Научная статья на тему 'Субконтрактинг как инструмент межведомственного промышленного взаимодействия в условиях санкций'

Субконтрактинг как инструмент межведомственного промышленного взаимодействия в условиях санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКОНТРАКЦИЯ / СУБКОНТРАКТИНГ / СУБКОНТРАКТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЦЕНТРЫ СУБКОНТРАКЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ИМПОРТОЗАВИСИМОСТЬ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SUBCONTRACTING / SUBCONTRACTING INTERACTION / CENTERS OF SUBCONTRACTING / ECONOMIC SANCTIONS / IMPORT SUBSTITUTION / INDUSTRIALIZATION / IMPORT DEPENDENCE / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Христофорова Любовь Валерьевна

Под влиянием санкций произошло существенное изменение условий развития российской экономики. Обновляется Национальная экспортная стратегия до 2030 года и Государственная программа РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности», готовятся «дорожные карты», дополнительные правительственные и ведомственные документы, разрабатываются инструменты реализации государственной политики и приоритетов в экспортной сфере. Возрастает роль субконтрактинга и промышленного аутсорсинга в повышении эффективности деятельности предприятий региона и страны в целом. В статье рассматривается субконтрактинг как инструмент межведомственного промышленного взаимодействия. Проведенный анализ состояния межведомственного промышленного взаимодействия в условиях влияния санкций и политики импортозамещения позволил выявить проблемные аспекты и предложить ряд мер в области регулирования и организации производства, которые дадут возможность улучшить торговый баланс региона и повысить устойчивость и конкурентоспособность промышленности в целом, повысить эффективность использования имеющихся собственных внутренних резервов, а также обеспечить промышленную безопасность и достижение предприятиями более высокого уровня организации производственного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBCONTRACTING AS A TOOL OF INTER-AGENCY INDUSTRIAL INTERACTION UNDER SANCTIONS

Under the influence of economic sanctions there has been a significant change in the conditions of Russian economy development. The National Export Strategy up to 2030 and the State Program of the Russian Federation «Foreign Trade Development» are being renewed, road maps and additional governmental and agency documents are being prepared, and tools for implementation of public policies and priorities in the field of export are being developed. The role of subcontracting and industrial outsourcing to improve the efficiency of enterprises in the region and in the country as a whole is increasing. In this paper, we consider subcontracting as a tool for inter-agency industrial cooperation under the sanctions. Special attention is given to import substitution and import dependence in the Russian economy. Some measures are proposed in the field of normative legal regulation for organizing production, which will give an opportunity to improve the trade balance of the region, as well as sustainability and competitiveness of the industry as a whole.

Текст научной работы на тему «Субконтрактинг как инструмент межведомственного промышленного взаимодействия в условиях санкций»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки,2016, 2 (42), с. 73-79 73

УДК 346.3

СУБКОНТРАКТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

© 2016 г. Л.В. Христофорова

Оренбургский институт путей сообщения - филиал Самарского университета путей сообщения

хп81о&>гоуа1у1 @уа^ех.ги

Стртья пиступклр в редаицкю 04.03.2016 Статья пркнятр и публкирцкк 12.04.2016

Под влиянием санкций произошло существенное изменение условий развития российской экономики. Обновляется Национальная экспортная стратегия до 2030 года и Государственная программа РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности», готовятся «дорожные карты», дополнительные правительственные и ведомственные документы, разрабатываются инструменты реализации государственной политики и приоритетов в экспортной сфере. Возрастает роль субконтрактинга и промышленного аутсорсинга в повышении эффективности деятельности предприятий региона и страны в целом.

В статье рассматривается субконтрактинг как инструмент межведомственного промышленного взаимодействия. Проведенный анализ состояния межведомственного промышленного взаимодействия в условиях влияния санкций и политики импортозамещения позволил выявить проблемные аспекты и предложить ряд мер в области регулирования и организации производства, которые дадут возможность улучшить торговый баланс региона и повысить устойчивость и конкурентоспособность промышленности в целом, повысить эффективность использования имеющихся собственных внутренних резервов, а также обеспечить промышленную безопасность и достижение предприятиями более высокого уровня организации производственного процесса.

Ключевые слива: субконтракция, субконтрактинг, субконтрактные взаимодействия, центры субконтракции, экономические санкции, импортозамещение, импортозависимость, малый бизнес.

