Научная статья на тему 'Малый бизнес Москвы в 2000 г. : трудности, потребности в поддержке, поиск путей выхода из теневой экономики (по результатам обследования)'

Малый бизнес Москвы в 2000 г. : трудности, потребности в поддержке, поиск путей выхода из теневой экономики (по результатам обследования) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виленский Александр Викторович, Чепуренко Александр Юльевич

В статье обобщены результаты обследования и анализа деятельности примерно 1200 малых предприятий Москвы с целью определения их состояния, трудностей и способов снижения их вовлеченности в теневую экономику. Опрос позволил определить рейтинг мер желательной поддержки, в числе которых вопросы юридической защиты и взаимоотношений с административными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес Москвы в 2000 г. : трудности, потребности в поддержке, поиск путей выхода из теневой экономики (по результатам обследования)»

ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭКОНОМИКА

А.В. Виленский, А.Ю. Чепуренко

МАЛЫЙ БИЗНЕС МОСКВЫ В 2000 Г.: ТРУДНОСТИ, ПОТРЕБНОСТИ В ПОДДЕРЖКЕ, ПОИСК ПУТЕЙ ВЫХОДА ИЗ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

(по результатам обследования^

В статье обобщены результаты обследования и анализа деятельности примерно 1200 малых предприятий Москвы с целью определения их состояния, трудностей и способов снижения их вовлеченности в теневую экономику. Опрос позволил определить рейтинг мер желательной поддержки, в числе которых вопросы юридической защиты и взаимоотношений с административными органами.

И в экономической, и в социальной сферах малое предпринимательство способно делать то, чего в принципе невозможно ожидать от крупных предприятий. Разнообразные инновации при сравнительно низких удельных затратах на разработки и внедрение, существенно более низкая, чем на крупных предприятиях, стоимость одного рабочего места, возможность индивидуального и мелкосерийного производства, социальное демпфирование в области занятости и доходов населения благодаря его вовлечению в малое предпринимательство и самозанятость, распространение рациональных предпринимательских навыков среди широких слоев населения - все это преимущества малого предпринимательства2. Малый бизнес совершенно необходим современному российскому обществу и экономике, поэтому крайне важно, чтобы государство и органы местного самоуправления предпринимали своевременные и действенные меры по поддержке малых предприятий (МП). Необходимость в поддержке предопределена тем, что его возможности, конкурентоспособность - будь то в области финансирования капиталовложений или в том, что касается горизонтов планирования своей производственной и особенно сбытовой деятельности - в любой рыночной системе существенно ниже, чем крупных предприятий.

Несомненным лидером среди российских регионов в области развития малого предпринимательства, а также в поддержке малого бизнеса со стороны власти является Москва3. В ходе подготовки новой Московской программы поддержки и развития малого предпринимательства на 2001-2003 гг. по заказу Правительства Москвы и Московского фонда поддержки малого предпринимательства Центром социального прогнозирования при активном участии авторов статьи в октябре 2000 г. было проведено репрезентативное обследование свыше 1100 МП Москвы и области. Оно высветило ряд проблем, позволило сформулировать некоторые рекомендации по повышению действенности политики в области развития малого предпринимательства на уровне столичного мегаполиса.

1 О типичных проблемах конкретного московского малого предприятия см. нашу публикацию под рубрикой «Социологические интервью». (Прим. ред.)

2 Об этом, к сожалению, не вспоминают авторы некоторых претендующих на объективное рассмотрение ситуации в малом бизнесе статей (см., например, [1]), которые зато подробно описывают (в основном, справедливо) такие «невыигрышные» стороны или негативные моменты развития малого предпринимательства, как его сравнительно более низкая производительность труда, относительно невысокие удельные капиталовложения, значительную вовлеченность в теневую экономику и др. (Впрочем, объяснение объективной обусловленности этих слабостей малого бизнеса в такого рода вполне объективных публикациях почему-то остается за кадром.)

Подробный анализ состояния малого предпринимательства и системы мер по его развитию, предпринимавшихся властями города в начале — середине 90-х годов, см. в [2].

Рейтинг трудностей в текущей деятельности МП. Наиболее очевидный индикатор проблем МП - это трудности их текущей деятельности. В ходе опроса руководителям МП предлагалось оценить степень значимости самых распространенных трудностей развития своего бизнеса. Наиболее сложные проблемы текущей деятельности МП распределились следующим образом (% опрошенных):

Высокие налоги 27,6

Сбыт 11,7

Трудности с оборотными средствами 10,9

Аренда помещения 10,8

Правовая незащищенность 6,7

Громоздкая бухгалтерия и отчетность 6,2

Вымогательство чиновников 5,1

Нехватка квалифицированных кадров 4,7

Неплатежи, ненадежность партнеров 3,9

Инвестиции 3,1

Получение лицензии Дороговизна бизнес-услуг (маркетинг, финансовое 1,7

консультирование, юридическая помощь) 1,1

Получение сертификата 0,7

Нехватка знаний и навыков ведения бизнеса 0,7

Рэкет 0,7

Отсутствие на рынке требуемого оборудования 0,5

Иное 3,9

Как видно, из всех трудностей абсолютно доминируют четыре: высокие налоги, сбыт, трудности с оборотными средствами и аренда помещений.

Очевидно, что высокие налоги - это общая черта российской экономики, и Правительство Москвы, особенно в рамках новых Бюджетного и налогового кодексов смогло смягчить эту проблему лишь с помощью блокирования внедрения в столице налога на вмененный доході Основные решения по снижению налогообложения МП должны приниматься на федеральном уровне. Высокие налоги препятствуют нормальному развитию МП, загоняют его в теневой сектор.

Проблема сбыта - это постоянная трудность для предпринимательской деятельности в конкурентной экономике. Высокий уровень конкуренции среди МП в Москве рождает оптимизм в отношении перспектив предпринимательства, улучшению которых способствуют усилия Правительства Москвы по маркетинговой поддержке МП (в частности, включенный в новую городскую программу поддержки МП комплекс мер по развитию системы межрегиональных маркетинговых центров).

