Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 17.07.2023).
6. Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» // Режим доступа: https://www.mnr.gov.ru/activity/ np_ecology/federalnyy-proekt-kompleksnaya-sistema-obrashcheniya-s-tverdymi-kommunalnymi-otkhodami/ (дата обращения: 17.07.2023).
7. Отчеты о ходе реализации регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Оренбургская область)» // Режим доступа: https://mpr.orb.ru/activity/30727/ (дата обращения: 17.07.2023).
8. Распоряжение Минприроды России № 39-р от 28.12.2022 «Об утверждении утверждаемой части федеральной схемы обращения с ТКО» // Режим доступа: https://www.mnr.gov.ru/docs/ofitsialnye_dokumenty/ (дата обращения: 17.07.2023).
EDN: ESEAHY
К.Э. Тюпаков - д.э.н., профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
K.E. Tyupakov - doctor of economics, professor of the department of economics and foreign economic activity, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
М.В. Аверина - зав. кафедрой цифровой экономики ГБПОУ города Москвы, Московский колледж бизнес-технологий, Москва, Россия, [email protected],
M.V. Averina - head of the department of digital economics of the Moscow State Educational Institution, Moscow College of Business Technologies, Moscow, Russia;
В.К. Тюпаков - магистрант, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],
V.K. Tyupakov - master's student, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia;
Г.А. Майструк - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
G.A. Maistruk - master's student, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА STATE REGULATION OF ENTREPRENEURSHIP IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE REGIONAL ECONOMY
Аннотация. В статье проведен анализ уровня развития предпринимательства в аграрном секторе экономики Краснодарского края. Выявлены факторы, влияющие на развитие предпринимательских структур в аграрном секторе экономики, среди которых наличие необходимых ресурсов, уровень развития науки и технологий, уровень развития инфраструктуры, государственное регулирование и поддержка предпринимательства. Проведен анализ эффективности агробизнеса Краснодарского края, характеризующий рост доли сельского хозяйства в структуре валового регионального продукта Краснодарского края. Представлены результаты анализа реализации региональных государственных программ поддержки развития сельского хозяйства, комплексного развития сельских территорий, аграрного предпринимательства в регионе. Предложена система методов государственного регулирования предпринимательской деятельности аграрного сектора экономики региона, включающая формирование условий для поддержания устойчивого спроса на продукцию аграрного сектора экономики и функционирование агропродовольственного рынка, развитие производственной и социальной инфраструктуры сельских территорий, поддержку устойчивого предложения продукции производимой аграрным сектором экономики региона, обеспечение и поддержание приемлемого уровня жизни сельского населения, создание условий для выхода производителей на межрегиональные и международные рынки.
Abstract. The article analyzes the level of development of entrepreneurship in the agricultural sector of the economy of the Krasnodar Territory. The factors influencing the development of entrepreneurial structures in the agrarian sector of the economy, including the availability of the necessary resources, the level of development of science and technology, the level of infrastructure development, state regulation and support for entrepreneurship, are identified. An analysis of the effectiveness of agribusiness in the Krasnodar Territory was carried out, characterizing the growth in the share of agriculture in the structure of the gross regional product of the Krasnodar Territory. The results of the analysis of the implementation of regional state programs to support the development of agriculture, the integrated development of rural areas, and agricultural entrepreneurship in the region are presented. A system of methods of state regulation of entrepreneurial activity in the agricultural sector of the region's economy is proposed, including the formation of conditions for maintaining sustainable demand for products of the agricultural sector of the economy and the functioning of the agri-food market, the development of industrial and social infrastructure in rural areas, supporting a sustainable supply of products produced by the agricultural sector of the region's economy, providing and maintaining an acceptable standard of living for the rural population, creating conditions for producers to enter interregional and international markets.
Ключевые слова: государственное регулирование, предпринимательство, агробизнес, сельские территории, государственные программы развития.
Keywords: economic efficiency, innovation, crop production, precision agriculture, profitability, cost.
