Научная статья на тему 'Манипуляция традиционными духовно-нравственными ценностями представителями неоязыческих течений в России (на основе анализа групп в социальных сетях)'

Манипуляция традиционными духовно-нравственными ценностями представителями неоязыческих течений в России (на основе анализа групп в социальных сетях) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
манипуляция сознанием / духовно-нравственные ценности / духовный поиск / неоязычество / критическое мышление. / manipulation of consciousness / spiritual and moral values / spiritual search / neo-paganism / critical thinking.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Разина Лидия Сергеевна

В статье представлен психологический анализ манипулятивных техник, используемых представителями неоязычеких и псевдонаучных течений в современной России. Автор анализирует феномен появления и функционирования неорелигиозных организаций, широко представленных в социальных сетях и пользующихся популярностью у молодежи. По мнению автора, значимым механизмом повышения интереса к неоязычеству у молодежи становятся социальные и политические потрясения, идейный плюрализм и стремление к духовному совершенствованию. Представители неоязычеких и псевдонаучных течений в своей практике используют магические ритуалы, в которых можно заметить интеграцию религиозных обрядов, психологических практик, парапсихологических идей, что становится основой для манипулирования сознанием и снижением критичности мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manipulation of traditional spiritual and moral values by representatives of neo-Pagan movements in Russia (based on the analysis of groups in social networks)

The article presents a psychological analysis of manipulative techniques used by representatives of neo-linguistic and pseudoscientific movements in modern Russia. The author analyzes the phenomenon of the emergence of neo-religious organizations, which are widely represented on social networks and are popular with young people. The author draws attention to the mechanism of activation of interest in neo-paganism in a situation of political instability, economic crises and ideological pluralism, as an attempt to return to the origins and preserve identity. Participants of neo-pagan and pseudoscientific movements in their practice use magical rituals, in which one can notice the integration of religious rituals, psychological practices, parapsychological ideas, which becomes the basis for manipulating consciousness and reducing the criticality of thinking.

Текст научной работы на тему «Манипуляция традиционными духовно-нравственными ценностями представителями неоязыческих течений в России (на основе анализа групп в социальных сетях)»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. №1. С. 190-197

УДК 159.98; 17.022.1 Разина Л. С.

Манипуляция традиционными духовно-нравственными ценностями представителями неоязыческих течений в России (на основе анализа групп в социальных сетях)

Аннотация: В статье представлен психологический анализ манипулятивных техник, используемых представителями неоязычеких и псевдонаучных течений в современной России. Автор анализирует феномен появления и функционирования неорелигиозных организаций, широко представленных в социальных сетях и пользующихся популярностью у молодежи. По мнению автора, значимым механизмом повышения интереса к неоязычеству у молодежи становятся социальные и политические потрясения, идейный плюрализм и стремление к духовному совершенствованию. Представители неоязычеких и псевдонаучных течений в своей практике используют магические ритуалы, в которых можно заметить интеграцию религиозных обрядов, психологических практик, парапсихологических идей, что становится основой для манипулирования сознанием и снижением критичности мышления.

Ключевые слова: манипуляция сознанием, духовно-нравственные ценности, духовный поиск, неоязычество, критическое мышление.

Для ощущения опоры под ногами на зыбкой почве быстро меняющегося мира нам становится важно обратиться к истокам, к духовным ценностям предков. Сегодня молодые люди все чаще ощущают потребность в познании целебной силы народной культуры для того, чтобы сохранить преемственность поколений. Одним из вариантов отклика на потребности в духовном развитии становится возрождение языческого мировоззрения. Неоязыческие и псевдонаучные течения предлагают «взаимодействие» с небесными покровителями в виде предков, «духовный рост» в ходе магических ритуалов, обретение гармонии с помощью «духов природы» и их «божественных воплощений».

Историко-философский анализ феномена неоязычества показывает наличие серьезной основы у этого явления1. Можно проследить несколько этапов развития идей неоязычества.

Первый связан с идеями франкфуртской философской школы (Адорно Т., Хоркхаймер М.), утверждавшей, что проблемы человечества кроются в научно-технической рациональности и соответствующем общественном укладе.

