Научная статья на тему 'Социально ответственный туризм в малых городах России и сохранение нематериального культурного наследия'

Социально ответственный туризм в малых городах России и сохранение нематериального культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
487
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЙ ТУРИЗМ / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ / МУЗЕЙНО-ТЕАТРАЛЬНЫЕ ФОРМЫ / ГАСТРОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / SOCIALLY RESPONSIBLE TOURISM / INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE / SMALL CITIES OF RUSSIA / MUSEUM AND THEATER FORMS / GASTRONOMIC CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Малеев Виталий Сергеевич

В статье рассмотрены возможности сохранения и возрождения нематериального культурного наследия малых городов России при участии социально ответственного туризма. Раскрыты особенности туризма в малых городах, когда отсутствие исторических памятников ведёт к переносу акцента на программы с подключением гостей к традициям местного сообщества, включая гастрономическую культуру. Задача организаторов таких программ формирование собственного «лица» города на основе его нематериального культурного наследия, которое станет узнаваемым брендом местности. На примере города Мышкина Ярославской области показано, как в малых городах России идёт поиск новых музейно-театральных форм, реализующих местные культурные особенности, вплоть до общегородской легенды. Таким образом, местные сообщества, культивируя свои традиции, помогают турбизнесу избавиться от шаблонной развлекательности в пользу воспитания гражданственности и формирования национального самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Малеев Виталий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY RESPONSIBLE TOURISM IN SMALL CITIES OF RUSSIA AND PRESERVATION OF INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE

The article considers the possibilities of preserving and reviving the intangible cultural heritage of small cities of Russia with the participation of socially responsible tourism. Revealing the features of tourism in small cities, when there are no historical monuments, leads to the transfer of programs to visit the traditions of local communities, including gastronomic culture. The task of the organizers of such programs is to create their own “face” of the city on the basis of its intangible cultural heritage, which will become a recognizable brand of the area. The example of Myshkin in the Yaroslavl region shows the search for new museum and theater forms that provide local cultural features, up to the city legend. Thus, the local communities, creating their own traditions, help the travel industry deal with issues of citizenship education and the formation of national identity.

Текст научной работы на тему «Социально ответственный туризм в малых городах России и сохранение нематериального культурного наследия»

ОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЙ ТУРИЗМ В МАЛЫХ ГОРОДАХ РОССИИ И СОХРАНЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

УДК 304.4

DOI: 10.24411/1997-0803-2019-10604

В. С. Малеев

Московский государственный институт культуры

В статье рассмотрены возможности сохранения и возрождения нематериального культурного наследия малых городов России при участии социально ответственного туризма. Раскрыты особенности туризма в малых городах, когда отсутствие исторических памятников ведёт к переносу акцента на программы с подключением гостей к традициям местного сообщества, включая гастрономическую культуру. Задача организаторов таких программ - формирование собственного «лица» города на основе его нематериального культурного наследия, которое станет узнаваемым брендом местности. На примере города Мышкина Ярославской области показано, как в малых городах России идёт поиск новых музейно-театральных форм, реализующих местные культурные особенности, вплоть до общегородской легенды. Таким образом, местные сообщества, культивируя свои традиции, помогают турбизнесу избавиться от шаблонной развлекательности в пользу воспитания гражданственности и формирования национального самосознания.

Ключевые слова: социально ответственный туризм, нематериальное культурное наследие, малые города России, музейно-театральные формы, гастрономическая культура.

The article considers the possibilities of preserving and reviving the intangible cultural heritage of small cities of Russia with the participation of socially responsible tourism. Revealing the features of tourism in small cities, when there are no historical monuments, leads to the transfer of programs to visit the traditions of local communities, including gastronomic culture. The task of the organizers of such programs is to create their own "face" of the city on the basis of its intangible cultural heritage, which will become a recognizable brand of the area. The example of Myshkin in the Yaroslavl region shows

МАЛЕЕВ ВИТАЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ - аспирант кафедры культурологии факультета государственной

культурной политики Московского государственного института культуры MALEEV VITALIY SERGEYEVICH - doctoral student of the Department of Cultural Studies, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture

Vitaliy S. Maleev

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406 Khimki city, Moscow region, Russian Federation

SOCIALLY RESPONSIBLE TOURISM IN SMALL CITIES OF RUSSIA AND PRESERVATION OF INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE

e-mail: [email protected] © Малеев В. С., 2019

the search for new museum and theater forms that provide local cultural features, up to the city legend. Thus, the local communities, creating their own traditions, help the travel industry deal with issues of citizenship education and the formation of national identity.

