Научная статья на тему 'МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ'

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / МСП СЕКТОР / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ МСП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зархин Иван Евгеньевич, Катышева Арина Алексеевна

В секторе малого и среднего бизнеса задействовано более 270 тыс. предприятий и 10 тыс. работников. Поэтому от состояния малого и среднего предпринимательства напрямую зависят уровень доходов и благосостояния граждан, имидж страны на мировой арене. Столь высокая роля данного сектора в экономике определяет актуальность выделенной темы. Цель статьи: определить понятие МСП сектора, оценить его состояние в России и предложить пути развития. Результатами исследования будет являться теоретическое обоснование функционирования малого бизнеса в России, результативность применяемых мер государственного регулирования данной области, а также поиск резервов увеличения доли МСП в экономике путем модернизации систем помощи от властей и ориентации на промышленную сферу. Вопросы будущего развития малого и среднего бизнеса в нашей стране представляют особый интерес для предпринимателей, в том числе с позиции стратегии развития МСП в Российской Федерации на 2016-2024 гг. Тема изучается уже на протяжении долгого времени, и ответы на проблемные вопросы разобраны в этой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зархин Иван Евгеньевич, Катышева Арина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MIDSIZE BUSINESS IN THE MODERN RUSSIAN ECONOMY

Over 270 thousand enterprises and 10 thousand employees are involved in the SME sector. Therefore, the level of income and well-being of citizens, the country’s image on the world stage, directly depends on the state of small business. The relevance of the subject is determined by a prominent role in this sector in the economy. The purpose of the paper is to define the concept of the SME sector, assess its state in Russia and suggest ways of development. The results of the research are going to be a theoretical justification for the functioning of small businesses in Russia. Also, it determines the measures effectiveness of state regulation in this field and the search for reserves to increase the share of SMEs in the economy by modernizing assistance systems from the authorities and focusing on the industrial sector. The issues of the future development of small and midsize businesses in our country particularly interest entrepreneurs, including from the standpoint of the SME development strategy in the Russian Federation for 2016-2024. The authors tried to answer problematic questions in the paper, as this topic has been studied for a long time.

Текст научной работы на тему «МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

УДК 334.7(045)

© Зархин И. Е., Катышева А. А., 2022

Малый и средний бизнес в современной российской экономике

Иван Евгеньевич Зархин, студент факультета экономики и бизнеса, Финансовый университет, Москва, Россия

Ivan E. Zarkhin, student, Faculty of Economics and Business, Financial University,

Moscow, Russia

zarhin2002@gmail.com

Арина Алексеевна Катышева, студентка факультета экономики и бизнеса, Финансовый университет, Москва, Россия

Anna A. Katysheva, student, Faculty of Economics and Business, Financial University,

Moscow, Russia

arinakatysheva@gmail.com

АННОТАЦИЯ

В секторе малого и среднего бизнеса задействовано более 270 тыс. предприятий и 10 тыс. работников. Поэтому от состояния малого и среднего предпринимательства напрямую зависят уровень доходов и благосостояния граждан, имидж страны на мировой арене. Столь высокая роля данного сектора в экономике определяет актуальность выделенной темы. Цель статьи: определить понятие МСП сектора, оценить его состояние в России и предложить пути развития. Результатами исследования будет являться теоретическое обоснование функционирования малого бизнеса в России, результативность применяемых мер государственного регулирования данной области, а также поиск резервов увеличения доли МСП в экономике путем модернизации систем помощи от властей и ориентации на промышленную сферу.

Вопросы будущего развития малого и среднего бизнеса в нашей стране представляют особый интерес для предпринимателей, в том числе с позиции стратегии развития МСП в Российской Федерации на 2016-2024 гг. Тема изучается уже на протяжении долгого времени, и ответы на проблемные вопросы разобраны в этой статье.

Ключевые слова: малый бизнес; МСП сектор; предпринимательство; меры государственной поддержки; обрабатывающая промышленность; развитие МСП

Для цитирования: Зархин И. Е., Катышева А. А. Малый и средний бизнес в современной российской экономике. Научные записки молодых исследователей. 2022;10(5):5-14.