1 Ахмадулина С.З., Федоров М.А. Неоязычество в современной России: историко-философский анализ // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2020. Вып. 1. С. 81-87

190

Второй - с идеями философии постмодернизма. Так, Ж.-Ф. Лиотар размышлял о «атомизации» (разобщенности) людей, которая ведет к краху этики. Современный человек переосмысливает традиционные ценности с позиции индивидуальности, а не глобальности. Он видит причины этому в бурных изменениях: постоянной смене идеологий, нарушение веры в справедливость и свободу. Новая постмодернистская культура, по мнению Лиотара Ж., порождает «языческие» микронарративы, призванные обеспечивать целостность обыденной жизни на уровне отдельных сообществ (например, семьи). «Социальная мифология» приходит на смену утратившим силу макронарративам . Следующим этапом стало появление в Европе в 1970-1980-х течения «Новых правых». Ядром течения считается «Группа по исследованию и изучению европейской цивилизации» (Ален де Бенуа, Доминик Веннер). Сторонники движения видят причины духовного кризиса в Европе в процессах глобализации, мультикультурализма и демократии. Выход из кризиса возможен только через возврат к традициям и традиционным национальным ценностям (не связанным с христианством).

Новые духовные поиски привели к появлению целого ряда псевдорелигиозных организаций. Одной из крупнейших в странах запада можно считать организацию New Age . В России сектанты в качестве источника вдохновения использовали идеи Блаватской Е.П., Рериха Н., учение Хатха-Йоги и др. Спиритизм, оккультизм, поиск «истинного знания» путем расширения сознания, в том числе с помощью психоактивных веществ, а также множество противоречий в основе этого движения пробуждает опасения за безопасность адептов течения. Данное движение сегодня запрещено во многих странах.

В Смоленске и Смоленской области мы также сталкиваемся с действием ряда неоязыческих групп. Так летом 2023 года в деревне Юшино Смоленской области прошел недельный съезд группы неоязычников, называющих себя «Казачий спас». Собралось для участия в практиках «духовного роста» более 70 последователей. Группа также ведет активную деятельность в социальных сетях, выпускает полиграфическую продукцию, обучающие магическим практикам видеоматериалы, приглашает на тренинги.

Ежегодно неоязыческие течения совершают ритуалы в так называемых «местах силы», также привлекая последователей из разных регионов России с помощью соцсетей. В центральном регионе самыми крупными можно назвать озеро Светлояр, «капище Перуна» в Калужской области, «Синь-камень» в Ярославской области.

Лидеры организаций приглашают молодежь в языческие поселения. Есть такие и в Смоленской области. Вдохновленный книгой Мегре В. «Звенящие

2 Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна /Пер, с фр. Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии, Спб.: Алетейя, 1998.

3 Прохоренко И.В. Проблемы эволюции движения New Age в странах Запада // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения: Выпуск 3. 2008, с. 169-178.

кедры России», «волхв Бер» создал телеграмм канал для последователей и приглашает жить в единстве с природой в его доме в Духовщинском районе.

В нашем исследовании было обнаружено наличие большого количества неоязыческих групп в социальных сетях. Анализ сообществ «Вконтакте» показал более 7 тысяч подобных групп. Приведем некоторые названия организаций, выбранных нами для психологического анализа: «Веды славян», «Саморазвитие, веды, знания предков», «Веда. Ведаю. Сердце ведьмы», «Родноверы», «Казачий спас. Уроки деда», «Волхв Бер».

Анализ деятельности групп, их публикационной активности показал, что их работа достаточно коммерциализирована. Предлагаются к покупке обрядовые костюмы, ритуальные предметы (например, специальная соль-оберег и прочее), услуги по подбору славянского имени, консультации, проведение обрядов по духовной защите, любовная магия, специальное обучение, участие в ритуалах.

