- Культурология -
МАЛЫЙ ГОРОД В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
М.В. Логинова, д-р филос. наук, профессор А.В. Макевнин, аспирант
Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва (Россия, г. Саранск)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-4-95-97
Аннотация. Статья посвящена исследованию подходов к определению малого города, выявлению его специфики и идентичности. Разработано определение культурной среды, приведены примеры малых городов России с уникальными традициями, архитектурой и промыслами. Сделан вывод о том, что сохранение уникальной культуры малых городов России важно для поддержания культурного многообразия и исторической памяти страны; локальная идентичность и глобализация должны дополнять друг друга, не вступая в противоречие.
Ключевые слова: малые города, культурное наследие, культурологический анализ, локальная идентичность, традиции и инновации.
В условиях усиливающейся глобализации, когда вопросы идентичности - будь то национальной, этнической или культурной - обретают особенно острую актуальность, исследование малых городов выступает важным пластом научного знания. Малый город как объект изучения представляет собой уникальную экосистему, включающую этнические традиции, следы разных эпох и богатое культурное разнообразие.
Малый город можно определить как населенный пункт с ограниченным количеством населения (до 50 тысяч человек), который характеризуется своей социальной, экономической и культурной структурой. В отличие от мегаполисов, малые города обладают меньшей плотностью населения и часто являются центрами сохранения традиционного образа жизни, местными культурными идентичностями и уникальным наследием.
С точки зрения М.В. Коротич специфика малых городов России состоит в том, что происходит «постоянное проигрывание в конкуренции за жителей, посетителей и инвестиции большим метрополиям; преобладание городов, сформировавшихся вокруг одного большого предприятия; сложившиеся в советскую эпоху муниципальные управленческие традиции» [2].
По мнению С.С. Воскресенского, «малые города - это не только хранители рус-
ской тайны и таинственной русской правоты, у малых городов есть будущее: жизнь в них может быть успешной и комфортной, особенно с развитием технологий и появлением новых возможностей в экономике, нового типа рабочих мест» [3].
О значимости, которую представляют малые города, свидетельствует их роль не только в охране культурного наследия, но и в формировании уникальных навыков адаптации. Так, в отличие от гигантских мегаполисов, в малых населённых пунктах значительно реже встречается явление социальной атомизации, что позволяет жителям активно взаимодействовать, совместно отстаивать личные и коллективные интересы.
До наступления революционных событий начала ХХ в. малые города России демонстрировали высокий уровень самостоятельной жизнедеятельности и самоорганизации, что являлось ключевой чертой их общественной структуры. Состоятельные граждане проявляли творчество и принимали участие в каждой сфере городской жизни, от строительства учебных заведений, больниц и театров до организации библиотек, что в свою очередь свидетельствует о сильном чувстве сообщества [3].
В местах, где заметно сочетание городской культурной жизни с отсутствием выраженной зависимости от техносферы и городской суеты, ярче раскрывается наци-
- Культурология -
ональный характер, что формирует ориентиры для государства и всего общества. Приверженность местного населения традиционным моральным ценностям и идеалам способствует разделению национальных интересов и уважению к историческому наследию; подобный консерватизм поддерживает баланс, уравновешивая любовь столичного населения к иногда чрезвычайно радикальным переменам.
П.С. Ширинкин относит к преимуществам малых городов в России компактность, простоту и доступность для жителей; как правило, высокий уровень экологии; несмотря на то, что инфраструктура может не всегда соответствовать всем потребностям, проблемы, связанные с перенаселенностью, психологическими стрессами и напряжениями, присущими большим городам, отсутствуют; благодаря тому, что жители зачастую знакомы друг с другом, в сообществе царит гармония и предсказуемость [5].
Каждое место со своей историей, будь то малый город, сельская местность или локальная область, располагает комплексом природных и культурных ресурсов, богатым наследием, фольклором, традиционными ремёслами и мастерами, краеведческими и культурными деятелями. Изучение культурной среды малого города является важнейшей задачей, от решения которой зависит не только развитие социокультурных проектов, но и общая социальная динамика.
Культурная среда - это комплекс материальных и духовных значений, созданных человеком в процессе исторического развития, которые оформляют уникальное пространство для жизни, общения и творчества индивидов и обществ. Эта среда включает в себя как физические объекты (архитектура, искусство), так и нематериальные аспекты (традиции, язык, обычаи), обеспечивая передачу культурных ценностей из поколения в поколение. Культурная среда постоянно развивается и изменяется под влиянием социокультурных процессов, технологий и глобализации, однако малые города выступают как защитники и хранители уникальности и разнообразия культурного ландшафта. Далее, фун-
даментом и гарантией процветания малых населённых пунктов является разнообразие ресурсов. Уникальный набор, присущий каждому городу или селу, является ключом к раскрытию потенциала и развитию, даже когда кажется, что ресурсы отсутствуют.