Keywords: socially responsible tourism, intangible cultural heritage, small cities of Russia, museum and theater forms, gastronomic culture.

Для цитирования: Малеев В. С. Социально ответственный туризм в малых городах России и сохранение нематериального культурного наследия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 6 (92). С. 36-44. DOI: 10.24411/1997-0803-2019-10604

В последние десятилетия вопрос сохранения нематериального культурного наследия регулярно поднимается на государственных и международных уровнях. Актуальность данной проблемы отражена в формировании целого ряда документов, направленных на планомерное решение этого вопроса [3; 7; 8]. Разработка концепций по сохранению нематериального наследия - одно из приоритетных направлений культурной политики стран с большим культурным и этническим многообразием. «Внимание к этой сфере обусловлено тенденциями унификации мира под влиянием глобализационных процессов и перехода к информационному обществу, отрицательно влияющих на процессы формирования и поддержания национально-культурной идентичности» [6, с. 59].

В России особую ценность представляют живые нематериальные культурные формы, сохранившиеся на местах. Но их сохранение - это не только общегосударственная проблема, которая должна решаться на федеральном и местном уровнях. Инициатива в данном случае должна идти как сверху, так и снизу, от самих заинтересованных граждан. В решении этой проблемы также участвует социально ответственный бизнес, который на уровне туризма уже стал включаться в возрождение малых городов России.

XXI век, при всей его противоречивости, знаменуется развитием социальной ответственности в разных сферах деятельно-

сти человека. В частности, бизнес берёт на себя ответственность за некоторые социальные направления, прежде всего вопросы здравоохранения и экологии, а также развития культуры. «Бизнес вынужден принять на себя значительную часть этих затрат, поскольку его собственное развитие находится в прямой зависимости от качества и инновационных возможностей человеческого капитала» [12, с. 108]. В такой ситуации к мотивации бизнес-сообщества подключаются, помимо корпоративных и личных, общественные интересы и ценности. Задачи развития страны, региона, города, местных сообществ становятся значимыми наравне с получением прибыли. Так в поведении бизнеса проявляет себя общемировая тенденция развития социального государства. Те же закономерности прослеживаются в развитии туристического бизнеса и туристической индустрии в целом.

Социально ответственный туризм: общий характер и направления

Подход к туристической сфере с точки зрения социально ответственного туризма предусматривает комплексное изменение ценностных ориентиров в строении и организации туристического бизнеса. Изменения затрагивают все части сложившейся туристической системы - от производителей услуг до их потребителей. Понятно, что социальная ответственность предполагает осознанное отношение производите-

лей туристических услуг к своим задачам и целям. И, таким образом, перед нами уже не только услуги, а более сложная деятельность. «Реализация принципов "социально ответственного туризма" позволяет минимизировать экономические, экологические и социальные последствия туризма, повышает уровень благосостояния принимающих сообществ, вовлекает людей в принятие решений, влияющих на их жизнь и её возможности, вносит положительный вклад в сохранение разнообразия природного и культурного наследия, обеспечивает более глубокое понимание вопросов культуры, социальных и экологических аспектов, направлено на развитие взаимоуважения культур» [1, с. 20].

Актуальность данного направления подтверждается развитием международных организаций и движений. Международный центр ответственного туризма (РФ и СНГ) был создан в 2015 году с целью продвижения идей, принципов социальной ответственности и практик ответственного туризма в России и СНГ. Это объединение представителей власти, бизнеса, учёных и частных лиц, всего общества под эгидой ответственного туризма, реализующее междисциплинарный, межведомственный и комплексный, стратегический подход к туризму [9].

