Научная статья на тему 'Инновационная деятельность и развитие малого предпринимательства в республике Татарстан'

Инновационная деятельность и развитие малого предпринимательства в республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность и развитие малого предпринимательства в республике Татарстан»

О. М. Краснова, Т. В. Малышева

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

В современном мире вклад науки, инноваций и новых технологий является решающим фактором социального и экономического развития. С их помощью постоянно увеличиваются объемы производства продуктов, товаров и услуг и их разнообразие.

Гармонизация процессов производства и потребления в экономике регулируется многими факторами: ценами, налогами, таможенными пошлинами, размерами банковских ставок, а также уровнем научно-технологического развития. Инновационная деятельность предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям. Инновационные и новые технологии обеспечивают не только увеличение ВРП, но и его качественное, прогрессивное изменение. Вклад инноваций и новых технологий в развитие экономики постепенно увеличивается. По оценке территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ доля инновационной продукции в валовом региональном продукте составила за 2004 год 10,7% от ВРП.

Анализ результативности инновационной деятельности в отраслях экономики показал, что количество инновационно-активных предприятий и организаций в период 2001 -2004 гг. характеризовалось ежегодным увеличением, в 2001г. наблюдалось их незначительное сокращение, и в 2002 г. рост возобновился (табл. 1).

Таблица 1 - Уровень инновационной активности предприятий, %

2001 2002 2003 2004

Удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций 10,6 12,6 12,7 15,9

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно активных предприятий 11,9 12,0 12,0 15,0

Доля значительно измененной или вновь внедренной продукции, в общем объеме инновационной продукции 67,7 68,0 87,1 76,3

В 2004 году интенсивность инновационной деятельности по всем отраслям экономики выросла до 15,9%.

Общую картину инновационных процессов в республике определяют промышленные предприятия, их доля в 2004 году составляла 88,9% всех инновационных организаций, в 2003 году - 92,5%, в 2002 г. - 91,3%, в 2001 г. - 92,9%, 2000 г. - 87,9%, в 1999 г. -86,0% и в 1998 г. - 94,3%.

При этом основная инновационная деятельность (более 70%) была сосредоточена в четырех отраслях промышленности: топливной, машиностроении и металлообработке, пищевой, химической и нефтехимической.

В целом за период с 2001 года число инновационно активных предприятий возросло в 1,5 раза и составило около 16% общего количества обследуемых предприятий. Объем производства инновационной продукции в промышленности увеличился за этот период в 3,8 раза.

Одним из ключевых показателей результата инновационной деятельности является выпуск инновационной продукции, который содержат информацию об объемах производства продукции, подвергшейся значительным технологическим изменениям или вновь внедренной, а также об объемах производства усовершенствованной продукции.

Среди инновационно активных предприятий наибольший удельный вес в создаваемой в рамках отраслей добавленной стоимости (ДС), имеют предприятия химической и нефтехимической отрасли (95,4%). Предприятиями топливной отрасли в 2004 г. было создано 91,4% добавленной стоимости (табл. 2).

Вклад инновационного сектора в создание добавленной стоимости в машиностроении составляет лишь 29%, в пределах чуть более трети в легкой и пищевой отраслях промышленности. Самый незначительный вклад инновационного сектора в создание ДС в промышленности строительных материалов - 15,2%.

В целом по промышленности доля добавленной стоимости, создаваемой в инновационном секторе выше доли стоимости, созданной при участии всех предприятий (84,5% против 63,7%).

Под влиянием складывающейся в период 2000-2004 гг. динамики отраслевого производства инновационной продукции определились заметные сдвиги в отраслевой структуре выпуска инновационной продукции.

Наибольшим удельным весом в общих затратах на технологические инновации характеризовались затраты предприятий пищевой промышленности, топливноэнергетического блока, химии и нефтехимии, а также в отрасли «связь». На их долю в 2004 г. приходилось 75,4% всех затрат на инновационную деятельность. При этом в машиностроении и металлообработке, в промышленности строительных материалов по сравнению с предыдущим годом отмечались заметно более низкие показатели динамики затрат на инновационную деятельность, чем в предыдущих представленных отраслях.

Вместе с тем, если в 2003 г. на долю четырех отраслей - машиностроения, топливной, химии и нефтехимии приходилось 13,2% инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции собственного производства, то в 2004 г. ее удельный вес вырос до -16,6%. Удельный вес отраслей, ориентированных на потребительский рынок - пищевой и легкой промышленности, снизился с 27,6 до 25,3%.

Легкую промышленность во все годы рассматриваемого периода отличали весьма низкие показатели уровня инновационной (и инвестиционной) активности. В 20032004 гг. затраты на технологические инновации в этой отрасли составляли 0,1 - 0,4% суммы текущих и капитальных расходов отрасли, затраты на инвестиции в основной капитал соответственно - лишь 0,2 - 0,3%.

Учитывая высокую импортозависимость потребительского рынка в легкой промышленности (для решения задач по замедлению роста импортопотребления), проблема повышения конкурентоспособности имеет особую остроту.

Таблица 2 -Удельный вес инновационной деятельности отраслей, 2004 г.

