Научная статья на тему 'Малый бизнес ретроспектива и тенденции развития'

Малый бизнес ретроспектива и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
610
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА МАЛОГО БИЗНЕСА / ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА / SMALL BUSINESS / THE SECTORAL STRUCTURE OF SMALL BUSINESS / THE SUPPORTING PROGRAM FOR THE SMALL BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эррера Лариса Михайловна

Анализируются история развития малого предпринимательства России с восьмидесятых годов двадцатого века и по настоящее время, а также тенденции отраслевого дисбаланса по численности малых предприятий. Даются практические рекомендации по разработке программ поддержки малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SMALL BUSINESS RETROSPECTION AND TENDENCY OF DEVELOPMENT

The article analyses the history of Russian small business since the eighties of the twentieth century to the present day, and tendencies of sectoral disbalance according to quantity of small businesses. Practical recommendations are given for the development of programs to support the small businesse.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес ретроспектива и тенденции развития»

in Russian economy during the market transformation have been shown and the tasks for the state regulation in the social economic sphere have been established.

Key words: economical formation, Asian way of production, bureaucracy, modernization, state regulation.

Pagis Yakov Izrailevich, candidate of economics, docent, pagis5I@mail.ru, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical- Technological University

УДК 330.3

МАЛЫЙ БИЗНЕС - РЕТРОСПЕКТИВА И ТЕНДЕНЦИИ

РАЗВИТИЯ

Л.М. Эррера

Анализируются история развития малого предпринимательства России с восьмидесятых годов двадцатого века и по настоящее время, а также тенденции отраслевого дисбаланса по численности малых предприятий. Даются практические рекомендации по разработке программ поддержки малого предпринимательства.

Ключевые слова: малый бизнес, отраслевая структура малого бизнеса, программа поддержки малого бизнеса.

В настоящее время экономика России стремится к тому, чтобы привлечь потенциал малых предприятий для повышения ее эффективности.

Для создания необходимой структуры знания о реальной ситуации и динамике процессов в малом предпринимательстве необходимо проанализировать тенденции в его развитии.

Известно, что оптимальное функционирование рынка достигается при сбалансированном развитии его структурных звеньев не только по вертикали, но и по горизонтали, а также с точки зрения наиболее рационального сочетания организационно-правовых структур, отличающихся по размерам производства.

Анализ долговременных тенденций экономического роста в развитых странах показывает, что повышение уровня концентрации, увеличение размеров предприятий, единичной мощности оборудования наиболее выражено в период экстенсивного развития экономики. В период интенсификации появляется тяготение к малым и средним предприятиям на основе сокращения разрыва в уровнях эффективности по всем параметрам по сравнению с крупными предприятиями.

Если обратиться к истории малого предпринимательства в России двадцатого века, то мы можем констатировать, что начиная с этапа индустриализации развитие народного хозяйства России (и СССР) шло путем создания предприятий-гигантов. Это направление подавляло мелкие и средние производства. В результате малое предпринимательство и малые предприятия оказались в невыгодных условиях. Малые предприятия хуже обеспечивались техникой, ресурсами, в них сложнее решались вопросы транспортировки грузов, получения кредитов, развитие социальнобытовой сферы. Небольшим государственным предприятиям заранее отводилась второстепенная роль, что имело следствием слабую техническую базу, недостаточную квалификацию работников, низкие заработки.

Как показывает статистика, в 1987 году в промышленности СССР количество малых предприятий составляло 46,7 % от общего количества предприятий, а доля их продукции в общем объеме - 5,3%. [1]

Разработка проблематики малых предприятий велась в 80-е годы в СССР в центральных плановых органах и в различных научных организациях. Проводились хозяйственные эксперименты по отработке малых форм хозяйствования с использованием опыта восточноевропейских стран, в частности Болгарской индустриально-хозяйственной ассоциации (объединения малых предприятий). Наиболее представительными были эксперименты в Эстонии по созданию малых государственных предприятий сначала в легкой промышленности, а затем и в производстве.

