С.В. Крупин
«АРАБСКАЯ ВЕСНА» ДЛЯ МУАММАРА КАДДАФИ И БАШАРА АСАДА "ARAB SPRING" FOR MUAMMAR GADDAFI AND BASHAR AL-ASSAD
В статье анализируются внешние и внутренние условия и предпосылки свержения Муаммара Каддафи в Ливии и возможного силового давления на Баша-ра Асада в Сирии. Также автором дается оценка возможного влияния стран Запада в лице НАТО на революционные события в арабских странах в рамках «Арабской весны».
Ключевые слова: «Арабская весна», Ливия, Сирия, Ближний Восток.
The article analyzes the internal and external conditions and prerequisites of overthrowing Muammar Gaddafi in Libya and possible military pressure on Bashar al-Assad in Syria. The author also provides an assessment of the possible impact of the West in the form of NATO on the revolutionary events in the Arab countries in the "Arab Spring".
Key words: "Arab Spring", Libya, Syria, Middle East.
Волнения в Ливии и Сирии начались в рамках так называемой «Арабской весны». В обеих странах гражданские войны приобрели особенно жесткий характер как со стороны проправительственных сил, так и со стороны оппозиции. Лидер Ливийского государства отказался уйти в отставку добровольно. В итоге это привело к иностранной интервенции и убийству Муаммара Каддафи. Схожая ситуация складывается в настоящее время в Сирии: Башар Асад отказывается добровольно покидать свой пост, кризис в стране усугубляется, встает вопрос о самых жестких санкциях со стороны ООН, в том числе о военном вмешательстве. Примет ли эта ситуация такой же оборот, как в Ливии?
Цель работы - сравнить и проанализировать предпосылки и причины восстаний в двух арабских странах и дать прогноз на ближайшее будущее относительно развития событий в Сирии. Задачи работы: рассмотреть внутриполитическое положение стран; сравнить объективные причины восстаний; определить роль Запада в революционных событиях.
Начнем с Ливии. Население этой страны до сих пор тесно вплетено в родоплеменные связи, которым уступает авторитет любого султана или короля. Муаммар Каддафи пришел к власти в 1969 г. в результате военного переворота и практически сразу стал достаточно справедливо распределять нефтяные доходы между племенами, что обеспечивало внутреннее спокойствие [3, с. 154]. Но уже в начале 1970-х гг. с подачи шейхов племен разгорелись межплеменные конфликты. Именно после этого Каддафи начал писать
свою «Зеленую книгу», проповедующую «третий путь» между капитализмом и социализмом как систему прямого народовластия (Джамахирию).
Аналогов этого строя в мире не было. «Исходя из того, что ливийское общество - бедуинское, патриархальное, Каддафи ориентировался на древние традиции: всё решает само племя, слушая рекомендации шейхов, старейшин. Прямая демократия, страной управляет народ» [4]. В результате к 2010 г. в Ливии самый высокий в Африке уровень индекса человеческого развития, который превзошел даже показатели России [6]. Также в стране был низкий уровень безработицы, бесплатное образование, здравоохранение и прочие социальные блага. Однако следует отметить, что эти данные опровергаются другими источниками. Один из революционеров по имени Акрам в разговоре с журналистом газеты «Известия» заявил: «В Триполи для иностранцев были созданы все условия. Так же, как и в Москве. Я же жил у вас, знаю. А народ на периферии стал жить всё хуже и хуже» [1].
При этом часть племенной верхушки никогда не смирялась с лидерством Каддафи - бедуина из далеко не самого влиятельного племени. За время его правления было несколько попыток государственного переворота и десятки покушений. Другой крупной проблемой Каддафи все эти годы была радикальная исламская оппозиция в основном в лице «Ливийского джамаата» и «Братьев-мусульман». В марте 2011 г. сайт WikiLeaks обнародовал телеграммы посольства США в Триполи, датированные 2008 г. В них сообщалось, что регион Бенгази - одна из основных идеологических и политических баз «Аль-Каиды», а также один из главных регионов «мирового экспорта» шахи-дов и джихадистов [3, с. 156].
В итоге основным политическим ресурсом восстания против Каддафи стали, во-первых, радикальная исламская оппозиция; во-вторых, часть племенной элиты, рассчитывающая в ходе перераспределения власти получить более существенную долю национального «нефтеэкспортного пирога». Пообещав кусок этого «пирога» своему племени и обеспечив разграбление региональных складов оружия, шейхи получили тот самый «вооруженный народ», вставший на борьбу с центральной властью.
Что касается Сирии, то в 1963 г. в связи с военными переворотами там был введен режим чрезвычайного положения, который сохранялся до 2011 г. В 1966 г. власть получил Хафез аль-Асад, выходец из крупной и влиятельной сирийской общины алавитов (особого толка шиитского ислама). С учетом того, что около 85 % населения исповедуют ислам, а около 80 % мусульман -сунниты, правление представителя конфессионального меньшинства послужило еще одной причиной нестабильности в стране. Ведь именно Асад прак-
тически до основания уничтожил радикально настроенную суннитскую организацию «Братьев-мусульман».