Доля добавленной стоимости Удельный вес добавленной стоимости инновационного сектора в добавленной стоимости отрасли

в выпуске товаров и услуг в целом по отрасли в выручке инновационного сектора

Всего по РТ 44,5 47,3 63,7

Промышленность 45,3 47,3 84,5

В том числе:

Электроэнергетика 29,8 26,1 75,3

Топливная 71,0 70,8 91,4

В том числе:

Нефтедобывающая 72,8 72,3 91,4

Нефтеперерабатывающая 18,9 19,3 81,1

Химическая и нефтехимическая 32,0 32,7 95,4

Машиностроение 25,3 25,6 29,0

Промышленность строймате- 31,5 23,1 15,2

риалов

Легкая 33,7 27,6 35,6

Пищевая 25,7 23,3 33,6

Медицинская 42,1 41,9 95,3

Связь 64,7 63,0 21,5

Информационно-

вычислительное обслуживание 65,7 44,6 25,4

Рис. 1 - Число инновационно активных предприятий (единиц)

1 6,3 І

2004 10,3

7,9

28,6

5,6

17,5

14,3

5,6

1

2003 9,3

10,3

31,8

8,4

19,6

8,5

4,5

7,6

4,5

I

9,1

24,2

5,3

19,7 I

16,8

“I-----1------1-----1-----1------1-----1-----1------1-----1

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

11. Электроэнергетика

□ 2. Топливная

□ 3. Химическая и нефтехимическая

□ 4. Машиностроение и металлообработка

□ 5. Промышленность строительных материалов

□ 6. Легкая

□ 7. Пищевая

□ 8. Связь

□ 9. Прочие отрасли

3,2

6,3

2,8

3,7

Рис. 2 - Отраслевая структура инновационно-активных предприятий (в % к итогу)

Доля инновационной продукции в промышленности в 2004 г. составила 14,9%, против 12% в 2003 г. Значение показателя существенно различается по отраслям промышленности. Одной их объективных причин подобных различий является специфика внутриотраслевой структуры (в частности, наличие высокой доли сырьевой составляющей объективно обусловливает относительно меньшее значение индикатора). Другая причина связана с различиями в уровне инновационной активности отраслей.

Для характеристики процессов в сфере инновационной деятельности представляется целесообразным проводить оценки эффективности затрат на инновационную деятельность, показывающую выход инновационной продукции отрасли с рубля затрат на инновационную деятельность (их «продуктивность»). В целом по промышленности значение параметра эффективности в последние два года рассматриваемого периода характеризовалось снижением выпуска инновационной продукции на рубль затрат на инновационную деятельность. Так, если в 2003 г. на рубль затрат на инновационную деятельность приходилось 6,8 рубля, то в 2004 г. - 4,6 рубля, а в 2002 г. - 2,5 рубля.

Наибольшая доля инновационных затрат связана с приобретением машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями. Если добавить к ним расходы на производственное проектирование и на технологическую подготовку производства, то непосредственно на внедрение новых продуктов и технологических процессов предприятиями расходовалось в 1998 г. - 2004 гг. от 72 до 77% всех инновационных затрат. Отдельные отрасли преимущественно ориентированы на подобные виды инновационной деятельности (например, электроэнергетика, топливная промышленность, нефтеперерабатывающая промышленность, легкая и пищевая). Затраты на исследования и разработки в структуре инновационных затрат составляют порядка 21%. И совсем незначительная доля инновационных затрат идет на обучение и подготовку персонала (0,9%) и маркетинговые исследования (0,3%).

В 1998 г. 24% всех затрат промышленности на инновационную деятельность составляли затраты на продуктовые инновации, приоритет отдавался процессным инновациям, т.е. больше внимания уделялось вопросам снижения издержек производства. В последние годы доля затрат на продуктовые инновации значительно возросла, составив в 2004 г. - 38%. Из всех отраслей промышленности наибольшей склонностью к затратам на продуктовые инновации характеризуется машиностроение и металлообработка. Всего в 2004 году было отгружено инновационной продукции собственного производства на 41,5 млрд. рублей, что превысило уровень 2003 года на 40% и составило 13% от объемов продукции собственного производства, отгруженной всеми крупными и средними предприятиями республики (табл. 3).

Таблица 3 - Объем отгруженной инновационной продукции (млн. рублей)

2001 2002 2003 2004

Отгружено инновационной продукции собственного производства - всего 11035 12881 29688 41483,2

из нее:

Продукция, вновь внедренная или подвергавшаяся значительным технологическим изменениям в течение последних лет 7474 8763 25861 31639,5

Продукция, подвергавшаяся усовершенствованию в течение последних трех лет 3361 3989 3382 8585,4

Прочая инновационная продукция 199,6 129,6 446,1 1258,3

Интенсивность инновационной деятельности на уровне предприятий оценивается отношением количества инновационно активных организаций к общему числу организаций, осуществляющих и не осуществляющих инновационную деятельность. К инновационно активным отнесены организации, которые разрабатывали и применяли готовые технологические инновации в течение последних трех лет. Среди них предприятия с высокой добавленной стоимостью и значительной долей измененной или вновь внедренной и усовершенствованной продукцией. В Республике Татарстан удельный вес вновь внедренной и усовершенствованной продукции составил в 2004 г. в объеме отгруженной инновационной продукции 97% процентов, из нее за пределы Российской Федерации отгружено 9,2% .

Анализ деятельности инновационных и неинновационных организаций показал, что в среднем на одну инновационную организацию приходилось 2577,0 млн. рублей отгруженной продукции, а на неинновационную - 616,7 млн. рублей, среднесписочная численность работников соответственно составляла 1780 человек и 200 человек. Специалисты с высшим образованием составляют в инновационных организациях 19,5% против 16,5% - в неинновационных.

Распределение инвестиций в основной капитал сложилось следующим образом: на инновационные организации в 2004 году приходилось 47,2% всех вложений, на неинновационные - 52,8%, в расчете на одну организацию приходилось соответственно 134,2 млн. рублей, и 28,3 млн. рублей. Наибольшую инновационную активность проявляли организации со средней численностью персонала от 1 тыс. до 5 тыс. человек и от 100 человек до 1 тысячи.

