Научная статья на тему 'Манипуляции массовым сознанием: политическая мифология и стратегия демонизации'

Манипуляции массовым сознанием: политическая мифология и стратегия демонизации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
976
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / MASS CONSCIOUSNESS / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ / POLITICAL MYTHOLOGY / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЗНАНИЕ / PSYCHOLINGUISTIC MECHANISMS OF INFLUENCE ON CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аблеев Сергей Рифатович, Кузьминская Светлана Игоревна

Рассмотрена проблема манипуляции массовым сознанием; стратегия демонизации политического оппонента в СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manipulation of mass consciousness: political mythology and the strategy of demonization

The article is devoted to the problem of manipulation of mass consciousness. The authors consider the strategy of demonization of political opponent in mass media.

Текст научной работы на тему «Манипуляции массовым сознанием: политическая мифология и стратегия демонизации»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 81.38 ББК Ш 107

МАНИПУЛЯЦИИ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ И СТРАТЕГИЯ

ДЕМОНИЗАЦИИ

СЕРГЕЙ РИФАТОВИЧ АБЛЕЕВ,

начальник кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор философских наук

E-mail: [email protected]; СВЕТЛАНА ИГОРЕВНА КУЗЬМИНСКАЯ, доцент кафедры иностранных языков Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

кандидат филологических наук Научные специальности 09.00.01 - онтология и теория познания;

10.02.19 - теория языка E-mail: [email protected] Рецензент: доктор философских наук, доцент А.Л. Золкин

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрена проблема манипуляции массовым сознанием; стратегия демонизации политического оппонента в СМИ.

Ключевые слова: массовое сознание, политическая мифология, психолингвистические механизмы воздействия на сознание.

Annotation. The article is devoted to the problem of manipulation of mass consciousness. The authors consider the strategy of demonization of political opponent in mass media.

Keywords: mass consciousness, political mythology, psycholinguistic mechanisms of influence on consciousness.

Практика дискредитации оппонента в современном социально-политическом пространстве, к сожалению, используется достаточно активно и эффективно. Во многом она базируется на применении различных коммуникативных приемов и методов воздействия на массовое сознание, в котором формируются определенные (заданные) идеологические, ценностные и поведенческие установки. В этом контексте одним из самых интересных и малоизученных феноменов практики дискредитации является так называемая «демо-низация политического противника». Этим понятием мы обозначаем широкий набор психолингвистических манипулятивных инструментов управления массовым сознанием, которые позволяют отождествить оппонента с неким «универсальным злом». Это открывает возможности оправдывать или легитимировать в глазах общества любые насильственные действия, направленные на его искоренение.

В отличие от обычной политической дискредитации, стратегия демонизации не ограничивается тактической задачей выиграть у политического соперника некоторые очки в конкурентной борьбе или добиться его поражения в политической дискуссии. Ее цель, как

правило, является более радикальной. Оппонент должен быть уничтожен сначала морально, а потом, если это возможно, и физически.

Если присмотреться к этой стратегии внимательно, то в ней можно найти немало общих черт с лукавой практикой инквизиции по устранению неугодных в Средние века. Обвинив невинного христианина в пособничестве дьяволу, можно было расправиться с ним при активной или молчаливой поддержке запуганной паствы. Все новое, как говорится, есть хорошо забытое старое. Сегодня стратегия демонизация получила свою очередную историческую инкарнацию в борьбе западных лидеров с неугодными политическими режимами и оппонентами сначала в государствах Ближнего и Среднего Востока, а затем и в России.

В мировоззренческом смысле стратегия демониза-ции опирается на исторически закрепленный в массовом сознании концепт «универсального зла», а также на такую базовую характеристику массового сознания, как религиозность. Однако, на современном этапе религиозность в секулярном обществе приобретает совершенной иной, весьма необычный вид. Она уже не связана исключительно с традиционной религией, так

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

как имеет инверсионный, трансформированный, иногда даже причудливый характер.