На современном этапе отечественная экономика испытывает колоссальное международное давление. Это выражается в давлении различного рода санкций со стороны западных партнеров. В этот период возникает необходимость за счет собственных резервов страны повышать уровень организации производства. Один из эффективных инструментов повышения уровня организации производства - субконтракция, она позволяет не только вывести предприятие на соответствующий уровень, но и повысить конкурентоспособность организации и выпускаемой продукции, в частности улучшить качество при разумной цене [1].

Крупные промышленные предприятия стран -партнеров СНГ и ЕАЭС испытывают объективную потребность в расширении и диверсификации круга субпоставщиков, важных для повышения гибкости и эффективности ведения бизнеса. Предприятиям необходимо структурировать поставки, развивать промышленный суб-контрактинг, использовать контракты по жизненному циклу товара, выстраивать новые технологические цепочки.

В производстве практически любой продукции промышленного производства участвует немалое количество предприятий. Более круп-

ные компании для выполнения непрофильных вспомогательных работ привлекают более мелкие фирмы, тем самым сокращая производственные затраты. В свою очередь, малые и средние предприятия получают оплачиваемые объемы производства, а также доступ к долгосрочным заказам со стороны как крупных коммерческих, так и государственных предприятий. В автомобильных российских холдингах практически до 80% стоимости частей и деталей производится субконтракторами, такая же тенденция наблюдается в нефтяной и газовой промышленности.

В целом, для повышения конкурентоспособности промышленности есть место для предприятий всех размеров и направлений деятельности. Малый и средний бизнес должен занять в этом процессе достойное место, выполняя свой функционал наряду с крупными предприятиями и холдингами.

На современном этапе происходит значительное развитие российского малого и среднего бизнеса в сфере промышленного производства и инноваций. Тем не менее это развитие зачастую осуществляется бессистемно. В качестве примера можно привести результаты межрегионального мониторинга цен на базовые

производственные процессы. Цены на выполнение однотипных работ (кооперационные заказы до одного миллиона рублей) у предприятий на территории одного субъекта Федерации могут отличаться в несколько раз и практически не коррелируют с ценами на аренду помещений и с уровнем зарплаты в регионах. Основное влияние на цены оказывают производительность оборудования и организация производства. Таким образом, даже если руководители предприятий и имеют информацию о ценах и возможностях своих конкурентов, то она, как правило, не оказывает существенного влияния на формирование цены готового изделия, т. к. уровень организационного и технологического развития не оставляет им возможностей для ценового дрейфа. Организация производства на базе субконтрактинга требует серьезного внимания, т. к. оказывает существенное влияние на конкурентоспособность конечной продукции. Более того, высокий уровень цен на базовые производственные процессы не позволяет головным предприятиям повышать долю нематериальных активов в конечной продукции - либо им приходится занижать норму прибыли и не остается средств после выполнения заказа для развития предприятия, либо норма прибыли удовлетворительная, но продажа на конкурентном рынке невозможна.

В этой связи назревает необходимость масштабной поддержки промышленности в комплексе, учитывающем специфику малых, средних и крупных предприятий, охватывающем и территориальный аспект, и вопросы техперево-оружения, и подготовку кадров, и создание условий для производственной деятельности, и многие другие аспекты.

В последние время достаточно интенсивно развивались субконтрактные отношения в Европе, Китае, особенно в реальном секторе экономики. В современных условиях субконтракция во всем мире обеспечивает миллионы квалифицированных рабочих мест. В нашей стране, особенно в кризисный период, когда со стороны западных стран нарастает давление предъявляемых санкций, развитие субконтрактных отношений имеет значительный потенциал, который играет существенную роль в ускоренном подъеме и развитии отечественной промышленности [1].

В экономической литературе различные авторы изложили свои взгляды на проблемы развития взаимодействия крупных и малых промышленных предприятий России в период кризиса. Обобщив первоисточники, можно отметить, что выделяют следующие этапы взаимодействия:

1. В течение первых нескольких лет кризиса малые предприятия балансируют решения тех проблем, которые возникают у крупных промышленных предприятий, выполняя эту роль достаточно успешно. При этом следует признать, что субконтрактация в большинстве случаев используется не по своему прямому назначению, а как определённый инструмент решения социальных проблем. В частности, многие крупные предприятии осуществляют реструктуризацию, т.е. делятся на более малые формы хозяйствования с целью снижения налоговой нагрузки, но стараются сохранить квалифицированный персонал и тем самым решают вопросы, связанные с социальной напряженностью в регионе [2].