Экономические показатели инновационно активных предприятий выше, чем предприятий, не осуществляющих инновационную деятельность. Промышленные организации, являющиеся основными республиканскими экспортерами, сосредоточены в основном в нефтедобывающей, химической промышленности и машиностроении. Инновационные организации и здесь имеют некоторое преимущество. Зарубежный рынок стал наиболее важным рынком сбыта для 18% из них, в то время как среди неинновационных организаций он стал важнейшим лишь для 4,7% таких организаций.

Во многом инновационной предприимчивости организаций способствует взаимодействие их в рамках корпоративных структур (объединений, товариществ, обществ). Среди инновационных организаций доля являющихся частью какой-либо группы организаций составляет 24,9%, в неинновационных - 2,6%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затраты на технологические инновации в 2004 г. составили 9298,4 млн. руб., или 22,4% по отношению к общему объему отгруженной инновационно-активными организациями продукции. Доля инновационно-технологических затрат составила, по оценке, 2,5% к ВРП, что соответствует республиканской программе «Об утверждении республиканской программы развития инновационной деятельности в РТ на 2004-2010 гг», принятой постановлением КМ РТ № 121 от 12.03.2004 г.

Отраслевая структура затрат на инновации отличается высокой степенью концентрации. В 2004 г. 27,6% их общего объема было сосредоточено в топливной промышленности 17,5% - в машиностроении и металлообработке; 27,7% - в пищевой промышленности, 16,5% - в химии и нефтехимии. На оставшиеся отрасли приходилось лишь 10,7%. Количественные и качественные особенности инновационных затрат в значительной мере обусловлены сложившимися условиями финансирования инноваций. Основным его источником являются собственные средства предприятий. Если в 1998 году доля этого источника средств составляла 47,8% от общей суммы затрат на технологические инновации, то в 2004 г. она возросла до 96,9% (рис. 3).

Бюджет

Республики

средства

Рис. 3 - Структура затрат на технологические инновации в промышленности по источникам финансирования в 2004 году (%)

К успешным направлениям ИД относятся: улучшение качества продукции (60% высоких и средних оценок от общего числа оцениваемых результатов), расширение ассортимента продукции, видов услуг (57%); сохранение и расширение традиционных рынков сбыта продукции (73%); обеспечение соответствия современным правилам, стандартам (49%). Степень влияния результатов остальных направлений ИД на развитие производства оценена крайне низко. Наименее успешными оказались исследования и разработки (табл. 4), ориентированные на создание новых рынков сбыта продукции в экономически развитых странах (от 2 до 14% высоких и средних оценок от общего числа оцениваемых результатов).

Таблица 4 - Воздействие результатов инновационной деятельности на развитие производства, сохранение традиционных и создание новых рынков сбыта продукции (услуг), 2004г.

Организации, оценившие влияние результатов ИД (%) на развитие производства как

нулевое низкое среднее или высокое

Замена снятой с производства устаревшей продукции (услуг) 55 14 30

Улучшение качества продукции (услуг) 36 6 60

Расширение ассортимента продукции, 36 6 57

видов услуг Сохранение и расширение традици- 37 5 73

онных рынков сбыта Создание новых рынков сбыта: - в России 52 12 37

- в странах СНГ и Восточной Европы 79 7 14

- в странах ЕС, Норвегии, Швейцарии, Исландии, Лихтенштейне 94 2 4

- в США и Канаде 97 2 2

- в других странах 99 2 10

Обеспечение соответствия современным правилам и стандартам 36 12 49

Повышение гибкости производства и внутреннего коммерческого процесса 40 15 44

Рост производственных мощностей 67 10 22

Сокращение материальных затрат 44 19 37

Сокращение энергозатрат 45 16 39

Снижение загрязнения окружающей 48 17 36

среды Улучшение условий труда 40 15 44

Не всем инновационно активным предприятиям удается успешно реализовать свои возможности и превратить их в действенный импульс развития производства, лишь незначительной их части удалось добиться определенных успехов.

Результативность деятельности инновационно активных предприятий с точки зрения повышения качества промышленного потенциала характеризуют данные о количестве и составе созданных, использованных, приобретенных и переданных производственных технологий (ППТ), технологии, 5-го технологического уклада1. В 2004г. было создано 3 (ППТ) передовые производственные технологии, все из них принципиально новые. В их создании приняли участие 23 организации. Среди этих технологий патентной чистотой и охранными документами обладают 33,3% их общего числа. Имеются в виду технологии и технологические процессы, включающие машины, аппараты, оборудование и приборы, основанные на микроэлектронике или управляемые с помощью компьютера и используемые при проектировании, производстве или обработке продукции. Сопоставление данных за 2002 - 2004гг. показывает, что количество созданных передовых технологий сохранилось на том же уровне. Передовые производственные технологии представлены в составе семи групп (табл. 5). Наибольшее количество технологий создано в группе 4 «аппаратура автоматизированного наблюдения и контроля», и в группе 5 «связь и управление»: соответственно 66,7% и 33,3% от общего количества созданных технологий.

Таблица 5 - Состав созданных в 2004 г. передовых производственных технологий

№ группы Наименование группы Число технологий

всего, ед. обладающих охранными документами, %

Технологии всего 3 33,3

из них:

1 Проектирование и инжиниринг - -

2 Производство, обработка и сборка - -

3 Автоматизированные: транспортировка мате- -

риалов и деталей; погрузочно-разгрузочные опе-

рации

4 Аппаратура автоматизированного наблюдения и

(или)контроля 2 33,3

5 Связь и управление 1 -

6 Производственные информационные системы - -

7 Интегрированное управление и контроль - -

1 Имеются в виду технологии и технологические процессы, включающие машины, аппараты, оборудование и приборы, основанные на микроэлектронике или управляемые с помощью компьютера и используемые при проектировании, производстве или обработке продукции

Качественная характеристика ППР прослеживается по данным о количестве созданных принципиально новых технологий, а также технологий, защищенных охранными документами и обладающих патентной чистотой. Принципиально новыми технологиями отличаются группа 4 «аппаратура автоматизированного наблюдения и контроля», 33,3% от общего числа созданных технологий защищены охранными документами. Важной характеристикой инновационной активности является обмен технологиями, их передача и приобретение.