Научный руководитель: Ермоловская О.Ю., кандидат экономических наук, доцент департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет, Москва, Россия / Scientific supervisor: Ermolovskaya O.Yu., Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of the Department of Corporate Finance and Corporate Governance, Financial University, Moscow, Russia.

ORIGINAL PAPER

Small and Midsize Business in the Modern Russian Economy

ABSTRACT

Over 270 thousand enterprises and 10 thousand employees are involved in the SME sector. Therefore, the level of income and well-being of citizens, the country's image on the world stage, directly depends on the state of small business. The relevance of the subject is determined by a prominent role in this sector in the economy. The purpose of the paper is to define the concept of the SME sector, assess its state in Russia and suggest ways of development. The results of the research are going to be a theoretical justification for the functioning of small businesses in Russia. Also, it determines the measures effectiveness of state regulation in this field and the search for reserves to increase the share of SMEs in the economy by modernizing assistance systems from the authorities and focusing on the industrial sector. The issues of the future development of small and midsize businesses in our country particularly interest entrepreneurs, including from the standpoint of the SME development strategy in the Russian Federation for 2016-2024. The authors tried to answer problematic questions in the paper, as this topic has been studied for a long time. Keywords: small business; SME sector; entrepreneurship; state support measures; manufacturing industry; SME development

For citation: Zarkhin I. E., Katysheva A. A. Small and midsize business in the modern Russian economy. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2022;10(5):5-14.

Введение

Российское правительство поставило амбициозную задачу - интегрировать 40% субъектов малого и среднего предпринимательства в отечественную экономику к 2030 г. Однако вследствие нестабильного экономического положения нашей страны достижение данной стратегии находится под вопросом. Если в период с 2010 по 2017 г. наблюдался бурный рост МСП сектора, то к 2018 г. развитие постепенно сменилось стагнацией, что завершилось вызванным пандемией кризисом в 2019 г. В настоящее время всего около 22% ВВП страны производится субъектами МСП, несмотря на оставшиеся 8 лет до конечной даты намеченной стратегии.

Материалы и методы

Теоретико-методологическую основу исследования составляют статистические сборники (Росстат, отчеты НРА) и материалы СМИ (РБК, РИА Новости, ТАСС), труды отечественных и иностранных ученых-экономистов, обозревающих проблемы и особенности МСП сектора, особенности государственного участия в данной отрасли. В процессе работы были использованы такие методы исследования, как синтез и обобщение теорети-

ческих аспектов малого и среднего предпринимательства, сравнение МСП и крупных корпораций, анализ мер государственной поддержки малого бизнеса и будущего состояния МСП.

Результаты исследования

В российском законодательстве закреплено понятие субъектов малого и среднего предпринимательства как «внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также физические лица, внесенные в ЕГРИП»1. Традиционно предприятия классифицируются на крупные, средние и мелкие по количеству работников и размеру выручки2. Следует отметить, что согласно законодательству РФ, малым признается предприятие, которое подпадает под все установленные правом пункты классификации (табл. 1).

1 Федеральный закон от 27.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред.). URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 19.11.2021).

2 Что, кроме торговли: виды деятельности малого бизнеса в России. URL: https://www.raiffeisen.ru/about/press/ releases/122790/ (дата обращения: 19.11.2021).

Таблица 1

Классификация предприятий за 2020 г.

Вид предприятия Годовая выручка (млн руб.) Количество работников

Микропредприятие 120 1-15 человек

Малое предприятие 800 16-100 человек

Среднее предприятие 2000 101-250 человек

251-1000 человек

Источник: Федеральный закон от 27.07.2007 № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред.). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/

Малый и средний бизнес в экономической литературе и на практике приводится в противопоставление крупному. Первый отличается наличием собственных уникальных количественных показателей, особой психологией принятия решений и взаимодействия с внешним миром [1]. Несмотря на принадлежность малого и крупного бизнеса к одной системе, каждый из них обладает характерными чертами, присущими только ему. В научной литературе находят отражение два научных подхода разделения малых и крупных фирм: количественный и качественный. Оба подхода довольно субъективны, однако позволяют продемонстрировать то, как различаются фирмы в зависимости от их размера.

