Научная статья на тему 'Эффективная коммуникация как составляющая человеческого капитала в менеджменте'

Эффективная коммуникация как составляющая человеческого капитала в менеджменте Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
654
83
Поделиться
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Эррера Лариса Михайловна, Афанаскина Ольга Евгеньевна

Анализируются факторы такой части человеческого капитала, как эффективная коммуникация. Определены цели и задачи эффективной коммуникативности сотрудников организации, и сформулированы принципы эффективных коммуникаций, которыми рекомендуется руководствоваться в практической деятельности предприятия.

THE EFFECTIVE COMMUNICATION AS PART OF HUMAN’S CAPITAL IN MANAGEMENT

The article analyzes the factors that portion of human capital, as effective communication. Goals and objectives of the organization's staff effective communication are determined, and the principles of effective communication are formulated, it is recommended to guide the practice of the enterprise.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Эффективная коммуникация как составляющая человеческого капитала в менеджменте»

The article analyses the history of Russian small business since the eighties of the twentieth century to the present day, and tendencies of sectoral disbalance according to quantity of small businesses. Practical recommendations are given for the development ofprograms to support the small businesse.

Key words: the small business, the sectoral structure of small business, the supporting program for the small businesses.

Larisa Herrera, candidate of psychological science, docent, regionciiltiire a jvail.ru, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University

УДК 331

ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Л.М. Эррера, О.Е. Афанаскина

Анализируются факторы такой части человеческого капитала, как эффективная коммуникация. Определены цели и задачи эффективной коммуникативности сотрудников организации, и сформулированы принципы эффективных коммуникаций, которыми рекомендуется руководствоваться в практической деятельности предприятия.

Ключевые слова: эффективная коммуникация, человеческий капитал, человеческий потенциал.

Основа для поддержания прибыльности предприятия и здоровья экономики в целом — производительность рабочей силы, человеческий капитал. Для любой современной экономики, когда большая часть ВВП приходится на информационный сектор, очевидно, что знающие люди — основной компонент успешности деятельности предприятия.

Обмен информацией — одна из самых сложных проблем в организациях, а неэффективные коммуникации — это главное препятствие на пути достижения успешной деятельности фирмы, ведь если люди не могут эффективно обмениваться информацией, они не смогут работать вместе и организация не достигнет цели своей деятельности.

Биржевой рынок уже признал леверидж человеческого знания, т. е. отношение стоимости человеческого капитала компании к ее собственным средствам, так же постепенно к этому движется и производственный рынок.

Понятие человеческий капитал в экономическую терминологию впервые ввел Теодор Шульц, получивший в 1979 году Нобелевскую премию по экономике. Он считал знания платформой для повышения благосостояния людей.

Этот вывод он сделал при изучении бедственного положения слаборазвитых стран. Шульц заявлял, что улучшение благосостояния бедных людей зависело не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний. И назвал этот качественный аспект экономики «человеческим капиталом». Шульц предложил следующее определение: «Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом».[3]

Г оворя о бизнесе, можно описать человеческий капитал как комбинацию следующих факторов.

1. Качества, которые человек привносит в свою работу: предпринимательские способности, умение предвидеть и рассчитывать шаги.

2. Способность человека учиться: логическое мышление, воображение, творческий характер личности, креативность.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3. Умение человека эффективно делиться информацией и принимать информацию: эффективная коммуникативность.

Первые два фактора мы отнесем к человеческому потенциалу. К человеческому капиталу можно отнести эффективную коммуникативность.

Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающее «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов. Коммуникация является коллективным действием, взаимодействием и, уже поэтому, в ней возникают свои сложности. Коммуникация - это организованное, управляемое общение, отрегулированное в соответствии с определенными правилами, нормами, стереотипами. В бизнесе — это форма взаимодействия людей, передача информации от человека к человеку.

Также следует отметить основные коммуникативные функции в организационных процессах, такие как:

1. Контактная — определяющая обоюдную готовность к поддержанию взаимосвязи, приему и передаче информации.