В больших городах, где сосредоточены памятники культуры и истории, туризм давно стал массовым явлением, что породило много проблем. Антитуристические протесты, прошедшие в европейских городах, где туристический бизнес «задушил» жизнь местного населения, доказывают необходимость приятия этих мер для снятия напряжения в сложившейся ситуации. «Сейчас многие специалисты туристской отрасли и сторонники развития подхода социально ответственного туризма рассматривают его как антипод "массовому туризму"» [1, с. 19].

Таким образом, введение социальной ответственности в туристическую отрасль в её традиционном понимании должно вести к сокращению негативных последствий для окружающей среды и местного сообщества.

Развитие ответственного туризма происходит путём создания событий, реализующих участие туристов в жизни места. Это может быть экологический туризм, организованный с целью предотвращения загрязнения и сохранения местной природы; фермерский туризм с вовлечением гостей в сельскохозяйственные работы; реставрационный туризм с участием гостей в процессе восстановления объектов наследия; туризм, связанный с благоустройством местности, высаживанием деревьев, цветников. Социально ориентированный туризм предполагает использовать туристические ресурсы «с целью подъёма и развития "бедных сообществ"» [10, с. 22], то есть подразумевает помощь местным социально незащищённым слоям населения. В результате турбизнес, в свою очередь, избавляется от чистой развлекательности, развиваясь в направлении воспитания гражданственности и национального самосознания.

В мегаполисах «альтернативный туризм способен предотвратить перенаселение популярных дестинаций, транспортную загруженность, чрезмерную нагрузку на ресурсы и их истощение» [10, с. 22]. В малых городах, наоборот, развитие социально ответственного туризма может привести к обнаружению скрытых ресурсов, а значит, росту населения, развитию ремёсел, сохранению материального и нематериального культурного наследия.

Развитие социально ответственного туризма в малых городах России

Малые города России в настоящий момент находятся в трудном положении. Мно-

гие из них не имеют производств и видят своё спасение как раз в создании и развитии туристических объектов. Актуальность развития туризма в малых городах подтверждает создание в 2007 году Ассоциации малых туристских городов России. Её цель - создание и продвижение конкурентоспособного туристского продукта, а также представление интересов малых туристских городов на уровне федеральной власти [2].

Но в момент создания туристической инфраструктуры в малом городе возникает сложность в нахождении средств, подборе профессиональных кадров и в поддержании постоянного туристического потока. Решением проблемы может стать включение местности в программу ответственного туризма. Ответственный туризм объединяет людей, которые хотят сделать личный вклад в развитие конкретного места для улучшения условий жизни местности. В этом плане он может стать основной частью стратегии развития любой территории. Туристы в таком случае, посещая подобные места, реализуют социальные задачи - реставрируют дома, оформляют цветники, возрождают традиции, поддерживают местных жителей. Ответственный туризм переводит туризм из потребительской практики в созидательную. Ключевым моментом является перенос вектора развития туриндустрии с «работы на туриста» на активное включение туристов в жизнь местного сообщества. Функцию включения туристов в жизнь местного населения могут выполнить синтетические музейно-театральные формы культуры, в которых посетителям выделяется роль непосредственного участника.

Туризм в малых городах России играет особую роль в ситуации активного развития мегаполисов с нервно-эмоциональными перегрузками, нерациональным питанием и другими проблемами большого города.

Сегодня туристическая инфраструктура города такого типа позволяет устранить или ослабить воздействие на человека неблагоприятных факторов повседневной действительности мегаполиса, придать творческий импульс после трудового выгорания. Положительным эффектом оздоровления обладает сама провинциальная среда: спокойный уклад жизни и вместе с тем эмоциональный фон, создаваемый общением с местными жителями. Это всё обеспечивает переключение человека из городской повседневности в «иной мир». Пребывание за пределами мегаполиса позволяет горожанину переместиться в новую ландшафтно-кли-матическую среду.

Существует множество примеров развития туристической среды и так называемые туристские образцы. Каждая местность обладает собственным символическим капиталом: история, образы, бренды, легенды и мифы, на основе которых возможно создать объекты, привлекательные для туристов. Для местности, не имеющей глубокого исторического потенциала и крупного материального наследия, нематериальное культурное наследие становится возможностью обретения собственной идентичности. Традиции, обрядовые формы, особенности быта, знания, передаваемые от поколения к поколению в данной местности, зачастую являются более близкими и понятными простому туристу.

