Научная статья на тему 'Малый и средний бизнес в условиях инновационной экономики: основные трудности и направления поддержки'

Малый и средний бизнес в условиях инновационной экономики: основные трудности и направления поддержки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1092
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ТРУДНОСТИ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА / SMALL BUSINESS / MEDIUM BUSINESS / SUPPORT OF BUSINESS / DIFFICULTY OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев А.Н., Батулкин Д., Козырев А.

Статья посвящена особенностям развития малого и среднего предпринимательства в РФ в условиях инновационной экономики. Авторы выделяют основные трудности, с которыми сталкиваются субъекты малого бизнеса. Также в статье выявлены ключевые направлении поддержки, оказываемой малому и среднему предпринимательству в РФ органами государственной власти и общественными структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексеев А.Н., Батулкин Д., Козырев А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE ECONOMY: MAIN DIFFICULTIES AND DIRECTIONS OF SUPPORT

The article is devoted to the features of development of small and medium business in the Russian Federation in the conditions of innovative economy. Authors mark out the main difficulties which subjects of small business meet. Also in article are revealed key the direction of the support given to small and average business in the Russian Federation by public authorities and public structures.

Текст научной работы на тему «Малый и средний бизнес в условиях инновационной экономики: основные трудности и направления поддержки»

механизмов инвестиционного стимулирования модернизацион-ных программ // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2014. № 1 (61). С. 226-231.

Проблемы мониторинга функционирования распределенных информационных систем.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 294 с.

Цветков В.А., Зоидов К.Х., Медков А.А. Проблемы интеграции

и инновационного развития транспортных систем России и стран Южного Кавказа. - М.: ИПР РАН, 2011. - 254 с.

Цветков В.А., Борталевич С.И., Логинов Е.Л. Стратегические подходы к развитию энергетической инфраструктуры России в условиях интеграции национальных энергосистем и энергорынков. - М.: ИПР РАН, 2014. - 511 с.

УДК 338.22

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ: ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ

Алексеев А.Н., д.э.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга Московского университета им. С.Ю.Витте,

e-mail: alexeev_alexan@mail.ru, Батулкин Д., магистрант факультета управления Московского университета им. С.Ю. Витте КозыревА., магистрант факультета управления Московского университета им. С.Ю. Витте

Статья посвящена особенностям развития малого и среднего предпринимательства в РФ в условиях инновационной экономики. Авторы выделяют основные трудности, с которыми сталкиваются субъекты малого бизнеса. Также в статье выявлены ключевые направлении поддержки, оказываемой малому и среднему предпринимательству в РФ органами государственной власти и общественными структурами.

Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, поддержка предпринимательства, трудности ведения бизнеса.

SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE ECONOMY: MAIN DIFFICULTIES AND DIRECTIONS OF SUPPORT

Alexeev A., Doctor of Economics, professor of the management and marketing chair, Witte Moscow University, Russia, Moscow,

e-mail: alexeev_alexan@mail.ru, Batulkin D., Master's Degree Student of the management faculty, Witte Moscow University, Russia, Moscow, Kozyrev A., Master's Degree Student of the management faculty, Witte Moscow University, Russia, Moscow,

The article is devoted to the features of development of small and medium business in the Russian Federation in the conditions of innovative economy. Authors mark out the main difficulties which subjects of small business meet. Also in article are revealed key the direction of the support given to small and average business in the Russian Federation by public authorities and public structures.

Keywords: small business, medium business, support of business, difficulty of business.

На современном этапе организационную основу малого и среднего предпринимательства составляет Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти, органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также инфраструктурную поддержку, виды и формы такой поддержки.

Государственная поддержка регламентируется и другими Федеральными законами, а также законными и нормативно-правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. Помимо них существуют государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Данные программы предлагаются предпринимателям федеральные, региональные, муниципальные министерства и администрации. Любая из этих программ имеет определённый период действия (1 - 4 года), утверждённый бюджет, а также чёткие направления действий поддержки малого и среднего бизнеса.