Ряд ученых в области экономики склонны считать количественные критерии недостаточно точными, поэтому в процессе анализа бизнеса и оценки его размеров следует привлекать еще и качественные показатели. Так, например, американский экономист Джеймс Картер Ван Хорн считает, что малый бизнес проигрывает крупному из-за:

• небольшого объема продукции;

• сравнительно ограниченных ресурсов и мощностей;

• преобладания системы неформального менеджмента;

• наличия у владельца ключевой доли корпоративного управления;

• неспособности проводить качественную оценку стратегических возможностей компании вследствие неполноты управленческой структуры [2].

Сравнивая МСП с крупными предприятиями, можно сказать, что малый бизнес наиболее подвержен изменениям окружающей среды, обладает меньшим объемом капитала, занимает меньшие доли рынка, но при это несет большие риски. Происходит это во многом по причине недостаточности доверия со стороны покупателей, государства и других заинтересованных сторон. Также особую роль играет конкурентная борьба, из-за которой средние и мелкие компании представляются намного слабее крупных. Расширение границ бизнеса и диверсификация производства выступают неотъемлемой частью успешного функционирования организации,что зачастую не способен осуществлять малый бизнес. Это связано с тем, что крупные фирмы более устойчивы в долгосрочном плане за счет экономии от масштаба и способности снижения средних издержек в зависимости от объема произведенной продукции.

Казалось бы, проигрывающий по многим показателям крупному мелкий и средний бизнес все же обладает рядом преимуществ, которые выделяют его в общей системе и делают привлекательным для предпринимателей. Так, сектор МСП более устойчив к рыночным изменениям, что особенно актуально в условиях постоянно развивающейся экономической среды. Для предприятий-гигантов процесс внедрения инноваций в производство и переквалификации работников может занимать вплоть до нескольких лет, в то время как в малых фирмах данные действия осуществляются намного быстрее. Мелкий и средний бизнес в силу небольших размеров быстрее реагирует на рыночную конъюнктуру и внедряет

инновации, а менеджмент раньше принимает управленческие решения, так как МСП зачастую обладает упрощенной структурой управления. Новаторство представляет собой особый интерес, так как оно является двигателем развития малого предприятия.

В мировом масштабе мелким и средним предприятиям приписывается большое количество самых разнообразных функций, некоторые из которых требуют особого рассмотрения. Во-первых, МСП выступает главенствующим институтом, формирующим средний класс, который обеспечивает экономический рост государства, политическую и социальную стабильность и по этой причине представляет наиболее влиятельный слой населения. Еще одна функция малой формы бизнеса - создание рабочих мест. В большинстве развитых и развивающихся стран число занятых в МСП секторе составляет половину всего населения, а в ряде государств даже доходит до отметки в 70% [3].

Помимо перечисленных функций, можно отметить влияние малых фирм на общее развитие государства, конкретных его отраслей и рынков путем повышения ресурсного потенциала. Согласно статистическим данным большая доля поставок инвестиций на рынок исходит именно от МСП сектора, поскольку инвестиции для данного вида бизнеса являются ключевым двигателем успеха и конкурентоспособности [4]. Обратившись к истории развития крупных социальных сетей, можно заметить, что многие из них, например «Вконтакте» и <^асеЬоок», были созданы как стартапы, которые впоследствии добились роста и расширения за счет отличавшего их от конкурентов новаторского подхода.

В качестве отдельной функции выделяется способность малых фирм к образованию справедливой рыночной конкуренции. Известный факт, что многие современные компании, как и власти, в большинстве случаев стараются избежать образования монополий. Поэтому наличие конкуренции на рынке, с этой точки зрения, способствует развитию рынка, а множество мелких компаний в отрасли формирует широкий выбор продукции, а также справедливое ценообразование. Профессор Адам Браденбургер описывал рынок, на котором присутствует большое количество некрупных компании как постоянно бизнес-игру между различными фирмами, которые соревнуются друг

с другом за покупателей и лидерство в отрасли и вместе составляют некую «сеть ценностей» [5]. Согласно подходу Браденбургера в МСП секторе отсутствует тенденция слияний и поглощений, что довольно популярно среди компаний-гигантов. Здесь же, наоборот, фирмы соконкурируют и стремятся к партнерству, привнося инновационные идеи в свое производство. Среди МСП бизнеса распространено образование альянсов с целью расширения границ отрасли. Однако к монополизации рынка подобные действия не приводят, поскольку другие мелкие и средние компании делают то же самое [6]. Более того, организованные альянсы отличаются нестабильностью, частым видоизменением и подстраиванием под рыночную конъюнктуру.

