Научная статья на тему 'Малый и средний бизнес в современной России'

Малый и средний бизнес в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3291
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / РАЗВИТИЕ МСП / КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ПРОБЛЕМЫ МСП / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES / THE CRITERIA FOR THE DEFINITION OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS / PROBLEMS OF SMALL AND MEDIUMSIZED ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллаев Ф. Ф.

Развитие экономики страны имеет прямое отношение к положению дел у представителей бизнеса, которые обеспечивают трудовую деятельность и способствуют социальному обеспечению населения. В настоящей работе проанализированы различные аспекты роли малого и среднего бизнеса, сделан анализ критериев определения категории бизнеса, сделан вывод о положительных и отрицательных факторах в ФЗ №-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small and medium business in modern Russia

County’s economics development has a direct relation with business state of business representatives, which provide labor activity and promote population’s social support. In the actual work the different aspects of small and medium business are analyzed, the analysis is done concerning business categories’ defining criteria; the conclusion is done about positive and negative factors in federal law #209 «About small and medium businesses development in Russian Federation».

Текст научной работы на тему «Малый и средний бизнес в современной России»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

дискуссия

журнал научных публикаций

Ф. Ф. Абдуллаев, аспирант

кафедра финансового менеджмента,

Финансовый университет при Правительстве РФ,

г. Москва, Россия

[email protected]

малый и средним бизнес

в современной россии

Во всем мире определение и статус малого и среднего бизнеса достаточно близки по значению. Общее в них — субъекты такого бизнеса не превышают определенного размера (по сумме валовых активов, обороту и численности), а также имеют право на упрощенную отчетность.

Рыночные отношения сегментировали бизнес по определенным критериям. Особо хочется подчеркнуть роль малого и среднего бизнеса. Российский «средний бизнес» часто упоминается с малым бизнесом в одном словосочетании. Это объясняется тем, что до сих пор не было четкого определения и разграничения между этими двумя категориями. Безусловно, значение малого и среднего бизнеса в обществе неоспоримо. Так, например, малые и средние предприятия (МСП) часто называют в качестве основы европейской экономики — источника рабочих мест и экономического роста. В регионе Азиатско-Тихоокеан- =

ского экономического сотрудничества (далее АТЭС) малые и средние предприятия составляют приблизительно 90 процентов всех фирм, в которых занято порядка 60 процентов рабочей силы региона. В настоящее время они производят приблизительно 30 процентов экспорта1. По данным 2005 г., в Европейском Союзе (25 стран на 2005 г.), около 23 млн. малых и средних предпри-

МСП играют гораздо более важную роль в экономическом росте и развитии разных стран, особенно когда дело касается отдельно взятых регионов, а также бизнеса, связанного со сферой инноваций.

ятий обеспечивают около 75 миллионов рабочих мест и представляют 99 % всех предприятий2. Хочется отметить, что, несмотря на данные 2005 г., тенденция к увеличению сохранилась. Так, по данным 2011 г. МСП в среднем обеспечивают 1 млн. рабочих мест в год на территории ЕС. Еще один пример, который необходимо отметить особо, это Новая Зеландия. Она входит в число самых развитых стран мира. Так, например, малые и средние предприятия до 20 сотрудников (МСП) являются важной частью экономики Новой Зеландии. По последним данным Статистического управления Новой Зеландии:

♦ они составляют 97 % (455,907) от всех предприятий;

♦ в них занято 30 % (581,540) от всего экономически активного населения;

♦ доля ВВП составляет 39 %.

Данные цифры наглядно демонстрируют значимость Малого и среднего бизнеса (далее МСП) для экономики страны. Такое положение дел позволяет не только сохранить стабильность, но и существенно увеличивает рост экономического развития страны.

