Научная статья на тему 'Проблемы эффективности поддержки предпринимательства в Хакасии (на примере деятельности муниципального фонда развития предпринимательства г. Абакана)'

Проблемы эффективности поддержки предпринимательства в Хакасии (на примере деятельности муниципального фонда развития предпринимательства г. Абакана) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
588
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / REGIONAL ECONOMY / SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP / STATE PROGRAMS / FINANCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прищепа Евгений Валерьевич

Представлен анализ результатов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), осуществляемых в рамках реализуемой государственной программы развития малого предпринимательства в г. Абакане Муниципальным фондом развития предпринимательства (МФРП). Разработаны предложения по формированию эффективных форм поддержки и стимулирования деятельности МСП на региональном уровне. Анализ деятельности МФРП в период 2013-2016 гг. показал сокращение сумм финансовой поддержки реализуемых программ, что определяет предпринимательскую активность и расширение сферы услуг образовательной и консультационно-информационной поддержки, оказываемой фондом. Сокращение финансовой поддержки со стороны фонда не соответствует ожиданиям предпринимательской среды и современному состоянию развития данного сектора экономики. Перед МФРП стоит проблема поиска эффективных форм поддержки и инструментов, позволяющих напрямую стимулировать бизнес-сообщество региона. Обоснована необходимость формирования и совершенствования региональных программ развития МСП в части его адресной поддержки и создания мониторинга и критериев результативности использования вложенных средств для системы поддержки успешных бизнес-структур региона. Делается вывод, что эффективность инструментов регулирования фонда значима и способна, в случае своего развития, создать благоприятную среду для осуществления МСП экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Прищепа Евгений Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of efficiency of entrepreneurship support in the republic of Khakassia (on the example of the municipal development fund of entrepreneurship in Abakan)

The article presents the analysis of the results of the support of small and medium entrepreneurship (SME) subjects carried out within the framework of the state program of the development of small entrepreneurship in Abakan The Municipal Development Fund of Entrepreneurship (MDFE). In this work proposals for the formation of effective forms of support and stimulation of SME activities on the regional level are developed. The analysis of MDFE’s activities for the period of 2013-2016 showed the reduction of financial support amounts of the implemented programs, what determines entrepreneurial activity and expanding of services of educational, consulting and informational support provided by the MDFE. The reduction in financial support from the part of the MDFE does not meet the expectations of the entrepreneurial sphere and the current state of the development of this economy sector. MDFE faces the problem of finding effective forms of support and tools to directly encourage the business community of the region. The necessity of formation and improvement of regional programs of SME development in terms of its targeted support and creation of monitoring and performance criteria for the use of invested funds for the support system of successful business-structures in the region is proved. The author comes to the conclusion that the effectiveness of the regulatory instruments of the MDFE is significant and is able, in the case of its development, to create an enabling environment for the implementation of SME economic activities.

Текст научной работы на тему «Проблемы эффективности поддержки предпринимательства в Хакасии (на примере деятельности муниципального фонда развития предпринимательства г. Абакана)»

УДК 332 JEL: R11

DO110.25513/1812-3988.2017.3.211-219

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ХАКАСИИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ФОНДА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА г. АБАКАНА)

Е.В. Прищепа

Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (Абакан, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 10 мая 2017 г.

Дата принятия в печать 25 июня 2017 г.

Ключевые слова

Региональная экономика, малое и среднее предпринимательство, государственные программы, финансовая поддержка

Аннотация. Представлен анализ результатов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), осуществляемых в рамках реализуемой государственной программы развития малого предпринимательства в г. Абакане Муниципальным фондом развития предпринимательства (МФРП). Разработаны предложения по формированию эффективных форм поддержки и стимулирования деятельности МСП на региональном уровне. Анализ деятельности МФРП в период 2013-2016 гг. показал сокращение сумм финансовой поддержки реализуемых программ, что определяет предпринимательскую активность и расширение сферы услуг образовательной и консультационно-информационной поддержки, оказываемой фондом. Сокращение финансовой поддержки со стороны фонда не соответствует ожиданиям предпринимательской среды и современному состоянию развития данного сектора экономики. Перед МФРП стоит проблема поиска эффективных форм поддержки и инструментов, позволяющих напрямую стимулировать бизнес-сообщество региона. Обоснована необходимость формирования и совершенствования региональных программ развития МСП в части его адресной поддержки и создания мониторинга и критериев результативности использования вложенных средств для системы поддержки успешных бизнес-структур региона. Делается вывод, что эффективность инструментов регулирования фонда значима и способна, в случае своего развития, создать благоприятную среду для осуществления МСП экономической деятельности.