Ограниченность собственных средств у МП, с одной стороны, и отсутствие на рынке предложения финансово-кредитных услуг для МП на приемлемых для них условиях с другой обусловливают нехватку оборотных средств. Основная трудность здесь - недоступность нормальных банковских кредитов и полулегальность доступных (от физических лиц и т. п.). Заметим, что полулегальные способы получения кредитов непосредственно толкают МП в теневую экономику и позволяют криминалу в свою очередь взимать с них дань.

При всех многочисленных специализированных программах кредитования банки в большинстве своем избегают кредитовать МП, поскольку банковские трансакционные издержки превышают возможные доходы от их кредитования. Существующие же в каждом административном округе фонды поддержки МП не в состоянии взять на себя функции кредитования, которые в принципе должны были бы выполнять коммерческие банки.

4 Рьяной сторонницей последнего была в свое время И. Хакамада, которая ныне — в свете весьма противоречивых последствий воздействия налога на вмененный доход на экономику и налоговые поступления в тех регионах, где он введен в действие, — редко вспоминает о своих «заслугах» по его внедрению в бытность главой Госкомитета по развитию и поддержке малого предпринимательства.

В этих условиях улучшить положение могли бы кредитные кооперативы. Этот путь прошли многие страны, в которых сегодня мощный сектор малого предпринимательства в значительной степени подпитывается финансовыми ресурсами, поступающими от кредитных союзов, кооперативов, касс взаимопомощи и других структур финансового рынка. В России же, и в Москве в частности, по-прежнему относительно узок круг МП, пользующихся возможностью пополнять свои оборотные средства в обществах взаимного кредитования. Дело в том, что эти общества пребывают в полулегальном состоянии - лоббисты крупных банков блокируют принятие федерального закона о таких обществах. Очевидно, что российской банковской системе в ее нынешнем виде конкуренты в лице обществ взаимного кредитования не нужны.

Так и не отлажены системы гарантирования и страхования кредитов МП. Пока ситуация такова, что проще и, главное, дешевле для бюджета выделять МП субсидии, чем договариваться с банками (которые в соответствие с инструкцией ЦБ вынуждены на 100% резервировать такие кредиты, а потому сами требуют от МП 100-процентных гарантий в форме незамедлительного перевода резервных гарантийных средств на их счет) по поводу предоставления гарантий под кредиты малым предприятиям.

Трудности с нехваткой оборотных средств акцентируются представителями малого бизнеса в большей мере, чем получение средств для инвестиций. Это говорит о том, что пока инвестиции и связанные с ними проблемы играют в деятельности МП куда меньшую роль, чем это реально необходимо для подъема и реструктуризации данного сектора. Причем, как показывает опрос, трудности с инвестициями не обусловлены отсутствием на рынке необходимого оборудования. Только среди МП с числом занятых более 100 чел., участвовавших в опросе, была различима группа респондентов, которые посчитали значимой для себя нехватку некоторых видов оборудования.

Ограниченная склонность к расширению деятельности подтверждается выявленной в ходе опроса малозначимостью для МП проблемы нехватки знаний и навыков ведения бизнеса. Такой факт весьма неожиданный, поскольку обучению как компоненту поддержки МП неизменно уделяется большое внимание. Кроме того, традиционно считается, что владельцы МП испытывают нехватку знаний и навыков ведения бизнеса. Объясняя этот факт, следует отметить, что в ходе опроса была выявлена сравнительная упрощенность организации и ведения дел у доминирующей части МП, не требующая от предпринимателей особо углубленных экономических знаний. Следует признать при этом, что московский рынок в определенном смысле уже перенасыщен услугами в области обучения предпринимательской деятельности.

Низкая потребность большинства опрошенных руководителей МП в новых экономических знаниях по ведению бизнеса сочетается с трудностью нахождения квалифицированных кадров для наиболее развитых, крупных МП. Следует отметить, что за годы реформ произошла определенная деквалификация части работников производственной сферы, причем при очевидном провале в подготовке молодежи по техническим и естественным специальностям. Проблема недостаточной квалификации заметна уже сейчас, а в случае начала реального экономического роста в стране она приобретет еще большую остроту. Необходимо незамедлительно предпринимать усилия в сфере образования для разрешения этой проблемы.

Своего рода традиционной трудностью малого бизнеса следует считать правовую незащищенность. Широко известно, что федеральный Закон о государственной поддержке МП устарел еще в момент своего принятия в 1995 г., что он декларативен и в значительной части просто не выполняется. Уже поэтому московский закон о МП не в состоянии кардинально улучшить ситуацию с их правовой защищенностью, поскольку ее основы должны быть сформированы на федеральном уровне. Но более важно то,

что в настоящее время даже наличие судебного решения в пользу МП не защищает его, поскольку слишком мало шансов, что это решение будет исполнено. Известно, что в стране исполняется только 17% судебных решений по гражданским делам.

Указание 6% опрошенных на громоздкость бухгалтерии и отчетности как причине своих трудностей свидетельствует о неэффективности ныне действующего упрощенного порядка ведения бухгалтерии и сдачи отчетности в различные контролирующие и надзирающие госслужбы. Очевидно, что для большинства МП и тем более для микропредприятий с числом занятых 2-4 чел. ведение бухгалтерии и отчетности в их нынешнем виде трудновыполнимо. Отметим, что в 2001 г. в связи с введением второй части Налогового кодекса РФ объем отчетности возрос еще больше. Последнее особенно относится к индивидуальным предпринимателям.

Вымогательство чиновников (в подавляющей массе — федеральных, при «абсолютном лидерстве» налоговиков) уже не первый год рассматривается представителями МП как более важная проблема, нежели рэкет5. Корыстолюбие чиновников - оборотная сторона их большой численности, низких окладов, отсутствия ответственности за собственные решения. Сложившаяся практика раздувания чиновничьего аппарата как своеобразный способ противодействия безработице в среде столоначальников в сочетании с созданием всевозможных подразделений «под человека», а не под четко разграниченные функциональные задачи госрегулирования и управления, не может не порождать мздоимства. Малый бизнес наименее защищен от произвола чиновничества.