Внедрение малых форм шло по нескольким направлениям: индивидуально-трудовая деятельность, молодежное предпринимательство, а затем и принятие Закона СССР «О кооперации в СССР».

Далее импульс к развитию малых государственных предприятий был дан положением «О развитии эксперимента по созданию малых предприятий».

Качественно новый период в развитии малых форм хозяйственной деятельности начался с постановления Совета Министров СССР №790 от 8 августа 1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий всех форм собственности», которое было практически первым нормативным документом, определившим порядок создания и деятельности частных, семейных и хозяйствования малых предприятий различных форм собственности, а также определены критерии отнесения к малым предприятиям - численность занятых на предприятии и объем выпускаемой продукции.

Особенно бурному развитию малого предпринимательства способствовали принятые Верховным Советом СССР антимонопольное законодательство, а также закон СССР «Об общих началах предпринимательства в СССР». Государство признало частное предпринимательство, в том числе с применением наемного труда, общественно полезной деятельностью и обеспечило его правовую защиту.

В конечном итоге изменение количества малых предприятий в России, начиная с 1992 года, представлено в следующей таблице.

Количество малых предприятий в России, тыс. ед.

Год Малые предприятия, тыс. ед.

1992 560,0

1993 865,0

1994 896,9

1995 877,3

1996 841,7

1997 861,1

1998 868,0

1999 890,6

2000 879,3

2001 843,0

2002 882,3

2003 890,9

2004 953,1

2005 979,3

2006 1032,8

2007 1137,4

2008 1335,1

2009 1600

2010 1644

2011 1836

(Рассчитано по: данным сплошного федерального статистического наблюдения Росстата - официальное издание Росстата «Малый и средний бизнес в России», Москва, 2012г., а также по ежегоднику «Малое и среднее предпринимательство России. 2012». Москва, декабрь 2012 г. www.gks.ru, Россия в цифрах, 2007; Регионы России, 2004; Регионы России, 2001; Российский статистический ежегодник, 1999; Российский статистический ежегодник, 1996.)

Рост количества малых предприятий происходил практически постоянно, за исключением периода кризиса 1998 года, после которого отмечался спад количества малых предприятий. Таким образом, малый бизнес в России развивается довольно успешно, его доля в экономике постоянно растет. Но при анализе ситуации в малом бизнесе очень важно изменение отраслевой структуры малого предпринимательства.

По данным, представленным Росстатом, распределение малых предприятий по отраслям экономики в Российской Федерации происходи-

ло следующим образом:

В 1998 году

Торговля - 42,6%

Производственный малый бизнес - 14,6%

Строительство - 16,5%

Транспорт - 2,07%

Сельское и лесное хозяйство - 1,15%

Операции с недвижимостью - 0,25%

В 2009 году Торговля -42,2%

Производственный малый бизнес - 10,7%

Строительство - 11,9%

Транспорт - 5,4%

Сельское хозяйство - 0,2%

Операции с недвижимостью - 15,5%

В 2011 году Торговля - 38,3%

Производственный малый бизнес - 10,7%

Строительство - 11,1%

Транспорт - 6,1%

Сельское и лесное хозяйство - 3,9%

Операции с недвижимостью - 21,1%

Мы видим, что прослеживается отчетливая тенденция преобладания малых торговых предприятий в общем числе малых предприятий России. И как негативный фактор - снижение малых производственных предприятий.

При этом ярко выражен рост малых предприятий, занимающихся операциями с недвижимостью - от 0,25% от общего количества малых предприятий в 1998 году до 21,15% в 2011 году.

Положительна, хотя и недостаточно интенсивна тенденция роста малых сельскохозяйственных предприятий:

В целом их доля очень низка, особенно учитывая огромный потенциал этой отрасли и ее роль в отечественном производстве сельхозпродукции в нашей стране.

Исходя из проведенного анализа, мы можем констатировать неравномерность в развитии товаропроизводящих и нетоваропроизводящих предприятий, с явным перевесом в пользу последних.

