтунга, «коллективных насильственных действий» Ч. Тилли,

«поведенческой модели фрустрации-агрессии» Д. Долларда, «разрешения конфликтов на основе человеческих потребностей» Дж. Бертона и др. Следует также отметить, что в методологический анализ конфликтологической проблематики недостаточно вовлечен потенциал субъектно-деятельностного подхода к осмыслению проблем общественного бытия и общественного сознания. Его важные особенности и роль раскрыты в работах не только философов (Л.П. Буевой, М.С. Кагана, Ю.К. Плотникова, В.Н.Сагатовского и др.), но и социологов (М.С. Кветного, Ю.Н.Козырева, В.А. Ядова, К.А. Якубы и др.), культурологов (В.И. Иванова, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева и др.), представителей общей и социальной психологии (К.А. Абульхановой, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева и др.), экономистов (В.С. Короля, В.М.Левина, Э.Ф.Межинской и др.). Благодаря его применению осуществлен широкий социально-философский и частнонаучный анализ деятельностной сущности, человека, системы и структуры деятельности и поведения, представлен конфликтологический анализ таких проблем, как специфика способа социального бытия, функционирование и развитие детерминант и механизмов основных сфер жизнедеятельности общества, особенности социальной мотивации активности, специфика действия социальных законов, процесс труда, управления, образования, воспитания. Тесную связь с данным методологическим подходом, который имеет особую значимость для современной конфликтологической теории, можно проследить в работе известного французского социолога Алена Турена «Возвращение человека действующего» (1984 г.). В своей работе он пишет: «Социальная жизнь может быть охарактеризована как деятельность самопроизводства и самотрансформации, которые она осуществляет посредством своих инвестиций, если дать этому понятию более широкий, а не чисто экономический смысл. Ее характеризуют, далее, конфликты, связанные с борьбой за управление этими инвестициями, наличие все более и более живого сознания действующего лица - субъекта, которое дистанцируется от результатов своих инвестиций, признает их своими творениями, размышляет над своей творческой способностью, выбирает в качестве главной ценности осознание и опыт самого себя в качестве субъекта и видит в других сходство с собой единственно в силу их способности быть субъектами. Здесь коренится единство социальной системы, оно представляет собой область, где производится историчность, представляющая смысл общественных конфликтов и основанная на сознании субъекта» [12,с.23-24.].

2. Основательную проработку в отечественной научной литературе получили концептуально-теоретические проблемы анализа социальных конфликтов в различных общественных сферах. Авторы публикаций, исследующих концептуально-теоретические проблемы, сконцентрировали внимание на их адекватном осмыслении, надежном прогнозировании и точной оценке социальных конфликтов, а также отборе эффективных средств и способов их разрешения. Большое внимание уделяется определению функций и места

данных социальных конфликтов в обществе, раскрывается характер взаимодействия реальных конфликтующих структур, особенности конфликтного сознания и поведения их представителей. Специфические проявления функций и характерных черт социальных конфликтов в различных областях общественной жизни представлены:

■ в производственно-трудовой сфере - в работах Ф.М. Бородкина, А.Р.Зайцева, В.О. Рукавишникова, И.Е.Ворожейкина, В.Н. Шаленко;

■ в области внутренней и внешней политики и правовой деятельности - в работах А.А.Гастева, А.В.Глуховой, З.М.Зотова, В.Н.Кудрявцева, М.М.Лебедевой, Л.Н.Тимофеевой, А.Н.Чумикова, Н.В. Щербакова;

■ межнациональных и межгрупповых отношениях - в работах В.А. Авксентьева, М.Н.Губогло, Л.М.Дробижевой, В.Н.Иванова, В.Г.Смолянского, В.А.Тишкова, П.Н.Шахирева и др.

3. Разработка организационно-методических и технологических проблем связана, прежде всего, с социально-психологическими, конкретно-социологическими, политико-правовыми, регулятивно-управленческими аспектами диагностики, прогнозирования, предупреждения и профилактики конфликтов. На этом уровне вырабатываются требования к ведению переговоров, способы привлечения населения к практической политике, участию в производственно-трудовых, правовых, информационно-образовательных, семейных и бытовых конфликтах. Разрабатываются технологии и процедуры, обеспечивающие взаимную толерантность участников, их готовность к сотрудничеству, к партнерскому общению. Исследованию теоретических и практических проблем разрешения конфликтов посвящены работы таких авторов как В.Бойко, А.Ковалев, Н.Феденко, В. Галицкий, А.Каменев, А.Рапопорт, А.Анцупов, В.Добрович, М.Лебедева, Т.Сулимова, В.Шевцов и др.

В отечественной психологии исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающимся в последние годы областям. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, наконец, в жизни общества в целом. К наиболее значительным исследованиям в области психологии конфликта следует отнести работы А.Я.Анцупова и А.И.Шипилова («Конфликтология»), В.Н. Мясищева («Личность и неврозы»), В.С.Мерлина («Психологические конфликты»), Н.В.Гришиной («Психология конфликта») и др.

