4. Трубилин, А. И. Развитие сельского хозяйства как основа обеспечения продовольственной безопасности региона / А. И. Трубилин // Вызовы и современные ответы на проблемы устойчивого развития сельских территорий : сборник статей по материалам Международного научно-практического форума, Краснодар, 26-27 октября 2022 года. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубили-на, 2022. - С. 378-385.
5. Трубилин, А. И. Совершенствование организационно-экономического механизма развития аграрной экономики региона / А. И. Трубилин. - Краснодар : Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2022. - 204 с.
6. Тюпаков, К. Э. Воспроизводство технической базы растениеводства / К. Э. Тюпаков // АПК: экономика, управление. - 2012. - № 1. - С. 60-66.
7. Тюпаков, К. Э. Формы и источники финансирования воспроизводства материально-технической базы отечественных сельхозтоваропроизводителей / К. Э. Тюпаков, И. А. Папахчян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2012. - № 2. - С. 142-150. - EDN PEXXRR.
8. Тюпаков К. Э. Методические особенности социально-экономического мониторинга сельских территорий региона / К. Э. Тюпаков, З. С. Хаутиев // Наука, образование и бизнес: новый взгляд или стратегия интеграционного взаимодействия : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения первого Президента Кабардино-Балкарской Республики Валерия Мухамедовича Кокова, Нальчик, 14-15 октября 2021 года. Том Часть 1. Нальчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова", 2021. - С. 141-145.
9. Тюпаков, К. Э. Цена как фактор повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства / К. Э. Тюпаков // Перспективы развития аграрного сектора экономики в условиях вступления России в ВТО : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Краснодар, 19 декабря 2006 года. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2006. - С. 84-86.
10. Tyupakov, K. E. Features of model building for an inter-sectoral agro-industrial cluster as a quasi-integrated structure / M. V. Kashukoev, K. E. Tyupakov, M. A. Marieva [et al.] // Ad Alta. - 2020. - Vol. 10. - No 2 S12. - P. 126-128.
11. Официальный сайт Губернатора Краснодарского края, администрации Краснодарского края [Электронный ресурс] Режим доступа: https://admkrai.krasnodar.ru.
12. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/.
13. https://www.kubzsk.ru/online/White_Book.pdf.
EDN: EVTBWT
Н.Н. Тюпакова - д.э.н., профессор кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, tupakova_n@mail.ru,
N.N. Tyupakova - doctor of economics, professor of the department of finance, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
М.В. Иванов - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, ivanov.maks464@yandex.ru,
M.V. Ivanov - student of economic faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
А.С. Святуха - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, sasha.svjatuha@mail.ru,
A.S. Svjatuha - student of economic faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
МАЛЫЙ БИЗНЕС В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ В КОНТЕКСТЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН
И ГЛОБАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ SMALL BUSINESS IN THE SPHERE OF TRADE IN THE CONTEXT OF INSTITUTIONAL CHANGES AND GLOBALIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY
Аннотация. Субъекты малого предпринимательства являются одними из наиболее значимых участников рыночных отношений, которые обеспечивают расширение числа рабочих мест в стране, оказывают влияние на объёмы производства валового внутреннего продукта и динамику экономического роста страны. Развитые страны успешно реализуют потенциал малого предпринимательства, что позволяет им поддерживать высокие темпы роста национальных экономик, однако российская практика показывает, что развитие малого предпринимательства осуществляется медленными темпами, что препятствует переходу нашей страны в разряд экономически развитых государств. Настоящее исследование посвящено определению и анализу проблем развития малого предпринимательства в России. Проанализировано состояние малого предпринимательства в нашей стране на данном этапе развития, на основе чего выявлены основные факторы, препятствующие успешному развитию субъектов. Предложены мероприятия, которые позволят улучшить состояние малого предпринимательства в России.
Abstract. Small business entities are among the most significant participants in market relations, which ensure the expansion of the number of jobs in the country, have an impact on the production of gross domestic product and the dynamics of economic growth of the country. Developed countries are successfully realizing the potential of small business, which allows them to maintain high growth rates of national economies, however, Russian practice shows that the development of small business is carried out at a slow pace, which prevents our country from moving into the category of economically developed countries. This study is devoted to the definition and analysis of the problems of small business development in Russia. The state of small business in our country at this stage of development is analyzed, on the basis of which the main factors hindering the successful development of subjects are identified. The measures that will improve the state of small business in Russia are proposed.
