Научная статья на тему 'МАНИПУЛИРОВАНИЕ В СМИ КАК УГРОЗА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

МАНИПУЛИРОВАНИЕ В СМИ КАК УГРОЗА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
740
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / СКРЫТОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / HIDDEN INFLUENCE / МАНИПУЛИРОВАНИЕ / MANIPULATION / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Довнар Н.Н.

Актуальность статьи обусловлена важностью роли средств массовой информации в жизни общества и их возможностью влиять на общественное сознание. Цель статьи - проанализировать такой вид психологического воздействия, как манипуляция с точки зрения информационной безопасности. Поставленные задачи были решены при помощи интеграционного подхода, общенаучных (диалектический, функциональный), частнонаучных (формально-юридический, логический) методов познания. Автор приходит к выводу, что использование в СМИ манипулятивных приемов и тактик вызывает угрозы информационной безопасности личности, общества и государства, поскольку психологическое воздействие на человека, может привести к лишению свободы выбора, изменению намерений вопреки своим желаниям, человек может стать средством достижения целей манипулятора и не заметить этого, в результате скрытое управление против воли человека может нанести ему ущерб. Масштабность деструктивного воздействия на общественное сознание требует разработки способов защиты от этих угроз, в том числе и правовых. Однако возведение законодательных барьеров манипуляциям вызывает необходимость поиска критериев, с помощью которых можно будет выявлять не только приемы и технологии, несущие реальную угрозу личности, обществу и государству, но и определять признаки правонарушения, а также степень причинения вреда. Кроме того, следует понять, в каких случаях можно бороться с данным явлением с помощью закона, а в каких - призывать на помощь институт саморегулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIPULATION IN MASS MEDIA AS A THREAT FOR INFORMATION SECURITY

Relevance of the paper is due to the role of mass media in society and its opportunities to influence social mind. The aim of the paper is to analyze psychological manipulation from the point of view of information security. The tasks were solved using integrated approach, general scientific methods (dialectic, and functional) and pure scientific methods (legalistic and logical). The paper concludes that the use of manipulation tactics results in informational threats for person, society and state. The person under the psychological impact is deprived of freedom of choice. He can change his intentions contrary to his wishes and become an object of manipulation without noticing it. The resulting hidden control against person’s will can have harmful effect. Destructive action of manipulation on social mind causes the necessity of legal defense techniques. The development of legal barriers for manipulation requires the knowledge of criteria to reveal the means and technologies that pose real threats for the person, society and state. Elements of an offense and the degree of harm should be revealed as well. In addition, one should have criteria to choose the way to struggle with this phenomenon: either by law or by self-regulation institutes.

Текст научной работы на тему «МАНИПУЛИРОВАНИЕ В СМИ КАК УГРОЗА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

3’ 2015 I Na ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ

понятие информации в материальной и нематериальной форме как объекта правоотношений, изучено недостаточно. Поэтому важна роль исследований, обращенных к постижению феномена информации.

Список литературы:

1. Лидовский, В. В. Теория информации / В. В. Лидовский. — М.: Спутник, 2004. — 111 с.

2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. — М: Оникс, 2008. — 736 с.

3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — № 31, ч. 1, с. 3448—3450.

4. Городов, О.А. Информация как объект гражданских прав // Правоведение. — 2001. — № 5. — С. 72-83.

5. О персональных данных : федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — № 31, ч. 1, ст. 3451.

6. О государственной тайне : закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (в ред. от 21 декабря 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1997. — № 41, ст. 8220-8235.

7. О коммерческой тайне : федеральный закон РФ от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (в ред. от 12 марта 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2004. — № 32, ст. 3283.

