Научная статья на тему 'Технологии интернет-манипуляции в сетевом пространстве политики'

Технологии интернет-манипуляции в сетевом пространстве политики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4387
736
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛЯЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / ПРОПАГАНДА / АНТИПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ГРУППЫ / ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛИ / MANIPULATION TECHNOLOGIES / SOCIAL NETWORKS / NETWORK SPACE / PROPAGANDA / ANTI-GOVERNMENT COMMUNITIES / INTERNET USERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ибрагимов Л. Х.

Автор рассматривает технологии сетевых манипуляций, применяемые для воздействия на общественное мнение в Интернете на примере социальной сети «ВКонтакте». В статье дается сравнительный анализ пропагандистской деятельности групп, лояльных к правящему режиму, и антиправительственных сообществ, а также приводятся примеры методов ма-нипулятивного воздействия, используемых в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies of Internet-manipulation in the politics’ network space

The author examines the technologies of network manipulation, which are used to influence public opinion in the Internet social network «Vkontakte». The article gives comparative analysis of propaganda activities of the groups, that loyal to the regime and antigovernment communities, and provides examples of methods of manipulative influence used in social networks.

Текст научной работы на тему «Технологии интернет-манипуляции в сетевом пространстве политики»

Технологии интернет-манипуляции в сетевом пространстве политики

Л.Х. Ибрагимов

В связи с последними событиями, происходящими в мире, изучение мани-пулятивных технологий, применяемых в Интернете, приобретает особую актуальность. Революции в арабском мире и на Украине, протестное движение в Гонконге побудили нас к рассмотрению интернет-пространства как глобального манипулятивного пространства политики. В данной статье рассмотрены технологии манипуляции, которые применяются для воздействия на общественное мнение в социальной сети «ВКонтакте». Для анализа были выбраны группы, в которых наблюдается антиправительственное настроение, а также сообщества, выражающие поддержку нынешнему правящему режиму в России.

В первую очередь стоит отметить, что в деятельности большинства групп была выявлена общая закономерность. Вся работа данных сообществ в социальной сети направлена на пробуждение у пользователей негативных человеческих эмоций, таких как злоба, ярость, гнев и т. д. Более того, каждая группа вполне конкретно определяла образ врага. Здесь необходимо упомянуть А.М. Цуладзе, считавшего, что «...природа пропаганды такова, что она достигает своих целей, воздействуя прежде всего на эмоции людей»1.

Для того чтобы воздействовать на пользователей, руководители сообществ в социальной сети используют специальные методы. За основу возьмем классификацию С.В. Володенкова, который, с учетом рассуждений по данному вопросу С.Г. Кара-Мурзы, В.П. Пугачева и А.И. Соловьева, выделяет следующие способы манипуляции общественным сознанием1 2:

- метод повторения;

- метод наклеивания ярлыков;

- метод «спирали молчания» (теория в политологии и массовых коммуникациях, предложенная немецким политологом Элизабет Ноэль-Нойман, утверждающая, что человек с меньшей вероятностью выскажет свое мнение на ту или иную тему, если чувствует, что находится в меньшинстве, так как боится возмездия или изоляции (игнорирования);

- метод утечки секретной информации;

- метод семантического манипулирования;

- метод объективного подхода;

1 Цуладзе А.М. Политические манипуляции, или покорение толпы. М.: Книжный дом «Университет», 1999. С. 132.

2 Володенков С.В. Управление современными политическими кампаниями. М.: Изд-во МГУ, 2012. 312 с.

34

Выпуск 2 2015

Л.Х. Ибрагимов

- метод «общего вагона». При использовании данного приема осуществляется подбор суждений, высказываний, фраз, требующих единообразия в поведении, создающих впечатление, будто так делают все. Сообщение, например, может начинаться словами: «Все нормальные люди понимают, что...» или «ни один здравомыслящий человек не станет возражать, что...» и т. п. Посредством «общей платформы» у человека вызывается чувство уверенности в том, что большинство членов определенной социальной общности, с которой он себя идентифицирует или мнение которой значимо для него, принимают подобные ценности, идеи, программы и т. п.;

- метод универсальности;

- управляемое искажение фактов.

