УДК 32
МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ ИНТЕРНЕТА: УПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ С ПОМОЩЬЮ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Погребняк аспирант, Южно-Российский институт управления - филиал Российской
Валерий академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Владимирович (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54).
E-mail: [email protected] Аннотация
В настоящей статье автор рассматривает специфику использования Интернета в качестве инструмента управления политическим поведением граждан. Автор обращается к анализу манипуляционного потенциала сети Интернет и, в первую очередь, социальных сетей. Акцентируется внимание на превращении социальных сетей в важнейшее средство современной политической борьбы.
Ключевые слова: политическая манипуляция, Интернет, социальные сети, манипуляционные технологии, политическое поведение.
Развитие информационно-коммуникационных технологий, прежде всего - Интернета, способствовало дальнейшему распространению манипулятивных практик в политической деятельности, поскольку с появлением Интернета перед политическими партиями и отдельными кандидатами открылись богатые возможности совершенствования своей пропаганды и агитации. Информационно-коммуникационные технологии внесли значительные изменения в сам характер политической деятельности в современном обществе, существенно изменив политическое пространство и способствовав модернизации технологий и практик политического участия. Так, О.И. Горошко и Е.А. Жигалина подчеркивают, что информационно-коммуникационные технологии, проникая в политическое пространство, вызвали кардинальные трансформации в сфере традиционной политической практики, включая пересмотр многих прежних стереотипов и моделей политического поведения, в том числе и на институциональном уровне [1].
Виртуальное пространство Интернета стало новым полем межпартийной конкуренции, баталии на котором порой не менее ожесточенные, чем в «реальной» политике, а применяемые методы и технологии отличаются большей долей т.н. «черного пиара». Таким образом, медиатизация современного общества и распространение Интернет-технологий, открыли новую страницу в истории политической манипуляции. Политическая манипуляция принимает новые формы, появляются новые технологии воздействия на общественное сознание и политический выбор граждан.
Политолог А.Р. Хабибуллин отмечает, что «возможный переход от манипуляции как ведущей формы организации дискурса власти и общества к политической рекламе, осуществляемой с помощью сценарио-менеджмента через электронные медиа в рамках функционирования медиакратии, являет собой вызов манипуляции, ее жизнестойкости и способности адаптироваться к новым реалиям» [2, с. 7]. В списке современных пропагандистских технологий одно из первых мест по праву занимают новые медиа-технологии и современные каналы коммуникаций. Сегодня средства масс-медиа обладают новейшими средствами для массового и максимально эффективного распространения пропаганды. В этой связи для политтехнологов и их заказчиков крайне важен грамотный выбор медиа -средств, способных наиболее продуктивно донести заданную идею до конкретного адресата. Нередко заказчик является владельцем медиа-ресурсов на той территории, где распространяется пропаганда.
В процессе исследования деятельности «медиа-комплексов» можно определить дифференции в методах распространения политической информации и поддержания коммуникации с целевой аудиторией. Результаты проведенного анализа показывают, что некоторые отечественные СМИ склонны к снижению ограничений на объемы информации, предоставляемой населению, в то время как их коллеги демонстрируют более «очеловеченный» подход к подаче политических сведений. В ряде случаев процессе коммуникации в политическом поле происходит переход от культуры слова к культуре наглядных образов, в то время как в других случаях в знаково-языковом отношении налицо осуществление диаметрально противоположных трансформаций [3, с. 18-19].
С.Н. Федорченко, рассматривая вопрос применения политических технологий в сети Интернет, вводит для их обозначения термин «венационные технологии», понимая под «венатором» (лат. Наблюдатель) политтехнолога, занимающегося изучением политического пространства Интернета и выстраивающем на основе его мониторинга стратегии манипулирования общественным мнением в глобальном виртуальном пространстве [4]. По мнению С.Н. Федорченко, к сфере деятельности вена-ционных политических технологий относятся такие направления как разработка и администрирование сайтов политических партий; осуществление политической рекламы и пропаганды в виртуальном пространстве; мониторинг политических сайтов оппонирующих партий и кандидатов; изучение международного опыта применения политических технологий, в том числе в Интернет-пространстве; провокационная деятельность на Интернет-ресурсах политических оппонентов и информационных сайтах (в терминологии пользователей сети Интернет эта деятельность получила название «троллинг»); формирование и популяризация позитивного образа конкретных политиков и политических партий, в том числе посредством ведения блогов и страниц в социальных сетях, организации обратной связи между политиками и электоратом; обеспечение безопасности Интернет-ресурсов от атак политических оппонентов; организация хакерских действий против Интернет-ресурсов политических оппонентов [4]. Все эти направления деятельности представляют особую важность для современной политики в силу того, что Интернет приобретает все большее распространение в обществе и, как следствие, становится мощным инструментом влияния на формирование общественного мнения и политического поведения граждан.