References:

1. Lidovskij, V. V. Teorija informacii / V. V. Lidovskij. — M.: Sputnik, 2004. — 111 s.

2. Ozhegov, S. I. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka / S.I. Ozhegov — M: Oniks, 2008. — 736 s.

3. Ob informacii, informacionnyh tehnologijah i o zashhite informacii : federal'nyj zakon RF ot 27 ijulja 2006 g. № 149-FZ (red. ot 21 ijulja 2014 g.) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2006. — № 31, ch. 1. — C. 3448-3450.

4. Gorodov, O.A. Informacija kak obekt grazhdanskih prav // Pravovedenie. — 2001. — № 5. — S. 72-83.

5. O personal'nyh dannyh : federal'nyj zakon RF 27 ijulja 2006 g. № 152-FZ (v red. ot 21 ijulja 2014 g.) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2006. — № 31, ch. 1, s. 3451.

6. O gosudarstvennoj tajne : zakon RF ot 21 ijulja 1993 g. № 5485-1 (v red. ot 21 dek-abrja 2013 g.) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 1997. — № 41, st. 8220-8235.

7. O kommercheskoj tajne : federal'nyj zakon RF ot 29 ijulja 2004 g. № 98-FZ (v red. ot 12 marta 2014 g.) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2004. — № 32, st. 3283.

Н.Н. Довнар,

кандидат юридических наук, доцент кафедры медиалогии и веб-журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета

N.N. Dovnar,

Candidate of Law, Associate Professor, Institute of Journalism,

Belarusian State University ndovnar@gmail. com

Манипулирование в СМИ

как угроза информационной безопасности

Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью роли средств массовой информации в жизни общества и их возможностью влиять на общественное сознание. Цель статьи — проанализировать такой вид психологического воздействия, как манипуляция с точки зрения информационной безопасности. Поставленные задачи были решены при помощи интеграционного подхода, общенаучных (диалектический, функциональный), частнонаучных (формально-юридический, логический) методов познания. Автор приходит к выводу, что использование в СМИманипулятивных приемов

и тактик вызывает угрозы информационной безопасности личности, общества и государства, поскольку психологическое воздействие на человека, может привести к лишению свободы выбора, изменению намерений вопреки своим желаниям, человек может стать средством достижения целей манипулятора и не заметить этого, в результате скрытое управление против воли человека может нанести ему ущерб. Масштабность деструктивного воздействия на общественное сознание требует разработки способов защиты от этих угроз, в том числе и правовых. Однако возведение законодательных барьеров манипуляциям вызывает необходимость поиска критериев, с помощью которых можно будет выявлять не только приемы и технологии, несущие реальную угрозу личности, обществу и государству, но и определять признаки правонарушения, а также степень причинения вреда.

Кроме того, следует понять, в каких случаях можно бороться с данным явлением с помощью закона, а в каких — призывать на помощь институт саморегулирования.

Ключевые слова: средства массовой информации, скрытое воздействие, манипулирование, общественное сознание, информационная безопасность.

Manipulation in mass media

as a threat for information security

Abstract: relevance of the paper is due to the role of mass media in society and its opportunities to influence social mind. The aim of the paper is to analyze psychological manipulation from the point of view of information security. The tasks were solved using integrated approach, general scientific methods (dialectic, and functional) and pure scientific methods (legalistic and logical). The paper concludes that the use of manipulation tactics results in informational threats for person, society and state. The person under the psychological impact is deprived offreedom of choice. He can change his intentions contrary to his wishes and become an object of manipulation without noticing it. The resulting hidden control against person’s will can have harmful effect. Destructive action of manipulation on social mind causes the necessity of legal defense techniques. The development of legal barriers for manipulation requires the knowledge of criteria to reveal the means and technologies that pose real threats for the person, society and state. Elements of an offense and the degree of harm should be revealed as well.

In addition, one should have criteria to choose the way to struggle with this phenomenon: either by law or by self-regulation institutes.

Keywords: mass media, hidden influence, manipulation, public opinion, information security.