2. Инструментальная — использование коммуникаций в управлении, передачи информации, необходимой для выполнения действий, а также оказания влияния с целью изменения состояния, поведения, установок партнера.

3. Интегративная — раскрывает механизмы объединения людей и

формы их совместного взаимодействия.

4. Функция самовыражения — определяет общение как форму межличностного взаимодействия, в процессе которого происходит взаимопонимание психологического контекста.

Значение коммуникации в организации:

1. Коммуникация — основное условие существования и развития организации.

2. Коммуникация осуществляет взаимодействие с внешней средой, определяя уровень и качество принятия управленческих решений.

3. Коммуникации характеризуют состояния внутренней среды организации путем обеспечения функционирования и взаимодействия людей, структуры, целей, технологии и задач организации.

4. Коммуникация создает неформальную структуру в процессе функционирования организации и способствует сближению с ней формальной структуры.

Коммуникационный процесс в менеджменте - это обмен информацией (в любой форме) между элементами организационной системы [4].

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Менеджмент обязан своевременно вкладывать полезные данные в руки человеческого капитала и обучать сотрудников использованию таких сведений.

Помимо этого, в состав человеческого капитала необходимо включить информационное обеспечение труда и его интеллектуальной части. [1]

Задача организации - обеспечить качественное обучение сотрудников коммуникативным навыкам и создать технически оснащенные каналы коммуникации.

Эффективная коммуникативность позволяют сотруднику:

- превращать данные в имеющую смысл информацию;

- превращать информацию в сведения, относящиеся к вопросу рабочей практики;

- делиться этими сведениями с другими.

Отсутствие мотивации делиться сведениями — значительное препятствие для работы информационных коммуникативных систем и увеличения прибыли. Просто владение информацией не приносит никакой пользы, до тех пор, пока мы не узнаем, как, зачем и когда поделиться ею. Если этого не происходит, информация или становится дорогостоящим балластом для организации, или просто не приносит никакой пользы. Таким образом, долгосрочная рентабельность это следствие сформированной на предприятии системы эффективной коммуникации. Это единственный способ управлять интеллектуальным капиталом и человеческими ресурсами.

Схематично мы можем представить коммуникативную эффективность как составляющую человеческого капитала:

Человеческий капитал = личностные качества + предпринимательские способности + эффективная коммуникация

В свою очередь процесс эффективной коммуникации = осмысление информации ^превращение в полезные сведения^-эффективная передача другим сотрудникам.

Управлением и обучением эффективной коммуникации на предприятии занимаются менеджеры - это тип руководителя, профессионала, управленца, но не просто экономически компетентного, а прошедшего обучение рыночной экономике и по своим личностным качествам профессионально подготовленного для должности руководителя именно в рыночных, хозяйственных отношениях. Для личности профессия - это ее качественная, социальная определенность, область личностного проявления, самореализации. Профессия предполагает определенный набор требований к способностям и возможностям человека, т. е. обучение профессии имеет смысл только в случае, если у индивида есть показания к профессиональной пригодности, - тогда и только тогда он может считаться профессионалом. Профессиональная квалификация характеризует действия, осуществляемые человеком на рабочем месте [2].

Таким образом, если у сотрудника отсутствуют первые две составляющие человеческого капитала - предпринимательских способности и личностных качества, не имеет смысла обучать этого сотрудника эффективной коммуникации.

К важнейшим коммуникативным качествам работников в информационной экономике, которым необходимо обучить сотрудников организации, мы отнесем:

1. Умение организовать коммуникацию (способность эффективно доносить идеи, а также слушать и понимать услышанное);

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. Групповую эффективную коммуникацию (навыки межличностного общения, ведение переговоров и умение работать в команде);

3. Навыки оказания влияния на других (организационная эффективность и лидерство).

В информационной экономике главная роль принадлежит личности со всеми вытекающими отсюда последствиями и для управления, и для стимулирования, и для образовательного процесса. Личность становится главной составляющей организации, возникает новый тип работника, в связи с чем в развитых странах происходит трансформация практически всех социальных, внутрипроизводственных, организационных и прочих структур.