Для начала рассмотрим группу «Акции протеста» (http://vk.com/ protestactions), которая является оппозиционно настроенной к правящему режиму в России. В данной группе довольно отчетливо формируется образ действующей власти как врага российского общества. Такой эффект достигается за счет применения следующих манипулятивных приемов:

- используется огромное число интернет-мемов, высмеивающих не только действующих политических субъектов государства, но и некоторых исторических деятелей страны3;

- публикуется недостоверная информация, направленная на дискредитацию имиджа государства и подрыв доверия к ней в сознании интернет-пользователей. Проводится аналогия между политической деятельностью представителей российской государственной власти и действиями политических лидеров нацистской Германии. С целью эскалации общественного недовольства прилагаются видео, подтверждающие негативное отношение граждан к правящему режиму;

- акцентируется внимание на лицах, позиционирующихся как антагонисты политическому режиму. Бывшие политзаключенные, радикалы представлены в образе политических жертв нелегитимного правительства РФ, в то время как известные медийные лица, выразившие поддержку власти, подвержены резкой критике. Так, Борис Стомахин, призывавший к геноциду русского народа4, возведен в ранг несправедливо осужденного за свой оппозиционный настрой по отношению к действующей власти. Более того, приводится его цитата для усиления антиправительственных настроений среди пользователей («...Ни шагу делать нельзя навстречу этой системе...»). В свою очередь, группа извещает пользователей о том, что в Лондоне прошли протесты против выступления проправительственно настроенных певцов Иосифа Кобзона и Валерии;

- создается видимость всеобщего недовольства посредством постоянного информирования интернет-пользователей о готовящихся протестах в различных регионах России против правящего режима5. То есть производимая атмос-

3 http://vk.com/protestactions?z=photo-42120151_342393388%2Falbum-42120151_00%2Frev/.

4 http://rko.marsho.net/articl/mashadov.htm/.

5 http://www.protestactions.info/?p=2837; http://www.samru.ru/society/novosti_samara/79865.html; http://www.protestactions.info/?p=2818/.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

35

Тема номера: «Информация и общество»

фера народного возмущения направлена на усиление недовольства в сознании каждого пользователя;

- происходит постоянное напоминание о трагических событиях, произошедших в период правления действующего политического режима.

Необходимо отметить еще одну отличительную черту данной группы. Здесь постоянно выкладываются видео, изображающие агрессивное поведение толпы и применение силы в отношении представителей государственной власти. Данный визуальный ряд сопровождается эмоционально-оценочными комментариями, одобряющими незаконные действия представителей народных масс. Все это, по мнению автора, имеет целью внедрение в сознание пользователей делинквентной модели поведения на протестных акциях.

Кроме группы «Акции протеста», требует внимания еще одно сообщество — http://vk.com/club463266 («Против Путина»), которое уже в своем названии определяет противника. В данной группе, как и в предыдущей, преимущественно используются следующие приемы:

- дискредитации личности Владимира Путина посредством репостов недостоверных источников, возлагающих на него всю ответственность за существующие проблемы в стране;

- использование визуального ряда с целью выражения негативной позиции к действующему Президенту России;

- уничижение достоинства и достижений русского народа и России, подрыв моральных ценностей граждан (например, интернет-мем с текстом «Патриотические не слушай враки: по призыву служат рабы и собаки»);

- использование экономических статистических показателей, направленных на провоцирование у пользователей чувства несправедливости и обмана;

- информационные вбросы, зачастую не соответствующие действительности.

В сетевом пространстве существует еще множество групп подобного толка. Они могут отличаться друг от друга превалирующими способами воздействия на аудиторию, но имеют одинаковые цели — создание негативного отношения у пользователей Интернета к действующей власти и внедрение в их сознание понимания агрессивных и насильственных методов борьбы с режимом, как единственно возможных.

Рассмотрев антиправительственные сообщества в социальной сети и их методы манипулирования сознанием пользователей, перейдем к анализу групп в «ВКонтакте», лояльных к действующей власти.