Ключевые слова: малое предпринимательство, малое предприятие, государственная поддержка, налоговая нагрузка, платёжеспособность, административные барьеры.
Keywords: small business, small enterprise, state support, tax burden, solvency, administrative barriers.
Устойчивость функционирования национальной экономики современного государства является результатом деятельности субъектов предпринимательства, которые развивают рынки труда на основе создания дополнительных рабочих мест, укрепляют производственный и экспортный потенциал страны благодаря наращиванию производственных мощностей, обеспечивают стабильность налоговой системы страны посредством уплаты налоговых платежей и взносов. Особая значимость предпринимательских структур в развитии экономики обусловливает необходимость формирования благоприятных условий для реализации ими деятельности. В этой связи важно обеспечить эффективное взаимодействие субъектов предпринимательства и государства.
Малое предпринимательство играет немаловажную роль в развитии российской экономики, развивая конкуренцию на рынках, наращивая объёмы производства товаров и услуг, способствуя становлению экономической системы страны на инновационный путь. Однако анализ современной практики осуществления деятельности субъектами малого предпринимательства в России указывает на наличие проблем, которые не позволяют оказать ожидаемый положительный эффект на развитие национальной экономики. Актуальность исследования подкрепляется ещё и нарастанием угроз внешнего характера. Речь идёт о беспрецедентном санкционном давлении на российскую экономику, которое стало следствием усиления геополитической напряжённости в 2022 году. Воздействие внешних факторов позволяют определить незащищённые участки в системе малого предпринимательства страны.
Учитывая вышеизложенные положения, в качестве цели исследования рассматриваются выявление и анализ проблем, препятствующих эффективному функционированию субъектов малого предпринимательства в
современной России, и разработка мероприятий, реализация которых позволит решить идентифицированные проблемы или снизить их негативное влияние на динамику развития малого бизнеса.
В качестве объекта исследования выступают субъекты, относимые к малому предпринимательству России, а предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, которые формируются в процессе решения проблем, негативно воздействующих на динамику развития малого предпринимательства в нашей стране. Теоретическая база исследования представлена научными работами в области исследования проблемных аспектов функционирования субъектов, относимых к малому предпринимательству России, а информационной базой послужили статистические материалы Росстата и действующие нормативно-правовые акты РФ. Методологическая база исследования включает в себя метод сравнительного анализа, монографический метод, расчётно-конструктивный метод, табличный метод и др.
Развитие малого предпринимательства в России является объективной необходимостью, поскольку именно малый бизнес благодаря своим сущностным характеристикам, раскрывающим его как чистую экономическую структурную составляющую российской экономики, позволяет наращивать экономический потенциал страны [5]. Исследуя нормативно-правовые аспекты развития малого бизнеса в России, можно отметить, что ответы на вопросы отнесения хозяйствующих субъектов к категории «малое предпринимательство» сформулированы в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». В частности, статья 4 указанного документа подробно раскрывает, на основании каких признаков субъект может быть отнесён к малому предпринимательству. В таблице 1 систематизируем и представим эти критерии.
Таблица 1 - Критерии отнесения субъектов к малому предпринимательству России, _согласно законодательству [1]_
№ Критерий Содержание
1 Доля в малом предприятии - верхнее предельное значение доли Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных объединений - 25% от уставного капитала (голосующих акций) - верхнее предельное значение доли иностранных юридических лиц - 49% от уставного капитала (голосующих акций) Исключения: при признании акций субъекта акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, при получении субъектом статуса участника проекта «Сколково»
2 Среднесписочная численность персонала - для малых предприятий - до 100 чел. - для микропредприятий - до 15 чел.
3 Годовой доход - для малых предприятий - до 800 млн. руб. - для микропредприятий - до 120 млн. руб.
Субъекты малого предпринимательства в развитых странах выступают в качестве основы формирования новой структуры экономических отношений, которые характеризуются инновационной направленностью и большей отдачей. В российской практике, напротив, субъекты малого предпринимательства слабо реализуют свой потенциал, что является следствием нерешённости проблем в данной сфере. В рамках оценки деятельности малых предприятий Российской Федерации на рисунке 1 представим основные экономические показатели их функционирования за 2019-2021 гг.
