Научная статья на тему '"Малый каменный мост" - новый уникальный объект культурного наследия Республики Крым'

"Малый каменный мост" - новый уникальный объект культурного наследия Республики Крым Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
135
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСТ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / АРХЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дедовец Роман Вячеславович

В статье рассматривается новый уникальный объект культурного наследия, обнаруженный ФГБУН «Институт археологии Российской академии наук» в ходе археологических исследований на территории стоящейся автотрассы «Таврида». Анализируется ценность «Малого каменного моста» с точки зрения истории, культуры и инженерного строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Малый каменный мост" - новый уникальный объект культурного наследия Республики Крым»

АРХИТЕКТУРА

«МАЛЫЙ КАМЕННЫЙ МОСТ» - НОВЫЙ УНИКАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дедовец Р.В.

Дедовец Роман Вячеславович - архитектор, Государственное бюджетное учреждение Республики Крым Научно-исследовательский центр крымоведения и охраны культурного наследия Республики Крым,

г. Симферополь

Аннотация: в статье рассматривается новый уникальный объект культурного наследия, обнаруженный ФГБУН «Институт археологии Российской академии наук» в ходе археологических исследований на территории стоящейся автотрассы «Таврида». Анализируется ценность «Малого каменного моста» с точки зрения истории, культуры и инженерного строительства.

Ключевые слова: мост, культурное наследие, археология.

Строительство новой автотрассы, получившей название «Таврида» (Р260), началось в мае 2017 года и должно завершиться к концу 2020 года. Протяжённостью в 253 км, она соединят Крым и Кубань через Керченский мост.

«Таврида» строится в обход населенных пунктов и проходит по необжитым участкам, которые требуют археологического обследования и проведения спасательных археологических мероприятий. С этой целью по строящейся трассе ФГБУН «Институт археологии Российской академии наук» (начальник Крымской экспедиции ИА РАН, ведущий научный сотрудник, д.и.н. С.Ю. Внуков) проводит масштабные разведочные работы. В результате последних в период 2016 и 2017 годов выявлены в общей сложности 97 объектов археологии (с учетом работ по подъездным путям и иным объектам археологии на территории Крыма). Пожалуй, одним из самых значимых среди выявленных объектов, который, безусловно, заслуживает особого интереса, является так называемый «Малый каменный мост».

Сооружение инженерного строительства, названное «Малый каменный мост», находится в Белогорском районе Республики Крым, в 200 м к западу от поворота в село Некрасово (до 1948 года - Мелек) Васильевского сельского поселения, в 10 м к югу от современного шоссе 35Н-113. Он обнаружен сотрудниками Крымской новостроечной археологической экспедиции ИА РАН. Его строительство можно предварительно датировать периодом оборудования инженерными сооружениями дорог, строившихся к приезду в Крым императрицы Екатерины II в 1787 году [2]. Маршрут вояж-инспекции императрицы по Таврической губернии пролегал через Перекоп, Ак-Мечеть (современный Симферополь), Севастополь, Бахчисарай, Карасубазар (Белогорск) в Феодосию [8]. Распоряжение о грандиозном по тем временам дорожном строительстве по означенному маршруту было отдано князем Г. А. Потёмкиным в сентябре 1784 года. По замыслу светлейшего князя тракт должен был стать «во много крат краше» древнеримских дорог, являвшихся эталонными вплоть до нового времени [12]. Отрезок этой дороги от Карасубазара до Феодосии проходил значительно севернее действующего ныне шоссе и на многих участках совпадает со строящейся автотрассой «Таврида».

Малый каменный мост - однопролетная арочная каменная конструкция. Он перекинут через ручей Ашиль, пересохший к концу XIX века. В настоящее время русло его представляет собой неглубокую балку с пологими склонами. Название моста, хотя и условное, данное археологами, не лишено смысла. Дело в том, что на картах XIX века несколько западнее, на реке Кучук-Карасу, обозначен другой мост большего размера.

