Научная статья на тему 'Совершенствование процесса внедрения инноваций в инвестиционно-строительном комплексе Республики Татарстан'

Совершенствование процесса внедрения инноваций в инвестиционно-строительном комплексе Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клещева О.А.

Выявлены факторы, препятствующие внедрению инноваций в инвестиционно-строительном комплексе. Предложены меры по государственной поддержке этого процесса. Даны рекомендации по совершенствованию механизмов внедрения инноваций в инвестиционно-строительном комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса внедрения инноваций в инвестиционно-строительном комплексе Республики Татарстан»

31 (166) - 2010

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

О. А. КЛЕЩЕВА, ассистент кафедры экономики и предпринимательства в строительстве E-mail: olgaklescheva@mail.ru Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Выявлены факторы, препятствующие внедрению инноваций в инвестиционно-строительном комплексе. Предложены меры по государственной поддержке этого процесса. Даны рекомендации по совершенствованию механизмов внедрения инноваций в инвестиционно-строительном комплексе.

Ключевые слова: инновации, инвестиционно-строительный комплекс, государственное регулирование инновационной деятельности.

Инновационное развитие инвестиционно-строительного комплекса приобретает особую актуальность. Инновации в строительстве очень значимы для всей экономики в целом, так как без успешного функционирования инвестиционно-строительного комплекса невозможно развитие остальных отраслей материального производства. Предкризисные годы в Татарстане характеризовались активизацией инвестиционной деятельности и оживлением в инвестиционно-строительном комплексе. В кризис ситуация резко изменилась. Снизился объем инвестиций. Именно в этот период необходима разработка такой стратегии развития инвестиционно-строительного комплекса, которая бы позволяла не только достигнуть докризисных показателей, но и перейти на новый качественный уровень развития. Этим условиям удовлетворяет стратегия инновационного развития инвестиционно-строительного комплекса.

Однако процесс внедрения инноваций в инвестиционно-строительном комплексе Татарстана идет медленно. Если сравнивать объемы финансирования научных исследований и разработок по регионам Приволжского федерального округа (ПФО), то можно отметить, что Татарстан занимает 2-е место по числу организаций, занимавшихся инновационной деятельностью. Доля организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, в общем числе организаций наибольшая в Пермском крае, а в Татарстане составляет 14,3 %. Татарстан является лидером в ПФО по затратам натехнологические инновации (табл. 1).

По показателю «Отгружено инновационных товаров, работ, услуг предприятиями промышленности» Татарстан занимает 2-е место, немного уступая Самарской области — 131 433,3 млн руб. Такая же ситуация и по объемам продукции, содержащим значительные усовершенствования (табл. 2).

Среди факторов, которые препятствуют внедрению инноваций на предприятиях инвестиционно-строительного комплекса, можно выделить:

• нехватку средств; невосприимчивость отрасли в целом к нововведениям;

• длительные сроки окупаемости нововведений в связи со спецификой продукции и наличием высокой степени риска;

• недостаточное развитие рынка технологий и недостаток соответствующей информации о новых технологиях и рынках сбыта;

Таблица 2

Таблица 1

Краткая характеристика инновационной деятельности организаций [2]*

Число организаций, Доля организаций, занимавшихся Затраты на технологи-

Регион занимавшихся инновационнои инновационнои деятельностью, ческие инновации, млн

деятельностью, ед. в общем числе организаций, % руб.

Республика Татарстан 122 14,3 23 731,3

Саратовская область 55 7,7 1 712,0

Удмуртская Республика 59 11,4 4 998,9

Республика Башкортостан 97 12,6 8 179,5

Нижегородская область 131 13,2 9 745,3

Оренбургская область 57 17,0 6 656,7

Пензенская область 28 9,3 1 509,5

Пермский край 102 26,4 12 634,6

Кировская область 45 9,2 3 114,7

Республика Марий Эл 17 7,5 130,5

Республика Мордовия 25 8,8 2 851,2

Чувашская Республика 75 18,9 3 257,6

Самарская область 91 13,8 10 396,3

Ульяновская область 40 8,7 1 094,1

* Все количественные данные, упоминаемые в статье, основаны на показателях, взятых из статистического сборника [2], если не указан другой источник.

Объемы отгруженных инновационных товаров, работ, услуг предприятий промышленности, млн руб.