Законодательством России к ведению Федерации отнесено определение общих принципов, приоритетных методов и направлений государственной поддержки малого и среднего предпринимательства; регламентация порядка создания и осуществление деятельности федеральных органов власти и распределение между ними полномочий; разработка и реализация федеральных программ и проектов, полностью или частично финансируемых из средств государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам, а также иным платежам в государственный бюджет и иные внебюджетные фонды.

Субъекты РФ имеют право самостоятельно решать вопросы, связанные с поддержкой малого и среднего бизнеса с учётом местных особенностей и условий, так же принимать дополнительные меры за счёт собственных средств и ресурсов. В системе исполнительной власти субъектов РФ вопросами развития и поддержки малого и среднего предпринимательства занимаются множество органов с различными полномочиями и функциями (министерства, департа-

менты, управления, отделы и др.). Также создаются разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию малого предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ.

Анализ показывает, что органы местного самоуправления также имеют определенный набор административных и экономических рычагов и средств регулирования деятельности малого и среднего бизнеса. В частности, практически при всех органах МСУ работают подразделения по экономическому развитию, основная цель которых - способствование развитию предпринимательства, увеличению объемов производства перспективных товаров и оказания услуг, пользующихся спросом.

По официальным данным на 2013 г. Федеральной службы государственной статистики в России численность малых и средних предприятий составила более 1 млн. 858 тыс., из них количество средних предприятий более 15 тыс., малых - 242 тыс., микропредприятий - 1,6 млн., также 2 млн. 487 тыс. - индивидуальных предпринимателей. Число занятых рабочих мест в малом и среднем предпринимательстве составило более 19 млн., что составляет 13,3% от численности населения страны.

Структурный анализ распределения малых предприятий по федеральным округам РФ свидетельствует о доминирующем положении городов федерального назначения (см. табл. 1). Лидирующие положения занимают Центральный Федеральный округ (29,6% всех малых и средних предприятий), основную долю которого составляют предприятия Москвы (около 12,3% от общего числа малых и средних предприятий), Приволжский федеральный округ, с долей в 18,3% предприятий, а также Северо-Западный округ (13,4%) с Санкт-Петербургом, в котором находятся порядка 7,2% малых и средних предприятий. В числе аутсайдеров находится Дальневосточный федеральный округ, что, как отмечено в более ранних публикациях А.Н. Алексеева, может быть вызвано воздействием целого ряда факторов, среди которых не только суровые климатические условия, малая численность населения, неразвитость инфраструктуры, но и отсутствие единой и научно обоснованной федеральной политики в отношении северных регионов.

По отраслевой структуре предприятий малого и среднего бизнеса больше всего в сфере торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий (38,3%), в сфере услуг и операций по недвижимости (21,1%), строительства (11,1%). Достаточно велика их доля в сфере добычи полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии газа и воды (10,7%). Однако, и относительные, и абсолютные показатели развития малого бизнеса достоверно свидетельствуют о том, что развитие данного сектора все еще находится на недостаточном уровне.

Важнейшую роль в развитии малого и среднего предпринимательства играет созданная с участием государства инфраструктура поддержки малого бизнеса. К основным задачам такой инфраструктуры можно отнести оказание самой разнообразной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса в организации хозяйствования, получении субсидий, контрактов, обучении и консультировании для сохранения и упрочнения свободной конкуренции, а также создание благоприятных условий для эффективного функционирования малого и среднего предпринимательства.

Составными элементами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства являются государственные, коммерческие и некоммерческие организации, по средствам которых осуществляется организация и доведение поддержки в различных видах и формах до субъектов малого и среднего бизнеса.

Целесообразно подробнее рассмотреть основные элементы инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. К ним, в частности, можно отнести агентства поддержки малого бизнеса. Они представляют собой консалтинговые фирмы, оказывающие широкий спектр услуг малым предприятиям в области регистрации, обучении персонала, получении инвестиций и т.д. АО «Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса» появилось в 1992 г., с целью реализации межправительственной программы России и Великобритании при поддержке Фонда «Ноу-Хау». Благодаря участию Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса в настоящее время более чем в 30 городах созданы региональные агентства.

