УДК 334.72
Наумкин Владимир Александрович
аспирант кафедры экономики Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Naumkin Vladimir Aleksandrovich
PhD student, Economics Department, Katanov Khakass State University
SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS IN RUSSIA: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT
PROSPECTS
Аннотация:
Малый и средний бизнес обладает значительным потенциалом, который особенно раскрывается в условиях экономического кризиса. В статье рассматривается уровень развития малого и среднего предпринимательства в России в свете особенностей структуры экономики, а также определяются перспективы его развития. Описаны подходы к проведению государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства. Выводы автора базируются на основании анализа статистических данных и научной литературы.
Ключевые слова:
малый и средний бизнес, предпринимательство, потенциал, государственная поддержка предпринимательства, адресная поддержка, стимулирование.
Summary:
Small and medium-sized enterprises (SME) have great potential, which is particularly unleashed in the context of the economic crisis. The article deals with the development level of the small and medium-sized businesses in Russia in the context of the specific economic structure, and discusses development prospects of the SME. The author describes approaches to the implementation of the state policy of the SME support. The author's conclusions are based on the analysis of statistical data and scientific literature.
Keywords:
small and medium-sized business, entrepreneurship, potential, government support of entrepreneurship, targeted support, encouragement.
Предпринимательство в России развивается чуть менее трех десятилетий. Это сравнительно небольшой период для становления института малого и среднего бизнеса. В 2015 г. в Российской Федерации к малым и средним предприятиям относилось 5,6 млн хозяйствующих субъектов, из них 95,5 % - микропредприятия. На малые и средние предприятия в России приходится незначительная часть от общего объема оборотных средств (5-6 %) [1]. По данным Рос-стата, в 2014-2015 гг. в малом и среднем бизнесе было задействовано примерно 25 % от общей численности занятого населения (18 млн рабочих мест), которые, несмотря на невысокий объем оборотных средств, производят примерно 20 % ВВП России [2]. Практика зарубежных государств и данные Росстата свидетельствуют о наличии высокого потенциала и необходимости развития малого и среднего бизнеса.
Несомненно, развитый малый и средний бизнес не только вносит весомый вклад в ВВП (в развитых странах Европы, Азии, Америки доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 43-57 % [3]), но и выполняет особую социальную функцию - обеспечение занятости населения, формирование среднего класса, удовлетворение повседневных потребностей общества в товарах и услугах.
Формирование данного института проходит достаточно сложно по ряду причин. Во-первых, в мировой практике малый и средний бизнес, как правило, ориентирован либо на производство товаров народного потребления и оказание услуг населению, либо на выполнение заказов крупного бизнеса (примером может послужить японская система взаимодействия малого и среднего бизнеса с крупным бизнесом и государством, где предприятия малых форм хозяйствования группируются вокруг крупных предприятий, образуя так называемые «производственные кластеры» [4, с. 100]). В условиях ранее существовавшей плановой экономики российская экономика была ориентирована на создание крупных предприятий, которые и сегодня остаются основными производителями товаров. Во-вторых, традиционно в России очень высока доля добывающего производства, тяжелой металлургии, энергетики и иных отраслей, для которых характерно наличие крупных предприятий. В-третьих, должен сформироваться определенный менталитет у населения, желание заниматься производством, а также знания и навыки в сфере ведения бизнеса.
Низкий уровень развития малого и среднего бизнеса по сравнению со странами с развитой экономикой большинством авторов объясняется экспортно-сырьевой ориентацией российской
экономики [5]. В современной российской экономике очень высока доля предпринимателей, занимающихся торговлей. Эта сфера является привлекательной в силу ряда причин. Во-первых, существует возможность получения прибыли за короткий срок, без вложений в специальное оборудование и технологии. Во-вторых, отсутствует потребность постоянного вложения средств в основные средства и модернизацию оборудования. В-третьих, отсутствует необходимость в специальной подготовке и постоянном повышении квалификации работников. В условиях экономического кризиса данный вид деятельности в наибольшей степени подвержен стагнации в связи со снижением покупательской способности населения.
Анализируя опыт экономического развития различных стран, стоит отметить особую роль малого и среднего бизнеса в период кризиса. Малый и средний бизнес является более гибким, поэтому в условиях экономической нестабильности быстрее адаптируется к новым условиям и потребностям рынка.
Система государственной поддержки субъектов предпринимательства существует во многих развитых странах. В научном и бизнес-сообществах сложились два противоположных подхода к государственной политике в сфере малого и среднего предпринимательства. Одни авторы полагают, что в России развитию бизнеса уделяется недостаточно внимания. При обсуждении вопросов государственной поддержки малого и среднего бизнеса в научной литературе часто акцентируется необходимость снижения налогообложения и ставки кредитования [6], осуществления финансовой поддержки и т. д. В качестве контраргумента отметим, что в России сравнительно невысокие налоги для малого и среднего бизнеса, кроме того, у предпринимателя существует право выбора более удобного вида специального режима налогообложения. Так, в США налоги малого и среднего бизнеса составляют 15-34 % [7], тогда как в России - 6-20 %.
Другие авторы, напротив, считают, что задача государства - это создание условий для успешного функционирования малого бизнеса и институтов инфраструктуры поддержки развития данного сектора экономики, а не оказание прямой финансовой поддержки [8], поскольку косвенные меры являются более эффективными [9]. С этим утверждением нельзя не согласиться, в качестве примера приведем сферу строительства. После создания фонда жилищного строительства и принятия определенных нормативных актов (федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» 1998 г., федеральная целевая программа «Жилище» 2002 г.) произошло резкое увеличение спроса на недвижимость, что в свою очередь способствовало оживлению нескольких сфер экономики (начали бурно развиваться строительная отрасль и производство строительных материалов, увеличился спрос на банковские услуги).