В настоящее время активно обсуждаются меры по существенному уменьшению перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, а также товаров и услуг, подлежащих сертификации. Но заметим, опрос показал вторичность, произ-водность проблем лицензирования и сертификации по отношению к высокому уровню вымогательства чиновников. Причем речь идет и о так называемом легальном вымогательстве, когда налагаемые на малые предприятия штрафы идут на содержание сотрудников контролирующих органов и на финансовую подпитку госструктур. Отметим также, что не следует смешивать вопросы лицензирования и сертификации. Последнее выполняет не столько контрольно-ограничительную, сколько информационную функцию, т. е. государство берет на себя задачу информирования о параметрах и качестве продукции. Несомненно, что это своего рода государственная помощь и предпринимателю, и потребителю его продукции, от которой вряд ли следует отказываться (за исключением таких вопиющих примеров, как сертификация торгового места). Опрос показал, что степень значимости такой трудности, как сертификация продукции, почти в 3 раза менее существенна в организации деятельности МП, чем лицензирование.

В опросе было уделено внимание проблеме рыночного кооперирования МП. С ним связывают надежды на выход малого бизнеса из нынешнего состояния, осознание общих интересов этой крупной социальной страты российского общества, возможность защиты своих интересов политическими методами. Опрос выявил позитивные сдвиги в направлении кооперирования, что не может не внушать определенного оптимизма. В то же время продолжают существовать факторы, противодействующие кооперированию. В их числе - неплатежи, ненадежность партнеров.

Остановимся на такой сложной проблеме, как аренда помещений. С одной стороны, московские власти на протяжении многих лет предпринимали усилия по упоря-

5 Рэкет в прямом смысле — это некоторый элемент широкого поля воздействия криминальных структур на малый бизнес. Рэкет сегодня — совсем не то грубое вымогательство, которое имело место 7-8 лет назад. В отличие от первых лет рыночных реформ, в настоящее время криминальные структуры используют более изощренные и трудно пресекаемые методы контроля над малым предпринимательством, нежели примитивный рэкет и поборы, используя уже отмытые капиталы для непосредственного учредительства малых предпринимательских структур.

дочению и расширению возможностей льготной аренды для МП. Так, льготные арендные ставки в 1999-2000 гг. сохранялись на уровне весны 1998 г. С другой - в московской администрации уже неоднократно обсуждалась проблема сокращения этих льгот как мощного бюджетопоглотителя и генератора теневой экономики (нелегальная субаренда и т. п.). Существует точка зрения, согласно которой потери московского бюджета от недобора платежей вследствие льготной аренды сопоставимы со всеми прочими бюджетными расходами на поддержку МП, точнее, ежегодно примерно в 2 раза превышают последние.

Однако итоги обследования показывают, что доля МП, до которых фактически доходит помощь со стороны Москвы, в действительности не столь велика (8,2% опрошенных). Судя по экспертным оценкам, большинство МП находится в статусе вторичных и даже третичных арендаторов, благами льготной аренды не пользуется и поэтому считает аренду серьезной проблемой. (Иное дело - селективная помощь по аренде МП, работающим в приоритетных сферах, способная принести пользу столице.)

Специальный вопрос в ходе анкетирования был направлен на выяснение причин трудностей, которые сложились у МП с арендой помещений. Чем, по Вашему мнению, вызваны трудности малых предприятий по аренде помещений в Вашем муниципальном округе? (Возможно любое число ответов, % опрошенных.)

Ставка меняется по произволу арендодателя 26,8

Еще не сложился рыночный механизм регулирования цен на аренду нежилых помещений 23,0

Бюрократические проволочки и незаконные поборы при оформлении прав на аренду 17,1

Слишком запутанная система прав собственности и владения недвижимостью мешает определить реального хозяина помещений 14,0

Плохо налажен учет и информация о наличии пустующих помещений 13,0

Приходится доплачивать за аренду «черным налом» 12,9

Предлагаемые помещения требуют дорогостоящей «доводки» 12,3

Не хватает помещений 9,2

Крупные предприятия, имеющие пустующие площади, не заинтересованы в сдаче их в аренду 5,4

Иное 5,9

Затрудняюсь ответить 21,3

Просматривается четкая тенденция: проблемы нехватки помещений и даже дороговизна их переоборудования вообще значительно уступают по остроте общей неурегулированности рыночных отношений по аренде помещений (плохая информация, проволочки, поборы, произвольно меняющиеся ставки и пр.).

Называемые причины трудностей с арендой коррелируются с продолжительностью занятия предпринимательской деятельностью. Владельцы МП, возникших до 1992 г., считают, что крупные предприятия не заинтересованы в сдаче в аренду; владельцы МП, возникших в 1993-1997 гг., главной трудностью считают отсутствие рыночного механизма регулирования цен; владельцам МП, созданных в 1998-1999 гг., приходится доплачивать «черным налом»; владельцы стартующих МП (2000 г.) отмечают бюрократические проволочки и поборы чиновников, необходимость дорогостоящей «доводки» помещений.

В зависимости от сферы деятельности малых предприятий выявились следующее трудности с арендой, специфические для МП различных отраслей.

Сфера деятельности Легкая промышленность

Пищевая промышленность

Производство промышленного оборудования Промышленность (иная отрасль)

Строительство

Транспорт

Трудности с арендой помещений

Не хватает помещений, дороговизна их переоборудования, не сложился рыночный механизм Незаинтересованность крупных предприятий, запутанная система прав собственности, произвольное изменение ставки Запутанная система прав собственности, плохо налаженный учет и информация, произвольное изменение ставки, доплата «черным налом»

Не сложился рыночный механизм, запутанная система прав собственности

Не сложился рыночный механизм, незаинтересованность крупных предприятий

Не хватает помещений; запутанная система прав собственности;

Оптовая торговля

Розничная торговля Бытовое обслуживание Общественное питание Посредническая деятельность Бизнес-услуги

Научно-техническая

деятельность

Туризм

Не хватает помещений, запутанная система прав собственности, произвольное изменение ставки Бюрократические проволочки; доплата «черным налом»

В пределах средних значений Не хватает помещений

Плохо налаженный учет и информация, бюрократические проволочки Не хватает помещений, запутанная система прав собственности, произвольное изменение ставки Не хватает помещений; незаинтересованность крупных предприятий;

дорогостоящая доводка Не сложился рыночный механизм, произвольное изменение ставки

Значимость доплаты «черным налом» в числе трудностей при аренде помещений, явно убывающая по мере увеличения численности занятых, наиболее высока среди микрофирм с численностью занятых до 9 чел. Тяготы доплат по аренде «черным налом» отчетливо снижались также по мере роста образовательного уровня предпринимателя: среди опрошенных, имеющих ученую степень, доплаты по аренде были в 6 раз ниже, чем среди предпринимателей со средним образованием. По-видимому, наиболее образованные (квалифицированные) предприниматели находят способы ухода от вымогательства при аренде помещений.