Современное массовое сознание (по крайней мере, западного общества) во многом опирается на ценности так называемых светских «квази-религий», значительным идейным ингредиентом которых является изрядная доля политической мифологии. В Северной Америке и Европе такой светской квази-религией со своими аксиологическими догматами и моральными императивами является демократия.

С некоторых пор для Запада идея демократии приобретает уже даже не политический, но онтологический характер. Демократия, с точки зрения правоверного либерала, это единственно возможный способ бытия разумного человека. В глазах американской политической элиты она наделяется статусом если не абсолютного, то, во всяком случае, высшего Блага. Любое политическое устройство, которое не совсем соответствует вашингтонскому шаблону демократии, считается мировым злом, которое должно быть (рано или поздно) уничтожено. Хотя, следует заметить, что идея демократии нередко выступает не столько реальным идеалом свободы, сколько удобной политической ширмой, позволяющей преследовать свои геополитические и экономические интересы.

Таким образом, западная политическая элита сегодня начинает выступать в качестве особой, почти жреческой касты этой новой квази-религии, представители которой наделяют себя сакральным правом окончательной и верховной трактовки Добра и Зла. По сути, политический истеблишмент США сегодня претендует на моральные позиции, некогда утерянные Ватиканом. Теперь уже не Папа Римский, а Дядя Сэм определяет, что есть мировое зло, и какими средствами с ним следует бороться. При этом религиозно-мифологические свойства массового сознания (некритичное и эмоциональное восприятие действительности, покорное следование авторитетам, яркая ксенофобия, непонимание глубинных причин социальных процессов и др.)1 позволяют правящей элите через подконтрольные СМИ успешно манипулировать общественным мнением для достижения своих меркантильных целей.

Стратегия демонизации оппонента осуществляется с помощью ряда специальных приёмов, предполагающих использование различных как вербальных, так и невербальных инструментов. Рассмотрим некоторые из подобных приёмов, наиболее активно применяемые в настоящее время.

Первый приём можно условно обозначить как «отождествление оппонента с библейским Злом или дьяволом». Западная цивилизация, как известно, почти две тысячи лет развивалась в русле христианской религии. И если основные нормы морали христианства в массовом сознании уже давно низвергнуты, то библейские архетипы и символы парадоксальным образом по-прежнему сохраняют своё существенное влияние на мировосприятие западного обывателя.

В результате мы видим, как в развернутых в американских и европейских СМИ пропагандистских кампаниях против Ирана, Ливии, Сирии, а теперь уже и против России, лидеры этих стран часто предстают перед аудиторией в мифическом «дьявольском свете». Вот, например, как выглядят некоторые заголовки информационных выпусков: «Dealing with the Devil in Syria»2 («Борьба с Дьяволом в Сирии»), «Bashar al-As-sad and the Devil S Gambit»3 («Башар аль Асад и гамбит Дьявола»), «Asma and Bashar al-Assad - a match made in hell»4 («Асма и Башар Ассад - брак, заключенный в аду»).

А это заголовки, посвященные Президенту России: «Vladimir Putin is the devil we know»5 («Владимир Путин - это дьявол, которого мы знаем»). «Meet the Night Wolves - Putin's Hell's Angels»6 («Знакомьтесь, Ночные волки, - Ангелы Ада Путина»). «Vladimir Putin 'possessed by Satan and faces eternal damnation '»7 («Владимир Путин «одержим Дьяволом и обречен на вечные муки»»).

Дьявол как олицетворение вселенского зла в массовом сознании обычно ассоциируется с такими образами, как кровь, насилие, смерть, убийства, разврат, муки ада, истязания и страдания. Основные психологические черты этого персонажа, бессознательно узнаваемые сознанием индивида, тоже имеют явно негативное содержание. Это бездушность, жестокость, изворотливость, хитрость, коварство, богоборчество. Поэтому многократно повторяющееся сравнение политика с дьяволом, как правило, достигает своей цели. Его образ в массовом сознании приобретает нечто зловещее. А возникающий страх, как известно, является одним из психологических источников агрессии.