В настоящее время все больше внимания уделяется развитию аграрного сектора экономики, который представляет собой совокупность предприятий и организаций, занимающихся производством, переработкой, хранением и реализацией сельскохозяйственного сырья и продукции, продуктов питания. Элементами аграрной системы также является рыбохозяйственный комплекс, лесное хозяйство, добыча минеральных вод и аграрный (сельский) туризм.
Рыбохозяйственный комплекс России объединяет не только отрасли рыболовства, рыбоводства и переработки рыбной продукции, но и сеть научных и образовательных учреждений, морские и речные порты, рыбопромысловый флот и предприятия по изготовлению орудий промысла. Ежегодный объем производства рыбо-хозяйственного комплекса страны составляет около 650 млрд. руб., менее 1 % ВВП страны.
Площадь лесов России составляет 1,2 млрд. га, что составляет свыше 20 % всех лесов Земли, а общий запас древесины на корню достигает 100 млрд. м3. Более 80 % лесов находится в Уральском федеральном округе, Сибирском федеральном округе и Дальневосточном федеральном округе.
Запасы минеральных вод России по месторождениям оцениваются в объеме 300 тыс. м3 в сутки. Месторождения минеральных вод расположены практически по всей территории страны. Самыми известными являются Кавказские Минеральные Воды, Старая Русса в Новгородской области, Сестрорецк и Марциальные воды в Карелии, Белокуриха в Алтайском крае и др.
Концепция развития аграрного туризма в России направлена на развитие инфраструктуры сельских территорий, повышение привлекательности сельского труда, сохранения сельского образа жизни и рост экономической эффективности малых форм хозяйствования на селе. Сфера аграрного (сельского) туризма включает в себя проживание и питание в сельских гостевых домах крестьянских (фермерских) хозяйств, экскурсии в заповедники, национальные парки, винодельни и сыроварни, научно-образовательные мероприятия и события, проводимые в сельской местности, а также культурно-этнографические экспедиции и др. [1].
Основой аграрного сектора экономики страны является аграрно-промышленный комплекс, объединяющий предприятия и организации производства средств производства для сельского хозяйства, само сельское хозяйство и организации перерабатывающей промышленности и торговли. Доля аграрного сектора экономики в ВВП сокращается во многих странах вследствие внедрения достижений науки и техники, релокации человеческого капитала, повышения эффективности сельского предпринимательства [5].
Рисунок 1 - Доля аграрного сектора экономики в ВВП, %
В странах с более развитой экономикой доля сельского хозяйства в ВВП традиционно ниже, чем в странах с развивающейся экономикой, что характерно для США (0,96 %), Германии (0,85 %), Франции (1,6 %), России (3,8 %), Великобритании (0,67 %), Турции (5,5 %), Беларуси (6,8 %), Индонезии (13,3 %), Индии (16,8 %), Китая (7,3 %).
Аграрный сектор экономики страны обладает множеством особенностей, связанных с технологическими, социальными и экономическими бизнес-процессами. Высокая зависимость от природно-климатических условий региона, сезонность производства негативно влияют на эффективность использования ресурсного потенциала и организацию процесса производства в целом. Использование земли и живых организмов в сельском хозяйстве значительно увеличивают риски эффективности предпринимательской деятельности как в растениеводстве, так и в животноводстве, а также других сферах АПК. Ограниченный срок хранения и годности большинства видов сельскохозяйственной продукции и продуктов питания требует разработки нормативно-правовой документации к его продолжительности, пищевых добавок для продления сроков годности, а также развития инфраструктуры хранения и переработки сельскохозяйственного сырья. Многообразие аграрных потребительских и сырьевых рынков, большое количество производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия приводит к высокой конкуренции в аграрном секторе, что предопределяет государственное воздействие на общественные отношения в аграрной сфере экономики [4].
В современных условиях стратегия развития аграрной сферы экономики России направлена на формирование аграрной политики, ориентированной на стимулирование развития отечественного производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия, увеличения объема производимой продукции, а также достижения физической и экономической доступности продовольствия.