В различных группах МП Москвы оценка основных трудностей текущей деятельности выглядит по-разному6. Так, в зависимости от продолжительности занятий предпринимательской деятельностью, стартующие МП чаще всего акцентировали внимание на высоких налогах, проблемах получения сертификата и аренды помещения, а также на нехватке знаний и навыков ведения бизнеса; длительно функционирующие МП гораздо чаще отмечали такие трудности, как вымогательство чиновников, громоздкая бухгалтерия и отчетность, неплатежи и ненадежность партнеров.

Далее, в зависимости от статуса анкетируемого МП обнаружилось, что для единоличных владельцев, как правило, менее значимы такие проблемы, как нехватка квалифицированных кадров или громоздкая бухгалтерия и отчетность, но существенна проблема аренды помещения. А вот совладельцы МП больше других были озабочены проблемой неплатежей и ненадежности партнеров.

В зависимости от правовой формы МП руководители ТОО особенно часто указывали на проблему инвестиций, ООО (почти 2/3 всех опрошенных) - вымогательства чиновников. Для ПБОЮЛ и ИЧП, т. е. более мелких фирм, чаще, чем для других опрошенных, значимы сбыт продукции и аренда помещений.

По сферам деятельности МП картина была типичной: трудности с оборотными средствами чаще других характерны для наиболее быстро растущих МП, т. е. для фирм легкой промышленности и производства промышленного оборудования. Трудности со сбытом выделили МП тех отраслей, для которых особенно значим платежеспособный спрос населения, - пищевой промышленности и розничной торговли; с инвестициями - промышленности, транспорта и научно-технической деятельности; с нехваткой квалифицированных кадров - в производстве промышленного оборудования; с получением лицензий - транспортные фирмы. На высокие налоги чаще прочих сетовали МП пищевой отрасли; трудности с получением сертификатов более характерны для посреднических фирм и МП бизнес-услуг; с арендой помещений - МП розничной торговли и бизнес-услуг; с отсутствием на рынке требуемого оборудования - МП, занятые производством промышленного оборудования; с нехваткой знаний и навыков ведения бизнеса - МП в области общественного питания и научно-технической деятельности. Трудности с громоздкой бухгалтерией и отчетностью, в первую очередь, характеры для МП производ-

6 Здесь и далее выделены те взаимосвязи, которые представляются существенными и выходят за рамки допустимой статистической погрешности (отклонения от средних значений по выборке более 4%).

ства промышленного оборудования, бытового обслуживания, посреднической и научно-технической деятельности. Рэкет, как важнейшая проблема, был отмечен МП посреднической и научно-технической деятельности (последнее вызывает определенные сомнения). Трудности, связанные с неплатежами и ненадежностью партнеров, оказались характерными для пищевой промышленности, строительства, транспорта; дороговизна бизнес-услуг - для МП, занимающихся посреднической деятельностью; правовая незащищенность - для бытового обслуживания и туризма. Как следует из этого перечня, трудности с неплатежами и с ненадежностью партнеров особо характерны для малых предприятий реального сектора.

Если рассматривать имущественную категорию МП, то для имеющих имущество на сумму свыше 500 тыс. долл., трудностями чаще являются нехватка квалифицированных кадров, а также, как ни странно, проблемы, связанные с получением лицензии (с большим отрывом от средней!), высокие налоги, правовая незащищенность (вдвое выше средней!). При том, что в этой группе МП наблюдается наиболее выраженное стремление к расширению своей деятельности, именно для нее наиболее характерны проблемы, лежащие за пределами возможностей самого МП (высокие налоги и правовая незащищенность). Полученный результат весьма тревожен: окружающая среда наиболее угнетающе действует именно на самые перспективные малые фирмы!

В зависимости от численности занятых в 1999 г. наиболее характерные трудности текущей деятельности МП распределились следующим образом.

Число работников, чел. Наиболее характерные трудности

До 9 Сбыт, аренда помещений

10-49 Трудности с оборотными средствами, дороговизна бизнес-услуг

50-100 Инвестиции, неплатежи, ненадежность партнеров

101-200 Нехватка квалифицированных кадров, отсутствие на рынке тре-

буемого оборудования, неплатежи, ненадежность партнеров

Опрос показал, что самые крупные МП в наибольшей мере испытывают трудности с нехваткой квалифицированных кадров. Для самой же массовой категории МП наиболее актуальны проблемы со сбытом и арендой, а также пополнение оборотных средств и дороговизна бизнес-услуг. Заметим, что дороговизна бизнес-услуг в столице является косвенным свидетельством нехватки услуг на частично платной основе (территориальные агентства по развитию малого предпринимательства и пр.) либо невостребованности предлагаемых услуг из-за относительной дороговизны.

Ранжирование потребностей малых предприятий в поддержке. С помощью специального опроса была предпринята попытка проранжировать значимость форм и направлений поддержки МП с учетом общей перспективы развития малого предпринимательства в Москве. Следует отметить, что по этому блоку вопросов ответы дали почти все опрошенные.

Какие виды поддержки со стороны городских (областных) властей и префектуры (районных властей) для Вас наиболее желательны (оцените, пожалуйста, по 5-балльной системе)?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общее снижение налоговых ставок 4,7

Упрощение налогообложения 4,6

Налоговые льготы 4,5

Защита прав собственности, улучшение работы суда 3,9

Привлечение к выполнению городских (муниципальных и т. п.) заказов 3,3

Информационная поддержка, маркетинг 3,2

Упрощение сертификации 3,2

Консультирование в области финансовых и налоговых вопросов 3,2

Прямая финансовая помощь (целевой льготный кредит и т. п.) 3,2

Обеспечение безопасности бизнеса и личной безопасности 2,8

Отмена лицензирования 2,8

Обучение ведению бизнеса, учета и т. д. 2,6

Облегчение доступа к неиспользуемым производственным помещениям 2,5

Предоставление гарантий по кредитам коммерческих банков 2,3

Содействие в установлении кооперационных связей между малыми и крупными предприятиями 2,2 Содействие в получении необходимого оборудования по лизингу 2,1

Как видно из приведенных данных, лидером в рейтинге потребностей в поддержке предприниматели считают общее снижение налоговых ставок, при этом его значимость (хотя и с малым разрывом) оценивается руководителями МП выше, чем система налоговых льгот для малого бизнеса.