Стоит упомянуть тот факт, что МСП представляет интерес и для государства, которое в свою очередь заинтересовано в надежном налогоплательщике и потенциальном партнере в лице малого предприятия. По подсчетам статистиков, МСП сектор формирует большой процент государственного бюджета, поэтому власти стремятся всячески развивать и поддерживать эту область, дабы увеличить прибыль от них. Такой подход дает государствам возможность получать стабильный доход от некрупного предпринимательства и более эффективно перераспределять средства из бюджета, сосредотачиваясь не столько на производстве, сколько на других, более важных сферах.

Что касается нашей страны, малый и средний бизнес окажет положительное влияние на российскую экономику в том случае, если наберет достаточную силу и займет полноценное место на рынке. Особую роль в этом должно сыграть государство путем оптимизации системы поддержки МСП и мотивации граждан к ведению данного типа бизнеса.

Развитие некрупного производства на данный момент представляет собой важнейшую задачу, поставленную перед экономикой России. До 1990-х гг. в стране запрещались любые формы МСП. Плановая экономика ориентировалась на огромные предприятия-концерны, основная задача которых состояла в выпуске большого количества однотипной продукции для всей страны. Ситуация изменилась в период перестройки и гласности, когда российские экономические отношения приобрели рыночно-капиталистический

Рис. Удельный вес малого и среднего бизнеса в экономике

Источник: составлено автором по данным РБК.

35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

32.50%

19%

19.90%

21.60%

21.90%

2018

2019

2020

2021

2024

характер. Появился свободный рынок, первые самостоятельные бизнес-единицы, некоторые из которых в конкурентной борьбе стали крупными игроками рынка и остаются ими по сей день. Примерами являются «Технониколь» - фирма, предоставляющая материалы для строительства, и «Магнит» - сеть бюджетных продуктовых магазинов по всей стране. Тем не менее большинство небольших фирм не смогли реализовать свой потенциал в силу чересчур жестких рыночных условий.

С 2000-х гг. сектор малого и среднего предпринимательства стал контролироваться еще больше. Регулярные государственные проверки, тщательный налоговый мониторинг и высокие штрафы вынуждали часть предпринимателей уйти с рынка, а некоторых потенциальных - перейти работать в государственные структуры или в крупные компании. Когда в 2010-х гг. стало очевидно, что монополизированный крупными фирмами и государствами рынок не функционирует в должной мере, политика РФ сменила курс на более либеральный по отношению к МСП. Взгляды на развитие малого бизнеса стали более прогрессивным, а нужда в некрупном производстве чувствовалась все острее. Статистика подтверждает тот факт, что доля малых компаний на рынке увеличивается с каждым годом и положительная тенденция, по оценкам экспертов, сохранится (см. рисунок). Однако, несмотря на бурный рост и осознание важности самостоятельности МСП, сектор очень слаб и уязвим и все еще нуждается в поддержке властей в нестабильные периоды [7].

Государство предпринимает ряд мер, которые призваны облегчить ведение малого бизнеса

в РФ. В целом, инструменты государственной поддержки МСП сектора можно разделить на меры финансовой поддержки, меры имущественной поддержки, меры информационно-консультационного обеспечения и меры административно-налоговой помощи. Ознакомимся подробнее с каждой группой мер. Финансовые меры поддержки - выделяемые государством субсидии,гранты,различные льготы и послабления для малого бизнеса. Это довольно распространенный перечень мер на территории России, но отмечается некоторыми специалистами как недостаточно эффективный. Причинами выступает то, что подобная поддержка часто встречается с правовыми барьерами и несовершенством закона, который значительно уменьшает круг лиц, имеющих права на такую финансовую помощь. К примеру, субсидии не выдадут студентам, женщинам в декрете, несовершеннолетним и лицам пенсионного возраста. Юридически неопытному гражданину тоже проблематично получить средства на развитие своего дела. Претенденту на субсидию необходимо собрать множество документов, правильно их оформить в определенные сроки, составить бизнес-план и представить его комиссии, которая точно так же может вынести решение об отказе в предоставлении субсидии, не всегда с точки зрения качества бизнеса, а с точки зрения несоблюдения бюрократических требований. Еще одна причина - ограниченное число субсидий и предоставление исключительно в начале финансового года. В 2019 г. всего 5% МСП сектора воспользовались данной мерой, что подтверждает ее непопулярность среди малых предприятий [8].