2. На следующем этапе развития делается неоправданно жёсткий «крен» именно в сторону увеличения роли малых и средних промышленных предприятий. Именно они становятся ключевым элементом экономического развития, особенно промышленных предприятий. Практика показала, что простого копирования зарубежного опыта недостаточно, хотя субконтрактинг чётко проявлялся в разных формах и видах. На первых этапах сама концепция поддерживалась, но не давала возможности осуществить все преобразования, которые несёт в себе этот инструмент, в частности экономического и промышленного развития организаций.

3. Третий этап характеризуется представлением о гармоничном сочетании крупного и малого бизнеса в экономике промышленности, именно здесь должен в полном объеме проявиться весь потенциал субконтракции. В частности, необходимо отметить как важный фактор, что именно реструктуризация крупных предприятий обозначила реальное направление развития субконтрактинга [1].

В первую очередь осуществляется выделение непрофильных производств, как правило -вспомогательных и обслуживающих. Затем выделяют производства первых переделов, которые, в свою очередь, становятся зародышами малых субконтрактинговых фирм, позволяющих широко и эффективно использовать соответствующий потенциал целого подхода субконтракции.

В целом со всеми выше перечисленными этапами можно согласиться, но необходимо отметить ряд существенных принципиальных моментов, которые требуют корректировки. В первую очередь это касается второго этапа развития, где делается упор на эффективное и интенсивное развитие малого и среднего бизнеса как основного источника экономического развития страны, и в частности промышленного роста. Данное положение нуждается в серьёз-

ной корректировке, т.к. многочисленные заявления такого рода, исходившие от руководителей правительства на разных уровнях, практически не влекут за собой серьёзных и масштабных реальных мер. В условиях жёстких бюджетных ограничений кризисного периода (а речь идёт о резком снижении цен на нефть) нельзя предложить существенной финансовой поддержки развития этой важнейшей сферы национального хозяйства.

Также особой отметки заслуживает третий этап, где речь идёт о реальной сбалансированности развития крупного, среднего и малого бизнеса. В современных условиях акцент сделан именно на развитие крупных предприятий и госхолдингов в разных отраслях промышленности, что в очередной раз подтверждает главное направление усилий со стороны государства. В отношении поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства осуществляется реальное финансовое воздействие в различных своих формах, таких как гранты, субсидии, бизнес-инкубаторы и т. д. В результате, если провести сравнение финансовой поддержки крупных промышленных предприятий и организаций малого и среднего бизнеса, она крайне неравноценная [3].

Важно отметить условия, в которых работают и развиваются промышленные предприятия отечественной экономики.

В первую очередь крайне необходимо обратить внимание на общее технологическое отставание российской промышленности в целом от мирового уровня развития. В этой связи необходимо отметить, что многие совместные предприятия развитых регионов России - такие мировые концерны, как Ford, Bosch, Siemens, Electrolux и другие, - испытывают затруднения в размещении своих заказов. Ведущие отечественные компании оказались не в состоянии выполнить предъявляемые требования и обеспечить качественными комплектующими совместные предприятия [1].

Все выше названные компании неоднократно подавали заявки на биржу субконтракции, но только 8% заказов были освоены субконтракто-рами [4]. Доля освоения заказов очень низкая, что обращает на себя внимание.

Массовый приход на российский рынок зарубежных субконтракторов может поставить под угрозу целые «пласты» российской промышленности.

При сравнительно низком уровне конкурентоспособности российских субконтракторов их выживание и развитие в значительной степени определяется успехом развития традиционных потребителей их продукции - крупных россий-

ских предприятий. Надежное развитие российским субконтракторам может обеспечить только полная адаптация к высоким требованиям зарубежных сборочных предприятий.

В свою очередь, органам власти Российской Федерации необходимо усилить работу в части содействия отечественным предприятиям в переходе к субконтрактной модели производства, что подразумевает:

- Создание условий, стимулирующих крупные предприятия использовать субконтрактные поставки малых предприятий, в том числе формирование системы льгот и действенной поддержки для малых субконтрактных предприятий, возможен - это требует обсуждения - переход к единой схеме взимания НДС у головного предприятия.

- Поддержку структурных преобразований -реструктуризации крупных предприятий машиностроения, оборонно-промышленного комплекса, в том числе финансирование привлекаемых к разработке проектов реструктуризации специалистов.

- Содействие локализации производства компонентов и комплектующих для размещаемых на территории России сборочных предприятий с иностранным капиталом.

- Поддержку техперевооружения - это поддержка программ кредитования закупок производственного оборудования и технологий, в том числе на условиях лизинга, создание центров коллективного использования оборудования, производственный франчайзинг, включая закупку производств «под ключ».

