ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
ГВАРЛИАНИ Т.Е.,
доктор экономических наук, профессор, Сочинский государственный университет, e-mail: [email protected];
ВОРОБЕЙ Е.К.,
кандидат экономических наук, доцент, Сочинский государственный университет, e-mail: [email protected];
Статья посвящена изучению опыта развития малого предпринимательства за рубежом, выявлению и анализу проблем его развития в России и их преодолению.
Ключевые слова: малый бизнес; предпринимательство; зарубежный опыт функционирования малого бизнеса; проблемы развития.
Paper is devoted to studying the experience of small business development abroad, identifying and analyzing problems of its development in Russia and to overcome them.
Keywords: small business, entrepreneurship, international experience of the functioning of small business development issues.
Коды классификатора JEL: M21, L26.
В России малое и среднее предпринимательство традиционно испытывает на себе тяжелое административное давление, смягчить которое был призван Указ Президента от 15 мая 2008 года № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». На правительственном уровне планируется, что к 2020 г. в России 60-70% активного населения страны должны заниматься предпринимательской деятельностью. Таким образом, приоритетным для России становится лозунг, давно обосновавшийся в странах Европы «Mind your own Business!» или «Начни свое Дело!» Однако, стоит реально оценивать уровень развития малого и среднего предпринимательства в России, его удельный вес в ВВП составляет около 45%.
Численность занятых на малых предприятиях (МП) составляет от общего числа работающих в России всего 18,5%, а в секторе малых и средних предприятий в Германии занято 46% работающего населения, во Франции - 56%, в США - 54%, в Японии - 78%. Контраст в показателях с Европой, США и Японией состоит в том, что в понятие «малые предприятия» принято включать и средние. Кроме того, сюда же обычно включают и фермеров, и индивидуальных предпринимателей. Невключение средних предприятий в российскую статистику, да и в законодательство, касающееся малого бизнеса, долгое время создавало совершенно ошибочную картину состояния отечественной экономики. Если использовать европейскую, а теперь и российскую методику, в соответствии с которой к средним относится предприятие, в котором работает от 100 до 250 работников, то, согласно исследованию, проведенному Ресурсным центром малого предпринимательства по заказу Агентства США по международному развитию, в России еще четыре года назад в сфере малого и среднего бизнеса работало почти 50% всех занятых в экономике. Если же использовать американские стандарты отнесения предприятия к категории среднего (от 100 до 500 работников), то получается, что более 60% россиян трудятся в секторе малого и среднего предпринимательства.
Наиболее значимыми показателями, на наш взгляд, характеризующими уровень и динамику развития субъектов малого предпринимательства, являются прирост (сокращение) количества зарегистрированных малых предприятий, среднесписочная численность работников малых предприятий, обороты малых предприятий, инвестиции в основной капитал на малых предприятиях. Рассмотрим подробнее эти показатели.
Одним из существенных показателей, дающих оценку динамики развития малого предпринимательства, является количество зарегистрированных малых предприятий. По состоянию на 1 июля 2010 г. в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 июля 2009 г. Количество
© Т.Е. Гварлиани, Е.К. Воробей, 2011
малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,7 ед. Цифры отрицательно характеризуют тенденцию развития, т.е. прямо говорят о сокращении числа малых предприятий. Тем не менее, в двух федеральных округах, в Дальневосточном федеральном округе зафиксирован прирост более чем на 3,7% и Приволжском федеральном округе прирост около 0,8% [1]. В остальных федеральных округах количество малых предприятий за год сократилось. В связи с этим, возможно, необходимо использовать опыт Дальневосточного и Приволжского федеральных округов для стимулирования увеличения количества малых предприятий и их привлекательности.
Важным статистическим показателем развития малого предпринимательства служит среднесписочная численность работников малых предприятий. Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности, занятых за январь-июнь 2010 г. уменьшился на 0,1 п.п. и составил 12,0%. Количество занятых на малых предприятиях выросло в двух федеральных округах, это Северо-Западный федеральный округ (рост показателя составил 2,5%) и Дальневосточный федеральный округ (1,8%). В остальных федеральных округах среднесписочная численность занятых на малых предприятиях сократилась. Наибольшее сокращение произошло в Уральском федеральном округе (на 13,9%) и Южном федеральном округе (на 11,7%).