Очевидно, что современные технологии коммуникации, уже сумели изменить систему манипуляции общественным мнением: в странах, где технический прогресс набирает обороты, так же стремительно происходит интеграция новых методов воздействия, особенно при проведении политических кампаний. Изменяются способы коммуникации в самом социуме, между обществом и властью, причем происходит очевидная трансформация поведения коммуникаторов, а также адресатов коммуникации, т.е. целевой аудитории. Естественным результатом таких преобразований может стать изменение «правил игры» политических кампаний, замена традиционных моделей и способов более современными и эффективными.
Электронные средства массовой информации, такие как блог, Интернет-журналистика, сайты различных печатных изданий, постепенно приходят на смену традиционным СМИ. Влияние глобальной Сети на расширение спектра политических характеристик и качеств политических процессов во многом обусловлено особенностями интернет-пространства. В первую очередь это коммуникативность (отношения между субъектами в ходе информационного обмена), интерактивность (вовлеченность субъекта в действие), возрастающая скорость осуществления информационного обмена
В.В. Недбай, рассматривая специфику политических технологий в Интернет-пространстве, говорит об «инновационных медиа-технологиях», которые закладывают основы политической коммуникации Будущего [5, с. 20]. Без присутствия в сети Интернет политическая партия, общественное движение или отдельный политический деятель остаются малоизвестными или практически неизвестными наиболее активной части населения, которую составляют пользующиеся Интернетом представители «среднего класса», интеллигенции, молодежь.
М.А. Щенников отмечает, что «технологии политического маркетинга в виртуальном пространстве обретают качественно новые возможности. Размещая политическую рекламу на радио и телевидении, рекламодатель руководствуется рейтингами и специальными социологическими исследованиями, при этом возможность определить эффективность воздействия (действительно ли значимая целевая группа была у экранов и радиоприемниках в нужный момент) остается весьма условной» [6, с. 11].
В отличие от телевидения, Интернет обладает гораздо более привлекательной для политтех-нологов возможностью рассчитывать публикуемые материалы на целевую аудиторию. Тем более, что средний посетитель сети Интернет все же превосходит зрителей телеканалов и слушателей радиоэфира по образовательному уровню, имущественному достатку, политической грамотности, является более молодым и динамичным. Поэтому те политические партии, которые заинтересованы в привлечении на свою сторону активной части населения, стремятся продвигать свои идеи в сети Интернет, используя предоставляемые сетью возможности трансляции информации. Отсутствие политической партии в сети Интернет сегодня является серьезным недостатком и просчетом в агитационной работе
организации, поскольку в случае игнорирования интерактивности политическая партия упускает целый ряд возможностей, предоставляемых сетью Интернет. К тому же, политическая реклама в Интернет-пространстве гораздо дешевле, нежели использование традиционных средств массовой информации.
Рассматривая преимущества сети Интернет над традиционными средствами массовой информации в плане возможностей для политической манипуляции, мы можем отметить следующие несомненные плюсы Интернет-пространства как политической агитационной площадки:
1. Большая доступность Интернета как средства массовой информации для политических партий и отдельных кандидатов, а также отдельных лиц, желающих транслировать свое мнение с помощью виртуальных сетей.
2. Возможность обратной коммуникации политических акторов и рядовых граждан посредством онлайн-дискуссий, электронной почты, форумов и т.д.
3. Направленность информационных ресурсов Интернета на целевую аудиторию, в отличие от телевидения и радиовещания.
4. Вовлечение пользователей Интернета в политический процесс, в том числе в выработку партийных программ, лозунгов, в организацию политических акций и мероприятий.
5. Меньшие материальные затраты на информационную деятельность в сети Интернет по сравнению с традиционными средствами массовой информации.
6. Независимость и неподконтрольность Интернета правительственным структурам, что особенно значимо для оппозиционных политических партий, лишенных административного ресурса.
Появление социальных сетей привело к развитию мощного канала трансляции протестных настроений в обществе. Для жителей цивилизованных стран Интернет и социальные сети в основном выполняют функцию коммуникативного средства; в тоталитарных государствах их функция гораздо шире, там социальные сети становятся политическим механизмом, успешно солидаризируя население вокруг оппозиции и служа инструментом для координации действий. Безусловно, воспользоваться столь эффективным каналом стремятся различные политические силы.
По мнению исследователей, сетевые механизмы уже продемонстрировали более высокую продуктивность в управлении массами, чем традиционные иерархичные структуры власти, использовавшиеся до сих пор [7]. О.Н. Пирущий полагает, что в контексте осуществления политических манипуляций основной задачей Интернета является эффективное применение многочисленных манипулятивных методик, и в первую очередь муссирование и распространение «информационных шумов и слухов» [8, с. 11]. При этом нередко используется прием целенаправленного глобального «вбрасывания» колоссального объема разнородной информации, что неизбежно приводит к дезориентации объекта манипуляции, отвлечению внимания от той проблемы, которая на самом деле является для данного объекта наиболее актуальной.