Отгружено инновационных товаров, В том числе вновь внедренные или подвергавшиеся

Регион работ, услуг предприятиями значительным технологическим изменениям

промышленности в течение трех последних лет

Республика Татарстан 131433,3 27446,7

Саратовская область 8 703,0 8 636,6

Удмуртская Республика 9 330,3 8 848,4

Республика Башкортостан 25 905,4 12 601,3

Нижегородская область 21 790,2 6 890,4

Оренбургская область 10414,1 10 027,9

Пензенская область 3 062,8 1 486,4

Пермский край 62 926,2 4611,6

Кировская область 9 435,6 7 863,6

Республика Марий Эл 396,2 354,8

Республика Мордовия 10 539,9 7 746,1

Чувашская Республика 8 188,1 6 145,1

Самарская область 141 521,4 82 507,7

Ульяновская область 22 282,1 21 098,6

• плохое качество строительных материалов;

• административные барьеры;

• небольшой опыт ведения инновационной деятельности;

• отсутствие должного правового обеспечения и действенных механизмов государственной поддержки инновационных предприятий;

• нехватку квалифицированных кадров;

• неблагоприятный деловой климат;

• недостаточное развитие инновационной инфраструктуры.

Покупатели строительной продукции чаще предпочитают дома, построенные с использованием традиционных технологий домостроения [4].

В обществе отсутствует спрос на инновационный прорыв в строительстве и производстве строительных материалов. Застройщикам тоже выгодна такая ситуация, так как внедрение новых технологий требует значительных затрат, а выгоду приносит только через определенный период времени.

Однако развитие российской экономики требует от предприятий инвестиционно-строительного комплекса инновационной активности. Это связано с высокой энергоемкостью и капиталоемкостью строительного производства. Со временем рост цен на энергоносители и стройматериалы приведет к сильному удорожанию строительной продукции, что сделает ее неконкурентоспособной.

Любые научные открытия должны быть внедрены в производство для того, чтобы стать инновациями. Обычно это очень сложный и долгий процесс. Для его облегчения необходимо принимать меры по государственной поддержке инновационной деятельности. Методы государственного регулирования инновационной деятельности можно разделить на прямые и косвенные. В качестве прямого метода можно рассматривать государственное инвестирование в инновационную деятельность. Оно проявляется в виде государственного предпринимательства, планирования и программирования, лизинга, фондовых операций, кредитования.

В экономически развитых странах отработаны различные экономические механизмы, обеспечивающие эффективное внедрение инноваций. Они основаны на следующих принципах:

• четкое определение государством того, что относится к инновациям;

• законодательно закрепленная государственная поддержка инновационной деятельности. Прямое стимулирование инновационной

деятельности в Канаде состоит в обеспечении государственных гарантий по кредитам в коммерческих банках и государственном финансировании инновационной деятельности. В Японии осуществляются бюджетное субсидирование и льготное кредитование подведомственных государственных корпораций, исследовательских центров, осуществляющих инновационную деятельность совместно с частными компаниями [5].

В Татарстане большая часть научных исследований в естественных и технических науках финансируется из собственных средств научных учреждений и организаций предпринимательского сектора. Причем доля последних растет с каждым годом, адоля государства снижается (табл. 3).

В Татарстане наблюдается положительная динамика в финансировании информационно-телекоммуникационных систем и нанотехнологий. Самую большую долю в финансировании занимают

Таблица 3

Структура источников финансирования по естественным и

техническим наукам в Республике Татарстан, %

Год Собственные средства Бюджеты всех уровней Внебюджетные фонды Организации государственного сектора Организации предпринимательского сектора

2005 32 22 1 23 20

2006 26 27 1 21 23

2007 28 21 1 23 26

2008 30 25 1 14 29

транспортные, авиационные и космические системы (табл. 4).

В результате государственной поддержки в Татарстане функционируют десять предприятий, выполняющих научные исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями. В 2008 г. эти предприятия затратили на научные исследования 161,3 млн руб.

Применяемые за рубежом косвенные методы регулирования инновационной деятельности ориентированы на стимулирование инновационных процессов, на формирование благоприятных экономических условий для научно-технического развития. При применении косвенных методов правительство непосредственно не ограничивает самостоятельности предприятий в принятии хозяйственных решений. К косвенным методам управления относятся: налоговое и амортизационное регулирование, кредитная и финансовая политика, ценовое регулирование, политика протекционизма, либерализация налогового и амортизационного законодательства.