Роль средств массовой информации в жизни общества заставляет науку обратиться к проблемам, связанным с воздействием этого института на общественное сознание. Как отмечают исследователи, в современном мире человек, по сути, формируется и функционирует в мегаинформационном пространстве, созданном массмедиа. В связи с этим возникает сложный и неоднозначный вопрос: насколько свободен выбор человека, находящегося под постоянным воздействием СМИ? Причина этой неоднозначности кроется в том, что формально человек информационного общества имеет право на свободу выбора, но часто оно остается фактически нереализованным.

Проблема скрытого воздействия на массовое сознание посредством СМИ является чрезвычайно серьезной еще и потому, что такое влияние может стать опасным информационно-психологическим оружием в руках деструктивно настроенных сил. Дезориентация в понимании значения роли и результатов скрытого социально-политического влияния на массовое сознание чревата принятием неверных политических решений, последствия которых, как показывает история, уже неоднократно сказывались самым пагубным образом на функционировании разных социальных институтов, отдельных социальных систем и общества в целом [1].

Манипулирование в СМИ как угроза информационной безопасности ^ н.Н. Довнар

3’ 2015 I .Съ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ

Политологи также считают ситуацию серьезной, отмечая, что современное политическое пространство, в рамках которого протекают политические процессы и происходит легитимация политического порядка, представляет собой принципиально новый политологический феномен, связанный с медиатизацией политики и одновременно политизацией современных средств массовой информации. В этих условиях получают интенсивное развитие различные технологии политического манипулирования, апробирующиеся через политические практики и институционализирующиеся посредством подвластных политическим силам массмедиа [2]. О манипуляции говорят и программные документы. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575) к источникам угроз национальной безопасности относит развитие технологий манипулирования информацией. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. № Пр-1895) манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации) относит к угрозам конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России. Появление в таких важнейших документах термина «манипулирование» заставляет обратить внимание, как минимум, на два момента:

1) определение манипуляции как угрозы личности, обществу и государству требует разработки способов защиты от этих угроз, в том числе и правовых;

2) появление термина «манипулирование» означает его постепенное проникновение в категориальный аппарат правовых институтов (субинститутов) информационной безопасности, а значит, требует соответствующих правовых характеристик, которые могут дать оценку действиям манипулятора. Сегодня исследователи предлагают принять закон о противодействии манипулированию, в котором будут проработаны понятие «манипулирование», его виды и те проявления, которые могут являться наказуемыми (Н.С. Урсу). Но так ли просто это сделать?

Согласно теории государства и права юридически значимые действия могут быть правомерными и противоправными. Последние при наличии определенных признаков считаются правонарушением. В число таких признаков включается вред и причинная связь между деянием и причиненным вредом, что имеет большое значение для рассмотрения действий с точки зрения информационной безопасности.

Устанавливая законодательное ограничение манипуляциям, необходимо тщательно проработать терминологический аппарат законодательного акта, с помощью которого можно будет отграничивать правомерное поведение от правонарушения. Речь идет, в первую очередь, о самом понятии «манипулирование». В последние годы появилось достаточно большое количество работ философов, филологов, социологов, журналистов, которые дают свое определение манипулированию, пытаются раскрыть содержание, механизмы и результаты скрытого воздействия СМИ на общественное сознание, ис-

следовать вербальные и невербальные средства реализации манипуляции в текстах СМИ, изучить феномен манипуляции в его текстовой реализации, дать лингвоюридическую интерпретацию феномена речевой манипуляции, разработать принципы, формы и методы противодействия манипулятивному влиянию на сами СМИ (И.В. Беляева, И.М. Дзялошинский, Е.Л. Доценко,

С.Г. Кара-Мурза, И.Г. Катенева, Б.Н. Лозовский, Е.Д. Павлова, Ю.К. Пирогова, Н.С. Урсу, В.П. Шейнов и др.). Работы дают богатый материал для юристов.

