К.А. Крайнова
ИНТЕРНЕТ КАК
СРЕДСТВО
ПОЛИТИЧЕСКОЙ
МАНИПУЛЯЦИИ
В СОВРЕМЕННОМ
ПОЛИТИЧЕСКОМ
УПРАВЛЕНИИ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности применения Интернет-коммуникаций в современном политическом управлении. Отмечается, что Интернет способствует развитию гражданского общества, публичности и открытости политических процессов, но вместе с тем создает и новые возможности для манипуляции. Подробно рассмотрены основные технологии и каналы политической манипуляции, применяемой в сети Интернет.
Ключевые слова:
коммуникация; политическая манипуляция; Интернет-коммуникация; сетевые сообщества; политическое управление
K. Krainova
INTERNET AS A MEANS OF POLITICAL MANIPULATION IN CONTEMPORARY POLITICAL MANAGEMENT
Abstract
This article addresses the use of Internet communications in modern political governance. It is noted that the Internet promotes the development of civil society, publicity and openness of the political processes, but at the same time creates new opportunities for manipulation. Considered are the main technologies and channels of political manipulation used in the Internet.
Key words:
communication, political manipulation, Internet communications, online communities, political governance
XXI век недаром называют веком высоких информационных технологий: главной чертой современности стали компьютеризация и внедрение новейших средств связи в сферу жизни общества, технологический прогресс способствовал трансформации всех коммуникационных взаимодействий. Небывалый рост объема информационных потоков, возможности незамедлительной обратной связи оказали влияние и на область политической деятельности, стимулируя научный и практический интерес к изучению в новом свете вопросов реализации демократических процедур, политического управления, проблем легитимности власти и формирования гражданского общества.
Использование технических средств в общественной жизни привело к созданию специфического вида политической коммуникации, а именно массовой политической коммуникации (МПК), возникающей между субъектами политических отношений в широком смысле слова с целью воздействовать на сознание населения и побудить к определенному типу по-
литического поведения [14, с. 128-129]. Если в течение XX в. основными средствами МПК были традиционные каналы коммуникации: печатные издания и электронные средства коммуникации, то начало нового столетия ознаменовано активным развитием Интернет-технологий, качественно изменивших природу политики, придав ей виртуальные характеристики. Благодаря новым возможностям массовая политическая коммуникация увеличила скорость распространения информации, достигая потребителя в самые короткие сроки. Большой объем передаваемой информации, краткость и запоминающаяся образность сообщений увеличили интенсивность воздействия на аудиторию. Блогосфера, электронные СМИ, социальные сети, порталы, форумы и веб-сайты - сетевые Интернет-коммуникации постоянно обновляются и оказывают все более значительное влияние на поле политики.
Интернет-коммуникации дают импульс к развитию гражданского общества, способствуют публичности и открытости политических процессов. В короткие сроки они обеспечивают эффективный диалог власти и общества и позволяют осуществлять взаимодействие непосредственно с целевой аудиторией. Интернет является своеобразной информационной базой, которая аккумулирует, хранит и воспроизводит неограниченное количество информации и обеспечивает быстрый доступ значительной по численности аудитории [7, с. 12-13]. Необходимо отметить и важную роль в развитии гражданского общества, расширении возможности социального контроля власти посредством сетевых технологий. Другой важной чертой Интернет-коммуникаций являются новые возможности манипуляции общественным сознанием.
Термин «манипуляция» происходит от лат. «тапиБ» («рука») и означает скрытое воздействие на мотивацию человека с целью изменения взглядов и поведения независимо от собственных интересов и мировоззрения. Феномен манипуляции проистекает из религии, объяснявшей избранность правителей, но особое распространение манипуляция получила в XX веке в сфере применения массовой политической коммуникации с развитием традиционных СМИ, особенно телевидения, за счет возможности прямой трансляции создающим у зрителя «эффект присутствия». Одним из приёмов, используемых средствами массовой информации является искусственное создание повестки дня, упрощение и замалчивание проблем, дробление информации и фрагментарность подачи информационных сообщений. Таким образом, формируется искаженное информационное пространство.
