Научная статья на тему 'Малый и средний бизнес в системе экономической безопасности России'

Малый и средний бизнес в системе экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / MEDIUM BUSINESS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фадеева О.В.

В данной статье исследуется место, занимаемое малым и средним бизнесом в системе экономической безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small and medium enterprises in the economic security of Russia

This article explores the place occupied by small and medium enterprises in the economic security of Russia.

Текст научной работы на тему «Малый и средний бизнес в системе экономической безопасности России»

Малый и средний бизнес в системе

экономической безопасности России

Фадеева О.В.*

The meaning and role of small and medium business in the system of the Russian economic security was investigated; the values of Russian National Security Strategy till 2020, and Long-term Conception for social-economic development till 2020 were determined including Federal Laws which intend stimulation of small and medium business development in the country. The importance of small and medium business during economic transition for innovation development model throughout economic crisis was defined.

В условиях мирового финансового и экономического кризиса проблемы сохранения и повышения уровня национальной экономической безопасности выходят на первый план в политике практически всех независимых государств. Кризис заставил пересмотреть традиционные теоретические и практические подходы к проблемам национальной экономической безопасности, поскольку неолиберальная модель глобализации, которую активно внедряли США по всему миру, показала свою полную несостоятельность.

В настоящее время, когда значительное количество крупных корпораций сворачивает производство и сокращает наемных работников, многие государства в своих антикризисных программах повышенное внимание уделяют малому и среднему бизнесу, полагая, что именно данный бизнес позволит существенно смягчить негативные последствия глобального кризиса. Следует отметить также и то обстоятельство, что те государства, которые уделяли и уделяют поддержке малого и среднего бизнеса значительное внимание, в том числе и в условиях кризиса, пострадали от него в наименьшей степени, что положительно отразилось на их экономической безопасности. Из стран Европейского союза это относится в первую очередь к Италии. В августе 2009 г. правительство Италии и банковская ассоциация страны объявили о годовом моратории по ипотеке и некоторым видам долга для средних и малых компаний. В Италии концентрация малого бизнеса в экономике максимальная среди европейских государств, отмечает The Wall Street Journal1.

В России в последние годы развитию малого и среднего бизнеса, в том числе и

повышению его роли в системе национальной экономической безопасности страны, уделяется самое серьезное внимание. В 2007 г. вступил в действие Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в ст. 9 которого указано, что государственные органы Российской Федерации имеют полномочия по определению «основных финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы на основе прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации». Данное положение закона имеет непосредственно отношение к обеспечению национальной экономической безопасности страны. Как указано в Стратегии национальной безопасности России до 2020 г. (далее — Стратегия), которая была утверждена Указом Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 г., — «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года — официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу» 2.

Таким образом, вышеизложенное положение Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» находит свое дальнейшее развитие в основополагающем нормативно-правовом документе, определяющем принципы, структуру, цели, задачи

Аспирант кафедры мировой экономики и международного бизнеса Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.

N

OI

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

N

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q. С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

и приоритеты национальной безопасности нашей страны. Вывод, который следует сделать из данных документов, состоит в том, что поддержка малого и среднего бизнеса — это задача, которую государство ставит на долгосрочную перспективу, как и развитие национальной экономики в целом.

Необходимо отметить, что как указанный Закон, так и Стратегия связаны еще с одним важнейшим нормативно -правовым документом — Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г., которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (далее — Концепция). В Стратегии прямо указано, что «концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Основной задачей модернизации экономики России, как это определено в Концепции, является «переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, который связан и с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности» 3. В ст. 54 Стратегии также указано, что «обеспечение национальной безопасности за счет экономического роста достигается путем развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений в Российской Федерации».

В достижении данных целей малому и среднему бизнесу отводится значительная роль. В Концепции определено, что политика поддержки малого и среднего бизнеса осуществляется в первую очередь в инновационной сфере, что требует «развития малого предпринимательства, прежде всего в высокотехнологичных секторах». В Концепции неоднократно указано на необходимость стимулирования развития малого и среднего бизнеса, при этом

данное стимулирование, что очень важно подчеркнуть, должно сочетаться с общим процессом модернизации российской экономики: «Необходимые изменения в структуре производства могут произойти только при расширении масштабов конкуренции, внедрении инноваций при ведении бизнеса, формировании как мощного слоя малого и среднего предпринимательства, так и крупных российских компаний, играющих значимую роль на мировых рынках».

Как свидетельствует мировой опыт, малый и средний бизнес может успешно развиваться только при устойчивом и динамичном развитии крупных корпораций, которые в наибольшей степени обеспечивают экономическую безопасность страны. Именно благодаря данным компаниям идет развитие национальной экономики на основе постоянного снижения издержек производства. Именно поэтому крупные корпорации являются лидерами научно-технического прогресса и способствуют инновационному развитию всех секторов национальной экономики, в том числе малого и среднего бизнеса.

Вместе с тем по мере насыщения товарами и услугами тех или иных сегментов рынка крупный бизнес часто не в состоянии полностью удовлетворить потребительский спрос необходимой мелкосерийной или штучной продукцией, поэтому малый и средний бизнес оказывается востребованным в производстве данной продукции. Помимо этого малый и средний бизнес в форме венчурных фирм является технологической площадкой, на которой крупные корпорации апробируют инновационные идеи и технологии. В современной рыночной экономике малый и средний бизнес осуществляет взаимодействие с крупным, как правило, на основе контрактов и субконтрактов, а также при широком использовании лизинга, франчайзинга и т.д.