По отраслевой принадлежности в общем снижении ставок налогообложения самую высокую заинтересованность показали МП пищевой промышленности и посреднической деятельности. Наибольшую заинтересованность проявили те МП, которые работают с прибылью, а наименьшую - без прибыли (это понятно: чем выше прибыль, тем выше и налоговые изъятия). Для тех же, кто скрывает доходы, уровень налогообложения особого значения не имеет. В этой связи заметим, что постановка респондентами на первое место проблемы высокого налогообложения говорит о том, что не так уж мало в Москве МП, которые платят налоги, и тех, которые хотели бы работать не в теневой, как сейчас, а в нормальной, «белой» экономике.

Среди выделенных позиций рейтинга мер желательной поддержки далее по значимости стоит упрощение налогообложения. По-видимому, речь здесь идет не только о налогообложении, но и всей отчетности. Платные услуги по ведению отчетности для очень многих МП и ПБОЮЛ оказываются финансово неподъемными. Наибольшую заинтересованность в упрощенном налогообложении показали МП сферы торговли, общественного питания, хотя высокую важность этой сферы поддержки продемонстрировали представители МП практически всех сфер деятельности. Более других заинтересованы в упрощенном налогообложении МП с числом занятых до 49 чел., менее всех - свыше 50 чел. Очевидно, чем больше людей на предприятии, чем оно крупнее, тем легче наладить отчетность. В зависимости от отраслевой принадлежности в отношении упрощенного налогообложения высокую заинтересованность проявили МП всех сфер деятельности, особенно - пищевой промышленности и посреднической деятельности.

Наибольший интерес к налоговым льготам (адресным, т. е. только для МП) как форме поддержки высказали те, у кого имеется значительная дебиторская или кредиторская задолженность, а также МП с годовым объемом продукции от 50 до 100 тыс. долл. в год. Высокая потребность МП в налоговых льготах говорит о том, что особое обложение малого бизнеса следует законодательно закрепить в специальной части Налогового кодекса. К разработке такой части Налогового кодекса, с чем согласился и премьер-министр России М. Касьянов в выступлении на Всероссийской конференции малых предпринимателей в апреле 2001 г., следует приступить как можно скорее.

К такой форме как нормализация работы судов, защита прав собственности большой интерес проявляют МП легкой, пищевой промышленности, транспорта, розничной торговли и бытового обслуживания, те МП, у которых нет финансовой задолженности, с годовым объемом продукции от 25 до 100 тыс. долл.

Наибольшую заинтересованность в привлечении МП к выполнению городских (муниципальных) заказов выказали те, кто начал свою деятельность до 1992 г., совладельцы ТОО, МП строительства и промышленности, возникшие в ходе приватизации, работающие с прибылью, с имущественным цензом от 200 тыс. долл. и выше, с числом работающих от 50 до 200 чел., с годовым объемом продукции свыше 500 тыс. долл. в год. Микропредприятия - а это подавляющая часть малого бизнеса - к возможности получения городского заказа отнеслись намного пессимистичнее. Таким образом, за городской заказ выступают наиболее старые, успешно действующие и, крупные МП реального сектора, но таковых в структуре малого бизнеса Московского региона относительно немного (значит, можно осуществить их специальный учет и аттестацию).

В целевой финансовой помощи наибольшую заинтересованность выразили те МП, которые возникли в процессе реструктуризации старых предприятий, а наименьшую - в ходе приватизации. Максимум заинтересованности в этой форме поддержки выразили предприятия с годовым объемом продукции от 100 до 200 тыс. долл. в год; меньшую - от 25 до 50 тыс. долл.; самую низкую - до 10 тыс. долл. в год.

Информационная, маркетинговая поддержка весьма желательна для тех, кто начал свою деятельность до 1992 г., основных акционеров и совладельцев фирм в юридической форме - ЗАО и ТОО, МП сферы туризма, бизнес-услуг, легкой и пищевой промышленности, с годовым объемом продукции от 25 до 50 тыс. долл. в год.

В упрощении сертифкации чаще других заинтересованы ТОО и ООО, МП розничной торговли, бытового обслуживания, строительства, возникшие в ходе приватизации, руководители МП с годовым объемом продукции от 10 до 50 тыс. долл.

Консультирование в области финансовых и налоговых вопросов наиболее значимо для тех МП, которые начали свою деятельность в 1998-1999 гг., легкой промышленности и розничной торговли и для появившихся в результате реорганизации прежних хозяйственных субъектов, с годовым объемом продукции менее 50 тыс. долл.

Опрос показал, что особенно заинтересованы в обучении ведению бизнеса, учета и т. д. единоличные владельцы ПБОЮЛ, МП бытового обслуживания и розничной торговли, с имуществом и годовым оборотом приблизительно на одну и ту же сумму - от 10 до 25 тыс. долл.

Отмена лицензирования наиболее желательна для тех МП, которые зарегистрировались до 1992 гг., основных владельцев фирм в юридической форме - ТОО и ООО, МП пищевой промышленности и бытового обслуживания, руководителей МП, работающих с прибылью (и показывающих ее), МП с годовым объемом продукции от 500 до 1 тыс. долл. в год.

В облегчении доступа к неиспользуемым производственным помещениям заинтересованность показали, в основном, совладельцы фирм, МП в юридической форме ООО (близки к ним ПБОЮЛ), МП промышленности (за исключением пищевой и легкой), возникшие на пустом месте и в ходе реорганизации предприятий, МП с годовым объемом продукции от 200 до 500 тыс. долл.