Этот приём направленного программирования массового сознания для формирования и закрепления инфернального образа предполагает активное использование специальных лексических средств. Они используются в заголовках, текстах статей или выпусков новостей, например, таким образом. «Assad, the Butcher»8 («Мясник Асад»). «Assad: Our Century's Bloodiest Dictator?'»9 («Асад: самый кровавый диктатор нашего времени?»). «But it was Gaddafi's malign, murderous side that isolated him, and Libya, in the eyes of western governments»10 («Именно коварство и кровожадность Каддафи сделали его и его страну изгоями в глазах западных держав»). «In saying Putin has no soul, it means he seems to lack both the capacity to feel emotions and to show empathy»" («Когда мы говорим, что у Путина нет души, это означает, что... он не способен испытывать эмоции и выражать сочувствие»).

Рано или поздно последовательное психолингвистическое программирование аудитории достигает своей цели, и неугодный лидер незаметно для себя и своего окружения переводится из разряда нормальных политических оппонентов в разряд бездушных злодеев, злобных нелюдей и политических монстров. Отсюда остаётся всего полшага до «справедливого» призыва к расправе над таким «злодеем». В этом и состоит

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

скрытая цель манипулирования массовым сознанием в рассматриваемых случаях.

Следует заметить, что отмеченная тактика информационной войны не является демократической инновацией XXI в. Этот «передовой опыт» вашингтонские политтехнологи, по всей видимости, могли заимствовать у немецких нацистов периода Второй мировой войны. Так, в частности, когда началось освобождение СССР и Европы от фашистской оккупации, люди рейхс-министра Геббельса активно внушали европейскому гражданскому населению всякие мифические бредни, например, о том, что русские солдаты - это вовсе и не люди, а порождения ада и у них есть даже рога.

Второй технологический прием рассматриваемой стратегии демонизации заключается в противопоставлении политической системы, в которую включен неугодный оппонент, демократической модели американского типа с ее специфическими стандартами и ценностями12. Причём само понятие демократии в западной интерпретации постоянно расширяется и видоизменяется в ответ на конъюнктуру текущей ситуации. Сегодня англо-саксонская демократия - это уже не просто банальная власть народа. Фактически это есть либеральная вседозволенность, моральный нигилизм и манипуляции обществом, какое-либо ограничение которых западные апологеты этой новой мировой квази-религии считают совершенно недопустимым.

На наших глазах происходит опасное перерождение западной демократии, которая становится не властью народа для народа, а властью олигархата (финансово-промышленной элиты) для олигархата. Какие ценности несёт миру современная англо-саксонская демократия? Подрыв моральных устоев общества и разрушение традиционной семьи, политическое рей-дерство и право силы в международном пространстве, экономическую стратегию неоколониализма, оскорбление религиозных убеждений, трансформацию свободы личности в разрушительную вседозволенность, попытку тотального информационного контроля общества через спецслужбы и СМИ.

Тем не менее, нам пытаются внушить, что англо-саксонская демократия есть заоблачный идеал, к которому должно стремиться всё население Земли, включая, видимо, и пингвинов в Антарктиде. Если в религиозной мифологии наиболее негативной характеристикой субъекта являлось отождествление его с дьяволом, то для апологета западного либерализма такой характеристикой является обвинение своего оппонента в отказе от англо-саксонских шаблонов демократии.

Всякое национальное своеобразие демократических институтов власти в нужный момент расценивается не менее чем «кровожадная диктатура», «злобная тирания» и «удушающий авторитаризм». Неудивительно, что подобные номинации в руках ловких политтехнологов становятся эффективным информационным инструментом в заказной демонизации неугодных народных лидеров. «Bashar al-Assad: A Tyrant in Full»113 («Башар аль-Асад: тиран в полном смысле

этого слова»). «A day in the life of Vladimir Putin: The dictator in his labyrinth»14 («Один день из жизни Владимира Путина: Диктатор в своем лабиринте»).