О подобной технологической «ловушке» предупреждали представители франкфуртской школы, по мнению которых, процесс технологизации политики, начавшийся в эпоху Просвещения, именно в XX веке достиг своего апогея. Стремление власти к рационализации социальных отноше-
ний и использование механизмов идеологического подавления граждан приводит к фашизму, а цензура и контроль государства над информационными потоками, навязывание политических идей в конечном итоге влекут невозможность воображения членов общества [2]. М. Хоркхаймер и Т. Адорно раскрывают технологии власти, стремящейся подчинить общество: на практике находят применение повсеместное использование идеологии, пропаганды, массовой культуры [12, с. 10-11]. Г. Маркузе отмечает, что новые технологии превращают общество в тоталитарное, так как в управление внедряются эффективные, но обманчивые методы социального контроля над индивидами. Новые технологии, находящиеся на службе у системы господства, упрощают восприятие людей, подавляют индивидуальность и внутреннюю свободу [10, с. 109-111].
Таким образом, избыточное усиление механизмов социального контроля массовых политических коммуникаций в рамках демократической традиции отмечалось задолго до использования Интернет-технологий. Возможности сетевых коммуникаций в еще большей степени стирают грань между реальным и виртуальным. Одновременно возросла роль опубличен-ной информации при принятии политических решений, в результате чего сфера политики стала более публичной и менее управляемой. В силу того, что формируются многочисленные специфические сетевые связи между относительно автономными элементами политики, возрастает уровень самоорганизации и, одновременно, ослабевают возможности государственной власти применять технологии, основанные на принуждении. Можно констатировать, что система коммуникаций политического управления развивается в сторону децентрализации и фрагментации.
Вопросы определения направлений взаимодействия политических акторов являются одной из основных проблем социально-политической мысли [11, с. 104] и на сегодняшний день актуализируют изучение социальных взаимодействий и приемов манипуляции в сети Интернет, используемых в качестве технологий современного политического управления.
Во многом благодаря большому объему информации, циркулирующему в виртуальном пространстве сети Интернет, и, на первый взгляд, кажущейся простоте, доступности подачи и понимания информационных сообщений, отсутствия цензуры Интернет стал площадкой продуцирования альтернативных мнений, сферой формирования особого общественного образования - электронного гражданского общества, находящееся в положении противопоставления государственным структурам. Факт отчуждения аудитории сети Интернет от действий и решений власти и признания ее легитимности усугубляется и тем, что традиционные каналы коммуникации - печатные и электронные средства массовой информации
- теряют свою актуальность как основного и единственного источника получения информации. Ангажированность газет, журналов, телевиде-
ния, радио, распространённое в общественном сознании понимание отсутствия свободных и независимых СМИ провоцирует уход политически активной аудитории в Интернет-пространство, открывающего неограниченные возможности для самовыражения.
«Живое общение» посредством блогов и микроблогов, форумов и порталов, поддерживающих функцию обратной связи создает качественно новое межличностное общение, позволяющее свободно коммунициро-вать с любым человеком вне зависимости от его территориального расположения, национальной и государственной принадлежности, включая человека в глобальное информационное общество. Новые информационные технологии создают иной менталитет человека политического: свободомыслящего, творческого, свободного от стереотипов. Однако необходимо отметить следующую проблему: Интернет создает и новые возможности для манипуляции. Мимикрируя под живое непосредственное общение, претендуя на доверительность, Интернет-коммуникации нагромождают информационное поле значительным объемом нужной и ненужной для потребителя информацией, в результате чего человек теряет способность анализировать весь поток информационных сообщений. Кроме того, Интернет-общение посредством распространения развлекательной информации карнавализируют и театрализируют политический процесс, нивелируя смысловую нагрузку происходящих событий и все больше отчуждая человека от политики.
Рассмотрим основные технологии и каналы политической манипуляции, применяемой в сети Интернет. Под каналом политической манипуляции мы понимаем средство передачи информационного сообщения от коммуникатора реципиенту. Технология политической деятельности представляет собой комплексную систему методов воздействия на реципиента политической коммуникации с целью достижения определенных целей [1, с. 101-104].