70000 g j 8,3 1 9,0
2019г. 2020г. 2021г.
оборот предприятий, млрд. руб. сальдированный финансовый результат, млрд. руб.
••«#•- рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), % — ♦ — рентабельность активов,
Рисунок 1 - Основные экономические показатели функционирования малых предприятий в России [4]
Субъекты малого предпринимательства традиционно занимают слабые позиции относительно средних и крупных участников отраслевых рынков, что подтверждает динамика представленных на рисунке 1 показателей. Согласно расчётам специалистов Росстата, оборот малых предприятий в стране показывает слабые темпы прироста - за 2019-2021 гг. +8 %, или +4233,3 млрд. руб. Несмотря на это, сальдированный финансовый результат малых предприятий России за три года показал прирост на 68,2 %, что может быть одновременно связано и с увеличением прибыли, и с уменьшением величины убытка, полученного субъектами по итогам указанных периодов. Относительные показатели, определяющие эффективность малого бизнеса, также характеризуются недостаточными для обеспечения экономического прорыва темпами роста. Если рентабельность продаж малых предприятий России в 2021 году относительно уровня 2019 года показала прирост на 1,3 п.п., то рентабельность активов - лишь 0,3 п.п.
Отдельно следует рассмотреть трудовые ресурсы малых предприятий страны. Статистические материалы Росстата показывают, что среднегодовая численность работников малых предприятий России по итогам 2021 года составила 10652,4 тыс. чел. - на 6,1 % ниже показателя за 2019 год. Однако размер начисленной заработной платы работников малых предприятий в среднем за месяц за трёхлетний период показал прирост на 22,1 %, что может свидетельствовать о повышении уровня оплаты труда [4]. Сокращение численности работников в сфере малого предпринимательства остаётся одним из проблемных аспектов функционирования предприятий малого бизнеса. Именно по этой причине в Указе Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» одной из приоритетных задач выделено увеличение числа работников в сфере МСП до 25 млн. чел. [2].
В рамках анализа текущего состояния малого бизнеса в нашей стране также проведём оценку его отраслевой структуры за 2021 год (рисунок 2).
и торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов м обрабатывающие производства
м строительство
а деятельность по операциям с недвижимым имуществом
■ транспортировка н хранение
м сельское, лесное хозяйство, охота.
рыболовство и рыбоводство и другие отрасли
Рисунок 2 - Отраслевая структура малого предпринимательства в России в 2021 году (по распределению числа работников), % [4]
Большее число работников малых предприятий России по итогам 2021 года была сосредоточена в отрасли оптовой и розничной торговли - 24,70 % от общей среднесписочной численности. На обрабатывающие производства и строительство пришлось, соответственно, 15,06 % и 12,26 %. Удельный вес работников в следующих сферах наряду с другими отраслями оказался значительным:
- деятельность по операциям с недвижимым имуществом - 7,85 %, или 836,3 тыс. чел.;
- транспортировка и хранение - 6,74 %, или 718,1 тыс. чел.;
- сельское хозяйство - 3,63 %, или 386,9 тыс. чел. [4].
Таким образом, указанные отрасли являются наиболее привлекательными для субъектов малого бизнеса в нашей стране. В качестве основной причины формирования подобной отраслевой структуры малого предпринимательства специалисты выделяют значительное участие государства в развитии данных отраслей.
Анализ научной литературы и российской практики осуществления деятельности субъектами малого предпринимательства позволяет выявить проблемы их развития.
Во-первых, наличие серьёзной конкуренции, которая обострилась в период действия ограничительных мер со стороны других государств, существенно тормозит темпы расширения масштабов малого бизнеса и обретения им значительной доли в структуре экономики России, а также препятствует выполнению своей основной функции - оздоровления экономической системы. Данный факт прослеживается в динамике доли предприятий, составляющих малый и средний бизнес, в объёме произведённого страной валового внутреннего продукта (рисунок 3).
30000,0 1 22,5
2017г. 2018г. 2019г. 2020г. 2021г.