Хотя Сирия является республикой, ее политический режим можно охарактеризовать как «суперпрезидентский» или «полумонархический». В стране обязательное бесплатное шестилетнее образование и существенные госдотации на полное среднее и высшее образование, а также вполне современная медицина [3, с. 195]. В то же время, поскольку значимых природных ресурсов нет, уровень жизни большинства населения невысокий, в стране растет и без того высокая безработица, увеличиваются проблемы со снабжением продовольствием. Дополнительные основания для недовольства населения создают злоупотребления со стороны служб безопасности. Проблему усугубляет коррупция.
Таким образом, если судить объективно по внутренней обстановке, то причин для восстания у сирийцев было больше. Так почему же Каддафи подвергся жесточайшему давлению и иностранному вмешательству во внутренние дела, а с Башаром Асадом до сих пор ведутся мирные переговоры?
Полагаю, что дело не только в вето России и Китая на военное вмешательство в дела Сирии (хотя это самая существенная причина), но и в личном отношении восточных и западных лидеров к Каддафи.
Установив Джамахирию, Муаммар Каддафи, во-первых, сверг монархию, чем противопоставил себя королям и султанам Персидского залива. Во-вторых, он установил фактически светский режим правления, показав странам залива, что в условиях хорошей сырьевой ренты жить по строгим канонам шариата населению менее комфортно. У западных стран тоже были претензии к Каддафи. США и Великобритания помнят изгнание из Ливии своих военных баз после революции в 1969 г., а также национализацию своих нефтяных активов. Франция много лет сталкивалась с Каддафи за влияние в Африке. Для США Каддафи был неприемлем прежде всего потому, что проявлял предельную экономическую и политическую независимость. С 2005 г. в Ливии работало около 40 зарубежных нефтяных компаний, а в 2009 г., почувствовав риск обвала доходов из-за кризиса и снижения цен на нефть, Каддафи заявил о нежелании приватизировать Национальную нефтяную корпорацию [3, с. 159]. По словам С.Е. Кургиняна, советского и российского политолога: «Ливия обладает самыми большими в Африке подтвержденными запасами нефти... И потому эти решения Каддафи стали очень болезненными ударами по интересам зарубежных нефтедобывающих «грандов» [3, с. 161].
Таким образом, совокупности внешних и внутренних факторов в Ливии хватило для того, чтобы Каддафи из желанного гостя, принимаемого с почетом в любой европейской стране, в одночасье превратился в жестокого дик-
татора, которого немедленно нужно было свергнуть. Внутриполитическая ситуация в Сирии несколько сложнее, чем в Ливии. Жестокие межконфессиональные конфликты при ослаблении диктаторской власти мгновенно превратятся в кровопролитную гражданскую войну. Запад это понимает, равно как и то, что в ближайшее время никаких выгод отсюда извлечь не сможет.
Сейчас прикладываются усилия по мирному урегулированию конфликта в Сирии не только потому, что из этого конфликта трудно извлечь выгоду, но и потому, что Америка на примере Египта и других стран наглядно убедилась, что к власти приходит не лояльная США оппозиция, а фундаментальные исламисты, которые поблагодарят Соединенные Штаты и Европу за помощь, но ни в коем случае не допустят, чтобы хотя бы один натовский военный ступил на арабскую землю или чтобы нефтяные компании поникли на эти территории. Не стоит забывать о «благодарности» ливийцев в виде убийства 11 сентября 2012 г. сотрудников американского посольства.
Не менее важно то, что Башара Асада поддерживает значительное количество населения, в частности, это шииты и христиане, понимающие, что с приходом суннитов к власти начнется жесткое притеснение конфессионального меньшинства. Разумеется, одна из основных причин сохранения Асада на своем посту - вето России и Китая в Совбезе ООН на попытки ввести военные санкции в отношении Сирии.
Ни в коем случае не берусь утверждать, что «Арабская весна» - дело рук американских спецслужб, как считают многие, однако стоит признать, что без современных информационных технологий, поставляемых в том числе и США, без регулярных слетов оппозиции из различных арабских стран подобно той, что проводилась в Лондоне в 2005 г., эти события не произошли бы так быстро, а возможно, произошли бы через десятки лет. Технологии и спонсорская помощь западных стран, адресованная оппозиции, - это бесспорный катализатор революций, в частности, в рассматриваемых мною странах.
Литература
1. Война в песочнице // Известия. - 10.03.2011. - Режим доступа: http://www.izvestia.ru/news/372213
2. Каддафи М. Зеленая книга. - М.: Международные отношения, 1989. - 35 с.
3. Кургинян С.Е. Политическое цунами. - М.: ВИНИТИ, 2011. - 288 с.
4. Мирский Г.И. Арабский мир: надоело, не верим, не боимся // Международные процессы. - 2012. - № 2. - Режим доступа: http://www.intertrends.ru/twenty-fifth/012.htm
5. Совет Безопасности. Резолюция 1973 (2011). - Режим доступа: http://daccess-dds-
ny.un.oig/doc/UNDOC/GEN/N11/268/41/PDF/N1126841 .pd1?OpenElement
6. Human Development Report 2011. - URL: http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2011_EN_Complete.pdf
Коротко об авторе
Крупин Станислав Вадимович - студент Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]
Briefly about author
Krupin Stanislav Vadimovich - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky. E-mail: [email protected]