В психологии понятие конфликта применяется достаточно широко, адресуясь практически ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой человека. Исследования конфликта в психологии связано с противоречивым поведением субъекта, которое вызвано совокупностью внешних и внутренних факторов и характеризуется сильными переживаниями, эмоциями, носящими, как правило, негативный оттенок. Объединяя суждения «психологический конфликт» и «социальный конфликт», под которым понимается ситуация, когда стороны открытого взаимодействия преследуют свои цели, что вызывает взаимное противоборство, психологи выдвигают свое понимание конфликта как социально-психологического явления через систему взаимосвязанных и необходимых признаков:

■ существует ситуация открытого столкновения в форме противоборства или противодействия двух и более сторон, являющихся активными субъектами;

■ проявляющийся тип взаимодействия вызывает определенный тип отношения между сторонами - отношения взаимной неприязни или вражды;

■ каждая из сторон преследует свои цели, основанные на потребностях и мотивах и испытывает затруднения (барьеры) в их достижении из-за действий других сторон;

■ конфликтное взаимодействие опосредуется неким общим для всех сторон предметом, именуемым ресурсом конфликта: ресурс всегда ограничен, его меньше, чем необходимо сторонам;

■ взаимная зависимость сторон не позволяет им уйти с «арены» взаимодействия;

■ сформированные в конфликтном взаимодействии отношения в совокупности с переживанием невозможности достижения своей цели вызывают у сторон сильные негативные эмоции.

Предложенные выше признаки позволяют определить круг явлений, к которым можно относиться как к социально-психологическому предмету, и использовать социальнопсихологическую методологию для их анализа [5,с.358.].

Исследования конфликтов в социальной психологии имеют много общего с исследованиями конфликтов в социологии, политологии и других социальных науках. Специфика же заключается в том, что в социальной психологии акцент делается на более тонкой дифференциации различных состояний группы, близких или сходных с конфликтными. Так, психологи выделяют четыре взаимосвязанных и в тоже время относительно самостоятельных состояния, которые изучаются в социальной психологии: социально-психологическое

противоречие, социально-психологическая напряженность группы, психологическая готовность индивидуального или группового субъекта к конфликтному поведению и собственно конфликтное поведение. В социальной психологии в большей степени разрабатывается не общетеоретический подход к конфликтам, а скорее, типологический, поэтому так важны многочисленные дифференциации конфликтов на различные типы, виды и т.п., причем по самым разным основаниям и критериям. Это вызвано тем, что социальнопсихологическая природа конфликта очень «чувствительна» к изменению типа конфликта, поэтому принципиально важно разделять конфликты по их субъектам на внутриличностные, межличностные, межгрупповые, между личностью и группой и т. п. Социальнопсихологические механизмы срабатывают принципиально по-разному в перечисленных или каких-то других типах конфликтов. Большое значение в социальной психологии отводится вопросу о социально-психологических (личностных и групповых) факторах, способствующих или препятствующих конфликтному поведению субъекта. Среди них важнейшее место занимают личностные свойства и состояния, получившие название конфликтогенных, на поиск которых и направлены многие социально-психологические исследования.

Таким образом, говоря о специфике социально-психологического анализа конфликта, следует помнить о значимости ситуационного подхода. Для социального психолога конфликт не является абстракцией, он всегда конкретен, опосредован личностями, группой, внешними факторами, эмоционально-психологическим состоянием участников, поэтому конфликт не повторяется, а по-своему единичен, уникален в каждой конкретной социальной ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов А.Я.,Шипилов А.И.Конфликтология. - М., 2001, гл.2,3.

2. Бабосов Е.М. Конфликтология. - Минск, 2001, гл.1.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб, 2000.

4. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М., 2002, гл.1.

5. Журавлев А.Л., Вахин А.А. «Социально-психологические аспекты исследования конфликта», в материалах 1-го Международного конгресса конфликтологов «Современная конфликтология в контексте культуры мира» - М., 2001г., с. 358.

6. Зайцев А.К. Социальный конфликт. - М., 2000.

7. Конфликтология. Учебник для вузов. Под ред. Ратникова В.П., - 2001, гл.1.

8. Конфликты в современной России. Колл. монография под ред. Степанова Е.И. - М., 1999.

9. Матвеева С.Я. Модернизация и глубинный конфликт ценностей в России / Социальный конфликт, 1994, № 4. Основы конфликтологии. Под ред. Кудрявцева В.П. - М., 1997.

10. Современная Конфликтология в контексте культуры мира. / Материалы 1 Международного конгресса конфликтологов. - М., 2001.

11. Социальные конфликты в трансформирующихся обществах. - М., 1996.

12. Турен А. Возвращение человека действующего. - М., 1998.

THEORY OF CONFLICTS DEVELOPMENT PRACTICE IN RUSSIA

A.I. Orlanova

The Department of Sociology

Peoples Friendship University of Russia Mikluho-Maklay str., 6, 117198, Moscow, Russia

The paper is a subject lecture on Theory of Conflicts delivered for students training in Sociology at the Humanities and Social Sciences Department of Peoples’ Friendship University of Russia. The article touches upon the formation and evolution of Theory of Conflicts in Russia, reveals its role in the contemporary Social Sciences framework.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.