В январе-июне 2010 г. прирост среднесписочной численности занятых на МП отмечен в 44 регионах. Лидером по росту числа занятых на малых предприятиях выступила Ленинградская область (показатель вырос на 35,3%).
Наиболее значительное снижение числа занятых на малых предприятиях отмечено в Чукотском автономном округе (на 46,5%), Чеченской Республике (на 36,4%) и Вологодской области (на 33,6%).
Этот показатель тесно связан с показателем численности малых предприятий, и увеличение первого неминуемо приведет к увеличению последнего, что наглядно видно, учитывая показатели Дальневосточного федерального округа. Кроме того, снижение показателя численности работников свидетельствует о меньшей привлекательности для населения работы на малом предприятии по сравнению с крупным или государственным предприятием. И очевидным является тот факт, что население с опаской и неохотой создает малые предприятия.
Другой показатель, позволяющий более глубоко изучить состояние малого бизнеса, - это обороты малых предприятий. Общий объем оборота МП в Российской Федерации в январе-июне 2010 г. составил 4 454,5 млрд рублей, что на 8,1% выше аналогичного показателя 2009 г. Рост оборота малых предприятий наблюдается в 6 федеральных округах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Дальневосточном федеральном округе (на 16,3%) и Центральном федеральном округе (на 15,3%). В Северо-Западном федеральном округе рост показателя составил 11,4%, в Северо-Кавказском федеральном округе - 10,8%, в Приволжском федеральном округе - 8,5%, в Сибирском федеральном округе - 7,9%. В Уральском федеральном округе оборот малых предприятий снизился на 21,3%, в Южном федеральном округе - на 14,8%.
В январе-июне 2010 г. объем оборота МП с учетом ИПЦ по сравнению с аналогичным показателем прошлого года вырос в 63 регионах. Этот показатель обнадеживает, поскольку увеличение оборота свидетельствует об укреплении позиций действующих МП. При этом общая тенденции очевидна, однако, необходимо серьезно отнестись к показателям отдельных округов, где обороты не только не остались на прежнем уровне, но и сократились более чем на 20%. Эта проблема может быть следствие отсутствия или сокращения государственной поддержки МП.
Еще одним красноречивым показателем развития МП являются инвестиции в основной капитал. Объем инвестиций в основной капитал на МП в первом полугодии 2010 г. в целом по РФ составил 95 534,4 млн рублей, что на 15,3% ниже показателя за аналогичный период предыдущего года. Растущий объем инвестиций в основной капитал свидетельствует об устойчивом финансовом положении МП, о планах по развитию и о перспективах роста. Общая тенденция к снижению этого показателя говорит о противоположном, а в отдельных случаях и катастрофическом положении.
Положительная динамика показателя отмечена в двух федеральных округах: Северо-Кавказском (показатель вырос на 17,1%) и Дальневосточном (на 8,5%). В Северо-Западном федеральном округе объем инвестиций в основной капитал на МП за рассматриваемый период фактически не изменился. В остальных федеральных округах наблюдается отрицательная динамика показателя. Наиболее сильное сокращение объема инвестиций в основной капитал на МП зафиксировано в Уральском федеральном округе (на 52,9%).
В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах не осуществлялись либо их объемы оказывались малы, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по 1 млн рублей. К таким регионам относятся Чеченская Республика и Республика Ингушетия [2].
Итак, по итогам первого полугодия 2010 г., в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, в целом по стране по всем рассматриваемым показателям развития малого предпринимательства, за исключением оборота малых предприятий (а здесь определенным образом нашел отражение уровень инфляции), отмечена негативная динамика. Итоги деятельности малых предприятий в январе-июне 2010 г. в региональном разрезе можно рассматривать как умеренно позитивные, Лидирующее положение занял Дальневосточный федеральный округ. Возможно, следует изучить и повсеместно использовать те рычаги, которые были задействованы для развития МП в этом федеральном округе.
Однако российские показатели намного ниже среднеевропейских, необходимо на государственном уровне активнее реализовывать программу поддержки малого бизнеса с учетом специфики регионов.