Выводы экономистов на протяжении многих лет показывают, что МСП играют гораздо более важную роль в экономическом росте и развитии разных стран, осо-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

бенно когда дело касается отдельно взятых регионов, а также бизнеса, связанного со сферой инноваций. Страны, добившиеся экономических прорывов в последние два десятилетия, доказывают, что развитие МСП стало толчком в развитии социальной опоры рыночной экономики. Предприятия, которые в прошлом (начиная с 2000-х годов) играли скромную роль в развитии социального обес- = печения и занятости, в настоящее время признаются в качестве двигателя экономического роста. Собственники и работники такого бизнеса являются в большей степени представителями среднего слоя населения. МСП — это в основном устойчивые и рентабельные предприятия, с хорошо отлаженной структурой, квалифицированным менеджментом, с хорошо налаженным механизмом финансирования, где не последнюю роль играют друзья и семья. Он развивается в условиях, когда не требуются капитальные затраты, но зачастую ситуация порой складывается не в пользу бизнеса. В России существует множество проблем, связанных с развитием предпринимательской среды — это, к примеру, и коррупция, и административные барьеры.

Средний бизнес, в отличие от малого, функционирует главным образом не только на конкретном локальном рынке. В качестве примера можно рассмотреть город Москву. Если территория для малого бизнеса не шире районной (к примеру, район Люблино), то средний бизнес охватывает целый город, а иногда даже бли- =

жайшие города (выход на иностранные рынки зависит от качества продукта и возможности конкурировать с зарубежными аналогами).

МСП играют важную роль в экономическом развитии страны за счет их вклада в следующие отрасли:

— индустриализация сельских районов;

— развитие сельских районов и децентрализация промышленности;

Предприятия, которые в прошлом

(начиная с 2000-х годов) играли скромную роль в развитии социального обеспечения и занятости, в настоящее время признаются в качестве двигателя экономического роста.

Капитал малого и среднего бизнеса больше сосредоточен в торгово-посреднической сфере, в то время как страна нуждается в том, чтобы малый и средний бизнес работал в производственной сфере.

— создание рабочих мест;

— более справедливое распределение доходов;

— использование местных ресурсов.

Они жизненно важны при развитии новых производств в городах и сельской местности. Таким образом, они создают рабочие места в той местности, где они расположены. В этом смысле они вызывают более = сбалансированный экономический рост и позволяют достичь справедливости в распределении доходов.

Одним из важнейших условий существования и развития общества является производство материальных благ для нужд потребления общества, где главной целью является обеспечение непрерывности. Как отмечает депутат Госдумы Валентин Романов, капитал малого и среднего бизнеса больше сосредоточен в торгово-посредни-ческой сфере, в то время как страна нуждается в том, чтобы малый и средний бизнес работал в производственной сфере. Это создает конкурентную среду, где экономика способна прогрессировать. Государственная политика должна быть направлена на общую эффективность производства малых и средних предприятий. Повышение эффективности позволит конкурировать в условиях открытой экономики, и, возможно, поможет эффективно интегрировать их в глобальную экономику.

Так, до 2008 г. не существовало определенно четких критериев, с помощью которых с полной уверенностью можно относить предприятие к «средним». Средний бизнес в России был официально признан законодательством Российской Федерации в качестве сегмента сектора малого и среднего предпринимательства в связи со вступлением в действие Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно этому закону, существует несколько

дискуссия

журнал научных публикаций

критериев, но нам бы хотелось выделить два основных для определения категории субъекта малого и среднего бизнеса.

Во-первых, это сотрудники. Малые и средние фирмы имеют жизненно важное значение для роста экономики и играют значительную роль в обеспечении занятости населения. Размер и характер продуктов и услуг, предла- : гаемых этими фирмами, часто подвержены изменениям. Размер рабочей силы и тип стиля управления, который будет принят, зависит от руководителей (владельцев) и от их восприятия того, как работа должна осуществляться, на основе набора убеждений. Без общих организационных целей компания будет только двигаться по кругу без направления, тогда как организационные цели, поставленные руководством компании, выступают в качестве движущей силы.