объем валовой добавленной стоимости, произведённого МСП. млрд. руб. А ■ доля МСП в струтстуре ВВП России. %
Рисунок 3 - Динамика участия малого и среднего предпринимательства (МСП) в производстве ВВП России [4]
Как видим, объёмы производства добавленной стоимости субъектами МСП ежегодно росли (за исключением 2020 года, когда мировая экономика столкнулась с фактором неэкономического характера - коронавирус-ной инфекцией, которая вызвала замедление темпов экономического роста всех стран мира). Так, сравнивая
значение валовой добавленной стоимости, произведённой субъектами МСП, в 2021 году с 2017-м, наблюдается прирост в размере 6358,6 млрд. руб., или на 34,9 %. При этом доля участия МСП в производстве общероссийского ВВП за тот же период уменьшилась на 1,9 п.п.
Во-вторых, высокий уровень налогообложения наряду с низким уровнем платёжеспособности субъектом малого предпринимательства обусловливает их крайнюю неустойчивость в условиях действия различного рода факторов. Представим влияние указанных факторов на условия функционирования и развития сферы малого бизнеса:
- высокая налоговая нагрузка на малые предприятия страны является причиной невозможности развития потенциала субъектов: например, малые предприятия не могут осуществлять модернизацию своей материально-технической базы, что, безусловно, тормозит их развитие и препятствует улучшению своего положения на рынке [3];
- недостаточный уровень платёжеспособности малых предприятий страны является одной из причин в отказе предоставления кредитных ресурсов, которые могли бы послужить инвестиционными вложениями в их развитие.
Следует отметить, что рассмотрение финансовых условий функционирования малого бизнеса в нашей стране неразрывно связано с политикой управления финансовыми ресурсами, реализуемой малыми предприятиями. Многочисленные исследования показывают, что непроработанным структурным элементом системы менеджмента на российских малых предприятиях остаются механизмы финансового планирования, что также выделяется в качестве причины неразвитости малого бизнеса в стране. Неграмотное применение инструментов финансового планирования обусловливает низкую эффективность распределения и использования финансовых ресурсов, способную привести к утрате платёжеспособности и банкротству малых предприятий. Ежегодно в России фиксируется значительное число убыточных предприятий в сфере малого бизнеса, что позволяет говорить о наличии острой потребности в повышении их финансовой грамотности (рисунок 4).
Рисунок 4 - Динамика числа убыточных малых предприятий в России [4]
Статистические материалы, подготовленные Росстатом, показывают, что ежегодно в России убыточными оказываются более 350 тыс. малых предприятий. Самый высокий уровень показателя - 410,3 тыс. ед. в 2020 году - был связан с тем, что странами мира реализовывались мероприятия, направленные на сдерживание темпов распространения вируса СОУГО-19, в связи с чем был поэтапно объявлен локдаун. Поскольку предприятия, не только малые, но и средние, и крупные, оказались вынужденными приостановить свою деятельность, они получили существенные убытки по итогам финансового периода. Исключая данный год из рассматриваемых динамических рядов, можно прийти к выводу, что в России наблюдается тенденция к росту и числа убыточных малых предприятий, и величины получаемого ими убытка. Так, в 2021 году в сравнении с 2017-м прирост числа убыточных предприятий в малом бизнесе страны составил 0,7 %, а убытка в денежном выражении - 3,1 %.
Как показывает практика ведения предпринимательства, факторами ухудшения финансового состояния малых предприятий выступают непривлекательность малого бизнеса для высококвалифицированных кадров, что сдерживает темпы роста трудовых ресурсов в данной сфере, и, как следствие, низкий уровень квалификации работников.
Несмотря на широкий спектр государственных мер поддержки, они зачастую оказываются недостаточно эффективными, поэтому в стране наблюдаются слабые темпы развития малого предпринимательства, что также является одним из препятствующих факторов. Анализ нормативно-правовых аспектов и отчётов о реализации национальных программ показывает, что государственная помощь малым предприятиям характеризуется такой структурой, которая отличается ограниченностью числа сфер поддержки. В 2022 году произошли определённые изменения, которые позволили добиться расширения инструментальных средств поддержки, однако требуется достижение комплексности в государственных программах, ориентированных на создание условий для успешной реализации потенциала малых предприятий и его укрепления, с целью охвата всех без исключения отраслей экономики.