- Поддержку в подготовке производственных кадров - участие в проектах по реализации стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, совершенствованию системы оценки качества профессионального образования, привлечению работодателей к участию в управлении деятельностью профессиональных образовательных организаций («Лучший по профессии», «Строймастер», чемпионат России среди вальщиков леса «Лесоруб» (для юниоров это конкурс «Подрост»), межрегиональная транспортная олимпиада «Паруса надежды», музыкально-поэтический конкурс «Железная дорога -моя судьба», а также съезды и форумы - от Всероссийского форума рабочей молодежи до форума молодых специалистов «Юность Вагонки»; в 2019 году в Казани будет проведен мировой чемпионат по профессиональному мастерству WorldSkills Competition).

- Создание промышленных парков при крупных головных сборочных предприятиях-контракторах для концентрации на одной терри-

тории предприятий с общей сферой деятельности и/или использования единой инженерной инфраструктуры (энергообъекты и электросети, теплосети, водные объекты, канализация и очистные сооружения, сети связи и сигнализации, охрана и пр.). Такая концентрация позволяет всем участникам промышленного парка сэкономить на инфраструктурных издержках.

- Реализацию мероприятий, обеспечивающих снижение непроизводительных расходов у малых и средних субконтрактных предприятий, - поддержка программ ресурсо- и энергосбережения и других.

Отдельно необходимо отметить вопрос, требующий технологических решений на современном уровне, - для прослеживаемости деталей, включаемых в сборочное изделие, необходимо разработать и внедрить единую систему маркировки деталей. Это позволит обеспечить безопасность изделий и защитить интересы добросовестных поставщиков-субконтракторов.

В целом прослеживается тенденция использования мировыми промышленными гигантами определенных возможностей отечественной производственной базы, которая будет востребована на базе субконтрактинга. Но введенные «взаимные» экономические санкции в отношении ряда отечественных компаний не позволяют добиться желаемого результата.

Наряду с этим возникает ещё одна сложная проблема - трудовые ресурсы и уровни заработных вознаграждений, которые формируются на малых промышленных предприятиях в настоящее время. Трудовые ресурсы в регионах России распределены крайне неравномерно: если анализировать категорию квалифицированного промышленного персонала, то крупнейшие российские регионы даже в условиях экономического кризиса испытывают крайний недостаток профессионалов в самых разных сферах промышленного производства. По некоторым оценкам, в Москве и Санкт-Петербурге общая нехватка квалифицированных специалистов промышленности варьирует в пределах 1525%. В то же время есть ряд трудоизбыточных регионов, прежде всего с крупными промышленными предприятиями оборонного комплекса, где есть явный и очевидный недоиспользуемый потенциал. Соответственно и здесь суб-контрактинг имеет возможность проявить себя в полном объеме, но в то же время возникают сложные вопросы финансовой базы малых промышленных предприятий и оценки возможностей их создания, поддержки и развития.

В сфере малого бизнеса и промышленности в целом получение кредитов существенно затруднено, особо сложно их обеспечение. Уро-

вень процентных ставок, обычно получаемых малыми предприятиями, непомерно высок и во многих случаях практически исключает возможность использования кредитных ресурсов.

Особого внимания требуют масштабы и размеры государственной и региональной поддержки, которые обеспечиваются в современных условиях различными властными структурами. Но вся сложность в том, что для сотен тысяч малых предприятий всего этого оказывается явно недостаточно, а чётко заявить о приоритетном промышленном развитии малого бизнеса и о «повороте» финансовых потоков в эту сторону сегодня смогли только центральные регионы нашего государства.

Тем не менее следует признать, что в целом имеют место позитивные тенденции внедрения субконтрактинга и определённые, вполне осязаемые успехи в развитии малого промышленного бизнеса. В сложившейся политической и экономической ситуации современности целые отрасли, такие как сельскохозяйственные, текстильная промышленность, легкая и тяжелая металлургия, претерпевают существенные изменения.

Жизненно важно сегодня импортозамеще-ние, пристальное внимание направлено на снижение импортозависимости во всех отраслях народного хозяйства, что позволит отечественной экономике существенно продвинуться вперед, развивая имеющиеся технологии, разрабатывая и внедряя новые. В авангарде отрасли перерабатывающей промышленности, такие как производство продуктов питания, товаров первой необходимости и лекарственных средств.