В области нематериального культурного наследия социально ответственный туризм может реализовывать программы с приобщением гостей к традициям местного сообщества. Эти программы способны повлиять на формирование собственного «лица» города на основе его нематериального культурного наследия, которое станет узнаваемым брендом местности. «Брендинг призван выявить то, что присуще только

данному месту или народу, отличает его как визитную карточку, как неповторимое лицо, несопоставимое с другими» [5, с. 89].

Составленная из подобных элементов культуры туристическая среда, наполненная глубокими смыслами, неповторимыми этническими, этическими особенностями, с уникальной историей, способна выдержать конкуренцию с общепризнанными туристическими брендами. Подобная среда напрямую связана с локальным сообществом и решает проблему идентификации, нахождения своего места в культуре края и страны. «Всё больше видна необходимость включения [в туристический бизнес] социального ресурса - местных жителей, которые формируют социальные контуры потребления туристического продукта, обеспечивают высокий уровень включённости туриста в местную культуру и события» [11, с. 6]. Все упомянутые факторы помогают формировать в малых городах «туризм с человеческим лицом», призванный решать социальные проблемы путём ответственного пользования культурными ресурсами. Наиболее актуальной формой нематериального культурного наследия, которую позволяет возродить и сохранить сегодня туризм, является местная гастрономическая культура.

Поиск новых музейно-театральных форм в турбизнесе (на примере города Мышкина)

Музейное дело существовало в городе Мышкине Ярославской области всегда, а с конца 1950-х годов группа небезразличных к судьбе города людей во главе с В. А. Гре-чухиным начала постепенное возрождение «городской легенды», что в итоге закончилось созданием масштабным, не по размеру города, Мышкинским народным музеем и восстановлением статуса города (в Мышкине живёт 6 тыс. человек). Но особый бум

начался с создания Музея Мыши и проведения в городе первого фестиваля Мыши в 1996 году. Музей Мыши начался с подарка московского журналиста И. Б. Медового, который в 1990-х годах подарил городу идею создания Музея Мыши и первые экспонаты. С тех пор музей стал музеем подарков от знаменитых и незнаменитых людей. До появления Интернета в Музей Мыши приходило огромное количество писем, рисунков и мышей-экспонатов по почте. И сегодня туристы продолжают дарить мышей, а взамен получают свидетельства дарителя и таким образом становятся частью города и приезжают «навещать» свои подарки.

Фестиваль Мыши стал событием и поводом для активного включения гостей города в жизнь Мышкина. Непосредственное участие в празднике, прямое общение с местными жителями, знакомство с традициями, особенностями быта - всё это и является секретом привлекательности города для туристов, когда они, часто не осознавая этого, становятся соучастниками, а не сторонними наблюдателями этих событий. Сегодня город остаётся фестивальным: в течение года проводятся фестивали различного уровня - областные, губернаторские и даже международные. Стоит отметить ещё раз, что для такого туризма не обязательно иметь архитектурные ансамбли, знаменательные события, музейные комплексы, - сама атмосфера места даёт условия для актуализации нематериального наследия местности.

Следующим шагом в развитии туризма стал переход от простого участия к ответственному, с пробуждением в гостях города осознанного отношения к происходящему. Много лет подряд в Мышкине летом работает лагерь волонтёров. Студенты и школьники из разных городов России и зарубежья включаются в жизнь провинциального

города и, наряду с посещением экскурсий, реставрируют дома и разбивают цветники. Сегодня это приобретает большие масштабы: круизная компания «Водоход» вместе с туристами-пассажирами высаживает на набережной города каштановую аллею, космонавт В. В. Терешкова, посетив город, способствовала утверждению в Госдуме проекта берегоукрепления в Мышкине. В результате город получил новую набережную за счёт федеральных средств.