Руководители ПБОЮЛ, но также и МП, работающие в легкой промышленности и строительстве, с имуществом предприятия от 50 до 100 тыс. долл., те, кто готовится к увеличению численности занятых и

капиталовложений, МП с годовым объемом продукции от 25 до 50 тыс. долл. в год высказались за максимальное расширение гарантий по кредитам. Здесь можно выделить две группы МП, у которых мотив обращения за гарантиями по кредитам различен: если для ПБОЮЛ это необходимо, поскольку они, как правило, не могут предоставить вообще никакого ликвидного обеспечения под залог даже для некоторого пополнения оборотных средств, то МП реального сектора с имуществом до 100 тыс. долл. нуждаются в гарантиях, потому что в условиях роста готовы направлять на свое развитие гораздо большие суммы, чем позволяет им обеспечить залогом их имущественный ценз. По-видимому, и подход к гарантированию здесь должен быть разный - в первом случае достаточно гарантий от неких кредитных союзов, обществ взаимного кредитования и страхования; во втором - нужны услуги профессиональных специализированных финансовых институтов.

Содействие в установлении кооперационных связей между малыми и крупными предприятиями заняло в ранжированном ряду предпоследнее место. В данной форме наибольшую заинтересованность обнаружили совладельцы фирм в юридической форме ООО, МП промышленности и оптовой торговли, с имуществом фирмы от 50 до 100 тыс. долл. и свыше 500 тыс. долл., те МП, которые работают с прибылью, те руководители, кто хочет расширить свою деятельность, МП с годовым объемом продукции от 100 до 200 тыс. долл. в год.

Последнее место занимает содействие в получении необходимого оборудования по лизингу. Как и в случае с услугами по обучению, низкий рейтинг потребностей МП в лизинге можно трактовать как произошедшее благодаря усилиям московских властей определенное насыщение рынка лизинга для малого бизнеса (либо же - как свидетельство неготовности многих МП к такой форме финансирования инвестиций). Известно, что Московская лизинговая компания существует благодаря поддержке со стороны бюджета столицы. Опрос показал, что ее деятельность в большей мере нужна - по понятным причинам - тем МП, которые готовы к дальнейшему развитию. Наибольшую заинтересованность в этой форме поддержки обнаружили МП промышленности, строительства, с имущественным цензом от 50 до 100 тыс. долл., с объемом продукции от 100 до 200 тыс. долл. в год, руководители МП с числом работающих от 50 до 200 чел., те МП, которые работают с прибылью (и показывают ее).

Потребность в поддержке городских властей. В дополнение к вышерассмотренным вопросам о потребностях в поддержке МП в ходе опроса была предпринята попытка выяснить содержание просьб руководителей при гипотетической встрече с городской властью. Ответы показали, что в ходе такой встречи с Ю.М. Лужковым просьбы представителей малого бизнеса города распределились бы весьма предсказуемым образом (был возможен один неформализованный ответ, % опрошенных):

Уменьшить налоги 23,7

Защитить от бюрократов, взяток, рэкета, не мешать работать 13,5

Уменьшить арендную плату 7,0

Другое (не поддающиеся формализации высказывания) 19,8

Отметим, прежде всего, высокую долю опрошенных, никак не сформулировавших свои пожелания (свыше 1/3), что свидетельствует, скорее всего, о слабой эффективности подобных «челобитных». Очевидно совпадение приведенных выше ответов с ответами на предыдущие вопросы, где в числе наиболее значимых трудностей малого бизнеса значились проблемы налогообложения и арендной платы.

Более «молодые» МП в преобладающей мере ходатайствовали бы перед мэром об уменьшении налогов; более «старые» - о защите от бюрократов, рэкета и взяток. В зависимости от статуса анкетируемого на МП заметно, судя по вопросам к мэру, что проблема налогов наиболее остра для единоличных владельцев, а арендной платой более озабочены основные акционеры. По юридической форме малого предприятия: для ПБОЮЛ и ИЧП несколько более высокой является значимость проблемы уменьшения налогов, а также проблема снижения арендной платы.

Очень низкая активность руководителей МП была зафиксирована при ответе на вопрос, о чем бы они спросили префектов (всего 15,1% опрошенных). По-видимому, это свидетельствует о преобладающем неверии в способность муниципальных «этажей» городской вертикали управления как-то повлиять на решение злободневных вопросов развития малого бизнеса в городе и отражает общее положение местного самоуправления в системе властных отношений. Характер же просьб - примерно тот же, что и к мэру столицы: налоги, бюрократизм и вымогательство, аренда.

Условия выхода МП из теневой экономики. С потребностями малого бизнеса в поддержке напрямую связан поиск выхода из теневой экономики. С одной стороны, возможности и эффективность поддержки малого бизнеса зависят от степени вовлеченности малого предпринимательства в теневую деятельность, а с другой - сами в значительной мере влияют на нее.

Опрошенные МП заняли четкую позицию относительно наиболее важных условий, при которых было бы выгодно выйти «из тени» (возможно было любое число ответов, поэтому сумма выше 100%; курсивом выделены три наиболее часто

встречавшихся мнения):

Снижение налогов до разумного уровня 60,1

Эффективная защита от преступности 13,7

Резкое сокращение коррупции в госаппарате 32,2

Работа на устойчиво финансируемый государственный / городской (областной, муниципальный) заказ 14,5

Доступный банковский кредит 16,1

Упрощение регистрации 10,6

Резкое сокращение сферы лицензирования 6,2

Иное 4,2

При нынешней общей ситуации в стране это нереально 29,3

Сопоставление полученных ответов с рейтингом значимости проблем дает возможность понять, в какой мере трудности выхода МП «из тени» соотносятся с трудностями их дальнейшего развития вообще. Так, в области налогов корреляция весьма значительная, то же - в отношении коррупции и вымогательства чиновников и т. д.

Достаточно тревожным является, по нашему мнению, тот факт, что несмотря на очевидные перемены за последние 1,5-2 года в области укрепления рамочных условий для развития бизнеса и новые шаги в области усиления хозяйственного порядка почти треть МП открыто (можно лишь предполагать, какова реальная доля таких скептиков!) сомневается в возможности выхода малого бизнеса из «тени». По-видимому, в этих условиях ни у кого не должно быть иллюзий, что сложившиеся за целое десятилетие устойчивые бизнес-схемы, предполагающие в качестве необходимого звена работу с «черным налом» и другие формы теневого бизнеса, а также устоявшееся недоверие к государству и его фискальным органам могут быть преодолены легко и относительно быстро.