В этой связи приобретают актуальность координационные усилия и межведомственные взаимодействия различных уровней. Необходимо сформулировать ряд конкретных задач, таких как:

- увеличение объема валового продукта, произведенного на предприятиях малого и среднего бизнеса, к 2025 году до 35%;

- создание новых предприятий;

- реализация стратегии импортозамещения на предприятиях малого и среднего бизнеса;

- увеличение новых рабочих мест именно в этом секторе экономики;

- увеличение налоговых поступлений в бюджет;

- повышение востребованности программ профильного обучения в учебных заведениях целых направлений подготовки (СПО, ВО);

- комплексное развитие отечественных предприятий малого и среднего бизнеса.

Доля малого и среднего бизнеса в экономике развитых стран зарубежья доходит до 50-60%, соответственно в этом секторе занята большая часть населения, практически отсутствует про-

блема безработицы и уровень социальных гарантий достаточно высок. Причем все выше сказанное не мешает существовать и развиваться крупным предприятиям.

Предприятия малого и среднего бизнеса в России в большей части сосредоточены в сфере торговли и услуг, доля производственных предприятий в экономическом секторе мала. В сфере образования и медицине этот показатель один из наименьших. Казалось бы, это нормально, но проблема заключается в следующем: одни не знают, что для них кто-то может производить товар, равно другие не знают, кому предложить свои услуги и как сотрудничать с промышленным гигантом.

Система специализированной поддержки кооперационных связей малого и крупного бизнеса - система субконтрактации (субконтрак-тинга) - стартовала в 1998 году, когда правительство Москвы при участии Организации Объединенных Наций по промышленному развитию UNIDO поддержало создание первой организации - Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства. В очень скором времени подобные центры стали появляться в разных регионах страны. Важную поддержку в развитии системы центров субконтрактации на начальном этапе оказали общественные объединения и союзы предпринимателей.

Постепенно у центров субконтрактации накапливался опыт практической работы по поиску партнеров и поставщиков для российских, а затем и зарубежных заказчиков. Ввиду значительного количества запросов от предприятий в первую очередь была разработана и введена в действие единая информационная система субконтрактации, а затем внедрен процессный подход в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2000. Большинство региональных центров субконтрактации проводят своевременную актуализацию информации в базах данных. В системе размещаются заказы в большом количестве. С целью активизации и повышения эффективности совместной работы с 2007 года проводится аттестация региональных центров субконтрактации.

Отработаны механизмы внеконкурсных двухэтапных закупок субконтрактной продукции - «Биржа субконтрактов», этот механизм успешно используют как сверхкрупные холдинги, так и малые предприятия. Он позволяет достоверно выявить всех возможных поставщиков, провести квалификационный отбор и выбрать наиболее конкурентоспособное предложение. Многие крупные предприятия закрыва-

ют с помощью субконтрактных поставок свои потребности на период техперевооружения отдельных участков, используют «Биржу субконтрактов» для отбора партнеров, для расширения производства или при проведении реструктуризации. Малые и средние предприятия благодаря организованной процедуре закупки имеют равные возможности по установлению договорных отношений с крупными предприятиями. «Биржи субконтрактов» используют возможности распределенной сетевой системы региональных центров субконтрактации и зачастую проводятся в регионах. Но, несмотря на определенные достигнутые успехи, деятельность центров субконтрактации требует развития.

Проводится работа по сопровождению конкурсного отбора субъектов малого предпринимательства, внедривших системы менеджмента в соответствии с международными стандартами серии ISO.

Второе направление - инженерное консультирование в вопросах подготовки производства и разработки проекта техперевооружения -включает в себя подготовку техдокументации, разработку ЭБ-модели, изготовление прототипов, опытных образцов.

Следующее направление - промышленный маркетинг. Это направление включает в себя работу по нескольким уровням - межрегиональный мониторинг цен на выполнение базовых производственных процессов, проведение локальных исследований по отдельным производственно-технологическим направлениям.

Тем не менее этого недостаточно. С учетом требований времени - постепенного перехода к комплексному развитию территориальных производственных систем - необходимо обозначить роль и место центров субконтрактации в развитии отечественной экономики.

Эта проблема решаема посредством развития центров субконтракции, а также усиления взаимодействия предприятий различных уровней с торгово-промышленными палатами в регионах. Все выше отмеченное также относится и к оборонному комплексу и многим другим хозяйственным направлениям.

В настоящее время руководители торгово-промышленных палат в региональных центрах участвуют в различных мероприятиях, где обмениваются передовым опытом, а также обсуждают проблемы, в частности в области нормативно-правового регулирования.