Серьёзно доказывать подобные обвинения, как правило, никто даже и не пытается. Самое главное -это частотная номинация. Когда все газеты и телеканалы называют Асада тираном, американский обыватель начинает верить, что так оно и есть на самом деле. Ведь что происходит в Сирии в действительности, да и вообще где она находится, он представляет крайне туманно. «Тиран», «диктатор», «деспот» - это своего рода сигнальные слова-маркеры, появление которых в тексте запускает нейролингвистический механизм некритичного восприятия некомпетентным массовым сознанием всего последующего содержания такого текста.

Вслед за навешиванием негативных ярлыков15, как правило, следует череда стандартных обвинений в нарушении демократических ценностей: не соблюдение прав человека, подавление оппозиции, отсутствие свободных выборов, массовые репрессии, нарушение свободы слова. Как эти обвинения соотносятся с реальной жизнью - не имеет никакого значения. Их цель проста: не выявить объективную истину, а закрепить за оппонентом в массовом сознании чёткий образ человеконенавистника, применяющего репрессии против собственного народа. Массовой аудитории обычно не сообщают, чем вызваны те или иные вполне законные и необходимые решения лидера другого государства. Например, пресечение погромов и беспорядков или привлечение к ответственности крупного безнесмена-мошенника. Однако, ей вполне определенно подсказывают и внушают, как эти действия следует интерпретировать.

Ещё одним эффективным приёмом стратегии де-монизации политического лидера является тактика искусственной криминализации оппонента. Её основная цель: показать массовой аудитории, что неудобный лидер - это преступник мирового масштаба, который должен быть наказан благородными служителями закона под звёздно-полосатым флагом. Эта тактика вполне эффективно работает в западном культурном пространстве, так как на протяжении нескольких веков концепт «право» активно осмысливался интеллектуальной элитой и встраивался в массовое сознание западного общества как одна из фундаментальных ценностных констант.

Примечательно, что роль верховного судьи и спикера всеобщего правового закона сегодня достается лидеру Соединенных Штатов. Именно американский Президент в своих выступления даёт однозначные оценки действиям глав других государств, обличает, осуждает, выносит приговор и требует привести его в исполнение. Политический суверенитет другой страны, международное право и Совет Безопасности ООН здесь, разумеется, уже не имеют существенного значения.

Вот, например, некоторые показательные пассажи из выступлений Барака Обамы. «Once again, Qaddafi

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

chose to ignore the will of his people and the international community. Instead, he launched a military campaign against his own people»16 («В очередной раз Каддафи предпочел проигнорировать волю своего народа и мирового сообщества. Несмотря ни на что, он развязал войну против собственной страны»). «Now, after careful deliberation, I have decided that the United States should take military action against Syrian regime targets»17. («Теперь, после того как я тщательно все взвесил, я принял решение, что США должны предпринять военные действия в отношении Сирийского режима»).

В заключение следует остановиться еще на одном приёме демонизации, который связан с использованием исторических параллелей. Так, например, воплощением тотального насилия в мировом сообществе сегодня по праву считается Адольф Гитлер. Принесенные им человечеству страдания и разрушения были столь значительны, что уже на протяжении жизни нескольких поколений его имя у всякого цивилизованного человека вызывает непроизвольное содрогание и заслуженное презрение.

Простое сравнение политического лидера с Гитлером само по себе уже гарантирует крайне негативные бессознательные ассоциации (кровь, смерть, пытки, массовые убийства, концлагеря) и оставляет в сознании обывателя недвусмысленный ментальный шлейф. На это и рассчитывают западные политические манипуляторы, активно вбрасывающие в мировое медийное пространство подобные сравнения.