Опрос выявил, что среди тех, кто считает, что выход малого бизнеса «из тени» при нынешних условиях хозяйственной деятельности нереален, чаще представлены руководители МП с низким образовательным уровнем, с имуществом фирмы в 500 - 1000 долл., ПБОЮЛ. Чем выше имущественный статус МП, тем больше его стремление работать в нормальной экономике.

Размер имущества, тыс. долл. Преимущественные условия выхода «из тени»

до 0,5 Эффективная защита от преступности, упрощение регистрации

0,5-1,0 При нынешней ситуации это нереально

1-5 Упрощение регистрации

5-10 В пределах средних значений

10-25 Доступный банковский кредит

25-50 Снижение налогов, работа на государственный, муниципальный заказ

50-100 Снижение налогов

100-200 Снижение налогов, работа на государственный, муниципальный заказ

200-500 Снижение налогов, эффективная защита от преступности, сокращение

коррупции

свыше 500 Снижение налогов, сокращение коррупции, эффективная защита от

преступности работа на государственный, муниципальный заказ

Таким образом, имущественный статус — один из наиболее мощных дифференцирующих факторов в оценке малыми предпринимателями условий выхода малого бизнеса Москвы «из тени», чем выше степень зрелости МП, тем сильнее их склонность к выходу «из тени».

Чем крупнее и старше предприятие, особенно если оно создано путем приватизации бывшего госпредприятия, тем чаще среди форм выхода «из тени» называлась работа на муниципальный и государственный заказ. Потребность в таком заказе является следствием трудностей со сбытом продукции в условиях острой конкуренции. Работа на госзаказ для очень многих МП, очевидно, в настоящее время могла бы стать одной из альтернатив практике полулегальной работы под «криминальной крышей». Ради получения надежных заказов опрошенные руководители МП были бы готовы обеспечить прозрачность балансов и финансовых потоков своих предприятий, исправно платить все налоги.

В зависимости от продолжительности занятия предпринимательской деятельностью обнаружилось, что МП, начавшие заниматься бизнесом и зарегистрировавшие свои первые МП до 1992 г., чаще высказывались за работу на устойчиво финансируемый городской или муниципальный заказ (надо заметить, что значимость этого фактора отчетливо снижается по мере убывания возраста малого предприятия).

Статус анкетируемого МП и его организационно-правовая форма сказались на ответах: так, основные акционеры преимущественными условиями выхода «из тени» назвали эффективную защиту от преступности, совладельцы ТОО - работу на устойчиво финансируемый государственный или муниципальный заказ и резкое сокращение сферы лицензирования.

По сферам деятельности малых предприятий наблюдается следующая картина. МП реального сектора важнейшим способом выхода «из тени» назвали работу на государственный (муниципальный) заказ. Подготавливаемые Минэкономразвития меры по дебюрократизации экономики особо значимы для МП общепита и сферы услуг. Для производственных же МП или малых фирм в сфере инноваций данные меры, скорее всего, в этом отношении не очень важны. Для производящих МП, а также оптовой торговли более значим доступный банковский кредит.

Наличие или отсутствие реальной поддержки со стороны городских (муниципальных) властей практически не делало более оптимистичной оценку перспектив выхода малого бизнеса Москвы из теневой экономики:

Ощущаемая поддержка Преимущественные условия выхода «из тени»

Кредиты, залог При нынешней ситуации это нереально

Финансовый лизинг При нынешней ситуации это нереально

Налоговые льготы Резкое сокращение коррупции

Повышение квалификации персонала При нынешней ситуации это нереально

Информационная Сокращение налогов, эффективная защита от преступности,

государственный (муниципальный) заказ Сбыт Резкое сокращение коррупции, государственный (муниципальный)

заказ, доступный банковский кредит (существенно выше, чем по выборке в среднем), сокращение сферы лицензирования Защита от криминала Защита от преступности, сокращение коррупции, сокращение

лицензирования

Аренда помещений Доступный банковский кредит

Сырье, оборудование Защита от преступности, сокращение коррупции

Правовые консультации Резко - снижение налогов;

сокращение сферы лицензирования

Отметим, что по мере повышения уровня образования руководителя МП значимость фактора доступа к государственному (муниципальному) заказу отчетливо нарастала (от 3,1 до 20,7%). Это свидетельствует о том, что к участию в реализации долгосрочных приоритетных задач города готовность проявляют в первую очередь наиболее образованные предприниматели, умеющие просчитывать долгосрочные выгоды от такого сотрудничества и, по-видимому, обладающие достаточными интеллектуальными ресурсами и социальным капиталом.

Выводы и оценки. Один из важнейших результатов проведенного обследования состоит в констатации достаточно высокой степени финансового благополучия московского малого бизнеса, достигаемого практически без участия банковского сектора. В целом тенденцию к росту обнаруживают в последнее время МП, ориентирующиеся на платежеспособный спрос населения, который в долгосрочной перспективе будет, скорее всего, расти. Поэтому очевидно, что в сегменте МП розничной торговли, услуг населению и сопряженных отраслях ситуация будет стабильной или даже улучшится.

В данной связи в долгосрочном плане поддержку следует фокусировать на тех группах и категориях малого бизнеса, которые не имеют быстрого оборота и не работают непосредственно на потребительском рынке (промышленно-производственного и инновационного профиля). Тем более, что по мере реструктуризации городского хозяйства и снижения в нем доли гигантов традиционных отраслей промышленности, а также их вывода за пределы городской территории установление хозяйственно-технологических связей между московскими МП и крупными потенциальными заказчиками и потребителями продукции промышленного назначения своими силами будет становиться для малых фирм все более трудным и затратным делом.

Определим для долгосрочной перспективы целевые группы, поддержка которых с учетом их социально-экономической значимости должна стать приоритетной: стартующие МП; инновационные и внедренческие (инжиниринговые) малые фирмы; семейные и микропредприятия. Для их поддержки следует задействовать различные формы и механизмы, известные из зарубежного опыта и применяемые в Москве.

В долгосрочном плане должны быть сделаны шаги по стыковке политики в области малого предпринимательства и городской политики в отношении науки и высоких технологий. Возможно, для этой цели идеальным «полигоном» стали бы МП Зеленограда.