Директор Межрегионального центра субконтрактации и партнерства России А. Киселев отметил, что организация широкого взаимодействия малых и крупных предприятий на основе субконтрактов предоставляет значительные возможности для снижения производственных издержек. Это обеспечивает от 10 до 30 % экономии по сравнению с базовой ценой изделий4, что, естественно, отражается на эффективности экономики в целом. Поэтому исходя из мирового опыта в Кон-

цепции указано, что поддержка создания и развития малого и среднего инновационного бизнеса должна осуществляться в том числе и путем сокращения административных барьеров для старта и развития инновационного бизнеса и формирования требований по передаче малому и среднему инновационному бизнесу части государственных заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

В ст. 61 Стратегии указано, что для противодействия угрозам экономической безопасности силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества должны быть нацелены на поддержку государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование структуры производства и экспорта, антимонопольное регулирование и поддержку конкурентной политики; на развитие национальной инновационной системы в целях реализации высокоэффективных проектов и приоритетных программ развития высокотехнологичных секторов экономики.

Реализации данного положения в отношении малого и среднего бизнесу до настоящего времени препятствует система административных барьеров, о чем неоднократно говорили в своих выступлениях руководители нашей страны. Именно поэтому был принят Закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» который начал действовать с 1 мая 2009 г. Но еще в 2008 г. Президент России Д.А. Медведев отметил: «Замучили проверки и всякого рода наезды по коммерческим наводкам. Вообще надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и всякого рода власти перестали кошмарить бизнес»5. 5 августа 2009 г. на совещании по вопросам развития малого и среднего бизнеса на Звенигородском хлебокомбинате он также отметил, что «главной задачей остается снижение административных барьеров... За последний год в нормативном плане было сделано, может быть, больше даже, чем за последние пять— семь лет: и потому, что мы стали этим активно заниматься, и потому, что кризис нас к этому подтолкнул» 6.

Особое значение для национальной экономической безопасности России имеет развитие малого и среднего бизнеса во внешнеэкономической сфере. Поступ-

ления от внешнеэкономической деятельности формируют значительную часть доходной части бюджета России, и в 2004— 2007 гг. они достигли 42 %. В 2008 г. объем поступлений от взимания таможенных пошлин составил примерно 40 % от общей суммы доходов федерального бюджета. Стимулирование внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий должно способствовать нейтрализации рисков и угроз национальной экономической безопасности России, главными из которых, как указано в Стратегии, являются «сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами» и др.

Для нейтрализации данных угроз в настоящее время необходимо активизировать деятельность предприятий малого и среднего бизнеса, которые успешно работают во внешнеэкономической сфере. Учитывая высокую степень открытости экономики России, необходимо увеличить количество данных предприятий, поскольку большинство компаний малого и среднего бизнеса работает в пределах одного города или области, а во внешнеэкономической деятельности участвует только 6 % предприятий МСБ7.

В ст. 24 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определены основные формы поддержки органами государственной власти и местного самоуправления субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. В числе данных мер предусмотрено и создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки деятельности данных субъектов. В условиях мирового экономического кризиса необходимо добиваться того, чтобы данное положение закона реализовывалось в кратчайшее время, особенно в приграничных регионах страны, где многие предприятия малого и среднего бизнеса ведут активную внешнеэкономическую деятельность.

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что малый и средний бизнес играет существенную роль в обеспечении национальной экономической безопасности России и его роль будет возрастать по мере перехода к инновационной модели развития экономики.

N 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Литература и примечания

1. Бокарева Н. Малому бизнесу стало совсем плохо в Европе // [Электронный ресурс]: http://bfm.ru/ articles/2010/01/14/malomu-biznesu-stalo-sovsem-ploho-v-evrope.html. The Wall Street Journal — «Газета Уолл-стрита», влиятельная ежедневная американская деловая газета на английском языке. Издается в городе Нью-Йорке (штат Нью-Йорк) компанией Dow Jones & Company с 1889 г. «Уолл-стрит джорнал» — одно из крупнейших и влиятельнейших американских изданий. В 2005 г. ежедневный тираж газеты составлял 2,6 млн экземпляров. Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/WSJ.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // [Электронный ресурс]: www.kremlin.ru.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года // [Электронный ресурс]: http://www.rosnation.ru/index.php?D=458.

4. Сальникова В. Почему крупный и малый бизнес нужны друг другу? // Деловая пресса // [Электронный есурс]: http: //www.businesspress.ru/newspaper /article_mId_3_aId_263898. html.

5. Закон об ограничении проверок бизнеса не действует // [Электронный ресурс^Мр: //www.ooo-zao.ru/ 2009-08-06-zakon-ob-ogranichenii-proverok-biznesa-ne-dejstvuet.html.

6. Там же.

7. Малый и средний бизнес России — экономический стабилизатор в условиях кризиса // [Электронный ресурс]: http://www.trust.ru/about/press_centre/news/detail.php?ID=10275.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.