Научная статья на тему 'Что мешает развитию малого бизнеса: мнения предпринимателей'

Что мешает развитию малого бизнеса: мнения предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
691
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веревкин Леонид Прокофьевич

Leonid Verevkin in his commentary "Obstacles to the Small Business Development: Opinion of the Businessmen" states, "To assess the prospects for the development of small business in Russia, the Center for Social Forecasts held the all-Russia study in February-March 2003 in Moscow, St. Petersburg, Northern, Central, Central Chernozemny, Volgo-Vyatsky, North Caucasus, Urals, Western Siberian and Eastern Siberian territorial economic districts. The polls covered 1,200 experts — heads of small businesses of 14 sectors (industry and commerce). The selection of leaders was based on quota sample and statistics on the number of small enterprises in Russia (according to profiles of their activities)."

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Obstacles to the Small Business Development: Opinion of the Businessmen

Leonid Verevkin in his commentary "Obstacles to the Small Business Development: Opinion of the Businessmen" states, "To assess the prospects for the development of small business in Russia, the Center for Social Forecasts held the all-Russia study in February-March 2003 in Moscow, St. Petersburg, Northern, Central, Central Chernozemny, Volgo-Vyatsky, North Caucasus, Urals, Western Siberian and Eastern Siberian territorial economic districts. The polls covered 1,200 experts — heads of small businesses of 14 sectors (industry and commerce). The selection of leaders was based on quota sample and statistics on the number of small enterprises in Russia (according to profiles of their activities)."

Текст научной работы на тему «Что мешает развитию малого бизнеса: мнения предпринимателей»

Л.П. Веревкин

ЧТО МЕШАЕТ РАЗВИТИЮ МАЛОГО БИЗНЕСА: МНЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

В последнее время проблемы малого бизнеса служат предметом обсуждения на самом высоком уровне. Выступая перед предпринимателями, В.В. Путин неоднократно подчеркивал, что до сих пор этот сектор экономики развивался стихийно и не благодаря, а вопреки усилиям государства. Между тем, по его словам, без малого бизнеса "не удастся выйти из чрезмерной зависимости от энергетического комплекса", что, в свою очередь, требует создания "понятной и прозрачной среды... когда произвол чиновника будет сведен на нет".

Благих обещаний со стороны правительства было немало. Оно, дескать, либе-рализирует налоговую систему, снижает налоговое бремя, и все — ради развития производства и привлечения инвестиций. Для этого и введен самый низкий в мире единый подоходный налог — 13%, предусмотрены и другие изменения Налогового кодекса. С особой гордостью сообщается о беспрецедентно резком — с 35% до 24%, снижении налога на прибыль. Правда, с одновременной отменой каких бы то ни было льгот. В ответ на "широкий жест" чиновников не слышно восторгов. По мнению экономистов, не все так радужно в нашей налоговой системе и небольшие послабления касаются лишь узкого круга бизнесменов. Скептики вообще полагают, что некоторые налоговые изменения "протолкнули" с выгодой для себя лоббисты крупных компаний через подконтрольных им законодателей.

А вот к малому и среднему бизнесу эти изменения не относятся. Такого мнения придерживается и ряд депутатов Госдумы РФ. Более того, они подчеркивают, что подобное положение дел противоречит принципам демократии.

ВЕРЕВКИН Леонид Прокофьевич — кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института социологии РАН, зав. Отделом Центра социального прогнозирования.