Предприятия промышленности практически всех отраслей предпочитают прочим видам инновационной деятельности приобретение овеществленных технологий, то есть машин и оборудования (табл. 6). Это вызвано требованиями ускоренного обновления производственного аппарата и современной экономической ситуацией, не способствующей долгосрочным инвестициям в неовеществленные технологии в виде патентов либо результатов научных исследований, когда необходима как можно более быстрая окупаемость вложенных средств.

Деятельность по созданию инновационных заделов несколько утратила для предприятий приоритетный характер: если в 1995 г. доля в общей численности научных работников, занятых выполнением исследований и разработок, составляла 52%, к 2005 г. эта доля возросла до 53%, однако за указанный период численность этих работников сократилась почти на одну треть.

Таблица 6 - Соотношение приобретенных и переданных новых технологий (технических достижений) в отраслях экономики в 2004 г.

Приобретено Передано технологий

технологий

всего за пределами РФ всего за пределами РФ

Всего по РТ 431 33 18 1

В том числе:

Связь 5 -

Информационновычислительное обслужи- - -

вание

Промышленность 417 33 18 1

В том числе: -

Электроэнергетика 13 6 -

Топливная 70 -

Химия и нефтехимия 4 4 -

Машиностроение 26 12 18 1

Строительных материалов 1 -

Легкая 2 1 -

Пищевая 41 10 -

Наибольшую активность в приобретении технологий проявили топливная промышленность, машиностроение, и пищевая промышленность. На их долю в совокупности приходится 31,8% от общего числа технологий. Лидером по закупке новых технологий за пределами РФ стало машиностроение, которое прибрело 36,4% от общего числа технологий, приобретенных за рубежом. За ней с небольшим отрывом следует пищевая промышленность - 30,3%, электроэнергетика - 18,2% от общего числа технологий приобретенных за рубежом. Таким образом, три отрасли приобрели за пределами РФ почти 85% технологий.

В 2004г. передачу новых технологий осуществляли в форме продажи оборудования (77,8%) и 22,2% - ноу-хау, соглашения на передачу технологий. Все 18 новых технологий переданы предприятиями машиностроения, из них 1 - за пределы РФ (табл. 7,8). Число используемых передовых производственных технологий (ППТ) составило в 2004г. -1982, что в 2,2 раза больше чем в 2000 году. Из них: внедренных в течение трех последних лет - 945.

Таблица 7 - Количество приобретенных и переданных организацией новых технологий (технических достижений), программных средств за отчетный год

Количество приобретенных новых технологий (технических достижений), программных средств Количество переданных новых технологий (технических достижений), программных средств

всего в том числе за пределами РФ - всего из гр.4 в государствах-участниках СНГ всего в том числе за пределы РФ -всего из гр.7 в государствах-участниках СНГ

Всего 431 33 - 18 1 -

в том числе по формам приобретения (передачи): права на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей 30 3

результаты исследований и

разработок 64 - - - - -

ноу-хау, соглашения на пе-

редачу технологий 6 3 - 4 1 -

покупка(продажа)обору-дования 271 23 - 14 - -

целенаправленный прием (переход) на работу квалифицированных специалистов 48

другие 12 4 - - - -

Таблица 8 - Количество переданных технологий в 2004г. (%)

%

Целенаправленный прием (переход) на работу квалифицированных специалистов -

Результаты исследований и разработок -

Права на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей

Покупка(продажа)оборудования 77,8

Ноу-хау, соглашения на передачу технологий 22,2

В 2004г. другим организациям передано 18 новых технологий.

Среди основных и решающих факторов, препятствующих инновационной деятельности, по мнению руководителей предприятий, наиболее весомыми являются: недостаток собственных денежных средств, высказалось 66% организаций; недостаточная финансовая поддержка со стороны государства (27%); высокая стоимость нововведений (32%); недостаток квалифицированного персонала (12%); низкий платежеспособный спрос на новые продукты (14,4%); длительные сроки окупаемости нововведений (14,1%); недостаток квалифицированного персонала (12,1%).

В составе факторов производственного характера, препятствующих инновациям, наибольшее беспокойство организаций вызывает их собственный низкий инновационный потенциал, определяемый слабым уровнем исследовательской базы на производстве, неготовностью организаций к освоению новейших научно-технических достижений. В то же время низкие рейтинги таких факторов, как недостаток информации о новых технологиях, рынках сбыта, низкие кооперационные связи свидетельствуют о недопонимании организациями их важнейшей роли в интенсификации инновационной активности.

Анализ значимости различных факторов, препятствующих инновациям, выявляет примерно одинаковую картину практически для всех отраслей промышленности.

Большинство инновационно-активных организаций Республики Татарстан (52%) в качестве основного результата инновационной деятельности в 2004 г. признали расширение ассортимента продукции, 47 % - сохранение и расширение традиционных рынков сбыта, 45% -улучшение качества продукции.

Несколько более оживленная ситуация с инновационной деятельностью отмечается в ряде отраслей сферы услуг. Так, освоение современных телекоммуникационных технологий предприятиями связи обусловило более заметные масштабы технологических инноваций. В итоге уровень инновационной активности в 2004г. значительно повысился, составив 13,1% против 12,3% в 2003г.