Информация на страничках групп содержит выдержки из специализированной психологической литературы, которая, однако, подвержена некоторой вульгаризации. Например, в группе «Саморазвитие, веды, знания предков» представлены отрывки из работ по психосоматике, скомпонованные таким образом, что выдается за заблуждение родительское предостережение «не пей холодную воду, горло заболит». Ссылаясь на компетентный источник, автор объясняет больное горло единственно верной причиной - наличием невысказанных слов и эмоций. Также и проблемы со зрением объясняются нежеланием или боязнью видеть будущее. Другие, не мыслительные причины, представляются как заблуждения. В работах по психосоматике действительно доказывается тесная связь между психическим и физическим, однако она не так линейна и не отвергает биологические причины болезней и необходимость медицинской помощи. В другой группе предлагается проверить себя на наличие «внедренных сущностей». Для этого предлагается две серии проб: молоком и алкоголем. Затем предлагается отследить изменения в поведении и самочувствии. Если поведение и самочувствие не меняются - все хорошо. Если отклонения имеют место, то это означает, что в человека вселились «демонические сущности», от которых предстоит избавляться. Причем адептам эти пробы не кажутся парадоксальными и алогичными. Другими формами работы с публикой являются «древние молитвы и заговоры», похожие на православную традицию, но повторяющие только форму, а не смысл.

Нужно отметить, что православные религиозные обряды, профессиональная психологическая помощь и историко-просветительская работа, не смотря на меньшую стоимость по сравнению с предложениями «магов», менее привлекательны и более трудоемки в глазах адептов. Кроме того, лидерами неоязыческих организаций общечеловеческая мораль преподносится как вымысел врагов и идеологов, а свои «ценности» провозглашаются как истинные.

На основе феноменологического анализа текстов сайтов удалось выделить несколько типичных техник манипуляции.

1. Противопоставление традиционным религиям. Апелляция к древности знания как доказательству его истинности. Приведем отрывки текстов с сайтов: «...Маги существовали еще до появления христианства. А теперь ведьмы просто используют церковь...», «Раньше люди были ближе к природе, потому лучше чувствовали и свое тело. Они сами умели излечиваться. Откуда они брали знания? Природа говорила с ними», «Древние символы несут большую силу. Поэтому их и запретили с появлением христианства. Мы утратили древнее знание и нас поработили...».

2. Упрощение. Например: «Нужно знать всего 12 законов кармы.», «...Наши предки делали это каждый день, поэтому не болели современными болезнями...».

3. Игра на чувствах и слабостях. «Если не изгнать злых духов из тела -умрешь», пишут авторы течения (манипуляция чувством страха).

4. Демагогия - внедрение в сознание ложный представлений, выгодных для манипулятора. Чаще всего авторы текстов предлагают мифические объяснения событий: в семье ссоры из-за проклятия, не можешь найти партнера - венец безбрачия, нет высоко оплачиваемой работы - негативная программа и т.п. Особенно интересно в этом контексте обратить внимание на то, что, ссылаясь на «компетентные литературные источники», лидеры групп предлагают отказаться от научной литературы в пользу медитаций. Внутри самого призыва скрыто противоречие.

5. Игра слов. Никогда не говори «нельзя ли мне, чашечку чая (или что-то еще)», авторы текста настаивают на том, что обычные фразы могут «притягивать плохое», «программировать» будущее на тонком духовном уровне. А потому курсы в сообществе помогут избавиться от «негативных программ» и наладить жизнь. Идея взята из практик когнитивной терапии, однако сильно вульгаризирована. Причиной неудач в жизни может быть и не верное имя, которое притягивает неприятности, пишут авторы на другом сайте (манипуляция потребностью в самореализации). Поможет смена имени на исконно славянское. Например, Светлана должна стать Фотинией, Анна -Болеславой, Александр - Миродаром, Иван - Боженом, Павел - Добрыней и т.д. Авторы сайта пишут: «...Сам отказ от значащих имен в христианской культуре не случаен - нельзя никого описывать, перед Христом все равны, и Велеславы с Ратиборами, и какие-нибудь Лихой Упырь с Тупочелом превращаются в безликих Иванов...».