PROBLEMS OF EFFICIENCY OF ENTREPRENEURSHIP SUPPORT IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA (ON THE EXAMPLE OF THE MUNICIPAL DEVELOPMENT

FUND OF ENTREPRENEURSHIP IN ABAKAN)

E.V. Prishchepa

Khakass Research Institute of Language, Literature and History (Abakan, Russia)

Article info

Received May 10, 2017

Accepted June 25, 2017

Keywords

Regional economy, small and medium entrepreneurship, state programs, financial support

Abstract. The article presents the analysis of the results of the support of small and medium entrepreneurship (SME) subjects carried out within the framework of the state program of the development of small entrepreneurship in Abakan The Municipal Development Fund of Entrepreneurship (MDFE). In this work proposals for the formation of effective forms of support and stimulation of SME activities on the regional level are developed. The analysis of MDFE's activities for the period of 2013-2016 showed the reduction of financial support amounts of the implemented programs, what determines entrepreneurial activity and expanding of services of educational, consulting and informational support provided by the MDFE. The reduction in financial support from the part of the MDFE does not meet the expectations of the entrepreneurial sphere and the current state of the development of this economy sector. MDFE faces the problem of finding effective forms of support and tools to directly encourage the business community of the region. The necessity of formation and improvement of regional programs of SME development in terms of its targeted support and creation of monitoring and performance criteria for the use of invested funds for the support system of successful business-structures in the region is proved. The author comes to the conclusion that the effectiveness of the regulatory instruments of the MDFE is significant and is able, in the case of its development, to create an enabling environment for the implementation of SME economic activities.

© Е.В. Прищепа, 2017

Введение. Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства (далее -МСП) является одним из приоритетных направлений государственной политики по формированию современной экономики. Малый бизнес обладает нераскрытым потенциалом и может сыграть существенную роль в обеспечении стабильности социально-экономического развития общества, а вовлечение в предпринимательскую деятельность населения региона имеет неоспоримые для локальной экономики преимущества, выражающиеся в генерировании рабочих мест, развитии производства, торговли и оказания услуг, увеличения налоговой базы. В связи с этим создание благоприятствующих условий, в том числе посредством деятельности фондов, является важным направлением работы органов государственной власти и местного самоуправления.

Деятельность МСП в регионах страны, при существующей неравномерности их развития, осуществляется в соответствии с приоритетами исходя из ресурсов и специфики местных рынков. Благодаря своим преимуществам в сравнении с крупными предприятиями малый бизнес, в случае созданий условий для его функционирования, в состоянии решать такие актуальные экономические и социальные задачи, стоящие перед государством, как рациональное использование рабочей силы, снижение уровня безработицы, удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, освоение новых технологий, увеличения налоговой базы, рост числа экономически активного населения.

Изменение ситуации в российской экономике, в частности в акцентировании внимания в сфере МСП, привело к развитию законодательства в этой области. На федеральном уровне это Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (подготовлена в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; далее - Стратегия). Стратегия является основой для разработки и реализации государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие МСП.

Проблемы развития малого бизнеса в России - это проблемы прежде всего внутренние. Однако ситуация по переориентации экономики на внутренние источники фондирования

на фоне высоких процентных ставок по кредитам и стремительного сокращения внутреннего спроса делает финансовые средства труднодоступными для населения и бизнеса [1, с. 16-17], что является одним из главных препятствий для развития сферы МСП.

Цель работы: на основании анализа показателей деятельности Муниципального фонда развития предпринимательства г. Абакана (далее - МФРП) сферы развития и поддержки предпринимательства г. Абакана разработать предложения по формированию эффективных форм поддержки и стимулирования деятельности МСП на региональном уровне.

Задачи: проанализировать уровень предпринимательской активности населения региона, раскрыть факторы, определяющие эту активность, выявить стратегию и направления деятельности, которые позволили бы усилить предпринимательскую активность в регионе.

Научная новизна заключается в рассмотрении механизма оценки эффективности мер поддержки МСП на муниципальном и государственном уровне в регионе, в поиске эффективных форм поддержки и стимулирования деятельности МСП в регионе в рамках соответствия целей и интересов государства и бизнеса.