Анализ экономики на основе расчета индекса различий (Ж=0,08) свидетельствует о низком уровне различий, т.е. отраслевую структуру малых предприятий можно считать достаточно инерционной.

Но, так как малое предпринимательство является предпосылкой для повышения уровня благосостояния общества, необходима продуманная стратегия развития малого бизнеса в России в целом и по отдельным ее ре-

гионам. Исходя из анализа статистических данных, наибольшее внимание важно уделить развитию сектора сельского хозяйства и производственного малого бизнеса, как товаропроизводящх отраслей экономики. Тем более, что в настоящее время особое значение придается развитию инновационного малого предпринимательства.

Разработка программ поддержки малого предпринимательства должна осуществляться в такой последовательности:

- сбор исходных данных, необходимых для проведения анализа;

- проведение системного анализа, обоснование вариантов возможных направлений развития малого предпринимательства в регионе;

- выбор основного варианта;

- разработка конкретных мероприятий по поддержке предпринимательства, определенных по срокам, месту проведения, основным исполнителям, объектам и источникам финансирования;

- согласование мероприятий с заинтересованными сторонами;

- формирование исходного документа, включающего свод результатов решение региональных и межрегиональных проблем.

При разработке программ развития малого предпринимательства необходимо основываться на многовариантном прогнозе. Ценность такого подхода заключается в широком наборе прогнозных вариантов, отвечающих на вопрос «что будет, если...».

Когда у определенного вида малого предприятия хорошие условия для развития и имеются тенденции для роста, то оно в дальнейшем может развиться до среднего, а самое лучшее малое предприятие станет крупным.

Список литературы

1. Горбунов Э. Малая экономика как фактор формирования общесоюзного рынка // Вопросы экономики. №12. 1990. С.81

2. ШЬ: http//www.economy. gov.ru (дата обращения: 11.11.2013)

3. ЦЕЬ: http//www. ттйп. ги (дата обращения: 01.12.2013)

4. Статистика малого и среднего предпринимательства в России ключевые показатели 2008-2011 [электронный ресурс] URL:http://www.rcsme.ru (дата обращения: 21.11.2013)

Эррера Лариса Михайловна, доцент, кандидат психол. наук, Россия, Новомосковск, НИ (ф) РХТУ им. Д.И. Менделеева, regionculture@mail.ru

THE SMALL BUSINESS - RETROSPECTION AND TENDENCY OF DEVELOPMENT

The article analyses the history of Russian small business since the eighties of the twentieth century to the present day, and tendencies of sectoral disbalance according to quantity of small businesses. Practical recommendations are given for the development ofprograms to support the small businesse.

Key words: the small business, the sectoral structure of small business, the supporting program for the small businesses.

Larisa Herrera, candidate of psychological science, docent, regionciiltiire a jvail.ru, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University

УДК 331

ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Л.М. Эррера, О.Е. Афанаскина

Анализируются факторы такой части человеческого капитала, как эффективная коммуникация. Определены цели и задачи эффективной коммуникативности сотрудников организации, и сформулированы принципы эффективных коммуникаций, которыми рекомендуется руководствоваться в практической деятельности предприятия.

Ключевые слова: эффективная коммуникация, человеческий капитал, человеческий потенциал.

Основа для поддержания прибыльности предприятия и здоровья экономики в целом — производительность рабочей силы, человеческий капитал. Для любой современной экономики, когда большая часть ВВП приходится на информационный сектор, очевидно, что знающие люди — основной компонент успешности деятельности предприятия.

Обмен информацией — одна из самых сложных проблем в организациях, а неэффективные коммуникации — это главное препятствие на пути достижения успешной деятельности фирмы, ведь если люди не могут эффективно обмениваться информацией, они не смогут работать вместе и организация не достигнет цели своей деятельности.

Биржевой рынок уже признал леверидж человеческого знания, т. е. отношение стоимости человеческого капитала компании к ее собственным средствам, так же постепенно к этому движется и производственный рынок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.