Республика Татарстан является одним из самых активных участников инновационного процесса среди регионов Приволжского федерального округа. В 2004 г. в Республике Татарстан было отгружено инновационной продукции собственного производства на сумму 41516,6 млн. рублей. Республика Татарстан занимала третье место после Пермской и Самарской областей по такому показателю, как удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций, который составил в 2004 г. 15,9% . В 2004 г. в Республике Татарстан на долю инновационной продукции в

Удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций, в % Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационноактивных предприятий, в % Доля значительно измененной или вновь внедренной продукции в общем объеме инновационной продукции, в %

Республика Татарстан 15,9 15,0 76,3

Республика Марий Эл 3,8 33,7 96,5

Нижегородская область 15,0 29,4 90,5

Оренбургская область 7,7 4,5 37,0

Саратовская область 9,8 8,3 64,0

Ульяновская область 7,0 18,0 74,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Мордовия 9,0 16,5 6,0

Самарская область 18,0 23,3 29,6

общем объеме отгруженной продукции инновационно активных предприятий приходилось 15,0%. Совокупная доля принципиально новой и подвергшейся усовершенствованию продукции в 2004 г. в Республике Татарстан в среднем составила 76,3% от общего объема инновационной продукции инновационно активных организаций.

Обращает на себя внимание относительно высокая значимость такого результата инновационной деятельности, как обеспечение соответствия современным правилам и стандартам (49%). Существующее состояние инновационной сферы при дефиците финансовых вложений влияет на качество производимой продукции, ее новизну и конкурентоспособность.

Современные приоритеты инновационной деятельности обусловлены недостаточной конкурентоспособностью отечественных товаров для широкого выхода на мировые рынки. Именно поэтому инновационная деятельность организаций в последние годы была преимущественно ориентирована на максимальное удовлетворение спроса отечественных потребителей. Приведенные данные по инновационной деятельности крупных и средних предприятий Республики Татарстан свидетельствуют о том, что спрос на инновационную продукцию остается по-прежнему низким. Это подтверждается, прежде всего, ее соотношением с объемами выпуска промышленной продукции. И хотя уже сформировалась ус-

тойчивая группа предприятий, для которых инновационная деятельность носит непрерывный характер, однако, темпы расширения инновационной активности предприятий недостаточны, что явилось следствием следующих причин: нехватка собственных денежных средств и недостаточная финансовая поддержка со стороны государства, высокие экономические риски и высокая стоимость нововведений, недостаток квалифицированных кадров и т. д.

В экономически развитых странах в процессе инновационного развития значительна роль малого предпринимательства. В связи с этим представляет интерес состояние данной сферы в Республике Татарстан, а также предпосылки вовлечения ее ресурсов в инновационную сферу.

В настоящее время малое предпринимательство занимает прочные позиции на рынке, являясь одним из факторов экономического роста Республики Татарстан. Диагностирование малого бизнеса становится наиболее актуальным для принятия оперативных управленческих решений, совершенствования и оптимизации программ по поддержке малого предпринимательства в республике, которые должны быть направлены на развитие поддерживающей инфраструктуры предпринимательства и институтов, способствующих снижению трансакционных издержек такого бизнеса.

Систематический мониторинг тенденций развития малого бизнеса в Татарстане позволяет получить надежную, адекватную информацию об основных параметрах развития предпринимательской деятельности. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 586 от 28.08.2001г. "О ведении мониторинга состояния развития субъектов малого предпринимательства" Комитетом государственной статистики Республики Татарстан ежегодно проводятся социологические исследования малого предпринимательства, последнее из которых - в июле 2004 года (рис. 4). В ходе проекта основной упор сделан на изучение внешней среды функционирования частного бизнеса, условий ведения и перспектив развития предпринимательства в республике.

П 1.ТО1Г(Е1Н и общепит ■З.протзьпм а 3 .прсгшпшннопь а4.трансшрг

■ З.нелршзситаенныиЕидабыгоЕоге обспуниЕщтюлелещг

по обеаэтешт^ыта

■ 7. згршоафзиашй и

п 8. операции С НЙДПИИМЫИИЛЗВДПЕ ®г

■ 9. аабзняие и сбыт

■ Ю.куттуршгЕз^сшо п 11. обр&ЖЕани»

п 12. гц^ий мркж

Рис. 4 -Состав респондентов, принявших участие в социологическом исследовании в июле 2004 года (%)

В интервьюировании приняли участие 435 респондентов, репрезентативно представляющих различные сферы малого бизнеса. Для большей части предпринимателей (23,2%) основным видом деятельности является торговля и общественное питание. В то же время довольно большое количество респондентов задействовано в материальном производстве.

Так, основным видом деятельности для 14,3% предпринимателей является строительство, 10,6% - промышленность (производство товаров народного потребления), 10,3% - транспортные перевозки. Оказанием услуг различного социального характера (риэлтерских, правовых, бытовых, здравоохранения, образования, организации досуга и пр.) занято около 40% респондентов. При этом практически равные доли респондентов приходятся на представителей малого бизнеса (48,7%) и частных предпринимателей без образования юридического лица (51,3%). В обследованиях предыдущих лет отмечалось значительное преобладание юридических лиц.