Факторы, оказывающие влияние на развитие предпринимательства в аграрном секторе экономики, представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Факторы, влияющие на развитие предпринимательства в аграрном секторе экономики
Необходимость развития предпринимательской деятельности в аграрном секторе экономики России продиктована неустойчивой политической и экономической ситуацией в стране, высокой конкуренцией как на мировом, так и внутреннем рынке, высокой устойчивостью организаций аграрного бизнеса к влиянию внутренних фактора, что требует совершенствования государственной аграрной политики.
Система форм и методов государственной поддержки включает в себя, как правило, два направления деятельности: координация рыночного механизма и поддержка предпринимательской деятельности товаропроизводителей. Развитие предпринимательства способствует повышению уровня жизни населения страны и регионов, экономической свободы индивидуума и формированию гражданского общества. Предпринимательство является ключевой «точной роста» отечественной экономики, что выражается в повышении инновационной активности и экономической эффективности материального и нематериального секторов экономики, а также их
устойчивому развитию. В аграрной сфере развитие предпринимательства является основным фактором устойчивого развития сельских территорий, способствует сохранению сельского уклада жизни, формирует совокупность сельхозтоваропроизводителей различных форм собственности и хозяйствования, а также обеспечивает продовольственную безопасность на всех ее уровнях [10].
Краснодарский край является крупнейшим сельскохозяйственным регионом Российской Федерации, доля которого в структуре отечественного ВВП составляет около 2 %. Краснодарский край входит в 10 активно развивающихся регионов страны по уровню инновационной и инвестиционной активности, по уровню развития АПК и промышленности, транспорта, туризма, по доле малого и среднего предпринимательства в валовом продукте [8].
В 2022 году он занял 11 место в рейтинге РИА Рейтинг по социально-экономическому развитию среди регионов России, опередив Белгородскую, Воронежскую и Ростовскую области, набрав 59 баллов.
Рисунок 3 - Интегральный рейтинг по социально-экономическому положению регионов России, баллы (2022 г.)
В состав Краснодарского края входят 38 районов, 26 городов краевого и районного подчинения, 12 внутригородских округов, 14 поселков городского типа, федеральная территория «Сириус», 399 сельских (станичных) административных округов и 1725 сельских населенных пунктов. Валовой региональный продукт за последние 5 лет увеличился почти в 2 раза и к в 2022 году составил 4,3 трлн руб. Основу экономического потенциала региона составляет агропромышленный, топливно-энергетический, строительный комплексы. Высокими темпами развиваются многопрофильное машиностроение, приборостроение, химическая и легкая промышленности, деревообработка. Проведение в 2014 году в г. Сочи Зимних олимпийских игр дало новый толчок к развитию туристско-рекреационного комплекса территории, в котором функционирует около 5 тыс. коллективных мест размещения, а число ежегодно приезжающих на отдых туристов превышает 10 млн чел. [11,13].
Динамика валового регионального продукта характеризуется высокими темпами прироста. Рост в строительстве и оказании платных услуг составил 15 %, в сфере розничной торговли - 12 %, в промышленном производстве - 12 %, в сфере общественного питания и АПК - 9 % [13].
Краснодарский край занимает первое место по общему объему инвестиций в южном федеральном округе и 8 место среди всех субъектов Российской Федерации. Всего с 2020 года в регионе заключено свыше 350 протоколов о намерениях по взаимодействию в сфере инвестиций на общую сумму более 600 млрд руб. и с созданием около 50 тыс. новых рабочих мест.
Создание условий для устойчивого социально-экономического роста позволило Краснодарскому краю обеспечить рост объема промышленного производства на 12 %, сельскохозяйственной продукции - 10 %, строительства - 10 %, грузооборота автомобильного транспорта - 17 %, увеличить розничный товарооборот на 52,8 % и среднемесячную заработную плату - на 45,1 %.
Таблица 1 - Показатели социально-экономического развития Краснодарского края
Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. в % к 2018 г.
Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб. 444,4 455,2 460,7 561,6 603,1 135,7
Доля сельского хозяйства в ВРП, % 8,3 10,2 10,4 11,0 11,5 -
Число субъектов МСП, тыс. ед. 281,4 282,0 276,9 265,2 273,6 97,2
Численность занятых в МСП, тыс. чел. 562,8 549,6 539,3 551,7 533,5 94,8
Количество самозанятых, тыс. чел. - - 42,1 153,1 257,1 -
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 515,3 477,6 518,2 558,6 690,7 134,0
Индекс производства продукции сельского хозяйства, % 96,4 108,9 91,4 114,0 109,9 -
Среднемесячная заработная плата, руб. 33846 36133 38499 43510 48399 142,1
Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве, руб. 30079 32349 34042 34883 36824 145,5
Оборот розничной торговли, млрд руб. 1368 1462 1487 1908 2090 152,8
Индекс потребительских цен, % 102,5 104,5 103,2 107,5 111,7 -
Численность населения Краснодарского края насчитывает свыше 5,5 млн человек, плотность населения превышает 77 чел./км2. В последние годы увеличился поток переселенцев из близлежащих регионов, районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Среди крупнейших агломераций региона можно выделить Краснодарскую, Адыгейскую и Сочинскую. В Краснодарской агломерации проживает около 2 млн чел. включая города
Краснодара и Горячий Ключ, а также близлежащие станицы Динского и Северского районов. Адыгейская агломерация объединяет жителей Тахтамукайского и Теучежского районов, а также г. Адыгейска. Сочинская агломерация, в которую входят города Туапсе, Сочи и Адлер. Несмотря на высокие темпы переселения, естественная убыль населения на Кубани возросла на 12 %, причем общий коэффициент естественного движения населения составляет - 4,4. Также в последние годы наблюдается сокращение численности сельского населения региона, которое в настоящее время составляет около 2,5 млн человек [12].
Краснодарский край относится к аграрным регионам страны, где около половины населения проживает в сельской местности. Поэтому в государственных программах уделяется особое внимание развитию этих территорий [1].
Основной целью региональных государственных программ, направленных на комплексное развитие сельских территорий, является повышение качества жизни в сельской местности посредством развития транспортной и инженерной инфраструктуры, повышения доступности социальных и культурно-просветительских объектов, улучшение жилищных условий [8].
2017г. 201ЕГ 20Е9Г. ИЙОГ. Ш\1 ШВг
городское население 1=юе.тьсхое к&сепешго —*-Еекетае|шьЕа лрироет^убшь». чел.
Рисунок 4 - Динамика численности населения Краснодарского края, тыс. чел.
В период с 2003 по 2013 годы в Краснодарском крае реализована Федеральная целевая программа «Социальное развитие села», в рамках которой для сельских жителей построено 211 тыс. кв. м жилья, в том числе 45 % из которого для молодых специалистов и молодых семей. В этот же период на сельских территориях введено в действие свыше 1400 км газовых сетей, 500 км водопроводов, 24 км линий электропередач. Создано 13 информационно-консультационных центров, построено 2 родильных дома, общеобразовательная школа в с. Соленом Мостовского района на 250 мест. С 2014 года ее продолжила государственная программа «Устойчивое развитие сельских территорий». За счет государственной поддержки 3648 семей смогли приобрести 276 тыс. кв. метров жилья, построено 513 объектов газоснабжения общей протяженностью 2174 км, построено и реконструировано 115 объектов водоснабжения с общей протяженностью сетей 663 км, построено 2 школы, 20 офисов врачей общей практики и 24 спортивные площадки. С 1 января 2020 года действует государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», которая направлена на улучшение жизни в сельской местности. На финансирование этой программы выделено 602,5 млн рублей [2]. Отличительной особенностью новой программы является предоставление льготных ипотечных кредитов сельским жителям на строительство жилья со ставкой до 3 % годовых. Организациям, выдавшим такие кредиты, будут возмещаться недополученные доходы за счет субсидий из федерального бюджета. Согласно этой программе, право на получение кредита (займа) имеет любой гражданин Российской Федерации независимо от нуждаемости в улучшении жилищных условий и горожанин - для строительства жилого помещения на сельских территориях. Заемщик самостоятельно может выбрать уполномоченный банк для получения льготного ипотечного кредита. Также новая программа предусматривает предоставление льготных потребительских кредитов гражданам на повышение уровня благоустройства домовладений со ставкой от 1 до 5 % годовых. При этом кредитным организациям также будут возмещаться недополученные доходы за счет субсидий из федерального бюджета [2,5,7].