Также следует выделить бизнес-инкубаторы и технопарки -структуры, созданные, как правило, на базе высших учебных заведений с целью использования научного потенциала вузов и коммерциализации инновационных технологий путём создания и развития размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. В России численность технопарков в настоящее время составляет около двухсот. Бизнес-инкубаторы -структуры, которые размещают на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывают им консалтинговые услуги. В настоящее время их количество не превышает двухсот, но в ближайшие три-четыре года планируется довести численность подобных структур до пятисот. Бизнес-инкубаторы имеют заранее оговоренный срок поддержки, за один- три года инновационная идея должна перейти на уровень опытного образца.

Важное место в структуре общественной поддержки малого и среднего предпринимательства занимает Торгово-промышленная палата и её подразделения на территории России. ТПП Российской Федерации представляет интересы малого, среднего и крупного предпринимательства, охватывая все сферы их деятельности -внутреннюю и внешнюю торговлю, промышленность, сельское хозяйство, финансовую систему, услуги и т.д.

40 ТЯАШРОЯТ ВиЗШЕББ Ш ЯШВТА | №1 2015 |

В 2002 г. предпринимателями была создана Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», которая предоставляет малым предпринимателям правовую защиту, поддержку в налаживании контактов с зарубежными коллегами, а также возможность стать экспертом и принимать участие в выработке и обсуждении законодательных инициатив.

Поддержка инновационного малого и среднего бизнеса также осуществляется через Российскую венчурную компанию (РВК), созданную в 2006 г., с целью стимулирования создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования, развития инновационных отраслей экономики, а также продвижения на международный рынок отечественных наукоёмких технологических продуктов.

Одной из наиболее острых проблем в настоящее время для предпринимателей является недостаток квалифицированных кадров. Для малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящаяся в единичном владении. Обычно она управляется собственником, который нередко сам занимается бухгалтерским учётом и финансами, сбытом и снабжением, ценами и рекламой. Успех функционирования таких фирм зависит от личного мастерства и энтузиазма управляющего. Однако в современных условиях этого мало. Около 50% субъектов МСП считают причинами ликвидации малого и среднего бизнеса именно низкую квалификацию самих руководителей, отсутствие деловых и специальных знаний. Поэтому они вынуждены прибегать к услугам консалтинговых фирм или привлекать на работу профессиональных управленцев. Но качество рабочих мест, которые предлагают малые и средние предприятия, не всегда высокое: низкая производительность не позволяет платить высокие заработные платы. Поэтому серьезная работа при поддержке развития малого и среднего предпринимательства должна происходить именно в области подготовки и повышения квалификации предпринимателей.

Для повышения квалификации персонала и самих предпринимателей необходимо развивать элементы инфраструктуры, в которых проводились бы семинары, круглые столы, тренинги, дистанционное обучение, консультации, в большей мере ориентированные на новые условия и потребности предпринимателей с учётом регионального и местного развития малого и среднего бизнеса. Здесь нельзя не отметить работу проводимую кафедрой «Менеджмент и маркетинг» Московского университета им. С.Ю. Витте, совместно с ГБУ «Малый бизнес Москвы».

Также необходимо вовлечение в предпринимательскую деятельность женщин, пожилых людей, молодёжи, и других граждан, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Еще одной серьезной проблемой малого и среднего бизнеса, как функционирующего в пределах прибрежных регионов, так и в целом по стране, является несовершенство налоговой политики. Постоянные изменения в налоговом законодательстве, новые формы отчетности, изменение сроков и порядка уплаты налогов, зачастую касаются уже прошедших периодов времени, что негативно сказывается на долгосрочной стратегии развития предприятий, затрудняет работу бухгалтерских и финансовых отделов малых и средних предприятий и требует соответствующей квалификации персонала. Во многих небольших фирмах функции финансового менеджера выполняет главный бухгалтер, но часто его квалификации

Таблица 1. Региональная структура малого и среднего бизнеса (в %)

Федеральные округа Доля в общем числе малых и средних предприятий

Центральный федеральный округ 29,6%

в том числе Москва 12,3%

Северо-западный федеральный округ 13,4%

в том числе Санкт-Петербург 7,2%

Южный федеральный округ 8,3%

Приволжский федеральный округ 18,3%

Уральский федеральный округ 9%

Сибирский федеральный округ 14%

Дальневосточный федеральный округ 4,9%

недостаточно, а предприниматели, нежелающие постоянно платить штрафы и другие санкции, вынуждены оплачивать бухгалтерским и аудиторским фирмам проверки и консультации, а иногда даже вставать в такие фирмы на бухгалтерское обслуживание.