Большое значение для развития инновационной деятельности имеют налоговые льготы, применяемые для поощрения тех направлений деятельности корпораций, которые необходимы для государства. Например, льготы, предоставляемые для стимулирования научно-технического прогресса, экспорта и деловой активности инновационных организаций.

Таблица 4

Структура затрат на финансирование приоритетных направлений науки и техники в Республике Татарстан, %

Приоритетное направление

Год Информационно-телекоммуникационные системы Индустрия наносистем и материалов «Живые системы» (биотехнологии) Рациональное природопользование Энергетика и энергосбережение Транспортные, авиационные и космические системы

2006 4 21 2 3 9 55

2007 6 6 8 5 8 63

2008 38 11 4 3 5 37

Одним из направлений стимулирования инновационной активности является создание и поддержка инновационной инфраструктуры инвестиционно-строительного комплекса.

В Программе развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004—2010 гг. приводится следующее определение: «... инновационная инфраструктура—это организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности».

Инновационная инфраструктура в Татарстане отличается развитой научно-технической и научно-образовательной сферой. Научно-технический потенциал региона представлен технопарками, бизнес-инкубаторами, технополисами, вузами, венчурными фондами.

Инновационная инфраструктура строительного комплекса Татарстана включает следующие технопарки:

• научно-технологический парк «Центр инновационной деятельности КГУ»;

• ОАО «Инновационно-производственный Технопарк «ИДЕЯ»;

• ООО «Инновационно-производственный технопарк «ИДЕЯ — Юго-Восток»;

• научно-производственное некоммерческое партнерство «Технопарк Прикамья».

На базе технопарка «Идея» были разработаны следующие проекты: термомодификация древесины, тепловой способ разрушения железобетонных конструкций, комплексная химическая добавка «Гексолит», технология производства новых регуляторов твердения строительных смесей, программно-технический комплекс «Concret», новый дорожно-строительный материал с применением нефтешлама, технология использования серы в дорожном строительстве. Однако необходимо разрабатывать гибкие механизмы, позволяющие различным предприятиям активнее участвовать в инновационных процессах на базе технопарков.

Работа бизнес-инкубатора нацелена на то, чтобы основные усилия предпринимателей сосредоточивались на их бизнесе, а не тратились на противодействие враждебной окружающей среде. В инновационную инфраструктуру инвестиционно-строительного комплекса Республики Татарстан можно включить следующие бизнес-инкубаторы: бизнес-инкубатор «Свияга», муниципальный бизнес-инкубатор г. Альметьевска «Импульс», бизнес-инкубатор г. Набережные Челны, бизнес-инкубатор г. Елабуги.

Технополисы пользуются различными льготами, что наряду с развитой инфраструктурой обеспечивает эффективную разработку и внедрение сов-

ременных технологий [3]. Технополис «Химград» предлагает своим резидентам существенные льготы и развитую инфраструктуру комплекса, гарантирующую технологическое обеспечение производства, транспорт и логистику. На базе «Химграда» работают десять предприятий, относящихся к отрасли производства строительных материалов.

В научных учреждениях закладываются основы инноваций: проводятся фундаментальные, прикладные и поисковые исследования. Одним из основных вузов, составляющих инновационную инфраструктуру строительного комплекса Татарстана, является Казанский государственный архитектурно-строительный университет. На базе университета разрабатываются идеи, составляющие основу инноваций в строительной сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие научные результаты, полученные сотрудниками Казанского государственного архитектурно-строительного университета, используются в производстве строительных материалов и изделий, в работах, связанных с мероприятиями по тепло- и энергосбережению, безопасностью трудав строительстве, в разработке эксплуатационных нормативов по ремонту и содержанию автомобильных мостов и дорог и др.

Венчурные фонды осуществляют финансирование процесса коммерциализации научно-технических результатов на тех стадиях, на которых невозможно участие финансово-кредитных организаций в силу высокой рискованности таких инвестиций. В Республике Татарстан действуют следующие венчурные фонды:

• государственная некоммерческая организация «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан»;

• закрытый паевой инвестиционный фонд «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан»;

• закрытый паевой инвестиционный фонд особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан (высоких технологий)». При Казанском государственном архитектурно-строительном университете открыто представительство государственной некоммерческой организации «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан». Таким образом, реализуется сотрудничество между отраслевым вузом и другим субъектом инновационной инфраструктуры.