Следующий рассматриваемый метод помощь от властей - выдача грантов. В нашей стране гранты предпринимателям от 18 до 30 лет выдают Фонд содействия инновациям и Федеральное агентство «Росмолодежь». Каждый год эти организации проводят различные мероприятия, направленные на выявление перспективных бизнес-идей и помощь в их реализации. Грантополу-чатели создают ИП или юридическое лицо и затем отчитываются перед организациями о реализации выделенных средств. Особенно популярна данная мера среди инновационных предприятий и стартапов, которым нужны денежные средства на начальном этапе внедрения проекта или научной разработки.

Лизинг и льготное кредитование - тоже часть финансовой помощи МСП. Обычно лизинг помогают возместить федеральные власти, выплачивая часть процентов вместо предпринимателя. Заем по сниженной ставке бизнесмен имеет право получить в специальный банках МФО, которые работают по обеспеченным государством программам помощи МСП. Российская Федерация выделяет основные средства и капитальные ресурсы в льготную аренду МСП - часть комплекса имущественной поддержки. Так, российский предприниматель по сниженным процентам может получить в аренду технику, земли, здания, оборудования, а в отдельных случаях лизинг предоставляется бесплатно. Тем не менее предприниматель обязан отчитываться о реализации объекта капитальных средств.

В стране реализуются меры консультационной поддержки. По всей стране широко распространены бизнес-тренинг-центры и мастер-классы по ведению своего дела. Здесь предприниматели получают компетенции по исследованию рынка, бухгалтерскому учету и юридическим особенностям ведения своего дела.

Один из основных директивных способов помощи МСП сектору в стране - это административное вмешательство в рыночную экономику. Оно выражается через реализацию антимонопольного законодательства, регулирование рынка инструментами Центрального банка, издание законодательных актов, направленных на более справедливое распределение капитала и выработку честной конкуренции. Самые распространенные административные меры по помощи МСП - введение налоговых льгот. НК РФ предусматрива-

ет преференции в уплате налогов начинающим предпринимателям: особые налоговые режимы, льготы и отсрочки. Начинающим ИП доступна другая льгота - налоговые каникулы, которые означают, что меньше двух лет предприниматель может не платить налоги. Условием здесь выступает ограничение деятельности допустимым списком и выбор УСН как основного способа налогообложения.

Несмотря на широкий спектр мер, применяемых к МСП, в финансовой помощи сектору из года в год наблюдается стагнация. Хотя государство ежегодно разрабатывает разнообразные программы и направляет средства на поддержку малого бизнеса, объем финансирования малого и среднего бизнеса на протяжении 10 лет составляет всего 12,3 млрд руб., где 10 млрд руб. занимает субсидиарная помощь. В сравнении с мировым опытом правительство США ежегодно тратит 30 млрд долл. на помощь бизнесу своей страны, что соответственно отражается на объеме МСП сектора и его развитости. В нашей стране наблюдается не только финансовая, но и количественная стагнация: начиная с 2017 г. доля некрупных предприятий в регионах меняется в пределах статистической погрешности. В Центральном федеральном округе расположена большая часть МСП, но число все равно не достигает заявленных в Программе 40% (табл. 2).

Несмотря на отрицательные, на первый взгляд, последствия пандемии, во время и после нее предприниматели были вынуждены обратить внимание на меры помощи, предлагаемые государством. Падение покупательной способности населения и нестабильность финансовой системы показали, что без государственной поддержки МСП сектору не удастся справиться с ситуацией. 2019 год считается важным годом в развитии отечественного МСП сектора. Проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» поставил цель участия МСП в ВВП страны на уровне 33%. До реализации проекта остается менее двух лет, но значительных изменений пока не наблюдается.