Обзор литературы. Поддержка малого и среднего бизнеса как движущей силы роста экономики в мировой практике имеет определенные «стандарты» в виде предоставления финансовых ресурсов посредством учреждения инвестиционных фондов [2, с. 86, 91]. Например, в США государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется прямым финансированием через организацию Small Business Administration (SBA; http:// www.sba.gov/aboutsba/index.html), действующую в форме филиалов или местных центров по всей стране. Эти подразделения в совокупности оказывают предпринимателям услуги в любой сфере инфраструктуры малого бизнеса на любом его этапе развития. Финансовые аспекты развития малого бизнеса отражены в ряде зарубежных работ [3; 4]. В российских условиях деятельность региональных фондов в рамках государственных программ поддержки малого бизнеса является одним из инструментов регулирования [5]. Оценке эффективности поддержки отечественного предпринимательства посвящены работы [6-8].

Гипотезы и методы исследования. Устойчивое развитие малого бизнеса является

одним из экономических приоритетов государства. Малый бизнес способен мобильно и оперативно реагировать на вызовы времени. Малый бизнес нуждается в серьезной системной и последовательной поддержке со стороны государства, так как с его развитием связываются надежды в решении основных проблем российской экономики: занятость населения, генерирование новых рабочих мест, развитие сферы услуг, торговли, рост числа экономически активного населения, налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Повышение роли господдержки малого бизнеса, как наиболее незащищенного от внешних воздействий сектора экономики, обусловливает необходимость оценки эффекта от затраченных ресурсов и средств. Важна роль органов местного самоуправления, в виду того что они напрямую соприкасаются с бизнесом и формируют предпринимательский климат субъекта. Разумное распределение средств может иметь позитивный эффект мер поддержки малого бизнеса

МФРП, действующий в г. Абакане, призван активизировать предпринимательскую деятельность и поддержку субъектов МСП и является значимой структурой, с помощью которой осуществляются мероприятия по финансовому обеспечению МСП в рамках программ государственной и региональной поддержки. Деятельность фонда также значима для бизнес-сообществ региона в плане предоставления им услуг информационно-консультационной поддержки.

Фонд, обеспечивая непосредственную доступность инструментов регулирования, способствует повышению субъектами МСП их профессионального уровня, а его деятельность влияет на уровень предпринимательской активности.

В процессе проведения исследования автор использовал как общенаучные (анализ, синтез, системный и комплексный подходы), так и частнонаучные методы (системно-структурный и экспертный анализ документов). В работе на основе институционального подхода проанализирована деятельность МФРП за 20132016 гг., кроме того использован метод сопоставления данных, позволяющий проанализировать основные показатели, характеризующие эффективность деятельности МФРП. Использование указанных методов позволяет комплексно подойти к изучению проблемы и рассмотреть всю систему во взаимосвязи и взаимодействии её компонентов.

Результаты исследования. МСП страны является разновидностью экономической деятельности, открывающей широкие возможности для применения различных форм инвестиционной поддержки. Как показали наши исследования, в Республике Хакасия МСП региона в современных условиях нуждается в такой поддержке: 96 % опрошенных высказались за необходимость помощи молодым предпринимателям. Треть опрошенных (32 %) считает первоначальный капитал наиболее важной из составляющих предпринимательской деятельности. Четверть опрошенных (26 %) высоко оценивает роль льготных кредитов для развития бизнеса [9].

Немаловажную роль в экономике г. Абакана играют субъекты МСП. Так, на 1 января 2016 г. в Хакасии, согласно статистическим данным, насчитывалось 15 550 ИП, а в г. Абакане действовало 9 944 субъекта малого предпринимательства, в том числе 6 953 ИП, что составляет 45 % от общего количества субъектов малого предпринимательства в Республике Хакасия (http://krasstat.gks.ru/wps/wcm /connect/rosstat_ts/krasstat/m/statistics/hakStat). Основная доля предпринимательского сектора экономики представлена предприятиями в сфере торговли, услуг и общественного питания, и этот показатель в г. Абакане выше, чем в целом по Республике Хакасия.