Сегодня малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 млн предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2
50
Т.Е. ГВАРЛИАНИ, Е.К. ВОРОБЕЙ
и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности. Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, «вынуждает» крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства. Эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. В рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой - сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.
Основные цели регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе: укрепление единого внутреннего рынка ЕС; устранение административных барьеров; создание унифицированной законодательной базы;
усиление взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества.
Уникальная система регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе начала складываться в 70-х гг. прошлого столетия. С целью максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса. Первым делом были внесены изменения, касающиеся налога на добавленную стоимость, корректировки условий финансирования и изменения в социальную политику государств. Кроме того, была разработана Европейская хартия для малого бизнеса. В данном документе правительства европейских стран признали значительный потенциал малых предприятий и подчеркнули важность создания благоприятных условий для повторных попыток создания собственного бизнеса, даже если прежние попытки предпринимателя были не очень удачными. Положения Европейской хартии были учтены в многолетней программе, и в первый же год было запущено 11 проектов по их внедрению. Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств. Компании, учрежденные в такой форме, могут действовать во всех странах Европейского союза без отдельного прохождения процедур предоставления национального режима в каждой из них [6]. Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, социальный Фонд.
На наш взгляд, большинство принятых и используемых инструментов поддержки и развития малого бизнеса Европы должны быть интересны для экономики России, учитывая многолетний и эффективный опыт их апробации в различных странах. Одной из эффективных мер поддержки малого предприятия является непосредственная финансовая поддержка, т.е. выдача кредитов и займов.
По данным Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, кредит ежегодно получают всего лишь 13-15 тыс. малых предприятий из более 900 тыс., существующих в России, - то есть около 2%. Поэтому и доля малого бизнеса в ВВП России составляет всего 10-11%. Одним из главных препятствий, которое банки видят на пути финансирования малого бизнеса, - отсутствие «длинных» денег в стране. На кредиты сроком больше года приходится всего лишь 3% от общего числа выданных займов. Банки считают процедуру выдачи кредитов малым предприятиям долгой и хлопотной. Банку проще одолжить несколько миллионов долларов одному крупному заемщику, чем поделить эту же сумму между сотней мелких бизнесменов, чьи финансовые возможности, как правило, остаются малопредсказуемыми. Еще одной причиной является гораздо более высокая, по сравнению со средним и особенно крупным бизнесом, рискованность выдачи кредитов. Также у значительной части малого бизнеса отсутствует опыт работы с коммерческими кредитами, у них просто нет кредитной истории. К тому же, по мнению банкиров, у таких операций слишком низкая рентабельность. Все эти причины не стимулируют кредитные организации развивать свой бизнес в области кредитования именно малых предприятий. Однако причина не только в нежелании банков работать с малым бизнесом.
Руководители малых предприятий считают, что получить кредит в банке достаточно сложно с технической точки зрения. К тому же условия по процентным ставкам и срокам обычно хуже по сравнению с крупным бизнесом. Кроме того, их часто не устраивают условия - короткие сроки, а также залоговое обеспечение. Не все малые предприятия имеют в собственности недвижимость или другое имущество, которое устроило бы банк-кредитор в качестве предмета залога. Притом же довольно часто кредит нужен как раз для приобретения такого имущества (оборудования). Но даже в этой ситуации количество кредитов все же растет. За повышенный риск банки требуют и более высокое вознаграждение в виде процентной ставки. Государство, в свою очередь, может более активно помогать малому бизнесу, если возьмет на себя часть процентной ставки.
В России прослеживается положительная динамика законодательного процесса в сфере поддержки малого бизнеса. Малый и средний бизнес может и должен принять участие в оценке регулирующего воздействия нормативных актов, подготавливаемых федеральными органами исполнительной власти.