Е.Л. Доценко, например, проведя серьезное исследование еще в середине 90-х г. прошлого столетия, определяет манипуляцию как вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями, при этом указывает на следующие признаки этого понятия: 1) родовой признак — психологическое воздействие; 2) отношение манипулятора к другому лицу как к средству достижения собственных целей; 3) стремление получить односторонний выигрыш; 4) скрытый характер воздействия (как факта воздействия, так и его направленности);

5) использование психологической силы, игра на слабостях; 6) побуждение, мотивационное привнесение; 7) мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий [3, с. 58—59].

Применительно к рекламному дискурсу Ю.К. Пирогова дает определение, которое учитывает особенности данной коммуникации: «Манипулирование, или манипуляция, — это вид скрытого коммуникативного воздействия адресанта на адресата (на его знания, представления, отношения, цели) с целью изменить его намерения в нужном для адресанта направлении вопреки интересам адресата. Адресата коммуникации при этом вводят в заблуждение относительно важных для него характеристик рекламируемого (или продвигаемого) объекта или используют слабые стороны его психического или когнитивного устройства. Введение в заблуждение означает, что у адресата формируется неверное представление о мире, причем адресант применил коммуникативные приемы, провоцирующие это неверное представление. Скрытое воздействие означает, что адресант применяет не контролируемые, не осознаваемые адресатом приемы воздействия. Многие из таких приемов имеют психолингвистическую основу» [4, с. 251].

Белорусский исследователь В.П. Шейнов предлагает краткое определение, которое вбирает в себя характеристики, предложенные многими авторами. «Манипулирование — это скрытое управление адресатом против его воли, наносящее ущерб адресату» [5, с. 9]. При этом автор подчеркивает, что если действие инициатора производится в интересах адресата, то это созидательное скрытое управление, и его можно приветствовать, если они эгоистичны — то это манипуляция, однозначно осуждаемая в общественном сознании. Данная позиция, представляется, наиболее близка к нормативному определению манипулирования, поскольку дает возможность установить элементы юридического состава правонарушения, что особенно важно с точки зрения информационной безопасности: если в результате манипулирования нарушаются чьи-либо интересы и может быть причинен вред, — это угроза, и она должна быть нейтрализована. Другое дело, насколько эту угрозу

Манипулирование в СМИ как угроза информационной безопасности ^ н.Н. Довнар

3’ 2015 I о ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ

вообще можно выявить, т. е. насколько она может быть явной. Заметим, что проблема выявления данного типа угроз (связанных с манипулированием в СМИ) очень сложна. Исследований, которые давали бы возможность перевести нейтрализацию угроз в область права, очень мало. Все они лежат на стыке психологии, лингвистики, журналистики. Практика рассмотрения дел о защите чести, достоинства и деловой репутации, потребовавшая дать четкие ответы на вопросы, связанные с особенностями языка СМИ, дала толчок развитию юридической лингвистики, которая оказывает правоприменителям неоценимую услугу. Однако решение проблем манипулирования требует более широкого арсенала научных средств.

Сегодня исследователи предлагают не только установить законодательное ограничение манипулирования, но и выработать конвенциональные формы общественного контроля за деятельностью СМИ и повысить эффективность различных форм внутрикорпоративного саморегулирования (Б.Н. Лозовский), применять другие меры, направленные на его искоренение. Например, Н.С. Урсу, считая необходимой активизацию моральных и нравственных установок, не допускающих применения скрытого управления в демократической стране в XXI в., отмечает важность актуализации проблемы, ее обсуждение на всех уровнях, жесткой критики в адрес политиков, использующих политическое манипулирование. «Недопустимость его применения — идея, которая должна транслироваться не только в адрес самих политических деятелей, но и в адрес исполнителей: политологов, журналистов и пр.» [6].