Малые предприятия являются менее формальными, где руководители, как правило, находятся в тесном контакте со своими работниками, что не соответствует иерархической структуре управления, которые преобладают в крупных организациях. Эти структуры взаимоотношений, как правило, становятся более формальными по мере увеличения размера фирмы.

В соответствии с законом, число сотрудников для каждой категории субъекта составляет:

Эти предприятия проявляют

живучесть, способность к воспроизводству, несмотря на трудности, стоящие на пути их развития.

♦ микропредприятие — не должно превышать 15 человек;

♦ малое предприятие — до 100 человек включительно;

_ • среднее пред-

приятие — до 250 человек включительно.

Компания, где сотрудники подчинены одному руководителю — генеральному директору, не способна иметь в штате большое количество сотрудников. Предельная численность сотрудников в подчинении такого руководителя не может быть более 15 человек. Определение, которое дано в законе, является разумным с точки зрения построения эффективного менеджмента.

Огромное значение в определении предела количества сотрудников имеет отрасль. К примеру, если в консалтинговой компании числится около 40 человек, то по критериям это малое предприятие. Хотя вряд ли выручка такой компании будет составлять более 60 млн. руб. Скорее, такая компания может претендовать на вхождение в число 10-20 крупнейших компаний своей отрасли. Для сравнения, приведем пример из данных статистической службы Евроста-та, которая обеспечивает Европейский союз качественной информацией:

♦ микропредприятия: менее чем 10 сотрудников;

♦ малые предприятия: 10-49 сотрудни-

ков;

средние предприятия: 50-249 сотрудников;

♦ крупные предприятия: 250 или более сотрудников.

Обращаем внимание на разницу в определении критериев по количеству сотрудников по российским и европейским критериям. Конечно же, основное внимание заслуживает малое предприятие, где по российским критериям количество сотрудников составляет до 100 человек. Сложно представить себе малое предпри-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

ятие, в котором штат сотрудников, включая платы компания тратит до 35 % от общей

работников по гражданско-правовым до- выручки (для среднего бизнеса это состав-

говорам, будет составлять до 100 человек. ляет 1 млрд. х 0,35 %=350 млн. руб.), то по-

С точки зрения построения эффективного лучается следующее:

менеджмента, это требует организации центра ответственности и подразделений, где будет четко определена вертикальная структура управления. Автор считает, что компания, имеющая такую структуру управления, имеет право относиться к среднему бизнесу. Основная и главная причина по которой допускается такое предположение, — это масштабность.

Во-вторых, это выручка. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

1. Микропредприятия — 60 млн. рублей;

2. Малые предприятия — 400 млн. рублей;

3. Средние предприятия — 1000 млн. рублей3.

Годовой оборот определяется путем расчета доходов (выручки), полученных в течение года. Оборот не должен включать налог на добавленную стоимость (НДС) или другие косвенные. Как видно из таблиц 1 и 2, определение МСП в ЕС и России, показатели по выручке находятся приблизительно на одинаковом уровне. Особенно для малого бизнеса, где совпадение почти на 100 %. Что касается среднего бизнеса, то при обороте компании менее 1 млрд. рублей в год, ограничение по количеству работников является ничтожно малым. Наше мнение можно подтвердить примитивным расчетом, например, если предположить, что на фонд заработной

Глобализация изменила статус малых и средних предприятий

в обществе. Они подняли свои стандарты для достижения конкурентного рынка.

Низкий уровень капитала, необходимый для создания малых и средних предприятий является преимуществом в самом начале создания компании.

• 350 млн. руб./250 (предельное количество работников для среднего бизнеса) = 1 400 тыс. руб.(на одного сотрудника)

В действительно -сти, единственный фактор, который сильно влияет на этот показатель, — это отрасль и вид деятельности. Конечно, это мнение дискуссионно, но авторский метод расчета является приближенным к реалиям деятельности бизнеса.