Условия ведения бизнеса

Современный уровень развития малого предпринимательства в республике во многом обусловлен сложившейся макроэкономической, институциональной и политической ситуацией в Татарстане и России. Создание и ведение бизнеса в современных отечественных условиях требует от предпринимателя затраты большего количества экономических и организационных ресурсов, чем в экономически развитых странах. Действующие в настоящее время механизмы государственной поддержки малого предпринимательства демонстрируют низкую результативность. Проведенные в течение последних четырех лет исследования проблем предпринимательства констатируют явное замедление в развитии малого бизнеса. Проблемы и трудности ведения бизнеса, связанные с неразвитостью поддерживающей инфраструктуры и институтов в сфере предпринимательства, все также остры и актуальны.

Общие условия ведения бизнеса складываются из большого числа факторов, по-разному влияющих на деятельность субъектов малого предпринимательства. По данным обследования 2004 года (рис. 5) только 29,4% респондентов заявило об улучшении условий ведения бизнеса в сфере производства и оказания услуг. В целом за период обследования (2001-2004 гг.) улучшение по данной категории стабильно отмечают 28-32% бизнесменов. Положительным моментом является некоторое снижение числа респондентов (на 4,7 процентных пункта), отмечающих ухудшение условий для производства товаров и услуг при увеличении числа ответивших об их неизменности (на 6,5 процентных пункта).

Развитие предпринимательства зависит от динамики платежеспособного спроса на потребительские товары и услуги. Наиболее благоприятная ситуация с получением новых заказов для предпринимателей сложилась в 2001 году, когда об улучшении условий по данному критерию свидетельствовали 33,2% респондентов. В последующие два года предприниматели отмечают нарастание проблем поиска новых заказов на производство продукции и уже некоторое улучшение в 2004 году. Ситуация с успеваемостью выполнения заказов по оценкам предпринимателей в 2001-2004 гг. несколько ухудшается: об улучшении свидетельствуют лишь 17,7% респондентов, против 27% в 2001 году.

производство и сказание услуг новые заказы ц ены на пр о эддщию товарные запасы ср оки выло лн ения заказов рынок труда

29,4

20,1

23,0

21,8

20,0

28,8

17,3

21,7

17,7

18,3 |

11,6 | 20~

50^5

50,2

51,2

00,9

64,1

68,1

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

□ улучшение ЭЛЮВИЙ □ у^зявпение З^ЛЮБИЙ □ без изменений

Рис. 5 - Мнение предпринимателей об изменении условий ведения бизнеса в июле 2004 года

Позитивная динамика цен на продукцию, отмеченная респондентами, в большей степени обусловлена стабилизацией курса доллара. С 2001 года до настоящего времени наблюдается увеличение числа предпринимателей, отметивших, что цены на продукцию за этот период стали более доступными (с 14,2% до 20% респондентов). Конечно же, ценообразование существенно зависит от отраслевой принадлежности предпринимателя. Так, бизнесмены - производственники имеют значительные материальные издержки, на которые ориентируется в процессе ценообразования и соответственно более остро ощущают колебания цен. Респонденты сферы промышленности и строительства отметили улучшение ситуации по критерию «цен на продукцию» за обследуемый период в 2 раза. Представители торговли и сферы обращения в первую очередь ощущают изменение спроса на товары и услуги, обусловленное колебанием цен, и на вопрос о ценах на продукцию реагируют стабильно. Ухудшение ситуации по данному критерию в 2,5 раза за 2001-2004 гг. отмечают представители транспорта, где наиболее значимыми факторами ценообразования являются цены конкурентов и собственные издержки приобретения основного капитала.

Рынок труда как важный инфраструктурный элемент предпринимательской среды является самым стабильным фактором развития предпринимательства - с ним связаны наименьшие оценки изменения условий ведения бизнеса. Большая часть предпринимателей (свыше 60%) традиционно считают фактор занятости в малом бизнесе устойчивым, не требующим в настоящее время усиленного внимания.

В целом инфраструктурные условия ведения бизнеса рассматриваются предпринимателями сдержанно: как относительно благоприятные или улучшающиеся их охарактеризовали только около У респондентов. Довольно отчетливо прослеживается отраслевая специфика развития предпринимательства: по данным опросов за 2001-2004 гг. наблюдается положительная тенденция в изменении условий ведения бизнеса для предпринимателей сферы промышленности и строительства; ухудшение условий - в области транспорта, торговли и общественного питания. Различия обусловлены уровнем развития отраслей в сфере предпринимательства и их функциональными особенностями.

Налогообложение

Налогообложение малого бизнеса является важным институциональным элементом, стимулирующим или дестимулирующим его развитие. В отношении налогообложения малых предприятий в России действуют специальные режимы налогообложения. По данным опросов лишь 50%-60% респондентов отслеживают изменения в законодательстве. Такая ситуация обусловлена недостаточными знаниями предпринимателей в области экономики и фискальной политики, отсутствия своевременной и полной информации о правилах налогообложения. Кроме того, низкая осведомленность предпринимателей о налоговом законодательстве свидетельствует, на наш взгляд, о высокой доле теневого оборота и о слабом развитии информационной инфраструктуры в рамках налоговой системы РТ.

По результатам анкетирования 2004 года 83,3% респондентов, применяющих для своего бизнеса упрощенную систему налогообложения, удовлетворены ее действием. Максимальное количество предпринимателей, довольных этим законопроектом, заняты в сфере транспорта (90,3%) и торговли (86,4%). При этом число респондентов, положительно реагирующих на введение единого налога, из года в год стабильно увеличивается.

Федеральный Закон о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности был принят 16 июля 1998 года и претерпел редакции в 1999, 2001 и 2002 годах. В редакции Федерального закона от 31. 12. 2002 года № 191-ФЗ уплата организациями данного налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций (используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога. Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход предусматривает замену уплаты налога на доход с физических лиц, налога на имущество физических лиц (используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога.