Некоторые факторы, повлиять на которые может только государственный аппарат, не дают возможности МСП в России расти быстрыми темпами [9]:

Таблица 2

Структура сектора малого и среднего бизнеса по округам в период с 2017 по 2020 г., в %

Федеральный округ 10.01.2017 10.01.2018 10.01.2019 10.01.2020

Центральный 31 31 30 31

Северо-Западный 11 11 12 12

Южный 12 12 12 12

Северо-Кавказский 3 3 3 3

Приволжский 18 18 18 18

Уральский 9 9 9 9

Сибирский 12 12 11 10

Дальневосточный 4 4 5 5

Источник: Росстат.

• частое изменение законодательства в сфере предпринимательства;

• высокий уровень бюрократизма и коррупции;

• низкий уровень бизнес-грамотности как у начинающих предпринимателей, так и у государственных консультантов в тренинг-центрах;

• недостаточная развитость государства для масштабной материальной кампании по поддержке бизнеса.

Разумеется, российская экономика и малый бизнес обладают значительным потенциалом, о чем свидетельствует наличие столь крупной стратегии по устранению имеющихся проблем. Есть положительные сдвиги: открытие бизнеса и ресурсы для его развития стали доступнее, а желание стать предпринимателем у людей стало больше. Но пока рано говорить об эффективности разработанной стратегии и достижении значимых результатов.

Говоря о ситуации в Российской Федерации на данный момент, видятся основные стратегии, которые могут быть применены для некрупных форм бизнеса. Существующей на данный момент поддержки хватает лишь на мотивацию предпринимателей, но не на достижение ими конкретных целей. На данный момент ключевой проблемой на рынке МСП являются сильное влияние возможности потребителей платить за товары и услуги, завышенная ставка налогообложения, значительные затраты на заключение контрактов и высокая степень государственного участия. С этой точки

зрения создание среды, в которой некрупные предприятия будут являться устойчивыми перед различными внешними условиями,- приоритетная задача на данный момент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве одного из методов, который может предотвратить сложившуюся ситуацию, выступает уменьшение государственного участия в секторах малого и среднего предпринимательства, где оно уже представлено больше, чем нужно. Также можно снизить ставку налогообложения, поскольку эффективность предприятий должен определять рынок самостоятельно без участия прочих элементов. Следующим действием может являться расширение количества и объема предприятий крупного бизнеса и промышленности, чтобы для взаимодействия с ними активнее появлялись новые малые и средние предприятия [10]. Помимо этого, некоторое количество своих заказов государство должно делегировать частным компаниям малого и среднего бизнеса. Также предприятия МСП нуждаются в значительной финансовой поддержке, но можно сказать, что в данный момент объем средств, который получают данные предприятия в виде различных грантов, кажется вполне приемлемым из-за специфического размера производств. В настоящее время возникает все больше предприятий МСП, которые можно уверенно назвать современными и прогрессивными из-за того, что они соответствуют следующим требованиям, которые государство и общество хочет видеть от них: данные предприятия ориентируются на научные

исследования, человеческий капитал и интенсивные методы развития, чтобы эффективнее обеспечивать крупный бизнес и общество своими товарами. Из этого вытекает факт, что подобные малые предприятия обрабатывающего сектора могут стать платформой для дальнейшего развития российских научных разработок и тем элементом, который будет направлен на привлечение значительного объема инвестиций, в том числе и иностранных. Помимо этого, развитие данных предприятий поспособствует созданию рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, в которых так нуждается российская экономика в сложившейся ситуации.

Однако на данный момент в России существует ряд значительных сложностей в некоторых отраслях для комплексной мотивации предприятий некрупного бизнеса к развитию, а также отсутствует стимуляция частного развития в сферах обрабатывающей промышленности для увеличения общего количества субъектов МСП.

Для достижения первой цели могут быть использованы следующие методы:

• снижение средств, которые предприятия затрачивают на заключение контрактов, связанных с вопросами взаимодействия с государственными органами, например регистрация юридического лица;

• изменение процедуры получения кредитов и лизинга с более низкой процентной ставки на более простую;

• уменьшение количества налогов, которые субъекты МСП уплачивают в государственный бюджет;

• увеличение количества различных льгот, информации, которая может быть полезна бизнесу и, естественно, финансовой помощи для субъектов МСП;

• создание различных консультационных органов для представителей субъектов МСП.