Средний бизнес является самостоятельной формой организации экономики в условиях развитого рыночного хозяйства, при этом он обладает своими специфическими особенностями. Эти предприятия проявляют живучесть, способность к воспроизводству, несмотря на трудности, стоящие на пути их развития. Основная задача государства — создание благоприятной бизнес-среды для любого вида предпринимательства. Благоприятные условия для развития хозяйственной деятельности должны касаться всех без исключения. Правительство страны принимает разные программы для помощи и поддержки малого и среднего бизнеса, но, к сожалению, как показывает жизнь, этого недостаточно. Анализ, который провела «ОПОРА России», показал, что только 3-5 % собственников столичных фирм знают, какие меры поддержки МСП в городе существуют. Это может быть отчасти из-за недоверия предпринимателей к реализуемым программам, или же из-за бюрократических сложностей. Учитывая уровень развития регионов РФ и уровень коррупции там, дела обстоят намного хуже. Уже доказано, что тяжелые, дорогие и трудоемкие административные процедуры для запуска и работы небольшой фирмы являются препятствием для многих потенциальных предпринимателей. Помимо этого, существует множество других препятствий, связанных

Таблица 1

Определение МСП в ЕС

Категория бизнеса Работники Годовой оборот или Валюта баланса

Средний До 250 < € 50 млн. < € 43 млн.

Малый До 50 < € 10 млн. < € 10 млн.

Микро До 10 < € 2 млн. < € 2 млн.

Определение МСП в России Таблица 2

Категория бизнеса Работники Годовой оборот или Валюта баланса

Средний До 250 < 1 млрд. < 1 млрд.

Малый До 100 < 400 млн. < 400 млн.

Микро До 15 < 60 млн. < 60 млн.

с возможностью получения помощи. Автор считает, что необходимо сделать процедуры, связанные с получением помощи, более прозрачными и упрощенными. А для этого в первую очередь надо ликвидировать барьеры, препятствующие развитию предпринимательства. Можно привести пример с известным мировым брендом 1кеа. Осенью 2010 года 1кеа решила приостановить инвестиции в российский бизнес из-за коррупционного скандала внутри компании и проволочек с открытием торговых комплексов «Мега» в регионах России. «Мы не будем способствовать коррупции ни в какой мере. У нас есть определенная политика», — сказал менеджер 1кеа в России Пер Вендшлаг. «Торговые центры 1кеа не открываются из-за того, что руководство компании отказывается давать взятки инспекторам по безопасности», — пишет издание «Газета» со ссылкой на заявление председателя Национального антикоррупционного комитета России Кирилла Кабанова. Если с такими проблемами сталкивается известная компания, то сложно представить, с чем сталкивается обычная бизнес-среда. Как показывает практика, предпринимательство живуче само по себе, и многие предприятия, особенно малые и средние, способны развиваться без посторонней помощи, если не будет ненужных ограничений на их пути.

Принятие ФЗ стало большим шагом в развитии и поддержке бизнеса. Это позволило правильно и четко определять предприятия по критериям отнесения к определенному виду и отделить средний бизнес от крупного, с одной стороны, и малый — с другой. Глобализация изменила статус ма-

лых и средних предприятий в обществе. Они подняли свои стандарты для достижения конкурентного рынка. Низкий уровень капитала, необходимый для создания малых и средних предприятий, является преимуществом в самом начале создания компании. Поэтому значительное количество неиспользованных человеческих и материальных ресурсов могли бы быть использованы путем создания малых и средних предприятий. Правительство призвано содействовать успешной предпринимательской деятельности и улучшению бизнес-среды для малых и средних предприятий, чтобы дать им возможность полностью реализовать свой потенциал в современной глобальной экономике.

1. http://www.apec.org/Groups/SOM-Steering-Committee-on-Economic-and-Technical-Cooperation/Working-Groups/Small-and-Medium-nterprises.aspx

2. International Finance Corporation, Micro, Small, and Medium Enterprises: A Collection of Published Data (17 May 2005).

3. http://www.rg.ru/2008/07/30/biznes-dok.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.