Задача стабильного развития предпринимательства в г. Абакане является одной из ключевых для создания и комфортного функционирования бизнеса Республики Хакасия. Действующая муниципальная программа «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Абакане на 20172020 годы» (утв. Постановлением Администрации г. Абакана от 14 октября 2016 г. № 1613) разработана в целях создания необходимых условий для развития МСП в г. Абакане. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи, главными из которых являются:

- повышение предпринимательской активности субъектов МСП;

- оказание им финансовой и имущественной поддержки;

- обеспечение доступности информации для субъектов МСП;

- повышение профессионального уровня субъектов МСП.

На реализацию программы из средств бюджета г. Абакана будет выделено 18 776,0 тыс.

руб. В рамках реализации мероприятий программы прогнозируется увеличить количество субъектов МСП (включая ИП) до 11,2 тыс.; обеспечить рост количества вновь зарегистрированных субъектов МСП (в том числе ИП) до 1 650 ежегодно.

Некоммерческая организация «Муниципальный фонд развития предпринимательства» (М1р://мфрп.абакан.рф), организованная в 1995 году, принимает непосредственное участие в реализации мероприятий городской программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Абакане на 2017-2020 годы». МФРП является значимой в регионе структурой, с помощью которой осуществляются мероприятия, предусмотренные региональными и муниципальными программами поддержки предпринимательства. Фонд использует средства федерального и муниципального бюджетов и другие источники финансирования. Основная задача фонда - финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки МСП, участие в финансировании региональных и межрегиональных проектов и осуществлении проектов и мероприятий по поддержке и развитию МСП.

Основными формами поддержки МФРП субъектов МСП являются:

- развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;

- имущественная и финансовая поддержка;

- информационная и консультационная поддержка;

- поддержка предпринимательских инициатив граждан из числа незанятого населения.

Спектр форм поддержки предпринимательской деятельности МФРП достаточно широк, все мероприятия призваны способствовать её активизации и эффективности. Важно, что МФРП, напрямую взаимодействуя с предпринимателями, владеет актуальной информацией о состоянии дел в этой сфере и проблемах, волнующих их. Эти факторы позволяют осуществлять мероприятия по созданию и обеспечению условий для интенсивного роста малого предпринимательства в г. Абакане, содействию в доступе субъектов МСП к финансовым и материальным ресурсам, преодолению административных барьеров, формированию благоприятного психологического климата для устойчивой деятельности субъектов малого бизнеса.

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего бизнеса осуществляется МФРП в

виде субсидирования части затрат, возникающих в связи с реализацией инвестиционных и иных проектов: на уплату части процентных ставок по кредитам; на уплату части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды; на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций; на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Фонд также предоставляет гранты (субсидии) начинающим субъектам малого предпринимательства на создание и развитие собственного бизнеса, размер которых составляет 80 % затрат, но не более 300 тыс. руб.

В 2013-2016 гг. МФРП осуществлялась финансовая поддержка начинающих субъектов МСП в виде грантов (субсидий) на создание и развитие собственного бизнеса. Общая сумма предоставленных в этот период из бюджетов субсидий составила 43 540,16 тыс. руб., из которых 25 927,9 тыс. руб. было профинансировано из федерального и республиканского бюджета (табл. 1). Финансирование осуществлялось в рамках Соглашения о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования г. Абакан на поддержку малого и среднего предпринимательства. Таким образом, 59 % всех финансовых средств поступило в рамках данного соглашения.

Анализируя данные табл. 1, можно отметить, что пиковое значение финансирования в рассматриваемый период пришлось на 2014 г. В последующем периоде - 2015 и 2016 гг. -финансирование из совокупных источников составило лишь 69 и 45 % соответственно.

По направлению субсидирования субъектам МСП части процентных ставок по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов, или части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды, в 2013-2016 гг. было выделено 9 215 тыс. руб., или 21 % от общей суммы субсидий.

Субсидирование МФРП субъектам МСП части затрат на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности осуществлялось только единожды в 2015 г. на сумму 161,7 тыс. руб. Размер субсидии составлял 100 тыс. руб. на заявителя, но не более 30 % затрат, понесенных им на реализацию мероприятий по энергосбережению.

Здесь и далее таблицы составлены по данным годовых отчетов некоммерческой организации «Муниципальный фонд развития предпринимательства» г. Абакана. Субсидия действовала в 2013 г.