Реализация второго пункта направлена на мотивацию дальнейшего увеличения обрабатывающей отрасли в Российской Федерации и реализуется с помощью следующих средств:

• увеличение количества крупных компаний и предприятий, деятельность которых направлена на создание готовых товаров. К примеру, крупный завод занимается производством железнодорожных составов, а предприятия МСП поставляют ему шасси;

• увеличение количества инвестируемых средств в развитие крупных и малых предприятий в сфере обрабатывающей промышленности;

• увеличение объема грантовой помощи начинающих предприятий в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и дополнительной помощи в начале деятельности для них;

• упрощение получения кредитов для малых предприятий;

• создание льготного режима налогообложения, который будет дополнительно стимулировать развитие предприятий МСП.

Таким образом, развитие некрупного сектора затронет не только уже работающие предприятия, но и поможет организовать новые. Это позволит увеличить участие субъектов МСП в экономике больше, чем на 25% и создать новую среду, в которой субъекты малого бизнеса принимают активное участие в развитии наукоемких технологий,трудоустраивают кадры с высоким уровнем образования и развивают научную сферу, преподнося все больше полезных для общества технологических новшеств.

Выводы

Подводя итог, можно заключить, что субъекты малого и среднего предпринимательства составляют в себе особую форму, состоящую не только из собственной психологии, но и из определенных экономических критериев. Другими словами, существует ряд отличительных характеристик малых форм бизнеса, некоторые из которых отражают преимущества данного вида предпринимательства, а некоторые заметно усложняют его функционирование. К примеру, МСП сектор показывает не такие высокие экономические результаты, как крупные фирмы, из-за чего не может полноценно соревноваться за долю рынка с компаниями-гигантами. Несмотря на все это, два этих экономических субъекта могут легко функционировать на одном рынке, осуществляя разумный симбиоз. Субъекты МСП, как правило, отличаются менее широкой системой корпоративного управления и обладают не таким развитым уровнем управления предприятием, имеют более свободный подход к продвижению своей продукции, менее конкретные планы и цели относительно развития предприятия и отсутствие большой удаленности руководителей предпри-

ятия от работников и непосредственных акционеров. Также сектор малого и среднего предпринимательства является весьма простым в управлении, способен на создание большого количества прорывных технологий, мест для работы квалифицированных кадров, поддерживает существование разумного соперничества между компаниями на рынке. Именно научно-технический прогресс выделяет конкретное производство и делает его конкурентоспособным на рынке МСП. Помимо этого, субъекты некрупного бизнеса занимаются воспроизводством и поддержанием среднего класса в экономике, который отвечает за многие социально-экономические факторы и по этой причине имеет высокую важность для государства. Если увеличить объем МСП бизнеса в России, можно будет добиться ускорения развития различных направлений обрабатывающей промышленности, развития среднего класса в государстве и общего улучшения инвестиционного и экономического климата в стране.

Также можно выделить, что в Российской Федерации уже уделяется значительное внимание сектору малого и среднего предпринимательства. В стране им предоставляют большое количество различной информационной помощи, упрощенных условий и ставок кредитов, а также предлагают гранты и субсидии, некоторые льготы в сфере взимания налогов с деятельности коммерческих фирм. Более того, в России довольно легко открыть собственное дело, поскольку предпринимательство активно поощряется и стимулируется. Несмотря на наличие широкого спектра поддержки, это не показывает значительных экономических результатов: количество и эффективность МСП бизнеса в Российской Федерации значительно

не растет, а значит, нашей стране есть куда развиваться.

В данный момент времени жизнь субъектов малого предпринимательства тяжело назвать простой. Сегодня власти влияют на деятельность подобных компаний, в некотором роде сильно усложняя его работу с точки зрения различных государственных услуг и взаимодействия с властями. К тому же налоговое бремя на малые и средние компании, несмотря на различные льготы, все равно остается довольно тяжелым. Обращаясь к мерам государственной поддержки, отмечается низкая заинтересованность ими со стороны предпринимателей по причине недостаточной развитости системы и комплексных условий получения льгот. Вопрос утяжеляется тем, что в современной экономике называется «постковидным кризисом», который наглядно показал, насколько предприятия в Российской Федерации зависимы именно от имеющего высокую платежеспособность потребителя. Еще более очевидна стала недостаточная наукоемкость всех предприятий малого и среднего предпринимательства, которая в скором времени может стать основной проблемой современных субъектов МСП. Помимо этого, в России практически отсутствуют производства, которые являются наиболее экономическими интересными для любого развитого государства - обрабатывающая промышленность и предприятия в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Несмотря на то что на данный момент большее число российских фирм в сфере некрупного бизнеса в большей мере заняты в торговой сфере или в сфере оказания услуг, в нашей стране подобные компании имеют значительный потенциал для дальнейшего развития субъектов МСП в более интересных для государства сферах.