Однако в новой программе произошли изменения в части расстановки приоритетов, а именно сократились объемы финансирования на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан на 75 %, в связи с тем, что в дальнейшем данные мероприятия будут постепенно переориентированы на ипотеку. Точечное строительство таких объектов, как газопроводы и водопроводы, начиная с 2021 года осуществляется только в комплексе с возведением других объектов в рамках новых мероприятий по обеспечению земельных участков под компактную жилищную застройку инженерной инфраструктурой и реализации проектов комплексного развития сельских территорий по ведомственному целевому проекту «Современный облик сельских территорий».
Реализация мероприятий по благоустройству сельских территорий в 2019 году осуществлялась под другим названием «Реализация мероприятий по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности». Начиная с 2020 года мероприятие дополняется новыми направлениями: создание площадок для занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья; организация освещения территории, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; организация пешеходных коммуникаций; обустройство территории в целях обеспечения беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения; организация ливневых стоков; обустройство площадок накопления твердых коммунальных отходов; сохранение и восстановление историко-культурных памятников.
Таблица 2 - Основные показатели развития сельского хозяйства Краснодарского края
Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. к 2018 г., %
Продукция сельского хозяйства, млн. руб. 382468 417201 432963 556249 660321 172,6
Посевная площадь, тыс. га 3687 3709 3727 3771 3745 101,6
Число субъектов МСП, ед. 8857 9588 10506 11254 12186 137,6
Число работников, чел. 29563 30256 33779 39864 40132 135,8
Объем выручки, млрд руб. 165,6 172,4 176,8 217,3 255,3 154,2
Государственная поддержка, млрд руб. 6,3 7,7 8,3 10,2 10,7 90,5
Инвестиции в основной капитал по сельскому хозяйству, млн руб. 28303 29429 31122 32491 38739 136,9
- в том числе на 100 га площади посева, руб. 7676,4 7934,5 8350,4 8616,0 10344,2 134,6
Обеспеченность тракторами на 1000 га, шт. 6,0 6,0 6,1 6,0 6,2 103,3
Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций, % 15,4 14,0 20,3 36,0 41,3 -
В Краснодарском крае действует целая система поддержки предпринимательства в аграрной сфере, которая включает свыше 20 направлений и в совокупности она предлагает порядка 220 мер.
Реализация государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», структурированной по подпрограммам позволила ввести новых мелиоративных систем на площади 4335 тыс. га, модернизировать добывающий флот рыбохозяй-ственного комплекса и производство продукции пищевой и перерабатывающей промышленности региона, заложить 1,7 тыс. га многолетних насаждений и др. [3,9].
Особое значение уделяется малому и среднему предпринимательству. В регионе реализуется региональный проект «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», государственная программа Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», предусматривающая субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства, стимулирование развития приоритетных подотраслей АПК и развитие малых форм хозяйствования, компенсация части затрат связанных с сертификацией продукции, % ставки по инвестиционным кредитам, зарубежных выставок и ярмарок, а также затрат на охрану интеллектуальной деятельности.
В регионе создан краевой центр поддержки предпринимательства. Развивается предпринимательская инфраструктура - создан региональный инновационный инкубатор для поддержки малого бизнеса, реализуется грантовая поддержка «Агростартап», в вузах Кубани реализуется экспериментальная программа «Стартап как диплом», функционируют региональные проекты «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Информационная инфраструктура», «Цифровые технологии».
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в Краснодарском крае существует эффективный и имеющий долгосрочные перспективы механизм развития АПК и сельских территорий. Комплексный подход позволит укрепить экономический потенциал сельских территорий и достичь принципиально нового уровня продуктивности.