Действительно, именно развитие предпринимательства среди широких слоев населения отвечает главным задачам рыночных реформ. Участие в малом и среднем бизнесе позволяет раскрыть творческий потенциал, реализовать активность и трудоспособность миллионам граждан, наполнить отечественный рынок товарами и услугами. Выступая два года назад на III Всероссийской конференции представителей малых предприятий, Ю.М. Лужков отметил, что в Москве число работающих в сфере малого предпринимательства приближается к 2 млн. человек. Иными словами примерно две трети московских семей так или иначе зависят от малого бизнеса. В столице, по оценке мэра, сосредоточено 20% всех малых предприятий (МП) страны. На одну тысячу жителей в Москве приходится 25 МП, столько же, сколько в Нью-Йорке или Париже. В целом же по России их в 8 раз меньше, чем в Германии, и в 13 раз меньше, чем в США. К сожалению, забота о малом бизнесе ограничивается, как правило, лишь благими пожеланиями. А в реальной жизни масса ведомственных барьеров, вкупе с несовершенством российского налогового законодательства, привели к тому, что число малых предприятий по всей Российской Федерации сократилось с 1 млн. 200 тыс. в 1996 г. до 700 тыс. в 2002 г В Москве аналогичный показатель уменьшился с 240 до 170 тыс., но благодаря мерам, принятым городскими властями, количество МП вновь стало расти.

Сегодня не нужно быть ни аналитиком, ни политтехнологом высокого класса, чтобы понять простую истину — если в самые сжатые сроки не произойдет существенных сдвигов в развитии малого предпринимательства, весь наш экономический рост за последние 2-3 года, связанный в основном с ценами на энергоресурсы, очень быстро прекратится.

Для оценки перспектив развития малого бизнеса в стране Центр социального про-

гнозирования провел в феврале-марте 2003 г. общероссийское исследование в Москве, Санкт-Петербурге, Северном, Центральном, Центрально-Черноземном, Волго-Вятском, Северо-Кавказском, Уральском, Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском территориально-экономических районах. При помощи анкеты эксперта опрошено 1200 руководителей малых предприятий 14 отраслей производственной и коммерческой деятельности. Отбор руководителей осуществлялся по квотной выборке, на основании статистических данных о количестве малых предприятий России по профилям деятельности.

Сразу же стоит отметить, что для российских МП характерен профильный динамизм: 31,5% из них намерены изменить специализацию. И еще одно предварительное замечание. В регионах России развитие малого предпринимательства происходит неравномерно. По данным Госкомстата РФ, треть общего количества МП сосредоточена в Центральном районе (рис. 1), при этом в Москве — 20,6%, Санкт-Петербурге — 11,6%. По-прежнему самая высокая доля МП в торговле и общественном питании (43,5%), но за последние годы отраслевая структура претерпевает некоторые изменения, в частности, увеличивается число малых промышленных предприятий (рис. 2).

Рисунок 1

Распределение численности малых предприятий по территориально-экономическим районам Российской Федерации

Рисунок 2

Распределение числа малых предприятий по отраслям экономики

Другие отрасли

Перспективы развития малого бизнеса в стране опрошенные оценивают как неблагоприятные или неопределенные. Прогнозные оценки по ряду показателей имеют явно выраженную тенденцию к снижению занятости, объемов и качества производимой продукции, конкурентности МП и др. Сегодня процесс развития малого предпринимательства видится успешным лишь отдельным руководителям. Свыше 80% из них указывают на неэффективную инфраструктуру поддержки малого бизнеса, более 40% отмечают, что на нынешнем этапе он практически остановился в своем развитии. Положительно оценили работу Минэкономразвития 17%, Минфина — 6%, МНС — 6% респондентов. В связи с неудовлетворительной оценкой работы министерств в рассматриваемой сфере все большую поддержку получает идея создания самостоятельного Министерства малого бизнеса РФ. За реализацию этой идеи высказались 54% опрошенных. Большинство участников опроса недовольны сложившейся практикой ведения диалога власти и бизнеса, почти половина считает, что их проблемы не находят никакого отражения в правительственных решениях. По-прежнему для многих остается неясным, какой экономический курс проводится в стране. Значительная часть опрошенных (21%) убеждена, что декларируемой либе-

рализации экономики в России не происходит, около 35% полагают, что либеральные преобразования идут, но крайне медленно, каждый десятый придерживается противоположной точки зрения и утверждает, что Россия спешит с либерализацией. Наконец, 25% респондентов не считают либеральные идеи продуктивными и предлагают идти своим путем.