Сами механизмы и техники манипуляции не являются новыми и уникальными. Они описаны в трудах психологов разных стран: Э. Шострома, Д. Карнеги, Р. Гудина, Дж. Рудинова, С.Л. Братченко, Б.Н. Бессонова, Л. Прото и др. Более того, авторы отмечают социальную природу манипуляций. Хитрости, уловки, интриги присущи людям и сохранились в форме сказок, легенд, мифов. Мы встречаем примеры хитроумных манипуляций в литературе различных периодов (например, многие герои М. Твена использовали

манипуляции), в религиозных текстах и притчах (например, Искушение Христа, описанное в Новом Завете). На манипуляции, скрытые в поверьях русского народа, обращал внимание Владимир Даль: «немалые их части бессмысленны, а может быть изобретены были также и с той только целью, чтобы, пользуясь легковерием других, жить за чужой счет. Этого разряда поверья можно бы назвать мошенническими»4. Борьба с манипуляциями как общественным явлением в целом бессмысленна и непродуктивна.

С психологической точки зрения нас беспокоит, что манипуляционные воздействия со стороны псевдорелигиозных организаций могут оказывать разрушительное влияние на личность. Манипуляционное влияние порождает конкуренцию мотивов адресата, провоцируя его внутренние колебания. Человек под воздействием манипуляции оказывается в положении, когда поступок уже совершен, но выбор им оценивается как неверный. В том случае, если манипулятор был обличен, то, несмотря на досаду, часть ответственности человек может переложить на манипулятора. Однако чаще всего вся ответственность остается на потерпевшем. Возникшее состояние переживается как ошибка, что создает угрозу внутреннего разлада, нарушения личностной целостности5.

Обратим внимание на то, что манипуляции вредят и самому манипулятору. Пробуждая низменные мотивы, манипулятор повышает их значимость и в собственных глазах (вражда, расовая неприязнь, месть, зависть, ревность и др.). Вследствие этого, происходит задержка личностного роста. Успешный манипулятор постепенно сужает свой арсенал средств достижения цели, становится циничным. Сам попадает в капкан своих приемов. Технология манипулирования в своей основе содержит двойной посыл. По мнению Хофера П., у манипулятора изначально присутствует внутриличностный конфликт, самоутверждение за счет других не излечивает, а усугубляет проблему6. Манипуляции приводят к трудностям межличностного общения (невозможности истинного диалога).

Одним из распространённых приемов воздействия в неоязыческих организациях является изоляция последователей от привычного социального окружения (используется специальная, не понятная вне организации, терминология, смена ценностных ориентиров, изменение образа жизни, места жительства и т.п.). Такие воздействия приводят к маргинализации индивидов.

Продуктивными стратегиями противостояния манипуляционным воздействиям станут не только умение распознавать манимуляции (их слишком много), но и развитие жизнестойкости личности в целом.

Нам видится важной работа в таких направлениях как:

1) Развитие критического мышления как основы успешной жизнедеятельности современного человека. В рабочем определении критического мышления Диана Халперн обращает внимание на то, что такое

4 Даль В.И. Поверья, суеверия и предрассудки русского народа. М.: АСТ, 2011. С. 11.

5 Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. С. 131.

6 Там же. С. 132.

мышление предполагает «использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата»7. В специфике такого мышления автор выделяет ряд составляющих: умение планировать, гибкость, настойчивость, готовность исправлять ошибки, осознание (рефлексию) и поиск компромиссных решений. Стратегии критического мышления позволяют легче анализировать информацию, принимать обдуманные и обоснованные решения, искать аргументы, доказательства, строить успешные умозаключения, гибко реагировать на изменения. Предполагаем, что развитое критическое мышление в большой мере станет своего рода иммунитетом против манипуляций.

2) Развитие умения планировать свою деятельность и обозначать цели. Довольно сложно манипулировать человеком, который четко представляет себе, чего он хочет, какие цели перед ним и какие средства он готов использовать для их достижения.

3) Развитие эмпатии, чувствительности (основа диалоговой позиции). Это направление для нас представляется важным в двух аспектах: чуткое реагирование на внешние воздействия, а также готовность понимать другого человека, относиться к нему как к личности, а не объекту воздействий.