Остановимся подробнее на группах «За Путина» (http://vk.com/za_russia), «Русское оружие, Армия России» http://vk.com/rusarmi. Первое сообщество характеризуется возвеличиванием Владимира Путина и в то же время представлением Запада в образе врага. Данный эффект достигается посредством:

- публикации аналитических статей и рассуждений различных экспертов, дающих высокую оценку роли действующего Президента России, а также обвиняющих страны Запада в дестабилизации ситуации в мире;

- использования визуального ряда с целью высмеивания политических лидеров западных стран.

36

Выпуск 2 2015

Л.Х. Ибрагимов

В описываемой группе воздействие на сознание пользователей происходит преимущественно через аналитические статьи, призванные усилить доверие читателей к правящему режиму, одновременно с этим формирующие негативный имидж западным странам. При этом используются такие манипуляционные методы, как:

- метод искажения фактов;

- метод объективного подхода;

- метод универсальности.

Использование данных приемов в итоге способно привести к появлению искаженной реальности у пользователей.

Следующая группа — «Русское оружие, Армия России» — по способам воздействия на аудиторию имеет сходство преимущественно с вышеуказанными антиправительственными сообществами, используя:

- дискредитацию украинских военных сил и восхваление русских через визуальные образы;

- напоминание об исторических фактах, убеждающих аудиторию в величии русского народа;

- публикации новостей из малоизвестных источников, выражающих необходимые политические позиции;

- формирование негативного имиджа США посредством псевдодокументальных материалов;

- проведение аналогий между действующим украинским политическим руководством и фашистским режимом;

- репост сомнительной информации, распространенной украинскими СМИ в сети, относительно российского быта.

В данной группе ярко выраженными целями для информационной атаки служат как нынешняя украинская власть, так и американская. Как видно, здесь способы манипулятивного воздействия направлены в основном на эмоции пользователей Интернета. В рассмотренном сообществе, как и в группах антиправительственного характера, ставка делается на бессознательное начало человеческой личности.

При рассмотрении социальных сетей стоит обратить особое внимание на один из важнейших компонентов — на комментарии, оставленные интернет-пользователями. Иногда комментарии могут оказаться важнее даже самой информации. В зависимости от комментариев у других читателей может формироваться то или иное мнение. Именно для этого сегодня активно применяются так называемые боты. Как пишет С.В. Володенков, «Наличие возможностей использования ботов, обладающих необходимыми субъекту манипуляционного воздействия виртуальными характеристиками... позволяет осуществлять таргетированное воздействие на целевые аудитории манипуляции с высокой эффективностью»6. Отсюда следует, что победа в «войне ботов» может привести к победе в информационной борьбе за сознание людей.

6 Володенков С.В. Управление современными политическими кампаниями. М.: Издательство МГУ, 2012. 312 с.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

37

Тема номера: «Информация и общество»

Еще одной важной особенностью, характерной для всех приведенных групп, является взаимный репост информации. Таким образом, пользователи могут не один раз столкнуться с определенными новостями.

Для внедрения конкретных идей в сознание пользователей применяется также метод семантического манипулирования, который заключается в употреблении слов, вызывающих у аудитории негативный ассоциативный ряд.

Итак, рассмотрев четыре группы политической направленности в социальной сети, можно определить структуру их пропагандисткой работы следующим образом:

1. В каждой группе четко артикулируются интересы сообщества.

2. В большинстве из приведенных групп манипуляционное воздействие обращено к эмоциональной составляющей аудитории. Вместо логических аргументов применяются приемы использования и внедрения стереотипов в сознание людей через визуальные образы.

3. Проводится аналогия между действующим политическим руководством современных государств (Россия, Украина, США) и лидерами нацистской Германии. В данном случае применяется метод «наклеивания ярлыков».

4. Осуществляется агрегация каналов передачи информационных сообщений между группами, разделяющими одинаковые политические взгляды. Таким образом, используется манипулятивный прием повторения. Согласно

С.Г. Кара-Мурзе: «Надо воздействовать на обыденное сознание, на повседневные, “маленькие” мысли среднего человека. И самый эффективный способ воздействия — неустанное повторение одних и тех же утверждений, чтобы к ним привыкли и стали принимать не разумом, а на веру», «Частое повторение слов и образов создает стереотипное представление о высоком качестве какого-то товара и загоняет это представление в подсознание»7.

5. Акцентируется внимание на исторических событиях в жизни страны с целью уничижения нации, либо ее возвеличивания.