В рамках Соглашения о предоставлении субсидий бюджету муниципального образования г. Абакан на поддержку мероприятий муниципальной программы развития МСП из федерального и республиканского бюджета Республики Хакасия.

Таблица 1

Объем предоставленных субсидий МФРП в 2013-2016 гг.*

Вид субсидии Количество получателей Сумма, тыс. руб.

2013 2014 2015 2016 2013 2014 2015 2016

Субсидирование субъектам МСП части процентных ставок по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов, или части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды 21 (из них 3 привлечены в 2013 г.; 7 - в 2012 г.; 9 - в 2011 г.; 2 - в 2011 г.) 16 (по 23 договорам) 10 (по 11 договорам) 9 (по 11 договорам) 3 616,0 4 009,9 725 (из них - 161,7 в рамках мероприятий по энерго-сбережению) 864,1

Гранты (субсидии) начинающим субъектам МСП на создание и развитие собственного бизнеса 17 41 35 22 5 016,0 12 052,1 10 344,39 6 304,1

Субсидии начинающим субъектам МСП на возмещение затрат по аренде помещений 7 - - - 6 086,3 - - -

По Соглашению - - - - 3 066,0 10 200,0 8 399,7 4 262,2

Итого 45 57 45 31 9 240,57 16 062,0 11 069,39 7 168,2

С 2013 г. осуществлялась финансовая поддержка начинающих субъектов МСП в виде грантов (субсидий) на создание и развитие собственного бизнеса. Всего было выделено на эти цели 33 716,59 тыс. руб. для 115 заявителей, или 77 % от общей суммы субсидий за весь период.

Получение субсидий является важной стороной для экономической деятельности пред-

Максимальное количество заявок было подано в 2015 г. В 2016 г. количество поступивших заявок соответствовало уровню 2013 г. Количество получателей субсидий с 2014 г. показывает тенденцию снижения почти в 2 раза,

принимательства. Срок субсидирования составляет пять лет. В 2014-2016 гг. было подано 212 заявок на субсидии (табл. 2). Процент удовлетворенных заявок за этот период составил 48 % (102 чел.). В 2013 г., по причине отсутствия конкурсной основы по рассмотрению поступивших заявок, набор был осуществлен в отношении всех поступивших заявлений.

тем самым оказывая влияние на активизацию предпринимательской деятельности в городе.

Распределение заявителей по категориям представлено в табл. 3.

Таблица 2

Субсидии, предоставленные МФРП в 2013-2016 гг.

Показатель 2013 2014 2015 2016

Количество поступивших заявок на субсидии 45* 69 95 48

Количество получателей субсидий по всем видам финансовой поддержки (факт) 45 35 45 22

Процент удовлетворенных заявок, % 100 50 47 46

Конкурсной основы не было.

Таблица 3

Категории заявителей в МФРП

Показатель 2013 2014 2015 2016

Общее количество 17 41 67 48

Количество ИП 13 33 26 28

Количество ЮЛ 4 8 30 14

Безработные граждане - - 11 6

С 2005 г. работает Инвестиционный совет Администрации г. Абакана1, который рассматривает и осуществляет отбор инвестиционных проектов, изучает их значимость и эффективность и принимает решения о возможности оказания финансовой поддержки. Финансовая поддержка субъектов МСП, осуществляемая МФРП в виде грантов (субсидий) на создание и развитие собственного бизнеса, проводилась на основании решений Инвестиционного со-

вета Администрации г. Абакана. Совет является постоянно действующим органом, его решения носят коллегиальный характер.

Бизнес-проекты, претендующие на гранто-вую поддержку, проходят утвержденный конкурсный отбор. Оценка конкурсных проектов производится по балльной системе. При оценке учитываются социально-экономические факторы, факторы бюджетной эффективности, уровня софинансирования проекта (табл. 4).

Таблица 4

Распределение грантов МФРП (факт)

Показатель 2013 2014 2015 2016

Общее количество 45 57 45 31

Количество получателей грантов (факт) 17 41 35 22

Процент от общего количества, % 38 72 78 71

Количество получателей максимальной суммы гранта - 40 33 18

Инвестиционный совет рассматривает бизнес-проекты в порядке их расположения в Сводной таблице рейтинговых заявок, с учетом критерия обоснования заявителем реальности, значимости и эффективности проекта. Рассмотрение заявок Инвестиционным советом осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели. Окончательное решение о предоставлении гранта принимается открытым голосованием на заседании Инвестиционного со-

Характеристика деятельн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вета Администрации г. Абакана, где в присутствии претендента принимается решение о предоставлении гранта.