Предварительные итоги социально-экономического развития Краснодарского края позволяют предположить, что к 2025 году объем валового регионального продукта Краснодарского края увеличится на 21% и составит 4,3 трлн рублей. Темп роста валового регионального продукта Кубани превысит среднероссийские темпы роста на 9,9 п.п. До 2025 года в экономику Краснодарского края планируется привлечь свыше 1,8 трлн рублей инвестиций, а их ежегодный объем достигнет 750 млрд руб. [12].
Таким образом, система методов государственного регулирования предпринимательской деятельности в аграрном секторе экономики региона должна включать:
- формирование и функционирование агропродовольственного рынка;
- формирование условий для поддержания устойчивого спроса на продукцию аграрного сектора экономики;
- развитие производственной и социальной инфраструктуры сельских территорий;
- поддержка устойчивого предложения продукции производимой аграрным сектором экономики региона;
- обеспечение и поддержание приемлемого уровня жизни сельского населения;
- создание условий для выхода производителей продукции аграрного сектора экономики на межрегиональные и международные рынки.
Стимулирование развития предпринимательства в аграрном секторе экономики позволит повысить эффективность его отраслей, создать новые бизнес структуры, способные обеспечить рост валового регионального продукта, качества жизни сельского населения, а также повысить уровень продовольственной безопасности страны.
Источники:
1. Устойчивое развитие сельских территорий в контексте эффективности использования основного капитала / Н. К. Васильева, С. М. Резниченко, Е. В. Сидорчукова, Н. П. Агафонова // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 5(94). - С. 358-365.
2. Постановление Правительства Российской Федерации 31.05.2019 № 696 «Комплексное развитие сельских территорий».
3. Сайфетдинова, Н. Р. Методические и практические аспекты оценки эффективности аграрного производства / Н. Р. Сайфетдинова, К. Э. Тюпаков, А. Р. Сайфетдинов // Проблемы достижения экономической эффективности и социальной сбалансированности: Императивы, правовые и хозяйственные механизмы : Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию Финансового университета, Краснодар, 25-26 апреля 2014 года / Ответственный редактор: Сорокожердьев В.В. - Краснодар: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2014. - С. 170-176.
4. Трубилин, А. И. Развитие сельского хозяйства как основа обеспечения продовольственной безопасности региона / А. И. Трубилин // Вызовы и современные ответы на проблемы устойчивого развития сельских территорий : сборник статей по материалам Международного научно-практического форума, Краснодар, 26-27 октября 2022 года. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубили-на, 2022. - С. 378-385.
5. Трубилин, А. И. Совершенствование организационно-экономического механизма развития аграрной экономики региона / А. И. Трубилин. - Краснодар : Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2022. - 204 с.
6. Тюпаков, К. Э. Воспроизводство технической базы растениеводства / К. Э. Тюпаков // АПК: экономика, управление. - 2012. - № 1. - С. 60-66.
7. Тюпаков, К. Э. Формы и источники финансирования воспроизводства материально-технической базы отечественных сельхозтоваропроизводителей / К. Э. Тюпаков, И. А. Папахчян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2012. - № 2. - С. 142-150. - EDN PEXXRR.
8. Тюпаков К. Э. Методические особенности социально-экономического мониторинга сельских территорий региона / К. Э. Тюпаков, З. С. Хаутиев // Наука, образование и бизнес: новый взгляд или стратегия интеграционного взаимодействия : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения первого Президента Кабардино-Балкарской Республики Валерия Мухамедовича Кокова, Нальчик, 14-15 октября 2021 года. Том Часть 1. Нальчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова", 2021. - С. 141-145.
9. Тюпаков, К. Э. Цена как фактор повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства / К. Э. Тюпаков // Перспективы развития аграрного сектора экономики в условиях вступления России в ВТО : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Краснодар, 19 декабря 2006 года. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2006. - С. 84-86.
10. Tyupakov, K. E. Features of model building for an inter-sectoral agro-industrial cluster as a quasi-integrated structure / M. V. Kashukoev, K. E. Tyupakov, M. A. Marieva [et al.] // Ad Alta. - 2020. - Vol. 10. - No 2 S12. - P. 126-128.