6. Важнейшая особенность антиправительственных сообществ, отличающая их от лояльных к власти групп, заключается в том, что первые в завуалированной форме призывают пользователей к насильственному свержению действующей власти как единственно приемлемому методу борьбы против правящего режима.

Что касается методов манипулятивного воздействия, автором замечены следующие из них:

- метод наклеивания ярлыков (пример: украинские лидеры названы фашистами, а российские — коррупционерами);

- метод повторения, который реализуется через частые репосты новостей сообществ;

- метод семантического манипулирования. В группах происходит частое использование слов, вызывающих негативный ассоциативный ряд (например, пендос, укроп, ватник);

- метод искажения фактов;

7 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Изд-во Эксмо, 2006. С. 65.

38

Выпуск 2 2015

Л.Х. Ибрагимов

- метод объективного подхода и универсальности, использующийся в группе «За Путина». Такой эффект достигается благодаря частому обращению к экспертному мнению;

- метод визуализации. В группах зачастую использовались видео-фото материалы, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на пользователей. Данные визуальные образы могли закладывать в сознание людей определенные стереотипы, либо способствовать их укреплению. Согласно Липпманну: «Сегодня фотографии обладают такой властью над воображением, какой вчера обладало печатное слово... снимки являются точным изображением предметов... представляют собой легкую пищу для ума»8. Поскольку сегодня мы обладаем доступом к большому объему информации, то, как утверждает Липпман, наше видение мира все больше подвержено влиянию стереотипов9.

Манипуляция была неотъемлемой частью социальных коммуникаций в течение всей истории человечества. Те же традиционные СМИ постоянно использовали манипулятивные приемы в своей работе. Однако эффект от применения манипулятивных технологий в сети Интернет значительно выше по той причине, что информация здесь распространяется горизонтальным способом (от пользователя к пользователю), в отличие от традиционных СМИ, где передача информации осуществляется по вертикальным каналам (от государства к обществу). Соответственно, доверие у пользователей выше к информации, распространяемой горизонтально.

Более того, по мнению Г. Шиллера, манипуляции традиционных СМИ преследуют одну цель — вызвать чувство пассивности у людей10. Тогда как интернет-манипуляции пытаются заложить в человеке агрессивные модели поведения, побудить его к действию.

Таким образом, сегодня, по нашему мнению, интернет-пространство превратилось в глобальное поле применения манипулятивных технологий со стороны различных политических акторов.

Представленная в Интернете модель субъектно-субъектного взаимодействия на горизонтальном уровне способствует более эффективному манипу-лятивному воздействию на сознание людей. Данная информационно-коммуникационная структура позволяет создавать в сетевом пространстве псевдореальность, ретранслирующуюся впоследствии за пределы онлайн-пространства. Интернет позволил манипулятивным технологиям преодолеть территориальные ограничения, что создает новые угрозы обеспечению безопасности и стабильности для нынешних политических режимов.

В данное время вопрос изучения манипулятивного воздействия в сетевом пространстве не имеет значительного исследования в отечественной политической науке, что, по нашему мнению, представляет определенные риски для национального информационно-коммуникационного пространства. Мы

8 Липпман У Общественное мнение / пер. с англ. Т.В. Барчуновой. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.

9 Там же.

10 Шиллер. Манипуляторы сознанием / пер. с англ.; науч. ред. Я.Н. Засурский. М.: Мысль, 1980.

326 с.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

39

Тема номера: «Информация и общество»

считаем, что изучение данного вопроса будет полезно для выработки подходов и механизмов защиты граждан страны от манипуляционных воздействий со стороны внешнеполитических акторов.

Список используемых источников

1. Володенков С.В. Управление современными политическими кампаниями. М.: Издательство МГУ, 2012. 312 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Изд-во Эксмо, 2006. 832 с.

3. Липпман У Общественное мнение / пер. с англ. Т.В. Барчуновой. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.

4. Цуладзе А.М. Политические манипуляции, или покорение толпы. М.: Книжный дом «Университет», 1999. 144 с.

5. Шиллер. Манипуляторы сознанием / пер. с англ.; науч. ред. Я.Н. Засурский. М.: Мысль, 1980. 326 с.

40

Выпуск 2 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.