Список источников

1. Киньтикова И. В., Кондратьева А. А., Соловова Л. М., Фадеева В. В., Цветкова А. А. Основные показатели деятельности малых и средних предприятий. М.: Росстат; 2019. 87 с.

2. Van Horn, James Carter. Fundamentals of financial management. Essex, England: FT Prentice-Hall. 1978;(1):250-255.

3. Бельтюкова С. М. Роль малого и среднего бизнеса в экономике страны. Scipro. 2020;(1):58-63.

4. Передера Ж. С. Малый и средний бизнес: Критерии определения и роль в экономике. Вестник Евразийской науки. 2018;(6):1-10.

5. Adam Bradenburger, Barry Nalebaff. Co-Opetition: A Revolution Mindset That Combines Competition and Cooperation: The Game Theory Strategy That's Changing the Game of Business. Harvard: Business Crown. 1996;(1):181-201.

6. Кудряшов А. С. Соконкуренция малых и средний предприятий на ниспадающих рынках, как фактор синергии конкурентоспособности. Вестник университета. 2018;(11):35-38.

7. Бухвальд Е. М. Переживет ли малый бизнес России шок 2020 года. Экономика, предпринимательство и право. 2020;(5):1319-1336.

8. Канаки В. В. Современное состояние и совершенствование системы реализации государственной поддержки малого и средства предпринимательства в России. Наука и образование:хозяйство и экономика. 2020;(10):7-10.

9. Иванов В. В. Современные структурные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России в условиях трансформации глобальной экономики и пути их решения. Муниципальная академия. 2020;(3):35-42.

10. Фейнберг А. Российские компании пожаловались на рост налогового давления. URL: https://www.rbc.ru/ economics/25/07/2017/5977268e9a7947162eae8097 (дата обращения: 19.11.2021).

References

1. Kintikova I. V., Kondratieva A. A., SoLovova L. M., Fadeeva V. V., Tsvetkova A. A. Key performance indicators of small and midsize enterprises. Moscow: Rosstat; 2019. 87 p. (In Russ.).

2. Van Horn, James Carter. Fundamentals of financial management. Essex, England: F. T. Prentice-Hall. 1978;(1):250-255.

3. Beltyukova S. M. The role of small and midsize businesses in the country's economy. Scipro. 2020;(1):58-63. (In Russ.).

4. Peredera Zh. S. Small and midsize business: Definition criteria and role in the economy. Vestnik Evrazijskoj nauki = Bulletin of Eurasian Science. 2018;(6):1-10. (In Russ.).

5. Bradenburger A., Nalebaff B. Co-Opetition: A Revolution Mindset That Combines Competition and Cooperation: The Game Theory Strategy That's Changing the Game of Business. Harvard: Business Crown. 1996;(1):181-201.

6. Kudryashov A. S. Co-competition of small and midsize enterprises in falling markets as a factor of competitiveness synergy. Vestnik universiteta = Bulletin of the University. 2018;(11):35-38. (In Russ.).

7. Buchwald E. M. Will small business in Russia survive the shock of 2020. Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo = Economics, entrepreneurship and law. 2020;(5):1319-1336. (In Russ.).

8. Kanaki V. V. The current state and improvement of the system for the implementation of state support for small and midsize businesses in Russia. Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika = Science and education: Establishment and economy. 2020;(10):7-10. (In Russ.).

9. Ivanov V. V. Modern structural problems of the development of small and midsize businesses in Russia in the transformation of the global economy and ways to solve. Municipal'naya akademiya = Municipal Academy. 2020;(3):35-42. (In Russ.).

10. Feinberg A. Russian companies complained about the growth of tax pressure. URL: https://www.rbc.ru/econ omics/25/07/2017/5977268e9a7947162eae8097 (accessed on 11.19.2021). (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.