За исследуемый период - с 2013 по 2016 г. - МФРП совместно с Комитетом муниципальной экономики было проведено 14 заседаний Инвестиционного совета, на которых были одобрены 122 инвестиционные заявки на сумму 36 377,62 тыс. руб. (табл. 5).

Таблица 5

I Инвестиционного совета

Показатель 2013 2014 2015 2016

Количество одобренных заявок 24 41 35 22

Число проведенных заседаний 5 4 3 2

Сумма оказанной поддержки, тыс. руб. 7 611,93 12 052,1 10 344,39 6 369,2

Как показывают данные табл. 5, при заметном уменьшении финансовой поддержки наблюдается уменьшение количества одобренных заявок. В сравнении с 2014 г., в 2016 г. сумма оказанной поддержки сократилась в 2 раза, что сопоставимо с уменьшением количества одобренных заявок. Самые высокие показате-

ли были отмечены в 2014 г. Нестабильная экономическая ситуация в регионе (сокращение уровня экономической активности, ухудшение кредитных рейтингов, снижение доступности кредитных ресурсов на фоне высокого уровня долговых обязательств перед бюджетом) сказывается на общих показателях и выражается

в снижении сумм финансовой поддержки предпринимателей г. Абакана.

Фонд осуществляет консультационно-информационную поддержку, оказываемую по вопросам организации, ведения и развития бизнеса. Для этих целей с 1 апреля 2009 г. на его базе функционирует действующий по принципу «одного окна» Центр содействия малому и среднему предпринимательству (далее - Центр), созданный в соответствии с Распоряжением Правительства Республики Хакасия от 18 марта 2009 г. № 27-рп и Постановлением Мэра г. Абакана от 24 марта 2009 г. № 519.

Основными направлениями деятельности Центра является оказание услуг - методических, информационных, консультационных, образовательных и др.

За исследуемый период - 2013-2016 гг. -обучение в Центре прошли 233 чел. (табл. 6). Все они получили сертификаты о прохождении краткосрочного обучения в сфере пред-

Основная категория граждан, обратившихся за помощью в Центр, это субъекты МСП, граждане, желающие стать предпринимателями, граждане из числа незанятого населения.

Анализ данных сферы финансовой поддержки МСП за 2013-2016 гг. позволяет сделать вывод о сокращении сумм финансовой поддержки, реализуемых программ МФРП, на фоне расширения сферы услуг консультационно-информационной поддержки и потребности в данной поддержке со стороны бизнес-сообщества региона. Заинтересованность предпринимателей в услугах МФРП высока, что закономерно обусловлено сложностями получения кредитов в банковской сфере из-за существующих процентных ставок и условий банковского залога. Другим важным направлением деятельности Фонда является предоставление образовательных услуг, что помогает предпринимателям расти и развиваться, решая социальные, экономические и политические задачи.

Содействие МФРП росту бизнеса и оказание других форм поддержки, отмеченных выше, является весомой помощью для становле-

принимательской деятельности в рамках проведения 26 мероприятий для начинающих предпринимателей и безработных граждан. Обучение проводилось по программе «Основы предпринимательской деятельности» для тех, кто не имеет юридического или экономического образования.

Анализ данных, представленных в табл. 6, свидетельствует о том, что количественные показатели обучающихся стабильны, а в сравнении с 2014 г. даже произошло их увеличение на 22 %. Примечательно, что стабильная динамика демонстрируется на фоне нестабильности в сфере показателей развития МСП в регионе. Однако было бы неверным видеть в этих показателях только количественные характеристики, в большей степени значимыми индикаторами для экономики должны быть качественные показатели, например возможность применения полученных знаний в реальных бизнес-проектах региона.

ния и развития субъектов МСП2. При оценке эффективности работы МФРП важно учитывать вклад социально-экономического эффекта от деятельности предприятия, получившего поддержку, что позволяет, в свою очередь определить эффективность предпринимательства, тем самым оценить обеспечение реализации декларируемых фондом программ и вклад бизнеса в экономику субъекта. В целом деятельность МФРП г. Абакана носит реальный программный характер, имеет потенциал развития, во многом зависящий от финансовых ресурсов.