Единственным субъектом РФ, где предприниматели чувствуют себя заметно комфортнее, чем в целом по стране, является Москва. Это констатируют не только столичные предприниматели, но и представители регионов. Отвечая на вопрос, где в России для МП созданы относительно хорошие условия, Москве отдают предпочтение 62% москвичей и 34% иногородних респондентов. На втором месте по этому показателю с большим отрывом (8%) стоит Санкт-Петербург.

Налоговая реформа в целом не вносит никаких изменений для малого и среднего бизнеса, хотя очевидно, что без уменьшения налогового пресса предпринимательство в России развиваться не сможет. Как отмечалось выше, снижение налогов сопровождается отменой всяческих льгот малым предприятиям, а это имеет для них принципиальное значение. Индивидуальные предприниматели, например, не платили налог на добавленную стоимость, теперь они его платят. Для МП ликвидируется даже льготный порядок уплаты НДС. Наконец, ликвидирована последняя льгота, существовавшая для вновь образованных малых предприятий, когда в начале деятельности они освобождались от налога на прибыль. Правительство объясняет снятие этой льготы стремлением создать равные условия для всех, на деле же малый и средний бизнес не в состоянии воспользоваться теми возможностями, которые законными путями или с помощью лазеек в законодательстве получают крупные объединения. Только у них есть аффилированная рекламная фирма, свои центры подготовки кадров, страховые компании. Фактически они получают возможность вывести из-под налогообложения значительную часть своих расходов. У этих корпораций

большие основные фонды, естественно, и большая амортизация, за ее счет вполне можно осуществлять новые инвестиции. Они могут также минимизировать налогообложение, закладывая резерв под обесценивание ценных бумаг, которые имеют в активе. Это, так сказать, законные пути ухода от налогов. Но всем известно, что в нашем законодательстве всегда можно отыскать лазейки. Для этого достаточно пригласить квалифицированного налогового юриста, вести квалифицированное налоговое планирование. Затраты на такого юриста могут быть сравнимы с выручкой малого предприятия. Если суммировать сказанное, становится очевидно, что ни о каком равенстве условий не может быть и речи. Что же касается правительства, выступающего главной движущей силой в формировании нашей налоговой политики, то у него и к крупному бизнесу неодинаковое отношение. Есть отрасли, которым оно покровительствует, и это видно по налогам. Как неоднократно отмечалось на парламентских слушаниях, иногда налогами душится определенная отрасль или определенные предприятия, они становятся неплательщиками, после чего следуют банкротство и передел собственности. Такой способ расправы с конкурентами используется в тех случаях, если в правительстве есть представители заинтересованной стороны или влиятельное лобби в парламенте.

По свидетельству владельцев малых предприятий, наибольшую помощь они получают от местных властей и отечественных фирм-партнеров. Федеральные инстанции практически не оказывают никакой поддержки (табл. 1).

Объем оказываемой поддержки в несколько раз отстает от запросов МП (табл. 2).

Особенно плохо удовлетворяется потребность в налоговой поддержке и в обеспечении благоприятных рамочных условий деятельности. Кроме того, по признанию 25-30% респондентов, к числу наиболее сложных проблем в их повседневной работе относятся нехватка знаний и навыков ведения бизнеса, трудности с бухгалтерским учетом и отчетностью.

Таблица 1 Источники помощи для МП, %

Кто оказывает помощь

Федеральное правительство 1,6

Региональная администрация 6,6

Местные власти 45,6

Фонды поддержки малого

предпринимательства 6,6

Агентства поддержки малого

предпринимательства 6,0

Международные организации 3,8

Отечественные фирмы-партнеры 43,4

Зарубежные партнеры 10,4

Отечественные организации 4,9

Необходимость государственной поддержки в области налогообложения отмечают большинство респондентов. С их точки зрения, снижение налогов является главным условием "выхода из тени", куда налоговая политика загнала преобладающую часть малого бизнеса.