Основы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России отражены в Федеральном законе от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный закон устанавливает следующие виды государственной поддержки малого и среднего предпринимательства: финансовая (в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам), имущественная (передача государственного или муниципального имущества, зданий, земельных участков и т. д.), информационная (создание информационных ресурсов), консультационная (оказание консультационных услуг субъектам малого и среднего бизнеса) [10]. Также в федеральном законе выделяются направления государственной поддержки в области: повышения квалификации и переподготовки работников, инноваций и промышленного производства, ремесленничества, сельского хозяйства и внешнеэкономической деятельности [11].
В настоящее время развитию малого и среднего бизнеса уделяется большое внимание как со стороны ученых, так и государства. Государственная политика стимулирования бизнеса осуществляется одновременно в двух направлениях: 1) создание благоприятных условий ведения бизнеса путем уменьшения административных барьеров, введения льготной системы налогообложения, развития институтов инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства и т. д.; 2) адресное предоставление имущественной, финансовой и иных видов поддержки.
Сегодня развитие малого и среднего предпринимательства выходит на новый уровень. В 2016 г. принята «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.». Стратегия содержит комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития бизнеса и координации деятельности органов власти, общества и бизнес-сообщества. Стратегия содержит комплекс организационных мер. Кроме того, по аналогии с развитыми зарубежными странами [12], в России создан специальный орган - акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» [13], целью которого является координация мер по оказанию субъектам малого и среднего предпринимательства поддержки, предусмотренной законодательством. В настоящее время разрабатываются новые подходы к государственной поддержке малого и среднего предпринимательства. Особое внимание будет отводиться развитию институтов инфраструктуры
поддержки предпринимательства при одновременном значительном сокращении программ адресной финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.
На наш взгляд, поддержка малого и среднего предпринимательства должна быть комплексной, другими словами, представлять собой как мероприятия адресной финансовой поддержки субъектов предпринимательства, так и меры, направленные на развитие институтов инфраструктуры.
Поддержка институтов инфраструктуры может принести больший эффект, чем просто распределение субсидий среди субъектов предпринимательства. Существующая система распределения субсидий субъектам предпринимательства предусматривает государственный контроль целевого использования данных средств в течение года после получения поддержки. К сожалению, дальнейшая судьба как выделенной субсидии (и, например, приобретенного за ее счет оборудования), так и предприятия - получателя субсидии не отслеживается.
Но при этом было бы неправильно полностью отказаться от адресной поддержки предпринимательства. Поскольку развитие инфраструктуры возможно не на всех территориях - в силу целесообразности, низкой эффективности, малой численности населения и, как следствие, количества субъектов предпринимательства, сохранение адресной поддержки на таких территориях, например в моногородах и малых отдаленных поселениях, просто необходимо. Определение модели поддержки будет зависеть от географических, исторических, социальных и иных особенностей регионов и муниципальных образований.
Ссылки:
1. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р.
2. Там же.
3. Нурмухаметов А.В. Теория и практика государственного регулирования и поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 83-89.
4. Лебедева И.П. Япония: промышленность и предпринимательство (вторая половина XX - начало XXI в.). М., 2007. 223 с.
5. Гоосен Е.В., Пахомова Е.О., Костантян Л.Л. Малый бизнес: признаки и направления государственной поддержки // Вестник КемГУ. 2010. № 4 (44). С. 176-182.
6. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М. Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в условиях кризиса // Вопросы экономики. 2010. № 32 (416). С. 16-23 ; Архипенко К.Ю. Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса России в контексте зарубежного опыта // Экономика, предпринимательство и право. 2013. № 3. С. 3-8.
7. Мармылев А.Н. Анализ социально-экономической эффективности государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 16 (166). С. 54-59.
8. Архипенко К.Ю. Указ. соч.
9. Власов И.П. Государственная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса // Финансы и кредит. 2009. № 9 (345). С. 22-28.
10. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.
11. Там же.
12. Александрин Ю.Н. Институты и инструментарий формирования эффективной системы государственного стимулирования малого бизнеса: опыт США // Общество: политика, экономика, право. 2012. № 1. С. 101-109.
13. Об утверждении Стратегии ...
References:
Aleksandrin, YN 2012, 'Institutions and instruments of formation of an effective system of state stimulation of small business: experience of the USA', Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo, no. 1, pp. 101-109, (in Russian).
Aliev, BH & Musaeva, HM 2010, 'State regulation and support of small business in the conditions of crisis', Voprosy ekonomiki, no. 32 (416), pp. 16-23, (in Russian).
Archipenko, KY 2013, 'Improving the state support of small business in Russia the system in the context of foreign experience', Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo, no. 3, pp. 3-8, (in Russian).
Goosen, EV, Pakhomova, EO & Kostantyan, LL 2010, 'Small Business: signs and directions of state support', Vestnik KemGU, no. 4 (44), pp. 176-182, (in Russian).
Lebedeva, IP 2007, Japan: Industry and Entrepreneurship (second half of XX - beginning of XXI century.), Moscow, p. 223, (in Russian).
Marmylev, AN 2011, 'Analysis of the socio-economic efficiency of the state support of small business in Russia and abroad', Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet, no. 16 (166), pp. 54-59, (in Russian).
Nurmukhametov, AV 2014, 'Theory and practice of state regulation and support of small and medium-sized businesses', Aktual'nyye problemy ekonomiki iprava, no. 3 (31), pp. 83-89, (in Russian).
Vlasov, IP 2009, 'State financial support for small and medium-sized businesses', Finansyikredit, no. 9 (345), pp. 22-28, (in Russian).