Также к исследуемым нами проблемам следует отнести нехватку собственных средств и сложности с доступом предпринимателей к кредитно-финансовым источникам. Создание предприятия, ещё до начала его работы и появления первых финансовых результатов, требует расхода значительных денежных средств, но даже если первоначальные средства будут найдены, то функционирующим малым предприятиям требуются ресурсы для расширения своей деятельности. Следовательно, привлечение финансовых ресурсов является важнейшим направлением финансовой политики предприятий. Но отечественные банки неохотно выдают кредиты малому бизнесу. Основная причина в том, что работа с малым бизнесом приводит к довольно высоким издержкам на обслуживание кредитов при увеличении числа кредитуемых и повышении рисков не возврата выданных ссуд. Поэтому если они и кредитуют малые предприятия, то под достаточно высокий процент и под значительный объём залога, либо поручительство третьих лиц. Объём выданных кредитов малому и среднему предпринимательству по данным на 2013 г. составил 6,9 трлн., что образует 43,6% от общего объёма кредитования. Решить проблему можно путём развития механизма кредитования с использованием компенсации части процентной ставки из бюджета или фондов развития малого и среднего бизнеса.

Административные барьеры также являются одной из основных проблем, мешающих развитию малого предпринимательства в России. Однако, несмотря на то, что большинство предпринимателей сталкивались с административными барьерами, они не считают их основными проблемами. Потому что если уж малому предприятию удалось создаться, успешно организовать свой бизнес и выжить на начальном этапе, то дальнейшее столкновение с административными барьерами воспринимается предпринимателями как особенность, к которой они приспосабливаются.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что за два последних десятилетия в Российской Федерации сформировались основные элементы системы государственной поддержки и развития малого и среднего бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Однако сравнительный анализ уровня развития малого и среднего бизнеса России и других развитых государств свидетель-

ствует о недостаточной динамике развития предпринимательства в нашей стране и требует принятия ряда дополнительных мер по поддержке субъектов малого и среднего бизнесав условиях инновационной экономики.

Литература:

1. Аверин А.В., Григорьева В.В. Внутренний контроль и мониторинг качества консультационных услуг как инструмент обеспечения эффективности государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Научный обозреватель. 2015. № 1. С. 11-13.

2. Аверин А.В., Григорьева В.В. Опыт организации системы внутреннего контроля и мониторинга качества государственных услуг по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства// Журнал научных и прикладных исследований. 2015. № 1. С. 4-7.

3. Алексеев А.Н., Сыроватко И.В. Развитие предпринимательских структур на основе франчайзинга // В мире научных открытий. 2012. № 10.2 (34). С. 22-33.

4. Алексеев И.В., Рибокене Е.В. Формирование стратегии развития франчайзинговых предприятий в сети интернет // Экономические и гуманитарные науки. 2014. № 12 (275). С. 116-120.

5. Алексашина Т.В. Социальный капитал в контексте формирования и оценки интеллектуального капитала // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2014. № 1 (7). С. 61-65.

6. Демидова Д.В. История становления правового регулирования малого и среднего предпринимательства в России // Юриспруденция. - 2009. - № 15.

7. Индекс развития малого и среднего предпринимательства в регионах России в 2011 году. URL: http://opora51.ru/ (дата обращения: 07.12.2014)

8. Новоселова О.В. Проблемы малого и среднего предпринимательства // Современный научный вестник. - 2012. - № 19(131). - С. 18-26.

9. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

10. Рагулина Ю.В. Некоторые особенности принятия решений в условиях инновационной экономики// Транспортное дело России. 2008. № 6. С. 10-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.