Масштабы "теневой" финансовой деятельности малого бизнеса можно оценить на основании четырех критериев:

1) официально не учитываемая численность работников, составляющая примерно 25-30% от общей численности занятых на МП, в связи с чем вне официального учета остается примерно треть фонда оплаты труда;

2) реальная заработная плата работников МП, превышающая официально учтенную в среднем на 35-40%, что также ведет к "уполовиниванию" налогооблагаемой базы фонда оплаты труда;

3) реальный товарооборот МП, превышающий номинальный на 35-40%, что является одной из форм ухода от налогов;

4) реальная численность МП в сравнении с их номинальной (официально зарегистрированной) численностью, превышающая последнюю в среднем на 20-25%. Это означает, что до четверти малых предприятий вообще не находятся в поле налогообложения. Функционируя нелегально, они, естественно, не могут официально обращаться в банки за кредитом.

Таблица 2

Степень удовлетворения потребностей МП в государственной поддержке, %

_0

X

СЕ

со

О

Виды поддержки ^

е

а

л

е

*

1. Налоговая поддержка, в том числе: Общее снижение налоговых ставок 89,3 11,6

Упрощение налогообложения 87,3

Льготы 81,9

2. Правовая защита, в том числе: Защита прав собственности, улучшение работы суда 5 0 12,7

Обеспечение безопасности бизнеса и личной безопасности 51,9

Отмена лицензирования 28,1

3. Финансовая поддержка, в том числе: Прямая помощь 37,3 19,6

Привлечение к выполнению госзаказа 35,6

Гарантии по кредитам коммерческих банков 28,6

Содействие в получении оборудования по лизингу 20,0

4. Информационная поддержка 33,8 29,6

5. Аренда помещений 33,7 28,0

6. Повышение квалификации персонала 18,9 11,6

"Теневая" сторона деятельности малых предприятий различного профиля представлена в табл. 3. Как видно, даже среди организаций, занимающихся финансовыми услугами, каждое пятое не зарегистрировано. Чтобы "выйти из тени", по мнению 56,5% опрошенных, необходимо снизить налоги до разумного уровня — примерно на 25%. Кроме того, необходимо создать

л

О

а

к

жк

р

е

д

д

о

Таблица 3

Доля "теневой" части различных видов деятельности малых предприятий, %

Профиль малых предприятий

Виды "теневой" деятельности

л

ш

ы

о

р

р

о

о

о

ра тр С рТ

ГС

в

о

г

р

о

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я

а

со

о

я

л

р

о

я

а

а

в

ж

у

л

с

б

о

ы

1.0

б

О

з

о

х

е

о

к

С

ь

л

а

к

с

л

в

о

с

ь

л

а

с

у

л

л

а

у

л

а

р

у

т

ь

л

к

р

о

у

а

а р х о о

со

рр уТр Зд

со

Превышение номинальной численности персонала

Превышение номинальной величины заработной платы

Превышение номинального товарооборота

Превышение номинальной

численности малых предприятий 22,6 21,8 17,7 17,8 22,1 27,0 18,3 31,2 19,3 21,2 29,2 30,0 30,9 27,5

26.0 29,2 30,0 25,2 27,1 29,0 23,9 35,0 24,1 29,3 30,0 29,5 29,3 25,7

39,9 37,8 40,2 39,9 38,1 40,3 34,0 36,1 35,6 46,4 40,4 36,7 43,8 37,1

37.1 38,4 33,5 36,1 36,5 38,7 37,5 41,7 38,3 41,1 38,6 37,5 39,2 28,9

эффективную защиту от преступности; искоренить коррупцию в госаппарате; гарантировать устойчивую работу на госзаказ; сделать доступным коммерческий кредит; сократить сферы лицензирования.