Главная цель оценки, на наш взгляд, состоит в выявлении в проекте нормативного акта положений, которые приведут к избыточным административным и другим ограничениям в деятельности предпринимателей, а также к необоснованным расходам, как для бизнеса, так и для бюджетной системы России. Нововведение заключается
в привлечении представителей малого и среднего бизнеса к проведению оценки регулирующего воздействия на стадии разработки нормативных актов. Предполагается, что во время подготовки заключений будут проводиться публичные консультации в двух формах. Во-первых, проект нормативного акта будет размещен на сайте Минэкономразвития России, где заинтересованные лица смогут обозначить свою позицию в отношении данного проекта и внести предложения по его доработке. Во-вторых, проект будет направляться в бизнес-ассоциации, такие как ТПП РФ, ОПОРА РОССИИ и «Деловая Россия». Данные организации обеспечивают сбор позиций и мнений по проекту от максимального числа представителей бизнеса. Таким образом, в заключении по принимаемым законодательным актам будет учтено мнение предпринимательского сообщества.
Подобная практика широко распространена в странах ЕС, где административное бремя для местных предпринимателей, связанное с выполнением различных формальностей административного характера, оценивается в 123 млрд 760 млн 800 тыс. евро. Это примерно 60% от объема доходов бюджета стран ЕС на 2011 г. В ЕС предполагается последовательное снижение этой цифры до 30%, так как проблема снижения административных барьеров для бизнеса в Евросоюзе стоит на первом месте в плане реформы совершенствования регулирования предпринимательской деятельности.
Аналогичные инструменты отслеживания последствий принятия законов внедряются и в России. Новый департамент рассчитывает на активное участие предпринимателей в обсуждении проектов актов. Заключения по проектам актов будут публиковаться в открытом доступе на сайте Минэкономразвития России. Таким образом, доступ к документам и оценка изменений в них будут публичными. Решение о необходимости проводить экспертизу законодательных актов бизнес-сообществом было принято в рамках проводимой административной реформы. Хотя эта система еще не заработала, можно назвать ее недостатки. Одним из которых, на наш взгляд, является то, что в перечне структур, актам которых будет даваться оценка, исключены налоговые органы.
Приоритетными направлениями деятельности в сфере малого и среднего бизнеса Торгово-промышленная палата Российской Федерации на 2011-2015 гг. обозначила:
♦ устранение административных барьеров;
♦ снижение налоговой нагрузки и упрощение налогового администрирования (в основном связано с введением и увеличением страховых взносов);
♦ кредитно-финансовую поддержку малого предпринимательства;
♦ стимулирование малого инновационного предпринимательства и др.
На наш взгляд, перечисленные направления, безусловно, важны и могут оказать существенное стимулирование развития малого предпринимательства. Однако их практическая реализация либо сложна, либо требует длительного периода наблюдения и мониторинга, а ситуация в малом бизнеса ждет незамедлительного вмешательства и поддержки. Примером могут служить предложенные меры по снижению налоговой нагрузки, в частности, страховых взносов на субъекты малого предпринимательства, но МП «задыхаются» от налоговой нагрузки уже сегодня, а завтра уже может быть поздно [3].
Позитивным моментом считаем принятие Госдумой рекомендаций Комитета по экономической политике и предпринимательству, взявших за основу «Прогноз социально-экономического развития России на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов», а также Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». В данных законодательных актах заложены основные постулаты развития страны в целом и меры государственной поддержки малого бизнеса.
Государственная поддержка малого бизнеса прежде всего предполагает сокращение налоговой задолженности. Согласно нынешним тенденциям развития экономики страны, прогнозируется, что государственная поддержка малого бизнеса на ближайшие годы будет направлена на стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности, а также на модернизацию всей экономики страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воробей Е.К. Григорьян К.Е. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес и пути их преодоления // Вестник СГУТ и КД. Научный журнал. Вып. 2 (8). Июнь 2009 г. С. 41-46.
2. Гварлиани Т.Е., Гохгелеринт Н.Л. Значение малого бизнеса и его государственная и налоговая поддержка на региональном уровне // Вестник СГУТ и КД. Научный журнал. Вып. 2 (8). Июнь 2009 г. С. 47-55.
3. Материалы VI съезда Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. [Электронный ресурс] http://www. tpp-inform.ru/1308724138.pdf.
4. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».
5. http://www.businesspress.ru/newspaper.
6. The European Company - Frequently Asked Questions [Электронный ресурс] MEM0/04/235 Brussels, 8th October 2004 Источник —http://ru.wikipedia.org/w/index.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2