4) Усиление ценностно-смысловой структуры личности, «душевного» потенциала. В данном контексте поучительным может быть пример разговора Христа с дьяволом в пустыне во время сорокадневного поста. Не смотря на провокации (манипулятивные приемы) дьявола Христос отвечает с позиции христианских ценностей. Например, дьявол говорит: «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4:3), на что Христос отвечает: «написано: не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Человек с сильным ценностным каркасом более устойчив к разного рода манипулятивным воздействиям, чем человек находящийся в смятении. Наличие стойких ценностно-смысловых ориентаций, опирающихся на духовно-нравственные ценности составляет духовную силу личности. Духовная зрелость определяется наличием внутренней нравственной опоры.

5) Развитие самоконтроля, воли. Чтобы манипулятор не смог достичь своей цели важно уметь регулировать свое эмоциональное состояние. Воля также позволяет сохранять и отстаивать свои нравственные позиции.

Подводя итог нашего исследования, отметим, что появление неоязыческих групп обусловлено бурными социальными изменениями, влиянием идеологий и разнообразных теорий, поиском выхода из кризиса. Молодые люди особенно подвержены влиянию таких групп в силу возрастных особенностей, побуждающих к поиску ориентиров, своего предназначения, протесту против устоев.

7 Халперн Д.Ф. Психология критического мышления. СПб.: Питер. 2000. С.24

195

Работа с молодёжью по повышению культурной и психологической грамотности, всестороннее развитие личности - все это основа формирования психологической защиты от манипуляций.

Литература

1. Ахмадулина С.З., Федоров М.А. Неоязычество в современной России: историко-философский анализ // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2020. Вып. 1. С. 81-87

2. Даль В.И. Поверья, суеверия и предрассудки русского народа. М.: АСТ, 2011.

3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. 344 с.

4. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна /Пер, с фр. Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии, Спб.: Алетейя, 1998. 160 с.

5. Прохоренко И.В. Проблемы эволюции движения New Age в странах Запада // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения: Выпуск 3. 2008, с. 169-178.

6. Халперн Д.Ф. Психология критического мышления. СПб.: Питер. 2000.

Razina L. S.

Manipulation of traditional spiritual and moral values by representatives of neo-Pagan movements in Russia (based on the analysis of groups in social networks)

Abstract: The article presents a psychological analysis of manipulative techniques used by representatives of neo-linguistic and pseudoscientific movements in modern Russia. The author analyzes the phenomenon of the emergence of neo-religious organizations, which are widely represented on social networks and are popular with young people. The author draws attention to the mechanism of activation of interest in neo-paganism in a situation of political instability, economic crises and ideological pluralism, as an attempt to return to the origins and preserve identity. Participants of neo-pagan and pseudoscientific movements in their practice use magical rituals, in which one can notice the integration of religious rituals, psychological practices, parapsychological ideas, which becomes the basis for manipulating consciousness and reducing the criticality of thinking.

Keywords: manipulation of consciousness, spiritual and moral values, spiritual search, neo-paganism, critical thinking.

References

• Akhmadulina S.Z., Fedorov M.A. Neo-paganism in modern Russia: historical and philosophical analysis // Bulletin of the Buryat State University. Philosophy. 2020. Issue 1. pp. 81-87

• Dal V.I. Beliefs, superstitions and prejudices of the Russian people. M.: AST, 2011.

• Dotsenko E.L. Psychology of manipulation: phenomena, mechanisms and protection. M.: Chero, Publishing House of Moscow State University, 1997. 344 p.

• Liotar J.-F. The state of postmodernity /Trans, with fr. N.A. Shmatko. M.: Institute of Experimental Sociology, St. Petersburg: Aleteya, 1998. 160 p.

• Prokhorenko I.V. Problems of the evolution of the New Age movement in Western countries // Bulletin of St. Petersburg University. Episode 6: Philosophy. Cultural studies. Political science. Right. International Relations: Issue 3. 2008, pp. 169-178.

• Halpern D.F. Psychology of critical thinking. St. Petersburg: Peter. 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.