Изучение истории, а порой и её мифологизация являются основой для создания музейно-театральных форм и включения туристов в жизнь местности. Городские мифы становятся отправной точкой развития туризма и определяют функцию города в качестве центра - исторического, курортного, фестивального. Главным мыш-кинским мифом стала легенда о происхождении названия города, в соответствии с которой маленькая мышка спасла князя от укуса ядовитой змеи. Эта легенда является связующим звеном всех местных достопримечательностей. Музеи, ремесленные мастерские, провинциальные архитектурные ансамбли, рестораны, гостиницы оживают в мифе и становятся частью большой сказки.

В городе главным брендом после мыши стал образ «обычных мышкинцев», которые включены в контекст туристического опыта и наделяются следующими качествами: гостеприимность, сплочённость и дружелюбность. «Дружелюбность местных жителей рассматривается местными предпринимателями и властями как особая достопримечательность города» [13, с. 11].

Особенная аура города складывается из всех элементов городской среды: планировка, архитектура, природа и местное активное сообщество. В. А. Гречухин в книге «Мышкин. Малый город в большом туризме» даёт подробный анализ пути развития

малого туристического города с опорой на нематериальное культурное наследие. Основной видится задача «сохранить "призраки былого"», сделать «все эти малые и милые духовные ценности города товаром» [4, с. 60]. В. А. Гречухин стал автором важнейших социальных инициатив, таких, например, как создание в Мышкине Градостроительного совета, задача которого заключается в том, чтобы сохранить историческую застройку города, при этом все новые строения привести к общему знаменателю для сохранения «лица города».

Подобно Мышкину, «сказочные» легенды для привлечения туристов используются в других городах, но, в отличие от Мыш-кина, в других малых городах России пока нет целостного использования возможностей города. Снегурочка в Костроме, Змея в Гадюкино, Баба-Яга в Кукобое, Водяной в Пошехонье, Царь Берендей в Переслав-ле-Залеском и другие - это всего лишь малая часть туристической сферы указанных городов, где нет общегородской легенды, и это не даёт комплексного восприятия города. На наш взгляд, именно общегородская легенда и мифология позволяет городу и местным жителям идентифицировать себя, понять своё место на карте российских городов. Конечно, создание такой легенды не может быть одномоментным и требует серьёзных усилий.

Сегодня Мышкин является не только сказочным городом. В ситуации распространения «сказочных» туристических услуг они постепенно теряют особую привлекательность. Ведь туризм, помимо прочего, обращён к нашему любопытству и любознательности. Мышкин благодаря «мышиной легенде» приобрёл популярность, а теперь обращается к истории места. Город постепенно меняет вектор туристических предложений, смещаясь со сказочного на исто-

рический: «Мышкин - город купеческий» «Маленький город в великой войне», «Провинциальный калейдоскоп (Народный календарь)». Подобные программы предлагают окунуться в жизнь провинциального города, а не только в «мышиное царство».

Бьют рекорды по популярности мыш-кинские интерактивные программы, а именно - синтетические музейно-театраль-ные формы с обязательным активным участием туристов. Построенные на особенностях местного быта и традиций, они дают возможность получить уникальный туристический опыт и стать соучастником провинциальной жизни. Таков Домик мельника, в котором мельничиха рассказывает о быте мельника, а в конце экскурсии угощает гостей блинами. Непосредственное общение с историей от первого лица, полное погружение в жизнь семьи мельника реализуют не поверхностный (наблюдающий), а глубокий (с погружением) туризм, позволяющий возрождать и сохранять местную гастрономическую культуру.

Развлекательная программа «Авдотьин чай», в которой мышкинские дамы угощают гостей особенным мышкинским травяным чаем и во время чаепития ведут разговоры об особенностях местного менталитета, делая гостей участниками жизни провинциального города. Музей винокура Смирнова, в котором хозяйка музея в вводной части рассказывает о знаменитом земляке, а в практической угощает гостей местными алкогольными напитками (мышкинское «алкогольное творчество»), с мышкинскими тостами и особенностями пития.

Не отстают в производстве нематериальных туристических объектов и окрестности Мышкина. В деревне Мартыново Мышкинского района туристам предлагаются интерактивные и развлекательные программы на основе местного диалекта

«Бобахорим по-кадские», «Летний театр коменничаний».