Развитие малого бизнеса осложняется также расширением масштабов теневой экономики в России, которая оказывает неблагоприятное влияние на всю национальную экономическую систему. Теневая деятель-
ность - крайне сложное явление, сопровождающее экономическое развитие любого государства и не поддающееся ликвидации. В России основными проявлениями теневизации экономики выступает неформальная занятость и экономические преступления (прежде всего, коррупция). Минимизация негативного влияния теневых процессов на динамику развития малого бизнеса также требуют активного государственного участия - разработки специальных программ противодействия и совершенствования инструментов борьбы.
Помимо вышеперечисленных проблем, препятствующими факторами на пути расширения масштабов малого бизнеса в структуре субъектов российской экономики также являются:
- существенные арендные платежи, высокие цены на сырьё и тарифы;
- бюрократия;
- высокие ставки по коммерческим кредитам;
- нехватка квалифицированного персонала;
- неопределённость экономической ситуации в стране.
Малое предпринимательство на сегодняшний день рассматривается учёными как основной драйвер экономического развития России. Для обретения значительной доли рынка субъектами малого предпринимательства в нашей стране и успешной реализации ими своей функции по улучшению конкурентных аспектов развития экономики предлагаются следующие мероприятия:
- стимулирование развития малых предприятий на основе совершенствования государственной политики в части их налогообложения: необходимо дальнейшее снижение налоговой нагрузки и расширение перечня предоставляемых льгот;
- устранение административных и организационных барьеров, а также упрощение процесса регистрации субъектов малого предпринимательства и уменьшения числа проверок, проводимых по отношению к ним;
- создание качественно новой программы государственной поддержки малого бизнеса на основе учёта особенностей всех сфер экономической деятельности, а не её отдельных направлений, и определения инструментов оказания помощи для каждой конкретной отрасли экономики;
- разработка стратегии укрепления предпринимательской привлекательности страны на основе формирования и реализации новых подходов к привлечению инноваций и инвестиций, учитывающих современное положение России на мировой арене;
- повышение уровня финансовой грамотности работников малых предприятий на основе применения новых инструментов оказания государственной поддержки, заключающихся в предоставлении информационных материалов о современных методах управления финансовыми ресурсами, в том числе раскрывающих зарубежный опыт ведения корпоративного финансового менеджмента;
- развитие кадрового потенциала страны и стимулирование привлечение трудовых ресурсов в сферу малого предпринимательства и др.
Таким образом, малое предпринимательство в России способно стать основой стабилизации и оздоровления экономики страны, однако для этого необходимо реализовывать качественную государственную поддержку, формировать условия для привлечения трудовых ресурсов и развития кадровых аспектов функционирования малых предприятий, а также устранить барьеры, определяющие низкую степень привлекательности малого бизнеса в стране.
Источники:
1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/, свободный.
2. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_357927/, свободный.
3. Бюджетное финансирование развития малого и среднего предпринимательства РФ, основные его проблемы и анализ эффективности / Н. В. Липчиу, А. А. Храмченко, А. С. Саарян, А. В. Харченко // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 51 (4). - С. 411-417.
4. Симоненко А.А. Информационные технологии в финансовой сфере: новые возможности и угрозы/Симоненко А.А., Храмченко А.А.//В сборнике: Проблемы и перспективы развития теории и практики экономического анализа. Сборник статей Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей, посвященной 40-летию Учетно-финансового факультета Кубанского государственного аграрного университета. Составители Н.К. Васильева, Е.А. Коврякова, Е.В. Сидорчукова. 2018. С. 240-246.
5. Кизинёк С.В.Современные парадигмы и методы анализа и контроля результативности бизнеса/Кизинёк С.В., Храмченко А.А., Болотнова Е.А.//Краснодар, 2019.
6. Храмченко А.А.К вопросу ускорения оборачиваемости оборотных средств и улучшения финансового состояния в целом на примере молочнотоварной фермы Краснодарского края/Храмченко А.А.//Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-3 (77). С. 561-567.
7. Юрченко А.А .Совершенствование моделей эффективного управления оборотным капиталом организаций/Юрченко А.А.//диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ин-т экономики, права и гуманитар. специальностей. Краснодар, 2012.