Как сказал T. A. Мерфи, бывший председатель правления General Motors, одним и тем же общим знаменателем в бизнесе и в менеджменте являются люди и отношения с людьми. В конечном итоге коммуникации важнее всего. Эффективные коммуникации могут обеспечить и успех, и неудачу или, по крайней мере, определить степень успеха.

Принципы эффективных коммуникаций, которыми мы рекомендуем руководствоваться на практике, можно представить следующим образом:

1. При появлении проблем коммуникативного характера выявлять у сотрудника наличие предпринимательских способностей. Этим должен заниматься штатный психолог или сотрудник отдела кадров предприятия. Также тестируется способность человека учиться: одаренность, воображение, творческий характер личности, креативность);

2. Обучение сотрудников эффективной межличностной, групповой коммуникации, навыков управления людьми и воздействия на людей;

3. Учитывать системность субъектов коммуникаций (система целостна, уникальна, автономна, адаптивна, связана со средой, т. е. открыта, не поддается полному моделированию процессов и состояний);

4. Учитывать вероятность наличия недиагностируемых скрытых факторов поведения типа намерений, умыслов, имитации;

5. Бесконечность процесса познания обучения (рыночная ситуация постоянно меняется, появляются новые методы и способы коммуникации);

6. Научность;

7. Опора на закон.

Таким образом, коммуникации имеют основополагающее значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из самых сложных проблем менеджмента. Образно говоря, это своего рода «нервная система», от которой зависит успех деятельности всего предприятия. Эффективно работающими управленцами считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу, используя руки других работников организации.

Список литературы

1. Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации. Воронеж: ЦИРЭ, 2005. 252 с.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху. СПб.: Питер, 2001. 287с.

3. Родионов О.: О роли человеческого потенциала в мире, СССР и России. [Электронный ресурс] // ШЬ: http://medvedev.viperson.ru (дата обращения 20 ноября 2013 г.)

4. [Электронный ресурс] // ШЬ: http://www.grandars.ru/college /ekonomika-firmy/kommunikacionnyy-menedzhment.html (дата обращения 1 декабря 2013 г.)

Эррера Лариса Михайловна, канд. психол. наук, доц., ге2юпсиииге@,таИги, Россия, Новомосковск, НИ (ф) РХТУ им. Д.И. Менделеева,

Афанаскина Ольга Евгеньевна, канд. соц. наук, доц., diolallin@mail.ru, Россия, Новомосковск, НИ (ф) РХТУ им. Д.И. Менделеева

THE EFFECTIVE COMMUNICATION AS PART OF HUMAN’S CAPITAL IN

MANAGEMENT

L.M Herrera, O.E Afanaskina

The article analyzes the factors that portion of human capital, as effective communication. Goals and objectives of the organization's staff effective communication are determined, and the principles of effective communication are formulated, it is recommended to guide the practice of the enterprise.

Keywords: effective communication, human capital, human potential.

Herrera Larisa, candidate of psychological science, docent, regionculture@mail.ru, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University,

Afanaskina Olga, candidate of sociological science, docent, diolallin@mail.ru, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University

УДК 658.152

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В АНАЛИЗЕ ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

И.Л. Мамаева

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Исследованы проблемы формирования максимально полной и достоверной информации в анализе долгосрочных инвестиций. Выделены основные классификационные признаки для группировки показателей, рассмотрена классификация информационных показателей и приведена краткая характеристика каждой группы классификации.

Ключевые слова: анализ долгосрочных инвестиций, источники информации, достоверность аналитических и синтетических показателей.

Инвестиции играют важную роль как в социально-экономическом развитии страны в целом, так и в деятельности каждого отдельного хозяйствующего субъекта. Экономический рост определяется множеством факторов, основные из которых - наращивание объема инвестиций и повышение их эффективности.

Предоставление свободы предпринимательства для предприятий и организаций, создание экономической и правовой базы для привлечения