«Putin's Sochi and Hitler's Berlin: The Love Affair Between Dictators and the Olympic Games»18 («Сочи Путина и Берлин Гитлера (Любовь диктаторов к Олимпийским играм»). «From Hitler to Gaddafi: dictators and their bunkers»19 («От Гитлера до Каддафи: диктаторы и их бункеры»). «Where are the French now, as Americans prepare to put their soldiers on the line to fight today's Hitler, Saddam Hussein?»20 («А где же французы, сейчас, когда Америка готова послать своих солдат на передовую, чтобы сражаться с современным Гитлером, Саддамом Хусейном»).

Среди других исторических персонажей, которые в массовом сознании устойчиво олицетворяют зло и страдания, в западных СМИ упоминаются римские императоры Калигула и Нерон. «It was easy for all parties to join in portraying Gaddafi as a tyrant reminiscent of Caligula or Nero»21 («Все стороны единодушно сошлись в описании Каддафи как тирана, подобного Калигуле или Нерону»).

Однако, такие исторические параллели нельзя назвать частотными. Очевидно, что ожидаемый прагматический эффект подобных сравнений намного меньше, чем сравнение с Гитлером. Образовательный уровень массовой аудитории в США все же не так высок, чтобы легко выстраивать параллели с событиями многовековой исторической давности.

Таким образом, сегодня стратегия демонизации страны и её политического лидера становится чуть ли не главным компонентом информационной войны,

развязанной западными государствами против России. Очевидно, что в современном мире победа в информационном противостоянии становится не менее важной, чем победа на поле боя. Битва за умы и души, или, как принято сегодня говорить, за общественное мнение, становится решающим фактором в защите исконного и естественного права страны на суверенитет и выбор собственного пути развития.

Литература

1. Гронская Н.Э. Языковые механизмы манипулирования массовым политическим сознанием // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2003. № 1.

2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.

3. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., М., 2002.

4. Шунгаров О.С. Легитимация государственной власти посредством манипулирования общественным сознанием // Законность и правопорядок в современном обществе. 2010. № 2.

References

1. Gronskaya N.E. Language mechanisms of manipulation of mass political consciousness // The Journal of Nizniy Novgorod University named after N.I. Lobachevskiy. 2003. № 1.

2. Kara-Murza S.G. Manipulation of mass consciousness. M., 2002.

3. Harris R. A cognitive psychology of mass communication. M., Spb., 2002.

4. Shungarov O.S. Legitimation of state power by means of manipulation of mass consciousness // Law in order in modern society. 2010 (2).

1 Аблеев С.Р., Кузьминская С.И. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы // Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспективы: Научно-практический вестник. 2002. Вып. 1 (№ 8).

2 FrontPage magazine: http://www.frontpagemag.com/2012/ robert-spencer/dealing-with-the-devil-in-syria/

3 The Atlantic: http://www.theatlantic.com/international/ar-chive/2014/07/assad-and-the-art-of-the-devils-gambit.

4 Телеканал FoxNews: http://www.foxnews.com/opin-ion/2013/09/06/asma-and-bashar-al-assad-match-made-in-hell/.

5 The Mirror: http://www.mirror.co.uk/news/world-news/vladi-mir-putin-is-the-devil-we-know-751676.

6 The Telegraph: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/ europe/russia/10670244/Meet-the-Night-Wolves-Putins-Hells-An-gels.html.

7 The Telegraph: http://www.telegraph.co.uk/news/world-news/vladimir putin/11079988/Vladimir-Putin-possessed-by-Sa-tan-and-faces-eternal-damnation.