Развитие туристической сферы города на основе включения гостей в нематериальное культурное наследие местности даёт положительные результаты, но таит и свои опасности. Так, есть опасность создавать туристический объект в малом городе по уже известным образцам и лекалам. В таком случае теряется лицо города, «туристические образцы» будут работать, но вряд ли повлияют на желание людей вернуться сюда снова. Нечто подобное со временем произошло со «сказочными» городами, которые стали шаблонными и утратили свою уникальность. В таком случае жителям предлагают идентифицировать себя не через культурную среду своего города, а воспринимать себя служащими туристического аттракциона. Именно с подобной проблемой успешно справляется город Мышкин. Здесь создаются собственные уникальные достопримечательности, которые не смогут работать в другом месте. Они строятся на включении гостей в жизнь именно города Мыш-кина, тем самым турбизнес здесь решает не чисто развлекательные, а культурные задачи. И Мышкин целенаправленно развивается в направлении социально ориентированного туристического бизнеса.

***

Таким образом, для создания глубокого, а не наблюдающего туризма необходимо опираться на культурный потенциал малого города, выражающийся в местных традициях, обычаях и даже исторических «причудах». На его основе можно выстроить городскую культурную среду, которая сохранит особенности места, музеефицирует их и станет фундаментом для воспитания и образования, а не только лишь для развлечения и, таким образом, привлечёт туристические

потоки, которые смогут повлиять на развитие инфраструктуры и сохранение города. Реализуя на базе нематериального культурного наследия туристическую инициативу, важно не забывать про включение гостей города в жизнь локального сообщества. Предлагая возможность соучастия и сопереживания, социально ответственный туризм позволяет туристам открыть для себя ещё одну малую родину и возвращаться туда снова и снова. Развивая туристическую сферу приёмами социально ответственного туризма, мы открываем возможность развития не просто бизнес-модели, а социально-культурного проекта, направленного на комплексное решение проблем местности, в том числе сохранение и актуализацию нематериального культурного наследия.

Малые города России в данном случае находятся в поиске новых музейно-театральных форм, учитывающих местные культурные особенности, вплоть до общегородской легенды и мифологии. Здесь нематериальное культурное наследие становится элементом представления, а турист оказывается участником местной легенды. Таким образом, в малых городах России местные сообщества, культивируя свою самобытность, помогают турбизнесу уйти от шаблонного аттракциона. А турбизнес, помогая малым городам в спасении их материальной и нематериальной культуры, утверждает себя как социально ответственный бизнес, способный создать и освоить новые способы формирования национального самосознания у наших граждан.

Примечания

1. Агамирова Е. В. Развитие социально-ответственного туризма в России // Наука, фитнес, рекреация

- 2017 : материалы Всероссийской конференции с международным участием 6-7 апреля 2017 года г. Москва / под общ. ред. профессора С. А. Гониянца. Москва : РГУФКСМиТ, 2017. С. 17-20.

2. Ассоциация малых туристских городов России [Электронный ресурс]. URL: http://amtg-rus.ru/

about_us/

3. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии [Электронный ресурс]. URL: https://

www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/cultural_diversity. shtml

4. Гречухин В. А. Мышкин. Малый город в большом туризме. Состояние, проблемы, продвижение,

перспективы. Москва : Книжный мир, 2017. 224 с.

5. Гуцалов А. А. Культурный бренд и брендинг территории // Культурное наследие России : научно-

информационный журнал. 2018. № 3. С. 86-93.

6. Каргин А. С., Костина А. В. Сохранение нематериального культурного наследия народов РФ как

приоритет культурной политики России в XXI веке // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 3. С. 59-71.

7. Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» [Электронный ресурс].

URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml

8. Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской

Федерации на 2009-2015 годы [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/ prikaz-minkultury-rf-ot-17122008-n-267/

9. Международный центр ответственного туризма Российской Федерации и СНГ [Электронный

ресурс]. URL: https://icrt-russia.ru/

10. Мошняга Е. В. Основные тенденции развития туризма в современном мире // Вестник РМАТ. 2013.

№ 3 (9). С. 20-33.

11. Рогач О. В. Анализ факторов формирования туристической привлекательности муниципальных

образований // Урбанистика. 2019. № 1. С. 102-110.

12. Хачатурян К. С. Сущность и функции социально ответственного бизнеса // Вестник Военного

университета. 2011. № 1 (25). С. 108-111.