За последние годы новые каналы Интернет-коммуникации увеличили свое многообразие: появляются как новые сети, так и новые сервисы в уже доступных Интернет-коммуникациях. Пожалуй, одним из первых каналов коммуникации стали сайты и форумы. Политические web-сайты как рекламный продукт сигнализируют в электоральное поле четкие сигналы, оказывая воздействие на электорат и увеличивая жанровые варианты виртуальной коммуникации. Интернет-форумы наиболее часто применяются при «сливе» информации.
Помимо создания web-сайтов политических партий и лидеров особую популярность приобрели политические форумы, блоги и микроблоги. Сервисы, созданные для быстрого межличностного общения сегодня все больше политизируются. Так, микроблог Tweeter есть практически у каждого губернатора и главы субъекта Российской Федерации, публичного
политика и общественного деятеля федерального, регионального и местного уровней. Tweeter позволяет в течение нескольких секунд публиковать сжатые сообщения длиной 140 знаков, фотографии и видео с места событий. Необычайную популярность приобрело создание личных online-дневников - «живого журнала», предоставляющего возможности публикации личных событий, создания сообществ, публикации комментариев, создания сети виртуальных «друзей». Социальные сети Facebook, ВКонтакте, Мой Мир и другие объединяют в неформальное общение миллионы людей, дает возможности создавать сообщества, определять оформление личных страниц, вести переписку, как личную, так и публичную. Можно сказать, что социальные сети заменили по популярности как персональные сайты, так и политические форумы. Посредством данных сетей возможна трансляция в массы всевозможной информации: от апробирования политических идей и поиска альтернативных решений до одностороннего транслирования информации, когда блог представляет собой лишь рупор оратора.
В блогосфере распространённой манипуляцией является создание и ведение «подставных» блогов публичных людей или персонажей с целью размещения материалов «черного PR». В данном случае могут использоваться дискредитирующие личность материалы, а также информация, нагнетающая страх и напряжение в обществе (например, группы в социальных сетях «Братва рвется к власти»), либо, напротив, доводящие до абсурда содержание сообщений («Кремлевский червяк» или «Пeрзидент Роисси»).
В последнее время наблюдается увеличение электронных СМИ в Интернет. В этой связи необходимо выделить две тенденции. Во-первых, в электронные СМИ диверсифицируются традиционные средства массовой информации. В политическую жизнь входят принципы конвергентной журналистики, означающей совмещение под одним брендом традиционных и новых каналов коммуникаций. Издание «Ведомости» выпускает как газетный вариант, так и Интернет-версию. В этой связи к профессии журналиста предъявляются новые требования, а именно: знания и умения применять информационные технологии, оперативность подачи информации. Другой тенденцией является создание электронных СМИ в качестве политических проектов в ходе предвыборных кампаний. Например, на выборах мэра города Ярославля в 2012 г. активно проявило себя агентство гражданской журналистики yartribuna.ru. После выборов сайт практически «застыл».
Коммуникационные площадки и сервисы Интернет позволили создавать и распространять различные опросы и рейтинги. Манипуляция может выражаться в формулировании вопросов, в подстановке дат проведения, в перенесении свойств отдельных явлений на целиком на все изучаемое событие (например, мнение Интернет-аудитории по вопросу повышения
тарифов на проезд в общественном транспорте может качественно отличаться от мнения пенсионеров, практически не участвующих в Интернет-голосовании).
Наконец, новый формат политической манипуляции - демотиваторы
- мотивационные плакаты, призванные создать позитивное настроение. В последнее время демотиваторы приобрели популярность и активно стали использоваться в политической пропаганде, при том перестав быть просто юмористической картинкой, часто становясь носителями нецензурной и оскорбительной информации.
Технологии манипуляции, применяемые в Интернет-коммуникациях во многом копируют технологии традиционных СМИ: это и «упрощение проблемы», и «наклеивание ярлыков», и использование «утвердительных заявлений», пугающих тем, отвлекающих от важной политической проблемы сообщений, уменьшение значимости темы и другие. В связи с этим можно отметить, что в большей степени меняется не дискурс и приемы политических Интернет-манипуляций, а именно увеличиваются каналы подачи. При этом обилие информации, ежедневно продуцируемое Интернетом, в несистематизированном виде усложняет для адресата поиск смыслового значения передаваемого сообщения, что открывает новые возможности для политического манипулирования.