Рассматривая величину использования информационных и коммуникационных технологий в

Таблица 5

Динамика затрат на информационные и коммуникационные технологии по видам экономической деятельности, млн руб.

Затраты на информационные

Вид экономической деятельности и коммуникационные технологии по годам

2005 2006 2007 2008

Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области 2,2 4,7 3,5 2,6

Рыболовство, рыбоводство 0,1 0,1 0,3 0,3

Добыча полезных ископаемых 245,0 614,2 1 209,3 1 300,7

Обрабатывающие производства 678,9 703,4 1 763,6 1 429,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 131,6 239,9 1 266,8 424,8

Строительство 83,8 76,2 121,9 103,0

Деятельность гостиниц и ресторанов 3,4 8,8 27,3 23,5

Транспорт и связь 484,2 943,5 358,7 505,2

Финансовая деятельность 219,3 287,1 838,6 764,4

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 580,8 370,3 346,8 964,3

Всего... 3169,0 4011,6 6823,0 6938,4

инвестиционно-строительном комплексе, можно отметить, что в 2007г. лишь 5,8% организаций применяло их в своей деятельности. В 2008 г. значение этого показателя стало еще меньше — 5,2 %. Для обрабатывающих производств, например, эта цифра составила 12% в 2008 г. Рассматривая динамику затрат на информационные и коммуникационные технологии, можно отметить, что для отрасли «строительство» эта величина находится на среднем уровне по сравнению с другими отраслями и составляла 103 млн руб. в 2008 г. Для строительства характерен рост затрат на информационные и коммуникационные технологии, что свидетельствует об ускорении процесса информатизации строительной отрасли (табл. 5).

Для информационного обеспечения инновационной деятельности в инвестиционно-строительном комплексе можно создать некоторую систему снабжения строительных предприятий информацией. В целях координации разработчиков и концентрации сил на наиболее востребованных строительной отраслью инновационных технологиях и материалах А. Г. Бублиевский предлагает организовать Всероссийскую информационно-справочную систему строительных инноваций «Банк инновационных проектов в строительной отрасли» [1].

Одним из механизмов, способствующих внедрению инноваций в инвестиционно-строительном комплексе, является создание и функционирование строительного кластера. Наличие в структуре кластеров гибких предпринимательских структур — малых предприятий — позволяет формировать инновационные точки роста экономики региона, согласовывать требования головных сборочных заводов к своим поставщикам и дилерам, снижать затраты на внедрение новых технологий за счет эффекта

масштаба; устойчивая система распространения новых технологий, знаний, продукции — все эти преимущества кластера позволяют обновить технологическую базу, внедрить инновации, создать экологичные производства, осуществить строительство новых объектов и обновление основных фондов, обеспечить стабильное снабжение компаний инвестиционно-строительного комплекса сырьевыми ресурсами, внедрить передовые технологии.

Внедрение инноваций должно стать приоритетным направлением развития инвестиционно-строительного комплекса. Только в этом случае инвестиционно-строительный комплекс станетчастью инновационной экономики. Необходимо реализовывать механизмы государственной поддержки инновационной деятельности в строительном комплексе. Одним из направлений является развитие инновационной инфраструктуры. На основе действия механизмов функционирования строительного кластера можно решить основные задачи внедрения инноваций в инвестиционно-строительном комплексе.

Список литературы

1. Бублиевский А. /'.Системный взгляд на инновации в строительстве. URL: http://www. concrete-union. ru/presscentre/detail.php?ID=888.

2. Наука в Республике Татарстан в 2008 году: стат. сб. Казань, 2009.

3. Сайт технополиса «Химград». URL: http://www. himgrad. ru/technopolis/.

4. Ступин И. Инновации в строительном кластере: барьеры и перспективы. Инновационное бюро «Эксперт». URL: http://www.sibai. ru/content/ view/991/1129.

5. Тихонов Е. Государство поощряет инновации. / Российская Бизнес-газета. № 484,2004. URL: http:// www.rg.ru/2004/ll/09/venchur-strany. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.