На северном фасе Малого моста, на камнях арки сохранились остатки граффити. Одно из них содержит дату «1864» (или 1861?) и буквы «ВИ». На замковом камне сохранились

остатки сбитой снарядом прямоугольной рамки и следы букв или рисунка. Кроме того, на пяти завальных блоках парапета также обнаружены различные граффити и дата «1933». Надписи нанесены в основном кириллицей, но встречаются и латинские буквы. Почерк надписей и размеры букв варьируют в широких пределах. В основном это инициалы. Четко читается фамилия Миллер (в современной орфографии). Судя по палеографии, наиболее ранние надписи могут относиться ко времени не позднее начала XIX века, самые поздние -к довоенному и военному времени.

Рис. 1. Малый каменный мост

Конструкция моста представлена двумя стоящими визави опорами-кладками, которые соединены единственным арочным сводом, пропускавшим воды ручья. Проезжая полоса засыпана почвенным слоем, поверх которого устроено мостовое мощение из некрупного известняка (размеры: от 10 х 10 см до 20 х 20 см), плотно уложенного насухо. Оконтурено ровными полосами более крупных (40 х 20 см) плоских камней, лежащих плашмя. По сторонам полосы некогда пролегал парапет - ограждение из крупных тесаных каменных блоков, который позднее обрушился.

Общая длина мостового мощения - до 20,5 м, ширина в центре - 7,6 м, по краям - до 9,2 м, высота до 1,7 м, длина арочного пролета - 1,0 м, длина северной и южной кладок-опор по сторонам проезжей части - около 11,4 м. Кладка северной и южной опорных конструкций сложена из уплощенных подтесанных камней (размеры: от 90 х 40 см до 20 х 20 см), уложенных в основном постелисто и скрепленных известковым раствором (частично выветрился). Этим же раствором покрыты и внешние фасы кладок. В центре, у арки, кладка состоит из шести рядов камней. По краям их число сокращается до четырех, а подошва поднимается в соответствии с рельефом склонов. Своды арки сложены из поштучно тесанных камней средних размеров. Замковые камни крупнее остальных.

От почтового тракта XVШ-XIX веков с его многочисленными инженерными постройками мало что сохранилось. Выявленный мост является редчайшим уцелевшим его составляющим - памятником дорожного строительства XVIII - первой половины XIX веков, который показателен для Крыма в целом. С учетом сказанного, рассматриваемое сооружение, расположенное в непосредственной близости от трассы «Таврида», после укрепления и небольшой реставрации может стать интересным объектом туристического посещения, иллюстрирующим преемственность дорожного строительства в России XVIII и XXI веков.

Список литературы

1. Бжишкян М.Путешествие в Польшу и другие места, обитаемые армянами, произошедшими от предков из города Ани. Венеция, 1830 (на арм. яз.).

61

2. Брикнер А.Г. Путешествие Екатерины II в Полуденный край России в 1787 г. // Журнал Министерства Народного Просвещения, 1872. Ч. CLXII, отд. 2 [162].

3. Брикнер А.Г. Потемкин. СПб, 1891.

4. Гейнце Н.Э. Князь Тавриды. СПб, 1891.

5. Государственный архив Республики Крым (ГАРК), ф.535, оп.1, дд.1026, 1533, 1542, 1528, 1639-1641, 1926-1936, 2020, 2104-2108.

6. Гуркович В.Н. Крым в первом российском путеводителе 1786 года // Крымское время. 5 января, 1996.

7. Гуркович В.Н. Екатерининские мили // Русский Мир. № 1, 1997.

8. Есипов Г.В. Путешествие Императрицы Екатерины II в Южную Россию в 1787 году // Киевская Старина, 1890. № 11, 12; 1891. № 1-5, 7-9, 11, 12; 1892. № 2, 3, 5.

9. Журнал Высочайшему Ея Императорского Величества из С. Петербурга в Киев, из Киева чрез Кременчуг в Херсон и Старый Крым, а оттуда чрез Полтаву в С. Петербург, продолжавшемуся 1787 года Генваря с 2 дня Июля по 12 число // ЗООИД. Т. 3. Одесса, 1853.

10. Записки графа Сегюра о пребывании его в России в царствование Екатерины II. СПб, 1865.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.