Превращение Интернета в важный инструмент политики и политической конкуренции - общемировая тенденция. В России, ввиду специфики политического режима, создавшего барьеры для проникновения внесистемной оппозиции в парламентские структуры и в исполнительные органы власти, Интернет по понятным причинам становится полем деятельности оппозиционных сил.
С одной стороны, социальные сети способствуют демократизации политического пространства, поскольку позволяют рядовым гражданам активно участвовать в политике, в том числе и влиять на политическую жизнь государства. Облегчается доступ к информации и ее трансляции и комментированию, что является безусловным прогрессом в направлении к развитию гражданского общества. «Из эпохи телевизионной демократии, которая представляет собой дорогу с односторонним движением, - пишет политолог М. Ремизов, - мы переходим в более интерактивное состояние и видим, что в соцсетях возникают поводы для негодования и происходит самоорганизованный выплеск этого негодования. Также происходит организация тех событий, через которые выражается негодование в обществе» [9].
В то же время, исследователи подчеркивают, что социальные сети, которые прежде рассматривались как независимое информационно-коммуникационное пространство, все в большей степени сами превращаются в поле деятельности политических манипуляторов. В частности, Н.С. Урсу подчеркивает, что «серьезным общественным ответом на применение технологий политического манипулирования в предвыборный период 2011-2012 гг. стала серия митингов оппозиции, выступающей с лозунгом за «честные
и прозрачные выборы» без фальсификаций и манипулирования общественным мнением. Однако организация массового протеста также продемонстрировала, что лидеры протестного движения во многих случаях так же нередко задействуют самые жесткие манипулятивные технологии» [10, с. 4]. Популяризуемые в социальных сетях политические организации и лидеры не гнушаются манипулятивными технологиями, а некоторые из них и сами являются продуктом манипулятивных технологий, поскольку их образ, имидж и известность основываются именно на манипулятивной практике в политическом дискурсе Интернета.
Развитие информационно-коммуникационных технологий, в первую очередь сети Интернет, детерминировало существенные изменения в самой системе политических коммуникаций [11, с. 179]. Специфика Интернета как средства массовой коммуникации, для которого характерны коммуникативность, интерактивность и децентрализм, создает богатые возможности для превращения виртуального пространства в поле политического оппонирования, в том числе и с применением различных мани-пулятивных технологий и методов. Идеальным пространством для политических манипуляций являются виртуальные социальные сети, охватывающие многомиллионные аудитории пользователей Интернета. Создание сообществ и групп в социальных сетях способствует консолидации политических единомышленников, позволяет распространять информацию, в том числе направленную на манипулирование политическим поведением пользователей сети.
Литература
1. Горошко О.И., Жигалина Е.А. Политические коммуникации в блогосфере Рунета - [Электронный ресурс] - http://www.digitalicons.org/issue01/pdf/issue1/Political-Interactions-in-the-Russian-Blogosphere_O-Goroshko-and-E-Zhigalina.pdf
2. Хабибуллин А.Р. Особенности технологий политической манипуляции в России. Автореферат канд.полит.наук. Казань, 2009.
3. Щербаль С.С. Технологии политической пропаганды в избирательных кампаниях российских партий (на примере парламентских выборов). Автореферат дис. ... канд. полит.наук. Краснодар, 2012.
4. Федорченко С.Н.Венационные политические технологии - [Электронный ресурс] -http://pioss.net/blog/management_and_pr/4765.html
5. Недбай В.В. Мультимедиа и межкультурная коммуникация в учебно-образовательном процессе: теория и практика. Красноярск, 2005
6. Щенников М.А.Интернет-технологии в политическом менеджменте: реалии и возможности. Ярославль, 2008.
7. Назарчук А.В. Социальные сети и трансформация политического порядка // Вестник аналитики. 2007. № 30.
8. Пирущий О.Н. Телевидение и Интернет как средства политической манипуляции. Автореферат дис. ... канд.полит.наук. Ставрополь, 2009.
9. Гриценко О. Дружелюбный интерфейс революции - [Электронный ресурс] -http://vz.ru/politics/2011/12/30/546455.html
10. Урсу Н.С. Политические манипуляции в российских средствах массовой информации: возможности и границы. Автореферат дис. .. .канд.полит. наук. М., 2012.
11. Верещагина А.В., Самыгин С.И. «Война и мир» в условиях новой социальной реальности (к вопросу о военной и национальной безопасности России) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 2. С. 178-183.
Pogrebnyak Valery Vladimirovich, graduate student; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
MANIPULATIVE PRACTICES OF THE INTERNET: POLITICAL BEHAVIOR MANAGEMENT THROUGH SOCIAL NETWORKS
Abstract
In this article the author examines the specifics of using the Internet as a tool to control political behavior of citizens. The author refers to the analysis of the handling capacities of the Internet and, above all, social networking. The attention is focused on the transformation of social networks in the most important means of modern political struggle. Keywords: political manipulation, the Internet, social networks, handling technology, political behavior.