Научная статья на тему 'МАНИПУЛИРОВАНИЕ КАК ПРИЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ'

МАНИПУЛИРОВАНИЕ КАК ПРИЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИЯ / ВНУШЕНИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ОКНА ОВЕРТОНА / МЕТОДИКА МАНИПУЛИРОВАНИЯ / MANIPULATION / SUGGESTION / PSYCHIC INFLUENCE / OVERTON WINDOW / A TECHNIQUE OF MANIPULATING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пшиготижев Б.Х., Муртазова М.А.

Манипуляция как вид деятельности - одна из наиболее значимых и малоисследованных проблем. Вопросы влияния на индивида и социум в целом являются основополагающими в ряде сфер человеческой цивилизации. Тема манипуляции сегодня широко обсуждается общественностью, нередко является предметом научных дискуссий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIPULATION AS A TECHNIQUE OF PSYCHOLOGICAL IMPACT

Manipulation as a type of activity is one of the most significant and little studied problems. Questions of influence on the individual and society as a whole are fundamental in a number of spheres of human civilization. The topic of manipulation today is widely discussed by the public, is often the subject of scientific discussions.

Текст научной работы на тему «МАНИПУЛИРОВАНИЕ КАК ПРИЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ»

российский и зарубежный опыт // Молодой ученый. 2015. №22. С. 453-459.

6. Шуман М., Сартейн Л. Люди - «начинка» бренда.- Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс. 2008. С.223.

7. Хачатурян, Н.Р. Брэндинг в системе маркетинговых коммуникаций // Ростовский государственный экономический университет «РИНХ» - Ростов-на -Дону - 2014 . С. 79.

8. Сидунова Г.И., Арькова Т.Ю. Методический инструментарий HR -брендинга российских организаций//Грани познания. 2012. №1(15). С. 31.

УДК 005.1

Пшиготижев Б.Х., к.э.н. Муртазова М.А. студент 5 курса ЗФО Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова

КБР, г. Нальчик

МАНИПУЛИРОВАНИЕ КАК ПРИЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация: Манипуляция как вид деятельности - одна из наиболее значимых и малоисследованных проблем. Вопросы влияния на индивида и социум в целом являются основополагающими в ряде сфер человеческой цивилизации. Тема манипуляции сегодня широко обсуждается общественностью, нередко является предметом научных дискуссий.

Ключевые слова: манипуляция, внушение, психическое воздействие, Окна Овертона, методика манипулирования

Pshigotyzhev B.H., PhD in economics Kabardino-Balkar state agrarian University. V.M. Kokov. CBI, Nalchik

Murtazova M.A. 5-year student of ZFO

Kabardino-Balkar state agrarian University. V. M. Kokov. CBI, Nalchik MANIPULATION AS A TECHNIQUE OF PSYCHOLOGICAL

IMPACT

Abstract: Manipulation as a type of activity is one of the most significant and little studied problems. Questions of influence on the individual and society as a whole are fundamental in a number of spheres of human civilization. The topic of manipulation today is widely discussed by the public, is often the subject of scientific discussions.

Key words: manipulation, suggestion, psychic influence, the Overton Window, a technique of manipulating.

Каждый день мы становимся свидетелями манипулирования. Каналы СМИ, интернет-коммуникации являются инструментами, которые очень часто используются субъектами манипулирования, а люди зачастую даже и

думать не могут о том, что манипулируют, что взамен собственных на первое место они ставят интересы чужих людей. Это объясняет важность данного вопроса,

На сегодняшний день государственным служащим, политической элите и правящему слою надо понимать и уметь применять методики манипулирования, так как они позволяют более эффективно осуществлять государственную политику, лоббировать собственные интересы, повышать свой авторитет среди граждан, расширять диапазон влияния и т.д.

Также основы манипулирования необходимо понимать и обычным людям, ведь с их помощью люди могут научиться отличать пропаганду среди ежедневного потока информации, «читать между строк».

Манипулирование в психологическом словаре определяется как совершение каких-либо действий, поступков с целью достижения своих замыслов, интересов, потребностей за счет другого (или в ущерб интересам другого человека) в скрытой, завуалированной форме.

Таким образом, под манипулятивным воздействием на человека следует понимать конкретное психическое воздействие, которая осуществляется тайно, и, приносит вред тем людям на кого направлено это манипуляция.

Для того чтобы научиться отличать манипулирование среди потока информации, надо выделить некоторые характерных для нее признаки. К таким признакам относится [2]:

1. Манипулятивное воздействие, направлено на подсознательную сферу, а не на сознание;

2. Главным методом воздействия на людей является «внедрение» реакции на какое-либо событие или объект;

3. Фактором воздействия является характер представление информации, нежели сама информация.

4. Сама манипуляция происходит незаметно для людей, на кого направлено.