Особо следует обратить внимание на стартовые МП, поскольку большинство из них в принципе не может решить стартовые проблемы без привлечения внешних ресурсов на максимально льготных началах. Формой поддержки на этом этапе может быть содействие в регистрации и получении необходимых для ведения бизнеса

согласований и лицензий. Отсюда первостепенное значение приобретает эффективная работа государственных организаций, призванных оказывать подобные услуги.

Помимо трудностей процедурного характера, развитие МП на старте тормозится зачастую отсутствием должной имущественной и производственной базы. В данной связи создание бизнес-инкубаторов не только на основе простаивающих площадей нефункционирующих или выводимых за пределы городской территории крупных предприятий, но и их функциональных служб (создание централизованных бухгалтерий, правовых отделов, маркетинговых служб и т. д., вплоть до ВОХР, призванных оказывать услуги всему бизнес-сообществу, действующему на территории инкубатора) позволит помочь становлению МП, а также будет способствовать созданию (сохранению) рабочих мест. Представляется, что использование фонда высвобождаемых или простаивающих производственных и иных площадей для развития бизнес-инкубаторов, либо для наполнения залогового фонда под привлечение внебюджетных ресурсов на развитие, например, финансовой инфраструктуры кредитных союзов малого бизнеса - в долговременном плане более перспективное направление имущественной поддержки МП, чем льготная аренда. Высокая арендная плата, представляющая собой по-прежнему достаточно большую трудность для малого бизнеса столицы, типична и для всех столичных мегаполисов. Попытки решить эту проблему за счет льготной аренды для небольшого числа отобранных по неким критериям МП, по-видимому, не слишком эффективны (круг льготируемых МП слишком мал, чтобы они могли оказать влияние на ситуацию на рынке аренды в городе в целом). Представляется, что в долговременном плане вместо льготной аренды более эффективными были бы льготы по коммунальным тарифам, которые в итоге оказывают на формирование структуры издержек МП, особенно производственных, находящихся на стадии старта, не менее позитивное воздействие.

Другой категорией, нуждающейся в поддержке, являются, как ни странно, наиболее успешные и быстро растущие МП. Для них чаще всего характерны трудности с пополнением оборотных средств. Это вполне естественно, так как кредитование малого бизнеса остается серьезной проблемой и в Москве. В перспективе, особенно если формирующиеся тенденции роста экономики станут долговременными, без целенаправленной политики поддержки именно данной группы МП, «тянущей» за собой весь сектор малого бизнеса в столице (через предоставление гарантий, залогов, меры имущественной поддержки и т. п.), подъем может быть замедлен или даже подорван.

По-видимому, банковское кредитование в среднесрочной перспективе не получит широкого распространения в малом бизнесе столицы. Основная трудность, препятствующая получению кредитов в банках (помимо запретительных нормативов обязательного резервирования, установленных Центробанком по операциям с МП), по-прежнему состоит в необходимости предоставления залога. «Теневые» финансисты в этом отношении по-прежнему имеют в глазах МП неоспоримое преимущество. Немаловажным «плюсом» неформальных заемщиков в глазах МП остается, судя по данным опроса, также возможность получения кредита наличными, что позволяет наращивать объем операций в теневой сфере.

Чтобы разорвать этот порочный круг, необходимо в новой программе сформулировать и реализовать альтернативные схемы финансирования малого бизнеса. Очевидно, ни гарантирование кредитов со стороны институтов поддержки МП, ни тем более прямая выдача целевых дешевых кредитов за счет бюджетных средств реальной альтернативой не являются, так как, не решая одних проблем, порождают другие (потенциальный источник коррупции и т. п.). Выходом может стать поддержка развития (во многих случаях, легализация уже реально действующих) кре-

кредитных кооперативов. Для этого необходимо в рамках новой программы выйти с опережающей федеральные власти инициативой о принятии московским правительством закона о кредитных союзах (ассоциациях) малого бизнеса для легализации практики взаимного кредитования МП. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность привлечения средств физических лиц к участию в такого рода союзах на паевых основах. Таким образом можно будет вовлечь в легальный оборот средства населения, которые сегодня хотя и идут на кредитование малого бизнеса, но пополняют лишь его теневой оборот.

Для выстраивания целостной концепции поддержки взаимного кредитования необходимо опираться на реальные процессы и формы кооперации в малом бизнесе Московского региона. Выяснилось, что чаще всего МП, имеющие постоянных партнеров, принадлежат к наиболее крупным из них по числу занятых (свыше 100 чел.), объему имущества (от 200 тыс. долл.) и обороту (от 100 тыс. долл.). По-видимому, эффект постоянных деловых связей более ощутим в данной подгруппе малого бизнеса, а потому здесь в первую очередь можно ожидать дальнейшей интенсификации горизонтальных и вертикальных связей по мере экономического роста. Заметим, что именно эти группы малого бизнеса располагают, очевидно, более значительными финансовыми ресурсами, которые при сложении могли бы стать ресурсной базой достаточно мощных кредитных союзов, прообразом «райф-файзенбанков», показавших себя эффективным средством финансовой самоорганизации и взаимопомощи на стадии бурного развития частного предпринимательства в Германии, Австрии и ряде других стран.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, долговременная концепция поддержки малого бизнеса на уровне регионов должна включать мероприятия, содействующие постепенному формированию обществ взаимного кредитования на базе относительно устойчиво существующих сетевых структур кооперации производственно-технологического и сбытового типа. Именно эти точки роста следовало бы поддержать путем выделения имущественного обеспечения под привлекаемые ими на расширение деятельности внебюджетные финансовые ресурсы.

Поскольку опрос выявил и некоторые факты, свидетельствующие о высоком уровне административного вмешательства в дела бизнеса и вымогательства чиновников, в долговременном плане радикальным способом борьбы с коррупцией может стать повышение прозрачности всех разрешительно-согласовательных процедур, а также безусловная гласность и конкурсность решения всех вопросов, связанных с выделением каких-либо ресурсов на цели развития и поддержки малого предпринимательства, либо отдельных коммерческих проектов.

Литература

1. Балацкий Е., Потапова А. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования // Экономист. 2001. № 4.

2. Система поддержки и развития малого предпринимательства в Москве. М.: ИЭ РАН, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.