После перехода на единый налог на вмененный доход, по мнению 28,7% опрошенных в 2004 году (рис. 6), сумма уплаченных ими налогов стала меньше, 19,6% респондентов считают, что стали платить больше, 51,7% опрошенных не находят изменений в этой области.

2004

2003

2002

2001

19,6 28,7 51,7

9,2 46,6 44,2

23,5 24,5 51,9

13 41,9 45,1

1 1 1 1 1 1 1 1 1

0%

10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% §0% 90% 100%

□ стали платить больше

і стали платить меньше

о без изменений

Рис. 6 -Оценка респондентами изменения условий налогообложения для своего предприятия после перехода на единый налог на вмененный доход (%)

Динамика числа ответивших на данный вопрос в период обследований 2001-2004 гг. носит неустойчивый характер. При этом количество респондентов, свидетельствующих об

уменьшении налоговых сумм варьируется от 24% до 47%, об их увеличении - от 9% до 24%. Стабильно около половины предпринимателей не ощущают на себе влияния налоговых нововведений.

По поручению Президента России Минэкономразвития подготовило законопроект о льготном налогообложении для малого бизнеса, в котором разработан специальный режим применения единого налога на вмененный доход. Первый вариант - 8% налог с выручки (без учета расходов, связанных с извлечением прибыли, но за вычетом сумм, направленных на пенсионное страхование работников). Второй вариант - 20% налог с чистой прибыли (все доходы минус расходы, связанные с извлечением этой прибыли).

Мнения предпринимателей на вопрос о предпочтении одного из вышеуказанных вариантов налогообложения разделились поровну, с незначительным перевесом (в 2004 году на 2 процентах пункта) в сторону 20% налога с чистой прибыли. При этом предпочтение 8% налогу с выручки отдают предприниматели, занятые на транспорте (70,6%). В сфере торговли и общественного питания картина обратная: 71,4% считают наиболее приемлемым 20% налог с чистой прибыли. Предприниматели сферы материального производства (промышленность, строительство) показали одинаковое отношение к обоим вариантам налогообложения.

В результате налоговых нововведений по оценкам предпринимателей механизм представления отчетности органам государственной власти существенно не упростился. В обследовании 2004 года, в среднем по предложенной номенклатуре органов власти, 1/3 респондентов заявила об упрощении процедуры отчетности, оставшиеся 2/3 признают механизм предоставления отчетности неизменным. Наибольшие оценки об упрощении отчетности (35,4%) высказаны относительно налоговой инспекции. Опрос 2001 года носит более оптимистичный характер и насчитывает около половины положительных оценок. Неизменной в плане сложности предоставления отчетов в 2001-2004 гг. отмечается ситуация по отчетности комитету госстатистики и фонду социального страхования.

Производственные площади и вопросы аренды

Следующая проблема инфраструктурного характера, стоящая на сегодняшний день перед предпринимателями республики, нехватка производственных площадей. Актуальность этой проблемы за период обследования 2001-2004гг. практически не снижается: если в 2001 году нехватку площадей ощущали 51% опрошенных, то в 2004 году - 47%. Наиболее остро нужду в производственных площадях испытывают предприниматели обрабатывающих производств, в первую очередь по причине нехватки финансовых ресурсов на аренду помещения, высоких арендных ставок. Менее остро потребность в площадях ощущают представители торговли и сферы обращения, имеющие в силу специфики своей деятельности большее количество свободных финансовых средств и столь остро не нуждающиеся в больших торговых площадях. Как свидетельствуют данные опросов, У предпринимателей промышленников желает иметь площади свыше 200 кв. метров, а представителей торгового бизнеса (90%) устроили бы помещения менее 200 кв. метров. Помимо производственно-складских и торговых площадей, малый бизнес испытывает недостаток в помещениях под офис.

Однако результаты обследований показывают, что ежегодно лишь 15% респондентов получают помещения и оборудование путем аренды. Около 80% предпринимателей не желают арендовать объекты и заявки на получение аренды не подают. Остальные высказывают недовольство существующим условиям аренды. При этом 2/3 всех опрошенных считают, что ставки арендных платежей завышены. Следовательно, институт аренды требует своего совершенствования.

По данным опросов 2001-2004 гг. для малого бизнеса предпочтительна долгосрочная аренда (до 5 лет), которая устраивает более 70% предпринимателей. Потребность в краткосрочной аренде (до 1 года) в 2004 году высказали 24% респондентов, что несколько выше, чем в предыдущие года. Наличие желающих арендовать объекты менее чем на год в некоторой степени свидетельствует о нестабильности бизнеса, неопределенности в успехе дела с одной стороны, и мобильности и динамичности предпринимательских действий с другой.

Проблемы предпринимателей

Отмеченный в ходе обследования 2004 года спектр проблем малого бизнеса не оригинален - это именно те основные проблемы, которые не раз перечислялись предпринимателями в ходе предыдущих исследований.

По результатам обследований 2001-2004 гг. (рис. 7) особо насущными для предпринимателей традиционно являются проблемы недостатка финансовых средств (17,5% в 2004г.), высокого уровня налогообложения (15,8%), неплатежеспособности потребителей (11,7%), отсутствия рекламы (7,5%), сбыта продукции (7,4%), юридической незащищенности (5,6%), а также многие другие.