Особенно важно в сложившейся экономической ситуации усилить работу в следующих напр авлениях:

- облегчить процесс участия малого и среднего бизнеса в госзакупках (ФЗ № 44 «О кон-

трактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г.) и рассмотреть возможность введения административной ответственности контролеров этого процесса;

- разработать детальные регламенты по таможенному контролю, оформлению деклараций, проведению дополнительных проверок (по аналогии с ФНС);

- отрегулировать работу комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости (в настоящее время требуется предоставлять заключение оценщика, которое зачастую обходится в несколько миллионов рублей, однако комиссия это заключение часто не учитывает и сама проводит оценку объекта);

- рассмотреть меры поддержки кредитования малого бизнеса, в частности уменьшение коэффициентов риска по таким кредитам, введение секьюритизации микрозаймов;

- оптимизировать (снизить) налоговую нагрузку для иностранных инвесторов, вкладывающихся в несырьевые инновации (перерабатывающие отрасли).

Таким образом, проведенный анализ состояния межведомственного промышленного взаимодействия в условиях санкций позволяет суб-контрактингу повысить эффективность использования имеющихся собственных внутренних резервов страны, а также обеспечить промышленную безопасность и достижение предприятиями более высокого уровня организации производственного процесса.

Спксии лктературы

1. Христофорова Л.В., Красовская Е.А. Современная практика развития субконтракции: отечественный и зарубежный опыт // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 1. С. 108-113.

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999. 340 с.

3. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: Учеб. пособие /

Под ред. проф. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2003. 196 с.

4. Портал информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса. URL: www.subcontract.ru (дата обращения: 02.10.2015).

5. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985. 225 с.

6. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М.: ЮНИТИ, 1998. 220 с.

7. Федорович В.А. Американский капитализм и государственное хозяйство. М., 1979. 184 с.

8. Хейвуд Дж.Б. Аутсорсинг. В поисках конкурентных преимуществ / The Outsourcing Dilemma. The Search for Competitiveness. М.: Вильямс, 2003. 284 с.

9. Христофорова Л.В. Организационно-экономические основы управления развитием предприятия на базе субконтрактинга: Автореф. ... дис. кандидата экономических наук. Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2010. 19 с.

10. Христофорова Л. В. Субконтрактинг в системе управления развитием промышленного предприятия: методические основы и организационная структура. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. 118 с.

11. Христофорова Л. В. Проблемы формирования понятия субконтрактинг в «новой экономике» // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2014. № 2 С. 34-37.

12. Bayle-Ottenheim J., Lie Tomas A., Sales A. La soustraitance. Paris, 1973.

13. Camuffo A. Rolling out a «World Car»: Globalization, Outsourcing and Modularity in the Auto Industry. Department of Business, Economics and Management. Ca' Foscari University of Venice, Italy, 2002.

14. Derose G. Outsourcing: Training and Education. London: Financial Times, 2001.

15. Read B.B. Designing the Best Call Center for Your Business: A Complete Guide for Location, Services, Staffing, and Outsourcing // Technology Forecasters. 2002.

16. Chaillon B. La sous-traitance - element integer de la politigue de l'entreprise. Thes de doctor d'etat es science economigue. Lyon, 1978.

17. Valentin C. Le Contract de sous-traitance. Universite Paris-II, 1975.

18. Williamson J. The Choice of Exchange Rate Regime: The Relevance of International to China's Decision // Lectur at confenence in Beijing, September, 2004.

SUBCONTRACTING AS A TOOL OF INTER-AGENCY INDUSTRIAL INTERACTION UNDER SANCTIONS

L.V. Khristoforova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Orenburg Institute of Rail Transport, Branch of Samara State Rail Transport University

Under the influence of economic sanctions there has been a significant change in the conditions of Russian economy development. The National Export Strategy up to 2030 and the State Program of the Russian Federation «Foreign Trade Development» are being renewed, road maps and additional governmental and agency documents are being prepared, and tools for implementation of public policies and priorities in the field of export are being developed. The role of subcontracting and industrial outsourcing to improve the efficiency of enterprises in the region and in the country as a whole is increasing.

In this paper, we consider subcontracting as a tool for inter-agency industrial cooperation under the sanctions. Special attention is given to import substitution and import dependence in the Russian economy. Some measures are proposed in the field of normative - legal regulation for organizing production, which will give an opportunity to improve the trade balance of the region, as well as sustainability and competitiveness of the industry as a whole.

Keywords: subcontracting, subcontracting interaction, centers of subcontracting, economic sanctions, import substitution, industrialization, import dependence, small business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.