Однако для того, чтобы вышеуказанные предложения нашли реализацию на практике, следует прежде всего определиться, в каких случаях можно бороться с данным явлением с помощью закона, а в каких — призывать на помощь институт саморегулирования. Если рассматривать стратегии, приемы, языковые средства манипулирования, о которых говорят исследователи, можно выделить те, которые подпадают под правовое регулирование уже сегодня. Например, стратегия дискредитации, какую бы тактику или прием ни использовал манипулятор (бездоказательное умаление авторитета, сопоставительная тактика, цитирование объекта дискредитации, превращение нейтральных контекстов в дискредитирующие, оскорбление, агрессивный оппонент, прием «наклеивания ярлыков» и др.), может оказаться в правовом поле защиты чести, достоинства и деловой репутации. При этом способы защиты четко определены законом. Если в тексте СМИ распространены сведения, которые не соответствуют действительности и порочат оппонента, может наступить гражданско-правовая ответственность, если речь идет об оскорблении или клевете — уголовная ответственность. При этом не имеет значения вид манипуляции — содержательная или композиционная (могут оспариваться и сведения, содержащиеся в заголовке). Оказаться тесно связанным с защитой чести и достоинства может и перенос образа, если на оппонента будут проецироваться негативные качества другого человека. В итоге также может сформироваться сообщение в виде подтекста, содержащее фактическую сторону, которую можно опровергнуть или доказать. Если факты не будут доказаны, а негативные качества, которые якобы присущи оппоненту, будут умалять его

достоинство — честь, достоинство и деловая репутация могут стать предметом защиты в суде. Если же стратегии, приемы не касаются личности, но содержат сведения, которые можно опровергнуть, то поставить заслон манипулированию помогут другие нормы права. Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» (ст. 34) обязывает журналистов сообщать достоверные сведения, и в случае нарушения данного требования редакция может получить предупреждение регистрирующего органа. Существенно ограничивает некоторые манипулятивные приемы законодательство о рекламе.

Однако нередко, имея целью скрытое управление адресатом против его воли, СМИ используют стратегии и приемы, которые не содержат сведений, имеющих негативный компонент (стратегия героизации, отчасти фрустраци-онная стратегия, использование исторической аналогии, технологии личных гарантий, обращения к традиции, апелляции к мнениям других людей, использование метафоры, повтора, параллельных конструкций, градации и др.). В таких случаях нормативное регулирование оказывается проблематичным, поскольку право обязывает ответить на ряд вопросов, которые так или иначе потребуют четкого описания манипуляций юридическим языком.

В таких случаях, с нашей точки зрения, наиболее эффективные методы борьбы с манипуляциями в СМИ может предложить институт саморегулирования.

Список литературы:

1. Павлова, Е.Д. Скрытое воздействие средств массовой информации на массовое сознание как социально-философская проблема : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Е.Д. Павлова. — М., 2004. — 24 с.

2. Колесников, Е.А. Механизмы легитимации технологий политического манипулирования : автореф. дис. ... канд. полит. наук / Е. А. Колесников. — Ростов н/Д, 2011. — 26 с.

3. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции : феномены, механизмы и защита /

Е.Л. Доценко. — М.: ООО «ЧеРо»: Юрайт, 2000. — 342 с.

4. Пирогова, Ю.К. Информационная безопасность и языковое манипулирование в рекламном дискурсе // Информационная и психологическая безопасность в СМИ : в 2 т. Т. 1: Телевизионные и рекламные коммуникации / под ред. А.И. Донцова и др. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 335 с.

5. Шейнов, В.П. Психологическое влияние / В.П. Шейнов. — Минск: Харвест, 2011. — 640 с.

6. Урсу, Н.С. Политическое манипулирование в российских средствах массовой информации: возможности и границы : автореф. дис. ... канд. полит. наук / Н.С. Урсу. — М., 2012. — 21 с.

References:

1. Pavlova, E.D. Skrytoe vozdejstvie sredstv massovoj informacii na massovoe soznanie kak social’no-filosofskaja problema : avtoref. dis. ... kand. filos. nauk / E.D. Pavlova. — M., 2004. — 24 s.