недостаток финансовых средств высокий уровень налогообложения неплатежеспособность потребителей отсутствие рекламы своей деятельности затруднения со сбытом продукции недостаток квалифицированных кадров трудности с получением кредита уменьшение спроса на продукцию юридическая незащищенность недостаток информации о рынке

]7,5 ] 7,4 I 7,4

\6,5

63

17,5

15,8

11,7

4,2

Рис. 7 - Наиболее значимые проблемы предпринимательства в 2004 году, количество ответивших (в% от числа опрошенных)

При этом актуальность одних проблем из года в год нарастает, других - снижается, однако основная их масса остается неизменной. Так, к факторам, усиливающим проблематичность ведения бизнеса, респонденты относят:

- недостаток финансовых средств,

- отсутствие рекламы своей деятельности,

- уменьшение спроса на выпускаемую или продаваемую продукцию; ослабление остроты проблемы наблюдается по критериям:

- высокий уровень налогообложения,

- юридическая незащищенность,

- поиск инвесторов.

Помимо социально-экономических проблем, представители малого предпринимательства сообщают о наличии административного барьера, осложняющего ведение бизнеса. А именно, существуют разногласия с предприятиями коммунальных служб в плане оказания услуг, а также с органами, выдающими сертификаты и лицензирование. Так, данные исследования 2004 года показывают, что с коммунальными предприятиями проблемные ситуации возникают достаточно редко. В частности, о наличии трений с ГТС сообщили только 5,3% опрошенных (в 2003 г. - 8,4%), с предприятиями электросети - 5% (в 2003 г. - 4,2%). Чаще противоречия возникают в контактах с учреждениями, ведающими вопросами лицензирования (14%), отвода земли (9,7%), сертификации (10,1%). В целом, по сравнению с обследованиями предыдущих лет, взаимодействие предпринимателей с вышеуказанными службами стало менее проблемным.

В процессе своей деятельности предприниматели нередко подвергаются проверке со стороны контролирующих органов. Около 2/3 респондентов отметили, что за последние полгода их предприятие подвергалось проверке до 5 раз. Наиболее часто осуществляется контроль финансовой деятельности (49% респондентов), качества товаров и услуг (31%), организации охраны труда (24,4%). Причем давление органов, контролирующих финансовую деятельность предприятий, по сравнению с предыдущими обследованиями усилилось.

Планы предпринимателей

Данные обследования позволяют сделать вывод, что предприниматели настроены оптимистично и на ближайшее будущее планируют реализовать свои конструктивные экономические цели. Так, 2/3 опрошенных в качестве приоритетной цели на ближайшие полгода выбрали развитие своего основного вида деятельности. В поиске новых рынков сбыта и обновлении ассортимента заинтересованы 44% респондентов. Каждый десятый предприниматель планирует внедрение нового оборудования и технологий, каждый шестой - создание новых рабочих мест. Данный разброс мнений сохраняется с периода проведения первого обследования 2001 года. Таким образом, приоритеты отдаются таким направлениям, которые не просто обеспечивают выживание бизнеса, но и создают основу для его дальнейшего развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальное самочувствие предпринимателей

Деятельность в малом бизнесе нередко сопряжена с коммерческим риском, опасностью рэкета, неопределенностью экономической ситуации. В связи с этим важно оценить социальное самочувствие предпринимателей. Одним из таких показателей выступает самооценка настроения. Обследование 2004 года показало, что 60,8% респондентов имеют ровное, хорошее настроение, 6,2% - отличное настроение. Каждый шестой из опрошенных испытывает напряжение, тоску и страх, в предыдущем году - каждый четвертый. Образ жизни, избранный предпринимателями, в той или иной мере устраивает около 3/4 респондентов, что также несколько выше, чем в прошлом обследовании. В целом общественнопсихологический климат для развития малого бизнеса в республике в настоящее время вполне благоприятный, и судя по результатам опросов, за последние годы он до некоторой степени улучшился.

Материальное положение своих семей предприниматели оценивают всегда субъективно - у каждого свой стандарт. И тем не менее, почти каждый второй представитель малого бизнеса определяет его как «очень хорошее» или «хорошее» (58,6%), каждый восьмой

- как «плохое» и «очень плохое». При этом количество негативных оценок за период обследования 2001-2004 гг. сократилось в 2 раза. В перспективе повышение материального

благополучия своих семей видят 87% предпринимателей.

Таким образом, результаты социологических исследований проблем предпринимательства в 2001-2004 гг. позволяют сделать следующие выводы:

- наблюдается положительная тенденция в изменении условий ведения бизнеса для предпринимателей сферы промышленности и строительства; ухудшение условий - в области транспорта, торговли и общественного питания;

- отмечается низкая осведомленность предпринимателей о налоговых законопроектах и нововведениях (на уровне 50%);

- более 80% респондентов, применяющих для своего бизнеса упрощенную систему налогообложения, удовлетворены ее действием;

- в результате налоговых нововведений несколько упростился механизм предоставления отчетности в налоговую инспекцию;

- по-прежнему, 50% респондентов ощущает нехватку производственных площадей;

- наблюдается ослабление остроты проблем налогообложения, юридической незащищенности, поиска инвесторов при усилении актуальности недостатка финансовых ресурсов, сложностей с рекламой своей деятельности, уменьшением спроса на продукцию;

- становится менее проблемным взаимодействие предпринимателей с коммунальными службами и органами лицензирования;

- в планы предпринимателей на ближайшее будущее входит развитие своего основного вида деятельности, поиск новых рынков сбыта и обновление ассортимента продукции, создание новых рабочих мест;

- общественно-психологический климат для развития малого бизнеса вполне благоприятный.

Вышесказанное позволяет говорить о, на наш взгляд, позитивности процессов в малом бизнесе для инновационной сферы в целом, однако негативом следует считать слабое распространение малого бизнеса в промышленном секторе Республики Татарстан.

© О. М. Краснова - канд. эконом. наук, зам. руководителя Территориального органа Государственной статистики по Республике Татарстан; Т. В. Малышева - канд. эконом. наук, нач. аналитического отдела Комитета Республики Татарстан по социальноэкономическому мониторингу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.