Озабоченность предпринимателей вызывает и недостаточная правовая и общая защищенность. Каждый второй опрошенный указывает на вымогательство со стороны чиновников (для сравнения: рэкет оценивает в качестве серьезной проблемы примерно каждый пятый). Резкое сокращение коррупции в госаппарате считают обязательным условием выхода малого бизнеса из "тени" около 60% респондентов. Предприниматель сталкивается с проявлениями коррупции уже при регистрации свой фирмы, сроки которой в 80% случаев затягиваются до трех месяцев. Не случайно почти треть участников опроса выступает за полную отмену лицензирования.

Представляют, на наш взгляд, интерес данные, касающиеся зависимости требований к поддержке государства и численностью МП. Относительно узкий спектр таких

требований предъявляют предприятия с числом занятых до 15 человек. Они не выдвигают претензий на облегчение налоговых платежей и прямое финансовое содействие. Им нужны информационная поддержка, гарантии по кредитам коммерческих банков, отмена лицензирования и содействие в получении оборудования по лизингу. Нельзя не отметить сходства этого перечня с теми профилирующими мерами, которые применяются в отношении МП в развитых странах.

Следующие группы МП (с числом занятых от 16 до 30 и от 31 до 60 человек) отличаются высоким уровнем притязаний к властям по широкому спектру позиций. Для них характерны особая озабоченость проблемой привлечения к выполнению госзаказа, желание государственного содействия в налаживании партнерства с крупными фирмами, а также в получении производственного помещения. В обеих группах относительно велик удельный вес предприятий, требующих налоговых послаблений и прямой бюджетной поддержки.

Таблица 4

Обязательные, по мнению респондентов, действия региональных и местных властей для стимулирования малого бизнеса, %

Действия властей

Уменьшить налоги, ввести льготы 71,0

Не мешать 39,8

Упростить налогообложение 21,2

Упорядочить закон по малому бизнесу 14,1

Обеспечить безопасность 13,7

Облегчить доступ к свободным (промышленным) помещениям 12,9

Оказывать финансовую помощь малому бизнесу 5,4

Ослабить давление контролирующих органов 3,7

Дать льготы по аренде 2,9

Дать льготы по кредитам 2,9

Другое 12,4

Судя по всему, отягощающим фактором в данном случае является трудоизбыточ-ность, которая обусловливает сильную зависимость от государственной помощи. Характерно также, что в группе с числом занятых 16-30 человек (и только в ней), отмечается повышенная потребность в государственном содействии обучению ведения бизнеса, учета. Здесь собрались, по-видимому, начинающие и попросту неудачливые, неуверенные в себе предприниматели, которым будет очень трудно удержаться на рынке в нынешних условиях.

Меньше всех притязаний к государству по налоговой политике имеют МП с численностью занятых 61-100 человек.

Таким образом, в наилучшей позиции находятся те малые предприятия, которые

не обременены избыточным персоналом и рассчитывают в конкурентной борьбе за место на рынке в основном на собственные силы.

Какие действия региональных и местных властей по стимулированию малого бизнеса респонденты считают обязательными. Распределение ответов на соответствующий вопрос представлено в табл. 4. Как говорится, комментарии излишни...

К сожалению, и в Госдуме, и в правительстве отстаивают интересы малого и среднего бизнеса скорее на словах, чем на деле. Даже наличие Комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства не сыграло особой роли в его развитии. Именно тогда, когда появился такой Комитет во главе с И. Хакамадой, был введен очень непопулярный среди малых предпринимателей единый налог на вмененный доход, который Президент страны назвал "невменяемым". Есть структура, отвечающая за малый бизнес, и в составе Антимонопольного комитета, но факт ее существования не изменил политику в отношении малого предпринимательства. Малый и средний бизнес не консолидирован политически, он не сформировал свою партию, не выдвинул своих представителей в структуру власти, не имеет мощной лоббирующей группы в парламенте, не оказывает влияния в правительстве. В результате спасение утопающих остается делом рук самих утопающих.

Для того, чтобы в стране сформировался средний класс, необходима устойчивая и долгосрочная государственная поддержка малого бизнеса. Его успешное развитие невозможно без совершенствования налоговой и судебной систем, устранения административных барьеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.