2. Kolesnikov, E.A. Mehanizmy legitimacii tehnologij politicheskogo manipulirovanija : avtoref. dis. ... kand. polit. nauk / E. A. Kolesnikov. — Rostov n/D, 2011. — 26 s.

3. Docenko, E.L. Psihologija manipuljacii : fenomeny, mehanizmy i zashhita / E.L. Docenko. — M.: OOO «CheRo»: Jurajt, 2000. — 342 s.

4. Pirogova, Ju.K. Informacionnaja bezopasnost' i jazykovoe manipulirovanie v reklamnom diskurse // Informacionnaja i psihologicheskaja bezopasnost' v SMI : v 2 t. T. 1: Televizionnye i reklamnye kommunikacii / pod red. A.I. Doncova i dr. — M.: Aspekt Press, 2002. — 335 s.

Манипулирование в СМИ как угроза информационной безопасности н.Н. Довнар

3’ 2015 I Оо ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ

5. Shejnov, V.P. Psihologicheskoe vlijanie / V.P. Shejnov. — Minsk: Harvest, 2011. — 640 s.

6. Ursu, N.S. Politicheskoe manipulirovanie v rossijskih sredstvah massovoj informacii: vozmozhnosti i granicy : avtoref. dis. ... kand. polit. nauk / N.S. Ursu. — M., 2012. — 21 s.

Е.Ю. Курышев, E.J. Kuryshev,

кандидат юридических наук, Candidate of Law, Associate Professor,

доцент кафедры гражданского права, Saratov Military Institute of Internal Саратовский военный институт Troops of the MIA of Russia

внутренних войск МВД России Kurisheff.ewg@yandex.ru

Содержание правовой инновации

Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью роли правовой инновации как одного из способов обновления правовой системы. Цель статьи — проанализировать содержание правовой инновации как явления и процесса. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, синтеза, анализа, аналогии) и частно-научных методов (системный, сравнительно-правовой). Автор формулирует определение, указывает признаки и направления правовой инновации. В статье определяются этапы правовой инновации, а также структура инновационного процесса.

Автор делает выводы, что правовые инновации являются одним из средств повышения правового регулирования, а при условии прохождения всех установленных этапов, предусмотренных одним циклом, с обязательным внедрением правовая новация переходит в инновацию с последующей трансформацией в традицию. В указанном контексте существует временной период взаимодействия правовых инноваций и существующих правовых традиций, так называемая борьба старого с новым в праве, борьба объективного права с правосознанием.

Ключевые слова: правовая инновация, правовые инновационные этапы (циклы), направления правовых инноваций, структура инновационного процесса.

Content of legislative innovation

Abstract: the article timeliness is caused by the legislative innovation, which plays an important part as a means to renew the legal system. The article is aimed at analysis of legislative innovation content as a phenomena and a process, and general scientific (dialectic, synthesis, analysis, analogy) and specific (systematic and comparative legislative) approaches help solve the problems set. The author defines, lists characteristics and directions of the legislative innovation. Stages of the legislative innovation are defined in the article, as well as the innovative process structure.

The author also concludes that the legal innovations are one of the means of improving the legal regulation, but provided through all the stages set in one cycle with the obligatory introduction, the legal innovation passes into the innovation with transforming in the tradition. In this context, there is a time period of interaction of legal innovations and existing legal traditions, the so-called struggle of the old with the new in the law, the struggle of the objective law against the sense of justice.

Keywords: legislative innovation, legislative innovation stages (cycles), legislative innovation directions, innovative process structure.

В силу определенных условий государство не может ждать спонтанного возникновения отдельных общественных отношений с последующим их закреплением в правовой норме, а инициативно их создает или изменяет. И.Н. Сенякин, характеризуя состояние современной российской правовой системы, отмечает, что «сегодняшний курс на ускорение реформ подталки-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.