Заключение. Вопрос устойчивого развития и поддержка государством малого бизнеса, являющегося основанием для формирования конкурентной среды, важны для достижения значимых социально-экономических эффектов в регионах: улучшения качества жизни населения, насыщения рынков товарами и услугами, обеспечения занятости и рост числа экономически активного населения, налоговые поступления в бюджеты.

В развитии малого бизнеса значимую роль имеют муниципальные фонды поддержки ма-

Таблица 6

Количество человек, воспользовавшихся услугами и прошедших обучение в Центре (факт)

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Количество человек, прошедших обучение - - - 66 82 85

Количество оказанных услуг 808 342 367 383 715 728

лого предпринимательства. Существующая система поддержки МФРП малого бизнеса региона ориентирована на поддержку предпринимательства вне зависимости от вида их деятельности. Современная объективная ситуация сокращения финансирования фондом направлений поддержки и его переориентация на поддержку адресную открывает возможности сбалансирования интересов государства и бизнеса, что, на наш взгляд, позволит удовлетворить потребности бизнеса региона в определенных видах целевых программ.

Так, в реализуемых МФРП направлениях поддержки наблюдается высокая заинтересованность предпринимательского сообщества региона. Однако отмеченная в работе необходимость сокращения финансовой поддержки со стороны МФРП не соответствует ожиданиям предпринимательской среды и современному состоянию развития данного сектора экономики, его влиянию на уровень занятости населения, социально-экономического эффекта значимости малого бизнеса. С другой стороны, сложившаяся ситуация приводит к пониманию необходимости введения МФРП адресной поддержки успешных предпринимателей, позволяющей иметь больший эффект. Актуален вопрос оценки эффективности данных мер, так как проблема поиска эффективных форм поддержки и инструментов позволит напрямую стимулировать бизнес-сообщество региона. Не менее финансовых программ поддержки МФРП деятельности субъектов МСП важен механизм стратегии поддержки на основании экономического эффекта деятельности успешных предпринимателей (адресная поддержка с учетом приоритетности программ поддержки).

В этом случае необходим мониторинг результативности использования вложенных средств для системы поддержки успешных бизнес-структур региона. Критериями мониторинга могут служить выездные проверки на объекты субъектов МСП, получивших инвестиции, уровень возвратности полученных заёмных средств, итоги реализации бизнес-планов, внедряемые инновации и др.

Данные предложения могут явиться основанием для подготовки рекомендаций по оптимизации механизмов поддержки МСП, а также быть использованы для дальнейших исследований в указанном направлении.

Примечания

1 Инвестиционный совет создан в целях отбора перспективных инвестиционных проектов субъектов МСП и создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику города (Постановление № 1170 «Об Инвестиционном Совете Администрации города Абакана» (в ред. от 2 февраля 2017 г. № 104)).

2 В устной беседе с руководителем МФРП Е.Г. Халявиной было выражено мнение о возможной переориентации акцента финансовой поддержки МФрП в сторону субъектов предпринимательской деятельности, которые успешны, способствуют пополнению бюджета субъекта и генерируют занятость. Не исключено, что одним из вариантов может стать переадресация ряда проектов, требующих финансового обеспечения (гранты) в структуры, также осуществляющие финансирование, схожие по направлению деятельности и характеру проектов. Например, в 2014-2016 гг. МФРП было финансово поддержано 8 проектов, представленных в сфере туризма. Фактически проекты по туризму могли быть проведены и по линии Государственного комитета по туризму Республики Хакасия, также осуществляющего гран-товую поддержку.

Литература

1. Ершов М. Механизмы роста российской экономики в условиях обострения финансовых проблем в мире // Вопросы экономики. - 2016. - № 12. - С. 5-25.

2. Абдурасулова Дж. Поддержка инновационной деятельности малого и среднего бизнеса: мировой опыт и корейская специфика // Экономист. - 2017. - № 1. - С. 85-95.

3. Lichtenstein G. A., Thomas S. L. Managing the Community's Pipeline of Entrepreneurs and Enterprises: A New Way of Thinking about Business Assets // Economic Development Quarterly. - 2006. -Vol. 20(4). - P. 377-386.

4. Churchill N. C., Virginia L. L. The Five Stages of Small Business Growth // Harvard Business Review. - 1983. - Vol. 61(3). - P. 30-49.