В то же время наиболее легкий по форме общения канал коммуникации - популярная сеть Tweeter - загоняет пользователя в ловушку: подача информации мелкими порциями не позволяет пользователю эффективно ее использовать и осмыслить. В итоге вырванные из потока разнонаправленной информации сообщение теряет свою актуальность и значимость. Другими манипуляторными приёмами являются одновременная подача противоречащей информации, вброс лишь части информации, заставляющим додумывать индивида в нужном для себя русле, агрессивный дискурс подачи информации.
Результатом описанных выше явлений у современного человека является срабатывание психологического барьера: поверхностное чтение информации, отсутствие мотивации к постижению сути происходящего и, как итог, увеличение абсентеизма, снижение уровня поддержки власти, протестность.
Новые информационные технологии стимулируют поиск новых моделей политического управления, где властные практики неизменно будут сопровождаться использованием политического манипулирования - как средства достижения желаемых результатов. Вопрос заключается в масштабах политической Интернет-манипуляции. Ведь необходимо отметить и то, что и оппозиция активно использует манипулятивные приемы с целью актуализировать общественное мнение по тому или иному вопросу. Принципиальным моментом являются цели использования Интернет-
манипуляции: «раскачать лодку» под названием гражданское общество, удерживать его в рамках, на приколе, либо попытаться вести к новым горизонтам. На наш взгляд, последнее является приоритетным. Сетевые Интернет-технологии могут стать действенными коммуникационными площадками, позволяющими выявить весь спектр общественного мнения, различия в позициях и осуществлять гражданское эффективное управление.
Литература
1. Анохин М.Г. Политические технологии // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Сер. Политология. 2000. №2
2. Борисова Г.А. Социальная деструкция: политический аспект (на примере франкфуртской школы) // Политэкс. 2006. №3.
3. Буренко В.И. Современный политический процесс в контексте эли-тологии // Политика и общество. 2012. №3.
4. Бронников И.А. Метаморфозы гражданского общества // PolitBook. 2012. №2.
5. Воскобойников А.Э. Солидарное противостояние насилию и агрессивности // Политика и общество. 2012. №7.
6. Головин Ю.А. Активизация деятельности современных СМИ в обеспечение информационной безопасности // Национальная безопасность / nota bene. 2012. №4.
7. Головин Ю.А. Публичная политика как пространство легитимации власти (на примере Ярославской области) // Политика и общество. 2012. №4.
8. Головин Ю.А., Григорьев П.В., Щенников М.А. Новые политические технологии в современной России. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009.
9. Зазаева Н.Б. Политические коммуникации в современной России // Власть. 2012. №7.
10. Костина А.В., Хорина Г.П. Информационная культура в концепциях информационного общества // Философия и культура. №4.
11. Лавриненко В.Н. Методологическое значение теории социальных интересов в исследовании современных общественных явлений // Знание. Понимание. Умение. 2012. №1.
12. Маркузе Г. Критическая теория общества: Избр. работы по философии и социальной критике / пер. с англ. А. А. Юдина. М.: АСТ; Астрель, 2011.
13. Мошняга В.П. Национальные интересы, национальная безопасность в современных условиях // Этносоциум и межнациональная культура. 2012. №10.
14. Сковиков А.К. Гаэтано Моска об акторах политического управления и власти // PolitBook. 2012. №4.
15. Сковиков А.К. Современные проблемы национальной безопасности России // Управление мегаполисом. 2010. №5.
16. Титов В.А. Механизмы межкультурной коммуникации в контексте культурно-философской антропологии // Знание. Понимание. Умение. 2012. №1.
17. Титов В.А., Лавриненко В.Н. О действенных механизмах межкультурной коммуникации // Философия и культура. 2012. №3.
18. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М.-СПб.: Медиум; Ювента, 1997.
19. Шабров О.Ф. Политические технологии // Знание. Понимание. Умение. 2012. №4.
20. Шарков Ф.И. Политическая коммуникация в современном российском обществе // PolitBook. 2012. №2.
21. Шумилов А.В. Статистика VERSUS манипулирование: влияние на электоральные процессы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 4-3.
22. Шумилов А.В. Модернизация общества и электоральный процесс: проблемы и подходы // Вестник Чувашского университета. 2006. №6.