Если убрать данные критерии из потока анализируемой информации, то это поможет нам увидеть манипуляцию из всей информации, и, следовательно, не поддаваться манипуляции.

Говоря о манипуляции, нельзя не сказать о самой опасной на данный момент технологической концепции изменения массового сознания, которая называется «Окно Овертона». В умелых руках она становится опасным оружием, так как может оказывать как позитивное, так и деструктивное воздействие на общество. Следовательно, с помощью данной концепции можно сделать приемлемыми в обществе те явления или вещи, которые ещё недавно считались противоестественными и аморальными.

Согласно «Окну Овертона», для каждой идеи или проблемы в обществе существует так называемое «окно возможностей». В пределах этого окна идея может широко обсуждаться, пропагандироваться, закрепляться законодательно. Окно двигают, изменяя при этом веер

возможностей, от стадии «немыслимое», то есть совершенно чуждое общественной морали, до стадии «актуальная политика», то есть подлежащее широкому обсуждению, принятое массовым сознанием и закреплённое в законах [4].

Важно заметить, что это куда более тонкие технологии, нежели «промывание мозгов». Эффективными они становятся благодаря системному, последовательному применению и незаметности для общества самого факта воздействия.

Технология «Окно Овертона» базируется на слабостях, присущих практически любой личности. Самая главная опасность этой технологии заключается в том, что она функционирует даже при ее осознании «жертвой». Обычно, манипуляция перестает работать после того, как раскрывается ее подлинный смысл. В данном же случае воздействие на подсознание возникает через базовые потребности человека.

«Окна Овертона» основывается на главных потребностях человека, которые занимают вторую и четвертую ступень в пирамиде Маслоу.

Потребности второй, третей и четвертой ступени практически не удовлетворяются в полном объеме , таким образом данные ступени становятся объектом манипуляции.

Толерантность применяется, как возможность ввести любые, даже самые аморальные мнения в обиход. Интересно, что толерантность описывается не только как терпимость, но и как добровольное перенесение страданий. Именно это определение подходит людям, готовым мириться с противоположными взглядами, а именно с навязыванием им этих взглядов, как их собственных. А потребность в принадлежности и любви заставляет нас отказываться от своих взглядов, опасаясь вызвать агрессию и недовольство у оппонента [3].

Обратимся к последствиям применения технологии «Окно Овертона».

Пожалуй, самым страшным последствием применения данной технологии является то, что человек теряет гармонию, а на ее место получает бесконечные внутренние споры и терзания. Ведь, применяя эту технологию, никто не задумывается над тем, чтобы сделать человека счастливым. Цель технологии - получить новый вектор развития.

После достижения результата масса людей вынуждены поддерживать иллюзию принятия чужих ценностей. Люди все меньше и меньше остаются людьми, теряя связь со своими корнями и культурой.

Однако, данной технологии мы сможем противостоять. Изначально , противостояние может заключаться в отказе от попытки всегда и везде быть «нормальным». В тот момент, когда «индивидуальное» подменяется «нормальным» мы автоматически передаем собственный контроль в чужие руки. В лучшем случае мы стремимся быть удобными для окружающих, а в худшем - попадаем под целенаправленные манипуляции. Именно культура, нравы, обычаи и устои предков помогают обрести свою индивидуальность. Интеграция этого в современную жизнь помогает не отрываться от своего

собственного наследия [4].

Использованные источники:

1. «Технология уничтожения. Окно Овертона.» Николай Стариков. Электронный ресурс: nstarikov.ru;

2. Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик.- СПб.: СКИФИЯ, 2008

3. Шейнов В.П. Манипулирование сознанием. - Минск: Харвест, 2010.

УДК 005.95/.96

Фетисова В.А. студент 4 курса

кафедра государственного, муниципального управления и

управления персоналом БатарчукД.С., к.пед.н.

доцент

Брянский филиал РАНХиГС Россия, г. Брянск КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕРСОНАЛА КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация: В статье представлена сущность коммуникативной культуры персонала организации. Рассмотрены теоретические основания исследователей по изучению коммуникативной культуры как управленческой проблемы. Актуализируется роль коммуникативных навыков, умений и знаний как составляющих коммуникативной культуры персонала организации.

Ключевые слова: культура, коммуникация, коммуникативная культура, персонал, управление.

Fetisova V.A., 4 th year student, Department of State, Municipal

Management and Personnel Management Batarchuk D.S., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

The Bryansk Branch of RANEPA, Russia, Bryansk COMMUNICATIVE CULTURE OF THE STAFF AS A MANAGEMENT PROBLEM Annotation: The essence of the communicative culture of the staff of the organization presents in the article. The theoretical bases of researchers on the study of communicative culture as a management problem are considered. The role of communicative skills, abilities and knowledge as components of communicative culture of the personnel of the organization is actualized.

Key words: culture, communication, communicative culture, personnel, management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.