Среди ресурсов П.С. Ширинкин выделяет природные, культурные и нематериальные (символические) [5].
Природные ресурсы малого города -фундамент, на котором базируется вся его экосистема. Эти ресурсы могут быть использованы как для повышения качества жизни его жителей, так и для привлечения внимания туристов. Речь может идти как о географических особенностях, таких как реки, леса, горы, так и о более узкоспециализированных элементах, например, о лечебных источниках [4].
Культурные ресурсы малого города представляют собой сложную смесь материальных и исторически важных элементов. Они включают в себя исторические здания, музеи, места сражений, старинные усадьбы и другие объекты, имеющие культурно-историческую ценность. Именно эти ресурсы являются основой для разработки культурно-образовательных проектов, способствующих повышению исторического сознания и культурного развития населения.
Нематериальные или символические ресурсы являются не менее важными для развития малого города. Они включают в себя традиции, обычаи, язык, ритуалы и другие элементы нематериального культурного наследия; могут выступить в роли фундамента для создания уникального образа города.
Наконец, приведём примеры малых городов России, в которых сохранились уникальные традиции, архитектура и промыслы.
Малые города с традициями:
1. Тотьма, Вологодская область (деревянное зодчество, кружевоплетение, резьба по дереву);
2. Каргополь, Архангельская область (народная музыка и танцы, уникальные народные костюмы);
■ Культурология
3. Углич, Ярославская область (кузнечное дело и гончарное мастерство).
Уникальная архитектура:
1. Плёс, Ивановская область (деревянное зодчество, церкви и монастыри);
2. Мышкин, Ярославская область (церковь Иоанна Богослова, Мышкинский кремль);
3. Суздаль, Владимирская область (Суздальский кремль, церкви и монастыри).
Промыслы и ремёсла:
1. Великий Устюг, Вологодская область (изготовление изделий из бересты и глины);
2. Белозерск, Вологодская область (изготовление изделий из льна и шерсти);
3. Городец, Нижегородская область (из-
Таким образом, сохранение уникальной культуры малых городов России важно для поддержания культурного многообразия и исторической памяти страны. Локальная идентичность и глобализация должны дополнять друг друга, не вступая в противоречие. Адаптация к современным вызовам, включая экономические, не должна происходить за счёт утраты культурной самобытности; устойчивое развитие требует сбалансированного подхода. Разработка и реализация культурных инициатив, ориентированных на малые города, должна включать грантовую поддержку, обмен опытом и интеграцию лучших практик не только на национальном, но и на международном уровнях.
готовление изделий из дерева и кожи).
Библиографический список
1. Гандельсман Б.В. Восстановление и устойчивое развитие исторических малых городов европейской части Российской Федерации // Architecture and Modern Information Technologies. - 2019. - №1(46). - С. 318-339.
2. Коротич М.В. Эволюция подходов к определению «город» // Электронный научный журнал Известия ИГЭА. - 2013. - № 3. - С. 57-61.
3. Малые города России: размышляя о будущем // Российская газета. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2023/01/18/reg-cfo/delo-za-malymi.html (Дата обращения: 26.02.2024).
4. Чижиков В.М. Культурная среда малых городов России // Вестник МГУКИ. - 2016. -№ 5. - С. 65-70.
5. Ширинкин П.С. Культурная среда малых городов: модели развития // Пермский государственный институт культуры, Центр непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры. - Пермь: РИО УНИД, 2022. - 92 с.
SMALL TOWN IN THE CONTEXT OF CULTURAL ENVIRONMENT
M.V. Loginova, Doctor of Philosophical Sciences, Professor A.V. Makevnin, Postgraduate Student National Research Mordovia State University (Russia, Saransk)
Abstract. The article is devoted to the study of approaches to defining a small city, identifying its specificity and identity. A definition of the cultural environment has been developed, examples of small Russian cities with unique traditions, architecture and crafts are given. It is concluded that preserving the unique culture of small towns in Russia is critically important for maintaining the cultural diversity and historical memory of the country; local identity and globalization should complement each other without conflicting.
Keywords: small towns, cultural heritage, cultural analysis, local identity, traditions and innovations.