8 The New York Times: http://www.nytimes.com/2012/04/21/ opinion/bashar-al-assads-lies.html.

9 The Daily Beast http://www.thedailybeast.com/arti-cles/2013/12/04/assad-our-century-s-bloodiest-dictator.html.

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

10 The Guardian http://www.theguardian.com/commentis-free/2011/oct/20/gaddafi-death-leaves-libya-crossroads.

11 Сайт телеканала CNN: http://edition.cnn.com/2014/07/25/ opinion/motyl-putin-is-evil/

12Аблеев С.Р. Синергийная этика и евро-американские этические концепции XVIII-XX веков: компаративистский анализ философских корреляций // Аспирантский вестник Поволжья. Научно-информационный межвузовский журнал. 2009. № 5-6; Золкин А.Л. Философия права «русского зарубежья» и современная юридическая наука. Вестник Московского университета МВД России, 2012. № 8.

13 National Journal: http://www.nationaljoumal.com/daily/ bashar-al-assad-a-tyrant-in-full-20130909.

14 The Independent: http://www.independent.co.uk/news/world/ europe/a-day-in-the-life-of-vladimir-putin-the-dictator-in-his-laby-rinth-9629796.html

15 Кузьминская С.И. «Ярлык» как средство манипулирова-

ния массовым сознанием // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 5 (36).

16 Из выступления Барака Обамы: whitehouse.gov/pho-tos-and-video/video/2011/03/28/president-obama-s-speech-lib-ya#transcript.

17 Из выступления Барака Обамы: whitehouse.gov/pho-tos-and-video/video/2011/03/28/president-obama-s-speech-lib-ya#transcript.

18 The Daily Beast: http://www.thedailybeast.com/arti-cles/2014/02/07/putin-s-sochi-and-hitler-s-berlin-the-love-affair-be-tween-dictators-and-the-olympic-games.html.

19 The Guardian: http://www.theguardian.com/world/2011/ aug/27/best-of-the-bunkers-gaddafi-hitler-saddam.

20 The Guardian: http://www.theguardian.com/world/2003/ feb/13/iraq.nato.

21 The Guardian: http://www.theguardian.com/world/2013/ sep/06/syrian-presidency-instagram-banality-evil.

УДК 1:001;001.8 ББК Ю6

ПОИСК НОВЫХ ДЕТЕРМИНАНТ ОБЩЕСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ

НАТАЛИЯ ВИКТОРОВНА ГАЛАНИНА,

доцент кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат философских наук Научная специальность 09.00.11 - социальная философия E-mail: Natgal2411@ rambler.ru Рецензент: доктор философских наук С.Р. Аблеев

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Уже с конца XIX в. общественными науками ведётся поиск новых детерминант социального развития, отличных от сложившихся в естествознании, которые могли бы глубже и многограннее раскрыть суть исторического процесса и уловить новые тенденции в развитии и перспективах человечества.

Ключевые слова: детерминизм, духовная культура, ценности, бессознательное, структурный метод.

Annotation. Since the end of the XIX century the social sciences is looking for new determinants of social development other than existing in the natural sciences, which could reveal deeper and more varied the essence of the historical process and to capture new trends in the development and prospects of mankind.

Keywords: determinism, spiritual culture, values, unconscious, structural method.

Вопрос о существовании общественных детерминант, определяющих ход исторического развития человечества, в наши дни актуален в большей степени, чем когда-либо в истории, так как среди многих учёных, изучающих социальные перспективы, сложилось представление, что человечество сейчас идет по пути, неминуемо ведущему нас к глобальному кризису, который положит конец современной цивилизации, а возможно, и всему виду человека разумного.

Представления и идеалы о детерминизме в науке сформировались в ХУП-начале XVIII вв. в классической механике Галилея-Ньютона, после чего были сделаны попытки переноса их в обществознание. Позднее, острое ощущение ограниченности модели науки, сложившейся в XVIII в., в свете тех задач, которые встали перед познанием в конце ХГХ-начале ХХ в. заставили по-новому трактовать принцип детерминизма в социуме. «Мир представляет собой невероятно сложную, постоянно раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.