5. Фельдман М. А., Чепчугова К. П. Проблемы эффективности государственной поддержки предпринимательства на региональном уровне (на примере взаимодействия Министерства инвестиций и развития Свердловской области с Фондом поддержки предпринимательства в сфере развития и поддержки малого и среднего бизнеса) // Управленческое консультирование. - 2016. -№ 10. - С. 154-161.

6. Калугина Д. А., Климова Г. Г. Государственная поддержка предпринимательства и социального предпринимательства как путь преодоления проблемы социального неравенства // Вопросы политологии и социологии. - 2013. - № 5. - С. 29-41.

7. Быкова Н. В. Современный подход к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2014. - Т. 6. Экономика. - № 4. -С.107-115.

8. Дроздова Д. И., Залешина В. В. Оценка эффективности системы государственной поддержки малого бизнеса // International Journal Of Professional Science. - 2016. - № 4. - С. 25-29.

9. Прищепа Е. В. Состояние и перспективы сферы малого и среднего бизнеса Хакасии // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 10. - URL : http://web.snauka.ru/issues /2016/10/72593.

References

1. Ershov M. On the mechanisms of growth of the Russian economy under conditions of worsening financial problems in the world. Voprosy Ekonomiki, 2016, no. 12, pp. 5-25. (in Russian).

2. Abdurasulova Dzh. Podderzhka innovatsionnoi deyatel'nosti malogo i srednego biznesa: miro-voi opyt i koreiskaya spetsifika [Support of innovative activity of small and medium-sized businesses: world experience and Korean specificity]. Ekonomist, 2017, no. 1, pp. 85-95. (in Russian).

3. Lichtenstein G.A., Thomas S.L. Managing the Community's Pipeline of Entrepreneurs and Enterprises: A New Way of Thinking about Business Assets. Economic Development Quarterly, 2006, Vol. 20(4), pp. 377-386.

4. Churchill N.C., Virginia L.L. The Five Stages of Small Business Growth. Harvard Business Review, 1983, Vol. 61(3), pp. 30-49.

5. Feldman M.A., Chepchugova K.P. Problems of Efficiency of the State Support of Business at the Regional Level (on the Example of Interaction of the Ministry of Investments and Development of Sverdlovsk region with Fund of Support of Business in the Sphere of Development and Support of Small and Medium Business). Upravlencheskoe konsul'tirovanie, 2016, no. 10, pp. 154-161. (in Russian).

6. Kalugina D.A., Klimova G.G. Government support for business and social entrepreneurship as a method of solving the issue of social inequality. Voprosypolitologii i sotsiologii, 2013, no. 2(5), pp. 2736. (in Russian).

7. Bykova N.V. The modern approach to evaluating the efficiency of state support for small scale business. VestnikLGUim. A.S. Pushkina, 2014, Vol. 6. Economics, no. 4, pp. 107-115. (in Russian).

8. Drozdova D.I., Zaleshina V.V. Evaluating the effectiveness of state support of small business system. International Journal Of Professional Science, 2016, no. 4, pp. 25-30. (in Russian).

9. Prishchepa Ye.V. State and prospects of small and medium in Khakassia. Modern scientific researches and innovations, 2016, no. 10, available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72593. (in Russian).

Сведения об авторе

Прищепа Евгений Валерьевич - канд. истор. наук, старший научный сотрудник сектора экономики и социологии

Адрес для корреспонденции: 655017, Россия, Абакан, ул. Щетинкина, 23 E-mail: pri-evg@mail.ru

About the author

Prishchepa Evgeniy Valerivich - Candidate of Historical sciences, senior research fellow of the Department of Economics and Sociology

Postal address: 23, Shchetinkina ul., Abakan, 655017, Russia

E-mail: pri-evg@mail.ru

Для цитирования

Прищепа Е. В. Проблемы эффективности поддержки предпринимательства в Хакасии (на примере деятельности муниципального фонда развития предпринимательства г. Абакана) // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2017. - № 3 (59). - С. 211-219. - 001: 10.25513/1812-3988.2017.3.211-219.

For citations

Prishchepa E.V. Problems of efficiency of entrepreneur-ship support in the Republic of Khakassia (on the example of the Municipal Development Fund of Entrepreneur-ship in Abakan). Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 3 (59), pp. 211-219. DOI: 10.25513/1812-3988.2017.3.211-219. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.