13. Юдин Г. Б., Колошенко Ю. А. Стратегия производства туристического опыта в малом городе: локальное сообщество и символическое конструирование в городе Мышкин // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2014. № 5. С. 5-14.

References

1. Agamirova E. V. Razvitie sotsial'no-otvetstvennogo turizma v Rossii [Development of socially responsible

tourism in Russia]. In: Goyanits S. A., ed. [Nauka, fitnes, rekreatsiya - 2017: materialy Vserossiyskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem 6-7 aprelya 2017goda g. Moskva [Science, fitness, recreation - 2017: Materials of the all-russian conference with international participation April 6-7, 2017 Moscow]. Moscow, 2017. Pp. 17-20. (In Russian)

2. Assotsiatsiya malykh turistskikh gorodov Rossii [Association of small tourist cities of Russia]. Available at:

http://amtg-rus.ru/about_us/ (In Russian)

3. Vseobshchaya deklaratsiya YUNESKO o kul'turnom raznoobrazii [UNESCO Universal Declaration on

Cultural Diversity]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/cultural_ diversity.shtml (In Russian)

4. Grechukhin V. A. Myshkin. Malyygorod v bol'shom turizme. Sostoyanie, problemy, prodvizhenie, perspektivy

[Myshkin. Small town in big tourism. Status, problems, promotion, prospects]. Moscow, Publishing house "Knizhnyy mir", 2017. 224 p. (In Russian)

5. Gutsalov A. A. Kul'turnyy brend i brending territorii [Cultural brand and territory branding]. Kul'turnoe

naslediye Rossii: nauchno-informatsionnyy zhurnal [Cultural Heritage of Russia: Scientific Information Journal]. 2018, no. 3, pp. 86-93. (In Russian)

6. Kargin A. S., Kostina A. V. Sokhranenie nematerial'nogo kul'turnogo naslediya narodov RF kak prioritet

kul'turnoy politiki Rossii v XXI veke [Preservation of the intangible cultural heritage of the peoples of the Russian Federation as a priority of Russia's cultural policy in the 21st century]. The "Znanie. Ponimanie. Umenie" ("Knowledge. Understanding. Skill"). 2008, no. 3, pp. 59-71. (In Russian)

7. Konventsiya YUNESKO "Ob okhrane nematerial'nogo kul'turnogo naslediya" [UNESCO Convention for the

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml (In Russian)

8. Kontseptsiya sokhraneniya i razvitiya nematerial'nogo kul'turnogo naslediya narodov Rossiyskoy Federatsii

na 2009-2015 gody [The concept of preservation and development of the intangible cultural heritage of the peoples of the Russian Federation for 2009-2015]. Available at: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minkultury-rf-ot-17122008-n-267/ (In Russian)

9. Mezhdunarodnyy tsentr otvetstvennogo turizma Rossiyskoy Federatsii i SNG [International Center for

Responsible Tourism of the Russian Federation and the CIS]. Available at: https://icrt-russia.ru/ (In Russian)

10. Moshnyaga E. V. Osnovnye tendentsii razvitiya turizma v sovremennom mire [The main trends in the

development of tourism in the modern world]. Vestnik RIAT. 2013, no. 3 (9), pp. 20-33. (In Russian)

11. Rogach O. V. Analiz faktorov formirovaniya turisticheskoy privlekatel'nosti munitsipal'nykh obrazovaniy

[Analysis of factors of formation of tourist attractiveness of municipalities]. Urbanistika [Urban Studies]. 2019, no. 1, pp. 102-110. (In Russian)

12. Khachaturyan K. S. Sushchnost' i funktsii sotsial'no otvetstvennogo biznesa [The essence and functions

of socially responsible business]. Vestnik Voennogo universiteta [Bulletin of the Military University]. 2011, no. 1 (25), pp. 108-111. (In Russian)

13. Yudin G. B., Koloshenko Yu. A. Strategies of tourist experience production in a small town: local

community and symbolic construction in Myshkin. Labyrinth. Journal of Social and Humanitarian Studies. 2014, no. 5, pp. 5-14. (In Russian)

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.