11. Официальный сайт Губернатора Краснодарского края, администрации Краснодарского края [Электронный ресурс] Режим доступа: https://admkrai.krasnodar.ru.
12. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/.
13. https://www.kubzsk.ru/online/White_Book.pdf.
EDN: EVTBWT
Н.Н. Тюпакова - д.э.н., профессор кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
N.N. Tyupakova - doctor of economics, professor of the department of finance, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
М.В. Иванов - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
M.V. Ivanov - student of economic faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
А.С. Святуха - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A.S. Svjatuha - student of economic faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
МАЛЫЙ БИЗНЕС В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ В КОНТЕКСТЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН
И ГЛОБАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ SMALL BUSINESS IN THE SPHERE OF TRADE IN THE CONTEXT OF INSTITUTIONAL CHANGES AND GLOBALIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY
Аннотация. Субъекты малого предпринимательства являются одними из наиболее значимых участников рыночных отношений, которые обеспечивают расширение числа рабочих мест в стране, оказывают влияние на объёмы производства валового внутреннего продукта и динамику экономического роста страны. Развитые страны успешно реализуют потенциал малого предпринимательства, что позволяет им поддерживать высокие темпы роста национальных экономик, однако российская практика показывает, что развитие малого предпринимательства осуществляется медленными темпами, что препятствует переходу нашей страны в разряд экономически развитых государств. Настоящее исследование посвящено определению и анализу проблем развития малого предпринимательства в России. Проанализировано состояние малого предпринимательства в нашей стране на данном этапе развития, на основе чего выявлены основные факторы, препятствующие успешному развитию субъектов. Предложены мероприятия, которые позволят улучшить состояние малого предпринимательства в России.
Abstract. Small business entities are among the most significant participants in market relations, which ensure the expansion of the number of jobs in the country, have an impact on the production of gross domestic product and the dynamics of economic growth of the country. Developed countries are successfully realizing the potential of small business, which allows them to maintain high growth rates of national economies, however, Russian practice shows that the development of small business is carried out at a slow pace, which prevents our country from moving into the category of economically developed countries. This study is devoted to the definition and analysis of the problems of small business development in Russia. The state of small business in our country at this stage of development is analyzed, on the basis of which the main factors hindering the successful development of subjects are identified. The measures that will improve the state of small business in Russia are proposed.
Ключевые слова: малое предпринимательство, малое предприятие, государственная поддержка, налоговая нагрузка, платёжеспособность, административные барьеры.
Keywords: small business, small enterprise, state support, tax burden, solvency, administrative barriers.
Устойчивость функционирования национальной экономики современного государства является результатом деятельности субъектов предпринимательства, которые развивают рынки труда на основе создания дополнительных рабочих мест, укрепляют производственный и экспортный потенциал страны благодаря наращиванию производственных мощностей, обеспечивают стабильность налоговой системы страны посредством уплаты налоговых платежей и взносов. Особая значимость предпринимательских структур в развитии экономики обусловливает необходимость формирования благоприятных условий для реализации ими деятельности. В этой связи важно обеспечить эффективное взаимодействие субъектов предпринимательства и государства.
Малое предпринимательство играет немаловажную роль в развитии российской экономики, развивая конкуренцию на рынках, наращивая объёмы производства товаров и услуг, способствуя становлению экономической системы страны на инновационный путь. Однако анализ современной практики осуществления деятельности субъектами малого предпринимательства в России указывает на наличие проблем, которые не позволяют оказать ожидаемый положительный эффект на развитие национальной экономики. Актуальность исследования подкрепляется ещё и нарастанием угроз внешнего характера. Речь идёт о беспрецедентном санкционном давлении на российскую экономику, которое стало следствием усиления геополитической напряжённости в 2022 году. Воздействие внешних факторов позволяют определить незащищённые участки в системе малого предпринимательства страны.
Учитывая вышеизложенные положения, в качестве цели исследования рассматриваются выявление и анализ проблем, препятствующих эффективному функционированию субъектов малого предпринимательства в